Августовские народные праздники у славян — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Августовские народные праздники у славян

2020-12-06 157
Августовские народные праздники у славян 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Житнич, зарев, заревен, жнивень, густырь, разносол, вършен. Укр. – серпень, копень, хлібочол, жнивець, зоряничник.

1 августа (01.08/14.08)

Медовый спас, Маккавей. Называется Медовым, т. к. считается, что с этого дня пчёлы перестают носить медовую взятку с цветов. «Пасечники заламывают (подрезают) соты». Первые проводы лета.

2 августа (02.08/15.08)

Сеновал, Степан. К этому времени в лугах отрастала отава – «второе сено». Начинали косьбу: «Отава (осеннее сено) летнее прибережёт». Дни 2 – 6 августа считаются показателями погоды на сентябрь – январь.

3 августа (03.08/16.08)

Вихревеи, Малинник, Антон. Каковы Антоны-вихревеи, таков октябрь. Допрашивают вихри о зиме: берут нож и петуха, выходят на пересечение дорог, втыкают нож в перекресток и ждут вихрь.

4 августа (04.08/17.08)

Малиновка, Сеногной, Авдотья. Поспевает малина лесная. Последний сбор огурцов. Другое названия дня – Сеногной. Раньше скошенная трава на граблях сохла, а сейчас – сено в зародах сгорается, коли сметано впопыхах.

5 августа (05.08/18.08)

Житник, Евстигней. На Евстигнея жнивы заклинали на все четыре стороны, призывали Мать-сыру землю на помощь. По передаваемым из поколения в поколение правилам, жали всегда молча. Гадали о погоде в декабре.

6 августа (06.08/19.08)

Яблочный спас, Преображение. До яблочного спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот с этого дня, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.

7 августа (07.08/20.08)

День больных и сирот, Пимены-Марины. Полагалось потчевать больных и сирот яблоками, мёдом и пирогами. Ночи становятся прохладными. По аистам гадают об осени: «Если аисты готовятся к отлёту, осень будет холодной».

8 августа (08.08/21.08)

Ветрогон, Мирон (ранний). Наши предки говорили: «Ветер – Божие дыхание. Оно может быть тихим и сильным, добрым и жестоким.» Ветры, в особенности те, что вызывают смерчи, всегда были явлением таинственным.

9 августа (09.08/22.08)

Змеесос коров, Матфей. В этот день сушат зелень. День Матфея – змеесоса коров. Считают, что в этот день змей сосёт коров, поэтому их не выгоняют на паству.

10 августа (10.08/23.08)

Праздник мельника, Лаврентий. Почёт водяной мельнице. Первый сноп несут на мельницу, чтобы испечь первый хлеб и караваи из муки нового урожая. На Лаврентия день обычно тихий. Гадают о погоде по воде.

11 августа (11.08/24.08)

Козы, Василий, Евпл. Василий «овцам шерсть даёт» зимнюю. Полагают, что в ночь на мученика Евпла на могилах ходят разные привидения: слышны свист, вой, песни, и бегает белый конь.

12 августа (12.08/25.08)

Праздник огня, Фотя-поветенный. Фотя-поветенный хозяину покоя не даёт – на поветь зовёт. Надо было разобраться там, чтобы было куда убирать летнюю упряжь, соху, борону. С 12 августа возможны первые заморозки в воздухе.

13 августа (13.08/26.08)

Спасовские деды, Максим-исповедник. В этот день убиралются в погребах, проверяют, не завелось ли там гнили или сырости. В субботу перед Максимом-исповедником поминают предков.

14 августа (14.08/27.08)

Тиховей, Михей. День известен своими ветрами, по силе которых судят о предстоящей погоде. Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается. На Михея дуют ветры-тиховеи – к ведренной осени.

15 августа (15.08/28.08)

Спожинки, Дожинки, Большая пречистая, Успение. К середине августа заканчивается жатва, отсюда и название праздника – Спожинки. С этого дня вновь начинают водить хороводы. С Успенья солнце засыпает.

16 августа (16.08/29.08)

Хлебный спас, Ореховник. В старину говорили: «Первый Спас – на воде стоят; второй Спас – яблоки едят; третий Спас – на зелёных горах холсты продают», поэтому третий Спас ещё называли «Спас на холстах».

