Феноменологические и клинико-динамические характеристики состояний, характерных для участников экстремальных событий. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Феноменологические и клинико-динамические характеристики состояний, характерных для участников экстремальных событий.

2020-12-06 147
Феноменологические и клинико-динамические характеристики состояний, характерных для участников экстремальных событий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семинарские занятия

 По дисциплине «Психологическая деятельность в экстремальных условиях»

Семинарское занятие 1.

Введение в психологическую деятельность в экстремальных условиях. Характеристика деятельности в особых и экстремальных условиях.

1. Определение и предмет изучения дисциплины «Психологическая деятельность в экстремальных условиях», основные направления развития на современном этапе.

2. ​ Краткая история развития «Психологической деятельности в экстремальных условиях».

3. Связь «Психологической деятельности в экстремальных условиях» с другими науками, с другими областями психологических знаний.

4. Методы исследования «Психологической деятельности в экстремальных условиях».

5. Проблема экстремальности в психологии.  Основные понятия «Психологической деятельности в экстремальных условиях»: экстремальность; особые условия деятельности; экстремальные условия труда; экстремальные ситуации в профессиональной деятельности; экстремальная ситуация; наряжённая ситуация; критическая ситуация; чрезвычайная ситуация.

6.Закономерности деятельности в экстремальных условиях.

7.Изменение в поведении и функциональном состоянии в экстремальных условиях.

8.Переносимость экстремальных условий. Нервно-психическая неустойчивость.

9.Психологическая концепция условий деятельности.

 

Контрольные вопросы:

1.Что является предметом изучения «Психологической деятельности в экстремальных условиях»?

2. Расскажите историю развития дисциплины, раскройте ее связь с другими науками.

3. Дайте определение основным понятиям дисциплины «Психологическая деятельность в экстремальных условиях».

4. Каковы закономерности деятельности в экстремальных условиях?

5.Охарактеризуйте изменение в поведении и функциональном состоянии в экстремальных условиях

6. Что такое переносимость экстремальных условий?

7. Охарактеризуйте понятие «нервно-психическая неустойчивость», в чем заключается ее влияние на деятельность в экстремальных условиях?

8. В чем заключаются особенности психологической концепции условий деятельности?

Литература: [1], [3], [4], [5], [6], [8], [10]

Семинарское занятие 2.

Экстремальные состояния человека. Готовность к деятельности в экстремальных условиях

1. Экстремальные состояния. Общие понятия

2. Адекватная форма реакции

3. Реакция тревоги, её виды

4. Динамика экстремальных состояний

5. Специфические виды экстремальных состояний

6. Теоретические аспекты изучения психологической готовности

7. Готовность и установка

8. Готовность и адаптация

9. Методы определения адаптационных возможностей человека Этапы процесса адаптации

Контрольные вопросы:

1. Перечислите экстремальные состояния.

2. В чем заключается реакция тревоги, каковы её виды?

3. Опишите динамику экстремальных состояний.

4.  Охарактеризуйте специфические виды экстремальных состояний

Литература: [1], [3], [4], [5], [7], [8], [9], [10]

Семинарское занятие 3.

Толерантность к психологическому стрессу. Психологическая поддержка деятельности человека в экстремальных условиях

1. Проблема толерантности в психологии

2. Подходы к пониманию эмоциональной устойчивости

3. Измерение защитных механизмов личности

4. Концепция отсроченных реакций на травматический стресс

5. Общая характеристика синдрома посттравматических стрессовых нарушений (PTSD-синдром)

6. Сущность и виды психологической поддержки

7. Общая схема процесса психологической поддержки

8. Факторы формирования состояний в процессе психологической поддержки

9. Роль подсказки в процессе психологической поддержки

10. Поддержка в принятии решений человеком в экстремальных условиях

Контрольные вопросы:

1. Перечислите экстремальные состояния.

2. В чем заключается реакция тревоги, каковы её виды?

