Методическое обеспечение  реализации Программы для детей раннего возраста — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Методическое обеспечение  реализации Программы для детей раннего возраста

2020-12-27 130
Методическое обеспечение  реализации Программы для детей раннего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Таблица 5

Обязательная часть

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Парциальные программы Методические пособия
- С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, Е.А. Екжанова. «Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования». Москва, «Просвещение», 2014.   - И.А.Лыкова. «Изобразитель-ная деятельность в детском саду». Москва, Издательский дом «Цветной мир», 2014. - В. А. Петрова «Малыш» Москва, 1995. - Л.В. Куцакова. «Конструирова-ние и ручной труд в детском саду». Москва, ТЦ «Сфера», 2009. - Т. И. Гризик. «Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и человека». Москва, «Просвещение», 2015. - Т.Н. Доронова. «Художественное творчество детей 2-8 лет». Москва, «Просвещение», 2015. - Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, Л. Д. Гусарова, Н.Ф. Тарловская, Л.А. Топоркова, Е.А. Царькова. «Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду». Москва, «Просвещение», 2005. - В.В. Гербова. «Занятия по развитию речи в 1 младшей группе детского сада». Москва, «Мозаика-Синтез», 2011. Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов. «Ранний возраст. Планирование, работа с детьми». Москва, Издательский дом «Дошкольное воспитание», 2007. - О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. «Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет». Москва, «Просвещение», 2010. - М. В. Коробова, Р.Ю. Белоусова. «Малыш в мире природы». Москва, «Просвещение», 2010. - Г. Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г. В. Груба. «Играем с малышами». Москва, «Просвещение», 2011. - Н.П. Кочетова. «Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста». Москва, «Просвещение», 2005.  

 

2.2. Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет).

2.2.1.Социально-коммуникативное развитие.

В области социально-коммуникативного развития ребенка в условиях информационной социализации основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационно-социальной компетентности, игровой деятельности, развития компетентности в виртуальном поиске.

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Учреждении;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

В сфере развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям.

Педагоги создают условия для формирования у ребенка положительного самоощущения  уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Способствуют развитию:

-   чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).

-   развитию положительного отношения ребенка к окружающим его людям: воспитывают уважение и терпимость к другим детям и взрослым, вне зависимости от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; воспитывают уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам.

В сфере развития коммуникативной и социальной компетентности.

     Педагоги:

-   создают условия для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, прежде всего реализуя принципы личностно-развивающего общения и содействия, предоставляя детям возможность принимать участие в различных событиях, планировать совместную работу;

-   помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражать собственные переживания;

-   способствуют формированию у детей представлений о добре и зле, обсуждая с ними различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты и др., создавая условия освоения ребенком этических правил и норм поведения.

-   предоставляют детям возможность выражать свои переживания, чувства, взгляды, убеждения и выбирать способы их выражения, исходя из имеющегося у них опыта;

-   способствуют развитию у детей социальных навыков: при возникновении конфликтных ситуаций не вмешиваются, позволяя детям решить конфликт самостоятельно и помогая им только в случае необходимости;

-   способствуют освоению детьми элементарных правил этикета и безопасного поведения дома, на улице;

-   создают условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру, а также способствуют усвоению детьми правил безопасного поведения, прежде всего на своем собственном примере и примере других, сопровождая собственные действия и/или действия детей комментариями.

 

В сфере развития игровой деятельности.

     Педагоги:

-   создают условия для свободной игры детей, организуют и поощряют участие детей в сюжетно-ролевых, дидактических, развивающих компьютерных играх и других игровых формах;

-   поддерживают творческую импровизацию в игре.

-   используют дидактические игры и игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.

