Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-12-08 | 181 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Все содержание журналистики выражается и передается аудитории в виде информации. В известном смысле вся журналистская деятельность является информационным процессом. Как это следует понимать?
Познакомимся с общенаучной трактовкой информации. Первоначально она охватывала только сведения, передаваемые людьми. С середины XX в. информация описывается как понятие, отражающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму.
Человеку свойственно повышенное внимание к производству и переработке информации. В современном обществе разрабатываются специальные научные дисциплины, занимающиеся различными аспектами информационного процесса (теория информации, кибернетика и др.). Все более широкую известность завоевывает новая «наука наук» – информациология. С точки зрения ее создателей, сознание в форме информации определяет мир. Соответственно возникает задача создать единый информационно-мысленный язык, которому предстоит стать основным языком мирового сообщества. Кстати сказать, среди направлений развития информациологии называются, помимо прочего, журналистика, радио, телевидение, издательская деятельность.
Существует несколько подходов к анализу информации, в частности статистический и смысловой. В первом случае главным объектом внимания является не столько содержание фактов, сколько количество сигналов, знаков. В качестве иллюстрации заметим, что именно журналистика дает чрезвычайно удобный материал для математико-статистического изучения. Ее продукция закодирована в стандартных знаковых символах, профессиональные единицы объема публикаций имеют эквиваленты в измерительной системе информатики и кибернетики. Появление на газетной полосе одного печатного знака соответствует одному биту, секундное вещание в эфире – одному боду, половина машинописной страницы – одному К, четыре газетные полосы большого формата – 114 К и т. д. При необходимости в подобных единицах можно выразить информационную насыщенность отдельного репортажа, годовой подшивки газеты или, скажем, вещания телекомпании в течением года. Для журналистики измерение объема сообщений и увеличение емкости канала коммуникации имеют важное практическое значение. Так, использование новых носителей информации сулит прессе огромный выигрыш в оперативности. Оптическое волокно способно передавать в тысячу раз больше разговоров, чем медные провода, а луч лазера несет в себе миллионы телефонных диалогов одновременно. Но статистический подход не может выступать в качестве единственного при оценке публикуемых произведений. Ведь он уравнивает газетный лист и память кассового аппарата, применяемого в торговле, подборку заметок и проблемную статью, принципиальное и идейно беспомощное сочинения.
|
Человек оценивает, прежде всего, смысл происходящего в окружающей его действительности. Смысловая информация составляет основу общения между людьми: обмена идеями, опытом, эмоциями, продуктами интеллектуальной деятельности.
Ни один человек не может приобрести необходимые ему знания о мире, опираясь только на свой непосредственный опыт. Для всесторонней ориентации индивида, коллектива или общества в целом служат сведения, накопленные человечеством за всю его долгую историю и непрерывно пополняемые сегодня. Информация, возникающая в процессе освоения мира людьми, является социальной.
Поскольку на человеке всегда лежит отпечаток общественных условий жизни, то и социальная информация отражает отношения и представления, бытующие в обществе, его противоречия и проблемы. Само слово «социальный» буквально означает «общественный». Лица, группы, классы занимают различное положение в материальном производстве и общественной структуре в целом. Отсюда существенные различия в отношении к информации, возникающие между представителями тех или иных социальных слоев и групп.
|
Итак, социальная информация производится в процессе человеческой деятельности, отражает факты с точки зрения их общественной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их социальным положением.
Мир вступил в стадию развития, которая называется информационным обществом. У этого понятия нет общепризнанного определения. Однако по поводу главных его признаков взгляды ученых сходятся. Во-первых, информация превращается в главный и самый ценный ресурс социального прогресса, в то время как господствовавшие прежде ресурсы (природные, людские, технические, энергетические) теряют былое значение. Во-вторых, информационная деятельность становится ведущим видом социальной практики, фактически все люди получают доступ к мировым информационным ресурсам и активно используют их в своих интересах. В-третьих, бурно развивается техническая и технологическая база информационных процессов.
