Методики, направленные на изучение особенностей личности и общения детей — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Методики, направленные на изучение особенностей личности и общения детей

2020-12-27 197
Методики, направленные на изучение особенностей личности и общения детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чтобы обеспечить ребенку оптимальные условия для развития индивидуальности, необходимо уметь диффе­ренцировать источники его трудностей. Диагностика всегда имеет двойную направленность: на определение уже сложившейся картины развития и на выявление причин неблагополучия. Например, определяя характер сложившихся межличностных отношений ребенка со сверстниками, мы обязательно анализируем их причины (особенности семейной ситуации, нарушение адапта­ции, неумение построить общение, личностные пробле­мы и др.), с тем, чтобы разработать стратегию коррекционно-развивающей работы. Поэтому зачастую необхо­димо комплексное диагностическое исследование тех или иных аспектов развития ребенка и факторов, их оп­ределяющих.

 

МЕТОДИКА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ

УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ

(М.И.Лисина)

Данная методика исследует три формы общения: си­туативно-деловую, внеситуативно-познавательную и вне­ситуативно-личностную.

Цель методики: определение ведущей формы обще­ния ребенка со взрослыми.

Материал: игрушки, книги.

Процедура обследования: педагог приводит ребен­ка в комнату, где на столе разложены игрушки и книги, и спрашивает, что бы он хотел — поиграть с игрушка­ми (1 ситуация), почитать книжку (2 ситуация) или пого­ворить (3 ситуация). Затем педагог организует ту деятель­ность, которую ребенок предпочел. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся видов де­ятельности. Если ребенок затрудняется ответить, педагог предлагает ему последовательно все три вида деятельно­сти (поиграть, почитать, поговорить). Каждая ситуация длится не более 15 минут.

В случае если ребенок постоянно выбирает одну и ту же ситуацию, не проявляя интереса к другим видам, взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение остав­шимся двум ситуациям общения.

Во время обследования педагог заполняет протокол обследования, в котором фиксируются шесть показателей поведения детей:

· порядок выбора ситуаций;

· основной объект внимания в первые минуты опыта;

· характер активности по отношению к объекту внимания;

· уровень комфортности во время эксперимента;

· анализ речевых высказываний;

· желательная для ребенка продолжительность дея­тельности.

 

Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:

1 ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое общение;

2 ситуация (чтение книг) — внеситуативно-позна­вательное общение;

3 ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение.

Протокол обследования по определению ведущей формы общения

Фамилия, имя ребенка. Возраст __________

 

Группа _________

 

Дата заполнения

 

 

Предлагаемые ситуации

 

 

Порядок выбора ситуации

Объект внимания в 1-ые минуты опыта

Характер активности по отношению к объекту внимания

Уровень комфортности

Анализ речевых высказываний

Продолжительность деятельности Общее количество баллов

По форме

По теме

По функциям По содержанию

 

 

   
1. Деловое общение (совместная игра)                      
2. Познавательное общение (рассматривание и чтение книги)                    
3. Личностное общение (беседа на личные темы)                    

Обработка результатов

Показатели действий детей оцениваются в баллах. Особое внимание уделяется тематике и содержанию ре­чевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способ­ности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми.

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Веду­щей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

Шкала показателей для определения ведущей формы общения ребенка со взрослыми

№   Показатели поведения   Бал­лы  
1   Порядок выбора ситуаций: Игры, занятия Чтение книги Беседа на личные темы 1 2 3  
II Основной объект внимания в первые минуты опыта:  
    Игрушки Книги Взрослый 1 2 3
III   Характер активности по отношению к объекту внимания: не смотрит беглый взгляд приближение прикосновение речевые высказывания   0 1 2 3 4
IV   Уровень комфортности во время эксперимента: напряжен, скован озабочен смущен спокоен раскован весел   0 1 2 3 4 5
V Анализ речевых высказываний детей: По форме: ситуативные внеситуативные По теме: несоциальные (животные, игрушки, предметы и т. д.) социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители) По функции:   просьбы о помощи вопросы высказывания По содержанию: констатирующие высказывания высказывания о принадлежности оценка мнения     1 2   1 2   1 2 3   1 2 3
VI   Продолжительность деятельности: минимальная — до 3 минут средняя — до 5 минут максимальная — до 10 минут и более     1 2 3  

 

* Приводится по Азбуке общения Шипициной Л. М. и др.

 

МЕТОДИКА «ЛЕСЕНКА» (В. Г. Щур)

Данная методика применяется с целью выявления особенностей самооценки ребенка, а также его представ­лений об отношении к нему других людей, степени осоз­нанности этого отношения.

Материал: рисунок лестницы, состоящей из семи сту­пенек, картонная фигурка мальчика или девочки, кото­рую необходимо расположить посередине лестницы.

Проведение теста: ребенку дают листок с нарисован­ной на нем лестницей и объясняют значение ступенек.

Инструкция (взрослый): Посмотри на эту лесенку. Ви­дишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше, тем, значит, дети лучше, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие дети. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывает), еще ниже — детей еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята. На какую сту­пеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?

Анализ результатов

Прежде всего обращают внимание, на какую ступень­ку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дошкольники ставят себя на ступеньку «очень хорошие» или даже «самые хорошие» дети. В любом случае, это дол­жны быть верхние ступеньки, так как положение на лю­бой из нижних говорит не об адекватной самооценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности.

Об отношении взрослых к ребенку и их требованиях говорят ответы детей на вопрос, куда их поставят папа, 46 Развитие коммуникативных способностей...

мама, воспитатель. Для нормального, комфортного само­ощущения ребенка важно, чтобы кто-то из взрослых «по­ставил» ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку от верху, а мама (или другой взрослый) ставит его на самую высокую ступеньку.

Признаком неблагополучия, как в структуре личнос­ти ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослы­ми, являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» расположение на одной из нижних ступенек нормально и может являться след­ствием адекватной самооценки, особенно если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замеча­ния от воспитателя.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.