Неотложная помощь при инфекционных болезнях. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Неотложная помощь при инфекционных болезнях.

2020-12-06 109
Неотложная помощь при инфекционных болезнях. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Неотложная помощь при инфекционных болезнях.

Учебное пособиедля студентов медицинских училищ и колледжей.

 

Рецензенты: Султанова Р.З.., преподаватель медицины катастроф высшей квалификационной категории ГАОУ СПО РТ «Набережночелнинский медицинский колледж»;

Наговицына Н.М. врач первой квалификационной категории ГУЗ «Набережночелнинская инфекционная больница».

 

 

Учебное пособие предназначено для использования на уроке и для самостоятельного изучения темы «Первая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни пациента». В пособие входят: краткий конспект темы, алгоритм выполнения манипуляций, вопросы для закрепления, задачи, а также вопросы итогового контроля знаний.

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................4

Требования к студентам ………………………………………...4

Рекомендуемый порядок работы с пособием ………...……..5

I. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ УЧЕБНОГО

 МАТЕРИАЛА ……………………………………………...….…6

Синдром лихорадки ………………………………………....…6

Гипертермия ……………………………………………………....6

Синдром острой сосудистой недостаточности …………....8

Обморок……………………………………………………...…..…8

Коллапс……………………………………………………………..9

Анафилактический шок…………………………...…………..11

Инфекционно-токсический шок……………………………..13

Гиповолемический шок…………………………..…………….14

Синдром заболевания ЦНС ………………………………….16

Отек мозга……………………………………………….………..16

Судороги …………………………………………………………18

Синдром заболеваний органов дыхания …………………19

Отек Гортани (отек Квинке) …………………………………..19

Острый стенозирующий ларинготрахеит…………………..21

Острая дыхательная недостаточность……………………….22

Синдром заболеваний острых хирургических заболеваний ………………………………………….………….24

Острый живот………………………………………………...….24

Желудочно-кишечное кровотечение…………………...……26

Синдром заболеваний печени …………………….………..28

Острая печеночная энцефалопатия………………………….28

Синдром заболеваний почек ……………………….…….…30

Острая почечная недостаточность…………………...………30

 

II. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ ………….32

 

III. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ …………………………...……….35

ВВЕДЕНИЕ

В предлагаемом пособии изложены основные аспекты первой медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни пациента. Предлагается к изучению неотложная помощь при инфекционных болезнях.

ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТАМ

После завершения изучения данной темы вы должны получить определенные знания и навыки в оказании помощи инфекционным больным в наиболее часто встречаемых неотложных состояниях.

Вы должны п редставлять:

· основные причины и механизм развития неотложных состояний в инфекционной практике;

· основные симптомы и синдромы инфекционных болезней;

· основные методы медикаментозного лечения инфекционных больных.

Вы должны знать:

· признаки, по которым можно заподозрить угрожающее жизни пациента состояние;

· способы информирования пациента об инфекционном заболевании и его состоянии, цели и сути диагностических вмешательств, о возможностях лечения, прогнозе;

· принципы постановки врачебного диагноза инфекционного заболевания.

Вы должны уметь:

· определять пути, с помощью которых можно содействовать соблюдению медикаментозного лечения пациентом;

· соблюдения предписываемого режима активности;

· выполнять врачебные назначения из числа медикаментозных и инструментальных.


РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПОРЯДОК РАБОТЫ С ПОСОБИЕМ

 

Изучение материала необходимо начать с ознакомления с конспектом темы в разделе I, затем перейти к разделу II – закрепление полученных знаний.

Вам необходимо ответить на вопросы. При отработке практических навыков вы можете пользоваться учебными картами манипуляций, сверять свои действия с таблицами. Если вы уверены, что имеете хорошие знания по изучаемой теме, то можете перейти к разделу III – контролю знаний и практических навыков. Вам нужно ответить на вопросы теста, решить ситуационные задачи.

 

Вы можете сверить ваши ответы с правильными ответами. Если Вы правильно решили ситуационные задачи, правильно заполнили «слепые» логико-дидактические структуры и правильно ответили не менее чем на 20 вопросов из 24 предложенных, то Ваши приобретенные знания – хорошего уровня. Следовательно, Вы можете перейти к изучению следующей темы. Если Ваши знания не соответствуют вышеизложенным требованиям, то Вам необходимо вновь детально изучить эту тему.

I. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Синдром лихорадки

Гипертермия у детей.

  1. Причины развития:

· Сосудистые расстройства, чаще кровоизлияния, энцефалит, опухоли, тиреотоксикоз.

· Врожденное отсутствии потовых желез, ихтиозе, распространенных ожогах кожи.

· Прием лекарственных средств.

· Инфекционные агенты (бактерии и их эндотоксины, вирусы, спирохеты, дрожжевые грибы).

2. Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить:

· Повышение температуры до 38,5ºС – 40°C.

· Кожные покровы – гиперемированы, горячие на ощупь, влажные, сыпи нет.

· Вялость, озноб, одышка, отказ от еды, просить пить.

· Двигательное и речевое возбуждение.

· Судороги.

· Капризен.

· Снижение артериального давления, тахикардия.

  3.Тактика медицинской сестры.

Действия Обоснование
1.Вызвать врача Состояние требует оказания врачебной помощи
2. Уложить в постель. Снять физическое и эмоциональное напряжение
3.Расстегнуть стесняющую одежду. Обеспечить доступ свежего воздуха.
4.Провести мероприятия в зависимости от показателей температуры: 37,0–37,5°С - назначить обильное питье; поить ребенка часто (питье прохладное, витаминизированное) 37,5–38,0°С - провести физическое охлаждение: раскрыть ребенка, обтереть кожу спиртом или столовым уксусом, приложить холод к паховым областям, области печени, обдуть вентилятором, сделать промывание желудка и кишечника водой комнатной температуры; 38,5°С – дать выпить жаропонижающие средства. Увеличение теплоотдачи     Мочегонный и жаропонижающий эффект.     Увеличение теплоотдачи    
5.При ознобе, холодных конечностях укрыть, положить грелку к ногам. согреть
6.Повторно измерить температуру через 30 минут Контроль за состоянием
  1. Подготовка аппаратуры, инструментария.

· Шприцы, иглы.

  1. Подготовка медикаментов.

· Панадол, парацетамол 0,05—0,2 7кг массы.

· Жаропонижающие свечи: «Цефекон», «Эффералган» и др.Раствор анальгина — 50%-ный раствор из расчета 0,1 мл на год жизни;

· Литические смеси: 50%-ный раствор анальгина, 1%-ный раствор димедрола, 2%-ный раствор папаверина — 0,1 мл на год жизни;

· 2,5%-ный раствор аминазина — 1 мл;

· 2,5%-ный раствор пипольфена (2%-ный раствор супрастина) — 1 мл;

· 2,4%-ный раствор эуфиллина - 0,1 мл на кг массы тела детям до года и 1 мл на год жизни старше 1 года;

· 2%-ный раствор папаверина гидрохлорида внутривенно, внутримышечно в дозе 0,2—0,4 мл детям старше 6 мес, 0,5—0,8 мл — от 1 года до 7 лет, 1 мл — старше 7 лет;

· Дибазол 0,5—1%-ный раствор из расчета 0,5—1,5 мл в зависимости от возраста;

· Но-шпы 2%-ный раствор — детям до года — 0,—0,8 мл, 1—2 мл старше 1 года жизни.

· Мидозолам 0,2 мг/кг;

· Диазепам 0,3 – 0,4 мл/кг;

· 20% раствор оксибутирата натрия 1мл/год жизни;

· Гидрокортизон в дозе 3—5 мг на кг массы тела или преднизолон (1—2 мг/кг массы тела).

Оценка достигнутого.

· Состояние улучшилось, ребенок успокоился, уснул, температура снижается на 0,5º С в течение 30 минут, рекомендован вызов участкового врача.

· Состояние без изменений или ухудшилось – перейти к оказанию помощи по стандарту «холодная лихорадка».

Обморок.

1. Причины развития:

· Нарушение нервной регуляции сосудов (ортостатические, синокаротидные, рефлекторные обмороки);

· Кардиогенные обмороки (при тахи- и брадиаритмии, пароксизмальной тахикардии, пороках сердца);

· Гипогликемические состояния;

· Инфекции, интоксикации.

 

2. Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить:

· Часто предшествует тошнота, рвота, зевота, потливость, слабость, потемнение в глазах, головокружение, шум в ушах.

· Внезапная потеря сознания.

· Кожные покровы бледные

· Дыхание поверхностное.

