Шаблон (лекало) или деревянные шнарики различного профиля — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Шаблон (лекало) или деревянные шнарики различного профиля

2020-12-06 122
Шаблон (лекало) или деревянные шнарики различного профиля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Используются для зачистки и шлифовки изделий, создания нескольких одинаковых, ровных форм. Они изготовляются из дерева, пластмассы и других материалов размером не больше ладони. Могут иметь разнообразные конфигурации.

Гончарные иглы или шило с наконечником, используются для проделывания отверстий, разметки, насечек или надрезов, состоят из деревянной ручки с длинным металлически.

Петля предназначена для снятия с поверхности изделия лишней глины, отачивания ножки, выполнения углубления в основании изделия после того, как оно немного подвялится. Петельные приспособления могут быть разными.

               Особенности и приготовление глиняной массы.

От того как приготовлена глина зависит качество выполненной работы.

Глина должна иметь следующие особенности:

Глиняная масса должна быть средней жирности (смешение жирной и тощей глин, для облегчения формования изделия). Тощие глины - это глины с содержанием кварца. Они добавляются в жирную глину для уменьшения усадки готового изделия при сушке, избежания трещин в процессе обжига. Например, в Древнем Китае в качестве отощителя добавляли мелко нарезанную траву, которая сгорая оставляла характерные отпечатки на керамике; измельчённые раковины, рыбьи кости; мелко измельчённый шамот, от старой керамики; камыш, кварц и другие компоненты. Правильно и хорошо приготовленная глина облегчает работу мастера. Вытягивая изделие на гончарном круге, глина не должна оседать, ломаться и выдерживать массу. Кроме того, она должна позволять изменять форму с помощью осторожного лёгкого надавливания. Пластичность и плотность глиняной массы (легко изгибается, растягивается без разрыва).Для улучшения пластичности глины, обычно её долгое время выдерживают на отдельных участках под открытым небом в жару и в дождь. Содержание определённого количества воды. Большое количество воды делает глину мягкой - работы будут разваливаться, а недостаток жидкости делает глину твёрдой – трудно будет вытягивать, как бы замешивая тесто. Стараться избегать при этом замеса воздуха добиваясь однородной плотности. Задача заключается в том, чтобы освободить глину от газовых пузырьков и довести до мягкой консистенции.

Изучение работы на гончарном круге рекомендуется начинать с формы кринки, которая состоит из горловины, тулова, бортика (кромки или каёмки) и ножки Овладев умением, даёт возможность быстрее и качественнее выполнить другие более сложные формы сосудов, ваз, кувшинов.

 

Последовательность формирования изделия на гончарном круге

Центровка глиняной массы

Это один из самых сложных этапов. Он чем-то схож с процессом воспитания детей — здесь, также как и от ребенка, от глины нужно добиться послушания. А это ох как не просто. Для работы нам понадобится гончарный круг, миска с водой, подготовленный кусок глины, струна, губка.

Для начала нужно проверить глину на мягкость. Если на глине легко остаются следы от пальцев, но в то же время она не прилипает к ним (т.е. не очень жидкая), то переходим к следующему шагу. Если же нет, и глина жесткая, — ее надо обернуть мокрой тканью и положить в целлофановый пакет на некоторое время. Если же глина слишком мягкая, то ее надо подсушить.

Теперь отрезаем струной кусок нужного нам размера. Как правило, в глине есть пустоты, также она может оказаться неоднородной по составу и по плотности.

Поэтому перед тем, как положить глиняный комок на гончарный круг, его нужно хорошенько похлопать рукой. Заодно мы формируем из нашего комка шар.

Теперь нам нужно взять небольшой кусочек глины, включить гончарный круг

и размазать глину тонким слоем по кругу. Этот слой нужен, чтобы рабочий ком глины хорошо прикрепился и не улетел во время работы.

Выключаем круг и прикрепляем наш основной кусок, хорошенько прижимая глину по периметру.

Теперь в дело вступает вода. Это наша смазка, она не дает глине прилипать к рукам. Воду нужно подливать периодически — по мере ее стекания и впитывания в глину.

