А.и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу». — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

А.и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу».

2020-12-07 124
А.и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Боковые приделы к верхним этажам были заставлены шкафами и стеллажами, набитыми книгами. В свободных проёмах громоздились штабеля полуистлевших рукописей, газет, репродукций, эстампов».

И. Ефремов «Час быка».

Библиотека – собрание печатной продукции: книг, периодических изданий и прочих публикаций разных авторов по разнообразной тематике их произведений, предназначенное для публичного или для личного пользования. Наличие или отсутствие библиотек, подбор в них литературы, а также специфика читательского контингента порой помогают ярче обозначить особенности того или иного фантастического социума.

В ряде произведений Р. Брэдбери («451* по Фаренгейту»; Эшер II») проходит общая идея о несвободных технократических обществах, в которых библиотеки уничтожаются подчистую. В большей степени притесняется художественная литература. В антиутопии О. Хаксли «О, дивный новый мир!» библиотеки есть, но они содержат только справочную литературу по науке и технике. Но даже само уединение в хранилищах этих сухих знаний считается предосудительным, словно какой-то особый вид извращения.

У разумных гусениц в рассказе П. Вежинова «Синие бабочки» нет эмоциональной в земном понимании жизни. Содержимое библиотек – это всё те же учебники, энциклопедии, атласы. Случайно появился и случайно уцелел поэтический сборник единственный на всю планету, принимаемый аборигенами за философский труд. Будучи невостребованным, он передаётся землянам.

Только острой нехваткой свободного времени из-за необходимости постоянно вести борьбу за существование в мире с целиком враждебной природой можно как-то объяснить полное отсутствие беллетристики и на полках единственной библиотеки колонистов на планете Пирр (Г. Гаррисон «Неукротимая планета»).

Другие качественные изменения, связанные с предметом нашего рассмотрения, относятся к изменениям носителей информации в библиотеках. Поток информации возрастает, следовательно, то, на чём она фиксируется должно быть более ёмким. Бумажные переплёты занимают много места, и к тому же разрушаются от времени. Пользоваться кипами газет просто неудобно. Путь отвержения гласных букв в текстах давно пройден во время первого информационного «взрыва» – появлением рукописных книг с их дорогим и несовершенным материалом. Повторить его попытались персонажи рассказа У. Тенна«ЗПС НЙДТ В ББЛТК», но их попытка не только безуспешна, но и запоздала с появлением и развитием специальных технических средств.

Если по отсекам знаменитой подлодки «Наутилус» были расставлены томики книг с роскошными, сделанными по заказу переплётами, то обитатели орбитальной станции КЭЦ надевали на головы черные коробки и время от времени подкручивали верньеры на их стенках. Процесс чтения со стороны напоминал какую-то лечебную процедуру. Так. А. Беляев («Звезда КЭЦ») представлял пользование библиофильмотекой. Основной носитель информации в ограниченном пространстве – тонкие плёнки и микроплёнки. Но и у них есть «предел вместимости» информации, уступающий, видимо, даже магнитной ленте. Аудиобиблиотека фигурирует в романе Г. Гаррисона «Конные варвары». Это автоматическое устройство не просто зачитывает искомый текст, но и адаптирует его к восприятию людей с различным уровнем интеллекта или компетентности в поднятой теме. Общую теорию относительности А. Эйнштейна автомат может переложить на язык детской сказочки.

Лазерные диски и кристаллы, средства мультимедиа, разумеется, дождались своей очереди стать содержимым как очень компактных, так и гигантских «галактических» библиотек (К. Саймак «Куш»).

Осталось только рассмотреть вопросы, касающиеся библиотек косвенно.

Во-первых, есть фантастические произведения, действие которых разворачивается в библиотеках. Это рассказ Д. Билёнкина «Давать и брать», где инопланетяне ищут интересующую их информацию в любых хранилищах книг. Нынче, если речь не идёт о каких-либо книжных раритетах, им имело бы смысл заглянуть в Интернет. В библиотеке оживают сказочные персонажи рассказа В. Шукшина «До третьих петухов».