· Пульс частый, ритмичный.

· Конечности холодные.

· Снижение мышечного тонуса.

· Расширение зрачков.

· Тоны сердца приглушены, АД снижено.

Тактика медицинской сестры.

Действия Обоснование
1.Уложить горизонтально, без подушки с приподнятыми ногами (если условия не позволяют усадить больного, опустить голову на колени). Для предупреждения гипоксии
2. Приток свежего воздуха, кислород  
3.Расстегнуть одежду, побрызгать холодной водой лицо. Дать понюхать ватку с нашатырным спиртом. Рефлекторное воздействие
4.Дать настойку валерианы или боярышника 1 капля/год. Сладкий крепкий чай.  
4. Измерить АД Контроль состояния

Подготовка аппаратуры, инструментария.

  • Шприцы, иглы, системы, жгут.

Подготовка медикаментов.

  • 10% кофеин бензоат натрия или кордиамин 0,1 мл на год жизни.
  • 25% раствор кордиамина,
  • 40% глюкоза.
  • 1% раствор мезатона.
  • 0,1% раствор атропина.

Оценка достигнутого.

  • Пациент пришел в сознание, состояние улучшилось, рекомендовать консультацию врача.
  • Состояние внушает тревогу – вызвать скорую неотложную помощь.

Коллапс.

1. Причины развития:

  • Тяжелое течение инфекционных заболеваний (грипп, пневмония, пиелонефрит, кишечные инфекции и т.д.);
  • Тяжелая травма;
  • Острая кровопотеря;
  • Острая надпочечниковая недостаточность.
  • Состояние может возникнуть при резком снижении температуры, резкой перемене положения тела (вставание и др.).
  1. Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить:

Симптоматическая фаза:

· Возбуждение.

· Повышение мышечного тонуса.

· Кожные покровы бледные, мраморные.

· Похолодание кистей и стоп.

· Тахикардия, артериальное давление норма или снижено.

Ваготоническая фаза:

· Заторможенность.

· Адинамия.

· Снижение мышечного тонуса.

· Серо-цианотичный оттенок кожи и слизистых оболочек.

· Акроцианоз.

· АД низкое (систолическое 70 мл рт. ст. или ниже), пульс нитевидный, брадикардия.

· Патологический ритм дыхания.

· Олигоурия.

Паралитическая фаза:

· Отсутствие сознания.

· Угнетение рефлексов.

· Появление на коже синебагровых пятен.

Тактика медицинской сестры.

Действия Обоснование
1. Вызвать скорую помощь или врача Состояние требует оказания врачебной помощи
2. Придать горизонтальное положение со слегка согнутой в дорсальном направлении головой. Для предупреждения гипоксии
3.Обеспечить свободную проходимость верхних дыхательных путей (устранить стесняющие детали одежды провести ревизию ротовой полости и носоглотки).  
4. Обеспечить приток свежего воздуха. Улучшить приток крови к мозгу
5. Измерить АД Контроль состояния
  1. Подготовка аппаратуры, инструментария.
  • Шприцы, системы, иглы, жгут.

 

  1. Подготовка медикаментов.
  • 0,1%Адреналин или 1% раствор мезатона 0,1 мл/год жизни в/в или в/м;
  • 3% Преднизолон 2-3 мг/кг в/в или в/м;
  • 0,2% р-р норадреналина гидротартрат
  • Инфузионные растворы – полиглюкин, 0,9% натрия хлорид, 5% глюкоза.

 

  1. Оценка достигнутого.
  • Самочувствие улучшилось.
  • Состояние не улучшилось.

 

Анафилактический шок.

1. Причины развития:

· Состояние может развиться на парентеральное введение антибиотиков, сывороток, вакцин, при проведении аллергологических проб, укусы змей.

 

 

Тактика медицинской сестры.

Действия Обоснование
1.Прекратить введение препарата  
2. Вызвать скорую помощь  
3.Уложить, повернуть голову на бок, ноги приподняты. Профилактика асфиксии рвотными массами, западение языка, улучшить приток крови к сердцу, голове
4.Измерить артериальное давление. Замедление всасывания антигена
5.На область введения препарата или укуса положить холод или наложить выше жгут.  
6.Приток свежего воздуха или кислород. Профилактика гипоксии
7. Повторно измерить АД  

Подготовка аппаратуры, инструментария.

