Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2020-12-08 | 144 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
О разработке методики системного анализа. Методика си стемного анализа разрабатывается и применяется в тех случая когда у лиц, принимающих решения, на начальном этапе нет досга точных сведений о проблемной ситуации, позволяющей выбрап метод ее формализованного представления, сформировать матема тическую модель или применить один из новых подходов к мод! лированию, сочетающих качественные и количественные приемы
В таких случаях может помочь представление объекта в виде системы, организация процесса коллективного принятия решений привлечением специалистов различных областей знаний, с исполь. зованием разных методов формализованного моделирования (МФПС) и методов активизации ЛПР (МАИС), со сменой методов по мере познания объекта (ситуации).
Для того, чтобы организовать такой процесс, нужно опреде. лить последовательность этапов, рекомендовать методы для выполнения этих этапов, предусмотреть при необходимости возврат к предыдущим этапам. Такая последовательность определенным образом выделенных и упорядоченных этапов и подэтапов с рекомендованными методами и приемами их выполнения представляет собой структуру методики системного анализа.
При оформлении методики в качестве документа сохраняется последовательность этапов, определяемая структурой методики, кратко характеризуются сущность этапа, методы и сроки его выполнения, исполнители и ЛПР, а при необходимости изменить последовательность выполнения этапов (в соответствии с включаемыми в структуру методики этапами выбора дальнейшего пути) в конце характеристики этапа (подэтапа) оговариваются условия возврата к предшествующим этапам или переход к выбранному последующему.
|
Таким образом, методика системного анализа разрабатывается для того, чтобы организовать процесс принятия решений в сложных проблемных ситуациях. Она должна ориентировать ЛПР на необходимость обоснования полноты формирование и исследования модели принятия решения, адекватно отображающей рассматриваемый объект или процесс. Как правило, в методике сочетаются методы из групп МАИС и МФПС, но могут существовать методики, использующие методы только одной из этих групп. Желательно, чтобы в методике предусматривалась возможность выбора методов моделирования.
Примеры выделения этапов в первых методиках системного анализа приведены в табл. 2.11.
Анализируя эти методики, можно увидеть, что во всех методиках в той или иной форме представлены этапы выявления проблем 146
становки целей (укрупненные этапы I и И), разработки вари-и "пв и модели принятия решения (этап II I). этапы оценки альтер-ант ^ поиска решения (этап IY) и его реализации (этап Y), а в н оторых - этапы оценки эффективности решений и последствий не реализации (этап YI) или даже проектирования организации и а постижения целей (который можно было бы вынести в отдель-
ДЛ— ^ ч “ г w у”
ный укрупненный этап VII).
При этом в методиках этапы по-разному детализированы. В од-их методиках основное внимания уделяется разработке и исследо-анию альтернатив принятия решений (С.Оптнер [1.39], Э.Квейд [1 24]) в других - этапу обоснования цели и критериев, структуризации цели (Ю.И.Черняк [13], С.Оптнер [1.39], С.Янг [1.60]). в третьих - выбору решения (С.Оптнер), в четвертых - этапам управления процессом реализации уже принятого решения (С.Оптнер, С.Янг), а в наиболее полной методике Ю. И. Черняка особо предусмотрен этап проектирования организации для достижения цели.
В реальных условиях выполнение отдельных этапов может занимать достаточно много времени.
Например, этап обследования существующей системы управления предприятием и формулирования технического задания (как показал процесс создания АСУ) может длиться год и более. Аналогично достаточно много времени" требу ют и этапы анализа цепей и определения альтернатив решения.
|
Поэтому для более четкого выполнения этапов возникает необходимость большей их детализации, разделения на подэтапы, и более четкого определения конечных результатов выполнения под-этапов.
В частности, в последней из приведенных в таблице 2.11 методик Ю.И.Черняка каждый из 12 этапов разделен на подэтапы, которых в общей сложности - 72. [13].
Включать большое число этапов и подэтапов в единую методику, реализуемую в течение нескольких лет, неудобно. Такая методика становится труднообозримой и мало пригодной для практического применения. И поэтому часто весь процесс принятия решения делят на подпроцессы (или подзадачи), и отдельно разрабатывают методику анализа целей, методику формирования и исследования зльтернативных вариантов принятия решения, методику реализации принятых решений.
