Причины социального и психологического характера — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Причины социального и психологического характера

2020-12-06 126
Причины социального и психологического характера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Успешность педагогической работы на сегодняшний день будет за­висеть от того, как будут решены вопросы сдерживания и предупреж­дения отклоняющегося поведения, которое охватывает и становится свойственным огромному количеству молодых людей.

Проблема предупреждения отклоняющегося поведения, как прави­ло, обостряется в кризисные периоды состояния общества. В такой ситуации несовершеннолетние оказываются самыми социально не­устойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убежде­ний, не умея различать истинные жизненные ценности от мнимых, ис­кусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негатив­ные тенденции общественного развития.

 

Глава 1. Понятие о девиантном поведении

 

В педагогической литературе под девиантным поведением понима­ется отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства соци­альных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и само­реализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, соверша­емых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм (В. В. Ковалев, 1979), либо как ошибочный антиобщественный обра­зец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благо­получию, окружающим и себе. Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, при­нятых в данном обществе.

 

Глава 2. Причины

Практическая потребность в изучении причин девиантного поведе­ния школьников и особенностей их воспитания и коррекции поведе­ния велика. Рассмотрим основные из них.

 

Глава 4. Признаки девиантного поведения

На сегодняшний день большая часть признаков девиантного пове­дения отмечается большинством специалистов-практиков как важная характеристика отклоняющегося от нормы поведения, а отдельные при­знаки оцениваются как несущественные. Это, в частности, лживость, табакокурение, раннее начало половой жизни, срыв уроков, прогулы, которые становятся настолько распространенными в современных образовательных учреждениях, что перестают служить критериями отклонения поведения от нормы.

 

Формы работы

 

При работе необходимо включение трудных детей в работу спортив­ных секций, музыкальных, танцевальных кружков и объединений по интересам, должны быть разработаны специальные меры по включе­нию их в общественную жизнь, где они смогли бы проявить себя и свою инициативу. Однако те конкретные виды работ, которые под этим под­разумеваются, вряд ли могут быть так охарактеризованы. Это участие в уборке класса, сельхозработах, ремонте мебели и школы, походы, работа в тренажерных залах. Эти формы деятельности стали уже тра­диционными много лет назад, и реорганизация их с тем, чтобы они ста­ли привлекательными, особенно для девиантных детей, требует нема­лой изобретательности.

Во многих учебных заведениях проводятся диагностическое отсле­живание состояния детей и подростков, выявление детей «группы рис­ка», психологические консультации для детей и родителей, групповые занятия в форме тренингов, игр.

Менее распространенной формой является использование вариа­тивных форм обучения — классов коррекции, классов выравнивания, обучения по индивидуальным планам. Практически, к сожалению, не используется обучение «трудных детей» в разновозрастных группах, хотя, как показывают исследования, это весьма эффективный способ организации обучения именно для такой категории детей.

И, наконец, скорее исключением, нежели правилом, является созда­ние групп взаимопомощи из самих подростков, широко используемых в зарубежных школах и имеющих большой эффект.

Заключение

 

Девиантное поведение проявляется как отклонения от общеприня­тых культурных образцов, либо не причиняющие слишком большого вреда окружающим, как, например, в случаях нарушений норм этике­та и прочих элементарных поведенческих стандартов, либо направлен­ные своим деструктивным потенциалом в первую очередь против са­мих субъектов девиаций. Носителями этих отклонений могут быть как представители молодежи, находящиеся на различных стадиях неза­вершенной социализации, либо паразитарные социальные элемен­ты — бродяги, бомжи, профессиональные нищие и т. п.

Социальная опасность девиаций заключается в их способ­ности создавать предпосылки для возникновения более серьезных и вредоносных форм асоциального поведения. Поэтому в ряде случа­ев девиации причисляются к противоправным деяниям и подлежат нормативному контролю со стороны органов правопорядка и соответ­ствующих отраслей законодательства.

Проблема предупреждения отклоняющегося поведения, как прави­ло, обостряется в кризисные периоды состояния общества. В такой ситуации несовершеннолетние оказываются самыми социально неус­тойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Ча­сто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различать истинные жизненные ценности от мнимых, искус­ственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.

 

 

Список использованных источников:

 

1. Кондратенко В. Г. Девиантное поведение у подростков. — Минск, 1988.

2. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской пато­психологии: Учебное пособие. — Ростов н/Д, 2000.

3. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под редакцией А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. — М, 2002.

4. Пятницкая И. Н. Злоупотребление алкоголем и начальная ста­дия алкоголизма. — М.,1988.

5. Рожкова М. И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением.

6. VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Обра­зование в России: медико-психологический аспект» // Материа­лы конференции. — Калуга, 2003.

 

 

Введение

 

Успешность педагогической работы на сегодняшний день будет за­висеть от того, как будут решены вопросы сдерживания и предупреж­дения отклоняющегося поведения, которое охватывает и становится свойственным огромному количеству молодых людей.

Проблема предупреждения отклоняющегося поведения, как прави­ло, обостряется в кризисные периоды состояния общества. В такой ситуации несовершеннолетние оказываются самыми социально не­устойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убежде­ний, не умея различать истинные жизненные ценности от мнимых, ис­кусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негатив­ные тенденции общественного развития.

 

Глава 1. Понятие о девиантном поведении

 

В педагогической литературе под девиантным поведением понима­ется отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства соци­альных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и само­реализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, соверша­емых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм (В. В. Ковалев, 1979), либо как ошибочный антиобщественный обра­зец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благо­получию, окружающим и себе. Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, при­нятых в данном обществе.

 

Глава 2. Причины

Практическая потребность в изучении причин девиантного поведе­ния школьников и особенностей их воспитания и коррекции поведе­ния велика. Рассмотрим основные из них.

 

Причины социального и психологического характера

Наиболее общей причиной социального характера, как ни странно, является от­ношение общества к подросткам. Проблемы подросткового возраста и трудных подростков возникли только тогда, когда общество стало рассматривать подростков как особую группу людей и наделять их особыми правами.

Среди причин психологического и социального характера традици­онно выделяют:

1) дефекты правового и нравственного сознания;

2) содержание потребностей личности;

3) особенности характера;

4) особенности эмоционально-волевой сферы.

Как правило, трудности в поведении подростка объясняются соче­танием результатов неправильного развития личности и неблагопри­ятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспи­тания. В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности ученые называют незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайше­го окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценно­стей группы, к которой он принадлежит. Кроме того, отклоняющееся от нормы поведение у подростков зачастую является средством са­моутверждения, протестом против действительности или требова­ний взрослых.

В возрасте 13-17 лет подростки и молодежь очень подвержены вли­янию «своих» групп. Так, среди причин, побудивших ребенка попро­бовать наркотики, чаще всего называется желание не отстать от ком­пании, быть как все. Одной из основных причин психологического характера многие исследователи называют низкую самооценку детей, особенно подростков. Самооценка, т. е. оценка человеком своих воз­можностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требователь­ность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Среди причин социального характера одной из самых распро­страненных является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок. Развиваясь асоциально в неблагопо­лучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности, даже если они противоречат принятым в обществе, для ребенка они — наибо­лее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной соци­альной среде.

Причиной может стать и социально благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. Если у ребенка, воспитан­ного в такой среде, не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может преступить принятые в обществе нормы поведения сначала в виде протеста про­тив своих условий жизни, а затем нарушать закон с целью повышения своего уровня жизни (кражи, махинации и т. д.). Причиной может быть и социально, и материально благополучная среда. При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах со взрослыми ребенок, воспитывающийся в благополучной атмосфе­ре, может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать ее законам и нормам.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.