 

Методическое обеспечение реализации образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»

Таблица 6

Обязательная часть

Часть, формируемая участниками образовательных отношений,

Парциальные программы  Методические пособия
- С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, Е.А. Екжанова. «Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования». Москва, «Просвещение», 2014.   - Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность». СПб, «Детство-пресс», 2002. - О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. «Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет». Москва, «Просвещение», 2014. - Т. И. Гризик, Г.В. Глушакова. «Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет». Москва, «Просвещение», 2014. - Е. В. Соловьёва, Л.В. Редько. «Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-8 лет». Москва, «Просвещение», 2014. - Т. И. Гризик, Г.В. Глушкова, Т.Н. Доронова и др. «Планирование работы в детском саду с детьми 3-4 лет». Москва, «Просвещение», 2011. - Т. И. Гризик, Г.В. Глушкова, Т.Н. Доронова и др. «Планирование работы в детском саду с детьми 4-5 лет». Москва, «Просвещение», 2011. - Т. И. Гризик, Г.В. Глушкова, Т.Н. Доронова и др. «Планирование работы в детском саду с детьми 5-6 лет». Москва, «Просвещение», 2011. - Т. И. Гризик, Т.Н. Доронова и др. «На пороге школы». Москва, «Просвещение», 2003. - И.А.Лыкова, Е.И. Касаткина, С.Н. Пеганова. «Играют мальчики». Москва, Издательский дом «Цветной мир», 2013. - И.А.Лыкова, Е.И. Касаткина, С.Н. Пеганова. «Играют девочки». Москва, Издательский дом «Цветной мир», 2013. - Е.И. Касаткина. «Игра в жизни дошкольника». Москва, «Дрофа», 2010. - Давыдова Ю., Романова С. «Один дома». Ростов-на-Дону, «Феникс»,2003. - Т.А. Шорыгина. «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет». Москва, ТЦ «Сфера», 2006. - Т.А. Шорыгина. «Беседы о здоровье». Москва, ТЦ «Сфера», 2007. - Т.А. Шорыгина. «Беседы о хорошем и плохом поведении». Москва, ТЦ «Сфера», 2008 - Н.Е.Богуславская, Н.А. Купина. «Весёлый этикет». Екатеринбург, «АРГО», 1997.

 

2.2.2.Познавательное развитие

В области познавательного развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для развития любознательности, познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становления сознания; развития воображения и творческой активности; формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, о многообразии стран и народов мира.

 

В сфере развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей.

Педагоги создают насыщенную предметно-пространственную среду, стимулирующую познавательный интерес детей, исследовательскую активность, элементарное экспериментирование с различными веществами, предметами, материалами, организуют познавательные игры, поощряют интерес детей к различным развивающим играм и занятиям (лото, шашкам, шахматам, конструированию и пр.)

.

В сфере развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности

     Педагоги:

-   создают возможности для развития у детей общих представлений об окружающем мире, о себе, других людях, в том числе общих представлений в естественнонаучной области, математике, экологии;

-   читают книги, проводят беседы, экскурсии, организуют просмотр фильмов, иллюстраций познавательного содержания и предоставляют информацию в других формах;

-   побуждают детей задавать вопросы, рассуждать, строить гипотезы относительно наблюдаемых явлений, событий.

-   знакомят с социокультурным окружением (названиями улиц, зданий, сооружений, организаций и их назначением, с транспортом, дорожным движением и правилами безопасности, с различными профессиями людей);

-    моделируют образовательные и практические ситуации, способствующие усвоению детьми ценностей, норм и правил, принятых в обществе;

-   создают условия для свободной игры детей, поддерживают игровые (ролевые) действия, при необходимости предлагают варианты развертывания сюжетов, в том числе связанных с историей и культурой, а также с правилами поведения и ролями людей в социуме.

