Необходимость бережного отношения к природе — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Необходимость бережного отношения к природе

2020-12-27 95
Необходимость бережного отношения к природе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Человек и природа

Виды проблемы Аргументы

Восприятие человеком природы как живой материи (влияние природы на душу чело­века)

«Слово о полку Игореве». Вся природа в «Слове» наделя­ется автором человеческими чувствами, способностью раз­личать добро и зло. Она преду­преждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и ра­дости. Природа помогает Игорю в его бегстве из плена, у неё ищет сочувствия и помощи Ярославна. Между природой и человеком стираются границы. Люди постоянно сравниваются с птицами и зверями. Игорь вступает в разговор с Донцом, Ярославна ищет сочувствия и помощи у ветра, солнца и Днепра. Трудно назвать другое произведение, в котором события жизни людей и изменения в природе были бы так тесно слиты.
А.П. Чехов «Степь». Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажет­ся, что степное пространство способно и страдать, и радо­ваться, и тосковать. Его пере­живания и мысли становятся не по-детски серьезными, фило­софскими.
Л.Н.Толстой «Война и мир». Окружающая природа может изменить человека, сделать его счастливым. Она может воздействовать на характер человека, поменять его мировоззрение, стать участником духовного поиска людей. Такова роль природы в романе Л.Н Толстого «Война и мир». Именно она помогает Андрею Болконскому, одному из её главных героев, переосмыслить свою жизнь. Болконский стремится к славе, без которой, по его мнению, жить не может. В день Аустерлицкого сражения Андрей во время паники на глазах М. Кутузова увлёк в атаку целый батальон. Но героя Толстого ранят. Рушатся все его честолюбивые планы. И только теперь, когда он такой беспомощный и покинутый всеми лежит на поле, он обратил свой внимание на небо, и оно вызвало в нём искреннее и глубокое потрясение: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Всё пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Болконский по-другому посмотрел на своё прошлое. Он понял, что отнюдь не слава является главным стимулом человеческой деятельности, что существуют более возвышенные идеалы.
В. Астафьев «Царь-рыба». Рыбак Игнатьич, всю жизнь ловивший рыбу и умеющий делать это как нельзя лучше, возомнил себя царём природы. Поймав на крючок огромную рыбу, он не в силах справиться с ней. Для то­го, чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на сво­боду. Встреча с рыбой, симво­лизирующей нравственное на­чало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни. Значит, не человек творит природу, а природа властвует над человеком. Он она не так беспощадна, она даёт шанс человеку исправиться, ждёт покаяния.
Постиже­ние пре­красного в природе Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями». Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионер­ском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в ру­ке, он решает расправиться с птицами, но замирает, заворо­женный пением соловья. Что- то стронулось в душе мальчи­ка, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылеп­ленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утвер­ждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе.

Любовь к природе

С.Есенин. Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике, обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Устное народное творчество. Недаром в русских народных сказках часто прославляется любовь к природе и всему живому. Увидит странник выпавшего птенца - положит его в гнездо, попадет птица в силки - он ее освободит, выбросит волной рыбу на берег - он отпустит ее обратно в воду. Не искать выгоды, не губить, а помогать, любить, спасать, беречь - этому учит народная мудрость.