· Шприцы, иглы, жгут, система для в/в вливаний, тонометр.

 

Подготовка медикаментов.

· 0,1% адреналин.

· Супростин.

· 2,4% эуфиллин.

· Мезатон.

· Преднизолон.

· Инфузионные растворы.

 

Оценка достигнутого.

· Сознание восстановилось, АД повысилось, улучшился характер пульса, дыхание нормализовалось.

· Состояние ухудшилось или не изменилось – ввести 0,1% раствор адреналина 0,1мл/год.

 

Тактика медицинской сестры.

Действия Обоснование
1. Сообщить немедленно врачу  
2. Уложить больного, голову на бок, ноги поднять под углом 45°, обложить грелками Профилактика асфиксии рвотными массами, западение языка, улучшить приток крови к сердцу, голове
3. Измерить АД, пульс Контроль состояния
4.Дать кислород (открыть окно, подать кислород, увлажненный через аппарат Боброва или подушку) Профилактика гипоксии
 5.Проверить наличие необходимых медикаментов.  

Подготовка аппаратуры, инструментария.

· Шприцы, иглы, жгут.

· Увлажненный кислород, мешок Амбу.

Подготовка медикаментов.

· Анальгин 50%.

· Димедрол 1% при гипертермии.

· Левомецитина сукцинат натрия.

· Преднизолон или гидрокартизон.

· Реополиглюкин (гемодез), солевые растворы.

· Лазикс.

· Реланиум.

· Гепарин.

· Эуфиллин 2,4%.

· Натрия гидрокарбонат.

Оценка достигнутого.

· Состояние улучшилось – восстановление сознания, нормализация АД, восстановления диуреза, исчезновения цианоза, одышки, тахикардии. Продолжать ранее начатые мероприятия до приезда скорой помощи.

· Состояние ухудшилось, остановка дыхания – действия по стандарту «Клиническая смерть».

 Гиповолемический шок.

1. Причины развития:

· Возникает при ряде инфекционных заболеваний – тяжелая форма холеры, сальмонеллез, пищевая токсикоинфекция и других кишечных инфекциях с массивной потерей жидкости.

Тактика медицинской сестры.

Действия Обоснование
1.Сообщить немедленно врачу  
2.Уложить больного на холерную кровать, голову на бок Профилактика асфиксии рвотными массами, западение языка
3. Измерить АД, пульс Контроль состояния
4.Учитывать потерю жидкости каждые 2 часа (собирать в мерную посуду) Контроль состояния
5.Вводить в/в подогретые до 38° солевые растворы вначале струйно, затем капельно выполнять назначения врача  

Подготовка аппаратуры, инструментария.   

· Шприцы, иглы, одноразовые системы, жгут.

· Набор для промывания желудка.

Подготовка медикаментов.

· Для оральной регидратации: 1 л теплой (38...40°С) воды с 20 г глюкозы, 3,5 г натрия хлорида, 2,5 г натрия бикарбоната, 1,5 калия хлорида. Глюкоза может быть заменена пищевым сахаром, натрия хлорид — пищевой солью, натрия бикарбонат.

· 2% раствор питьевой соды. 

· Полиионные растворы с добавлением 20—40 мл 40% раствора глюкозы в объеме возмещения расчетной потери жидкости со скоростью 100—120 мл/мин. 

Оценка достигнутого.

· Состояние улучшилось – прекращение рвоты, жидкого стула, исчезновения судорог, жажды, нормализации пульса и стабилизации АД на рабочих цифрах. Продолжать ранее начатые мероприятия.

Отек мозга.

1. Причины развития:

· Инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалиты, нейротоксикоз на фоне ОРВИ).

· Токсические и гипоксические состояния.

· Эпилептический статус.

· Нарушение мозгового кровообращения.

· Опухоли головного мозга.

· Соматические заболевания.

 

2. Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить:

· Общее беспокойство «мозговой крик», рвота, мышечные подергивания, судороги.

· Нарушение сознания (до сопора и комы), бред, галлюцинации.

· Менингиальные симптомы, наличие патологических рефлексов, гипертензия.

· Злокачественная гипертермия.

· Гемодинамические расстройства (повышение, а затем понижение АД, коллапс, брадикардия).

· Нарушение дыхания.

· Застойные диски зрительных нервов на глазном дне.

 

Тактика медицинской сестры.