17 августа (17.08/30.08)

Вдовьи помочи, Мирон-ветрогон. В этот день было правилом пойти на вдовий двор и спросить, не нужно ли чем помочь. Не забывали о домах, где хозяина не было.

18 августа (18.08/31.08)

Лошадиный праздник, Флор и Лавр Лошадей по общему и неизменному правилу в этот день кормят в полную сыть и ни в коем случае на них не работают, даже на скачках седлать лошадей не принято.

19 августа (19.08/01.09)

Тепляк, Андрей Стратилат. В этот день отмечался южный ветер – тепляк. И, одабривая его, кивали на поле: «Хороши нынче овсы стоят». Когда тепляк распускал тёплые туманы – то косы ждать не заставляли.

20 августа (20.08/02.09)

Свекольница, Самойлин день. Наступает пора дергать свеклу, морковь. Свекольница – девкам невольница. Надобно своему огороду кланяться. В этот день «Самойло Пророк сам о мужике молится».

21 августа (21.08/03.09)

Льняница, Василиса. Судили-рядили крестьяне: не пора ли дергать лен? В прозелень лён выбирать – волокна не потерять. Мол, семя – оно и в снопах дозреет.

22 августа (22.08/04.09)

Огуменник, Потехи лешего, Агафон. Ночь под Агафона отличается, по поверью крестьян, проделками леших: «На Агафона леший из лесу в поле выходит», – бегает по сёлам и деревням, раскидывает снопы по гумнам.

23 августа (23.08/05.09)

Брусничник, Луппа. Луппа ходит. Рыжий мужик по спинам лупит. Нагнись – брусника поспела, шевелись – овёс в поле дошёл. Луппенские заморозки на овёс садятся, брусникой сластятся.

24 августа (24.08/06.09)

Заря тихая, Евтихий. Заря эта сентябрьская окликает будто всякого, кто в одиночку собирается в лес. В этот день то ли цветок какой по полянам катается, то ли огонь ожечь норовит, манит в глубокую чащу.

25 августа (25.08/07.09)

Грибовар, Замолотки, Тит. Тащит Тит в корзине последний гриб. Самый ядрёный, без червоточинки. Ягоды на столе – подспорье, грибы – снедь. Грибы грибами, а молотьба за плечами.

26 августа (26.08/08.09)

Овсяницы, Наталья-овсяница. С этого дня в одних местах начинают косить овёс, а в других оканчивается уборка овса. Поселяне в первый день покоса, скосивши пук овса, вяжут сноп, несут его с песнями в свои избы.

27 августа (27.08/09.09)

Рябинник, Пимен Первый поклон рябиннику. Птицы первыми лакомятся ягодами рябины. Милостива будет зима к крестьянину, если ягод на рябине останется много.

28 августа (28.08/10.09)

Скирдник, Савва. В эту пору идёт усиленный вывоз снопов, хлеб складывается в одонья, кладушки, скирды, спешат убрать его перед наступлением сентябрьского ненастья.

29 августа (29.08/11.09)

Полетовщик, Иван-постный, Головосек. Окончание мужицкого и начало «бабьего» лета. Строгий однодневный пост. «Репный» праздник отмечается без песен, но обильной едой и угощением нищих, бедных странников.

30 августа (30.08/12.09)

Свытник, День Александра Невского. До этого дня были оставлены на корню на ниве ячменные стебли. Был обычай завивать ячменные стебли со льняными да овсяными, заговаривать ниву на будущий урожай.

31 августа (31.08/13.09)

Журавлиное вече, Куприян. Журавли покидают родные Болота. Будто слышим из осеннего неба мы в сентябре: «Прощай, матушка-Русь, я к теплу потянусь». Это слово журавлиное, горькое.

              Особенности летних народных праздников.

 

Лето включает три календарных месяца: июнь, июль, август.

По гражданскому календарю лето приходит в 1-й день июня и продолжается 92 дня.

Включая подсезоны:

1-10 июня - Предлетье

11 июня - 5 июля - Начало лета (Пролетье)

6 - 26 июля - Полное лето

27 июля - 26 августа - Спад лета

27 - 31 августа - Начало осени.

 

По народному календарю молодое лето начинается с середины июня, когда полностью отцветают белая и лиловая сирень, раскрываются цветы рябины и шиповника.