Проблемы семьи, взаимоотношений отцов и детей

Виды проблемы Аргументы

Материнство как подвиг

Л. Улицкая «Дочь Буха­ры». Бухара, героиня рассказа, со­вершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию до­чери Милы, у которой был син­дром Дауна. Даже будучи смер­тельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уй­ти из жизни. В. Закруткин «Матерь чело­веческая». Мария, героиня повести «Матерь человеческая», на своих плечах вынесла тяжелое бремя войны. Героиня осталась совсем одна в разрушенной фашистами деревне, когда носила под сердцем ребенка. Но отчаяние лишь на минуту охватило Марию. Она поняла, что нельзя сдаваться, надо жить дальше. Мария нашла в себе силы не только выжить самой, но и помочь это сделать другим. Она стала матерью всего живого. Среди трупов и разрушения Мария сохранила жизнь. Эта женщина начала с нуля, когда у нее ничего не было. И все же героине удалось сделать невозможное: Мария дарила надежду голодным ленинградским детям. Она сделала самое главное – просто обогрела их, показала, что есть на свете заботливые люди. Мария хочет мирной жизни не только для своего ребенка, но и для всех детей. Поэтому она заботится о тех, кому сейчас плохо и одиноко. За это ее благодарят дети: трехлетняя Даша, маленький Андрюша, Галя и Наташа из детдома. Жизнь послала Марии нелегкие испытания, она попала в тяжелейшие условия. Но вера, надежда, добро помогли этой женщине. Писатель уверен, что только добро, тепло семьи и матери может победить войну.

Конфликты в семье

Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Семья – духовная опора человека. Теряя её, человек отрывается от мира. Он подобен листу, опавшему с дерева: жизненный путь ему не подвластен, лихие ветра судьбы носят его туда-сюда, в душе смятение, ни к чему и ни к кому он не привязан. Именно в такую ситуацию попал главный герой романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Родители не желали понять интересы своего сына, его тягу к морю. Навязывая свои взгляды и интересы юноше, они добились лишь гнева сына. В результате они потеряли его на долгие годы. Семья Л.Н.Толстого. Расхождение взглядов на жизнь зачастую является основой для конфликтов. Это и забрало счастье семейной жизни у знаменитого русского писателя Л.Н.Толстого. Несмотря на аристократическое происхождение, он на исходе своего жизненного пути жил весьма бедно, так как избрал путь благодетеля, раздав большую часть своего имущества нуждающимся. Его творения были знамениты уже тогда, но он не пожелал денег за свои труды. Но жена Толстого осуждала мужа. Она хотела роскоши, жизни, достойной аристократов. Её не стоит винить за это. Но именно такое расхождение взглядов и потребностей уничтожило радость супружеской жизни. А.С.Пушкин «Скупой рыцарь». Большие деньги, как известно, пагубно влияют на душу человека. Под их воздействием меняются отношения между людьми, даже между родными. Это ведет к непониманию в семье, к непрочности родственных уз. Это прекрасно показал Пушкин в «Скупом рыцаре»: деньги разъединили старого барона и его сына, встали на пути их сближения, разбив надежду на взаимопонимание и любовь.

Взаимоотношения в семье

А. Амлинский «Возвращение брата». В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о дру­ге, защитнике. Он надеется об­рести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвра­щения. Но старший брат поте­рял себя как личности, опус­тился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невоз­можность обмануть его помо­гают старшему, Ивану, вер­нуться к нормальной жизни. А. Алексин «Безумная Ев­докия». Родители, ослепленные талант­ливостью дочери Оли, уверо­вавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу, стремя­щуюся «сделать успех каждого, радость каждого — успехом и радостью всех». И Евдокия Са­вельевна, и ребята готовы оце­нить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебре­жения к ним. Много позже отец поймет учительницу и со­гласится, что желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество. А.Лиханов «Обман». У главного героя, Серёжи, умерла мать. Все его дальнейшие беды связаны с этой, главной бедой. На него обрушивается це­лая череда обманов: выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет в их городе, отчим и его мать, Сережина учительница, припуг­нув бабушку, что им с Сережей не прожить на пенсию, пересе­ляют их из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатуш­ку. Тяжело переживает маль­чик и свалившееся на него одиночество: от него фактиче­ски отказались и отец, и отчим. Сложный путь прошел герой, пока не понял, что невозможно жить во лжи. В свои четырна­дцать лет Сережа Воробьев приходит к убеждению о необ­ходимости самому принимать решения.