При разработке системы методик для совершенствования управления предприятиями следует отдельно разрабатывать методику совершенствования (преобразования) организационной структуры "Редприятия (как одного из важнейших средств достижения целей). Можно также разработать отдельную методику обследования существующей системы, однако этот этап чаще удобнее предусмотреть в каждой из методик, поскольку полное обследование существующей системы организационного управления практически 147
-^ tN §- а ^ И | а <и Г s ^ 2S=- 0 С | 1 a ё 1 °- = j— >i US S- >\ }'S -^ | S ? |& Ц-1 • i§ li 8.1 £• 1 s 5s 1 s §• S^S^ ^5 I. &i §1!^ iii^ 1 11 li l! 1^1 |& ^ e| ^ ^|g^|l| 1| J — (4 S M 3 TO O-uS ЯЯО. ^>SSi<^ | ||
^” | i - | 1 " § ' | ||
i ^ | a u д 1" Я Ч я я g | |||
е- >> • | я Э С 1 | |||
с§А щ ^ - | ев во 5 ^ 1 1 1 ss | |||
(Q м | ё =J | 1 1 1 el | ||
1 | -ч r-i r^ ^: u ' | |||
^ | ||||
ев | ||||
1 1 S | ||||
g | Ci Ц 0? | |||
0 | &• | о ю я a ' я о и а S | ||
X | Х 0;=' | ё & § S S S " § § § ^ ' | ||
X u к | u^ ^ | 1. j 11s ll ! с"Е§я Sis" °a ^ "1 ^^ll '=& | ||
~3(40 fiC=i TfC | ||||
0 | ||||
И | 1.6, g | |||
z | м ") (д к U,, ~ | |||
3 | >, | E3PSU •oq.cqu S SGgs SSSS B; | ||
ее ^ | 5 ^ ^=- 0 | дЭзё c,is"aG ie ll51! ЦЦ i!l 1 i|! s^li. li8 5"й"3 яхяй.5 ё0?” o5“g'gS°a="S gp.§ ^! cS-oggesSas bGg .CO.uo,.sd-as.Ou | ||
^-осяЕ-мччая тйя | ||||
i a § | ||||
&? | ||||
0. 0 | ю ^ 5 | |||
^ ^ | E^ м £ 5 1 S " | |||
о | Ij^ U^=L ёС У, | 1 11 § i § •g s ^,„ 5g s uV в= ga •©•§ 52 5 gsg 5з^ з@ 1^ li s liE s?^ i| ie &5 & 11" e-Sj S& §2 op о a&s 6p;| sSS —u r-irt <”i -Tuft uSCa ^оя ^^^. | ||
^ я
| ||||
| х £? §
| s 5 • • | |||
^•, >, 0.? С
| - ' —-^ |
з | |||
^, | 0. u s Sw | s 1 -! И 1| 15 1 ^ s| 111 s I ^5 j| \ |§2 | |
IN 2 | ^S=- | 1.& Г1 h3 Щ | |
3' a >§ | 0 | sH Is ll5 ^11 o5c ^S- '-SS -Sg •u,. Oh- ^З^ r'lC.fc- | |
a | жио\ —5 —со. — о 5 | ||
S S, a | Ю >>,, | Ч и s а о а. | |
t” | 5 3^ | 5 я s S | |
3 | t2>-^ | я ^ к a к 55" | |
§ 's | cj^ | о. ь- 33 и я “, 2 S я tr s So. | |
g | щ " - | Б • § а 5 о | |
e- 1 | 0 ^ С | П v Si Я Ья с 5| £^ | |
(3 | */S ^o u* r-' S | ||
X я) 2 0 1) 5 (J V 1 | ^ ”;=' У^ о -— | 11 1. В? 1 i, ее.^Я о."^ “•S а” ая и'<са -е-а хо. яЯ авой "" 1^ i III Is ^!& И I? |e o'll г| ^1 11 ^g "Sa9 'оя г' я od ел а 2р | |
0 | |||
S s | Ца | ||
3 | >у | § | 5 'к 1 С 3 к а В | |
ся Д | 0 ”—i вэ -т ^ (^ | к в- а s в a ^l'§ III • м е! 3 f° 5 с § | |
Crj=L | till 11^ | ||
0 | §”s5 jl| <£ g.s S. с g § | ||
. u о >.. S о- | |||
•r ч я ч. "i Я Б | |||
>,? &^ s0 <5|% и^^ ё^ ^ | ffi •3 5 S i i1? U S saSas'so. S pga y'q я 6 9 S § § §з| "s ^ Я &S0' ^5^ se;я §'5 Sa" "я3 о" s? Sa Ц ill il 1, ^ 1 1 11^ Ц ^1 1^ § ^ s ". ц. (яl -§1 ^ ООвЗ ^——— f flUU r^ | ||
г~~оост” —!“;^ —ai —30. —S | |||
^ =. | ^?.? § '-. >> о. Ь с
| '?:•''>.? | ||
149
|
неосуществимо без уточнения целей обследования на каждом этап проектирования организации.
