Социальное партнёрство во Франции: специфика, современное состояние и уроки для России — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Социальное партнёрство во Франции: специфика, современное состояние и уроки для России

2020-12-06 288
Социальное партнёрство во Франции: специфика, современное состояние и уроки для России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В итоге сложилась устойчивая модель социальной организации.   

Пенсионное страхование

В основной базовой схеме пенсионного обеспечения возможен досрочный выход на пенсию, действует система надбавок супругам, имеющим не менее трех детей, и супругу, на иждивении которого находится другой, не имеющий собственной пенсии. Кроме того, существует возможность наследования пенсионных прав, а также возможность трудоустройства после выхода на пенсию.

В рамках основной системы также возможно получение пенсии при продолжении трудовой деятельности. В этом случае продолжающий работать пенсионер должен уплачивать со своего заработка так называемый взнос солидарности в фонд страхования по безработице, 10—15 % которого уплачивает сам работающий, а 5 % — работодатель. Исключением является ситуация, когда размер получаемой пенсии и заработка меньше гарантированного минимума заработной платы.

Дополнительные системы

Кроме основных во Франции существуют обязательные дополнительные системы социального страхования, функционирующие на основе межпрофессиональных национальных соглашений. Большая часть обязательных дополнительных систем страхования по старости сосредоточена в рамках двух фондов. Первый (Ассоциация режимов дополнительных пенсий — ARRCO) охватывает всех наёмных работников и финансируется за счёт обязательных взносов предпринимателей (4 % фонда заработной платы) и наёмных работников, уплачивающих 2 % с заработной платы.

 Второй фонд (Всеобщая ассоциация пенсионных учреждений — AGIRC) осуществляет обязательное пенсионное страхование руководящих служащих и управленческих работников. Размер взносов в систему AGIRC составляет 12 %, из которых 8 % приходится на работодателей и 4 % на наёмных работников. Если в основных системах пенсионного обеспечения размер пенсионных выплат, как правило, не превышает 50 %, то в рамках дополнительных пенсионных систем он составляет около 20 % заработка, что существенно повышает общий доход пенсионеров.

Социальные пенсии

Наряду с системой трудовых пенсий во Франции существует также система социальных пенсий. Их выплата гарантируется государством независимо от характера и продолжительности профессиональной деятельности. В отличие от пенсионеров, получающих трудовую пенсию, «социальные» пенсионеры обладают рядом льгот, таких, как бесплатная юридическая помощь, освобождение от налога на жильё и земельного налога, бесплатное телефонное обслуживание и др. Финансирование системы социальных пенсий производится через фонд солидарности по старости, доходы которого формируются из средств, поступающих от взимания всеобщего социального налога в размере 2,4 % любых доходов, а также за счёт части акцизов и пошлин на алкогольные и безалкогольные напитки. В случае недостатка средств фонда на выплату пенсий возможно устранение дефицита из средств государственного бюджета на основании соответствующего решения парламента.

Медицинское страхование

Французская система медицинского страхования подразделяется на несколько отдельных систем, различающихся по профессиональному признаку. Наиболее крупной, охватывающей более 80 % населения, является общая система медицинского страхования (Regime general d`assurance maladie). Наряду с ней существуют другие более мелкие страховые режимы для работников отдельных профессиональных групп и отраслей. Таковы система страхования для государственных служащих и работников сельского хозяйства (около 9 % населения), страхование для самостоятельно занятых работников (6 %), а также более мелкие системы медицинского страхования наёмных работников различных профессиональных групп (горняков, железнодорожников, моряков и др.). Медицинское страхование включает медицинские, стоматологические, фармацевтические, а также больничные расходы. При этом имеются в виду не только расходы самого застрахованного, но и других лиц: супруга или супруги застрахованного, а также согласно закону и сожительницы (или сожителя), если она (он) финансово зависит от застрахованного лица. Кроме того, правом на медицинское обслуживание пользуются и дети застрахованного до достижения возраста 20 лет, а также совместно проживающие родственники, ведущие с ним домашнее хозяйство.

Страхование по безработице

Французская система страхования по безработице базируется на коллективных соглашениях между организациями работодателей и наёмных работников. Во Франции существуют два крупных фонда страхования по безработице, управляемые на паритетных началах представителями трудящихся и предпринимателей: Национальный союз содействия занятости в промышленности и торговле (Union national pour l`employ dans l`industrie et le commerce — UNEDIC) и Союз содействия занятости в промышленности и торговле (Association pour l`employ dans l`industrie et le commerce — ASSEDIC). Первая организация отвечает за финансовые вопросы и функционирование всей системы страхования по безработице. Кроме того, в её компетенции находятся мероприятия по профессиональной реабилитации безработных, а также профессиональное обучение и переквалификация. Вторая организация управляет страховыми счетами, отвечает за поступление взносов, а также за выплату пособий по безработице. Наряду с этими двумя учреждениями во французской системе страхования по безработице действует также ещё одна организация — Национальное агентство занятости (Agence Nationale pour l`Emploi — ANPE), в круг задач которого входит оказание содействия в поиске работы, информирование о состоянии ситуации на рынке труда и оказание услуг по профессиональной ориентации. С 1 января 2009 года ANPE и ASSEDIC реорганизовались в одну единую структуру — POLE-EMPLOI.