-   создают условия для развития математических способностей детей, формирования первоначальные представления о значении для человека счета, чисел, приобретает знания о формах, размерах, весе окружающих предметов, времени и пространстве, закономерностях и структурах, используя ситуации повседневной жизни (классифицируют предметы, явления, выявляют последовательности в процессе действий, ход времени, развитие сюжета в сказках и историях, порядок выполнения деятельности и др.), способствуют формированию пространственного восприятия (спереди, сзади, рядом, справа, слева и др.) и т. п., осуществляя при этом речевое сопровождение. Элементы математики содержатся и включаются в занятия музыкой и танцами, движением и спортом. На музыкальных занятиях при освоении ритма танца, при выполнении физических упражнений дети осваивают счет, развивают пространственную координацию. Математические элементы включаются в продуктивную деятельность детей (рисование, лепку, аппликацию, конструировании и др. видах детской творческой активности). Воспитатели обращают внимание детей на эти элементы, проговаривая их содержание и употребляя соответствующие слова-понятия (круглый, больше, меньше, спираль – о домике улитки, квадратный, треугольный – о рисунке дома с окнами и т. п.).

В соответствии с принципом интеграции образовательных областей Программа предполагает взаимосвязь математического содержания с другими разделами Программы. Особенно тесно математическое развитие в раннем и дошкольном возрасте связано с социально-коммуникативным и речевым развитием. Развитие математического мышления происходит и совершенствуется через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми, включенную в контекст взаимодействия в конкретных ситуациях.

 

Методическое обеспечение реализации образовательной области

«Познавательное развитие»

Таблица 7

Обязательная часть

 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений,

Парциальные программы  Методические пособия
- С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, Е.А. Екжанова. «Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования». Москва, «Просвещение», 2014.   - Л.В. Куцакова. «Конструирова-ние и ручной труд в детском саду». Москва, ТЦ «Сфера», 2009. - С.Н. Николаева. «Методика экологического воспитания в детском саду». Москва, «Просвещение», 1999. - Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. «Игралочка – ступенька к школе». Москва, «Ювента», 2014. - Т. И. Гризик. «Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и человека». Москва, «Просвещение», 2015. - Т. И. Гризик, Г.В. Глушкова, Т.Н. Доронова и др. «Планирование работы в детском саду с детьми 3-4 лет». Москва, «Просвещение», 2011. - Т. И. Гризик, Г.В. Глушкова, Т.Н. Доронова и др. «Планирование работы в детском саду с детьми 4-5 лет». Москва, «Просвещение», 2011. - Т. И. Гризик, Г.В. Глушкова, Т.Н. Доронова и др. «Планирование работы в детском саду с детьми 5-6 лет». Москва, «Просвещение», 2011. - Т. И. Гризик, Т.Н. Доронова и др. «На пороге школы». Москва, «Просвещение», 2003. - В.М. Егоричева, Г.С. Михайлова и др. «Познавайка». Вологда, ВИРО, 2015. - М.В. Егорова, Е.В. Толоконцева. «Обучение техническому конструированию на занятиях по программе «Радуга». Череповец, 2006. - О.А. Скоролупова. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам: «Зима», «Ранняя весна», «Домашние животные и дикие животные средней полосы России», «Цветущая весна. Травы», «Лето». Москва, «Скрипторий 2000», 2003-2004.

 

2.2.3.Речевое развитие

В области речевого развития ребенка основными задачами образовательной деятельности является создание условий для формирования основы речевой и языковой культуры, обогащения активного словаря, развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развития речевого творчества, развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.

 

В сфере совершенствования разных сторон речи ребенка.

Педагоги создают возможности для формирования и развития звуковой культуры, образной, интонационной и грамматической сторон речи, фонематического слуха, правильного звуко- и словопроизношения, поощряют разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, песен; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество.

 

В сфере приобщения детей к культуре чтения литературных произведений.

Педагоги читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию, в том числе на слух. Детям, которые хотят читать сами, предоставляется такая возможность.

     Педагоги создают условия для речевого развития детей через:

-    организацию  познавательно-исследовательской деятельности, обращая внимание детей на последовательность повседневных событий, различия и сходства, причинно-следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми, вербально дополняя их;

-   обеспечение в развивающей предметно-пространственной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов (плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов).