Но летом «день на день не приходится, час на час не выпадает». Могут быть и заморозки, и проливные дожди. «Дождливое лето хуже осени». «Ранний дождь озолотит, а поздний разорит». «Красное лето никому не докучило». Лету соответствует священный камень рубин, напоминающий яркость и зной летнего солнца.

На лето приходятся православные праздники: Вознесение, Троица, Иванов день, Ильин день, Спас, Успение, Преображение;

посты: Петров пост и Успенский пост;

В народе говорят:

Лето пролежишь - зимой с сумой побежишь.

Лето бурное - зима с метелями.

Лето дождливое - зима снежная, морозная.

Лето сухое, жаркое - зима малоснежная, морозная.

Урожайное лето предвещает холодную зиму.

Хлебород - к суровой зиме.

Каково лето - таково и сено.

Сырое лето и теплая осень - к долгой зиме.

Летний день год кормит.

 

Июнь - (лат. Junius), назван по имени богини Юноны, супруги Юпитера, богини плодородия, повелительницы дождя и охранительницы брака. По другой версии, название месяца восходит к слову «юниор», что означает «юный», «более молодой».

Июнь — месяц лучистого солнца, самых длинных дней и белых ночей, светлейший месяц года — млечень. А еще июнь — песенный и благодатный месяц, хлеборост и скопидом, хлебородный, он копит урожай на весь год, богатит наш дом. Июнь и румянец года, и первотравье, и муравник. Время высоких трав и сенокосов, ярких цветов называли еще разноцветом, розником, земляничником.

Если в июне ночи теплые — к изобилию плодов.

Каков июнь — таково и сено.

Сильные росы — к плодородию, а частые туманы обещают урожай грибов.

Июнь (румянец). Разноцвет. Хлеборост. Хлебород. Скопидом. Изок. Чевень. Луний. Румянец года. Кресник.

В старину коренными русскими названиями были Изок и Червень. Изоком назывался кузнечик, насекомое, которых в июне в изобилии. Чевень от слова червец, червь. В это время появляется много червей. Часто июнь называют Кресником от слова креса - огонь, костер, который зажигают в ночь на Ивана Купалу.

 

На переходе от весны к лету отмечается Троица - поэтичный и радостный праздник. Седьмая неделя после Пасхи носит название "семиковой", "русальной", "зеленой", "гряной". Все дни недели считались праздничными, но особенно выделялись Семик - седьмой четверг после Пасхи, родительская суббота и Троица-Пятидесятница (50-й день Пасхи), воскресенье.

Троица представляла собой целый комплекс обрядов. По их обилию этот праздник сравним только с зимними Святками. Не случайно Троицу называли зелеными Святками.

По веселью она близка к Масленице. Троицкие обряды дошли до нас в древней, архаичной форме, многое в них относится к языческому прошлому Руси. Главный смысл троицких обрядов - в почитании земли, культе растительности, в желании передать человеку силу и мощь природы.

Троица - это девический праздник. Девушки шли в лес или на луг, плели венки, завивали березку. Завивали березку по-разному. Скручивали ветки вроде венка; заплетали косички, перевязывая иногда ветки лентами, пригибали ветки к земле, приплетали к траве. Потом приходили развивать венки - смотрели, сохранились они или развились.

Кумление у березок проходило так: две девушки-подруги подходили с двух сторон к завитому на березе венку (загнутым в форме кольца ветками) и троекратно целовались через него. Покумившиеся девушки становилась как бы кровными родственницами, обещали дружить всю жизнь.

Девушки плели венки из цветов, бросали их в реку и гадали по ним: чей венок пристанет к берегу, та останется в девках; чей уплывет, та выйдет замуж; чей потонет, та умрет.

Первый понедельник после Троицы отмечается как Духов день. В народе он воспринимался как продолжение и завершение троицких обрядов. Главным событием были "проводы русалки". Поэтому всю троицкую неделю, включая и понедельник, называли «русальной».

В эту неделю, по поверьям, русалки выходили из воды и бегали по полям и лесам, качались на деревьях, набрасывались на встречных и могли защекотать до смерти. Русалка - красивая бледная девушка с длинными распущенными волосами - душа утопленницы или детей, умерших некрещеными. Такое толкование образа русалки сложилось в более поздний, христианский период и было распространено в основном на Украине и пограничных с ней областях. В представлениях южных русских русалка нередко приближается к ведьме.

