Техника безопасности при работе на гончарном круге. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Техника безопасности при работе на гончарном круге.

2020-12-06 330
Техника безопасности при работе на гончарном круге. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ

НА ГОНЧАРНОМ КРУГЕ

                                      Содержание

Введение.

Виды гончарных кругов.

А) Ручной станок.

Б) Ножной станок.

В) Электрический станок.

Техника безопасности при работе на гончарном круге.

Основные инструменты.

Особенности и приготовление глиняной массы.

Последовательность формирования изделия на гончарном круге.

А) Центровка глиняной массы.

Б) Открытие комка.

В) Подъем стенок.

Г) Формирование изделия.

Правила, соблюдаемые при работе на гончарном круге.


Введение

Дивлюсь тебе, гончар, что ты имеешь дух

Мять глину, бить, давать ей сотни оплеух,

Ведь этот влажный прах трепещущий был плотью,

Покуда жизненный огонь в нём не потух.

Омар Хайям

Замечательный стих поэта Омар Хайяма говорит о сильном духе гончара, о живой глине. Действительно, перед тем как выкрутить изделие на гончарном круге, глину приходится «мять, бить, давать ей сотни оплеух…». Проявляя физическое усилие тщательно: проминать, отбивать, прессовать, хлопать по ней так, чтобы в глине не остались воздушные раковины. Они часто являются причиной неудачной работы. Почти готовое изделие, в самый последний момент, может расцентроваться и получится кривым. Поэтому каждый мастер-гончар уделяет особое внимание подготовке глины. Принципы работы на гончарном круге сохраняются и используются мастерами с незапамятных времён. Владея навыками гончарного дела, позволяет будущему художнику-керамисту осуществлять свои творческие замыслы, идеи. Глубоко проникая в тайну древнего ремесла, познаёшь искусство керамики и нашей истории в целом. Несмотря на древнее возникновение гончарного искусства, оно до сих пор притягивает многих своим завораживающим действием - превращения на глазах куска глины, вращающего на диске, в красивую форму вазы или сосуда. Древнее ремесло на самом деле современно. Казалось бы, все возможности этого искусства исчерпаны, но можно убедиться в обратном. Оно помогает открывать новые пластические и декоративные свойства глины, создавать оригинальные, овеянные современным духом произведения. Самое главное научиться чувствовать гончарный круг.Освоение гончарного ремесла является важным продолжением работы с глиной. Изучение технологии работы позволяет детям заниматься более углублённо формообразованием, уметь воплощать свои замыслы в материале с помощью гончарных изделий, выполнять объём учебных работ быстро и качественно. Всё это способствует образной творческой активности при разработке авторских проектов.

Цель: Обучение выполнению формы кринки на гончарном круге; формирование умений и навыков работы на гончарном круге; воспитание интереса к сохранению традиций керамики.

Технология гончарного производства состоит из двух операций: формование керамического изделия и его обтачивание. Первая операция включает формование изделия из комка хорошо замешанной глины посредством установки её на вращающийся с определённой скоростью круг. Эта первая операция делится на четыре этапа: центровка глиняной массы; открытие комка; подъём стенок; формование изделия. Обтачивание является продолжением предыдущего процесса. На первом этапе снимаются излишки глины, стенкам придаётся более равномерная толщина и завершается формование изделия. Следующие этапы обработки – декорирование сырца, сушка, обжиг и декорирование изделия после обжига. Надеюсь, что  данные методические материалы будут полезными  тем, кто желает самостоятельно освоить гончарное дело.

                                        Виды гончарных кругов

Ручной станок: состоит из одного диска, который раскручивается одной рукой.

Самые первые гончарные круги были просто широкими дисками, которые по центру устанавливались на стержень. Стержень приводился во вращение рукой или короткой палкой, которая вставлялась в спицу ближе к наружному краю. Палку вставляли и в небольшое отверстие, находящееся на краю диска для того, чтобы она при раскручивании не соскальзывала. Такое приспособление до сих пор используется в Индии и в Японии

Ножной станок: при работе на ножном станке, который состоит из двух дисков: нижнего и верхнего, мастер подталкивает ногой нижний диск, и таким образом раскручивает верхний диск. Нижний диск должен быть большим по диаметру, толщине, тяжёлым по весу (металл, например, сталь; дерево). Это придавало верхнему диску сохранять скорость длительное время. Благодаря моменту инерции маховика, расположенного под кругом, круг дольше сохраняет вращение, кроме того, поддерживать вращение удобно, толкая приводной стержень, причём толчок может быть усилен за счёт педального привода или зубчатой передачи. В течение столетий это была самая распространённая модель в Европе и Северной Африке.