3. Опишите динамику экстремальных состояний.

4.  Охарактеризуйте специфические виды экстремальных состояний

5. В чем состоит сущность психологической поддержки?

6. Опишите общую схему процесса психологической поддержки.

7. Какие факторы формирования состояний в процессе психологической поддержки вы знаете.

8.  В чем заключается поддержка в принятии решений человеком в экстремальных условиях?

Задания для самостоятельной работы.

1. Подберите иллюстрации – описания на тему «Экстремальные психические состояния». 

2. Существуют различные определения посттравматических стрессовых расстройств. Проведите их сравнительный анализ. «Определения ПТСР»:

 - Посттравматическое расстройство развивается как отставленная реакция на событие угрожающего или катастрофического характера, которое может вызвать глубокое отчаяние. Ситуация переживается с тревогой, беспомощностью или ужасом, появляются повторяющиеся воспоминания пережитой травмы, ее инсценировка в игре, в рисунках или рассказах; в продолжительном внимании к словам или символам, имеющим отношение к стрессовой ситуации. Могут также возникнуть нарушения сна, страхи темноты, засыпания, кошмарные сновидения, агрессивное поведение, утрата контроля влечений, регресс в поведении, социальная отгороженность, диссоциативное поведение (самоповреждающее поведение, злоупотребление наркотиками), нарушение внимания, повышенная возбудимость и приступы паники (Исаев Д. Н., С. 59).

- ПТСР – это непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практически у любого человека, такой как природные и техногенные катастрофы, боевые действия, пытки, изнасилования и др. (Тарабрина Н.В., Агарков В.А. и др., С. 14).

- Боевые посттравматические стрессовые расстройства (боевые ПТСР) – это затянувшиеся или отсроченные условно адаптивные психические изменения и психические расстройства, возникающие вследствие воздействия факторов боевой обстановки. Некоторые из этих психических изменений на войне могут носить приспособительный характер, а в мирной жизни ведут к различным формам социальной дезадаптации. (С. В. Литвинцев, Е. В.Снедков, А. М. Резник, С. 248).

 

Литература: [1], [3], [4], [5], [7], [8], [9], [10]

 

 

Лабораторные занятия

 

Лабораторное занятие 1.

Лабораторное занятие 2.

Психологические проблемы реадаптации специалистов после работы в экстремальных условиях

1. Знакомство с методиками:

Диагностика острых и посттравматических стрессовых нарушений. Предоставить отчеты по следующим методикам:

- Опросник травматического стресса (ОТС, Котенев)

- Шкала для клинической диагностики ПТСР (Clinical- Administered PTSD Scale - CAPS)

- Шкала оценки влияния травматического события (Impact of Event Scale-R - IES-R)

- Миссисипская шкала для оценки посттравматических реакций

- Опросник выраженности психопатологической симптоматики (Symptom Check List-90-Revised - SCL-90-R)

- Полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей

- Родительская анкета для оценки травматических переживаний детей

- Шкала диссоциации (Dissociative Experience Scale - DES)

- Опросник перитравматической диссоциации

- Шкала оценки интенсивности боевого опыта (Combat Exposure Scale)

- Психологическая реабилитация специалистов после работы в экстремальных условиях.

Литература: [2], [3], [7], [9], [10]

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Психологические проблемы реадаптации специалистов после работы в экстремальных условиях

Вариант 1

 

1. Составьте тренинг по психофизиологической и социальной реадаптации участников военных.

2.  Обобщите на основе имеющейся литературы и электронных публикаций опыт по реабилитации жертв пыток в армии и членов их семей. Подготовьте презентацию.

Вариант 2

 

1. Составьте тренинг по психофизиологической и социальной реадаптации участников военных.

2. Обобщите на основе имеющейся литературы и электронных публикаций опыт по психологическому сопровождению работы по идентификации погибших. Подготовьте презентацию.