Условия предоставления пособия

Право на пособие в рамках социального страхования по безработице возникает при наличии ряда условий:

-безработица не может быть вызвана увольнением по собственному желанию для получения пособия безработный должен быть зарегистрирован на бирже труда, где он подписывает так называемый «план содействия для возврата к занятости», в котором определяются как права и обязанности самого безработного, так и обязанности службы занятости;

-обязательным документом является специальный проект личных действий, в котором определяются действия безработного по поиску работы;

-предпосылки трудоспособности, активного поиска работы, а также наличия необходимого страхового стажа в течение как минимум 4 месяцев за последние 18 месяцев, которые предшествовали окончанию трудового контракта.

 

В системе обеспечения по безработице во Франции выделяются два основных вида пособий, выплата которых зависит от определённых предпосылок. Первый вид — это пособие, выплата которого увязана с такими обстоятельствами, как наличие страхового стажа и выплата страховых взносов в течение определённого времени. Эта часть системы строится на общих страховых принципах. Второй вид — так называемое пособие солидарности (помощь по безработице), предназначенное для безработных, не имеющих право на страховое пособие.

 

Российские профсоюзные активисты ставят вопрос, что ценного во французском опыте социального партнёрства можно было бы перенять? Предлагают обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, государству следует всеми силами и способами развивать социальный диалог в России и, если так можно сказать, «выращивать» влиятельных и дееспособных социальных партнёров.

Не следует бояться сильных профсоюзов. Наоборот, нужно опасаться их слабости. Диалог выстраивается тогда, когда есть организационные структуры, отражающие интересы и мнения тех или иных социально-профессиональных групп населения. То же относится и к бизнесу.

Конфликты труда и капитала были и будут, вероятно, всегда. Также как всегда между ними существовала взаимная заинтересованность. Главное заключается в том, чтобы вовремя замечать нарастающие конфликты, уметь их канализировать и предлагать пути их разрешения.

Во-вторых, важно наладить напрямую социальный диалог бизнеса и профсоюзов. При участии государства, конечно. Но в качестве одной из сторон. Самостоятельность социальных партнёров – это свидетельство их зрелости и одновременно ответственности, способности принимать решения. В идеале государство должно не подменять и подминать под себя социальных партнёров, а выступать в качестве арбитра, равного, хотя и главного партнёра.

 

В этом плане, представляется, интересным французский опыт, когда без предварительных консультаций с социальными партнёрами не принимается законодательные решения в социальной сфере. Это, конечно, не гарантирует от социальных конфликтов (яркий пример – упоминавшееся ранее принятие пенсионной реформы во Франции осенью 2010 г.), но, несомненно, позволяет лучше учитывать мнения и интересы, как трудящихся, так и бизнеса.

 

В-третьих, заслуживает внимания и детального анализа французский опыт организации и управления системой социального страхования на паритетных началах – представителями профсоюзов, работодателей и государства (это, кстати, одна из форм социального партнёрства). На наш взгляд, эта система должна быть отделена от бюджета страны, в силу хотя бы того, что выплаты по социальному обеспечению и страхованию – это не государственные деньги (как зачастую у нас считается), а общественные, формирующиеся за счёт взносов наёмных работников и их работодателей. Хотя, понятно, без субвенций (порой весьма существенных) со стороны государства здесь не обойтись. Но всё-таки путать общественные деньги с государственными нельзя. Это принципиально разные вещи. Без прозрачности финансирования системы социального обеспечения невозможно создать эффективно работающего социального государства, также как и трудно определить уровень солидарности в обществе.

 

В-четвёртых, не стоит уповать на то, что «невидимая рука» рынка, в том числе и рынка труда, сама как-нибудь приведёт представителей бизнеса и трудящихся за стол переговоров. В эти «либеральные сказки» уже давно никто не верит. Западу на отладку механизмов социального партнёрства потребовалось чуть ли не столетие. У нас временной ресурс явно ограничен. Поэтому требуется чёткая программа формирования социального партнёрства, определение тематики переговоров и сроков их проведения. Без поступательного и упорного продвижения к поставленным целям дело развития социального партнёрства в России вряд ли будет успешным.

ВОПРСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

Социальное партнёрство во Франции: специфика, современное состояние и уроки для России

В основе французской модели социальной политики лежит принцип профессиональной солидарности, предусматривающий существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наёмными работниками и предпринимателями.