Утрата духовных ценностей

Б.Васильев «Глухомань». События повести позволяют увидеть, как в сегодняшней жизни так называемые «новые русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценно­сти утрачены, потому что куль­тура ушла из нашей жизни. Об­щество раскололось, в нем мерилом заслуг человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших веру в добро и справедливость. В.Астафьев «Людочка». Выросшая в деревне среди ни­щеты и пьянства, жестокости и безнравственности,героиня рас­сказа ищет спасения в городе. Став жертвой грубого насилия, в обстановке всеобщего безраз­личия, Людочка кончает жизнь самоубийством. В.Железников «Чучело». О том, как отразился процесс утраты духовных ценностей на молодом поколении 80-х годов, рассказал в повести "Чучело" Владимир Железников. Перед нами предстаёт слабое существо: нескладная, со странностями девочка Лена. Именно она становится жертвой бездушия своих одноклассников. Одни из них не ведают, что творят, другие знают, что Лена ни в чем не виновата, но предпочитают молчать об этом. Жестоко звучат язвительные попреки жертве у Железникова. «Нам такие не нужны! Чу-че-ло-о-о!» — кричат в лицо Лене ее одноклассники. Остается только задуматься: откуда в юных сердцах такая звериная злоба, откуда такая страсть к мучительству ближнего?  Заканчивается повесть отъездом Лены из города. Ее отъезд более напоминает бегство. Но писатель дает мучителям Лены возможность в последний момент прозреть и понять, кого они изгнали. Вместе с Леной исчезли в классе доброта, доверчивость, сострадание, любовь. Поздно, но все-таки приходит к ребятам сознание того, что нельзя жить по звериным законам: «Тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее захватила их сердца и требовала выхода». В.Астафьев «Постскрип­тум». Автор со стыдом и возмущени­ем описывает поведение слуша­телей на концерте симфониче­ского оркестра, которые, несмотря на прекрасное испол­нение известных произведений, «начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно — нет, с воз­мущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах».

Бесчеловечность, жестокость

Р.Брэдбери «Карлик». Ральф, герой рассказа жесток и бессердечен: он, будучи хозяи­ном аттракциона, подменил зер­кало, в которое приходил смотреться карлик, утешавший­ся тем, что хотя бы в отражении он видит себя высоким, строй­ным и красивым. В очередной раз карлик, ожидавший вновь увидеть себя таким же, с болью и ужасом бежит от страшного зрелища, отразившегося в новом зеркале, но его страдания лишь развлекают Ральфа. И.С.Тургенев «Муму». Иван Сергеевич Тургенев не только великий русский писатель, но и активный защитник слабых, униженных и обездоленных. Еще маленьким мальчиком он наблюдал жестокое и несправедливое обращение своей властной матери-помещицы с крепостными людьми. Став писателем, Тургенев на страницах своих произведений постарался максимально честно и открыто выразить свое отношение к крепостному праву. Читая рассказ «Муму», мы знакомимся с героями описываемых событий. Это и «славный мужик» Герасим, и робкая прачка Татьяна, и сообразительный дворецкий Гаврила, и опустившийся башмачник Капитон Климов, и многие другие. Много горя и обид узнал в своей жизни каждый из них, но самое удивительное то, что судьбы всех этих людей полностью отданы в руки капризной, обидчивой, властной и глупой барыни, любое изменение настроения которой может стоить даже жизни крепостному. Окруженная льстивыми и трусливыми приживалками, барыня никогда не задумывается о том, что у подневольного человека может быть гордость и достоинство. Обращаясь с крепостными, как с игрушками, она по своему разумению женит их, переселяет с места на место, казнит и милует. Приспосабливаясь ко вздорному характеру барыни, челядь становится хитрой, изворотливой, лживой или же запуганной, трусливой, безответной. Самое страшное то, что никто и не пытается ничего изменить, потому что такое положение вещей — принятая всеми норма. И если жизнь крепостных сера и однообразна, то жизнь барыни — «нерадостна и ненастна». Не было, нет и никогда не будет у нее друзей, любимых и даже по-настоящему близких, потому что и не нужны ей честность и откровенность, не знает она, что это такое. Ю.Яковлев «Он убил мою собаку». Герой рассказа подобрал бро­шенную хозяевами собаку. Он полон заботы о беззащитном существе и не понимает отца, когда тот требует выгнать соба­ку: «Чем помешала собака?.. Я не мог выгнать собаку, ее один раз уже выгоняли». Мальчик потрясен жестокостью отца, который подозвал довер­чивого пса и выстрелил ему в ухо. Он не только возненавидел отца, он потерял веру в добро, в справедливость.