Во-вторых, похоже, частота посещаемости библиотек фантастическими персонажами, зависит поджанра фантастики. Учёным сухарям в твердой фантастике без библиотек не обойтись, равно как и без лабораторий. Энергичным героям фантастики авантюрной некогда тратить время на просиживание штанов вообще. Говорят, что когда-то только ходульные шпионы, с враждебными целями пробравшиеся на чужой звездолёт, перечитывали детективы, уединяясь в корабельных библиотеках. Мастерам меча и прочего холодного оружия в поджанре фэнтэзи проще разговорить какого-нибудь колдуна на интересующий предмет. А в поджанре космической оперы Оби-Ван Кеноби, удосужился один разок посетить библиотеку. Однако в местном информатории искомая им звездная система «исчезла», и пришлось ему махнуть рукой на неудачу и искать пропажу по гравитационным полям («Звёздные войны»).

Возможно, крупные библиотеки со временем станут музеями. А если машина времени будет построена в реальности, то с её помощью можно будет отыскать библиотеку Ивана Грозного и спасти манускрипты из Александрийской библиотеки.

БИЖУТЕРИЯ.

Бижутерия – украшения из недорогих материалов. Кто же первым из фантастических персонажей отличился передовыми взглядами на моду и, пусть на время, но отставил ювелирные украшения в сторонку? Это, конечно же, женщина и, возможно, слегка взбалмошная Зоя Монроз из романа А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Именно она носила ожерелье. где место банальных бриллиантов занимали хрустальные шарики, наполненные светящимся газом. Автор романа оставил без внимания вопрос о компактном источнике электричества, ибо инертные газы сами по себе светиться не будут.

К разряду бижутерии (по признаку сравнительно дешёвых заменителей драгоценных камней и металлов) относятся голографическим способом воссозданные, а затем материализованные копии настоящих ювелирных украшений в рассказе Л. Ташнета «Практическое изобретение».

БИЗОНЫ.

Бизоны – некогда широко распространённый в северном полушарии Земли род травоядных животных из семейства полорогих. Американские бизоны и их ближайшие родственники – европейские зубры были почти полностью истреблены.

Увидеть живых бизонов воочию фантастические персонажи могут, путешествуя во времени или попав в одну из формаций из цикла Ф. Х. Фармера «Многоярусный мир» (книга третья «Личный космос»).

В ходе работ по восстановлению Евразийской популяции бизонов стадо из 40 канадских лесных бизонов было завезено в Якутию, с целью реинтродуцирования в Сибири. Но если принять версию из романа И. Ефремова «Туманность Андромеды», то эта попытка либо оказалась безуспешной, либо сопровождалась альтернативным действом: «Вдали налево виднелось стадо черно-белого скота – потомков животных, выведенных путем скрещивания яков, коров и буйволов.

Невысокие холмы, тихие реки с широкими долинами – простором и покоем веяло от этого устойчивого и плоского участка земной коры, некогда называвшегося Западно-Сибирской низменностью».

БИЛЕТЫ.

Вот билет на балет,

На Транай билетов нет!..

Шлягер космической эры

Билет – документ небольшого формата, дающий право на совершение какого-либо действия, заведомо принятого в обществе либо обговорённого сторонами на коммерческой основе или иной основе («обилечивающей» и «обилеченной»).

1. Проезд на транспортном средстве. При сохранении товарно-денежной системы и установлении быстрого и надёжного сообщения между космическими объектами, чёткой работы диспетчерских служб билеты на другие планеты. в другие звёздные системы или галактики должны бы продаваться на каждом пассажирском космодроме. Но даже здесь можно выявить ситуацию, когда либо в билетных кассах фантастический персонаж получит отказ, либо таковых касс нет вообще. В романе Р. Шекли «Билет на планету Транай» пункт назначения находится за «линией фронтира», поэтому персонаж значительную часть пути вынужден преодолеть на перекладном космическом транспорте.

Если деньги уходят в историческое прошлое, то и билеты следуют за ними. Космический транспорт почти целиком служебный, и кого попало в него не пускают (А. и Б. Стругацкие «Путь на Амальтею»). Возможны чартерные рейсы туда, где уже есть космические поселения (Луна, Марс и т. д.). А на некоторые околоземные орбитальные станции можно попасть по разнарядке или по туристической путёвке, как это происходит в повести В. Бабенко «Земля. Повесть недалёкого будущего».

2. Просмотр зрелищ. Помнится, один несмышленый малый обменял на билет в театр новенькую азбуку (А. Толстой «Приключения Буратино»).

