История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-12-06 | 66 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Этот психосоциальный портрет не претендует на роль последнего и завершающего вывода, он скорее лишь вычерчивает некий профиль психического вампира как посетителя психотерапевта.
Какие же особенности ему присущи?
1. Даже если это человек определенного достатка, его взаимодействия с материальными средствами своеобразны.
2. У него формируется особая фиксация на деньгах. Деньги же сами по себе — всегда больше, чем деньги. Это прежде всего Символ. Довольно мощный и насыщенный символ власти, силы, независимости, обладания — то есть всех качеств, которые отсутствуют у невротического вампира и к которым последний так экспрессивно стремится в своих фантазиях.
3. Неблагополучный в семейном и интимном планах. Это и тот, который не любит, и тот, которого не любят. Его семья искажена и уродлива, атмосфера ее насыщена напряженностью, душевной спертостью и дискомфортом. Вряд ли здоровый индивид будет долго жить вместе с таким субъектом, скорее всего он разорвет отношения или невротизируется сам. Это хорошо заметно в тех ситуациях, когда нормальные дети вынуждены существовать под опекой родителей, у которых в той или иной мере проявляются патологические комплексы.
4. Невротический вампир — фигура инфантильная, то есть психологически незрелая. Подобный инфантилизм развивается
по механизму компенсации, которая призвана заместить реальную несостоятельность адаптационных систем личности. Если человек несостоятелен в своих попытках самоутверждения, он призывает на помощь фантазию, которая становится регулирующим аппаратом душевной деятельности и заполняет образовавшуюся пустоту. Отсюда развивается стремление к манипулятивным играм (их варианты достаточно подробно описаны Эриком Берном) и появляется тенденция к демонстрированию в своем поведении элементов детскости. К одним из таких элементов откосится и весьма характерное стремление к подражанию какому-либо герою, независимо от того, персонаж ли это фильма, книги или реальная фигура. Такая потребность в идентификации является психологической защитой, которая обеспечивает относительный уровень комфорта, хотя и нестабильного.
5. Аморфность, неструктурированность собственного Я. Для таких людей слово Я — абстракция, фикция. Вопрос «Как вы представляете свое Я?» они встречают недоумевающим непониманием. Я невротического вампира лишено формы, подобно тому как лишена формы речь лепечущего младенца.
Этот социально-психологический портрет был гениально выведен Достоевским в его великой и ужасающе откровенной галерее характеров. Продолжая эту аналогию, можно сказать, что невротические вампиры — это «бедные люди»-, а вампир — «человек из подполья».
Если на время отойти от метафор и вновь перейти к нашей схеме, то мы отметим, что эти люди соответствуют следующим характеристикам:
1. «Бедные люди» — неустроенность,
2. «Раскольников» — фиксация на комплексах власти и обладания,
3. «Человек из подполья» — терроризируют своих близких,
4. «Настасья Филипповна» —инфантилизм и страсть к играм,
5. «Герой „Белых ночей"» — мечтательность и прожектерство.
Данные социально-психологического обобщения позволяют нам нарисовать достоверную сетку поведенческих черт подобной категории людей:
1. Неспособные к самоадаптации и самоидентификации, они демонстрируют иждивенческие тенденции, проявляющиеся в стремлении найти человека, на которого можно было бы повесить свои проблемы. Таким образом, они нуждаются или в Покровителе, или в Учителе, который бы снабжал их своей силой, или своим опытом, или своими деньгами. Если с таким Покровителем не повезло в обыденной жизни, то его символ можно найти в облике Психотерапевта.
2. Аморфное, неоформленное Я толкает таких людей в пропасть между «да» и «нет», в которой они почти постоянно и пребывают. Не видя цели, они не могут выбрать конкретный путь. Постоянные метания от одной установки к другой порождают внутреннюю исступленность, напряжение, агрессивность или же, напротив, усугубляющуюся неуверенность, тревожность, которые в конце концов замыкают порочный круг.
3. Игровая компенсация собственной несостоятельности нередко надевает на таких субъектов маску знатоков человековедения. При встрече с вами они искренне могут полагать, что угадывают ваши тайные мотивы, побуждения или мысли и, как правило, такие, которые характеризовали бы вас с не лучшей стороны. В этом фантазматическом творчестве через маску «душеведа» и «знатока человеческой природы» прорывается, увы, всего лишь проекция. Иными словами, выдается желаемое за действительное. На самом деле невропаты-вампиры очень плохо разбираются в людях вследствие высокого уровня рефлективности собственной натуры.
4. Осознавание собственной неполноценности реактивно порождает тягу посплетничать, обсудить кого-нибудь за глаза. Причем такое «перемалывание косточек» происходит с величайшим эмоциональным подъемом и почти сладострастным воодушевлением.
