Материал для повторения истории России 18 века — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Материал для повторения истории России 18 века

2020-12-06 164
Материал для повторения истории России 18 века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(В диктанте – учитель дает определение – ученик пишет историческое понятие).

Галера – легкое гребное судно

Фрегат – крупное судно, идущее под парусами

Политика меркантилизма – политика накапливания денег государством, при которой ввоз товаров (экспорт) превышает вывоз товаров (импорт)

Политика протекционизма – политика по защите российского производителя (предпринимателя), когда вывоз товаров превышает ввоз (высокие таможенные пошлины на границе на ввоз импортных товаров и низкие на вывоз российских товаров за границу)

Табиль о рангах – документ (закон), в соответствии с которым любой человек, не зависимо от происхождения должен продвигаться по служебной лестнице, начиная с самого низшего – 14 ранга вверх

Генеральный регламент – документ, регламентирующий работу коллегий (исполнительных органов власти)

Главный магистрат – городской орган самоуправления

Регулярная армия – профессиональная, постоянная армия, комплектовавшаяся на основе рекрутских наборов

Гвардейские полки – лучшие, избранные полки

Рекрутский набор – способ комплектования русской армии с начала 18 в. до середины 19, когда человека забирали в солдаты на 25 лет

Верфь – место строительства кораблей

Северный союз – антишведский союз в составе России, Польши, Саксонии, Дании

Сенат – законосовещательный орган при императоре

Секуляризация – насильственное изымание государством земель у монастырей

Синод – светский орган управления церковью, во главе которого стоял обер-прокурор.

Коллегии – исполнительные органы власти (вместо приказов)

Фискалы – надзирательные, контролирующие органы управления государством во главе которых стоял обер-прокурор («Око государево»)

Посессионные и приписные крестьяне – новые типы зависимых крестьян, вынужденные работать на мануфактуре

Мануфактура – крупное производственное предприятие с использованием машин, на котором применяли разделение труда

Подушная подать – налог, собираемый с мужчины (души), не зависимо от его возраста

Кунсткамера – 1-ый музей России в Санкт- Петербурге

Ништадтский мир – мир, подписанный Россией и Швецией в результате Северной войны в 1721 г. (победа России)

«Великое посольство» - поездка русского посольства за границу в 1697-1698 г.г. с целью обучения, закупки необходимого оснащения флота и армии, создание антитурецкой и антишведской коалиций и т.д.)

«Петр прорубил окно в Европу» - открыл выход в Балтийское море для России, чем способствовал развитию торговых и дипломатических отношений с Европой

«Юности честное зерцало» - нравоучительная работа Пера 1 в адрес молодежи.

Шляхетсво – дворяне (на польский манер)

Дворцовые перевороты – период в истории российского государств с 1825 г по 1801 г., который характеризуется захватом власти, переходом ее от 1 лица к другому с помощью силы или заговора.

Кондиции – условия правления, врученные Анне Иоанновне верховниками при вступлении ее на престол в 1730 г.

«Наказ» - письменные рекомендации Екатерины 2 для работы над конституцией Уложенной комиссии.

Уложенная комиссия – совет, собранный со всей России, где были представители почти из всех сословий для разработки конституции.

Генеральное межевание земель – перемеривание земель у недворян и передача излишек земли дворянам.

ВОЭ – вольное экономическое общество, которое пыталось вести просветительскую деятельность в сельском хозяйстве.

«Прелестные письма» - письма Пугачева, обращенные к крестьянам, в  которых он обещал отмену крепостного права.

Временный комитет (временщики) - временный орган управления при Екатерине 1, который играл в управлении государством огромную роль

Кабинет министров - временный орган управления при Ане И., который играл в управлении государством огромную роль

Комиссия при высочайшем дворе – временный орган управления при Елизавете Петровне, который играл в управлении государством огромную роль.