Теперь снова включаем гончарный круг и приступаем к центровке. Двумя руками немного сдавливаем наш комок. Тут важно зафиксировать руки, чтобы они не «прыгали» от неровностей глины. Как раз здесь и нужно добиться от глины послушания — чтобы не руки шли вслед за глиной, а глина шла за руками.

Как в случае с детьми, нужно обязательно добиваться от них выполнения своих обязанностей (убирать игрушки, например), так и с глиной — нужно «настоять на своем». И также, как и с детьми, важно не «пережать» — этим вы можете оттолкнуть от себя ребенка, глина же сильно деформируется или просто слетит с круга.

Здесь нужна мягкая сила.

Постепенно сужаем комок, чтобы он превратился в конус. При этом правая рука надавливает сильнее, а левая поддерживает.

Вот на этой картинке видно, какие участки рук участвуют при центровке.

Не забывайте убирать лишнюю воду губкой.

Если у вас большой ком глины, то можно применить еще такой «супер-захват» гончарного кунг-фу. Правая рука является рабочей, она упирается локтем в живот, левая рука крепко держит правую, помогая ей не реагировать на толчки глины. Медленно руки надавливают на ком глины, добиваясь от него нужной формы.

Еще один способ — это «тонкая обработка». Здесь участвуют пальцы рук — они идут сверху-вниз и снизу-вверх и, как резец на токарном станке, убирают все неровности.

Пальцем же можно срезать лишнюю глину у основания.

Также, проведя пальцем по всей высоте кома, можно проверить, насколько хорошо он отцентрован, нет ли биения. Если палец подпрыгивает на некоторых участках, то нужно еще немного подровнять.

Вот такой должен получиться конус.

Теперь наш конус нужно опустить — приплющить, чтобы получился «пенек» (или «грибок»). Правая рука — рабочая — надавливает сверху, левая держит форму. При этом подушечки ладони правой руки прилегают сбоку и также удерживают глину от биения.

Это следы от глины при «опускании» глины.

Вид сверху. Правая рука проходит через центр и закрывает половину глиняного кома.

Медленно продолжаем опускать руки

Вот такой должен получиться «грибок».

Иногда одного подъема-опускания достаточно, чтобы кусок глины хорошо отцентровался и промялся. Но обычно таких подходов нужно сделать несколько и только потом переходить к следующему этапу.

Открытие комка

Итак, у нас есть хорошо отцентрованный кусок глины. Теперь указательный палец устанавливаем по центру и слегка надавливаем. Важно, чтобы палец зафиксировался на оси вращения и не гулял из стороны в сторону.

Теперь надавливаем сильнее и продвигаем палец вниз по оси. При этом угол наклона пальца — около 45 градусов.

Доходим до дна сосуда — дно будет толщиной где-то полсантиметра. Если вам сложно поймать момент, когда нужно остановиться — попробуйте делать цветочные горшочки с отверстием — так вы сразу увидете, какая толщина получается у дна.

Затем постепенно сгибаем палец, раздвигая при этом глину. Подушечка пальца двигается горизонтально, формируя дно сосуда.

Доходим до момента, когда толщина стенки внизу сосуда будет приблизительно равной толщине по всей высоте.

Если стенки слишком сильно разъехались в стороны, их нужно немного подсобрать.

Для этого обхватываем горшочек со всех сторон и плавно сдвигаем пальцы к центру.

Теперь можно пройтись пальцами снизу-вверх и проверить толщину стенки по всей высоте.

Действуют в основном только указательные пальцы, остальные на подхвате.

Обязательно нужно выровнять кромку сосуда. Большой и указательный палец левой руки держат толщину стенки, а указательный палец правой — ровняет кромку сверху.

Вот такой у нас получился цилиндр с толстыми стенками.

В разрезе.

На следующем этапе нам нужно будет эти стенки сделать тоньше и выше.

Подъем стенок

Это довольно сложный этап для новичков — для того, чтобы его освоить, очень важно научиться чувствовать толщину стенки. К тому же толщина должна быть одинаковой по всей высоте изделия.