Обобщая опыт системного анализа, можно рекомендовать прц разработке методики, ориентированной на решений одной из задач всего процесса принятия решения, вначале выделить два крупных этапа, которые отделяют процесс собственно формирования модоц, от процедуры ее оценки и анализа, так как эти этапы обычно вы. полняются с использованием разных методов.
В обобщенном виде эти этапы можно назвать следующим обра. зом:
1. Формирование первоначального варианта (вариантов) модели принятия решения (структуры целей, оргструктуры, сетевой иди другого вида модели альтернативных вариантов решения и т. п.).
2. Оценка, анализ первоначального варианта (вариантов) модели принятия решений (структуры целей, оргструктуры и т. п.) и выбор наилучшего варианта (или корректировка первоначального варианта, если он был единственным).
Возможные наименования этих этапов применительно к конкретным задачам - анализа целей, разработки оргструктуры и т. п. - приведены в табл. 2.12.
Если после выделения подэтапов их число окажется небольшим (например, 7-9, что соответствует рекомендациям гипотезы Миллера) то их можно перенумеровать по порядку, и при оформлении методики рассматривать как последовательность ее этапов.
При большом числе подэтапов целесообразно сохранить первоначально выделенные крупные этапы. Более того, если в методике предусматривается возможность выбора методов реализации этапов и подэтапов, то подэтапы могут быть еще более детализированы (примеры таких методик приведены в последующих главах).
Первоначально выделенные этапы могут быть разделены на под-этапы. Разделение на подэтапы зависит от задачи и от выбранных методов реализации этапов.
Примеры разделения этапов в методике анализа целей при выборе различных методов реализации этапов приведены в табл. 2.13.
Следует отметить, что выделенные два укрупненных этапа методики могут повторяться поочередно несколько раз. так как решение, принятое на втором wane. может помочь уточнить модель, формируемую на первом. Например, помогает уменьшить или расширить область допустимых решений (как это. например, предусмотрено в методике морфоло! ичсского моделирования в гл. 7). Этапы могут повторяться до тех нор. пока решение будет получено. Для принятия решения о пеоо-ходимости повторения этапов в методике следует предусмотреть соответствующим подэтап.
Подводя итоги сказанному, можно рекомендовать при разработке методики системного анализа прежде всего определить тип решаемой задачи (проблемы). Затем, если проблема охватывает несколько областей - и выбор целей, и совершенствование оргструк-150
|
у я организацию процесса принятия и реализации решений, -т. дыделить в ней эти задачи, а разработку методики для каждой из ^ начинать с выделения двух рассмотренных крупных этапов.
Таблица 2.12
решаемая проблема (задача^
| Чаименование этапа
| |
Этап 1 | Этап 2 | |
--диализ целей. формирование основных направлений развития предприятия „ли организации. Выбор структуры дтана | Формирование первоначального варианта (вариантов) структуры целей (направлений. плана) | Оценка, анализ первоначального варианта (вариантов) структуры целей (плана) и выбор наилучшего варианта или корректировка структуры |
разработка (совершенствование) организационной структуры управления предприятием (регионом и т. п.) | Разработка первоначального варианта (вариантов) оргструктуры | Оценка первоначального варианта (вариантов) оргструктуры и выбор наилучшего (или корректировка существующего) |
Организация процесса принятия решения (для управленческой или проестной м^ачи) | Формирование первоначальной модели принятия решения (вариантов решения, путей реализации управленческого решения | Анализ модели принятия решения и выбор наилучшего варианта (пути) решения задачи |
Организация процесса реализации решения (для управленческих решений) | Формирование вариантов прохождения решения в орг-структуре системы управления (вариантов организационно-технологических процедур подготовки и реализации решения) | Анализ вариантов прохождения решения в оргстру-ктуре и выбор наилучшего варианта оргтехпроцедуры подготовки и реализации управленческого решения |
Предварительный выбор подходов и методов выполнения этапов может быть отражен в методике сразу, в формулировках подэтапов (как, например, в табл. 2.13); но часто желательно предусмотреть в методике несколько методов выполнения этапов и возможность выбора путей реализации методики ЛПР в конкретных условиях ее применения. Некоторые подэтапы в методике могут выполняться параллельно, и тогда методику удобно представлять в виде сетевой модели, т. е. в виде графических схем с последовательными и параллельными этапами (см. примеры методик в последующих гла-ва*). При таком представлении методики в ней легко отразить воз-^жность возврата к предыдущим подэтапам и соответствующие иодэтапы выбора дальнейшего пути.