Всё гораздо сложнее обстоит с использованием возможностей темпорального поля,. когда каждый желающий теоретически может оказаться в своём детстве. Это даёт впечатления посильнее, чем любое шоу. Но практика показывает, что результаты иногда бывают неожиданными (В. Колуваев «Билет в детство»).

3. Право ответить на экзамене на обязательные, но случайно выбранные вопросы. Эта самая консервативная система в учебном процессе. В романе «Туманность андромеды» И. Ефремова читаем, что юноши, сдавая экзамен на зрелость, знают какие именно первые шесть «подвигов Геракла» им предстоит осуществить в ближайшее время, о конкретике остальных шести подвигов становится известно только после выполнения первой части экзамена.

4. Возможность получить разыгрываемые призы. Лотерея в ходу у марсиан в романе А. Толстого «Аэлита». Учитывая время написания данного произведения, речь идёт не о компьютерном выборе счастливчиков, а о традиционном способе распространения лотерейных билетов. Впрочем, в обедневшем обществе не исключена и их бесплатная раздача. В романе Ф. Дика «Солнечная лотерея» билетом служит гражданская карточка человека.

Существуют и фигуральные выражения, связанные с рассматриваемой темой. Например, «волчий билет» означает поражение в гражданских правах. Однако. если персонаж – верфольф (волкодлак), то направляясь на сборище себе подобных, он должен обладать своими индивидуальными отпечатками следов и запахами – то есть, своего рода волчьим билетом…

БИЛТОНГИ – раса инопланетян, нанесшая сокрушительное поражение землянам, которые, к тому же, лишились многих материальных ценностей. Экономика и производство на Земле отброшены на кустарный уровень. Желая загладить последствия войны, билтонги выступают в роли живых дубликаторов предметов с целью хоть как-то компенсировать землянам материальные потери (Ф. Дик «Плата за копирование»). БИОКОНСТРУИРОВАНИЕ.

«Однако биоконструирование становится фактом уже на наших глазах!

С. Лем «Сумма технологий»

Биоконструирование – вид деятельности разумных форм жизни, заключающийся в подражании способности природы создавать живые организмы, приспособленные к достаточно широкому диапазону внешних условий. Фантастические персонажи давно начали пробовать свои силы в области биоконструирования и сразу показали себя неважными специалистами. Это происходило потому, что первые творцы живых форм, не обладая сколько-нибудь развитыми биотехнологиями, сразу же ставили перед собой задачу-максимум – сконструировать и изготовить человека. Цель заманчивая, но преждевременная. Чего стоил один только выбор материалов! Здесь и фрагменты трупов (М. Шелли «Франкенштейн»), и тела животных, подвергаемые изуверской вивисекции (Г. Уэллс «Остров доктора Моро»).

Несчастные или неполноценные существа-гибриды либо становились источником смертельной опасности для самих же пионеров биоконструирования, либо замыкались в своих страданиях. Судьбы Ихтиандра и ему подобных творений, как правило, трагичны. Вообще подход к человеку, как «вставке» в любой несвойственный для него организм в корне неверен и даже преступен, как бы ни тешили себя сверхзадачами исследователи в рассказе К. Булычёва «К вопросу о биоформе». Смоделировать, а затем изготовить живой организм – это только очень трудоёмкие полдела. А, как, к примеру, сделать его разумным, не прибегая к помощи искусственного интеллекта? Обучать и воспитывать годами? Да и сам Искин, кстати, тоже надо ещё суметь создать. Не оттого ли целый Институт Новых Форм может похвалиться всего одним-единственным искусственным организмом? Причём полученный там дракон – обладатель такой биоформы, новизна которой, мягко говоря, спорна (С. Снегов «Люди как боги»).

Да и надо ли наделять вновь полученные создания разумом, как это произошло (невзначай?) в случае с мясными колобками? Этот говорящий вид убойного скота появился в рассказе М. Резника «Секретная ферма».