Подъем стенок нужно начинать с самого низа сосуда. Участвуют два пальца разных рук — например указательные. Остальные на подхвате — могут помогать. Палец правой руки устанавливаем на планшайбу гончарного круга рядом со стенкой сосуда, левый палец — внутри — в угол между дном и стенкой.

Слегка придавливаем пальцами стенку с двух сторон —

получаются небольшие углубления.

Вид в разрезе:

Расположение пальцев — правый идет ниже левого.

Теперь нужно постараться зафиксировать положение пальцев друг относительно друга. И в этом положении мы постепенно поднимаем их снизу-вверх. С внешней стороны видно, как глиняный бугорок поднимается, как волна.

Пальцы могут быть выпрямленными или согнутыми — тогда работают не подушечки, а косточки пальцев.

Как только пальцы прошли один раз снизу-вверх, нужно выровнять и слегка утолщить кромку сосуда. Она служит своего рода ребром жесткости. Если она начнет немного гулять по вертикали или горизонтали, или по толщине, то при дальнейшем подъеме стенок биение усилится, и изделие может развалиться. Поэтому за кромкой нужно постоянно следить.

Второй заход — еще больше утоньшаем стенку — сосуд продолжает расти.

И снова выравниваем кромку.

Таких заходов снизу-вверх может быть несколько — в зависимости от нужной нам толщины стенки.

Некоторые мастера стремятся сделать стенку, как можно тоньше. Но, как правило, при слишком тонкой стенке теряется прочность изделия, особенно если используется низкотемпературная глина. Такая стенка больше подойдет изделиям из фарфора или какой-нибудь другой каменной массы.

Другие же мастера, наоборот, делают стенки очень толстыми, по примеру старинных сосудов. При этом значительно увеличивается расход материала. И изделия получаются довольно тяжелыми.

Для себя вы можете выбрать свою оптимальную толщину. В среднем — где-то 3 мм для небольших и среднего размера изделий, для крупных — 4 мм и более.

Теперь у нас с вами получился цилиндр с тонкими стенками. Это уже практически готовое изделие — например, стакан или цветочный горшок.

Формирование изделия.

Теперь нашему сосуду нужно придать более сложную форму, например, форму кринки.

Итак, приступим. Для начала можно немного уменьшить диаметр у основания. Левой рукой придерживаем наш сосуд, чтобы его не увело в сторону, а пальцем правой руки надавливаем по направлению к центру.

Затем формируем широкую часть тулова. Участвуют два пальца, также как и при подъеме стенок

правый палец идет выше левого.

Потом пальцы снова меняются.

Следующий шаг — сужение горлышка. Обхватываем его со всех сторон и сжимаем.

Указательным пальцем правой руки можно обхватить стенку сверху — так мы сразу сможем выровнять кромку в горизонтальной плоскости.

Привычным уже движением подъема стенок сужаем область над туловом — шею сосуда.

Затем указательным пальцем нажимаем сверху на кромку — загибаем стенку и расширяем горловину. Большой палец левой руки поддерживает снизу.

Придать кромке округлую форму поможет кусочек ткани или полиэтилена.

Последние штрихи — добиваемся нужной нам формы.

Подрезаем основание с помощью стека.

Поверхность крынки можно оставить с бороздками от пальцев, или же выровнять ее поверхность пластиковой картой или специальной циклей.

Заключительный этап — декор. С помощью стека сделаем пару горизонтальных полосок. Для этого нужно просто поднести острие стека к изделию на нужной высоте, и при вращении круга получится ровная полоса.

Теперь подрезаем нашу кринку струной-срезкой, снимаем с круга и даем немного подсохнуть.

Для новичков бывает довольно сложно уловить гармоничные пропорции сосуда, и также, как и отработка навыков работы на гончарном круге, это требует большого труда и терпения. Развить вкус и чувство формы поможет изучение традиционных сосудов, как народных, так и сделанных профессиональными художниками.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.