Вариант 3

 

1. Составьте тренинг по психофизиологической и социальной реадаптации участников военных.

2. Обобщите на основе имеющейся литературы и электронных публикаций имеющиеся подходы и программы по комплексной реабилитации вынужденных переселенцев из «горячих точек». Подготовьте презентацию.

Вариант 4

 

1. Составьте тренинг по психофизиологической и социальной реадаптации участников военных.

2. Обобщите на основе имеющейся литературы и электронных публикаций опыт организации психологической помощи военнослужащим, проходившим службу в «горячих точках», а также членам их семей. Подготовьте презентацию.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по дисциплине «Психологическая деятельность в экстремальных условиях»

1. Определение и предмет изучения дисциплины «Психологическая деятельность в экстремальных условиях», основные направления развития на современном этапе.

2. Краткая история развития «Психологической деятельности в экстремальных условиях».

3. Связь «Психологической деятельности в экстремальных условиях» с другими науками, с другими областями психологических знаний.

4. Методы исследования «Психологической деятельности в экстремальных условиях».

5. Проблема экстремальности в психологии.

6. Основные понятия «Психологической деятельности в экстремальных условиях»: экстремальность; особые условия деятельности; экстремальные условия труда; экстремальные ситуации в профессиональной деятельности; экстремальная ситуация; наряжённая ситуация; критическая ситуация; чрезвычайная ситуация.

7.Закономерности деятельности в экстремальных условиях. Изменение в поведении и функциональном состоянии в экстремальных условиях.

8. Закономерности деятельности в экстремальных условиях. Переносимость экстремальных условий. Нервно-психическая неустойчивость. Психологическая концепция условий деятельности

9. Экстремальные факторы внешних условий деятельности. Понятие физиологического эквивалента деятельности и физиологической адаптации. Влияние абиотических факторов на работоспособность и функциональное состояние человека.

10. Экстремальные факторы внешних условий деятельности Защитная адаптация внешних условий деятельности. Некоррегируемые факторы внешних условий деятельности

11. Психогенные факторы, обусловленные характером деятельности. Операциональная напряженность. Общие понятия.

12.Психогенные факторы, обусловленные характером деятельности: психогенные факторы, обусловленные малой интенсивностью работы.

13. Психогенные факторы, обусловленные характером деятельности: психогенные факторы, обусловленные чрезмерной интенсивностью деятельности. Общая характеристика профессионального (трудового) стресса.

14. Психогенные факторы информационного характера. Понятие об информационном и компьютерном стрессе. Дефицит и перегрузка информацией.

15.Психогенные факторы информационного характера. Деятельность человека в условиях потока сигналов. Количественные методы оценки информационных потоков

16. Экстремальные состояния человека. Общие понятия. Адекватная форма реакции. Реакция тревоги, её виды.

17. Экстремальные состояния человека. Динамика экстремальных состояний Специфические виды экстремальных состояний.

18. Теоретические аспекты изучения психологической готовности. Готовность и установка. Готовность и адаптация.

19. Готовность к деятельности в экстремальных условиях. Методы определения адаптационных возможностей человека. Этапы процесса адаптации.

20. Толерантность к психологическому стрессу. Проблема толерантности в психологии.

Подходы к пониманию эмоциональной устойчивости. Измерение защитных механизмов личности.

21. Концепция отсроченных реакций на травматический стресс.

22.Общая характеристика синдрома посттравматических стрессовых нарушений (PTSD-синдром)

23. Психологическая поддержка деятельности человека в экстремальных условиях. Сущность и виды психологической поддержки.

24. Общая схема процесса психологической поддержки. Факторы формирования состояний в процессе психологической поддержки.

25. Роль подсказки в процессе психологической поддержки. Поддержка в принятии решений человеком в экстремальных условиях.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Долгополова Е. В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях /            Е. В. Долгополова, Б. А. Смирнов. – М.: Экономика 2007. – 276 с.

2. Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога / Н. Н. Ежова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315 с.

3. Крючек Н. А. Безопасность и защита население в чрезвычайных ситуациях / Н. А. Крючек, В. Н. Латчук. – М.: НЦ ЭНАС, 2007. – 152 с.

4. Михайлов Л. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях / Л. Михайлов. – СПб: Питер-Юг, 2009. – 256 с.

5. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных // под ред.      Ю. С. Шойгу – М.: Смысл, 2007. – 319 с.

6. Шапарь В. Б. Психология кризисных ситуаций / В. Б. Шапарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 452 с.

Дополнительная

1. Александровский Ю. А. Психогении в экстремальных условиях. – М.: Медицина, 1991. – 124 с.

2. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // П. К. Анохин. – М., 1973. – 210 с.

3. Акимова Л. Н. Психология спорта: Курс лекций / Л. Н. Акимова. – Одесса: Студия «Негоциант», 2004. – 127 с.

4. Беляева Л. И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности / Л. И. Беляева // Прикладная юридическая психология / под ред. А. М. Столяренко. – М., 2001. – 600 с.

5. Короленко Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях / Ц. П. Короленко. – Л.: Медицина. Ленингр. Отделение, 1978. – 124 с.

6. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации: Справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – М.: ЭКСМО, 2005. – 960 с.

7. Соловьева С. Л. Психология экстремальных состояний / С. Л. Соловьева. – СПб.: ЭЛБИ, 2003. – 128 с.

8. Смирнов Б. А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях / Б. А. Смирнов, Е. В. Долгополова. – Х.: Гуманитарный центр, 2007. – 276 с.

9. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика / А. М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 607 с.

10.  Хвостов А. Личность в экстремальных условиях / А. Хвостов, Л. Проценко, В. Мухина // Экстремальные условия. – 2005. – № 6. – С. 133-144.

 

Приложения.

Методика «Прогноз»

При профилактике и диагностике эмоционального состояния особое значение придается нервно-психической устойчивости, которая является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида. Нервно-психическая устойчивость (НПУ) показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, то есть тогда, когда система эмоционального отражения функционирует в критических условиях, вызываемых внешними и внутренними факторами.

Методика «Прогноз» разработана сотрудниками Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для определения уровня НПУ, риска дезадаптации в стрессе. Рекомендуется использовать при подборе сотрудников организаций экстремального профиля.

Инструкция: прочтите утверждение и дайте ответ «да» или «нет».

Вопросы

1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

2. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

4. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.

5. У меня часто болит голова.

6. Иногда я говорю неправду.

7. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

9. Бывает, что сержусь.

10. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.

11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

12. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях.

13. Самая трудная борьба для меня - борьба с самим собой.

14. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.

15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

18. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.

20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

21. Запоры у меня бывают редко.

22. В игре я предпочитаю выигрывать.

23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

24. Сейчас мой вес постоянен - я не полнею и не худею.

25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

27. С моим рассудком творится что-то неладное.

28. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.

29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.

31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

32. Думаю, что я человек обреченный.

33. Я ссорюсь с членами моей семьи редко.

34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

36. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

38. Моя внешность меня в общем устраивает.

39. Я вполне уверен в себе.

40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.

41. Кто-то управляет моими мыслями.

42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

43. Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех.

44. Счастливей всего я бываю, когда один.

45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

46. Я любил сказки Андерсена.

47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

48. Меня злит, когда меня торопят.

49. Меня легко привести в замешательство.

50. Я легко теряю терпение с людьми.

51. Часто мне хочется умереть.

52. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.

53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

54. К вопросам религии я отношусь равнодушно - они не занимают меня.

55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

57. У меня были очень необычные мистические переживания.

58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

59. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.

60. Я человек нервный, легко возбудимый.

61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже).

62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.

63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым.

70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.

74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.

75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

77. Мне трудно проснуться в назначенный час.