 

Электрический станок: в настоящее время ножной гончарный станок вытесняется электрическим с моторным приводом, который находится внизу. Он подключается к сети. Станок очень удобен при массовом производстве изделий, а так же при учебных работах, позволяющий сосредоточиться на манипуляциях рук. Он состоит из вертикального вала, на вершине которого закреплён круглый плоский диск небольшого диаметра 25 см, на нём и формируют глину. На другом конце вала, с небольшим расстоянием от земли, укреплён второй диск диаметром 22 см. У электрического гончарного станка с правой стороны вверху находятся две кнопки: включатель («пуск», зелёная) и выключатель («стоп», красная). Внизу есть педаль, которую нужно регулировать ногой. Надавливая от себя - скорость круга увеличивается, к себе - уменьшается, если надавить к себе сильнее - круг остановится. Максимальная скорость гончарного круга 10-15 оборотов в минуту.

Основные инструменты.

Стол: высота стола приблизительно должна быть на 5 см ниже нашей

поясницы - это очень важный фактор в работе. Оно связано с необходимостью часто перемешивать на нём глину. Если не будет возможности использовать вес своего корпуса, то увеличится нагрузка на мышцы рук, и можно быстро устать.

Ёмкость с водой: вода нужна для постоянного смачивания рук и глины при работе на гончарном круге.

Леска или тонкая струна (скрипичная или гитарная) К каждому концу прикрепляется небольшой деревянный брусок или пуговица, это помогает удобно взяться за него при работе, а так же не потерять леску. Применяется для резки глины и перемещения изделия с шлифовального круга.

Губка применяется для увлажнения поверхности изделия во время его выкручивания, для сглаживания и выбирания излишка воды. Для того чтобы было удобно убирать воду и образовавшуюся жидкую глину внутри сосуда, губку укрепляют на один конец палки, а другой держат рукой.

Стеки: деревянные разных форм. Для осуществления многих функций, чаще используется один стек, например, показанный на Стеки.

Кронциркуль применяется для измерения частей изделия: диаметра горловины, тулова, крышки и т.д. Например, чтобы крышка подходила для чайника и плотно его закрывала. Кронциркули бывают различных форм и размеров, в зависимости от выполняемых ими функций: циркули с прямыми ножками – для измерения высоты с изогнутыми ножками – для измерения ширины.

Центровка глиняной массы

Это один из самых сложных этапов. Он чем-то схож с процессом воспитания детей — здесь, также как и от ребенка, от глины нужно добиться послушания. А это ох как не просто. Для работы нам понадобится гончарный круг, миска с водой, подготовленный кусок глины, струна, губка.

Для начала нужно проверить глину на мягкость. Если на глине легко остаются следы от пальцев, но в то же время она не прилипает к ним (т.е. не очень жидкая), то переходим к следующему шагу. Если же нет, и глина жесткая, — ее надо обернуть мокрой тканью и положить в целлофановый пакет на некоторое время. Если же глина слишком мягкая, то ее надо подсушить.

Теперь отрезаем струной кусок нужного нам размера. Как правило, в глине есть пустоты, также она может оказаться неоднородной по составу и по плотности.

Поэтому перед тем, как положить глиняный комок на гончарный круг, его нужно хорошенько похлопать рукой. Заодно мы формируем из нашего комка шар.

Теперь нам нужно взять небольшой кусочек глины, включить гончарный круг

и размазать глину тонким слоем по кругу. Этот слой нужен, чтобы рабочий ком глины хорошо прикрепился и не улетел во время работы.

Выключаем круг и прикрепляем наш основной кусок, хорошенько прижимая глину по периметру.

