История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-12-06 | 91 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1) активная умственная деятельность учащихся (коллективный поиск для решения проблемы)
2) целенаправленная работа над развитием у детей лингвистического отношения к слову и предложению;
3) осознание существенных и несущественных признаков понятия;
4) включение нового понятия в систему ранее изученных;
5) раскрытие сущности связи языковых категорий в процессе изучения новой категории;
6) наглядное изучение понятия (таблицы, схемы)
Задачи и содержание обучения орфографии в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Русская орфография представляет собой определенную систему, которая регламентирует написание значимых частей слова или отдельных слов. Эта регламентация осуществляется с помощью орфографических: правил, основанных на фонетических (как слышится, так и пишется), морфологических (часть слова всегда пишется единообразно независимо от того, как произносится), исторических (слово пишется так, потому что это традиция) законах языка.
Наибольшее, количество правил группируется вокруг морфологического принципа, который является ведущим в русском правописании и охватывает более 70% орфограмм. Кроме морфологического принципа орфографические правила опираются на фонетический и исторический принципы, регулируют раздельное, слитное и дефисное написание слов, определяют перенос слов со строки на строку, упорядочивают употребление прописных букв.
1. Развитие навыка фонетически правильного письма
Фонетические написания основаны на соответствии письма и произношения (как слышится, так и пишется).
Освоение процесса письма требует достаточной сформированности ряда психофизических компонентов, в частности, акустического, речедвигательного, зрительного и моторного. Кроме того, большое значение в акте письма имеет умение сохранять внимание на протяжении длительного времени. У детей с ТНР все эти компоненты развиты недостаточно, что приводит к трудностям формирования навыка письма.
|
Школьники допускают самые разные ошибки, которые носят дисграфический характер: замены букв, пропуски, перестановки, вставки, пропуски и перестановки слогов.
Развитие навыка фонетически правильного письма ведется по двум основным направлениям:
1. развитие фонематического анализа и синтеза
2. компенсаторная опора на дополнительные анализаторы (речедвигательный, зрительный, моторный)
Развитие фонематического анализа и синтеза включает в себя следующие основные виды работ и приемы:
1. Формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа. Здесь большое внимание необходимо уделять упражнениям на звуковую дифференциацию: выработку умения повторять сходные слоги и слова вслед за учителем (па-ба-па, ба-па-па), самостоятельно воспроизводить оппозиционные структуры (учитель произносят мя, ученик — ма и наоборот), сравнивать слова, отличающиеся одним-двумя звуками (мошка — мышка, мишка — миска, шла — ушла — ушли), подбирать слова на заданный звук, комбинировать их из данных букв, наращивать буквы до целого слова, заменять одну букву другой для получения нового слова, называть каждую букву в слове перед его записью, выкладывая при этом фишки.
2. Выполнение упражнений в звуковом анализе обязательно сопровождается беседой, в ходе которой учитель уточняет, как соотносит ребенок произнесенный звук и букву, как характеризует звук (звонкий и глухой, твердый и мягкий), как понял он произведенную им замену одного звука на другой («В слове кот замени звук [т] на [м]. Что получилось? Чем отличаются слова кот и ком?). Эта работа предупреждает механический характер выполнения упражнений, способствует развитию навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Для того чтобы процесс работы был более интересным, учитель может использовать игровые приемы, например «Живые буквы» (дети получают буквы и строятся с ними так, чтобы из них получилось слово), «Что видел зайка?» (зайка указывает картинку, ученик называет слово и его буквенный состав, за что получает фишку), «Рассыпанные буквы» и др.
|
3. Не менее важно для облегчения детям сложного для них процесса звуко-буквенного анализа и синтеза использовать различные наглядные опоры (условно-графические схемы)
4. Полезно организовывать наблюдение за изменением положения органов артикуляционного аппарата, когда эти изменения хорошо просматриваются (в произношении слов мыл, сыр, сом и др.).
Компенсаторная опора на дополнительные анализаторы (речедвигательный, зрительный, моторный). Подключение их осуществляется за счет использования специальных приемов и разных видов заданий:
1. Орфографическое проговаривание слов по слогам, усиливающее речевые кинестезии и активизирующее деятельность речедвигательного анализатора. Усиление поступающих сигналов от движения органов артикуляционного аппарата в кору головного мозга способствует накоплению в памяти артикуляционных образов слов.
2. Опора на зрительный анализатор. В качестве основных видов упражнений здесь можно назвать зрительно-предупредительный диктант, письмо по памяти, таблицы «дежурных слов», рассчитанные на зрительное восприятие их в течение недели. При использовании зрительно-предупредительного диктанта дети прочитывают предложение, разбирают орфограммы, проговаривают слова по слогам и воспроизводят их по памяти при закрытом тексте. Письмо по памяти — более трудоемкий вид упражнения, но и более действенный, так как школьники получают установку сохранить в памяти зрительные образы слов на больший промежуток времени, чем в зрительном диктанте. Дети дома заучивают текст, а в классе воспроизводят его на орфографической пятиминутке. Работа с «дежурным» словарем, который находится все время перед глазами ученика, будет эффективной, если один раз в течение недели (без объявления дня) учитель обязательно предлагает школьникам записать по памяти все слова, которые были на таблице или наборном полотне.
3. Для формирования навыка зрительного контроля и умения сличать написанное на доске и в тетради полезны задания на взаимопроверку тетрадей, а затем и на самопроверку.
|
4. Большое значение для освоения грамотного письма имеет процесс списывания, когда включается в деятельность моторный анализатор. Школьники учатся соблюдать следующий порядок работы:
· прочитать слово и осмыслить его;
· еще раз прочитать слово и проговорить его по слогам;
· записать слово, проговаривая его по слогам с несколько утрированным артикулированием каждого звука и соотнесением звука с буквой;
· проверить написанное с записью на доске или в книге. Наиболее сложными для детей операциями являются третья и четвертая. Для отработки умения записывать слова с проговариванием (а именно этот путь соответствует естественному процессу письма любого человека) можно сохранить на некоторое время шепотное произнесение, постепенно заменяя его на проговаривание про себя.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!