Однако у нас в стране процесс информатизации имеет специфику, которая не свойственна большинству территорий в Европе: преобладающая часть новейшего компьютерного оборудования сосредоточена в столицах – Москве и в меньшей степени в Петербурге, тогда как в отдаленные провинции оно проникает несравненно медленнее. Устранить этот дисбаланс способна целенаправленная государственная информационная политика, о необходимости которой настойчиво говорят специалисты. Своеобразным эскизом такой целостной политической концепции национального масштаба можно считать доктрину информационной безопасности России, утвержденную президентом страны осенью 2000 г. В ней впервые зафиксированы основные национальные интересы в сфере информации. К ним относятся:
– соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области передачи, производства и распространения информации, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление ее нравственных ценностей, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала;
|
– информационное обеспечение государственной политики, доведение до российской и международной общественности достоверной информации о политике России, ее позиции по социально значимым событиям, обеспечение доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;
– развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе средств информатизации, коммуникации и связи;
– защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем на территории России.
Таким образом, сфера социальной информации предстает перед современным человеком как целый мир явлений и отношений, развивающийся по сложным нелинейным законам и изобилующий специфическими ценностями, противоречиями, загадками. Коренной проблемой для потребителя информации является ее отбор. Отдельный человек, коллектив, учреждение способны воспринять и переработать лишь ничтожно малую долю того гигантского массива сведений, которые ежесекундно возникают вокруг них. Необходимо вести речь о каком-то минимуме полезной информации, без которой потребитель не может существовать в этом мире.
Потребности, интересы и мотивы предопределяют ценность информации, которая лежит в основе выбора между отдельными сообщениями, каналами передачи новостей или даже авторами журналистских публикаций. Существует большая совокупность критериев оценки. Назовем некоторые из них.
Новизна: сообщение, уже известное потребителю, не заинтересует его повторно; вряд ли, например, одну и ту же хронику событий читатель станет изучать по разным газетам. Достоверность: она понимается как точность (степень приближенности к реальному прототипу сообщения) и как полнота (раскрытие смысла и значения происходящего). Доступность: радиопередача на незнакомом языке столь же бесполезна, как балетный спектакль для незрячих или философская дискуссия в детском саду. Своевременность: запоздалое штормовое предупреждение явно не имеет ценности и не приносит помощи тонущему судну; с другой стороны, преждевременная детализация плана работы на длительную перспективу мешает применять его в неожиданных ситуациях, которые непременно возникнут. Соответствие запросам потребителя: кроме того, что аудитория может не испытывать нужды в данной информации, она бывает и не настроена психологически на восприятие новых фактов – великие мыслители и художники, как бы обгонявшие свое время, часто не находили прижизненного признания.
|
Существует понятие журналистской информации, которая обладает следующими характеристиками:
– социальность. В деятельности прессы нерасторжимо переплетаются идеологическое и управленческое начала. В духовном отношении она характеризуется идейной насыщенностью. В прессе особенно важно бывает добиться, чтобы аудитория усвоила определенные идеи, взгляды, нравственные, политические или иные ценности. Этим пресса отличается от таких институтов воспитания, как семья и школа, ориентированных на общее развитие личности;
– актуальность. Это качество иногда ошибочно смешивают с оперативностью. Но актуальность выражается не просто в скорости передачи сообщений;
– обращенность к массовой аудитории. Подсчитано, что автор публикации в общенациональной газете обращается к такой аудитории, с которой он смог бы пообщаться только за 250-300 лет устных выступлений. В данной связи возникают своеобразные требования профессионально-творческого порядка. Хороший журналист владеет искусством излагать любые, самые сложные темы доходчиво, популярно. Ведь среди его читателей и слушателей есть и профессор, и крестьянин, и домохозяйка, и государственный деятель;
– документализм. Имеется в виду и неизменная опора на факты, и точность в отображении явлений, тенденций общественного развития;
– оперативность. Печать оперативна, что дает ей возможность познавать мир в процессе развития социальной практики, находиться в самой гуще событий;
– краткость материалов. Экономное использование площади и времени вызвано и технологией производства информации, и дороговизной каждой строки или секунды вещания, и, что особенно важно учитывать, способом потребления журналистской продукции. Особенно жесткие ограничения существуют на радио, где долгий текст обречен на падение интереса и внимания публики;
– аналитический подход к событиям. Проникновению в глубину явлений способствует регулярность прессовой информации.
