Тема: Здоровье человека и окружающая среда . — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема: Здоровье человека и окружающая среда .

2020-12-06 118
Тема: Здоровье человека и окружающая среда . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Урок №17-18

Раздел: Основы медицинских знаний и медико-санитарной подготовки.

Тема: Здоровье человека и окружающая среда.

Цель:

Выяснить:

  • источники загрязнения окружающей среды;
  • основные источники антропогенного загрязнения окружающей среды;
  • факторы, влияющие на здоровье человека, и укрепляющие его;
  • показатели (критерии) здоровья;
  • классификацию химических веществ, вызывающих заболевания человека;
  • результат взаимодействия человека и окружающей среды.

Сформировать понятия:

  • аллергены,
  • канцерогены,
  • климатопатология,
  • ксенобиотик,
  • метеопатия,
  • мутагены,
  • оружие экологическое,
  • токсиканты,
  • экологическая медицина,
  • экология человека.

Осуществлять всестороннее развитие и комплексное воспитание личности. Воспитывать у студентов  навыки НОТ (обучать умению ставить цель, выделять существенное, главное, планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе, беречь время).

Развитие логического мышления, памяти, речи и познавательного интереса к предмету.

План

1. Источники загрязнения окружающей среды: химические, физические, радиоактивные, шумовые, тепловые, электромагнитные.

2. Основные источники антропогенного загрязнения окружающей среды.

3. Здоровье как показатель результата взаимодействия человека и окружающей среды.

4. Влияние природы на здоровье человека.

5. Влияние деятельности человека на окружающую среду.

6. Влияние окружающей среды на человека.

7. Условия нормальной жизнедеятельности человека.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Абиогенные (абиотичес-кие) Адаптация Аллерген Аллергия Аномалия Антропогенный Антропосфера Аплазия Атмосфера Биоаккумуляция Биогенные (биотические) Биологические факторы Биосфера Гидросфера Двигательная активность Деградация среды Дистресс Дозы загрязнения Загазованность Загрязнитель Загрязнение среды Запыленность воздуха Заражение Здоровье Земля Излучение Канцерогены Кислотный дождь Климатопатология Ксенобиотик Концентрация Литосфера Магнитосфера Медицина Металлы тяжелые Метеопатия Мутагены Мутация Наследственность Облучение Окружающая среда Онкологические заболевания Организм Ослабление иммунной системы Природные явления Профессиональная дея-тельность Рациональное питание Режим труда и отдыха Социальные воздействия Тератогенез Тератогены Токсикант Токсичность Уровень загрязнения Факторы среды Человек Экология Экология человека Экологическая медицина Эманация Эмиссия

 

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Преподаватель: Человек! Человек – крошечная частица великого, необозримого Космоса. Человек, рожденный Океаном и выпестованный доброй, мудрой и терпеливой матерью Природой. Человек, живущий под крышей сказочно прекрасного Дома-Биосферы. Кто же ты такой? В чем твоя суть? (идет обсуждение данного во­проса в течение 3 – 5 мин) Ответы: Человек как живое биологическое существо есть часть естественной природы, а как существо общественное – часть общества, социальной природы. Существует как бы два человека в одном: био- и социо-.   Человек – часть природы, Человек – царь природы.  

 

Преподаватель:

Мы с вами начинаем изучать тему «Человек и окружающая среда». Для того, чтобы выяснить тему этого урока, вам необходимо ответить на некоторые вопросы.

Биологический диктант:

Вопросы Баллы Ответы:
  1. Все, что нас окружает и не сделано руками человека, называется …
  2. Природа бывает … и ….
  3. Назовите оболочки Земли.
 
  1. Неживую природу составляют: оболочки: ….
  2. Живая оболочка Земли называется ….
  3. Биосферу составляют такие оболочки Земли: ….
   
  1. Биосферу населяют ….
   
  1. Почему человек стоит отдельно от животных?
  2. Назовите известные вам факторы природной среды и объясните их происхождение. Приведите примеры.
 
  1. Можно ли назвать синонимами понятия “Природа” и “Окру-жающая среда”? Почему?
  2. Перечислите системы органов человека.
   
  1. Что такое «Здоровье»?
  2. От чего зависит здоровье человека?
0,5   0,5 1   0,5   0,5   1   0,5     1   1,5   0,5   0,5   1 1
  1. ПРИРОДА
 
  1. Живая и неживая.
  2. ЗЕМЛЯ
Атмосфера Биосфера Гидросфера Литосфера Магнитосфера
  1. (перечисляют).
 