Тупость и агрессивность

А.П.Чехов «Унтер Пришибеев». Унтер-офицер Пришибеев в те­чение 15 лет держит в страхе всю деревню своими абсурдными требованиями и грубой физиче­ской силой. Даже просидев ме­сяц под стражей за свои проти­воправные действия, он так и не смог избавиться от желания ко­мандовать. Цель этого унтер-офицера -пришибить на корню всякое «отступление от закона и порядка», каким бы он ни был. Пришибеев не просто грубиян и невежда, унтер в нём полностью заслонил человека, осталась просто ходячая «функция». По сути, это яркий добровольный исполнитель карательной функции власти. Он понимает, что для наведения порядка существуют государственные служащие, но поскольку теперь его доносы никому не нужны, страдает его общественная натура, и оставить безнаказанным беспорядок он никак не может. Отставной унтер уверен, что охраняет интересы общества, и это питает его активную жизненную позицию: «Ежели я не стану их разгонять, то кто же станет?» «Злые семена» пришибеевщины прорастают и поныне, ведь они коренятся в собственной натуре потенциальных носителей этого зла в людях, утративших человеческую самоценность. М.Е.Салты­ков-Щедрин «История од­ного города». Тупые и агрессивные глуповские градоначальники, особенно Угрюм-Бурчеев, поражают чи­тателя нелепостью, гротескно­стью своих приказаний и реше­ний. Например, Угрюм-Бурчеев решает перестроить город по своему проекту, который очень напоминает тюрьму. Автор характеризует Угрюм-Бурчеева как полного идиота, который не видит дальше своего носа. Но в этом радиусе все должно быть так, как захочет он. Угрюм Бурчеев разрушает Глупов, пытается перегородить реку, но природа оказывается сильнее.

Хамство

М.Зощенко «История бо­лезни». Сатирический рассказ, повест­вующий об отношении меди­цинского персонала к несчаст­ному больному, позволяет увидеть, как неистребимо в лю­дях хамство: «Может быть, вас прикажете положить в отдель­ную палату и приставить к вам часового, чтобы он от вас мух и блох отгонял?» — заявила мед­сестра в ответ на просьбу на­вести порядок в отделении. А.Н.Остров­ский «Гроза». Персонаж драмы Дикой — ти­пичный хам, который оскорбля­ет и племянника Бориса, назы­вая его «дармоедом», «проклятым», и многих обита­телей города Калинова. Безна­казанность породила в Диком полнейшую разнузданность. Основные черты Дикого — грубость, невежество, вспыльчивость и вздорность характера. «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет», — говорит о нем Шапкин. Вся жизнь Дикого основана на «ругательстве». Ни денежные расчеты, ни поездки на базар — «ничего у него без брани не обходится». Более всего достается от Дикого домашним да приехавшему из Москвы племяннику Борису. Д.Фонвизин «Недоросль». Госпожа Простакова своё хам­ское поведение по отношению к окружающим считает нормой: она хозяйка в доме, которой ни­кто не смеет перечить. Поэтому у неё Тришка «скот», «болван» и «воровская харя». Сын госпожи Простаковой, Митрофанушка, груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет. Я думаю, через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение его невежество, грубость, хамство увеличивается, люди постепенно превращаются в зверей. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая». А.П.Чехов «Хамелеон». Полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед те­ми, кто стоит выше его по слу­жебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к тем, кто ниже. Он меняет в каждой ситуации свои мнения на прямо противопо­ложные в зависимости от того, какое лицо — значительное или нет — оказывается в ней задето. М.А. Булгаков "Собачье сердце". Главный герой повести М.А.Булгакова "Собачье сердце", профессор Преображенский - потомственный интеллигент и выдающийся ученый-медик. Он мечтает превратить собаку в человека. Так на свет появляется Шариков с сердцем бродячей собаки, мозгом человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. В результате проведенной операции привязчивый, хотя и хитроватый Шарик превращается в хамоватого люмпена, способного на предательство. Шариков чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Он быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Шариков- образ хамского отношения к людям. Афоризмы о хамстве. Хамство как ответ на оскорбление свидетельствует о слабости характера; хамство как привычная манера поведения – о духовной бедности; хамство с целью оскорбления и унижения – о моральном изъяне.

