Профилактика буллинга в школе. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Профилактика буллинга в школе.

2020-12-06 216
Профилактика буллинга в школе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кратко о буллинге

Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем в школах и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит
к эскалации агрессии и насилия в группе и в школе, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.

Буллинг - травля, повторяющаяся агрессия по отношению
к определенному субъекту, включающая в себя принуждение и запугивание. Может проявляться в физическом насилии, угрозах, вербальной агрессии, унижении. Норвежский исследователь буллинга Дэн Олвеус определяет буллинг как стереотип взаимодействия в группе, при котором человек
на протяжении времени неоднократно сталкивается с намеренным причинением вреда или дискомфорта со стороны другого человека
или группы людей в контексте «диспропорциональных «властных» отношений».

Буллинг - систематическое злоупотребление властью (силой)
со стороны человека или группы людей для подавления, унижения, оскорбления (Ригби, Росс, Смит). По определению И.С. Кона, буллинг - это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе [5].

Можно выделить некоторые особенности буллинга:

1) буллинг асимметричен – с одной стороны находится обидчик, обладающий властью в виде физической и/или психологической силы,
с другой - пострадавший, такой силой не обладающий и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц;

2) буллинг осуществляется преднамеренно, направлен на нанесение физических и душевных страданий человеку, который выбран целью;

3) буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает

здоровье, самоуважение и человеческое достоинство;

4) буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика
и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу),
где оно происходит;

5) буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита
и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.

При буллинге всегда есть жертва, которая не может себя защитить. Он всегда носит систематический характер.

По данным Организации объединенных наций, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растет (Всемирный доклад 2006 г. о насилии в отношении детей). В России ежегодно в среднем до 30% молодых людей подвергаются насилию в той или иной форме. Примерно пятая часть всех случаев насилия в отношении подростков и молодых людей совершается в системе образования.
По данным статистики детского телефона доверия, действующего с 2010 года во всех субъектах Российской Федерации, количество обращений по вопросу жестокого обращения с ребенком за последние пять лет выросло в 3,5 раза
(в 2010 г. — 4330 обращений; в 2014 г. — 15556; из них: в семье — 1800
и 6498, вне семьи — 843 и 2113, среди сверстников — 1463 и 5955 соответственно) Российским школьникам задавался вопрос о том, как часто они сталкиваются в реальной жизни с подобным поведением со стороны других людей, в том числе своих ровесников. Оказывается, что каждый
10-й российский ребенок подвергается буллингу чаще одного раза в месяц, при этом 6% детей подвергается обидам и унижениям либо каждый день, либо 1-2 раза в неделю, а 4% - 1-2 раза в месяц. В группу повышенного риска по частоте буллинга попадают дети 11 -12 лет: 28% детей этого возраста,
по меньшей мере, один раз подвергались обидам и унижениям за последние 12 месяцев. Обращает на себя внимание тот факт, что в России субъектов буллинга (обидчиков) в два раза больше, чем в среднем по европейским странам.

Российские школьники чаще, чем европейские сообщают, что проявляли агрессию лицом к лицу (соответственно 21% в России и 10% в Европе).
И те и другие гораздо реже признают, что вели себя агрессивно в Интернете (8% в России и 3% в Европе). Д. Ольвеус провел исследование частоты проявления буллинга в школе в зависимости от класса. Было выявлено, что буллинг наиболее распространен в начальной и средней школе. К 10-11 классам, по мере развития мозговых структур и способности
к саморегуляции, он постепенно сходит на нет (Рис.1). [11]

 

Рис.1

 

Признаки буллинга.

 

· Ученик на всех переменах один.

· Он всегда один выполняет задания в малых группах.

· Ученик приходит в класс в потрепанном виде: разорванная, испачканная одежда, синяки, ссадины – следы драки.

· Послушный ребенок вдруг начал опаздывать в школу или сидеть
в классе после уроков, чего-то выжидая.

· Стал хуже учиться.

· Стал хуже себя чувствовать (психосоматика).

· С кем-то из учеников никто не хочет сидеть.

· Группа детей стоят плотным кольцом, озираются, возбужденно
что-то обсуждают, чувствуется агрессия.

· Группа детей после уроков ждет кого-то на школьном дворе.

 

· Старшеклассники суетятся возле туалетов младших классов.

· В столовой кто-то покупает на свои деньги еду для другого.

· Те, кто сильнее физически или старше, постоянно «просят взаймы»
у младших детей или требуют дать позвонить по их телефону.

· Один ученик отбирает спортивную форму (кроссовки) у другого: «просит» поделиться. Ребенок просит деньги у родителей – якобы
в школе собирают на какие-то нужды.

Действия учителей

· Не игнорировать, не преуменьшать значение. Если в школе пришли
к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга
и появляется способность адекватно реагировать.

· Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную
и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам буллер также изменили свою позицию в отношении происходящего, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.

 

· Пригласить родителей для беседы. Если буллинг имеет место
в начальной школе, то особенно важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ними тревожные сигналы, свидетельствующие
о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.