78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

79. В детстве я был капризный и раздражительный.

80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.

81. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.

82. У меня есть судимые родственники.

83. В юности я имел приводы в милицию.

84. Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.

Интерпретация результатов

Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов – правильных ответов, соответствующих «ключу»:

– «да» – вопросы: 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;

– «нет» – вопросы: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 37, 38, 39, 46, 49, 54, 55, 58, 61, 68.

Методика содержит шкалу для проверки искренности ответов:

– «да» – вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.

Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондента: если по данной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, какой он есть.

Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ: она в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно-психическая устойчивость (см. таблицу).

Полученные баллы НПУ Пункты шкалы НПУ Значение пунктов шкалы НПУ
33 и более 29-32 23-28 18-22 1 2 3 4 Чем ниже пункт, тем больше нервно-психическая неустойчивость в стрессе
14-17 5 Среднее
11-13 9-10 7-8 6 5 и менее 6 7 8 9 10 Чем выше пункты, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе.

ИНСТРУКЦИЯ

Внимательно читая каждое утверждение, выберите тот вариант ответа, который больше всего соответствует вашему состоянию или мнению в настоящее время. В каждой колонке на бланке ответов под номером утверждения обведите цифру, обозначающую ваш ответ: 5 – абсолютно верно; 4 – скорее верно; 3 – отчасти верно, отчасти неверно; 2 – скорее неверно; 1 – абсолютно неверно.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. По утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим

2. Я хорошо координирую свои движения

3. Я испытываю утомление

4. Мне необходимо усилие, чтобы вникнуть в то, что говорят окружающие

5. Внезапно у меня бывает сильное сердцебиение

6. Я принимаю пищу машинально, не испытывая при этом удовольствия

7. Окружающий меня мир кажется нереальным

8. Я вздрагиваю от внезапного шума

9. Я настолько живо вспоминаю отдельные события, что при этом как бы вновь переживаю их

10. Я абсолютно здоров физически

11. Мне доставляет удовольствие быть среди других людей

12. Часто я действую так, будто мне угрожает опасность

13. Меня нельзя упрекнуть в рассеянности

14. Я часто вижу один и тот же страшный сон

15. Определенно, я виноват перед людьми

16. Пустяки раздражают меня

17. Я стараюсь не смотреть телевизор, если показывают хронику драматических событий

18. Мне нравится моя работа

19. Я пережил серьезную утрату

20. Я хорошо высыпаюсь по ночам

21. Я никогда не вижу страшных снов

22. Иногда мне хочется напиться

23. Мои близкие сильно беспокоятся из-за моей работы

24. У меня бывает ощущение, что время течет как бы замедленно

25. Иногда я обращаюсь к врачу только потому, что хочу немного отдохнуть

26. Многие вещи потеряли для меня интерес

27. Без всякого повода я могу выйти из себя

28. Мне следовало бы соблюдать диету

29. Я стараюсь избегать разговоров на неприятные темы

30. Бывает, что я забываю вещи

31. Иногда мне кажется, что даже близкие люди не понимают меня

32. Мне необходимо лучше контролировать эмоции

33. Прошлые события подчас вспоминаются более ярко, чем то, происходит сейчас

34. Мне иногда кажется, что мир вокруг меня теряет краски

35. Я просыпаюсь от внезапного страха

36. Мне стоит больших усилий работать в прежнем ритме

37. Временами я испытываю озноб

38. Мне хочется помогать людям, попавшим в беду

39. Недавно мне пришлось столкнуться с весьма опасными обстоятельствами

40. Я чувствую себя более уверенно, чем многие из моих сверстников

41. Я засыпаю с трудом

42. Я испытываю чувство одиночества

43. Мне бывает трудно вспоминать то, что происходило совсем недавно

44. Я чувствую, что становлюсь другим человеком

45. Меня радуют порой самые незначительные вещи

46. Я чувствую прилив сил

47. По утрам я просыпаюсь с большим трудом

48. Мои мысли постоянно возвращаются к тому, о чем не хочется думать

49. Я испытываю чувство стыда

50. Обычно я не обращаюсь к врачу, даже если чувствую, что не совсем здоров

51. Мой сон настолько крепок, что громкие звуки или яркий свет не могут мне помешать