Итак, основам биоконструирования лучше всего учиться на чужом опыте, а начинать надо с моделирования чего-нибудь наименее сложного, и, лучше всего, виртуального. Данная тема затронута в рассказе У. Тенна «Игра для детей». Речь идёт об игрушке для детей в возрасте 11-13 лет, конструкторе, из деталей которого можно сложить действующий манекен человека. Опять человек и снова не вовремя! В повести К. Булычёва «Миллион приключений» подростки пробуют творить хотя бы с «братьев наших меньших». Появившегося в результате «комгуся» можно всё-таки «нейтрализовать»

 

А нельзя ли придумать что-нибудь не менее занимательное? Мысленно перенесёмся в век звездолётов и представим себе компьютерную игру под названием «Юный биоконструктор». Разве не любопытно было бы ознакомиться хотя бы с некоторыми образчиками моделей космической фауны, которые будут доступными для внуков наших внуков? Предоставляем вам такую возможность.

Инструкция прилагается.

«Предлагаемая игра предназначена для развития у ребёнка способностей к биоконструированию через сравнение самостоятельно смоделированных примитивных конструкций с наиболее схожими с ними реальными видами организмов, обнаруженных в ближнем, дальнем и очень дальнем космосе.

Помимо узлов общего назначения (микроблок атомного питания, наносинтезатор биоплазмы) игра состоит из трёхмерного хромокалейдоскопа и позитронного блока памяти с атласом-определителем видов животных, открытых в 68493 последних звёздных экспедициях.

В режиме «0» с помощью хромокалейдоскопа задаётся случайное количество и случайная конфигурация начальных элементов, вписывающаяся в матрицу реального прототипа существ означенных выше. Далее ребёнок подбором нужных трёхмерных элементов (из заведомо большего числа предложенных) подстраивает недостающие фрагменты конкретных биомоделей. Если задача выполнена правильно, наносинтезатор выдаёт выполненную в разумном масштабе фигурку реального прототипа с указанием кратких сведений о нём.

В режиме «1» для детей постарше появляется возможность моделировать отдельные внутренние органы живых существ и уже из них строить более сложные биосистемы. Для отладки игры в этом режиме предлагается, например, нижняя челюсть последнего представителя вовремя истреблённых «чужих» или пятый позвонок курдля».

Итак, включаем...

Пухокрыл радужный. Насекомое с планеты Медовуха. В летний период пухокрылы радужные питаются нектаром цветов иридисов, от венчиков которых они неотличимы в силу мимикрии. Это и помогает насекомым в случае опасности со стороны местных птиц. На зиму пухокрылы линяют, теряют яркий переливающийся окрас, затем окончательно белеют, становятся агрессивными и кровососущими Коварно маскируются под снежные хлопья.

Совка-триадница. Трёхполая птица ведущая ночной образ жизни на планете Химера. В триаде (основе птичьей семьи данного вида) Х-совки строят гнёзда и откладывают яйца, Y-совки занимаются поисками добычи для всех остальных, а Z-совки часто рушат гнёзда, обирают наиболее слабых птенцов, криками выдают присутствие своей стаи хищникам. Словом, они вредят, как только могут, что способствует лучшему протеканию естественного отбора внутри данного вида. Ведь на планете Химера у совок-триадниц очень мало естественных врагов.

Циклоп-дециподиус. Абсолютно безобидный для человека одноглазый паук с десятью конечностями. Будучи случайно завезенными на Землю с планеты Арахна-2 особи расплодились в местных условиях. Циклопы-дециподиусы имеют размеры от тридцати миллиметров до полутора метров в поперечнике, легко приручаются и уничтожают в доме всех вредителей от тараканов до крыс. Эти пауки обожают запах валериановых капель и нашатырного спирта. Поэтому их соседство противопоказано слабонервным ксенофобам, которые чуть что – сразу же откупоривают указанные средства успокоения для приведения себя в чувство.

Двоебрюх прыгучий. Огромный (до трёх метров в длину) кузнечик, обитатель проволокоджунглей планеты Хруп. Обмен веществ у этих существ целиком основан на переработке производных нефти и природного газа. Вдоль оси симметрии двоебрюха расположен особый канал, открывающийся сзади соплом. В эту полость из левого брюшка поступает жидкость по своему составу идентичная дизельному топливу. Из правого брюшка в канал поступает окислитель. Реактивная тяга позволяет стаям двоебрюхов прыгучих быстро перемещаться в тёплые регионы планеты Хруп, не имеющей постоянных климатических поясов.