 

· Программа шефства: система шефства старших школьников
над младшими создает коммуникативное пространство, способствующее более быстрому обнаружению случаев буллинга
и привлечению шефов к разрешению таких ситуаций.

 

 

План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:

1. Прямота. Называем проблему своим именем - это травля, гнобление.
Не стоит ходить вокруг да около, дети этого не любят. Объясните, что травля - это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже
на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы. Отношения стоит содержать
в чистоте так же, как лицо и одежду.

2. Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине
с агрессором или с учителями, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься,
а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.

3. Введение новых правил поведения и ответственность. Предложите альфам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за новшества. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции. Что касается изменений, то они могут коснуться досуга в свободное школьное
или внешкольное время.

4. Помощь специалиста. Пригласите психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.

 

Виды нападок:

• нападки на социальный статус (Ты гастарбайтер! Одни черные!);

• нападки на коммуникацию (Шепелявая!);

• применение насилия или угрозы его применения;

• нападки на социальные связи (отношения);

• нападки на внешность (Во, какие буфера!);

Наиболее распространенные акты буллинга:

• негативные разговоры о ком-то за его спиной;

• распространение слухов и лживых сведений;

• обзывание и придумывание обидных прозвищ;

• выставление в смешном виде;

• унижающие и обесценивающие взгляды и жесты;

• передразнивание;

• объявление глупым («дураком»);

• непозволение сказать свое слово, ответить;

• изоляция от остального классного сообщества (бойкот);

• отбирание, прятание, повреждение школьных принадлежностей и/или других вещей, одежды;

• необоснованные обвинения;

• пинки, удары;

• шантаж, вымогательство;

• сексуальные домогательства;

Прямой, активный буллинг

Основные действия:

• дразнить

• угрожать

• обесценивать

• оскорблять

• унижать

• компрометировать

• преследовать, причинять неприятности, мучить

Непрямой, пассивный буллинг

Основные действия:

• изолировать

• вредить репутации

• распространять слухи

• отбирать личные вещи и портить их

Особо жестокий буллинг

• Физическое насилие, заставляющее жертву страдать.

• Деяния, граничащие с уголовно наказуемыми

КРАТКО О СКУЛШУТИНГЕ

Скулшутинг – это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения.

За рубежом случаи стрельбы в школе известны с начала XX века. Еще в 1927 году в США в результате массового расстрела в школе города Бат погибли 44 человека, 58 получили тяжелые травмы. С тех пор подобные случаи получают свое распространение на территории всего мира, в том числе
и в России. Школа «Колумбайн» в США, в которой в 1999 году произошло самое громкое вооруженное нападение учеников на своих одноклассников. Этот случай получил широкий общественный резонанс. Тогда в результате стрельбы погибли 13 человек. К сожалению, у подростков, устроивших тогда стрельбу в школе, появились последователи, которые стали повторять такие страшные поступки.

Подростки наиболее подвержены влиянию, поэтому часто совершают поступки, аналогичные тем, о которых прочитали в книге или журнале, узнали из Интернета.

О чем нужно помнить

8 800 347 5000 - телефон службы поддержки для взрослых (каждый обратившийся, в том числе анонимно, сможет получить помощь психолога, который поможет понять детские проблемы и научит общению с ребенком)


Кратко о буллинге

Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем в школах и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит
к эскалации агрессии и насилия в группе и в школе, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.

Буллинг - травля, повторяющаяся агрессия по отношению
к определенному субъекту, включающая в себя принуждение и запугивание. Может проявляться в физическом насилии, угрозах, вербальной агрессии, унижении. Норвежский исследователь буллинга Дэн Олвеус определяет буллинг как стереотип взаимодействия в группе, при котором человек
на протяжении времени неоднократно сталкивается с намеренным причинением вреда или дискомфорта со стороны другого человека
или группы людей в контексте «диспропорциональных «властных» отношений».

Буллинг - систематическое злоупотребление властью (силой)
со стороны человека или группы людей для подавления, унижения, оскорбления (Ригби, Росс, Смит). По определению И.С. Кона, буллинг - это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе [5].

Можно выделить некоторые особенности буллинга:

1) буллинг асимметричен – с одной стороны находится обидчик, обладающий властью в виде физической и/или психологической силы,
с другой - пострадавший, такой силой не обладающий и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц;

2) буллинг осуществляется преднамеренно, направлен на нанесение физических и душевных страданий человеку, который выбран целью;

3) буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает

здоровье, самоуважение и человеческое достоинство;

4) буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика
и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу),
где оно происходит;

5) буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита
и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.

При буллинге всегда есть жертва, которая не может себя защитить. Он всегда носит систематический характер.