Барокко - стиль в искусства, в переводе «причудливый»

Классицизм - стиль в искусства, в переводе «образец»

Идея панславизма - идея спасения братьев – славян на Балканах от ига турок - мусульман

Переяславская рада – договор между Россией и Украиной о переходе Левобережной Украины из Польши в Россию

Бироновщина – период в рос. истории, когда во главе государства находилась Анна Иоановна, характеризующийся жесткостью, цензурой, всеобщим надзором (по имени фаворита Анны Иоанновны немца Бирона, то же, что и остермановщина)

Конфиденты – кружок единомышленников, сложившийся вокруг кабинет - министра Волынского, которые хотели свергнуть Бирона во времена правления Анны Иоанновны (за что он и был казнен).

«Государево слово и дело» - донос и незамедлительное наказание

Гетман – наместник на Украине, выбираемый из числа казаков (последний – Разумовский, затем было введено генерал-губернаторство)

Просвещенная монархия – политика Екатерины 2, ориентированная на просвещение народа с использованием опыта европейских стран, при которой дворяне получали огромные привилегии.

«Восточный вопрос» - комплекс проблем, связывающий Россию и Турцию по поводу владения проливами Босфор и Дарданеллы, господством в южных морях и идей панславизма.

Эссе по истории России

 

«Великая держава Россия оказалась крепостной бесправной страной…»

I.ВСТУПЛЕНИЕ.

 Первая четверть 18 в. для России была очень важной вехой в ее развитии, и заслуга в том, что ее стали называть великой принадлежит Петру 1 и нашему многострадальному народу. Петром 1 было очень много сделано в различных сферах жизни российского общества для того, чтобы наша страна стала развитой, сильной, модернизированной, просвещенной державой. Но какой ценой эти перемены и достижения были сделаны?

I I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

А. Огромные прогрессивные перемены произошли в хозяйственной жизни страны. Петр после себя оставил более 200 крупных мануфактур, развивались новые отрасли промышленности, такие как бумажная, стекольная, химическая, открывались и разрабатывались новые месторождения полезных ископаемых, работали геологические экспедиции, формировался единый всероссийский рынок, внедрялось в производство новое оборудование, государством активно велась политика протекционизма и меркантилизма. Подворовая система налогообложения сменилась на подушную, которая стала приносить больший доход государству. К 30 м г. 18 в. Россия не уступала Европе по многим хозяйственным количественным и качественным показателям.

Петр создает новую более прогрессивную систему управления государством по европейскому образцу. На смену Земскому собору приходит законосовещательный орган (а в некоторых случаях выступал как законодательный) – Сенат, состоящий из 11 деятельных человек. Система приказов заменяется на коллегии (Адмиралтейская, Камер-коллегия, Юстиц – коллегия, Ревизион – коллегия, Коммерц-коллегия, Штатс – коллегия, Берг – мануфактур коллегия и др), появляется Синод (о смысле существования и назначении его можно спорить), Главный магистрат, в Москве впервые появляется ратуша, а в остальных городах избы, фискалы, вводится множество новых необходимых для развития государства должностей, например обер – прокурор. Хотя новая система управления государством и была забюрократизирована, но ее обновление помогло России перейти в новую для нее эпоху, хотя и слабых, но уже буржуазных отношений.

 

Одним из главных достижений петровского времени и гордостью императора было создание профессиональной регулярной армии и современного для того времени флота. Петр, еще будучи в составе «Великого посольства», пытался закупить все необходимое для будущей армии и флота, пригласить на службу образованных людей, познакомиться со всеми военными и техническими новинками. Вводится новая система комплектования армии – рекрутский набор, совершенствуется офицерский корпус, открывается масса новых военных школ, училищ, академий (навигационная, инженерная, медицинская), на верфях в Воронеже, Архангельске, Таврове, Олонецке, Петербурге), в устье Невы заложена знаменитая Адмиралтейская верфь в 1705 г., на которой в 1715 г. работало 10 тыс. человек, за 10 лет ее работы сошло 59 крупных кораблей и более 20 тыс. мелких. Уже в 1703 г. построено 43 корабля. На корабле «Штандарт», 1-ом русском корабле Балтийского флота Петр с гордостью прибыл к Петербургу. Военная реформа не только помогла выиграть России Северную войну, но и возвысила государство в глазах европейских стран как сильную военную и морскую державу.