Теперь в дело вступает вода. Это наша смазка, она не дает глине прилипать к рукам. Воду нужно подливать периодически — по мере ее стекания и впитывания в глину.

Теперь снова включаем гончарный круг и приступаем к центровке. Двумя руками немного сдавливаем наш комок. Тут важно зафиксировать руки, чтобы они не «прыгали» от неровностей глины. Как раз здесь и нужно добиться от глины послушания — чтобы не руки шли вслед за глиной, а глина шла за руками.

Как в случае с детьми, нужно обязательно добиваться от них выполнения своих обязанностей (убирать игрушки, например), так и с глиной — нужно «настоять на своем». И также, как и с детьми, важно не «пережать» — этим вы можете оттолкнуть от себя ребенка, глина же сильно деформируется или просто слетит с круга.

Здесь нужна мягкая сила.

Постепенно сужаем комок, чтобы он превратился в конус. При этом правая рука надавливает сильнее, а левая поддерживает.

Вот на этой картинке видно, какие участки рук участвуют при центровке.

Не забывайте убирать лишнюю воду губкой.

Если у вас большой ком глины, то можно применить еще такой «супер-захват» гончарного кунг-фу. Правая рука является рабочей, она упирается локтем в живот, левая рука крепко держит правую, помогая ей не реагировать на толчки глины. Медленно руки надавливают на ком глины, добиваясь от него нужной формы.

Еще один способ — это «тонкая обработка». Здесь участвуют пальцы рук — они идут сверху-вниз и снизу-вверх и, как резец на токарном станке, убирают все неровности.

Пальцем же можно срезать лишнюю глину у основания.

Также, проведя пальцем по всей высоте кома, можно проверить, насколько хорошо он отцентрован, нет ли биения. Если палец подпрыгивает на некоторых участках, то нужно еще немного подровнять.

Вот такой должен получиться конус.

Теперь наш конус нужно опустить — приплющить, чтобы получился «пенек» (или «грибок»). Правая рука — рабочая — надавливает сверху, левая держит форму. При этом подушечки ладони правой руки прилегают сбоку и также удерживают глину от биения.

Это следы от глины при «опускании» глины.

Вид сверху. Правая рука проходит через центр и закрывает половину глиняного кома.

Медленно продолжаем опускать руки

Вот такой должен получиться «грибок».

Иногда одного подъема-опускания достаточно, чтобы кусок глины хорошо отцентровался и промялся. Но обычно таких подходов нужно сделать несколько и только потом переходить к следующему этапу.

Открытие комка

Итак, у нас есть хорошо отцентрованный кусок глины. Теперь указательный палец устанавливаем по центру и слегка надавливаем. Важно, чтобы палец зафиксировался на оси вращения и не гулял из стороны в сторону.

Теперь надавливаем сильнее и продвигаем палец вниз по оси. При этом угол наклона пальца — около 45 градусов.

Доходим до дна сосуда — дно будет толщиной где-то полсантиметра. Если вам сложно поймать момент, когда нужно остановиться — попробуйте делать цветочные горшочки с отверстием — так вы сразу увидете, какая толщина получается у дна.

Затем постепенно сгибаем палец, раздвигая при этом глину. Подушечка пальца двигается горизонтально, формируя дно сосуда.

Доходим до момента, когда толщина стенки внизу сосуда будет приблизительно равной толщине по всей высоте.

Если стенки слишком сильно разъехались в стороны, их нужно немного подсобрать.

Для этого обхватываем горшочек со всех сторон и плавно сдвигаем пальцы к центру.

Теперь можно пройтись пальцами снизу-вверх и проверить толщину стенки по всей высоте.

Действуют в основном только указательные пальцы, остальные на подхвате.

Обязательно нужно выровнять кромку сосуда. Большой и указательный палец левой руки держат толщину стенки, а указательный палец правой — ровняет кромку сверху.

Вот такой у нас получился цилиндр с толстыми стенками.

В разрезе.

На следующем этапе нам нужно будет эти стенки сделать тоньше и выше.

Подъем стенок

Это довольно сложный этап для новичков — для того, чтобы его освоить, очень важно научиться чувствовать толщину стенки. К тому же толщина должна быть одинаковой по всей высоте изделия.