  1. Биосфера.
 
  1. Атмосфера (нижняя часть, до озонового слоя)
Гидросфера (вся) Литосфера (верхняя часть)
  1. Живые организмы: микроорганизмы растения, грибы, животные и ЧЕЛОВЕК.
  2. Человек – существо биосоциальное.
   
  1. ФАКТОРЫ СРЕДЫ:
Абиогенные (абиотические) Антропогенные Атмосферные Биогенные (биотические)
  1. Нет, так как понятие “Окружающая среда” включает природные и антропогенные факторы.
  2. Кровеносная
Дыхательная Пищеварительная Выделительная Половая Нервная
  1. (Отвечают).
  2. (перечисляют, используя схему – таблицу 1 и таблицу 1).

 

Максимально – 10 баллов.

Схема 1 Здоровье человека и окружающая среда

ЗЕМЛЯ

Оболочки:

1. атмосфера;

2. литосфера;

3. гидросфера;

4. биосфера;

5. магнитосфера.

ПРИРОДА

Виды:

Живая

Неживая

Факторы среды:

1. Абиотические (абиогенные);

2. Биотические (биогенные);

3. Атмосферные;

4. Антропогенные.

Схема-таблица 1 Факторы, влияющие на здоровье

Часть

(природные факторы)

Загрязнение окружающей среды:

Физическое

Химическое

Биологическое

Радиационное

Природные явления:

Магнитные бури;

Атмосферные явления,

Природные излучения

Генетика и биология человека;

Патогенные организмы;

Внешняя среда

Природно-климатические условия

ЧАСТЬ 3

(социальные факторы)

Профессиональная деятельность

Медицина и здравоохранение

Социальные воздействия

Образ жизни  

Лечебно-профилактические мероприятия

Стрессовые ситуа-ции (дистресс);

Материально-бытовые условия;

Семейное положение.

Вредные привычки; Правильность питания; Режим труда и от-дыха; Культурный и образовательный уровень                    

 

 

Таблица 1

Факторы риска

 

Факторы, влияющие на здоровье Значение для здоровья, примерный удельный вес (%) Группы факторов риска
Образ жизни 49-53 Курение, употребление алкоголя, наркотиков, несбалансированное, неправильное питание, злоупотребление лекарствами; Вредные условия труда; Стрессовые ситуации (дистресс); Адинамия, гиподинамия; Плохие материально-бытовые условия; Непрочность семей, одиночество; Низкий образовательный и культурный уровень; Чрезмерно высокий уровень урбанизации.
Генетика, биология человека 18-22 Предрасположенность к наследственным болезням.
Внешняя среда, природно-климатические условия 17-20 Загрязнение воздуха, воды, почвы; Резкая смена атмосферных явлений; Повышенные космические, магнитные и другие излучения.
Здравоохранение 8-10 Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.

Таблица 2 Жизненные ресурсы организма и экология

 

Среда

Основные загрязнители Влияние на здоровье человека

Воздух

1

1. Зависшие частички. ОРЗ, рак легких. 2. Угарный газ. Головные боли. 3. Свинец и другие тяжелые металлы. Канцерогенное действие. 4.Болезнетворные бактерии и вирусы. Инфекционные заболевания, грипп, корь, дифтерия, туберкулез.

Вода

2

1. Тяжелые металлы. Угнетают активность ферментов: умственная отсталость, врожденные уродства. 2. Пестициды. Заболевания печени, почек, легких, нервные нарушения. 3. Болезнетворные бактерии. Сальмонеллез, сибирская язва, холера.

Пища

3

1. Нитраты. Нарушения нормальной работы кровеносной системы. Канцерогенное действие. 2. Болезнетворные бактерии. Пищевые отравления, кишечные и инфекционные заболевания.

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(2-3 мин)

(Эпиграф)

«В здоровом теле –

здоровый дух»

преподаватель:

Сейчас мы постоянно слышим слова: “плохая экология”, “магнитные бури”, “синдром приобретенной усталости”, “СПИД” и др.

Вопросы:

1. Что они значат?

2. Почему именно сейчас очень остро встали перед человечеством эти проблемы?

3. Как они связаны с нами? С нашим прошлым, будущим и настоящим?