На Духов день приходился еще один очень древний обряд - это праздник Морены, а точнее, обряд "изгнания Морены из леса". Морена - это женский мифологический персонаж, дух леса, своего рода лесная русалка, хозяйка леса. По поверью, эта женщина-призрак, обладающая красотой и дьявольской силой, способная сбить с пути молодого неженатого человека, погубить молодое сердце. По сути Морена близка украинской Мавке. Сила ее может быть спрятана в стволе дерева, травах, даже в теле птицы.

На праздник Морены, как и Купалы, разжигают костры, но через них не прыгают. В этих кострах стараются сжечь как можно больше ветвей. Морена не купается в воде, не обливается, но она боится сильного огня, поэтому во время ночного празднования и поддерживают очень яркие костры. В обряде принимает участие только молодежь.

Обряд изгнания Морены заключает в себе и аграрную магию. Дело в том, что проводится он в период начала сенокоса. Морену просят, чтобы она не помешала сенокосу на лесных лугах и не послала дождь.

Июль - (лат. Julius, назван по имени Юлия Цезаря. До того - Quintilis). Славянские названия - липец (украинское название - липень), от времени цветения липы; сенозарник ("сено" и "зреть") и сеностав отражали созревание сена и укладку его в стога; Русское название "червень" происходит от старого русского слова "червленый", т.е. красный, красивый. Июль величают красой лета, его надеждой, середкой цвета. Называют его зеленым пиршеством года, месяцем душистых ягод, медовых трав, щедрым сладкоежкой, буйным, пышным и многоцветным.

Июль в народе зовут сеноставом, жарником, сенозарником, серпнем, прибирихой и страдником. Из-за частых ливневых дождей и гроз нарекли июль грозником и грозовиком. Неспроста в народе говорят, что июль молнии мечет, дубы калечит. Июль также косень и косач, сенокосник и сенокосец, зеленая страда и баловень внезапных и скоротечных дождей. Июль — центральный месяц лета, зенит тепла, краса светозарная. Об июле говорили в народе: коль июль на двор заглянул, пора серпы зубрить; жатва — время дорогое, никому тут нет покоя. С самой сильной жарой начинались зажинки, вязали первый, зажи-ночный сноп. Июль (страдень). Сенозарник. Сеностав. Страдник. Грозник. Грозовик. Серпень. Сенокосник. Косач. Червень. Липец. Вершина лета. Жарник. Сладкоежка. Ягодник. Макушка лета. Пик года. Румянец года. Земля-именинница. Краснолетье. Краса лета. Летняя межень. Середка лета. Перелом лета. Зеленое пиршество года.

На 7 июля (24 июня по старому стилю, день летнего солнцеворота) приходится православный праздник Рождества Иоанна Крестителя. На этот день выпадает важнейший календарный праздник славян - Ивана Купалы. С праздником Ивана Купалы связывают массу легенд, поверий, он отличается богатством обрядовых действий. Эта веха служила в народном календаре точкой отсчета множества примет, необходимых крестьянину в быту и работе.

Готовятся к празднованию Ивана Купалы еще 6 июля - на Аграфену Купальницу. С Аграфены начинают купаться, "закупываться". В этот день обливаются водой, особенно в ночь с 6 на 7 июля.

В этот день шли собирать травы, коренья для лечебных и знахарских целей. Накануне Ивана Купалы девушки гадали по травам. Собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно), клали на ночь под подушку, чтобы приснился суженый: "Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!" Утром проверяли: если трав оставалось двенадцать - это сулило замужество.

 

 

В ночь на Ивана Купалу гадали и по венкам. Венки бросали на воду, приговаривая:

 

Плыви, плыви, венок,

В тот уголок,

Где живет мой милый дружок.

 

В сторону какого села венок поплывет, оттуда и ждать жениха.

На заре самого праздника Ивана Купалы принято купаться, причем целебной считается не только вода, но и роса. На Ивана Купалу бегали по улицам с ведрами и обливали всех встречных.

Традиционно на Купалу разжигали костры, водили вокруг них хороводы, прыгали через них, отдавая дань очистительной магии.

Костры устраивали за селом, на высоком месте. Иногда обвязывали соломой старые колеса, поджигали их и спускали с пригорков в знак того, что день с этого времени начинает убывать.

Cуществует поверье, что именно в купальскую ночь, один раз в году цветет папоротник. Кто увидит это цветение, сорвет цветок и съест его, тот будет "знатоком", будет все знать и будет счастливым всю жизнь.