Многоплановые характеристики прессовой информации совмещаются благодаря профессиональному мастерству работников редакций. Нельзя понять специфику и социальную значимость журналистики, если не учитывать, что это творческий процесс, во многом близкий к труду литератора, кинематографиста, ученого, создающих каждый раз новое, неповторимое произведение.
|
С другой стороны, значительная доля журналистской продукции производится в результате коллективных усилий, а то и методом индустриальной обработки сведений. В редакциях многих стран, особенно на Американском континенте, выстраивается своего рода информационный конвейер.
Российской прессе традиционно ближе иная форма отношений журналиста с действительностью – здесь получила развитие авторская, комментирующая, публицистическая трактовка событий
Итак, журналистская информация соединяет в себе документальную обоснованность сведений, их осмысление с позиций социальных интересов и свидетельства личного восприятия автором наблюдаемых событий.
В процессе взаимодействия журналистики с социальной практикой создается определенная структура средств информации. Она, в свою очередь, должна быть точно отражена в типологических характеристиках, с помощью которых описываются каждое издание и вся система СМИ. Типология, вообще говоря, – это классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков. При изучении журналистики задача заключается в том, чтобы профессионально грамотно ориентироваться в тенденциях развития системы СМИ и уметь давать типологическое описание каждого конкретного издания или программы вещания. Сначала надо усвоить некоторые методологические положения.
Во-первых, типологические признаки носят не формальный и не частный характер. Изменение хотя бы одного из них влечет за собой целую цепь преобразований в облике и содержании изданий. Так, если мы скажем, что газета отличается от журнала по объему, то должны будем увидеть взаимосвязь этой характеристики с рядом других признаков (периодичность, размер публикаций, художественное оформление и др.).
Во-вторых, типология СМИ находится в зависимости от многих внешних (социальных) и внутренних (журналистских) причин и факторов. К примеру, создание в 1970-е годы крупных производственных объединений на базе отдельных предприятий вызвало к жизни многостраничные еженедельники фирм, пришедшие на смену тоненьким фабрично-заводским газетам. Но обновленные редакции опирались на многолетний опыт своих предшественниц, воплощали в жизнь те идеи, которые вынашивались в «старых» изданиях.
В-третьих, движение в типологии прессы происходит непрерывно. Это касается не только распределения средств информации по группам, но и самого набора критериев, принятых для описания изданий.
Каковы же они – параметры типологизации?
Регион распространения. Принято классифицировать прессу по вертикальному принципу, в соответствии с административно-территориальным устройством государства. Подчеркнем, что за основу берется не место издания, а обслуживаемая территория. Иначе классификация будет некорректной. Газеты, выходящие в провинции, нередко претендуют на распространение по всей территории государства и даже за его пределами. И наоборот: некоторые столичные издания имеют крайне узкий ареал распространения.
Если зона регулярного действия средства информации расширяется до международных масштабов, то оно получает статус транснационального (или наднационального).
Следующий уровень – общенациональные СМИ (для нашей страны – общероссийские, федеральные). Таковыми они становятся, если синхронно расходятся по всей территории страны или по преобладающей ее части. Данный критерий исключительно значим не только в собственно журналистском измерении, но и в политическом и юридическом отношениях.
Конкретное содержание всякий раз вкладывается и в понятие «региональные СМИ». Это могут быть и издания, обслуживающие отдельные субъекты федерации (республики, области, Москву и Петербург), и периодика, рассчитанная на более крупную, исторически сложившуюся часть страны, отличающуюся природными, экономическими, национально-культурными особенностями: Северо-Запад, Западная Сибирь, Нечерноземье и т. п. Например, статус региональной получила газета «Северный Кавказ», освещающая события в Кабардино-Балкарии, Дагестане, Северной Осетии, Краснодарском и Ставропольском краях и других соседних субъектах федерации.
Под местной прессой в последние годы стали понимать главным образом издания, выходящие в районах и городах областного (республиканского) подчинения. Существует и аналогичная сеть радиовещания. Удовлетворяя особые интересы жителей небольших населенных пунктов, этот тип СМИ имеет надежный потребительский спрос.
