Рефлексивно-перцептивные способности, умения и навыки — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Рефлексивно-перцептивные способности, умения и навыки

2020-12-06 204
Рефлексивно-перцептивные способности, умения и навыки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Следует понимать, что навыки формируются через многократное повторение, благодаря которому создаются нейронные связи, отвечающие за бессознательное освоение и отсутствие контроля. К ним можно относить всё то, что человек делает без регуляции: подносит ложку ко рту, чистит зубы, завязывает шнурки.

Перцептивные навыки отражают свойства и характеристики предмета, уже встречаемого человеком в жизни. Благодаря этому возникает ощущение автоматизации.

Идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия в управлении психологией

Идентификация (от лат. Identifigare— отождествлять). В социальной психологии идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности. Через идентификацию дети усваивают нормы поведения, эмоциональные состояния, мораль значимых окружающих, используя их в качестве эталона. Важной особенностью процесса идентификации является то, что на первых порах он происходит независимо от сознания ребенка и не контролируется в полной мере родителями и воспитателями. Данное обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за качество их личности.
Идентификация позволяет одному человеку «поставить» себя на место другого. Что проявляется в виде погружения, перенесения себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека и позволяет усваивать личностные смыслы этого человека.
Идентификация может иметь двойное воздействие на развитие личности: с одной стороны, формирует способность к установлению положительных отношений с людьми, с другой — может привести к растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивидуального. Противоположностью идентификации является обособление (индивидуализация). Обособление дает возможность общающимся сохранить свою индивидуальность. Через обособление развиваются ответственность и самостоятельность, вместе с тем, обособление может привести к эмоциональной холодности.
Очень близка к идентификации — эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание).

Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение — вчувствование в переживания другого человека. Отличительной особенностью эмпатии от других механизмов познания является низкий уровень рефлексии. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько почувствуется. Способность к эмпатии не является постоянной, как правило, она возрастает с увеличением жизненного опыта. Реализация эмпатии предполагает принятие партнера по общению в качестве безусловной ценности. Следует отметить, что эмпатическое понимание составляет тяжелую нагрузку для психики. На развитие эмпатии большое влияние оказывают детско-родительские отношения. Очень важно удовлетворение ребенка в эмоциональном контакте. Например, согласно данным английских и американских психологов в семьях, где родители поощряют выражение эмоций у своих детей, понимают их чувства, принимают участие в их делах, проявляют максимум доверия, тепла и любви, разъясняют им нравственные нормы, воспитывают моральные чувства, дети отличаются высоким уровнем развития эмпатии. И наоборот, ребенок, не получающий в семье удовлетворения потребности в самоутверждении, характеризуется низкой способностью к сочувствию и эмпатии.
Аттракция (от фр. attraction — привлечение, притяжение) — понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Понимание партнера по общению возникает в результате появления привязанности к нему, дружеского или интимно-личностного отношения.
Формирование аттракции происходит следующим образом. Всякий сигнал, поступающий к человеку через его органы чувств, может исчезнуть без следа, а может сохраниться, в зависимости от его значимости и эмоционального заряда. Эмоционально значимый сигнал, «минуя» сознание, остается в сфере бессознательного. В этом случае человек, оценивая свое отношение к другому человеку, констатирует, что общение было приятным, а собеседник — человек к себе располагающий.
Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять и осознавать то, как он воспринимается партнером по общению. Рефлексия это уже не просто познание другого, но знание того, как другой понимает меня.

Субъективно-переживаемы и «объективные» трудности общения. Первичные и вторичные трудности общения.

Трудности общения

Трудности и дефекты общения, о которых пойдет речь, наблюдаются именно в личностном (неформальном) общении, не деловом, когда решаются профессиональные трудовые задачи в процессе совместной деятельности. В основном трудности возникают вследствие неумения раскрыться, поверхностности контакта, отсутствия потребности в общении и проявляются во невнимании к партнеру, равнодушии или снисходительности.     

Среди терминов, обозначающих трудности общения, выделяют: коммуникативные и психологические барьеры, нарушения, дефекты, сбои, расстройства, помехи и трудности. В свою очередь В. Н. Куницына предлагает выделить три основных понятия: нарушения, трудности и барьеры общения. Вообще помочь человеку преодолеть трудности возможно, считает В. Н. Куницына (вслед за Б. Г. Ананьевым), лишь при условии знания механизма формирования его отношения с людьми, его социального и эмоционального опыта контактов в значимой группе[1].

Трудности неформального общения, в отличие от коммуникативных барьеров[2], сопровождаются нервно-психическим напряжением. Они различаются:

  • 1) по степени нервно-психического напряжения;
  • 2) типу ситуаций, в которых имеют тенденцию возникать;
  • 3) степени влияния на успешность общения[3].

