Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко

2020-12-06 108
Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ

НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

Формирование экологической культуры младших школьников в процессе изучения естествознания

Выполнила: студентка 3.342 группы

                                       Факультета ПиХО

                                        Пономарева Ю. В.

                                                  Научный руководитель:

                                                              ст. преподаватель

кафедры ПиМНО

Петрова З.Н.

 

Глазов, 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

 Глава 1. Проблема формирования экологической культуры как один из аспектов современного образования и воспитания.……………………..…...6

1.1. История развития экологической культуры  в России…….…..……..6

1.2.  Современные программы по формированию экологической культуры у учащихся начальных классов …………………………...……13

Глава 2.  Практическая работа по формированию экологической культуры младших школьников………………………………………………………......19

2.1 Констатирующий эксперимент………………………...………………..19

2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………..22

2.3.Контрольный эксперимент……………………………..………………..23

Заключение…………………………………………………………..………..27

Библиографический список…………………………….........................….....28

Приложение…………………………………………………………………..31

 

Введение

Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит, охранять Родину.

                                                                      М.М. Пришвин.

Актуальность.  Слово «экология» прочно вошло в обиход. Его можно услышать по радио и в телепередачах, в разговорах на бытовую тему, прочитать в газетах и журналах. Воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, продукты, которыми мы питаемся, никак не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне. Экологическая ситуация в России настолько тревожна и пугающе, что хочется закричать: «Опомнитесь, люди, слухи о глобальной катастрофе вовсе не преувеличены!» А в ответ тишина…

Где выход? Кто остановит полногруженный состав, приближающийся к закрытому светофору? Ответ однозначен: руководство страны, три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная. При условии согласованных действий. Но есть еще одна сила, способная «озеленить» общественное сознание. Это-педагогика, а проще говоря - школа, дошкольные учреждения, повседневный быт. Практика развития зарубежных стран это подтверждает (программа экологического образования)[25,с.5]. Проблемы экологического образования всколыхнули и российские школы. Во многих регионах Российской Федерации разработаны концепции и программы экологического образования, которые были испытаны во многих учебных заведениях и дали положительные результаты (Уральский регион, Москва и Московская область, город Обнинск, город Ставрополь и др.). Опытно-экспериментальная работа ученых и педагогов доказала необходимость и эффективность введения в школьную программу спецкурсов по экологическому образованию учащихся.

Проблема: как сформировать в ребенке осознанное отношение к проблемам окружающей среды, как сформировать положительные мотивы, потребности и привычки правильной деятельности экологического характера.

Цель исследования -  определение эффективных условий формирования экологической культуры младших школьников в процессе изучения естествознания.

Объекта исследования: на уроках естествознания формировать экологическую  культуру учащихся начальных классов

Предмет исследования: сформировать экологическую культуру младших школьников

Гипотеза:глубокое изучение естествознания способствует формированию экологической культуры учащихся в значительной степени.

Исследования заключают в себе ряд определенных задачи: 

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

2. Изучить сущность и значение формирования экологической культуры младших школьников на уроках естествознания.

3. Определить педагогические условия развития экологической культуры учащихся младших классов.

4. Определить уровень развития экологической культуры младших школьников на начальном этапе педагогического эксперимента для дальнейшей организации учебной деятельности.

5. Сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента.

6. Проанализировать результаты педагогического исследования, сделать выводы.

Методы исследования:

- анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

- изучение результатов деятельности учащихся;

- анкетирование учащихся начальных классов;

- педагогическое наблюдение;

- педагогический эксперимент;

- количественная и качественная обработка полученных результатов.

Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ «Школа №2» города Глазова.

 

Глава 1. Проблема формирования экологической культуры как один из аспектов современного образования и воспитания

Констатирующий эксперимент.

Путе формирования экологической культуры достаточно много: специальные экологические курсы, экологизированные программы по природоведению, внеклассные и внеурочные занятия с детьми. Какой наиболее оптимальный путь должен выбрать учитель для достижения максимального результата в обучении, воспитании и развитии личности ученика? Для ответа на заданный вопрос нами был проведен эксперимент.

Исследовательская работа проводилась в МБОУ СОШ № 2 г. Глазова во 2 «Б» классе. На начало 2012-2013 учебного года во 2 «Б» классе 26 человек, из них 16 мальчиков и 10 девочек. Второгодников нет. Занимаются по системе «Школа России».  Дети активные, дисциплинированные. Домашнее задание выполняют все, редко бывают исключения. Выделяются группа учеников, у которых достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. Это  Миша К., Даша В., Кирилл Ч., Влад К. Есть ученики, которые не проявляют активность на уроках, хотя правильно отвечают на вопросы и справляются с учебным материалом. Ильдар А., Данил В, Александра Ог. Трудности в обучении встречаются у некоторых учеников. Это Геворг К., Данил А.                                    