В России получила «права гражданства» муниципальная пресса – сравнительно новые у нас газеты городских районов, волостей и малых населенных пунктов (в пределах полномочий муниципальной власти). В то же время продолжают выходить газеты предприятий, учреждений и учебных заведений
Учредитель. Согласно российскому законодательству, учредителями (основателями) СМИ, почти без исключений, могут стать любой гражданин Российской Федерации, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Законодательно установлен регистрационный порядок учреждения: фактически органы власти всего лишь подтверждают заявку учредителя и берут созданную им газету или канал на учет. Правда, для теле- и радиокомпании надо получить еще лицензию на вещание, на занятие определенной частоты в эфире. Регистрационный взнос выражается в доступных гражданам суммах: 5-7,5 минимального размера оплаты труда для обычных изданий, агентств или аудиовизуальных программ, при пятикратном увеличении для рекламных СМИ и десятикратном – для эротических.
Средства информации, учрежденные негосударственными, непартийными органами, имеют возможность проводить независимую линию в идеологии и политике.
Впрочем, сложилась уже своеобразная типология крупнейших групп влияния и реальных собственников, фактически распоряжающихся большинством российских СМИ: промышленно-финансовые группы (Газпром, Лукойл, «Проф-Медиа» В. Потанина и др.), пресс-монополии (так называемые медиаимперии «Московского комсомольца», «Индепендент медиа», Издательского дома «Провинция», охватившего региональную прессу в десятках областей страны, и др.), администрация (в особенности через соучредительство вместе с редакциями региональных и местных изданий и владение большинством телеканалов). Есть сведения о том, что в эту сферу деятельности все активнее стремятся представители преступного мира.
Аудитория. В самом широком плане существует деление на СМИ для всех и обо всем и специализированные (для части аудитории и по более или менее узкой тематике).
Под давлением условий существования редакции сами уточняют свою ориентацию, выбирая адекватные и привлекательные для публики определения.
Специализированная периодика рассчитана на аудиторию с более или менее четкими контурами, что придает ей устойчивость на рынке, хотя в большинстве случаев и не сулит грандиозного всеобщего спроса. Роль таких координат играют, прежде всего, социально-биографические характеристики (пол, возраст, образование, уровень доходов, профессия, вероисповедание и др.).
Социологические исследования показывают, что значительная часть журналистов плохо знает свою предполагаемую аудиторию. Огромный массив публикаций обращен к некоему абстрактному читателю. Это влечет за собой усредненный стиль материалов, безликость изданий и их похожесть друг на друга.
Легитимность. Петербургский социолог А. Н. Алексеев предложил классифицировать прессу с точки зрения ее отношений с законодательством и наличия разрешения на издательскую деятельность. Однако по-прежнему существует группа изданий, которые выходят в свет как квазилегитимные (не запрещенные и не разрешенные законом) или даже нелегитимные (не имеющие права на существование). К последним относятся те средства информации, редакции которых занимают позицию непризнаний властных структур – по идейным или, гораздо чаще, экономическим причинам.
Действующий правовой режим дает критерии для точной характеристики СМИ, легитимность которых заслуживает специального рассмотрения. Так, не требуется регистрация следующих средств информации: учреждаемых органами власти для издания официальных сообщений, нормативных и иных актов; периодических изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров; радио-и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям в пределах одного учреждения или промышленного предприятия либо имеющих не более десяти абонентов; аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров. Поскольку существование таких СМИ предусмотрено законодательством, их следует считать легитимными.
Неоднозначный случай – это СМИ, нарушающие действующее законодательство. За целый ряд деяний предусмотрена ответственность редакции в виде приостановления и прекращения ее деятельности или распространения продукции, признания недействительным свидетельства о регистрации, аннулирования лицензии (для телерадиовещателей) и др. К таким деяниям относятся, например, злоупотребление свободой массовой информации, нарушение порядка распространения тиража или лицензионных условий, получение свидетельства о регистрации обманным путем и т. д. Типичная картина: издание, заявленное как информационное, на практике оказывается эротическим, для которого предусмотрены иной по размеру регистрационный взнос, особый порядок распространения и дополнительный потиражный сбор. Однако право решения о применении названных санкций принадлежит суду или органам, выдающим лицензию. До принятия этого решения издание или вещательная программа могут продолжать выходить в свет, даже если они фактически оказались не в ладах с законом. В подобных ситуациях их статус становится квазилегитимным.
Качественная и массовая пресса. Данное разделение прочно вошло в оборот западных теоретиков и практиков журналистики. В отечественной системе классификации оно только приживается. База для разграничения прессы мнений (качественной, элитарной) и прессы новостей (массовой, популярной) существует в самой практике редакций.