Действия Обоснование
1. Вызвать врача  
2.Приподнятое положение в кровати Для предупреждения гипоксии
3.Очистить ротоглотку и предупредить западение языка Для обеспечения проходимости дыхательных путей
4.Обеспечить доступ свежего воздуха или давать кислород Для предупреждения гипоксии
5.В тяжелых случаях интубация и ИВЛ Профилактика гибели пациента от дыхательной недостаточности

Подготовка аппаратуры, инструментария.

· Аппарат Боброва или кислородную подушку

· Роторасширитель, зонд, шпатель.

· Набор для интубации.

· Аппарат ИВЛ.

· Шприцы, иглы, жгут.

Подготовка медикаментов.

· Дексаметозон или гидрокартизон 2 – 3 – 5мг/кг/сутки.

· 15 – 20% маннитол.

· Диакарб ½ таблетки.

· 10-20% альбумин.

· Фуросемид (лазикс) 1,5 – 2 мл.

· 10% глюкозу 5 мл/кг с инсулином, реополиглюкин

Оценка достигнутого.

· Состояние стабильное, ухудшений нет.

· У пациента остановка дыхания – действовать по стандарту «клиническая смерть».

Судороги.

1. Причины развития:

· Инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалиты, нейротоксикоз на фоне ОРВИ, фебрильные судороги).

· Метаболические (гипогликемические, гипокальцемические).

· Гипоксические (энцефалопатии, дыхательная недостаточность, недостаточность кровообращения, коми).

· Эпилептические.

· Структурные (на фоне органических поражений ЦНС).

2. Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить:

· Внезапные приступы непроизвольных сокращений скелетных мышц, вздрагивания, подергивания, автоматизм непроизвольных движений, тремор.

· Гипертонус разгибателей.

· Вынужденное положение с запрокидыванием головы.

· Нарушенное сознание.

· Состояние может возникнуть на фоне гипертермии (чаще холодной лихорадке).

·

Тактика медицинской сестры.

Действия Обоснование
1. Вызвать врача  
2.Уложить пациента на ровную поверхность, попытаться голову повернуть набок Профилактика аспирации рвотных масс и травмы
3.Убрать все повреждающие предметы Профилактика травматизма
4.Очистить ротоглотку и предупредить западение языка Для обеспечения проходимости дыхательных путей
5.Обеспечить доступ свежего воздуха или давать кислород Для предупреждения гипоксии
6.Заложить в ротовую полость между коренными зубами шпатель (ложку), обернутый ватой и бинтом, или узел салфетки Профилактика западения языка и гибели пациента от дыхательной недостаточности

Подготовка аппаратуры, инструментария.

· Аппарат для дачи кислорода.

· Пузырь со льдом

· Роторасширитель, шпатель, грелки.

· Шприцы, иглы, жгут.

Подготовка медикаментов.

· Реланиум 2 мл;

· Оксибутират натрия 20% - 10 мл;

· Дроперидол 0,25% - 10 мл или аминазин с пипольфеном по 2-3 мг/кг каждого препарата.

· 5% глюкоза.

· Преднизолон по 2-5 мг/кг или гидрокартизон по 10 мг/кг в сутки.

Оценка достигнутого.

· Состояние стабильное, ухудшений нет, судороги купированы.

· У пациента остановка дыхания – действовать по стандарту «клиническая смерть».

Отек Квинке (отек гортани).

1. Причины развития:

  • В/в или в/м введение каких-либо лекарственных средств.
  • Укусы насекомых.
  • При вдыхании аллергена – лаки, краски, парфюмерные средства.

 

2. Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить:

  • Внезапно появился нарастающий отек в области губ, век, шеи.
  • Осиплость голоса, лающий кашель.
  • Нарастающая смешанная одышка, свистящее дыхание.
  • Лицо синюшное затем бледнеет.
  • При затрагивании желудочно-кишечного тракта – резкая боль в животе, тошнота, рвота, нарушение актов дефекации.
  • Потеря сознания и смерть

Тактика медицинской сестры.

Действия Обоснование
1. Вызвать врача  
2. Устранить аллерген Уменьшение аллергической реакции
3.Уложить и успокоить пациента Снять физическое и эмоциональное напряжение
4.Обеспечить доступ свежего воздуха. Дать 100% увлажненный кислород Уменьшение гипоксии
5.Закапать в нос сосудосуживающие капли (нафтизин, санорин, глазолин) Уменьшить отек слизистой оболочки носоглотки, облегчение дыхания

Подготовка аппаратуры, инструментария.