 На основе теоретической  части, была проведена практическая, целью которой является - доказать или опровергнуть выдвинутую нами гипотезу о глубоком изучении естествознания способствует формированию экологической культуры учащихся в значительной степени.

До начала проведения экспериментами нами была изучена литература по экологии, что позволило расширить собственные представления об этом предмете; составлены вопросы анкеты для выявления начального уровня знаний об окружающей среде; подготовить наглядность для проведения занятий

Эксперимент №1

Первым этапом проведения эксперимента можно назвать констатирующий эксперимент, который определяет начальный уровень знаний об окружающей среде и причинах появления экологических проблем и возможности их разрешения. С этой целью было проведено анкетирование (вопросы смотри в приложении № 1). Ученики отвечали на вопросы анкеты на 2-м уроке (13:40 дня) после длительного перерыва, т.е. они были вполне отдохнувшими после нагрузки. Анкета заполнялась учениками самостоятельно, без подсказок учителя. Ответ на каждый вопрос оценивался определенным цветом, т.е. методом цветограммы. Оценка работ осуществлялась с учетом того, что ученики данного возраста недостаточно владеют навыком письменной речи, возраст отличается малым объемом письма, поэтому положительную оценку получала правильная мысль ребенка. Красным кружком оценивался правильный, точный ответ на поставленный вопрос. Желтый кружок означает, что ребенок имеет некоторые представления по данной проблеме, но не совсем верно, полно ответил на вопрос. Зеленый цвет – ответа нет, или ответ неверный, бессмысленный, учитель надеется на успех ребенка в дальнейшем.

Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что у учащихся имеется некоторые знания по проблеме окружающей среды, об этом свидетельствует преобладание желтого цвета на цветограмме (таблица №1, приложение № 2).

Ф.И. До
 Денис Б. 1,7
Аня Б. 3,3
Даша В. 1

 

Миша К. 4,4
Саша Ог. 3,8
Саша Ом. 1
Саша П. 2,3
Артем Р. 1,4
Юля Ч. 3,3
Алиса Ш. 3,5

Из диаграммы видно, что 30 % учеников показали низкий  результат, 50 % показали средний уровень, только 20 % справились с заданием и выполнили успешно. Самый высокий результат показал  Миша К. 4,4 балла, а самый плохой результат показали девочки  Саша Ом. и Даша В.-1 балл.

Таким образом, результат проведённого констатирующего эксперимента свидетельствует о недостаточном осведомлении учащихся об охране растений и животных своей местности, недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу. Среди ответов следует отметить значительное количество неполных и неверных ответов.

Анализ полученных данных убедил нас в том, что уровень экологической культуры младших школьников, особенно такого его компонента как экологические знания, очень низок.

Получив такие результаты на констатирующем эксперименте, в течение всей практики нами была организована помощь учителю в проведении уроков и мероприятий для формирования экологической культуры младших школьников.

Формирующий эксперимент

Формирование экологической культуры личности должно идти в ногу с появлением человека на свет, его ростом и развитием. Мы предполагаем, что введенный в качестве эксперимента разговоры об экологической культуре для учащихся начальных классов должен дать положительный результат в достижении задач по изучении естествознания.

Целью формирующего эксперимента было: формирование экологической культуры  младших школьников на уроках естествознания.

Задачи: разработать систему экологических уроков, мероприятий по формированию у детей экологической культуры с опорой на различные виды деятельности согласно возрастных особенностей детей.

Чтобы обеспечить целостное восприятие детьми изучаемого материала, мы распределили объем знаний по темам. При отборе конкретного содержания старались учесть, то, что оно должно: нести доступную информацию; вызывать эмоциональные чувства, отношения; побуждать к деятельности, поступкам.  

Урок «В лесу»

Поговорили на уроке, что можно встретить в лесу, как надо вести себя в лесу. Вспомнили животные и растения из красной книги. Сформулировали правила поведения в лесу и написали в тетрадях.

Особенности и условия эффективности образования и воспитания младших школьников, дают возможность учителям сформировать у учащихся мотивацию к овладению экологическими знаниями и формированию экологической культуры младших  школьников.

Контрольный эксперимент

Эксперимент № 2

Итоговый эксперимент.

Цель. Определить уровень изменения знаний об окружающей среде после проведения бесед, экологического мероприятия и экологического урока, сравнить полученные результаты с начальным уровнем знаний, доказать целесообразности проведения бесед, уроков и мероприятий в начальной школе.

Описание эксперимента.