 

Реформа армии внесла серьезные коррективы в социальную структуру общества, благодаря изменениям в этой сфере на службу государству приходят более достойные и профессиональные люди. Табель о рангах практически уравнял в профессиональном смысле россиян. Среди лучших офицеров появились выходцы из простого народа, человека стали ценить не за его благородное происхождение, а за хорошую и верную службу и знания. Для работы на фабриках и заводах теперь работали приписные и посессионные крестьяне, на смену боярству приходит молодое активное дворянство (в том числе благодаря Указу о единонаследии). Консервативная традиционная социальная структура постепенно размывается, что помогает проникновению более прогрессивных буржуазных идей в Россию.

Серьезные перемены произошли в сфере культуры. Петр ввел светские приемы – ассамблеи, чем помог раскрепоститься женщине, открыл огромное количество новых школ (Навигационной, медицинские, инженерные, цифирные), появилась 1 – я газета «Ведомости», 1 – й музей Кунст – камера, был введен новый календарь от Р.Х. (по которому жил христианский мир), учреждены ордена и награды (1699 г. Орден Андрея Первозванного; Св. Екатерины и др.), по новому плану градостроительства основал С. – Петербур г. Европеизация выводила Россию на новый цивилизационный виток развития.

ТЕКУЩИЙ ВЫВОД. Итак, благодаря Петру 1 и усилиям русского человека Россия стала более модернизированным, сильным, развитым государством с мануфактурным производством товаров, сильной армией и флотом, более рациональным пониманием мира.

Б. Но любые достижения, особенно полученные в результате короткого времени, требуют огромных ресурсных затрат, как человеческих, так и материальных. Петр не мел четкого продуманного плана реформ, они были проведены наспех и в основном ради победы в Северной войне. Общество стонало от огромных поборов и повинностей: крестьяне должны были не только содержать армию, но и часто размещать ее в своих жилищах, строить на свои деньги корабли, платить абсурдные налоги (подымные, гробовые подати). Для того, чтобы государство могло собрать больший доход, была придумана новая должность прибыльщика, задача которого состояла в придумывании новых налогов. Детище Петра Петербург буквально был построен на костях людей. После смерти Петра всем стало ясно, что российская экономика очень сильно обескровлена.

Очень серьезные перегибы Петр допустил в духовной сфере общества. Чрезмерная европеизация коснулась каждого: ненавистные парики, табак, картофель, бритье бород возмущало консервативное российское общество. Нехватка меди толкнула Петра к такому непопулярному решению, как снятие колоколов с храмов, что возмутило глубокорелигиозное общество до крайности. Антихристом называли императора многие русские люди.

Главным источником всех петровских успехов и побед был человек, который страдал от непомернотяжелой ноши, но этот народ-победитель, народ-кормилец был полностью бесправным. Крепостное право при Петре еще более усилилось. Приписные и посессионные крестьяне несли двойное налоговое бремя и не имели никакой возможности распорядиться своей судьбой, как и все остальной крестьянство в России. Остальная часть общества также не имела никаких гражданских прав и полностью завесила порой не только от многочисленных налогов, обязательной службы на государство, но порой и от прихоти самого императора. Великие дела вершил нищий, бесправный, угнетенный и забитый народ.

ТЕКУЩИЙ ВЫВОД. Итак, цена, заплаченная русским народом за петровские победы и достижения, была крайне высокой. Петр считал людей лишь средством для достижения своих далекоидущих грандиозных планов. Не случайно, в 19 в., когда стоял вопрос о том, по какому пути идти России дальше, славянофилы резко критиковали петровские преобразования, как слишком не продуманные, ультроевропеизирпованные, преобразования, которые, к сожалению, подрывали хозяйство России в то время.