По поверьям, в Купальскую ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенно опасной вся нечистая сила - ведьмы, оборотни, русалки, водяные. Ведьмы собираются на Лысой горе в Киеве и празднуют там свою ночь, отбирают у коров молоко, портят хлеба; водяные стремятся утащить человека под воду; лешие заводят людей в чащу и т. д. Рассказывали и о чудесных явлениях, происходивших в ивановскую ночь с растениями. Широко бытовало поверье, что деревья в эту ночь разговаривают и даже переходят с места на место.

Лето продолжается, поспевает урожай.

С 21 июля, дня летней Казанской Богоматери, начинается подготовка к жатве. Первый сжатый сноп хранят особо, его называют именинником, с него начинают молотьбу, его соломой кормят скотину, его зерна целебны для людей.

- Август - (лат. Augustus). Название по имени римского императора Августа. Восьмой месяц в году. Название не русское; оно зашло к нашим отцам из Византии. Коренные, славянские названия сего месяца были другие. Другие названия: серпень (от слова «серп», время жатвы), зарев (от сияния зарницы), густарь (всего обильно, густо едят), женчь, жнейска, прашник, великсерпен, осемник (осьмой), госпожник, великомешняк, кимовец, коловоц, зорничник.

В зависимости от обычаев, на Зарев проводятся множество разнообразных обрядов (среди которых все три Спаса - яблочный, медовый, ореховый).

Август(жнивень) Густарь. Жнивень. Льнорост. Разносол. Густоед. Зарев. Зорник. Зарник. Серпень. Щедрый. Собериха. Припасиха.

Последний летний месяц, и с первых дней его начинает ощущаться приближение осени. Он был когда-то шестым по счету, затем, до 1700 года, - двенадцатым, последним перед сентябрьским Новым годом, а после петровской реформы стал восьмым. В Древней Руси его называли «зорником», чехи и словаки - «серпенем», сербы - «прашником» и «женчем». В этом месяце запасали еду на всю зиму, поэтому урожайный август, по пословице, кормил всю зиму. Лес щедро распахнул кладовые и спешит отдать свои дары.

Зарев, Зорник. Зарник - названия старорусские. Яркие, холодные зори, сияние зорниц. Присущи августу. Серпень - разгар жатвы.

2 августа отмечается Ильин день, день Ильи-пророка. "Илья грозы, держит и наводит". По поверьям, на Илью обычно бывают "воробьиные ночи", когда в течение всей ночи слышится оглушительный гром, мечутся молнии, все живое находится в страхе, особенно птицы, тяжело на сердце и человеку. По другим поверьям, "воробьиные ночи" - это очень короткие ночи - короче воробьиного хвоста. Так как на Илью бывали грозы, то в этот день не работали в поле, боясь, что грозный святой спалит урожай.

В августе вовсю идет уборка урожая, закрома наполняются зерном и плодами.

Наступает время Спасов. Первый спас - медовый, второй - яблочный, третий - ореховый, полотняный, хлебный.

На Успение (28 августа - по новому стилю) отмечался праздник окончания жатвы (дожинки). В эти дни раньше исполнялся древний обряд, связанный с почитанием земли-матушки. По завершении работ жнеи катались по ниве со словами:

 

Жнивка, жнивка,

Отдай мою силку:

На пест,

На колотило,

На молотило,

На кривое веретено!

 

 

Если сравнить праздники и обряды земледельческого года между собой, можно легко убедиться в том, что отдельные компоненты в них совпадают, повторяются некоторые действия и употребляются одни и те же ритуальные кушанья, существуют и устойчивые поэтические формулы. Такое использование одних и тех же элементов в разных обрядах объясняется замкнутостью годового цикла, подчинено объединяющей все действия и помыслы земледельца задачей вырастить и сохранить урожай.

 

Народный календарь. Лето

Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем. Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Ф. Тютчев.

I. Месяцеслов

Июнь

  • Фалалей–огуречник — 2-го.
  • Олёна–ранние росы — 3, иначе поздние овсы, леносейка.
  • Леонтий–огуречник — 5.
  • Феодосья–колосяница — 11.
  • Устин — 14.
  • Федор летний — 21 или Федор Стратилат.
  • Кирилл — конец весны, начало лету — 22.
  • Петров день — 25, ещё называют солнцеворот, капустник, рыболов.
  • Акулины–базы — 26, или другие имена: задери хвосты, гречушница, черные грачи.