Для определения итогового уровня знаний нами были составлены вопросы, касающиеся окружающей среды. (Приложение№4). Эксперимент проводился с целью последующего сравнения результатов. Условия проведения эксперимента и оценка ответов учащихся соответствовали констатирующему эксперименту. Для выяснения процентного соотношения правильных и неправильных ответов нами было подсчитано количество всех ответов, оцененных красным, желтым и зелеными значками, составлены соответствующие математические пропорции и произведены расчеты. Полученные результаты показывают, что дети освоили материал и сделали шаг вперед. Из таблицы видно, что 70 % учеников справились с заданием, но имеется 10 % учеников несправившиеся с заданием

Для сравнения результатов каждого ученика мы условно обозначили цвет балом: красный-5 баллов, желтый-4 балла, зеленый-0 баллов, вывели средний балл, результаты занесли в таблицу. (Приложение №4) Подсчет баллов осуществляли по следующей формуле:

Общий балл = сумма баллов

                   кол-во вопросов

Покажем подсчет общего балла наглядно на примере ответов: Огородникова Саша-5+5+5+5+5+4+5+5+4+5+5+4/12=4,8 (баллов)

По полученным столбикам видно, что произошел заметный рост в уровне знаний по экологии окружающий среды, сократился разброс данных в начале и в конце изучения курса. Разность между самым низким и самым высоким показателем

Ф.И. До После
 Денис Б. 1,7 4,9
Аня Б. 3,3 4,8
Даша В. 1 1,8
Миша К. 4,4 4,7
Саша Ог. 3,8 4,8
Саша Ом. 1 2,8
Саша П. 2,3 4,6
Артем Р. 1,4 2,8
Юля Ч. 3,3 4,1
Алиса Ш. 3,5 5

Из таблицы видно, что все дети сделали шаг вперед. В среднем успешность увеличилась на 2-3 балла, что свидетельствует об успешном проведении уроков и мероприятий, которые формируют экологическую культуру младших школьников.

График индивидуальных показателей позволяет найти средний балл уровня сформированности экологической культуры путем математических подсчетов:

Начальный уровень экологической культуры:

1,7+3,3+1+4,4+3,8+1+2,3+1,4+3,3+3,5/12=2,1(балла)

Итоговый уровень экологической культуры:

4,9+4,8+1,8+4,7+4,8+2,8+4,6+2,8+4,1+5/12=3,3 (балла)

Итак, проведенная экспериментальная работа и анализ ее результатов доказывает целесообразность проведения уроков и мероприятий в формировании у учащихся понятий об окружающей среде, о должном отношении человека к миру, о его отношении ответственности и роли решения экологических проблем, в развитии правильного экологического мышления и культуры.

 

Заключение

Власть человека над природой – это

господство любви и разума.

Т. Флоренская

Определяя воспитание ребенка как восхождение его вместе с педагогом к культуре, мы тем самым ставим себя перед очень сложными вопросами: что есть культура жизни? Каковы общие характеристики сегодняшней общечеловеческой культуры? И что собственно должен освоить, усвоить и присвоить подрастающий человек, чтобы его вхождение в контекст культуры состоялось? Узел этих вопросов завязан в идее достойной жизни. Задача педагога – помочь ребенку выстроить жизнь на основаниях Добра, Истины и Красоты. В курсовой работе мы попытались сделать анализ проделанной нами работу по формированию экологической культуры второклассников. Введение дополнительных экологических уроков, экологические мероприятия и беседа о природе, предполагало значительное повышение уровня экологической культуры, что было доказано экспериментально. В процессе экспериментальной работы мы пытались найти решение поставленной выше проблеме: как сформировать в ребенке осознанное отношение к проблемам окружающей среды. Считаем, что самым главным в этом деле является сам учитель – образец для подражания во всех делах, в поведении, образе жизни. Немаловажная роль в решении поставленной проблемы отводится выбору форм, методов и приемов работы. Мы считаем, что познание природы, ее загадок, ее красоты не возможны без общения с ней. Живое общение с природой, прикосновение к ней, восхищение ее красотой пробуждает в ребенке искреннее желание помочь, спасти и сохранить единственную живую планету во Вселенной.

Несмотря на то, что видна существенная разница в результатах начального и итогового эксперимента, мы считаем, что для достижения целей экологической культуры необходимо продолжить работу с детьми в последующих классах, т.к. одного года не достаточно для формирования фундамента экологических знаний и экологической культуры. В первый год образуется только лишь маленький росток из семени, взрастить который до настоящего растения – цель каждого учителя.

Нами были разработаны рекомендации по применению экологической культуры в школе при изучении естествознания:

1.  Составить календарно-тематический план на весь год обучения с использованием экологической культуры.

2. Привлекать родителей в процесс формирования экологической культуры, т.к. семья для ребенка является основным источником подражания в поведении.

Данное исследование может быть использовано и продолжено при написании дипломной работы по изучению экологической культуры младших школьников на уроках естествознания.