Качественной прессе свойственны аналитичность в подходе к событиям, взвешенность оценок, спокойный тон публикаций и главное – надежность фактов и мнений. Популярная пресса – это печатные средства информации, в особенности газеты, в которых больше развлечений, чем информации, и которые предназначены менее образованной части населения.
«Желтая» журналистика – это источник сенсационных, часто неточных, неприличных вульгарных материалов, которые сочетаются с грубыми заголовками и иллюстрациями. Обилие изобразительных материалов, «картинок» – стойкий признак их дизайна. Облегченная досуговая пресса включает в себя всевозможные занимательные истории, конкурсы, веселые приключения, полезные советы – в публикации и чтении на досуге подобных материалов нет ничего противного человеческой природе или угрожающего «высокой» журналистике. Проблемы появляются тогда, когда бездумное развлекательство, да еще и выполненное в вульгарной манере, начинает вытеснять интеллектуальную и гражданственную прессу, когда стираются отчетливые грани между ними.
Неверно было бы думать, что популярная, массовая пресса делается на низком профессиональном уровне, в отличие от качественной. Только стандарты мастерства здесь не те, что в солидных изданиях. Они определяются умением корреспондентов и редакторов приковывать внимание аудитории, руководствуясь знанием массовой психологии и специфики броской подачи информации. С другой стороны, избранный редакцией тип качественного издания совсем не обязательно приводит ее к успеху – здесь тоже все зависит от уровня квалификации сотрудников.
Тем не менее наивысший авторитет в мировой журналистике завоевали именно качественные СМИ.
Поразительным образом повторяется судьба «легкого чтения». Оно вернулось в массовый оборот, в частности, в форме бесплатных изданий.
Оценивая в целом ситуацию в российской журналистике, зарубежные и отечественные эксперты отмечают, что она оказалась слабо подготовленной к делению периодики на качественную и популярную. Чрезмерной политизацией и «желтизной» страдают не только новые органы печати, но и ведущие всероссийские газеты, имевшие прежде репутацию солидных. Из-за нечеткости профессиональных ориентиров стремление работать «как на Западе» оборачивается рождением таких изданий, которые лишены четких типологических признаков и выпускаются на «промежуточном» уровне квалификации. Впрочем, в последнее время специалисты начали использовать понятие смешанного типа периодики как специфического для нашей страны. Имеется в виду, что в одном издании сочетаются и полезная, развивающая аудиторию информация, и развлекательные компоненты содержания, в том числе выполненные в игровой форме. Будущее покажет, насколько жизнеспособен и перспективен такой синтез. Пока что относительно больший успех выпал на долю откровенно развлекательной печати и вещательных программ. Как показывают наблюдения за рынком сбыта продукции СМИ и опросы населения, досуговая журналистика, предназначенная, условно говоря, для чтения в метро и электричке, ощутимо теснит солидную прессу мнений, поглощая львиную долю аудиторных симпатий. Нетрудно увидеть здесь параллели и с конъюнктурой информационного рынка за рубежом, и с нашим собственным историческим опытом.
Издательские характеристики. Имеется в виду весь комплекс сведений о периодичности выхода, тираже и распространенности, формате, объеме издания или программы. Это отнюдь не формальные атрибуты. Например, периодичность «заказывает» определенную меру оперативности информации. Различают ежедневные издания (четыре раза в неделю и чаще), выходящие два-три раза в неделю, еженедельные, декадные, помесячные, ежеквартальные и тому подобные органы печати, а также не имеющие регулярной периодичности. Издания, выходящие в свет реже одного раза в год, не относятся к периодике. Формат обозначается стандартными параметрами. В вещательной журналистике этим словом обычно обозначается целостная модель программы или канала (например, музыкальный или информационно-музыкальный формат). Для прессы установлены стандартные размеры страниц: А2 (или «большой формат», как у «Известий» или «Советской России»), A3 (или «половинный формат», как у «Российских вестей» и преобладающей части районных и городских газет) и А4 (хорошо знакомый студентам размер бумаги для принтеров, которые используются в производстве малотиражных газет). Названные параметры обязаны своим происхождением размерам типографской бумаги, на которые настроены печатные машины. Форматы газет кратны по отношению к бумаге и друг к другу. Так, если А2 выражается соотношением 600 х 420 мм (высота и ширина листа), то A3 ровно вдвое меньше: 420 х 300. Конечно, при желании можно задать другие, произвольные параметры, но отклонение от стандартной наладки техники чревато материальными потерями. С появлением возможности печатания тиража на зарубежной технике в издательское дело пришли и новые форматы. Особенно быстро завоевывает популярность таблоид – он чуть меньше привычного A3. Таблоидный формат можно встретить в еженедельниках газетного типа, новых тонких журналах, а также в газетах, генетически связанных со своими западными прообразами.