52. Мне говорят, что я вскрикиваю во сне

53. Я часто думаю о будущем

54. Иногда я сержусь

55. Я боюсь, что могу натворить что-то вопреки своим намерениям

56. Бывает, что я забываю то, что хотел сказать или сделать

57. В последнее время мое настроение ухудшилось

58. Мне не на кого положиться

59. Хотелось бы, чтобы моя семья уделяла мне больше внимания

60. Определенно, я люблю рисковать

61. Мне нравится «черный юмор»

62. Я во всем полагаюсь на самого себя

63. Я постоянно чувствую потребность что-нибудь жевать, даже не испытывая голода

64. Иногда мне кажется, что я запутался в жизни

65. Мне кажется, что я не сумел сделать того, что от меня требовалось

66. Я испытываю интерес и вкус к жизни

67. Мне весело и легко в компании людей

68. Я много и плодотворно работаю

69. Часто я забываю, куда положил ту или иную вещь

70. Я стараюсь ни с кем не обсуждать свои проблемы

71. Я никогда не испытывал страха

72. Мне было бы полезно побыть одному

73. Делая какое-либо дело, я часто думаю совсем о другом

74. Моя жизнь разнообразна и насыщена событиями

75. Я никогда не совершал поступков, за которые мне было бы стыдно

76. Чужие трудности мало кого волнуют

77. Я ощущаю себя гораздо старше своих лет

78. Мне кажется, что меня ожидает счастливое будущее

79. В жизни мне пришлось испытать такое, что лучше не вспоминать

80. Я остро воспринимаю чужую боль

81. Мне кажется, я потерял способность радоваться жизни

82. Меня беспокоят головные боли

83. Легкие заработки обычно связаны с нарушением закона

84. Я не прочь подзаработать лишнего

85. Посторонние звуки отвлекают меня

86. Я стараюсь не вступать в драку, если дело меня не касается

87. Я верю в торжество справедливости

88. Мое сердце работает как обычно

89. Иногда я принимаю таблетки

90. Есть вещи, которые я не могу себе простить

91. Определенно, мне нужно время, чтобы прийти в себя

92. Алкоголь хорошо снимает любой стресс

93. Я не склонен жаловаться на здоровье

94. Мне хочется все крушить на своем пути

95. Большинство людей озабочено лишь собственным благополучием

96. Мне нелегко сдерживать свой гнев

97. Я считаю, что прав тот, кто сильнее

98. У меня никогда не было обмороков

99. Мне следовало бы научиться избегать конфликтов

100. Я приобрел в жизни хороших друзей

101. Меня считают уравновешенным человеком

102. Нервное напряжение хорошо снимает сауна

103. Я чувствую растерянность

104. Часто мне кажется, что меня подстерегает опасность

105. Я работаю, не чувствуя усталости

106. Я испытываю сильное внутреннее возбуждение

107. Мне трудно сосредоточиться одновременно на нескольких делах

108. Часто я совершаю непроизвольные действия в ответ на неожиданный звук или движение

109. Я чувствую себя вполне уверенным

110. Мне есть за что благодарить судьбу

Обработка результатов

1. Сверхбдительность. Данная шкала соответствует следующим вопросам: 2, 32, 46, 58, 62, 70, 98, 105, 106, 109. Подсчитайте среднее арифметическое значение.

2. Преувеличенное реагирование. Данная шкала соответствует следующим вопросам: 8, 12, 39, 102, 104, 108. Подсчитайте среднее арифметическое значение.