Пьянство

Ф.М.Досто­евский «Пре­ступление и наказание». Мармеладов Семен Захарович — титулярный советник, отец Сонечки. Мармеладова пьянство сделало жалким существом, который, осознавая крайне бедственное положение семьи, тем не менее не находит в себе сил справить­ся с этим пороком. Раскольников встречается с ним в трактире, где тот рассказывает ему свою жизнь и исповедуется в грехах — что пьет и пропил вещи жены, что его собственная дочь Сонечка из-за нищеты и его пьянства пошла на панель. Дважды Раскольников сопровождает его домой: в первый раз пьяного, во второй раз — раздавленного лошадьми. Образ связан с одной из главных тем творчества Достоевского — нищеты и унижения, в которых погибает постепенно теряющий достоинство и из последних сил цепляющийся за него человек. М.Горький «На дне». Актер — пьяница, который страдает от пустоты и бессмыс­ленности своей жизни. Пьянст­во привело его к тому, что он даже забыл свое имя, любимые монологи и роли. Картина страшного «дна» в пьесе — это закономерный финал тех, кто ищет спасения от жизненных проблем в пьянстве.

Эгоизм

А.П.Чехов «Анна на шее». Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чув­ствует себя королевой, а ос­тальных — рабами. Она даже забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода. А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом». Душа этого пушкинского героя как будто состоит из двух частей: внешней и внутренней оболочки. Внешне это холодный, расчетливый человек, не способный любить, сопереживать, радоваться жизни. А внутри Онегин тонкий романтик, способный чувствовать окружающий его мир. Драма этого героя заключается в том, что он подменил реальные человеческие чувства, любовь, веру холодным циничным расчетом. Но человек не может прожить жизнь, не совершая ошибок. Нельзя просчитать каждый свой шаг и прислушиваться только к голосу разума, необходимо чувствовать и переживать. поэтому мне искренне жаль пушкинского героя. Ведь если бы он послушал свое сердце, растопил холодный лед, заставил гореть, то тогда, возможно, у романа был бы другой конец. А эгоизм Онегина – это не столько его вина, сколько его беда, и именно поэтому он страдает. Д.Лондон «В далеком краю». Уэзерби и Катферт, отправив­шись на Север за золотом, при­нуждены перезимовать вдвоем в хижине, стоящей далеко от оби­таемых мест. И здесь с жесто­кой очевидностью выступает их бескрайний эгоизм. Отношения между ними — та же конку­рентная борьба, только не за прибыль, а за выживание. И при тех условиях, в каких они очу­тились, исход ее не может быть иным, чем в финале новеллы: умирающий Катферт, придав­ленный телом Уэзерби, которо­го он прикончил в звериной драке из-за чашки сахара.