По данным Организации объединенных наций, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растет (Всемирный доклад 2006 г. о насилии в отношении детей). В России ежегодно в среднем до 30% молодых людей подвергаются насилию в той или иной форме. Примерно пятая часть всех случаев насилия в отношении подростков и молодых людей совершается в системе образования.
По данным статистики детского телефона доверия, действующего с 2010 года во всех субъектах Российской Федерации, количество обращений по вопросу жестокого обращения с ребенком за последние пять лет выросло в 3,5 раза
(в 2010 г. — 4330 обращений; в 2014 г. — 15556; из них: в семье — 1800
и 6498, вне семьи — 843 и 2113, среди сверстников — 1463 и 5955 соответственно) Российским школьникам задавался вопрос о том, как часто они сталкиваются в реальной жизни с подобным поведением со стороны других людей, в том числе своих ровесников. Оказывается, что каждый
10-й российский ребенок подвергается буллингу чаще одного раза в месяц, при этом 6% детей подвергается обидам и унижениям либо каждый день, либо 1-2 раза в неделю, а 4% - 1-2 раза в месяц. В группу повышенного риска по частоте буллинга попадают дети 11 -12 лет: 28% детей этого возраста,
по меньшей мере, один раз подвергались обидам и унижениям за последние 12 месяцев. Обращает на себя внимание тот факт, что в России субъектов буллинга (обидчиков) в два раза больше, чем в среднем по европейским странам.

Российские школьники чаще, чем европейские сообщают, что проявляли агрессию лицом к лицу (соответственно 21% в России и 10% в Европе).
И те и другие гораздо реже признают, что вели себя агрессивно в Интернете (8% в России и 3% в Европе). Д. Ольвеус провел исследование частоты проявления буллинга в школе в зависимости от класса. Было выявлено, что буллинг наиболее распространен в начальной и средней школе. К 10-11 классам, по мере развития мозговых структур и способности
к саморегуляции, он постепенно сходит на нет (Рис.1). [11]

 

Рис.1

 

Признаки буллинга.

 

· Ученик на всех переменах один.

· Он всегда один выполняет задания в малых группах.

· Ученик приходит в класс в потрепанном виде: разорванная, испачканная одежда, синяки, ссадины – следы драки.

· Послушный ребенок вдруг начал опаздывать в школу или сидеть
в классе после уроков, чего-то выжидая.

· Стал хуже учиться.

· Стал хуже себя чувствовать (психосоматика).

· С кем-то из учеников никто не хочет сидеть.

· Группа детей стоят плотным кольцом, озираются, возбужденно
что-то обсуждают, чувствуется агрессия.

· Группа детей после уроков ждет кого-то на школьном дворе.

 

· Старшеклассники суетятся возле туалетов младших классов.

· В столовой кто-то покупает на свои деньги еду для другого.

· Те, кто сильнее физически или старше, постоянно «просят взаймы»
у младших детей или требуют дать позвонить по их телефону.

· Один ученик отбирает спортивную форму (кроссовки) у другого: «просит» поделиться. Ребенок просит деньги у родителей – якобы
в школе собирают на какие-то нужды.

профилактика буллинга в школе.

 

Известно, что школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где учитель в курсе классных событий. При этом неважно, обладает педагог положительным авторитетом или тиранит детей. В первом случае
он может эффективно пресекать проявления насилия, опираясь на уважение
и любовь учеников. Во втором дети вынуждены сплотиться, чтобы противостоять давлению, на междоусобицы не хватает энергии.

· Помогают совместно созданные правила группы. Их можно выписать на отдельном плакате и повесить в классе. Но они не должны быть формальными. Группа и учитель постоянно мониторят их исполнение
и обсуждают, что еще нужно сделать, чтобы класс стал более дружным и сплоченным.

· Если что-то испортило репутацию ребёнка, педагогу нужно приложить силы, чтобы поднять авторитет, показать его в выгодном свете.

· Нельзя затягивать с мерами пресечения любых насмешек
над слабостями одноклассников, презрительных замечаний в их адрес.

· Дать проявиться детям (особенно непопулярным) в их дарах, помочь увидеть коллективу их полезность и ценность для всего класса.

· Не допускать при всём классе оценивать и обсуждать неблагополучные и личные качества ребёнка.

· Объединять класс совместными мероприятиями: поездки, участие
в школьных мероприятиях, часы общения, экскурсии, прогулки, игры
в перемену.

· Максимально включать весь класс в процесс работы, чтобы
не почувствовали не востребованными.

· Нельзя сравнивать способности между детьми.

· Проводить упражнения на совместную деятельность; учить давать отпор обидчикам, постоять за себя.

· Организовать внеурочную деятельность обучающихся (занятия
в кружках, секциях).

· Организовать дискуссии, игры-размышления, просмотр видеоматериалов и фильмов, демонстрирующих специфические проблемы молодежи (секс, наркотики, насилие), санитарно-просветительская работа.

Обучающиеся считают, что избежать травли в школе возможно, если вовремя заметят взрослые - 37; если жертва изменит своё поведение - 39; если наказать агрессора – 38. Буллинг неизбежен – 17 человек. По мнению школьников, пресечь буллинг в образовательной организации способны администрация, педагогический коллектив, родители, ученики.

Таким образом, на образовательные организации ложится ответственность за проработку и устранение проблемы буллинга,
что позволит сохранить психологическое здоровье учащихся и создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, а также гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.