Социальная защита сформировалась в первые послевоенные десятилетия при непосредственном участии государства и профсоюзов и является одним из вариантов модели социального страхования Бисмарка, которая доминирует на Европейском континенте.

 Однако часть схем социального страхования, действовавших до 1945 г., с особыми условиями страхования была сохранена из-за отказа их участников присоединиться к общей системе. В итоге с начала своего возникновения французская система социальной защиты имела характер компромисса между британским и немецким методом социального обеспечения.

Последние два десятилетия во Франции были связаны с процессом пересмотра масштабов, форм организации и финансирования социальных программ. Причины были обусловлены изменениями макроэкономических, демографических и социальных условий: низкими темпами экономического развития, старением населения, увеличением нагрузки на трудоспособное население, а также значительной долей государственных расходов в ВВП на социальные программы

Важно отметить, что история взаимодействия «труда и капитала» во Франции, как, пожалуй, мало ещё в какой стране, представляет собой череду острых социально-классовых конфликтов, напряжённости, нередко перераставших в революции. Хотя причины последних, разумеется, выходили за узкие рамки социально-трудовых отношений.

Такая специфика определяется особенностями развития французского капитализма, национальной психологии (вспыльчивость, соседствующая с вечным недовольством и сомнением), политической культурой, наконец, повышенной ролью государства в жизни общества. Обычно во Франции в таких случаях упоминают, что все эти традиции восходят ещё ко временам Кольбера - знаменитого министра Людовика XIV, прославившегося активным строительством государственных мануфактур.

Здесь уместно напомнить, что рабочее движение во Франции долгое время было слабо организовано. Профсоюзы получили законодательный статус поздно – в 1886 г. В годы своего рассвета (межвоенный период, «славное послевоенное тридцатилетие») их численность едва превышала 25% от числа наёмных работников. К этой характеристике нужно добавить ещё идеологическую и организационную раздробленность профсоюзов, сохраняющуюся до сих пор. Кроме пяти «репрезентативных профсоюзов» (CGT, CFTC, CFDT, CGC, FO) в настоящее время имеется ещё примерно столько же влиятельных профцентров. Правда, процент охваченных профсоюзами наёмных работников в среднем по стране в настоящее время составляет 6-8%, в общественном секторе - более 20%. (Для сравнения аналогичный показатель в Скандинавских странах и Германии – 60-80%). Однако слабая численность профсоюзов раньше – да и теперь в целом тоже – компенсировалась боевитостью и нацеленностью на конфронтацию (это было свойственно в особенности ВКТ – в прошлом самому мощному профцентру, связанному с Французской Коммунистической партией). Довольно меткое, на наш взгляд, определение идеологии французских профсоюзов дал в своё время Мишель Рокар (премьер-министр страны в конце 80-х гг. и первый секретарь ФСП в начале 1990-х), заметив, что она является «смесью прудонизма с якобинством».

Что касается характеристики «визави» профсоюзов по социальному партнёрству – организаций французских предпринимателей, то здесь также имеется своя историческая специфика. В целом не склонные к поиску социальных компромиссов, не желая рисковать (что свойственно французам и по настоящее время) и руководствуясь принципом «произвести поменьше и продать подороже», французские предприниматели организовали свои первые союзы также поздно – в 1919 г. Характерно, что до сих пор предпринимателя (работодателя) во Франции называют «патроном», а союзы работодателей «патронатом», видимо, подсознательно подчёркивая важность политики «патернализма», которая долго лежала в основе индустриальных отношений во Франции. В настоящее время репрезентативными союзами работодателей во Франции являются три организации: МЕДЕФ, Всеобщая конфедерация малых и средних предприятий (CGPME) и Профессиональный союз ремесленников (UPA).

Отмеченная выше конфронтация и слабость социального диалога предопределили своеобразную конфигурацию трёхстороннего социального партнёрства во Франции, в котором доминирующую роль играет государство. Неудивительно, что до 70% социального законодательства страны имеет не договорную, а законодательную основу. Государство выступает зачастую в качестве примирителя двух враждебных сторон, неспособных договориться. Всё это выглядит довольно парадоксально: в стране есть все необходимые институты социального партнёрства, включая органы рабочего представительства и третейские (трудовые суды), с 80-х гг. систему обязательного заключения ежегодных коллективных трудовых договоров на низовом уровне, практику участия работников в прибылях предприятий (основа деголлевской концепции содружества «труда и капитала»), но все участники социального партнёрства постоянно жалуются на его дефицит и придумывают меры для его оживления.

Неуклонный рост дефицита бюджета социального обеспечения выявил настоятельную необходимость реформирования системы социальной защиты. Поэтому с 1993 г. французское правительство приступило к осуществлению реформ.