"з практике иногда трудно разработать и полностью реализовать методику, в "торой все этапы и подэтапы были бы проработаны равноценно, и поэтому для ^Ращения затрат времени и труда в методике могут быть более подробно-регла-^чгнрованы те этапы и подэтапы, которые в конкретных условиях требуют к себе ^Ыпего внимания. Для практической реализации методики следует стремиться "матизировать выполнение ее подэтапов.
151
№№ | Разделение на подэтапы с учетом методов их реализации
| ||
п.п. | При выборе подходов в " ' " ^ " При выборе для ре- При выборе для реали-
| ||
процессе реализации методики | ализации этапа 1 ме- з——- ---—- ' •-— тода"сценариев" | зации этапа i метода 'дерева целей" | |
1.1 | Отделение (отграничение) системы от среды путем ее перечисления (определения элементов) или пу | Первый этап Подготовка написание) сценария | Формулирование обобщенной (глобальной) цели (предварительная формулировка) |
тем описания ее основных | |||
1.2 | свойств Выбор подхода к представлению (отображению) | Выбор подхода к формированию "дерева це | |
системы (проблемной си | лей" | ||
1.3 | туации) Формирование первоначального варианта (вариантов) модели принятия решений (варианта структуры целей, оргструктуры и т. п., в зависимости от | Формировние сетевой модели определяющей варианты решения, содержащиеся в сценарии | Выбор признаков структуризации (при формировании структуры целей "сверху") Выбор принципов группирования функций |
выбранного подхода к решению задачи) | (при использовании подхода "снизу") Объединение резуль | ||
татов, если использва- | |||
лись оба подхода | |||
Второй этап | |||
2.1 | Выбор подхода к оценке модели принятия решения | Выбор подхода к оценке сетевой мо | Выбор подхода к оценке "дерева целей" |
(варианта структуры це | дели (вариантов ре | ||
2.2 | лей, оргструктуры и т. п.) Выбор критериев оценки (требований, ограничений. их размерностей) | шения) Выбор критериев оценки сетевой модели | Формирование экспертных групп и выбор критериев оценки Выбор источников и |
видов косвенных коли | |||
чественных оценок | |||
2.3 | Проведение оценки (включая выбор подходов и методов оценивания) | Проведение оценки | Организация экспертных опросов Получение косвенных количественных оценок |
2.4 2.5 | Обработка оценок Анализ полученных результатов оценок и выбор наилучшего варианта решения (структуры целей ''оргструктуры и т. п.) | Обработка оценок Анализ полученных результатов оценок и выбор наилучшего пути реализации решения (или критического пути) | Обработка оценок Анализ результатов обработки оценок и корректировка "дерева целей" или выбор луч шего варианта (если чя было несколько) |
О выборе подходов и методов при разработке и реализации мето-.щкн. Различные этапы и подэтапы методики системного анализа могут выполняться с использованием разных методов и подходов. Методы могут выбираться как из числа формальных, так и из числа методов, направленных на активизацию интуиции и опыта ЛПР.
При выполнении первого из рассмотренных основных этапов методики, т. е. при формировании первоначального варианта (вариантов) модели принятия решения или структуры (сетевой, типа "дерева"), наиболее часто используются методы из группы МАИС -"сценарии", "мозговая атака", методы структуризации, морфологический подход. Особую роль играют древовидные иерархические представления, при формировании которых могут применяться оба из упомянутых выше подходов - "сверху" (путем расчленения системы или ее обобщенной цели) и "снизу" (путем объединения первоначально перечисляемых элементов системы в группы различной общности, относящиеся к разным уровням формируемой
иерархической структуры).