· Систему для в/в вливаний, жгут, шприцы, иглы, мешок Амбу, иглу Дюфо большого диаметра или коникотом.

· Набор для трахеотомии, ларингоскоп.

· Набор для интубации, пульсоксиметр.

Подготовка медикаментов.

· 1% раствор адреналина 1 мл.

· Преднизолон 30-60 мг.

· Супрастин или димедрол 1 мл.

· Сальбутамол.

· Лазикс.

Оценка достигнутого.

· Уменьшение отека, нормализация общего состояния.

· Состояние ухудшилось – экстренная госпитализация в реанимационное отделение.

Тактика медицинской сестры.

Действия Обоснование
1.Вызвать врача или неотложную скорую помощь  
2.Ребенка взять на руки, успокоить. Доступ свежего влажного воздуха

Для улучшения проходимости верхних дыхательных путей

3.Ребенку в положении «сидя с запрокинутой головой» залить в нос или на корень языка 0,05% раствор нафтизина (детям до 1,5 лет – 0,3мл, старше 0,5мл) или сделать ингаляцию.
4.Ручные, ножные горячие ванны до появления гиперемии конечностей
5. Теплое щелочное питье Отхождение слизи
  1. Подготовка аппаратуры, инструментария.

· Шприцы, иглы, жгут.

· Небулайзер.

· Набор для назотрахеальной интубации или трахеотомии.

· Кружку Эсмарха с наконечниками.

  1. Подготовка медикаментов.
  • Беротек, беродуал.
  • 2,4% эуфиллин 2-4 мг/кг.
  • Преднизолон 3-5 мг/кг.
  • Пипольфен 2,5% 0,1 мл/год жизни.
  • Эпинефрин 0,01 мг/кг.
  • Антибиотики при гнойном трахеобронхите.
  1. Оценка достигнутого.
  • Самочувствие улучшилось, пациент успокоился, продолжить начатую терапию.
  • Самочувствие ухудшилось – экстренная госпитализация в реанимационное отделение.

 

Тактика медицинской сестры.

Действия Обоснование
1. Вызвать врача  
2.Попытаться разобраться в причине возникновения состояния. Оказание помощи по стандартам
3.Придать полусидящее положение, расстегнуть одежду, маленького ребенка взять на руки.

Улучшение проходимости верхних дыхательных путей

4.Осмотреть, освободить верхние дыхательные пути (отсосать слизь, рвотные массы).
5.Доступ свежего воздуха, дача кислорода Профилактика гипоксии
6.Наложить жгуты на бедра (при развитии отека легких). Разгрузить круги кровообращения.

4. Подготовка аппаратуры, инструментария.

· Шприцы, иглы, жгут.

· Увлажненный кислород, мешок Амбу.

· Электроотсос.

· Зонд для питания.

· Аппарат ИВЛ.

 

Подготовка медикаментов.

· Строфантин или коргликон.

· 1% лазикс.

· Глюкокортикоиды.

 

Оценка достигнутого.

· Состояние улучшилось – продолжать ранее начатые мероприятия до приезда скорой помощи.

· Состояние ухудшилось, остановка дыхания – действия по стандарту «Клиническая смерть».

                                 

Острый живот.

1. Причины развития:

  • Острый холецистит.
  • Острый панкреатит.
  • Острая кишечная непроходимость.
  • Острый перитонит.
  • Брюшной тиф.
  • Дизентерия.

 

2. Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить:

Стадия шока (первые 6 ч) характеризуется резкой болью в эпигастральной области, возникшей внезапно по типу “удара кинжалом”.

  • Возможна тошнота, рвота.
  • Отмечается бледность кожных покровов с небольшим цианозом губ. Холодный пот.
  • Дыхание поверхностное.
  • Брадикардия, АД снижено.
  • Температура тела нормальная.
  • Живот в дыхании не участвует, втянут, пальпация, и перкуссия живота сопровождаются резкой болью.
  • При пальпации — выраженное напряжение мышц (живот “как доска”).
  • Симптом Щеткина-Блюмберга положительный.
  • При перкуссии может отмечаться исчезновение печеночной тупости.