Методическое обеспечение реализации образовательной области

«Речевое развитие»

Таблица 8

Обязательная часть

 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений,

Парциальные программы  Методические пособия
- С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, Е.А. Екжанова. «Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования». Москва, «Просвещение», 2014.     - Т.И. Гризик. «Речевое развитие детей 3-4 лет». Москва, «Просвещение», 2014. - Т.И. Гризик. «Речевое развитие детей 4-5 лет». Москва, «Просвещение», 2014. - Т.И. Гризик. «Речевое развитие детей 5-6 лет». Москва, «Просвещение», 2014. - Т.И. Гризик. «Речевое развитие детей 6-8 лет». Москва, «Просвещение», 2014. - Н.П. Ильчук, В.В. Гербова и др. «Хрестоматия для дошкольников 2-3 года». Москва, «Аст», 1996. - Н.П. Ильчук, В.В. Гербова и др. «Хрестоматия для дошкольников 4-5 лет». Москва, «Аст», 1996. - Н.П. Ильчук, В.В. Гербова и др. «Хрестоматия для дошкольников 6-7 лет». Москва, «Аст», 1996. - Н.А.Баева, Н.В. Калмыкова и др. «Предшкольное обучение грамоте в ДОУ». Москва, «АРКТИ», 2008.

 

 

2.2.4.Художественно-эстетическое развитие

В области художественно-эстетического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются: создание условий для развития у детей  интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества, развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора, потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла, приобщению к разным видам художественно-эстетической деятельности, реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

 

В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества.

     Педагоги:

-   способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора;

-   знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации.

 

В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла

     Педагоги:

-   создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов.

-   предлагают детям:

-   экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства в изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании.

-   создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука в музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах);

-   передавать характер, переживания, настроения персонажей языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации в театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре.

Методическое обеспечение реализации образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

Таблица 9

Обязательная часть

Часть, формируемая участниками образовательных отношений,

Парциальные программы  Методические пособия
- С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, Е.А. Екжанова. «Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования». Москва, «Просвещение», 2014.   - И.А.Лыкова. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Москва, ТЦ «Сфера», 2009. - О.П. Радынова. «Музыкальные шедевры». Москва, «ГНОМ и Д», 2000. - Т.Э Тютюнникова. «Элементарное музицирование». Москва, «Музыка», 1999. - Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки»/ под ред. И. Каплуновой, И. Новоскольцева. СПб, «Композитор», 1998. - М.Л. Лазарев. «Оздоровительно – развивающая программа «Здравствуй!» для дошкольных образовательных учреждений». Москва, «Мнемозина», 2004. - Т.Н. Доронова. «Художественное творчество детей 2-8 лет». Москва, «Просвещение», 2014. - И.Г. Галянт. «Музыкальное развитие детей 2-8 лет». Москва, «Просвещение», 2014. - Т. И. Гризик, Г.В. Глушкова, Т.Н. Доронова и др. «Планирование работы в детском саду с детьми 3-4 лет». Москва, «Просвещение», 2011. - Т. И. Гризик, Г.В. Глушкова, Т.Н. Доронова и др. «Планирование работы в детском саду с детьми 4-5 лет». Москва, «Просвещение», 2011. - Т. И. Гризик, Г.В. Глушкова, Т.Н. Доронова и др. «Планирование работы в детском саду с детьми 5-6 лет». Москва, «Просвещение», 2011. - Т. И. Гризик, Т.Н. Доронова и др. «На пороге школы». Москва, «Просвещение», 2003. -Т.Н. Доронова. «Играем в театр». Москва, «Просвещение», 2005. - А.А. Грибовская. «Народное искусство и детское творчество». Москва, «Просвещение», 2006. - Т.Н. Доронова. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». Москва, «просвещение», 2001. - И.А. Лыкова. «Художественный труд в детском саду». Учебно-методическое пособие. Москва, ИД «Цветной мир». 2010. - И.А. Лыкова. «Художественный труд в детском саду». Средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа. Москва, ИД «Цветной мир». 2010. - И.А. Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду» (по всем возрастным группам). Москва, ТЦ «Сфера», 2006. - И.А. Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий в ИЗО студии». Москва, ТЦ «Сфера», 2008. - И.А. Лыкова «Дидактические игры и занятия». Москва, ТЦ «Сфера», 2009.