I I I. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, страна, в которую ехал иностранец, предстала перед ним великой и мощной державой, но и многострадальной, крепостнической, бесправной страной. Великий человек провел великие реформы в России, и она действительно стала вызывать благоговейный страх и уважение у европейских монархов. Само государство вышло на путь дальнейших буржуазных преобразований, на путь строительства развитого общества. Петр от народа требовал того же, что и от себя – полной отдаче делу, победе, прогрессу, но его реформизм требовал колоссальных человеческих и материальных затрат. Скорость реформ, непродуманность, чрезмерная европеизация не помогали, а лишь мешали Петру в осуществлении задуманного.

Тесты по истории России с древнейших времен до конца XIX века.1. Как называлась первая русская летопись?
а) “Слово о полку Игореве”
б) “Повесть временных лет” Нестора
в) “Поучение детям" Владимира Мономаха
г) “Слово о законе и благодати”2. Что такое вотчина?
а) землевладение дворян
б) землевладение опричников, выдаваемое за заслугу
в) землевладение бояр и князей, передаваемое по наследству
г) землевладение воевод3. Когда началась и закончилась феодальная раздробленность на Руси?
а) конец X века-до XII века
б) конец XI века-до середины XIII века
в) начало XIII века-40-е годы XVI века
г) 30-е годы XII-конец XV века4. Кто был первым московским князем?
а) Юрий Долгорукий
б) Даниил Александрович
в) Иван Калита
г) Дмитрий Донской5. Патриаршество было установлено в России:
а) 1589
б) 1605
в) 1612
г) 16456. При Иоане IV Грозном в России:
а) складывается система приказов
б) проводится министерская реформа
в) вводится “Табель о рангах”
г) происходит присоединение к России средней Азии7. Какое историческое лицо сыграло значительную роль в период “смутного
времени”?
а) Малюта Скуратов
б) Александр Меньшиков
в) Козьма Минин
г) Ермак Тимофеевич8. Какая черта характерна для абсолютной монархии, существовавшей в России
в XVIII веке?
а) неограниченная власть монарха
б) самостоятельность местной власти
в) четкое распределение государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную
г) большая роль патриарха в государственном управлении9. Этот человек сделал головокружительную карьеру, став светлейшим князем,
“полудержавным властелином” (А. С. Пушкин), а после смерти царя был лишен
чинов и наград и отправлен в ссылку?
а) Ф. М. Апраксин
б) Ф. Я. Лефорт
в) Э. Бирон
г) А. Д, Меньшиков10. О каком государственном деятеле России XVIII века А. С. Пушкин писал:
“Ему мы обязаны Черным морем”
а) об А. Г. Орлове
б) о Ф. Ф. Ушакове
в) о Г. А. Потемкине
г) о П. А. Румянцеве11. Зарождение “политики просвещенного абсолютизма” в России связывают с
эпохой управления:
а) Петра I
б) Елизаветы Петровны
в) Екатерины II
г) Александра I12. Когда Россия завоевала выход к Черному морю?
а) в результате войны с Крымским ханством в 1661 году
б) в результате присоединения украинских земель в 1654 году
в) в результате войны с Турцией в 1768-1774 годах
г) в результате войны с Турцией в 1806-1812 годах13. Когда и кто в России впервые принял царский титул?
а) 1505-Иван III
б) 1547-Иван IV
в) 1721-Петр I
г) 1762-Петр III14. Первое высшее учебное заведение в России называлось:
а) Смольный институт
б) Славяно-греко-латинская академия
в) Екатерининская гимназия
г) Царскосельский лицей15. В начале царствования он мечтал дать народу конституцию; при нем был
принят указ о вольных хлебопашцах, открывались новые университеты, лицеи.
Имя этого царя:
а) Петр I
б) Павел I
в) Александр I
г) Николай I16. При Александре I он испытал взлет и падение, его высоко оценил
Наполеон, Николай I за составление свода законов Российской империи
возложил на него снятый с себя орден Андрея Первозданного.
Этот человек:
а) П. Д. Киселев
б) А. А. Аракчеев
в) М. М. Сперанский
г) А. Х. Бенкендорф17. Отметьте, что способствовало формированию взглядов декабристов (лишнее
зачеркнуть):
а) Отечественная война 1812 года и патриотический подъем в стране
б) аракчеевщина
в) вольнолюбивые идеи А. Н. Радищева, А. С. Пушкина
г) стремление прославиться в истории18. Писатель-сентименталист и публицист, не являясь профессиональным
историком, написал первую систематическую многотомную “Историю государства
Российского”:
а) С. М. Соловьев
б) Н. М. Карамзин
в) В. О. Ключевский
г) М. П. Погодин19. Автором теории “официальной народности” являлся министр просвещения, в
прошлом вольнодумец и друг декабристов:
а) М. П. Погодин
б) С. С. Уваров
в) П. Я. Чаадаев
г) А. Х. Бенкендорф20. Кто такие западники?
а) религиозная секта
б) сторонники особого исторического пути России
в) Представители западноевропейских стран-инвесторов в экономику России
г) сторонники западноевропейского пути развития России