В стандартных единицах измеряются и объемы передаваемой информации. На радио и телевидении это, естественно, хронометраж («получасовая передача», «пятиминутка новостей» и т. п.). В прессе для указания объема приводят количество полос: четырехполосное, восьмиполосное издание и т. д. Более точные данные получаются, когда тексты измеряют в условных единицах, именуемых печатными листами или, близко по значению, авторскими листами и учетно-издательскими листами. В данном случае лист равен приблизительно 40 тыс. знаков. Если соблюдать правила машинописи (а это один из элементов культуры труда), то на страницу текста поместится 1700-1800 знаков. Лист составляет 22-24 машинописные страницы. При формате А2 газетная полоса составляет долю печатного листа, A3 – 1/8 и т. д.
Особое значение имеет техника производства журналистской продукции. Прогресс в этой области ощутимо увеличил разнообразие способов передачи текстов. Бумага перестала быть единственно возможным носителем печатного слова. Например, в Венесуэле издателям дешевле обходится пластмассовая основа для печати, другие новаторы в погоне за читателями используют нестандартные красители и даже ароматизаторы листа. Известна анекдотическая история про газету «Бифштекс», которую издатель пропитывал запахом, соответствующим названию.
Разнообразные в типологическом отношении средства информации в совокупности образуют целостную систему журналистики. В структурном плане ее представляют три группы средств информации:
– печатная пресса – газеты, журналы, еженедельники (газетного и журнального типов), дайджесты, бюллетени, повременные календари;
– аудиовизуальные СМИ – радио, телевидение (эфирное и кабельное), документальное кино, видеовещание; особую, промежуточную подгруппу образует телетекст;
– информационные службы – телеграфные агентства, рекламные бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественностью, профессиональные журналистские клубы и ассоциации.
При характеристике структуры обычно возникает вопрос о том, к какой группе отнести Интернет. В современной практике невозможно игнорировать ни так называемые электронные версии бумажных изданий, ни автономные сетевые газеты и журналы, ни доступные для каждого отдельного пользователя, без посредничества редакции, банки данных. По всей видимости, на рубеже столетий культура еще не накопила достаточно материала для четкого определения отношения к Интернету. Пока что приходится принимать во внимание его реальное двойственное положение. Во-первых, ни в России, ни в других государствах он законодательно не относится к системе СМИ (и не может быть отнесен по общепринятым критериям). Во-вторых, выражения «электронная версия» или «сетевая газета» передают всего лишь форму трансляции материалов, но не изменение характера общения через посредство компьютера. Здесь точнее подошло бы слово «телекоммуникация» (общение на расстоянии), поскольку суть новаций заключается в преодолении дистанции между всеми сторонами информационного обмена. В таком случае не происходит никаких революций, а только резко усовершенствуется существующий комплекс средств дистанционного общения (телевидение, телефон и др.). В-третьих, есть веские основания у тех, кто рассматривает Интернет и прочие сети как среду, пространство, открытое для использования всеми желающими, включая журналистские редакции, но не как отдельные СМИ с собственной природой.
Каждая группа СМИ занимает особое место в едином их комплексе, равно как у каждой есть преимущества и слабости. Специфика печати, выражающей свое содержание через письменное слово и относительно скупые изобразительные средства, заключена, прежде всего, в большей, чем на радио и телевидении, аналитичности текстов. Сам процесс чтения предполагает высокую степень абстрактности мышления, активную работу воображения, интеллектуальное напряжение. В результате более тесным становится взаимодействие автора и читателя.
Основные преимущества радио связаны с его оперативностью, доступностью для самых широких слоев населения и практически безграничным распространением, а также с технической простотой и дешевизной производственного процесса. Выразительные средства радиожурналистики – живой голос, шумы, музыка – обладают высоким потенциалом достоверности и образности в передаче реальных событий.