3. Притупленность эмоций. Данная шкала соответствует следующим вопросам: 3, 4, 6, 7, 13. 24, 26, 34, 45, 64, 66, 74, 81. Суммируйте значения (вопросы: 3, 4, 6, 7, 24, 26, 34, 64, 81) и отнимите значения по оставшимся вопросам (13, 45, 66, 74), полученную величину разделите на 9.

4. Агрессивность. Данная шкала соответствует Следующим вопросам: 60, 83, 84, 87, 94, 96, 97, 99. Подсчитайте среднее арифметическое значение.

5. Нарушения памяти и концентрации внимания. Данная шкала соответствует- следующим вопросам: 30, 36, 43, 56, 69, 73, 85, 91, 107. Подсчитайте среднее арифметическое значение.

6. Депрессия. Данная шкала соответствует следующим вопросам: 19, 26, 34, 42, 48, 57, 64, 81, 91, 82, 72. Подсчитайте среднее арифметическое значение.

7. Общая тревожность. Данная шкала соответствует следующим вопросам: 5, 16, 31, 37, 55, 59, 76, 103. Подсчитайте среднее арифметическое значение.

8. Приступы ярости. Данная шкала соответствует следующим вопросам: 54, 84, 86, 88, 96, 101. Суммируйте значения (вопросы: 54, 84, 96) и отнимите значения по оставшимся вопросам (86, 88, 101), полученную величину разделите на 3.

9. Злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами. Данная шкала соответствует следующим вопросам: 22, 25, 50, 63, 89, 92, 102. Суммируйте значения (вопросы: 22, 25. 63, 89. 92) и отнимите значения по оставшимся вопросам (50, 102), полученную величину разделите на 3.

10. Непрошеные воспоминания и галлюцинаторные переживания. Данная шкала соответствует следующим вопросам: 7, 9, 17, 19, 29, 33, 48, 71, 79. Подсчитайте среднее арифметическое значение.

11, Проблемы со сном (трудности с засыпанием и прерывистый сон). Данная шкала соответствует следующим вопросам: 1, 14, 20, 21, 35, 41. 47, 51, 52. Суммируйте значения (вопросы: 14, 35, 41, 47, 52) и отнимите значения по оставшимся вопросам (1, 20, 21, 51), полученную величину разделите на 4.

12. «Вина выжившего». Данная шкала соответствует следующим вопросам: 15, 38, 49, 65, 80, 90. Подсчитайте среднее арифметическое значение.

13. Оптимизм. Данная шкала соответствует следующим вопросам: 10, 11, 18, 40, 44, 53, 67, 68, 75, 77, 78, 93, 100, 110. Подсчитайте среднее арифметическое значение.

 

Обработка результатов

Проводится подсчет баллов по каждому из критериев.

Вопросы 1–5,8,20–40,42 оцениваются: 2 балла за ответ «да», I балл за ответ «не знаю» и 0 баллов за ответ «нет».

Вопросы 6,7,9–19 оцениваются: 2 балла за ответ «да, чаще, чем один раз за последний месяц», 1 балл за ответ «да, один раз за последний месяц» и 0 баллов за ответ «нет, никогда».

Вопрос 41 оценивается: 2 балла за ответ «нет», 1 балл за ответ «не знаю» и 0 баллов за ответ «да».

Критерию А соответствуют вопросы: 1; 2; 3; 4; 5.

Критерию В соответствуют вопросы: 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 18.

Критерию С соответствуют вопросы: 23; 25; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 40; 41; 42.

Критерию D соответствуют вопросы: 14; 15; 16; 17; 20; 21; 22; 37; 38; 39.

Критерию F соответствуют вопросы: 19; 24; 26; 27; 34; 35; 36.

Общий индекс посттравматической реакции оценивается суммированием баллов по критериям В, С, D и F.