В. Н. Куницыной была предложена классификация трудностей межличностного неформального общения по их причинной обусловленности и содержательно-функциональным характеристикам:

  • 1) субъективно переживаемые трудности, не всегда проявляющиеся в конкретном социальном взаимодействии и неочевидные для партнера. К ним относятся: социальная неуверенность, робость, застенчивость, неумение установить психологический контакт;
  • 2) объективные трудности, т.е. трудности, обнаруживающие себя в условиях непосредственных контактов и снижающие успешность процесса общения и удовлетворенность его протеканием. Объективные трудности вызваны объективными и в общем устранимыми причинами, это трудности:
    • – коммуникативного характера, связанные с психофизиологическими особенностями личности, полнотой владения вербальными и невербальными средствами общения;
    • – коммуникабельного (социального) характера, связанные с владением нормами, правилами психологической культуры

Согласно определению В. Н. Куницыной, застенчивость это свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения. Оно проявляется в состоянии нервно-психического напряжения и отличается разнообразными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания[7]. Не стоит путать застенчивость со стыдом, так как стыд является специфической эмоцией в ситуациях социальной тревожности, которая проявляет себя определенным образом.

По данным исследований, застенчивость часто проявляется в юности и коррелирует с нейротизмом (особенно часто у мужчин). Застенчивым людям легче контактировать с младшими по возрасту, чем со старшими и более компетентными людьми. При общении застенчивые люди чаще слушают, чем говорят сами. Трудности в общении приводят таких людей к замыканию в себе и, как следствие, к одиночеству и невозможности создать семью.

В качестве основных факторов, способствующих формированию застенчивости, специалисты называют:

  • 1) порядок рождения детей – дети, рожденные первыми, более нуждаются в поддержке и имеют более низкое самоуважение. "Вторые" дети более эффективно обучаются межличностным умениям: вести переговоры, убеждать, расположить к себе, находить компромисс и пр.;
  • 2) система воспитания в семье – как правило, к "первым" детям родители предъявляют больше требований и уделяют меньше внимания. "Вторые" дети очень долго считаются "маленькими", которым нужно уступать и пр. "Вторые" популярнее в играх и дружбе со сверстниками, менее застенчивы;
  • 3) застенчивость родителей – свое поведение дети строят по образцу поведения родителей (реже брата или сестры), поэтому, как показывает практика, у застенчивых родителей чаще бывают застенчивые дети[8].

По мнению ученых, застенчивость следует рассматривать: 1) как процесс – она усиливается или ослабевает под влиянием личных воздействий, имеет временны́е характеристики и определенную интенсивность. Так, выделяют категории людей от "очень застенчивых" (несвободны и нераскованны в общении) до "незастенчивых" (свободных в общении). Между этими полюсами находится группа "ситуативно застенчивых". В особую группу выделяют людей, которые чрезмерно свободно общаются, при этом навязчивы и бесцеремонны, – это "беззастенчивые"; 2) как состояние – она сопровождается нарушениями вегетативной и психомоторной сфер, речевой деятельности, эмоционально-волевых и мыслительных процессов, рядом специфических изменений самосознания (напряженностью); 3) как свойство личности – она связана с переживанием психологического дискомфорта, стабильными трудностями в установлении контактов, пониженными самоуважением и адаптивностью, повышенной сенситивностью в контактах (до отчужденности и чувства одиночества)[9].

Следует различать возрастную и ситуативную застенчивость как разновидность социальной застенчивости, так как причинами ее возникновения являются разнообразные социальные факторы. Она одна из немногих видов застенчивости, которые поддаются коррекции вплоть до полного преодоления при благоприятных обстоятельствах (удачный брак, профессиональный успех, физическое и нервно-психическое здоровье и пр.).

Личностная застенчивость в своей основе имеет генетическую предрасположенность и неблагоприятные социальные влияния. Она гораздо сложнее поддается коррекции, при этом существует необходимость в помощи специалистов.

В своих исследованиях Ф. Зимбардо и П. Пилконис выявили негативные последствия крайней степени застенчивости[10].

  • 1. Застенчивость способствует социальной изоляции и тем самым полностью или частично лишает человека радости общения и социальной (эмоциональной) поддержки.
  • 2. Человек оказывается уязвимым в стрессовых ситуациях из-за неразвитости навыков социального взаимодействия.
  • 3. Не имея опыта искреннего и откровенного общения, застенчивые люди склонны думать о себе как об ущербных, не подозревая, что другие также могут испытывать смущение. В результате у них складывается неправильное представление о социальном поведении.
  • 4. Застенчивость не позволяет другим людям положительно оценивать достоинства человека, которому она свойственна. Иногда смущение расценивается как замкнутость, отчужденность, высокомерие, зазнайство, скрытность.
  • 5. Застенчивость удерживает человека от того, чтобы выражать свое мнение и отстаивать свои права.
  • 6. Застенчивость, как правило, сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревожности и депрессии, она углубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.