Новая социальная политика предусматривала прежде всего снижение социальных расходов, частичную приватизацию социальной сферы, реорганизацию социального обеспечения на страховых принципах и изменение приоритетов в политике занятости. Помимо общей для Европы проблемы кризиса «государства всеобщего благосостояния», дополнительным импульсом для частичного сокращения широкомасштабных социальных программ стала необходимость соответствия Маастрихтским критериям интеграции. (Маастрихтские критерии (критерии конвергенции) — финансово-экономические показатели страны, необходимые для вступления в еврозону. По этим критериям оценивается жизнеспособность финансовой системы, уровень цен и стабильность валютного курса. Цель критериев — обеспечить сбалансированное функционирование экономического и валютного союза. Данные критерии были введены Договором о Европейском Союзе (Маастрихтским договором) 1992 г., провозгласившим программу строительства Экономического и валютного союза и перехода к единой европейской валюте.)

Следует подчеркнуть, что в отличие от других экономически развитых стран Евросоюза, где в этот период доминировали идеи сокращения регулирующей роли государства в экономике, реформирование социальных структур во Франции сопровождалось усилением влияния государственной власти в управлении системой социальной защиты.

В этом плане правление президента Саркози не стало исключением. Проведение масштабных реформ, напрямую затрагивающих интересы наёмных работников и бизнеса, было невозможно без привлечения к их обсуждению социальных партнёров, а также представителей гражданского общества. К тому же с мая 2004 г. исполнительная власть взяла на себя своего рода «торжественное обязательство» не предлагать законодательных инициатив в социальной области без предварительного их обсуждения с социальными партнёрами.

С подачи советника президента по социальным вопросам Раймона Суби в практику вошло регулярное проведение «социальных саммитов» - трёхсторонних встреч профсоюзов, бизнеса и представителей государства во главе с президентом с периодичностью 3-4 встречи в год. За исключением 2009 г., когда глава государства провёл порядка десяти встреч с социальными партнёрами по вопросам антикризисной политики.

Характеризуя состояние социального партнёрства в стране, президент Саркози в ходе новогодних поздравлений в начале января 2010 г. отмечал, что «за последний период нашей социальной истории не было ещё столь интенсивного и продуктивного социального диалога». Такая оценка основывалась в частности на том, что большинство крупных социальных законов в ходе правления шестого президента Пятой республики принималось после заключения соответствующих соглашений между социальными партнёрами. Это принципиальный момент. Так, закон от 25 июня 2008 г. «О модернизации рынка труда» был принят по следам договорённости, достигнутой между бизнесом и профсоюзами 11 января 2008 г. «Эпохальный» закон от 20 августа 2008 г. «О модернизации социальной демократии и реформе рабочего времени» опирался на соглашение между социальными партнёрами от 9 апреля 2008 г. По аналогичной схеме прошло также утверждение закона «О профессиональной ориентации и переобучении». Он был принят 24 ноября 2009 г.

Упомянутые выше законы имеют важное значение для Франции. В особенности закон, касающийся модернизации социальной демократии. Ведь он ни много, ни мало изменил принципы и критерии репрезентативности профсоюзов, принятые ещё в 1966 г., а также порядок заключения коллективных трудовых соглашений. Если раньше в качестве репрезентативных фигурировали пять профсоюзов, то отныне репрезентативность признаётся за любыми профобъединениями, получившими не менее 10% голосов на выборах в комитеты предприятий или профделегатов на низовом уровне, и 8% - на отраслевом и национальном уровнях. В свою очередь коллективные договоры вступают в силу, если они заключены одним или несколькими профсоюзами, получившими не менее 30% голосов на профсоюзных выборах и в случае не возражения со стороны других профсоюзов.

Естественно, что закон вызвал неоднозначную реакцию профсоюзов – его одобрили только два самых крупных влиятельных профцентра, другие не без основания увидели в нём угрозу своей маргинализации. Учитывая эту обеспокоенность, законодатели пошли на компромисс - новые критерии представительности профсоюзов вступили в силу с отсрочкой, только с 2013 г.

 

В целом можно сделать вывод, что во время президентства Саркози социальное партнёрство во Франции, несмотря на сложную обстановку, вызванную мировым финансовым кризисом, сохранило положительную динамику. И работодатели, и профсоюзы, судя по всему, проявили ответственность и взаимопонимание.

Об этом говорит и значительное число межпрофессиональных коллективных договоров: в 2009 г их число достигло 24. Правда, успех в социальном диалоге, достигнутый за три года правления неголлистов, был основательно подпорчен серьёзным конфликтом властей с профсоюзами в ходе принятия пенсионной реформы осенью 2010 г. Многочисленные консультации, уступки со стороны правительства не вызывали ответного отклика со стороны профцентров. Политического взрыва удалось избежать, но надежды на установление «безоблачных» отношений между социальными партнёрами во Франции по примеру Скандинавии пока вновь себя не оправдали.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.