 

ЗАДАНИЯ К ЕГЭ ПО ИСТОРИИ РОССИИ xiX ВЕКА

(Из демонстрационных материалов в егэ)

ЗАДАНИЯ УРОВНЯ А. 1. Оборона Севастополя относилась к событиям войны, проходившей в 1) 1787-1791 г.г. 2) 1813-1814 г.г. 3) 1853-1856 г.г. 4) 1877-1878 гг. 2. Автор одного из программных документов декабристов - "Конституции": 1)А.Н. Радищев 2) И.В. Киреевский 3) Н.М. Муравьев 4) Н.М. Карамзин 3. Какой населенный пункт вошел в историю Отечественной войны 1812 г. как место, где русская армия, оторвавшись от французских войск, пополнила свою численность и вооружение, набрала силы для дальнейшей борьбы: 1) Фили 2) Смоленск 3) Аустерлиц 4) Тарутино 4. Как назывались представители русской общественной мысли 1830-1850-х гг., идеализировавшие историческое прошлое России, выступавшие за самобытный путь развития России: 1) славянофилы 2) социал-демократы 3) западники 4) декабристы 5. К "золотому веку" русской литературы относится творчество 1) Д.И. Фонвизина 2) А.С. Пушкина 3) А.П. Чехова 4) И.А. Бунина 6. В результате проведения судебной реформы 1864 г. 1) был образован единый суд для представителей всех сословий 2) помещики потеряли право суда над крестьянами 3) была ограничена состязательность судебного процесса 4) запрещалось участие присяжных заседателей в судебном процессе 7. Что из перечисленного относилось к деятельности революционных народников: А) пропаганда среди крестьян        Б) составление "Русской правды" В) увлечение идеями французского Просвещения Г) издание "Словаря иностранных дел"   Д) увлечение теориями "общинного", "крестьянского" социализма Е) террор против правительственных чиновников и царя Укажите верный ответ: 1) АДЕ 2) АВД   3) БГЕ    4) ГДЕ 8. Прочтите отрывок из записок современника и укажите название учебного заведения, о воспитанниках которого идет речь. "Говорят, что Александр хотел воспитать … братьев своих Николая и Михаила наравне с будущими подданными и что политические обстоятельства помешали ему исполнить это… А мысль, если она была, заслуживает уважения… Первым выпускам Россия обязана многими достойными и блистательными людьми: Пушкиным, бароном Корфом и князем… А.М. Горчаковым. 1)Смольный институт             2) Пансион при Московском университете 3) Московский университет   4) Царскосельский лицей 9. Прочтите отрывок из официального документа и укажите, в каком году был обнародован этот документ. "…Крепостные получат в свое время полные права свободных сельских обявателей… Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными. Вместе с тем им дается право выкупить усадебную их оседлость" 1) 1803 г.   2) 1842г.   3) 1861г.     4) 1881 г. 10. В первой половине 19 века повинность крепостных крестьян в пользу помещика называлась: 1) барщиной  2) отработками    3) помочью 4) налогом 11. В результате проведения судебной реформы 1864 г. 1) был образован единый суд для представителей всех сословий 2) помещики потеряли право суда над крестьянами 3) была ограничена состязательность судебного процесса 4) присяжным заседателям передали функции адвокатов 12. Прочтите отрывок из "Записок революционера" П.А. Кропоткина и укажите годы событий, о которых идет речь. "Вот, например, дом графов Z. Две дочери их, которым опротивела бесполезная, бесцельная праздная жизнь, долго боролись из-за разрешения присоединиться к другим девушкам, посещавшим курсы и чувствовавшим себя столь счастливыми. Борьба продолжалась несколько лет. Родители не уступали. В результате старшая сестра отравилась; только тогда младшей разрешили поступать как ей угодно" 1) 1810-е  2) 1830-е   3) 1850-е       4) 1870-е 13. Реальной основой для возникновения теорий утопического социализма А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского было существование в России 19 века 1) дворянского землевладения 2) крестьянской общины   3) посадских слобод               4) рабочих организаций 14. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите фамилию человека, о котором идет речь. "Блестящее образование, блестящее положение в свете и при дворе, блестящая, даже по тем временам головокружительная карьера (в 23 года был генерал-майором), барабанный бой и знамена Наполеоновских войск, участие в пятидесяти восьми сражениях, празднества Венского конгресса - вся юность его прошла под тем героическим дуновением молодости, которым дышало "дней Александровых прекрасное начало". И после этого - ночь сибирских рудников…" 1) А.С. Хомяков 2) Б.Н. Чичерин 3) П.Я. Чаадаев 4) С.