Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-12-06 | 72 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Связная речь является наиболее сложной стороной речи. Она характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей. Различают два вида экспрессивной формы речи: диалогическую и монологическую речь.
Диалог — это подготовленный или неподготовленный разговор собеседников (простые, часто неполные предложения, своеобразный порядок слов, внеязыковые (экстралингвистические) факторы: мимика, жест, общая ситуация, эмоциональный настрой и др., которые вместе с репликами собеседников создают дополнительные условия для продолжения разговора).
Монолог является более сложным видом речевой деятельности, чем диалог. Он не поддерживается репликами, поэтому требует сильных внутренних мотивов для продолжения речи. Для того чтобы быть понятным слушателям, монологическое высказывание должно строиться логично, развернуто, последовательно.
Результатом речевой монологической деятельности является текст. Лингвисты характеризуют его с точки зрения смысловой цельности и языковой связности.
Цельность текста, т.е. его тематическое единство. Оно проявляется в заголовке, отражающем предмет высказывания или коммуникативную цель, которую преследует автор; в смысловой и временной логике изложения событий, в завершенности структурных частей (начало, основное содержание, конец); в специальном отборе слов, связанных с темой.
Связность устного речевого сообщения достигается за счет использования лексико-грамматических и интонационных средств. К ним относятся: местоимения, местоименные наречия, союзы и союзные слова, частицы, видо-временные формы глаголов (морфологические средства); порядок слов, вводные слова, неполнота предложений, актуальное членение (синтаксические средства); повторы отдельных лексических единиц, фразовые синонимы (лексические средства); различные виды интонации (фонетические средства). Включение в текст этих языковых средств цементирует предложения, делает их взаимозависимыми, тесно связанными друг с другом.
|
Типы высказываний:
Повествование — это сообщение о событиях и явлениях, развертывающихся во времени. Эти тексты имеют сюжет, действующих лиц, экспрессивно-эмоциональную окраску.
Описание, как правило, не имеет сюжета и действующих лиц. В нем дается перечисление ряда признаков, присущих предмету, явлению, событию. В художественном описании, в отличие от научного, широко используются образные средства языка. Это придает описанию определенный эмоциональный настрой.
Рассуждение — наиболее «строгий тип» текста. В нем развивается и доказывается определенная мысль. По своей структуре и лексико-грамматическим средствам текст-рассуждение приближается к научному стилю речи.
В разделе «Работа над связной речью» на основе обогащения и уточнения словарного запаса и практического овладения предложением ведется работа по овладению учащимися смыслом высказывания, развитию навыков и умений в точном выражении мысли, умения устанавливать последовательность действий в рассказе, выявлять причинно-следственные отношения.
Программой предусматривается овладение разными формами речи (диалогической (разговорной) и монологической), видами (устной и письменной), а также различными ее типами, или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждение).
Вначале учащиеся усваивают диалогическую (разговорную) форму речи. Основную роль берет на себя учитель, затем под его руководством школьники учатся самостоятельно составлять диалог. Ведущим приемом обучения становится беседа. Тематика бесед на первых порах непосредственно связана с восприятием детей, их живыми впечатлениями, трудовыми и учебными процессами (подготовительный, I классы). Тематика приводится в программе.
|
На последующих этапах обучения (II—III классы) необходимо учить вести диалог не только в пределах наглядной ситуации, но и переходить к таким ее формам, которые черпают свое содержание из конкретных представлений детей.
Наряду с диалогической (разговорной) речью у школьников формируются умения в построении развернутого целостного и связного (монологического) высказывания.
В I классе ученики должны уметь составлять 3—5 предложений, объединенных общей темой, научиться понимать и выделять смысловые ориентиры текста.
В последующих классах устные высказывания детей постепенно должны становиться все более развернутыми, включающими 20—30 слов. Школьники учатся строить высказывания на учебно-бытовую тему, давать описание хорошо известных предметов, передавать содержание картин сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно, используя план, а потом и без него. Необходимо следить, чтобы самостоятельность детей все время возрастала.
На первых порах преобладают упражнения по созданию текстов по образцу (изложение), а затем — собственных текстов на основе увиденного, прочитанного, услышанного.
Пересказ содержания картин, прочитанных или прослушанных текстов подготавливает детей к самостоятельному изложению своих мыслей, наблюдений.
Для того чтобы речь детей была связной, необходимо учить их самостоятельно отбирать слова, синтаксические конструкции предложений, которые наиболее точно передали бы замысел высказывания, использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение для выделения наиболее важных слов, несущих смысловую нагрузку, разнообразные межфразовые средства для связи предложений и перехода от одного предложения к другому.
С этой целью необходимо учить детей распределять свое внимание между содержанием и формой высказывания, требовать от них логически обоснованных и правильных в языковом отношении высказываний.
В школьной практике используются такие виды связных устных высказываний: развернутые ответы на вопросы; пересказ прочитанного; устное словесное рисование; короткий отзыв о прочитанной книге; составление рассказа по картинкам на основе имеющегося опыта, по опорным словам, по заданной теме, по заданному началу и концу; описание наблюдаемого объекта, явления.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!