Июль

  • Аграфена Купальница — 6-го.
  • Иван Купала — 7 или Иванов день.
  • Тихвинская — 9.
  • Самсон сеногной — 10.
  • Петров день — 12 или Петр и Павел.
  • Петровки — Афанасий Афонский — 18.
  • Прокопьев день — 21 или Прокоп–жнец, жатвенник.
  • Прокл–великие росы — 25.
  • Кирик и Улита — 26.

Август

  • Ильин день — 2-го.
  • Марья–сильные росы — 4.
  • Борис и Глеб — 6.
  • Анна теплая, летняя — 7.
  • Авдотья–малиновка — 14 или огуречница, медовый Спас, первый Спас.
  • Сеногной — 17 или Евдокия–огуречница, семь отроков.
  • Преображение или второй Спас — 19.
  • Успение — 28.
  • Третий Спас — 29.

Лето — рады ему и люди, и живность всякая, и растения.

В народном календаре лету отведено три месяца: от Еремея–распрягальника (13 июня) до Семёна–летопроводца (14 сентября).

,

II

Множество пословиц, поговорок, присловий, загадок и примет сочинил за века народ:

  • Не моли лета долгого, моли теплого.
  • Каково лето — таково и сено.
  • После дождя земля именинница.
  • Дождливое лето хуже осени.
  • Лето — припасиха, зима — прибериха.
  • Летний день за зимнюю неделю.
  • Перестоялась трава — ни сено, ни труха.
  • От заморозков свободен только июль.
  • Красное лето — зелёный покос.
  • Утренняя роса — добрая слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.
  • Летом ведро воды — ложка грязи.
  • Первый туман лета — верная грибная примета.
  • Лето сухое, жаркое — зима малоснежная, морозная.
  • Если летом на деревьях появляются желтые листья, — к ранней осени.
  • Вёдро колосит хлеба.
  • Отщебетали птицы — лето кончается.
  • Появились опята — лето отошло.
  • Заколосились яровые — кукушкина песня спета.
  • На прополку сзывает перепелка: «Подь полоть, подь полоть», — выговаривает она.
  • Пройди до солнышка два прокоса — не будешь ходить босо.
  • Стоит Егорка в красной ермолке, кто не пройдет, всяк поклон отдаёт (поспела земляника).
  • Июнь–скопидом копит урожай на весь год.
  • Знойный июнь — на боровики плюнь.
  • Взошли хлеба — не дивись, налились хлеба — не хвались, хлеба на току — про урожай толкуй.
  • Красное лето на Устина — красный налив ржи.
  • На Стратилата тепляк — пошли овсы наспех.
  • Южный ветер на Луку сулит урожай яровых, северо-западный ветер на Луку предвещает сырое лето.
  • Стратилат грозами богат.
  • Гроза на Федора — плохое сено.
  • На Кирилла земля отдаёт всю силу.
  • С Петрова дня солнце укорачивает свой бег, а месяц идёт на прибыль.
  • Почти всегда 7 июня гремят грозы.
  • День Аграфены — последний срок сбора лечебных трав.
  • Если Иван плачет, то Пётр смеётся.
  • Сильная роса в Иванов день — к урожаю огурцов.
  • Коли на Ивана просо в ложку, то будет и в ложке.
  • После Ивана не надо жупана.
  • На Иванову ночь звёздно — будет много грибов.
  • Корми меня до Ивана — сделаю из тебя пана (говорит пчела).
  • На Самсона дождь — семь недель сырости, или до бабьего лета мокро будет.
  • До Петрова дня вспахать, до Ильина заборонить, до Спаса засеять.
  • Ясно на Петров день — год будет хорошим, дождливо на Петров день — будет 40 дней ненастье.
  • С Петрова дня зарница хлеб зарит.
  • Пётр и Павел жары прибавил.
  • После Петрова дня не слышно соловья и кукушки.
  • Трава выросла густой — будет щедрое лето.
  • Если кукушка кукует после Петрова дня, то будет плохой урожай хлеба.
  • Июнь с косой по лугам прошёл, а июль с серпом по хлебам пробежал.
  • В июле во дворе пусто, да в поле густо.
  • Не топор кормит мужика, а июльская работа.
  • В цвету трава — косить пора.
  • Сбил сенозарник спесь, что некогда на полати лезть.
  • Зерно в колоске — не валяйся в холодке.
  • На Андрея озими в наливах дошли, а батюшка — овёс до половины дорос.
  • Роса косу точит.
  • На травах роса — легче ходит коса.
  • На Прокла поле от росы промокло.
  • На Казанскую черника поспела — поспела и рожь.
  • Жнут порою — жуют зимою.
  • Пророк Илья лето кончает, жито зажинает.
  • На Ильин день зима с летом борется.
  • Илья–пророк копны считает.
  • Пётр и Павел на час день убавил, а Илья–пророк два уволок.
  • Придёт Петрок — сорвёт листок, придёт Илья — отщипнет два.
  • На Илью до обеда — лето, после обеда — осень.
  • Придёт Илья — принесёт гнилья.
  • До Ильи мужик купается, после Ильи с рекой прощается.
  • Жатва — время дорогое, никому тут нет покоя.
  • Муха кусает до Ильина дня — питается, после Ильина — на зиму запасается.
  • На Марию сильные росы — льны будут серы и косы.
  • Анна припасает утренники.
  • Если утренник холодный, то и зима будет холодная, в утренник идёт дождь — зима будет снежная.
  • Август — густарь, разносол, собериха.
  • Август — каторга, да после будет мятовка.
  • В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять.
  • В августе серпы греют, а вода холодит.
  • Много мошек — готовь лукошек.
  • В первый Спас проводы лета, пчёлы перестают носить взяток.
  • Пришёл Спас — держи рукавицы прозапас.
  • У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и разнопогодица.
  • Если ветер с вихрями на Спаса — жди зиму снежную с морозами.
  • На второй Спас и нищий яблочко съест.
  • До Успенья пахать — лишнюю копну нажать.
  • Ласточки улетают в три Спаса.
  • С Успенья солнце засыпает.
  • На Успенье — огурцы солить, на Сергея (25 сентября) — капусту рубить.
  • Озимь сей три дня до Успенья и три дня после Успенья.
  • Если журавли полетят к третьему Спасу, то на Покров будет мороз, а не полетят, то зима придёт позже.
  • Иван Постный — осени отец крёстный.
  • Пошли августовские дожди — вот-вот грибов жди.
  • Не шуба греет, а хлеб.
  • Хлеб на стол, так и стол престол, а как хлеба ни куска, так и стол доска.