Г. Волконский 15. Какие из перечисленных ниже событий, явлений, понятий были связаны с понятием "аракчеевщина": А) военные поселения Б) временщик В) учреждение Государственного Совета Г) вольноотпущенные крестьяне Д) ужесточение цензуры Е) учреждение Государственной думы Укажите верный ответ: 1) АБД 2) АВД 3) ВГЕ 4) ГДЕ 16. Какое из указанных событий произошло ранее остальных 1) убийство Александра 2                2) создание партии социалистов-революционеров (эсеров) 3) создание "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" 5) суд над декабристами 17. В 1805 г. под Аустерлицем состоялось сражение между армиями: 1) российско-австрийской и французской 2) российско-французской и английской 3) российско-шведской и английской 4) российско-французской и австрийской 18. Принятая в годы правления Николая 1 в качестве официальной идеологии система взглядов основывалась на положении: 1) "сила власти - царю, сила мнения - народу! 2) "Москва - третий Рим, а четвертому не бывать" 3) "православие, самодержавие, народность" 4) "сначала успокоение, потом реформы" 19. П.Н. Ткачев был идеологом 1) западничества                               2) славянофильства 3) революционного народничества 4) социал-демократии 20. В 1 половине 19 века помещики Черноземья с целью повышения доходности своих хозяйств 1) переводили большую часть крестьян на оброк 2) увеличивали размер крестьянских наделов 3) интенсивно внедряли сельскохозяйственные машины 4) переводили крестьян на месячину 21. Какие из перечисленных ниже положений составляли судебную реформу 1864 г. 1) получение помещиками права суда над крестьянами 2) участие адвоката в судебном процессе 3) отмена права императора на помилование 4) состязательность судебного процесса 5) отмена высшей судебной власти Сената 6) участие в судебном процессе присяжных заседателей Укажите верный ответ: 1) АБЕ       2) БГЕ     3) ВГД      4) ГДЕ 22. Прочтите отрывок из записок современника и укажите дату события, о котором идет речь "Александр дал свое согласие принудить императора к отречению от короны, но с непременным условием щадить отца и не нанести ему никакого оскорбления… Но люди знатной породы… прокрались, как подлые разбойники…, в комнату безоружного, спящего человека… и умертвили его…" 1) 1801    2) 1812    3) 1821   4) 1825 23. Даты 1825г., 1855г., 1881г., 1894г. относятся к: 1) процессу освобождения крестьян от крепостной зависимости 2) началу царствований российских императоров 3) реформам государственного управления 4) началу военных кампаний 24. Кто из перечисленных ниже лиц прославился в годы Крымской войны 1853-1855 г. 1) А.В. Суворов   2) П.С. Нахимов   3) С.О. Макаров 4) А.Н. Куропаткин 25. Как называлось в России в 1 половине 19 века сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами 1) мещане    2) купцы   3) бояре    4) дворяне 26. Издание "указа об обязанных крестьянах", проведение П.Д. Киселевым реформы государственных крестьян, работа Секретных комитетов для разработки проектов улучшения положения крепостных крестьян - относятся к царствованию 1) Павла 1     2) Николая 1    3) Александра 3  4) Николая 2 27. Что было одной из причин неудач "хождения в народ" в 1874 г. 1) выбор народниками тактики террора как основной формы борьбы 2) нежелание социал-демократов поднимать крестьян на восстание 3) невосприимчивость пролетариата к пропаганде марксизма 4) неприятие революционной пропаганды крестьянами 28. Какие из перечисленных ниже понятий возникли в ходе проведения реформ 1860-1870-х гг. А) присяжные заседатели Б) пожилое В) подворная подать Г) Избранная рада Д) Отрезки Е) Мировые посредники Укажите верный ответ: 1) АБД    2) АДЕ      3) БВД       4) ВГЕ 29. Прочтите отрывок из исторического романа и укажите дату события, о котором идет речь "Сопровождаемый несколькими заговорщиками, Беннигсен вошел в покои Александра. Крики "Да здравствует император Александр 1!" дали ему знать, что все кончено и уже нет сомнения в том, какой ценой достался ему престол. Увидев Палена, Александр сказал: - Ах, Пален, как ужасна начальная страница моего царствования! - Ваше Величество, - отвечал Пален, - последующие страницы заставят позабыть эту первую страницу. - Но поймите же, воскликнул Александр, - в народе станут говорить, что я убийца отца!" 1) 1796     2) 1801    3) 1812    4) 1848 30. Кто из российских императоров (императриц) направил казаков на завоевание Индии 1) Петр 1  2) Екатерина 2 3) Павел 1    4) Александр 1   ЗАДАНИЯ УРОВНЯ В.
Задания В1 – В11 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 справа от соответствующего номера задания (В1 – В11), начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый). В задании В10 следует указать последовательность из трех цифр, соответствующих правильному ответу.