 

 

2.2.5.Физическое развитие

В области физического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для становления у детей ценностей здорового образа жизни; развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;

приобретения двигательного опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; физических качеств способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становления ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 

В сфере становления у детей ценностей здорового образа жизни.

     Педагоги способствуют:

-   развитию у детей ответственного отношения к своему здоровью, формированию основ здорового образа жизни, соблюдению его элементарных норм и правил, в том числе правил здорового питания, закаливания и пр.;

-   формированию полезных навыков и привычек, нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических навыков;

-   создают возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.

 

В сфере совершенствования двигательной активности детей, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте.

     Педагоги:

-   уделяют специальное внимание развитию у ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка.

-   организуют пространственную среду для удовлетворения естественной потребности детей в движении с соответствующим оборудованием как внутри помещения так и на внешней территории (горки, качели и т. п.), подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного формирования опорно-двигательной системы детского организма.

-   поддерживают интерес детей к подвижным играм, занятиям на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и др.; побуждают детей выполнять физические упражнения, способствующие развитию равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильного не наносящего ущерба организму выполнения основных движений.

-   проводят физкультурные занятия, организуют спортивные игры в помещении и на воздухе, спортивные праздники.

Методическое обеспечение реализации образовательной области

«Физическое развитие»

Таблица 10

Обязательная часть

 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений,

Парциальные программы  Методические пособия
- С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, Е.А. Екжанова. «Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования». Москва, «Просвещение», 2014. - Н.В.Полтавцева Н.А.Гордова. «Физическая культура в дошкольном детстве». Москва, «Просвещение», 2004. - М.Л. Лазарев. «Оздоровительно – развивающая программа «Здравствуй!» для дошкольных образовательных учреждений». Москва, «Мнемозина», 2004.   - Т. И. Гризик, Г.В. Глушкова, Т.Н. Доронова и др. «Планирование работы в детском саду с детьми 3-4 лет». Москва, «Просвещение», 2011. - Т. И. Гризик, Г.В. Глушкова, Т.Н. Доронова и др. «Планирование работы в детском саду с детьми 4-5 лет». Москва, «Просвещение», 2011. - Т. И. Гризик, Г.В. Глушкова, Т.Н. Доронова и др. «Планирование работы в детском саду с детьми 5-6 лет». Москва, «Просвещение», 2011. - «Школа мяча: методические рекомендации по организации работы с детьми старшего дошкольного возраста. Вологда, ИЦ ВИРО, 2011. - В.Г. Алямовская. «Как воспитать здорового ребёнка». Москва, «Линка-пресс», 1993. - Н.А. Рунова. «Двигательная активность ребёнка в детском саду». Москва, «Мозаика-синтез», 2000.

 

2.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.

В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки и плоскостопия), поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес.

Работа по профилактике и коррекции плоскостопия и нарушений осанки у детей в условиях ДОУ осуществляется систематически. Она включает в себя создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания.[4]

           

2.4. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы.

Подходы к организации всех видов детской деятельности, используемые в детском саду, соответствуют общепринятым методам воспитания, обучения и развития дошкольников, средствам образования, адекватным возрасту формами организации образовательного процесса.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности.

Таблица 11

Возрастной период Сквозные механизмы развития детей
Ранний возраст (1 – 3 года) Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками. Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.). Общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством педагога.
Дошкольный возраст (3 - 8 лет) Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами, подвижные игры и пр. Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками). Познавательно-исследовательская деятельность (элементарное исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

 

2.4.1. Приоритетные виды детской деятельности (активности)

Содержание образовательных областей реализуется в различных видах детской деятельности. В рамках деятельностного подхода образовательный процесс строится с учетом принципа включения ребенка в значимую для него деятельность – общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность как сквозные механизмы развития ребенка, которые становятся ведущими видами деятельности на разных возрастных этапах развития и остаются значимыми для него на всем протяжении дошкольного детства.