В ряде случаев (наряду с МАИС) могут использоваться и методы формализованного представления систем. Для разработки языков моделирования (первоначального отображения модели, вариантов принятия решения) все более широкое распространение получают теоретико-множественные, логические, лингвистические представления. Первоначальные варианты принятия решений могут быть представлены в виде сетевых моделей и других видов графов. Может применяться и форма постановки задачи в виде модели математического программирования, т. е. определения целевой функции, ограничений.
Иногда эта форма применяется и в тех случаях, когда целевая функция и ограничения не могут быть сразу представлены в виде аналитических зависимостей, или получены противоречивые ограничения. На такой идее. в частности, базировались первые методики системного анализа С.Оптнера [1.39], Э.Квсйда [1.24].
Можно предусмотреть использование нескольких методов формирования первоначального варианта модели принятия решения, нескольких методик структуризации целей. В процессе формирования модели методы могут меняться, в выборе МФПС могут помогать методы из группы МАИС (см. примеры в гл. 8).
Спектр подходов и методов, которые применяются для реализации второго этапа, еще более широк. При этом практически ни одна методика не обходится без использования экспертных оценок, различных приемов их получения и методов обработки - от традиционного усреднения полученных от экспертов оценок до методов организации сложных экспертиз и оптимизационных моделей, использующих экспертные оценки в качестве исходной основы. Некоторые примеры методов организации сложных экспертиз в задачах
планирования и управления приводятся в последующих главах.
153
При затруднении в проведении экспертных процедур могут применяться косвр ныс количественные оценки, (идея которых предложена в одной из методик сист 11 ного анализа, рассматриваемой а гл. 4). базирующихся на использовании в каче^ источника оценок различного рода деловых документов (включая директивний* источников научно-технической информации, отражающих опыт компстентн'
специалистов.
Для организации сложных экспертиз, особенно при анализе фактороы на первом этапе методики, могут применяться метод решающих матриц Г.С.Поспелова (охарактеризованный выше),, подход, основанный на использовании различного рода оценок степени целесоответствия, в т. ч. с использованием информацион. ных оценок (см. гл. 3, 6, 7).
При формировании и анализе вариантов структур разного рода может возникнуть необходимость их оценивания с точки зрения формы представления, от которой (как будет показано ниже на примерах сравнительной оценки иерархических струн. тур с использованием информационною подхода в главах 3 и 5) зависит целостносп, системы, характеризующая степень централизации управления.
Выбор методов формирования и оценки моделей в методике системного анализа зависит от степени неопределенности проблемной ситуации, для исследования или управления которой разрабатывается методика. Поэтому при разработке методики целесообразно вначале обосновать, каким классом систем может быть отображена проблемная ситуация, и на этой основе решать вопрос о выборе методов моделирования.
Например, можно воспользоваться рекомендациями о соответствии с классами систем и МФПС (см. параграф 2.1).
При этом. если проблемную ситуацию удается отобразить с помощью класса хорошо организованных систем и применить методы поиска экстремумов функций или методы математического программирования, то процесс исследования проблемы (решения задачи) будет описываться в терминах этих формализованных методов, и о методике системного анализа в этих случаях нет необходимости говорить, хои целесообразно представлять алгоритм формирования и анализа таких моделей в графической форме, что будет способствовать итеративной корректировке моделей и интерпретации результатов моделирования. Аналогично, если удается применю” для моделирования задачи один и") новых, подходов, объединяющих средства МАИС и МФПС (например, имитационное динамическое моделирование, ситуационное моделирование и т. п.), то обычно говорят о методике ИДМ, или о методике ситуационного моделирования, и т. д. (а не о методике системного анализа).
В методике системного анализа, как отмечалось выше, может быть предусмотрено использование нескольких методов. В этии случаях методы должны быть охарактеризованы в приложениях к методике и предусмотрены подэтапы выбора методов с учетом конкретных условий и предпочтений ЛПР.
Для более полной реализации методики разрабатываются средства автоматизации. Для ряда этапов - в виде специализированных диалоговых процедур (например. автоматизированной диалоговой процедуры анализа целей и функций, рассматриваемой в гл. 4). или прикладных программ, реализующих разработанные с пометь1" методики алгоритмы (например, алгоритм формирования и анализа морфол001" ческой модели планирования в гл. 7.).
154
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!