Стадия мнимого благополучия (после 6 ч) характеризуется уменьшением болей в животе, но нарастают симптомы перитонита и общей интоксикации:

  • тахикардия, повышение температуры тела, сухость языка, нарастающее вздутие живота, задержка стула и газов за счет пареза кишечника. Перкуторно — газ и наличие жидкости в верхних отделах и в отлогих местах живота, перистальтика вялая. Симптом Щеткина—Блюмберга положительный.

Тактика медицинской сестры.

Действия Обоснование
1.Вызвать врача или скорую помощь Больной нуждается в срочной врачебной помощи
2. Успокоить больного Снятие эмоционального напряжения
3.Запретить пить, есть, принимать лекарства Чтобы не изменить клинической картины
4.Холод на живот: пузырь со льдом, грелка с холодной водой, кусок льда, завернутый в полиэтиленовый пакет на 15 минут, затем 5 минут перерыв Профилактика разлитого перитонита
5.Измерить АД, пульс Контроль состояния
  1. Подготовка аппаратуры, инструментария.

· Шприцы для в/в и в/м, пузырь со льдом, тонометр.

 

  1. Подготовка медикаментов.

Купирование болевого синдрома возможно только при полной уверенности в диагнозе!!!

· Спазмолитики: 0,1% раствор атропина по 0,05 мл/год жизни в/м; дротаверин (но-шпа) 2% 0,5-1 мл в/м.

· Неопидные анальгетики: метамизол натрия (баралгин) 0,1 мл/год жизни в/м или в/в.

  1. Оценка достигнутого.

· Больной успокоился, состояние больного стабильное.

· Состояние ухудшается, необходима экстренная госпитализация в хирургическое отделение.

Тактика медицинской сестры.

Действия Обоснование
1.Вызвать врача, скорую помощь Состояние требует оказания врачебной помощи
2.Уложить и успокоить пациента. Снять физическое и эмоциональное напряжение
3. Голову повернуть набок Профилактика аспирации рвотных масс и травмы
4.Пузырь со льдом на эпигастральную область Уменьшение кровотечения
5.Запретить есть, пить, разговаривать, принимать лекарственные препараты Чтобы не изменить клинической картины
6.Обеспечить доступ свежего воздуха или давать кислород Для предупреждения гипоксии
7.Измерить АД, пульс, температуру, подсчитать частоту сердечных сокращений Контроль состояния
8.сСрогий носилочный режим; при коллапсе —транспортировка в положении Тренделенбурга;  

Подготовка аппаратуры, инструментария.

  • Систему для в/в вливаний, жгут, шприцы, тонометр, пузырь со льдом, холодную грелку, зонд Блекмора
  • Все необходимое для определения группы крови резус-фактора.
  • Носилки.

Подготовка медикаментов.

  • Плазмозаменяющие препараты.
  • 12,5% Дицинон 1-2 ампулы.
  • 1% раствор мезатона.
  • 5% глюкоза.Фамозин (квамател 40-80 мг) в\в;
  • Омепразол (лосек) 40-80 мг внутрь.

Оценка достигнутого.

· Прекращение рвоты. Стабилизация АД и ЧСС.

· Состояние ухудшилось - экстренная госпитализация в хирургическое отделение.

Синдром заболеваний печени

       Печеночная кома (энцефалопатия).

1. Причины развития:

· Острая недостаточность.

· Хроническая недостаточность.

· Цирроз печени.

 

Тактика медицинской сестры.

Действия Обоснование
1.Сообщить немедленно врачу  
2.Уложить больного, голову на бок Профилактика асфиксии рвотными массами, западение языка
3.Измерить АД, пульс, температуру Контроль состояния
4.Выполнять назначения врача  

Подготовка аппаратуры, инструментария.

· Шприцы, иглы, жгут, аппарат Боброва или кислородную подушку или мешок Амбу.

· Набор для проведения высоких очистительных клизм.

· Гемодиализ (гемосорбция).

Подготовка медикаментов.

· Инфузионные растворы: 5-10% глюкозу, кристоллоидные (Рингера, Филиппса), коллоидные (гемодез, реополиглюкин).

· Эссенциале форте.

· Лазикс.

· Глюкокортикоиды.

· Трасилол, гордокс, контрикал.

· Аскорбиновая кислота.

· Сердечные гликозиды.

· Антибиотики.

· Дроперидол, седуксен.

Оценка достигнутого.