Обоснование выбора методики

Использование самозаполняемых анкет позволяет охватить большее количество семей, чем метод интервью, так как не требует непосредственного присутствия психолога при ее заполнении. Кроме того, этот способ позволяет охватить те категории родителей, которые не проявляют достаточной активности (не приходят в школу или не обращаются к психологу), так как анкета может быть передана в этом случае через ребенка.

Описание метода

Анкета для родителей была составлена нами на основе анкеты для изучения стрессовых реакций у детей (Child Stress Reaction Checklist - National CenterforPTSD, Boston VAMC; Boston University School of Medicine (Shriners Burn Institute) Harvard Medical School; National Center for PTSD, White River Junction, VM). Анкета предлагается родителям для самостоятельного заполнения и поэтому содержит необходимые инструкции.

Порядок проведения

Перед началом исследования с родителями проводится беседа, основная цель которой – мотивировать родителей на ответственное и точное заполнение анкеты.

Далее каждому родителю выдается пакет, в котором содержится подробная инструкция о порядке заполнения анкеты, собственно анкета и карточка с телефонами, по которым они могут задать необходимые вопросы. На другой стороне этой карточки – напоминание о том, что вся полученная от родителей информация конфиденциальна и не будет разглашаться.

Анкета состоит из трех частей:

Биографические данные. Эта часть содержит необходимый минимум данных о ребенке: Ф.И.О., возраст, пол. Здесь же отмечается, кто именно из родителей или опекунов заполнял анкету.

Скрининг. Эта часть направлена на определение типа травмы и возраста травматизации ребенка. Родителям предлагается отметить в списке возможных травматических ситуаций, пережитые ребенком, и его возраст во время травмы. Дается следующая инструкция: «Возможно, ваш ребенок пережил какое-либо событие, которое могло травмировать его психику. Пожалуйста, отметьте галочкой каждое из событий (и напишите возраст вашего ребенка во время каждого из случаев) в списке, приведенном ниже». Затем приводится список возможных травматических ситуаций. Список, используемый в анкете, более подробный, чем приведенный в литературном обзоре, некоторые типы травм вынесены отдельно, поскольку в таком виде анкета более понятна для родителей и более полно отражает реальную ситуацию. Далее для уточнения характера, степени тяжести травмы и непосредственной реакции ребенка на нее родителям предлагается рассказать о травматической ситуации более подробно: «Пожалуйста, опишите это событие (например, где это произошло, кто был с вашим ребенком во время происшествия, насколько часто это происходило, как долго это продолжалось, насколько тяжелыми были последствия для ребенка, обращались ли вы за медицинской или психологической помощью по этому поводу и т. д.)».

Утверждения. Эта часть состоит из двух таблиц, перед заполнением которых дается инструкция: «Пожалуйста, отметьте в следующем списке (поставьте крестики в соответствующие столбцы), насколько характерны данные чувства или подобное поведение для вашего ребенка. Если ребенок пережил несколько травмирующих случаев, то отвечайте о наиболее тяжелом из них»

Первая таблица содержит 5 вопросов, касающихся непосредственной реакции на травматическую ситуацию – критерий А. Перед таблицей уточняется, что речь идет о поведении ребенка непосредственно после травмы.

Затем следует вторая таблица из 30 вопросов, относящихся к четырем шкалам (навязчивое воспроизведение, избегание действий, мыслей, мест и людей, напоминающих о травматическом событии, возросшая возбудимость и нарушения функционирования), которые соответствуют критериям В, С, D и F шкалы для клинической диагностики ПТСР DSM-IV, соответственно. Эти вопросы описывают поведение ребенка в течение последнего месяца. Вопросы, относящиеся к одному и тому же критерию, были разнесены для большей достоверности результатов.

Обе таблицы содержат по три варианта ответов: «да», «нет», «скорее да». Такое смешение вариантов ответов было использовано для того, чтобы уравновесить стремление родителей предоставить социальное желаемое описание ребенка, отвечая отрицательно на большинство вопросов. Ответ же «скорее да»


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.261 с.