В.1. Установите соответствие между понятиями и именами исторических личностей, с которыми связано их возникновение. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

  ПОНЯТИЯ   ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ
А) Временнообязанные крестьяне 1) Петр I
Б) Синод 2) Екатерина II
В) теория «официальной народности» 3) 4) Александр I Николай I
Г) Аракчеевщина 5) Александр II
       

 

А Б В Г
       

В.2. Прочтите отрывок из записок современника и напишите, как назывались представители общественной мысли XIX в., участники кружка, о воззрениях которых идет речь.

«В наших беседах читались разные статьи, которые, за строгостью и бессмысленностью цензуры, не могли быть переданы печати. Хотя вера и философия были преимущественными предметами этих бесед, однако часто возбуждались и политические вопросы, и в особенности вопрос о прекращении крепостной зависимости крестьян и дворовых людей. Насчет способов и времени совершения этой реформы были между нами разногласия: Киреевские, как Иван, так и Петр, опасались радикальных и спешных по сему предмету мер; а Хомяков и я, мы крепко отстаивали полное освобождение крестьян посредством одновременного выкупа по всей России. Но все мы были согласны в том, что крестьяне должны быть наделены землей и что птичья свобода для крестьян была бы не добром, а величайшим бедствием, не шагом вперед, а страшным шагом назад».

Ответ: _______________.

В3. Установите соответствие между именами художников и названиями их картин.