 

III. Народные приметы

Растения и животные не могли бы жить миллионы лет, не могли бы противостоять природе, не умей они предугадывать погодные изменения. Тут они преуспели не в пример человеку. Поэтому люди с особым доверием относятся к прогнозам животных и растений, поэтому народный календарь изобилует приметами.

Будет хорошая погода, если...

  • Коровы ложатся прямо на дворе.
  • Разворковались голуби.
  • Всю ночь заливался соловей.
  • Зимородок успешно охотится за мальками.
  • Ласточки высоко летают, мошкара топчется кучами, оживленно жужжат мухи, свадебные кучевые пляски устраивают комары.
  • Чайки в стаи собрались — тепло накричат.
  • Мелодично поёт зяблик.
  • Навозные жуки летают низко над землей.
  • Сильно стрекочут кузнечики.
  • Лягушки не вылезают из воды.
  • Жаворонки расхаживают по полям, выискивая насекомых.
  • Стрижи летают в вышине.
  • Паук располагает паутину колесом.
  • Выпала ранняя роса.
  • Кончики венчика чертополоха приняли горизонтальное положение.
  • Солнце вечером в тучу садится — завтра будет вёдро.
  • Ярко горят светлячки.
  • Свиньи чешутся.
  • Чайки садятся на воду.
  • Вечерний лес темнее поля.
  • В муравейнике ходы открыты, куча усыпана муравьями.
  • Коростели вечером дерутся.
  • Облака плывут высоко.
  • Плавно и величественно парят коршуны или журавли.
  • Радуга после дождя пологая и быстро пропадает.
  • Угли в костре вечером покрываются золой, тлеют тускло.
  • Звёзды мерцают зеленоватым светом.
  • Рога молодой луны ярки и приподняты кверху. Такой «серп» в народе называют «ковш не пролей воды». Тоже к хорошей погоде.
  • Дым столбом.

Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.