Змееглот запасливый (проглот) Представитель вида пресмыкающихся, обитающий в суровых условиях планеты Члеризиан-6. В периоды зимней спячки змееглоты постепенно переваривают жировые отложения собственных хвостов засунутых в пасть. Если лето выдаётся чересчур холодным (что сказывается на толщине хвоста), а зима чересчур затяжной, то некоторые особи переваривают себя целиком

Шашлычник-камикадзе. Самое загадочное животное, распространённое в большинстве миров Крабовидной туманности. Шашлычники-камикадзе обладают настолько развитой психикой, что часто и без видимых на то причин впадают в депрессию. Загрустив, они распадаются на автономные части и с размаху нанизываются на сухие ветки и сучья, очевидно, принимая их за своих заклятых врагов – шампурников хлипких. Сковав ряды парных конечностей одного шампурника своими автономными частями, шашлычник мгновенно становится твёрдым как камень, потому что у него кровь в жилах леденеет от ненависти. Обездвиженный шампурник хлипкий, естественно, в скором времени погибает.

…………………………………………

В более широком смысле слово термин биоконструирование – отношение человека к созданному им миру – присутствует в повести А. Тесленко «Испытание добром»

БИОЛОГИЯ.

Биология – комплекс всех наук, касающихся изучения строения и функций живых организмов, их отношения друг к другу и внешнему миру (цитология, эмбриология, ботаника, зоология, анатомия и физиология, экология, бионика). Поэтому при рассмотрении данной темы немыслимо уложиться в рамки одной статьи. Некоторые вопросы, связанные с различными направлениями биологии, изложены, например, в статьях БЕССМЕРТИЕ, МЕДИЦИНА, РАСТЕНИЯ и других.

Биологии прочили и прочат среди прочих наук то почётное место, что когда-то безраздельно занимала физика. А в одном из альтернативных миров гений, равный А. Эйнштейну по интеллекту, совершил фундаментальные открытия эквивалентные теории относительности. И техника причудливо изменила свои черты на основе применения бионики и биотехнологий (Дж. Мини «Бомба-свастика»).

Чтобы убедиться в популярности рассматриваемой области в фантастике, можно ограничиться поисками в произведениях специфических терминов, содержащих корень «био».

Биоанализатор – элемент местной техники, прибор, показывающий наличие и

состав биологических объектов на некотором расстоянии: «По его движениям было видно, что рации вообще для него не диковинка, но не такие - агрегаты из коротковолнового приемо-передатчика, радиометра и биоанализатора» (А. и Б. Стругацкие «Беспокойство»).

Биоблокада – введение младенцам (начиная с последнего месяца внутриутробного развития) сыворотки на несколько порядков увеличивающей сопротивляемость организма ко всем известным инфекциям (вирусным, бактериальным и споровым), а также ко всем органическим ядам (А. и Б. Стругацкие «Волны гасят ветер»).

Биодом – обиталище для «излишков» населения, обречённого на пожизненное пребывание в нём, чередуя состояние анабиоза с недолгими периодами бездельничанья (А. Имерманис «Пирамида Мортона»).

Биоискатель – индикатор, реагирующий на проявления жизни. Он фиксирует живых существ на расстоянии и может настраиваться на поиск определённых классов и видов организмов. Удобное изобретение для планетографов и спасателей (К. Булычёв «Путешествие Алисы»).

Бионавты – исследователи и инженеры, способные в искусственной биосфере изучать и корректировать её внутренние процессы с целью их наибольшего благоприятного влияния на жизнедеятельность человека (Л. Козинец «Огонь в колыбели»).

Бионика. Лучшие умы этой науки работают в Биотехническом Институте при ООН и занимаются созданием носителя искусственного интеллекта, для предотвращения вторжения Космической империи (В. Букур «Трикстер»).

Биоплазма

– биологический магнетизм, свойственный всему живому и противостоящий его уничтожению (В. Бээкман «Бамбук»)

материал пригодный для создания искусственной пищи

Биопластовый пол – элемент интерьера жилья, изготовленный с помощью биотехнологии (Ю. Буркин «Oh! Darling»).

Биополе – то, что принято называть аурой в узком смысле слова. Это некая далеко не всеми видимая, но реальная субстанция, посредством которой биологические объекты влияют друг на друга.

У А. и Б. Стругацких находим такие строки: «Довольно скоро выяснилось, что виною, а точнее - причиной, всему был исполинский силурийский моллюск, чудовищное первобытное головоногое, некоторое время назад поселившееся на дне вулканической бухты. Должно быть, его закинуло туда тайфуном. Биопооле этого монстра, время от времени всплывающего на поверхность, оказывало угнетающее действие на психику высших животных. В частности, у человека оно вызывало катастрофическое снижениеуровня мотивации, в этом биополе человек становился асоциален, он мог убить приятеля, случайно уронившего в воду его рубашку» («Волны гасят ветер»)..