5. Эти люди не могут отдавать ни в работе, ни в любви, но они постоянно стремятся брать, проявляя все те же иждивенческие, инфантильные импульсы.
Из этих особенностей в конце концов и формируется механизм, который на уровне поведенческом реализуется в невротический вампиризм.
Теперь, когда, как я полагаю, явление обрисовано в целом, наступает момент для его исследования более пристального и детального.
Предыдущие мои выводы предполагали утверждение о доминировании в человеческом поведении фактора пищевой активности как причины, обусловливающей это самое поведение, в какой бы форме оно ни проявлялось. Однако, исходя из принципа причинно-следственной связи, мы вынуждены здесь так или иначе согласиться с неизбежностью вопроса — Почему? А почему, собственно, пищевое вожделение, инстинкт поглощения управляет нашими поступками и взаимоотношениями?
В данном случае подобный подход подразумевает наличие некоего мотива, такого, который по отношению к указанному являл бы в свою очередь причину.
В связи с этим я сделаю ссылку на некоторые постулаты психономики.
Все есть энергия (2).
Жизнь человеческая есть борьба за обладание энергией (3).
Исходя из данных положений, мы приобретаем шанс в значительной степени прояснить ситуацию. Теперь нам становится понятным влечение к поглощению, то есть проявление тотальной пищевой активности. Оно вытекает из желания обладать. Обладание же создает впечатление и ощущение собственной власти. Но зачем человеку власть? Наблюдая за нравами, можно сказать, что одни к ней стремятся маниакально, другие проявляют умеренный к ней интерес, иные вовсе не озабочены тем, чтобы властвовать. Однако внешность, в том числе и такая, как поведение, обманчива. Помимо индивидуальных особенностей и личностных качеств, существуют определенные категории, которые для всех людей универсальны и едины. Нельзя, к примеру, утверждать, что организм одного человека состоит из клеток, а тело другого их лишено. Анатомия и физиология являют собой общий принцип жизнедеятельности любого человека. Психодинамика человеческого бытия, несомненно, также лишена какой-либо индивидуальности и являет собой законы, одинаково распространяющиеся на всех людей. Стремление к власти как принцип психодинамический присуще любому и каждому, хотя и проявляется в разных формах. Кто-то это стремление реализует в политике, другой — в искусстве, третий — в семье — ряд можно продолжать сколь угодно долго, пока не исчерпается весь перечень тех областей и ситуаций, в которых проявляет себя человек.
Логично возникает следующий вопрос: «Для чего нужна власть?»
Ответ столь же прост, сколь и очевиден: «Власть является доказательством наличия силы».
Сила же представляет собой подтверждение того, что человек жив.
Необходимость подобного подтверждения возникает в силу явного осознавания или смутного ощущения базовой программы, определяющей цель существования как отдельной особи, так и общества в целом, — программы выживания (4). Подобная программа является той, про которую можно сказать, что она единственная среди прочих принципов демонстрирует общность предписаний человека и мира, существующего независимо от него. Иными словами, в данной смысловой точке сходятся человеческое и не-человеческое. Ибо если говорить об основной цели вселенной, то придется также и прежде всего говорить о выживании.
Выделяя соотношение звеньев в прорисованной нами причинно-следственной цепочке, мы получаем устойчивую последовательность:
ВЫЖИВАНИЕ — СИЛА — ВЛАСТЬ — ПОГЛОЩЕНИЕ — БОРЬБА.
И в этой борьбе люди ведут себя по-разному. Одни актуализируют собственные возможности и тем самым следуют магическим путем.
Мое понимание магии восходит к изначальному значению этого слова. С латыни magus переводится как могущий. Следовательно маг — это тот, кто, расширяя поле своих возможностей (то есть способностей мочь), создает результаты, проявляемые как трансформации личной силы. Эти люди успешны, они пребывают в гармонии со Вселенной и согласии с собой.
Наличие среди людей иного склада предполагает и реализацию иных установок. Если человек не magus, то его средства обретения и реализации силы предполагают использование манипулятивных приемов, призванных сознательно или неосознанно нанести ущерб другому с целью захвата и поглощения его энергии. Представитель такого типа питается чужой жизненной силой и потому со всей очевидностью и вполне обоснованно может быть назван вампиром.
Каким же способом проявляются те, кого мы так называем?
Простая, но вполне реалистическая классификация позволит нам определить характерные стигматы, присущие вампирическому влиянию.
ВАМПИРЫ
1. Поведенческого склада — провоцирование раздражения, хитрость, вовлечение в свои проблемы, перекладывание собственных обязанностей на других.
2. Экстрасенсорно-энергетического склада — оккультно-магические и экстрасенсорные методы.
По критерию сознательности вампиры могут разделяться на:
а) сознательных.
б) несознательных.
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!