Вандализм

Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном». Автор рассказывает, какое него­дование испытывал он, когда узнал, что на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугун­ный памятник на могиле Багра­тиона. Тогда же кто-то оставил гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя — Тучкова: «Довольно хранить ос­татки рабского прошлого!» В конце 60-х годов в Ленинграде снесли Путевой дворец, который даже во время войны наши бой­цы старались сохранить, не раз­рушить. Лихачев считает, что «утрата любого памятника куль­туры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны». Ф.Сологуб «Мелкий бес». Пример злобного вандализма показан в романе Ф. Сологуба "Мелкий бес". Для героев этого произведения получение удовольствия путем причинения зла другим людям является составляющей повседневной жизни. В одном из эпизодов романа описывается, как они выплескивают остатки кофе на обои, а потом начинают колотить ногами по стенам комнаты, стараясь их запачкать. Тем самым они надеются навредить квартирной хозяйке, которая ничего плохого им не сделала. "Мы всегда, когда едим, пакостим стены, – говорит герой Сологуба, – пусть помнит" И.Бунин «Окаянные дни». Бунин предполагал, что револю­ция неизбежна, но даже в страш­ном сне не мог вообразить, что зверство и вандализм, как сти­хийные силы, вырвавшись из тайников русской души, превра­тят людей в обезумевшую толпу, разрушающую всё на своем пути.

Рабская любовь

Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» показывает проявление рабской любви на примере Элен Курагиной и Пьера Безухова. Писатель подчёркивает, что героиня желает как можно дольше оставаться прекрасной внешне, чтобы скрыть уродство души. Элен – красавица, но она и чудовище. Героиня заставила Пьера произнести слова любви, решила за него, что он её любит. Как только Безухов оказался богат, женила его на себе. Цинизм и расчёт – вот главные качества героини, позволяющие ей достигать поставленных целей. Такие, как Элен, не могут любить и быть любимыми. И.А.Бунин «Муза». Муза, героиня одноимённого рассказа из цикла «Тёмные аллеи», считает, что щадить человека бессмысленно, любить его бесполезно, так как всё равно испытаешь боль утраты. Она живёт по принципу, который продиктован ей моралью общества. Муза ворвалась в жизнь героя внезапно, подчинила себе его желания и интересы. Чтобы чаще видеть свою возлюбленную, начинающий художник бросил учёбу, уехал в деревню, каждый день встречал её на станции. Но она не умеет ценить чувства близкого человека. Любовь для Музы подобна игрушке. Наигравшись, она бросает героя рассказа, даже ничего не объяснив ему, уходит к соседу, щуплому, рыжему, несмелому человеку. Находит себе нового раба.

Одиночество человека

А.П.Чехов «Ванька». Ванька Жуков — сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень неслад­ко живется. Об этом можно уз­нать из письма, которое он от­правил «на деревню дедушке» Константину Макаровичу с просьбой забрать его. Мальчик так и останется одиноким, не­приютным в жестоком и хо­лодном мире. Островский «Гроза». Окружённая материнской заботой, Катерина была очень счастлива, живя в своём мире и не зная житейских забот. Выйдя замуж за Тихона Кабанова, она попадает в обстановку жестоких нравов города Калинова, в «чужедальную сторонушку», далёкую от родительского дома. Катерина томится в доме Кабановой, где нет воли чувствам, нет свободы и нет понимания. Одинокая душа Катерины увядает во враждебном ей мире, и только любовь, вспыхнувшая к Борису, может утолить утраченную гармонию с миром. Но и любовь не оказалась спасением: слишком безвольным был Борис. Окружённая злобой, всеобщим осуждением и непониманием, терзаемая собственными душевными муками, Катерина находит единственный выход в смерти. А.П.Чехов «Тоска». У извозчика Ионы Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чув­ство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда Иона всю свою историю рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувство­вала горю. В.Астафьев «Людочка». Людочка, выросшая в «угасающей деревеньке Вычуган», не получила сполна материнской заботы и любви. Одинокая дома и в школе, она оказалась одинока и в небольшом провинциальном городке, в котором царили «жестокие нравы». Когда с Людочкой случилась беда, никто не пришёл ей на помощь, никто не поддержал. Не защитил и Артёмка-мыло, оказывавший ей знаки внимания. Людочка нравственно слабее героини Островского, но и перед ней встаёт вопрос: как ей жить дальше, что делать со своей болью? И самой выбирать свою судьбу. Как и Катерина, Людочка выбрала смерть, потому что не смогла вынести душевных мук. Смерть Людочки и Катерины – это приговор обществу, в котором люди лишены человеческого тепла, обществу, в котором царит деспотизм и насилие над личностью. И.А.Бунин «Красавица». У И.А.Бунина есть потрясающий рассказ «Красавица», повествующий об одиночестве ребенка. История стара как мир… У мальчика умерла мать, а новая жена отца сделала все, чтобы превратить жизнь мальчика в кошмар. «И этот бедный, нетерпимый в собственной семье ребенок в своем круглом одиночестве» живет «совершенно самостоятельной жизнью, обособленной от всего дома».