В рассказе А. Меерова «Поиск надо продолжать» это понятие расширено настолько, что посредством «биополей» удаётся связаться с людьми прошлого и будущего.

Биологическая цивизизация – цивилизация, функционирующая преимущественно или исключительно на основе использования биологических и химических связей и закономерностей. Пример такого рода общностей разумных существ упоминаются в повести «Полдень XXII век» братьев Стругацких: «Не машины, а селекция, генетика, дрессировка. Кто знает, какие силы покорили они? И кто скажет, чья цивилизация выше?»

Не исключено, что биологическая цивилизация вынуждена ограничиваться пределами своей планеты, поскольку выход в космос закрыт из-за невозможности построения части физики. Впрочем, это не мешает создать оружие массового уничтожения (химическое, бактериологическое, вирусное, токсинное) Биологическая цивилизация может быть построена на основе всех типов социальных устройств и политических режимов.

Биотическая цивилизация – одна из цивилизаций, полностью вставших на путь биотехнологического развития, в определённый момент свернув к нему с пути чисто технического. В иронической интерпретации С. Лема («Звёздные дневники Ийона Тихого. Путешествие двадцать первое») путь этот оказывается тупиковым. На планете Дихтония осталось множество заброшенных полей, которые некогда были засеяны многолетними культурами мебели – продуктом местной биотической цивилизации. «Ближайшая тумбочка, которую я попробовал было открыть, чуть руку мне не отгрызла зубчатым выдвижным ящиком, вторая росшая рядом, при малейшем дуновении ветра колыхалась, как студень, а табурет, мимо которого я проходил, подставил мне ножку» - делится своими впечатлениями знаменитый звездопроходец.

Несколько слов о новых веяниях в рассматриваемом комплексе наук.

«Совсем недавно возникло новое направление в биологии. У него сложное название. Даже биологи именуют эту науку сокращенно: нанология, наука об общих свойствах и системах микроорганизмов и простейших. Кое-кто, например, изучает только способы передвижения. Движители коловраток напоминают сказочные цветы, колесики часов, фантастические турбины или пропеллеры. У инфузории есть множество ресничек-весел, но действуют они по программе: вдоль тельца пробегают "волны сжатия". Сразу и волновой и весельный механизмы.

Специалисту достаточно ознакомиться только с этими маленькими созданиями, перевести то, о чем молчаливо рассказывают "живые чертежи", на язык математики, - и откроется удивительная картина. Можно построить такую машину: на входном конце - пробирка с микроорганизмами, а выходное устройство сообщает параметры кораблей, авиеток, даже ракет.

- Почему же этого не делают до сих пор?

- Все решения давно получены другими способами

В. Щербаков «Семь стихий»

БИОЭТИКА.

Биоэтика – учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии. Она призвана решить целый ряд ключевых вопросов. Но начать хочется с освещения самого волнующего из них, по отношению к которому все прочие вопросы и направления биоэтики производны.

«Я и ты – не равно ль мы смертны?..»

Эпос о Гильгамеше.

Люди смертны. Прописная истина. Мысли о личном бессмертии не давали покоя ни египетским фараонам, рассчитывавшим на «правильный» способ захоронения, ни мудрым древним индусам, придумавшим череду инкарнаций души, ни уже самым первым приверженцам христианства, что уверовали в загробное существование на свой манер.

Но вопрос биоэтики, впервые был публично поставлен, пожалуй, в эллинском мифе Геракл у Адмета. Как и какой ценой можно победить преждевременную смерть? «Эксперимент» Геракла по устрашению бога Танатоса был успешным, но единичным. Но он эхом отозвался в таких фантастических произведениях как «Франкенштейн» М. Шелли и «Кольцо Тота» А. К. Дойла, где главные персонажи не захотели смириться со смертью своих возлюбленных женщин. В конце ХХ столетия зародилась иммортология – наука о личном бессмертии человека. Она зародилась не на пустом месте, а благодаря удачным поискам и находке ряда обнадёживающих биотехнологий. Появились горячие сторонники новых дерзких идей и их оппоненты. Но фантасты уже заранее успели «просчитать» многие из их аргументов и контраргументов.