 

 

Библиографический список:

1. Бахтибенов, А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников. / Русс. яз.-1993.- №6

2. Бендаренко Экологическое воспитание младших школьников. //НТТТ 1987

3. Богданец, Т.Т. Формирование экологических представлений у шестилетних первоклассников//НШ.- 1989.- №5.- с.30-31

4. Вахрушев, А.А., Раутиан, А.С. Мир и человек. Программно-методические
материалы. Окружающий мир. //НШ.- М.: Дрофа, 2000.- с.86-105

5. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников //НТТТ.- 1997,.- №4.- с. 36-39

6. Воробьёва, А.Н. Экологическое образование младших школьников. //НШ.- 1998.- №6.- с.63-64

7. Глазачёв, С.Н. Сохраним ценности экологической культуры. //НШ.- 1999.-№6.- стр.13

8. Жесткова, Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся //НШ.- 1988.- №10-11.- с. 63-65

9. Жукова, И.В. В помощь экологическому воспитанию учащихся. //НШ.- 1998.- №6.- с. 125-127

10. Иванова, Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной                школе. - ЦГЛ «Москва», 2003

11. Кириллова, З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы //НШ.- 1989.- №5.- с.25-26

12. Карнушова, В. Н. Воспитание экологической культуры у детей младшего школьного возраста. - Сыктывкар, 1993

13. Клепинина, З.И. Природа и люди. Программно-методические материалы. Окружающий мир. //НШ/ Сост. Яроменко, Е.О.- М.: Дрофа, 2000.- с.52-85

14. Климцова, Т.А. Экология в начальной школе. //НШ.- 2000.- №6.- с.75-77

15. Купров, В.Д. Экологическое образование младших школьников // НШ.- 2000.- №7.- с. 85-86

16. Машарова, Т. В.Экологическое воспитание младших школьников.- Киров, КГПИ, 1993

17. Николаева, С.Н. Место игры в экологическом воспитание. - М.: Из-во Мозаика Синтез, 2000

18. Пакулова В. М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения.-М,1990

19. Плешаков, А.А. Воспитание у детей бережного отношения к природе //НШ.- 1995.- №12

20. Плешаков, А.А. Программа факультативного курса «Экология для младших школьников» //НШ.- 1993.- №7

21. Плешаков, А.А. Зелёный дом: методическое пособие к системе учебных курсов с экологической направленностью для начальной школы. - М; «Дрофа», 1999

22. Плешаков, А.А. Зелёный дом: (система учебных курсов с экологической направленностью) Программно-методические материалы //Составитель Е.О. Ярошенко - М.: «Дрофа», 2000.- с. 10-51

23. Прутчиков, Л.П. Опыт экологического воспитания младших
школьников. //НШ.- 1991.- №4

24. Симонова, Л.П. Этические беседы по     экологии с младшими школьниками.//НШ.- 1999.- №5

25. Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальных классах. -М: Академия, 2000

26. Тарасова, Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе. //НШ.- 2000.- №10.- с.61-62

27. Утков, Н.А. Экологическое воспитание младших школьников.- Киров, 1993

28. Чижевский, Л.А. Формирование экологической культуры. Урал. ГАРК. -1997

29. Шпотова, Т.В. Игровая экология. Часть 1. - М.: ИСАР, 1999

30. Щуркова Н. Воспитание как вхождение ребенка в культуру //Воспитание школьников-1998.-№5-с.28

 

Приложение № 1

Констатирующий эксперимент - анкета

Определение начального уровня экологической культуры.

1Как ты понимаешь словосочетание «окружающая среда»?

2 Влияют ли люди на ОС?

3Что можешь сделать ты для поддержания чистоты в местах своего пребывания?

4Влияет ли ваша семья на ОС?

5Как загрязнение ОС влияет на здоровье человека?

6Как ты и твоя семья влияете на живые организмы?

7Как твоя семья экономит бумагу?

8 Почему мусор лучше всего закапывать?

9 В какой таре ты покупаешь продукты?

10 Как твоя семья экономит воду?

11Для чего человек должен беречь Планету?

12Какой вклад вносит ваша семья в охрану ОС?

Ответ оценивается цветом: Красный - правильный, точный ответ на поставленный вопрос.

Желтый - имеет некоторое представление по данной проблеме, но несовсем верно.

Зеленый - ответа нет, или ответ неверный.

 

Приложение № 2

Таблица №1

 

 

Приложение №3

Экологическая викторина

Цели:

1. расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;

2. воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;

3. воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

(В игре принимают участие три команды).

Ход урока:

Загадки


1. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза).

2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).

3. Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь).

4. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива).

5. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен).

6. Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар...
Кто-то дерево узнал? (Липа).


Загадки


1. Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки).

2. Очень дружные ребята
У пенька живут... (Опята).

3. Где хвоинок многовато,
Поджидают нас... (Маслята).

4. Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик).

5. У берёзок, посмотри:
Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).

6. Царь грибов живёт в дубраве.
Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ

НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.