Отношение человека к войне

Виды проблемы Аргументы

Мужество, героизм человека на войне

М.А.Шолохов «Судьба человека». Главный герой, Андрей Соколов, воевал за спасение своей Родины и всего человечества от фашизма, теряя родных и товарищей. Он перенес тяжелейшие испытания на фронте. На героя обрушились известия о трагической гибели жены, двух дочерей, сына. Но Андрей Соколов – русский солдат несгибаемой воли, вытерпевший все! Он нашел в себе силы, чтобы совершить не только военный, но и нравственный подвиг, усыновив мальчика, у которого война отобрала родителей. Солдат в страшных условиях войны, под натиском вражеской силы остался человеком и не сломался. В этом и заключается настоящий подвиг. Только благодаря таким людям наша страна одержала победу в очень нелегкой борьбе с фашизмом.
Б.Васильев «А зори здесь тихие». Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак и старшина Васков, главные герои произведения, проявили настоящее мужество, героизм, нравственную выдержку, сражаясь за Родину. Они не раз могли сохранить себе жизнь, нужно было лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Однако, герои были уверены: нельзя отступать, нужно бороться до конца: «Не отдавать немцу ни клочка... Как ни тяжело, как ни безнадежно — держать...». Это слова истинного патриота. Все персонажи повести показаны действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины. Именно такие люди выковывали победу нашей страны в тылу, сопротивлялись захватчикам в плену и в оккупации, воевали на фронте.
Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке». Всем известно бессмертное произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». В основе драматической истории – реальные факты биографии летчика- истребителя Алексея Мересьева. Сбитый в бою над оккупированной территорией, он три недели пробирался по застепененным лесам, пока не попал к партизанам. Потеряв обе ноги, герой впоследствии проявляет удивительную силу характера и пополняет счёт воздушных побед над врагом.