Всеобщее бессмертие – демографический кризис (А. Подъяпольский «Надежда на бессмертие» – не фантастика). Избыток населения предлагается направлять колонизировать иные миры (И. Варшавский «Трава бессмертия»).

Всеобщее бессмертие означает потерю интереса к жизни (Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»; кинофильм «Звёздная командировка, СССР, 1982 ); отсутствие деторождения (С. Жемайтис «Багряная планета»).

Возможность стать бессмертным – монополия толстосумов (К. Саймак «Утраченная вечность»).

Клонирование человека (смотри статью В. Гакова «Куда клонят клоны?»).

Право на жизнь каждого человека определяет некто иной:

– властители (И. Ефремов «Час Быка»).

– евгеники и «евгеники» (Г. Альтов Клиника «Сапсан»; Р. Хайнлайн «Пасынки Вселенной»).

Рассмотрение вопроса в комплексе (Г. Гуревич «Древо тем»).

Гуманное обращение с животными:

– осуждение жестоких опытов над животными во имя любой цели (Г. Уэллс «Остров доктора Моро»)

– поголовный переход на вегетарианскую или синтетическую пищу (С. Другаль цикл об Институте Реставрации Природы»).

На самом деле до весомых успехов иммортологии нужно ждать с гарантией безопасности хода развития нанотехнологий, чётким научным определением безвредности означенной науки в целом, а также внедрения стволовых клеточных технологий в частности.

БИТЛЗ.

«Ты помнишь легенду о «Битлз»?..»

С Дилэни «Пересечения Эйнштейна.

Чем дальше в прошлое уходят 1960-е годы, тем привычнее для слуха становится словосочетание «легендарная группа Битлз». Эпитет «легендарная» зря никому не даётся, да и фантастика, родственная мифам и легендам, не могла обойти стороной знаменитую четвёрку музыкантов из Ливерпуля.

Начнём с произведений, где о «Битлз» упоминается вскользь:

«Он снова сидел в Дананге в ту душную мартовскую ночь, держа в одной руке банку тёплого пива, а пальцами другой отбивал ритм гремящего из музыкального автомата очередного хита «Битлз»…» Так один американский вояка поднимал своё настроение перед боем с вьетнамцами под звуки песни «Я – Морж» (Н. Бонд «Звонок из прошлого»). Здесь парадоксально то, что сами музыканты выступали против любых проявлений колониальной политики, осудив её даже в Биафре. Но солдат всё равно ищет у них поддержки, потому что они наиболее яркие представители субкультуры его поколения.

«Песня понравилась всем, особенно припев про подводный корабль. Жёлтый и славный…» Упоминание в тексте сказочной повести В. Макарова «Приключение Полины и её друзей» о Поле Маккартни и перевод песни «YellowSubmarine» - не что иное как «прорыв» этой субкультуры в отечественной фантастике советского периода.

Р. Шекли уж очень едко спародировал название «Beatles», заменив в нём начальный звук. Так группа под названием «шитлз» («говнюки») стала объектом поклонения, но только в одном из альтернативных миров в романе «Координаты чудес». В другом фантастическом мире, где весьма причудливо пересеклись многие времена и народы, упоминается исковерканное словосочетание «ливерпульская четвёрка ». «Принц подполз к ним на коленях и запел старые, старые, позабытые священные слова гимна: «Солнце взошло, солнце взошло, и я говорю - все хорошо!» Гимн этот, по слухам, сочинила знаменитая Лилипутская Четверка» (М. Успенский «Там, где нас нет»).

Отдельного упоминания удостоился самый скромный из «жуков-ударников» – Ричард Старкей, носивший сценическое имя Ринго Старр. «Ты помнишь, что один из них, по имени Ринго, покинул свою возлюбленную, хотя она и была с ним нежна? Он был единственным из битлов, кто не пел, так говорят самые ранние легенды. После ночи трудного дня он и остальные битлы были разлучены и разорваны на части вопящими девчонками. И все они, Ринго и его друзья, вернулись. С великим роком и великим роллом» (С. Дилени «Пересечения Эйнштейна»).

Рассматриваемая тема осваивалась и на уровне рассказов.