Таблица 12

Возрастной период Виды детской деятельности Образовательные области
Ранний возраст (1–3 года) Самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.). Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, потешек, рассматривание картинок. Двигательная активность Социально-коммуникативное развитие (СКР) Художественно-эстетическое развитие (ХЭР) Речевое развитие (РР) Физическое развитие (ФР)
Дошкольный возраст (3-8 лет) Восприятие художественной литературы и фольклора. Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице). Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материалы. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах). Двигательная (овладение основными движениями) форма активности. РР   СКР   ПР (познавательное развитие)   ХЭР   ХЭР     ФР

2.4.2. Формы работы по образовательным областям

 Таблица 13

Образовательные области

Формы работы

Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Физическое развитие · Игровая беседа с элементами · движений · Игра · Утренняя гимнастика · Интегративная деятельность · Упражнения · Экспериментирование · Ситуативный разговор · Беседа · Рассказ · Чтение · Проблемная ситуация   · Физкультурное занятие · Утренняя гимнастика · Игра · Беседа · Рассказ · Чтение · Рассматривание. · Интегративная · деятельность · Контрольно- · диагностическая · деятельность · Спортивные и · физкультурные досуги · Спортивные состязания · Совместная деятельность · взрослого и детей · тематического характера · Проектная деятельность · Проблемная ситуация Социально-коммуникативное · Игровое упражнение · Индивидуальная игра · Совместная с воспитателем игра · Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) · Игра · Чтение · Беседа · Наблюдение · Рассматривание · Чтение · Педагогическая ситуация · Праздник · Экскурсия · Ситуация морального выбора · Поручение · Дежурство. · Индивидуальная игра. · Совместная с воспитателем игра. · Совместная со сверстниками игра · Игра · Чтение · Беседа · Наблюдение · Педагогическая ситуация. · Экскурсия · Ситуация морального выбора. · Проектная деятельность Интегративная деятельность · Праздник · Совместные действия · Рассматривание. · Проектная деятельность · Просмотр и анализ мультфильмов, · видеофильмов, телепередач. · Экспериментирование · Поручение и задание · Дежурство. · Совместная деятельность · взрослого и детей тематического · характера · Проектная деятельность Речевое развитие     · Рассматривание · Игровая ситуация · Дидактическая игра · Ситуация общения. · Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых). · Интегративная деятельность · Хороводная игра с пением · Игра-драматизация · Чтение · Обсуждение · Рассказ · Игра     · Чтение. · Беседа · Рассматривание · Решение проблемных ситуаций. · Разговор с детьми · Игра · Проектная деятельность · Создание коллекций · Интегративная деятельность · Обсуждение. · Рассказ. · Инсценирование · Ситуативный разговор с детьми · Сочинение загадок · Проблемная ситуация · Использование различных видов театра Познавательное развитие · Рассматривание · Наблюдение · Игра-экспериментирование. · Исследовательская · деятельность · Конструирование. · Развивающая игра · Экскурсия · Ситуативный разговор · Рассказ · Интегративная деятельность · Беседа · Проблемная ситуация · Создание коллекций · Проектная деятельность · Исследовательская деятельность. · Конструирование · Экспериментирование · Развивающая игра · Наблюдение · Проблемная ситуация · Рассказ · Беседа · Интегративная деятельность · Экскурсии · Коллекционирование · Моделирование · Реализация проекта · Игры с правилами Художественное –эстетическое развитие · Рассматривание эстетически привлекательных предметов · Игра · Организация выставок Изготовление украшений · Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки · Экспериментирование со Звуками · Музыкально-дидактическая игра · Разучивание музыкальных игр и танцев · Совместное пение     · Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, пред

Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.