· Состояние улучшилось – восстановления сознания, исчезновения рвоты, тахикардии, нормализация артериального давления

· Состояние ухудшилось, остановка дыхания – действия по стандарту «Клиническая смерть».

Синдром заболеваний почек.

Острая почечная недостаточность.

Причины развития:

· Развивается при заболеваниях, сопровождающихся инфекционно-токсическим и дегидратационным шоком.

· Сепсис.

· Злокачественная малярия.

· Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом.

· Лептоспироз.

Тактика медицинской сестры.

Действия Обоснование
1.Сообщить немедленно врачу  
2.Уложить больного, голову на бок Профилактика асфиксии рвотными массами, западение языка
3.Согревание тела,  
4. Измерить АД, пульс Контроль состояния
5.Учивать почасовой диурез (с помощью катетера) Контроль состояния
6.Выполнять назначения врача  

Подготовка аппаратуры, инструментария.

· Шприцы, иглы, жгут.

· Гемодиализ, плазмоферез.

Подготовка медикаментов.

· Дофамин (допамин, допмин) капельно - 0,05% раствор в 5% растворе глюкозы по 5-10 кап./мин (за сутки 200-400 мг препарата для взрослого).

· Гепарин (5-10 тыс. ед. первый раз, а затем капельно в суточной дозе 40-60 тыс. ед).

· Лазикс по 40-80 мг повторно.

Оценка достигнутого.

· Состояние улучшилось – восстановления диуреза, исчезновения судорог, жажды, брадикардии. Продолжать ранее начатые мероприятия.

· Состояние ухудшилось – экстренная госпитализация в реанимационное отделение, располагающее возможностью проведения гемодиализа и плазмофереза. Положение больного при госпитализации - лежа, с приподнятой головой и согнутыми в коленях ногами.

 

III. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Для контроля полученных знаний:

· ответьте на вопросы посттеста

· решите ситуационные задачи

Задание №1. Ответьте на предложенные вопросы.

1. Основные проявления отека Квинке:

А) потеря сознания, повышение АД,

Б) отеки на лице по утрам, нарушение мочеиспускания,

В) отеки нижних конечностей, боли в области сердца,

Г) отеки на лице, затруднение дыхания, осиплость голоса.

 

2. При лечении отека гортани применяют:

А) валидол, корвалол,

Б) преднизолон, лазикс,

В) клофелин, дибазол,

Г) антибиотики, сульфаниламиды.

 

 

3. Анафилактический шок чаще наступает при введении больному:

А) вакцин, сывороток,

Б) сердечно-сосудистых препаратов,

В) мочегонных,

Г) периферических вазодилататоров.

 

 

4. Резкое падение АД наблюдается при:

А) анафилактическом шоке,

Б) крапивнице,

В) отеке Квинке,

Г) аллергическом дерматите.

5.Неотложная помочь при анафилактическом шоке состоит в
введении:

А)строфантина, анальгина,

Б) дибазола, лазикса,

В) адреналина, преднизолона, супрастина,

Г) морфина, гепарина.

 

6. Неотложная помощь при легочном кровотечении начинается с введения:

А) дицинона, аминокапроновой кислоты,

Б) гепарина, ацетилсалициловой кислоты,

В) димедрола, супрастина,

Г) анальгина, баралгина.

 

7. В оказание неотложное помощи при коллапсе входят назначения:

А) лазикса,

Б) папаверина,

В) нитроглицерина,

Г) преднизолона.

 

8. Пеногасители применяются при:

А) отеке легких,

Б) отеках нижних конечностей,

В) отеке Квинке,

Г) отеке мягких тканей при укусах пчел.

 

9. В неотложную помощь при желудочном кровотечении входит назначение:

А) гепарина, аспирина,

Б) преднизолона, гидрокортизона,

В) этамзилата натрия, аминокапроновой кислоты,

Г) папаверина, дибазола.

 

 

10.Неотложная помощь при печеночной колике состоит в введении:

А) атропина, баралгина,

Б) дибазола, лазикса,

В) димедрола, супрастина,

Г) гепарина, аспирина.

 

 

11.В оказание неотложной помощи при почечной колике входит назначение:

А) баралгина, но-шпы,

Б) тавегила, супрастина,

В) дибазола, папаверина,

Г) гепарина, аспирина.

 

 

12. Кровь при ки


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.324 с.