Подъем стенок нужно начинать с самого низа сосуда. Участвуют два пальца разных рук — например указательные. Остальные на подхвате — могут помогать. Палец правой руки устанавливаем на планшайбу гончарного круга рядом со стенкой сосуда, левый палец — внутри — в угол между дном и стенкой.

Слегка придавливаем пальцами стенку с двух сторон —

получаются небольшие углубления.

Вид в разрезе:

Расположение пальцев — правый идет ниже левого.

Теперь нужно постараться зафиксировать положение пальцев друг относительно друга. И в этом положении мы постепенно поднимаем их снизу-вверх. С внешней стороны видно, как глиняный бугорок поднимается, как волна.

Пальцы могут быть выпрямленными или согнутыми — тогда работают не подушечки, а косточки пальцев.

Как только пальцы прошли один раз снизу-вверх, нужно выровнять и слегка утолщить кромку сосуда. Она служит своего рода ребром жесткости. Если она начнет немного гулять по вертикали или горизонтали, или по толщине, то при дальнейшем подъеме стенок биение усилится, и изделие может развалиться. Поэтому за кромкой нужно постоянно следить.

Второй заход — еще больше утоньшаем стенку — сосуд продолжает расти.

И снова выравниваем кромку.

Таких заходов снизу-вверх может быть несколько — в зависимости от нужной нам толщины стенки.

Некоторые мастера стремятся сделать стенку, как можно тоньше. Но, как правило, при слишком тонкой стенке теряется прочность изделия, особенно если используется низкотемпературная глина. Такая стенка больше подойдет изделиям из фарфора или какой-нибудь другой каменной массы.

Другие же мастера, наоборот, делают стенки очень толстыми, по примеру старинных сосудов. При этом значительно увеличивается расход материала. И изделия получаются довольно тяжелыми.

Для себя вы можете выбрать свою оптимальную толщину. В среднем — где-то 3 мм для небольших и среднего размера изделий, для крупных — 4 мм и более.

Теперь у нас с вами получился цилиндр с тонкими стенками. Это уже практически готовое изделие — например, стакан или цветочный горшок.

Формирование изделия.

Теперь нашему сосуду нужно придать более сложную форму, например, форму кринки.

Итак, приступим. Для начала можно немного уменьшить диаметр у основания. Левой рукой придерживаем наш сосуд, чтобы его не увело в сторону, а пальцем правой руки надавливаем по направлению к центру.

Затем формируем широкую часть тулова. Участвуют два пальца, также как и при подъеме стенок

правый палец идет выше левого.

Потом пальцы снова меняются.

Следующий шаг — сужение горлышка. Обхватываем его со всех сторон и сжимаем.

Указательным пальцем правой руки можно обхватить стенку сверху — так мы сразу сможем выровнять кромку в горизонтальной плоскости.

Привычным уже движением подъема стенок сужаем область над туловом — шею сосуда.

Затем указательным пальцем нажимаем сверху на кромку — загибаем стенку и расширяем горловину. Большой палец левой руки поддерживает снизу.

Придать кромке округлую форму поможет кусочек ткани или полиэтилена.

Последние штрихи — добиваемся нужной нам формы.

Подрезаем основание с помощью стека.

Поверхность крынки можно оставить с бороздками от пальцев, или же выровнять ее поверхность пластиковой картой или специальной циклей.

Заключительный этап — декор. С помощью стека сделаем пару горизонтальных полосок. Для этого нужно просто поднести острие стека к изделию на нужной высоте, и при вращении круга получится ровная полоса.

Теперь подрезаем нашу кринку струной-срезкой, снимаем с круга и даем немного подсохнуть.

Для новичков бывает довольно сложно уловить гармоничные пропорции сосуда, и также, как и отработка навыков работы на гончарном круге, это требует большого труда и терпения. Развить вкус и чувство формы поможет изучение традиционных сосудов, как народных, так и сделанных профессиональными художниками.

 

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ

НА ГОНЧАРНОМ КРУГЕ

                                      Содержание

Введение.

Виды гончарных кругов.

А) Ручной станок.

Б) Ножной станок.

В) Электрический станок.

Техника безопасности при работе на гончарном круге.

Основные инструменты.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.