А) А.А. Иванов 1) «Портрет А.С.Пушкина»
Б) В.И. Суриков 2) «Явление Христа народу»
В) А.Г. Венецианов 3) «На пашне. Весна»
Г) В.А. Тропинин 4) «Боярыня Морозова»

В4. Прочтите отрывок из официального документа XIX в. и укажите фамилию его автора.

«Русский, преданный отечеству, столь же мало согласиться на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца мономахова. Самодержавие составляет главное условие политического существования России... Наряду с сими двумя национальными началами находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность».

Ответ: ___________________

 В5. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя императора, в царствование которого были проведены указанные преобразования.

«Министр народного просвещения И.Д. Делянов настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же в 1887 г. издал циркуляр, где запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Известный как циркуляр о «кухаркиных детях», он стал позорной страницей в истории российской школы».

Ответ: _______________.

В.6. Установите соответствие между названиями организаций и именами их участников. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания.

 

НАЗВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

ИМЕНА УЧАСТНИКОВ

 
1)

«Народная расправа»

А)

П.И. Пестель

 
2)

Северное общество

Б)

С.Г. Нечаев

 
3)

Южное общество

В)

А.И. Желябов

 
4)

«Народная воля»

Г)

С.П. Трубецкой

 
 

 

Д)

В.Г. Белинский

 

1

2

3

4

 

 

 

 

               

В7. Прочтите отрывок из записок военного корреспондента и напишите название войны, проходившей в XIX веке, о которой идет речь.

«Нашу стоянку у Константинополя долго не забудут войска скобелевского отряда. Со дня на день ждали приказа – двинуться и занять Царьград. Население готовило цветы и флаги, христиане подняли голову… На берегах Босфора толпы солдат и офицеров стояли у пристани в ярком мареве чудесного, сказочного города…».

Ответ: _________________________.

В.8. Установите соответствие между фамилиями представителей культуры и характером их деятельности. К каждому из 4-х элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент из обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д). Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания

В.9. Установите соответствие между фамилиями исторических личностей и их принадлежностью к течениям общественной мысли. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания

  ФАМИЛИИ   ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ТЕЧЕНИЯМ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
1) В.И. Ленин А) Анархист
2) И.В. Киреевский Б) Декабрист
3) П.А. Кропоткин В) Славянофил
4) Ф.М. Достоевский Г) Петрашевец
    Д) социал-демократ

 

1 2 3 4
       

В.10. Прочтите отрывок из записок Н.А. Греча о царствовании одного из российских императоров и назовите этого императора.

«Царствование его может делиться на следующие периоды: 1) от вступления на престол до Аустерлица; 2) от Аустерлица до Фридланда; 3) от Тильзита до начала Отечественной войны; 4) от начала Отечественной войны до Троппаусского конгресса … и 5) от Троппаусского конгресса до кончины его. В эти периоды характер и действия его изменялись чувствительным образом».

Ответ: ____________________.

В.11. Установите соответствие между именами деятелей культуры и сферами их творчества.

 

Имена деятелей культуры

 

Сферы творчества

1)

М.С. Щепкин

А)

композитор

2)

Н.В. Гоголь

Б)

литературный критик

3)

В.Г. Белинский

В)

писатель

4)

М.И. Глинка

Г)

актёр

 

 

Д)

художник

1

2

3

4

 

 

 

 
           

 В.12. Прочтите отрывок из записок декабриста Розена о событиях 14 декабря 1825 г. и напишите фамилию участника движения декабристов, о котором идет речь.

«Две тысячи солдат и вдесятеро больше народу были готовы на все по мановению начальника. Начальник был избран... он был всегда муж правдивый, честный..., на которого можно было положиться. Не знаю, отчего он не явился в назначенный час в назначенное время?!... Согласен, что он потерял голову, могу назвать его жалким в этот день, но подлости, измены в нем не допускаю».

Ответ: ___________________________.

В.13. Какие три события из перечисленных ниже относятся к царствованию Александра II? Укажите цифры, под которыми эти события указаны.

1) создание губернских, уездных земств
2) у

Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.