В мире будущего кто-то решил воссоздать Джона Леннона в виде робота-андроида. Проект был осуществлён, но экзальтированный кибердвойник моментально поломался при известии о «появлении» Пола Маккартни (Г. Бенфорд «Под Леннона»).

Меломан с незаурядными способностями и в других сферах деятельности имеет возможность собирать и сравнивать творчество рок-групп первой величины в альтернативных мирах. В его необычной коллекции, помимо всего прочего, есть немало невиданных альбомов «Битлз» в разных составах, в том числе и двойной диск под названием «Сержант Пеппер и Оркестр Клуба Одиноких Сердец» (Д. Скирюк «Копилка»).

Перед персонажем рассказа П. де Филиппо «Очки Леннона» раскрывались картины фантастического мира, тропу в который проторили «Битлз». Это становится возможным благодаря необыкновенным очкам, принадлежавшим их явному лидеру. Стоит только надеть «ленноновские» очки с круглыми стёклами, как становятся чётко видны золотистые проводки, тянущиеся куда-то наверх от голов непорочных младенцев и всех тех, кому удаётся сохранить человеческое достоинство. Но мир заполоняют массивные, похожие на кабель отростки ненависти, склизкие и уродливые ответвления, связывающие служак с их начальством и даже с собственными газонокосилками… Вряд ли обременённой такой ношей части человечества дано воочию увидеть мир с мармеладными небесами, невероятно высокими целлофановыми цветами, снующими такси из газет и пластилиновыми носильщиками в зеркальных галстуках. И вот, чтобы мир окончательно не погряз в болоте скучных и «рациональных» людей, четвёрка «Битлз» становится самыми необычными из мессий, когда-либо появлявшихся на Земле. Это становится окончательно ясным после прочтения романа Ю. Буркина и И. Фадеева «Осколки неба, или Подлинная история «Битлз».

A PROPOS …

Джон Леннон пытался обрести известность и на литературном поприще. Будучи автором ряда литературных пародий и иронических миниатюр, построенных на бесконечной игре слов. Пёстрые от неологизмов, они порой кажутся совершенной бессмыслицей.

23 марта 1964 года Дж. Леннон выпустил первую книгу своих литературных опусов «JOHN LENNON IN HIS OWN WRITE». Затем последовала вторая: «A SPANIARD INTHE WORKS» (1966). Реакция критиков на эти книги была неоднозначной. Не всем по душе приходится «жёсткий сюр». Рассказ «NICELY NICELY CLIVE» публиковался в советских изданиях («Иностранная литература» №12 за 1983 год; «Литературная учёба» №5 за 1988 год). В оригинале его можно увидеть в специальном выпуске журнала «Студенческий меридиан» (1991), целиком посвящённом творчеству и биографиям «Битлз». Там же помещены переводы рассказов «Происшествие, происшедшее с Миссом Дафилд» и «Пёс-борец».

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ФАНТАСТИКИ О «БИТЛЗ»

Бенфорд Г. «Под Леннона» (рассказ) \\ журнал «Ровесник» №9 за 1982 год

Буркин Ю., Фадеев И. «Осколки неба, или Подлинная история «Битлз» (роман) \\ М; Изд. «АСТ»,1997 - 363 с. 10 т.э.

Ди Филиппо П. «Очки Леннона» (рассказ) \\ журнал «Ровесник» №2 за 1995 год

Скирюк Д. «Копилка» (рассказ) \\ фэнзин «Лавка фантастики» №3 за 2000 год

БЛАСТЕРЫ.

«Два тяжёлых бластера системы Уиндема – Кларка были уже заряжены».

К. Эмис «Хемингуэй в космосе».

Бластер – ручное, мобильное или стационарное оружие, поражающее живую силу, технику, прочие объекты импульсом какой-либо лучистой энергии. Стрельбой из бластеров выясняют отношения, как отдельные фантастические персонажи, так и боевые флоты звездолётов. Всё дело только в мощности рассматриваемого вооружения.

Термин «бластер» (Blaster) впервые появился в книге Ницшина Дъялхиса «Когда исчезла Зеленая звезда» ("When the Green Star Waned", 1925)

Немалый вклад в популяризацию боевых бластеров среди фантастов и любителей фантастики внёс Роберт Хайнлайн («Ковентри»,1940).

Редким исключением стал рассказ М. Лейнстера «Первый контакт» (1945), в


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.