Ностальгия, тоска по Родине

И.А.Бунин. Многие выдающиеся поэты уехали из России вынужденно, но навсегда сохранили в сердце любовь к ней. В стихах русских эмигрантов немало трагизма, горечи, отчаяния. Так, например, И. А. Бунина оторванность от дома травмировала настолько, что на время заставила замолчать и окрасила написанное им в пессимистические тона. Немногочисленные стихи, созданные в эмиграции, пронизаны чувством одиночества, бездомности, тоски по Родине. Любовь Бунина к России выше идейных политических распрей. Бунин-эмигрант не принял новое государство, но сегодня мы вернули как национальное достояние все лучшее, что было создано писателем. М.Ю. Лермонтов «Тучи». Стихотворение «Тучи» раскрывает перед нами образ тоскующего вдали от родины человека. Многое успел повидать лирический герой, многое испытать. Он видит свое внутреннее родство с тучами, бегущими по небу. Человеку тяжело жить вдали от родного края, тем более, если он — поэт. Вот почему такой глубокой грустью наполнены воспоминания героя о любимом севере. Не по доброй воле он покинул родину, стал изгнанником. Что же послужило тому причиной? Этот же вопрос задает он и тучам. Горечью и скрытым гневом наполнены слова поэта. Видно, что его судьбу изменили несправедливость и ложь, зависть и злоба. Не имея возможности противостоять решению судьбы, герой не собирается смиряться внутренне, в душе он горд и независим, хотя и бесконечно одинок. Что же могут ответить изгнаннику тучи? Безмолвно проплывают они по небу, не зная куда, не ведая откуда. Я думаю, ни за какие сокровища мира не согласится поэт принять такую свободу — без друзей и врагов, без родины. И в этой мысли, я уверена, поэт найдет утешение своему одиночеству. М.Ю.Лермонтов «Мцыри». М.Ю.Лермонтов пишет о грузинском мальчике, потерявшем свободу и родину. Почти всю свою юность Мцыри провел в монастыре. Им безраздельно овладела огромная тоска по родному дому, где он провел недолгое, но счастливое детство. Единственной его мыслью была мысль о побеге. Мцыри вынужденно одинок, не по своей воле. Он мечтает о другой жизни — полной переживаний и тревог, тяготится своим существованием в монастыре, устал от однообразия и скуки. Тоска по родине и свободе побуждает его начать другой путь. Его детское нутро, которое одержало верх над разумом, побуждает его бежать из опостылевшего монастыря. Он сбежал из душной кельи, которая душила его свободу, на природу. Это для Мцыри одно и то же — свобода и природа. Он как никто ощущает ее красоту и вольность. И родина для него — тот великолепный мир, куда стремится душа героя, вырываясь из плена монастыря. М. Цветаева «Тоска по родине». У Марины Цветаевой была очень сложная судьба. Несколько лет ей пришлось прожить за границей в эмиграции. Однако свою любовь к родине она пронесла через все беды, выпавшие на её долю. Неприятие поэзии Цветаевой, а также стремление поэта воссоединиться с эмигрировавшим мужем и стало причиной выезда Цветаевой за границу. В эмиграции Марина была очень одинока. Но именно там она создала своё замечательное стихотворение «Тоска по родине», поэтому можно абсолютно точно сказать, что тема этого произведения – Родина, а идея – любовь Цветаевой к своей Отчизне. Ярко подчёркивается одиночество героини, её неприязнь к чужой стране, а также грусть и страдание от разрыва с родной землёй. А в словах «душа, родившаяся где-то» вообще звучит полная отстранённость от конкретного времени и пространства. От связи с родиной вовсе не осталось ни следа.

Любовь к Родине

«Слово о полку Игореве». К земле Русской в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства автора «Слова...». Он говорит об обширных пространствах своей Родины, о ее реках, горах, степях, городах, селах. Но земля Русская для автора «Слова...» — это не только русская природа и русские города. Это прежде всего русский народ. Повествуя о походе Игоря, автор не забывает о народе русском. Игорь предпринял поход на половцев «за землю Русскую». Его воины — это «русичи», русские сыны. Переходя границу Руси, они прощаются со своей Родиной, с русской землей, и автор восклицает: «О Русская земля! Ты уж за холмом». Оды М.В.Ломоносова. Идея патриотизма характерна и для поэтического творчества М. В. Ломоносова. Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава — это основная тема од Ломоносова. Ее уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он выражает твердую уверенность в том, что российская земля способна рождать собственных великих ученых, своих «российских Колумбов», великих деятелей культуры. С этой темой перекликается в одах Ломоносова и тема героев, великих русских людей. Таких героев он видит в Иване IV и Петре I, особенно в последнем. В знаменитой оде «На день восшествия...» поэт прославляет Петра как творца новой России. Ломоносов славит Петра как борца против отсталости, в которой находилась Россия до него, славит за создание могучей армии и флота, за поддержку наук. М. Ю. Лермонтов «Родина». Поэт любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее природу, желал счастья своей стране. По мнению Лермонтова, любить Родину — значит бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к Родине — тема таких стихотворений Лермонтова, как “Жалобы турка”, “Поле Бородина”, “Бородино”, “Два великана”. Но с особой силой и полнотой раскрывается эта тема в стихотворении “Родина”, созданном поэтом за несколько месяцев до своей гибели. Здесь Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, с горестями и радостями его жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов называет “странной”, потому что он любит народ своей страны, природу, но ненавидит “страну господ”, самодержавно-крепостническую, официальную Россию.

Верность данному слову

А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина, героиня романа, хорошо усвоила урок, данный ей Онегиным в деревне. Татьяна научилась «властвовать собой». Ее любовь к Евгению Онегину не прошла. Татьяна усилием

Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.