С одной стороны, государственное вещание лишилось прежней монополии на эфир: коммерческое и иное негосударственное радио составляет ему ощутимую конкуренцию, частные станции существуют практически в каждом малом городе страны. С другой стороны, и в государственном, и в коммерческом секторах наметилась тенденция к новой, «внутренней» монополизации. Так, ВГТРК стала ядром гигантской системы общенационального масштаба, объединяющей в себе каналы «Радио России», «Маяк», региональные компании и передающие станции. В частном секторе подобных размеров достигли сетевые компании «Европа плюс» и «Русское радио». По специализации выделяются универсальные каналы, на волнах которых звучат информационные, музыкальные, общественно-политические и иные передачи (например, «Радио России» и «Эхо Москвы»), информационные, интересующие публику главным образом как служба свежих новостей, перемежаемых музыкальными программами («Маяк»), и музыкальные или информационно-музыкальные, на которых выпуски новостей занимают второстепенное положение.
Телевидение сочетает в себе возможности радио, кино, фотографии, живописи, театра и других предшествовавших ему средств общения и творческой деятельности. Синтезируя изображение и звук, оно способно добиваться почти полного жизнеподобия транслируемых картин, обеспечивать совпадение по времени (симультанность) событий и зрительского наблюдения за ними. Телевидение до предела облегчает аудитории восприятие информации, а потому несет в себе просветительский, пропагандистский и манипулятивный заряды колоссальной мощности.
Информационные службы обеспечивают деятельность других СМИ, поставляя им готовые тексты и «сырой» фактический материал. Сами они, как правило, не вступают в контакт с аудиторией, если не выпускают собственные журналы или программы. Центральное место в этой группе занимают информационные агентства (их еще называют агентствами новостей или телеграфными агентствами).
Наибольшим влиянием пользуются так называемые мировые информационные агентства. В пределах крупных районов земного шара разворачивают свою деятельность региональные агентства. Далее по величине идут национальные агентства, областные и городские, а также те, что создаются в издательских и вещательных компаниях.
Кроме агентств новостей стремительно расширяется сеть других информационных служб: рекламных компаний, пресс-служб при государственных, коммерческих, общественных, конфессиональных организациях. Они поставляют редакциям СМИ деловые сведения, которые в дальнейшем находят отражение в материалах печатной и эфирной журналистики. Отдельно следует упомянуть клубы и ассоциации журналистов. Они, конечно, не являются производителями информации, но способствуют обмену и распространению важных сообщений, заключению контрактов и соглашений в этой сфере. Примером служит ассоциация корреспондентов зарубежных СМИ, аккредитованных в Москве, число которых с либерализацией внешней политики России возросло в геометрической прогрессии.
Изучение типологии и системы СМИ предполагает выработку прогноза развития отечественной журналистики. Однако сделать это сегодня затруднительно. Для системы российской журналистики характерна, с одной стороны, тенденция к усилению ее внутреннего многообразия, возникновению новых типов и отрядов СМИ, а с другой – после периода подъема, пережитого прессой в конце 80-х – начале 90-х годов XX века, в ее деятельности стали проявляться симптомы кризиса: резкое усугубление производственно-экономических трудностей, падение политико-идеологического, морального и делового влияния, снижение профессионально-творческого уровня, сокращение объема производства информации. С диалектической точки зрения это означает, что система печати пришла в состояние неустойчивости, обострились противоречия в ней самой и в связи с нею, нарастает неизбежность ее коренного обновления или замены другой, более жизнеспособной структурой.
Можно прогнозировать, что выход современной журналистики из кризиса в принципиальном плане будет зависеть от определения и стабилизации нового способа социального устройства. Должна подтвердиться общая закономерность: социальная система «заказывает» соответствующую ей систему средств информации, находит в ней свое отражение.
Вопросы для самопроверки
Что такое информация с позиции современной науки?
В чем заключается смысловой подход к анализу информации?
В чем заключается статистический подход к анализу информации?
Каковы особенности социальной информации?
Каковы критерии оценки социальной информации?
Каковы характеристики журналистской информации?
Каковы параметры типологизации СМИ?
Из каких групп средств информации состоит современная система СМИ?
Можно ли Интернет отнести к одной из групп СМИ?
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!