Наш организм, как и все живые организмы, тесно связан с окружающей средой. Все мы дети природы. Мы знаем, что взаимодействие человека и природы очень неоднозначно. Любое из этих взаимодействий сказывается на здоровье человека. Данное взаимодействие можно выразить так:

Схема 2

ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА ЗДОРОВЬЕ ОКРУЖАЮЩАЯ РЕДА

Вопросы:

1. Каковы сейчас наши взаимоотношения с окружающей средой?

2. От чего зависит здоровье человека?

3. Как мы влияем на природу, а природа – на нас?

4. К чему приводит это влияние?

5. В чем выражается взаимодействие человека и природы?

 

Преподаватель: Итак, о чем же пойдет речь на этом уроке?

(студенты  называют тему урока)

Преподаватель:

«В здоровом теле – здоровый дух» - так считали еще древние.

А что это значит?

Что такое здоровье?

От чего зависит здоровье?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА,

где более выражено взаимодействие _______________________________________________

1. В ХХ веке возникла новая отрасль науки - ________________________________________, учитывающая данное взаимодействие.

2. Факторы, укрепляющие здоровье:

1. двигательная активность:

  • повышает работоспособность и сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
  • улучшает работу органов дыхания;
  • укрепляет сердечную мышцу;
  • нормализует обмен веществ.

1. рациональное питание:

  • режим питания (улучшает работу органов пищеварения);
  • разнообразие питательных веществ и витаминов (обеспечивает сбалансированное поступление необходимых организму веществ);
  • умеренность в еде (нормализует процессы метаболизма).

1. режим труда и отдыха:

  • нормализует работу всех систем организма.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

 

1. Выяснить виды загрязнений природы, вызванные профессиональной деятельностью.

2. Выснить факторы производственной деятельности, влияющие на здоровье.

 

Таблица 3 Здоровье человека и окружающая среда

 

Загрязнитель

Допусти-мая норма

Влияние на …

Группа Примерорганизмокружающую среду 1 2 3 4 5 6

Аллергены

                                                           

Канцерогены

                                                           

Мутагены

                                                 

Тератогены

                                                           

Таблица 4 Влияние деятельности человека на природу

 

Оболочка Земли

1

Атмосфера

         
         
         
         
         
         

Литосфера

         
         
         
         
         
         

Гидросфера

         
         
         
         
         
         

Биосфера

         
         
         
         
         
         

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:

 

Вопросы:

1. Что мы сегодня рассматривали на уроке?

2. В чем заключается взаимодействие человека и природы?

3. Какое из взаимодействий человека и природы выражено сильнее?

4. Как природа влияет на человека?

5. Почему? Приведите примеры.

6. К чему приводит это влияние?

7. Какие новые понятия и термины вы узнали на этом уроке?

 

Преподаватель:

Мы видим, что природные факторы, влияющие на человека, можно разделить на 2 группы:

1. первичные (собственно природные, не зависящие от человека);

2. вторичные (антропогенные).

 

Подробнее об этом и многом другом мы поговорим на следующих уроках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль, 1998.

2. Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль, 1998.

3. Хижняк М. І., Нагорна А. М. Здоров’я людини та екологія. – К., 1995.

4. Экология. Школьный справочник / Сост. А. П. Ошмарин, В. И. Ошмарина. – Ярославль, 1998.

Урок №17-18

Раздел: Основы медицинских знаний и медико-санитарной подготовки.

Тема: Здоровье человека и окружающая среда.

Цель:

Выяснить:

  • источники загрязнения окружающей среды;
  • основные источники антропогенного загрязнения окружающей среды;
  • факторы, влияющие на здоровье человека, и укрепляющие его;
  • показатели (критерии) здоровья;
  • классификацию химических веществ, вызывающих заболевания человека;
  • результат взаимодействия человека и окружающей среды.

Сформировать понятия:

  • аллергены,
  • канцерогены,
  • климатопатология,
  • ксенобиотик,
  • метеопатия,
  • мутагены,
  • оружие экологическое,
  • токсиканты,
  • экологическая медицина,
  • экология человека.

Осуществлять всестороннее развитие и комплексное воспитание личности. Воспитывать у студентов  навыки НОТ (обучать умению ставить цель, выделять существенное, главное, планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе, беречь время).

Развитие логического мышления, памяти, речи и познавательного интереса к предмету.

План

1. Источники загрязнения окружающей среды: химические, физические, радиоактивные, шумовые, тепловые, электромагнитные.

2. Основные источники антропогенного загрязнения окружающей среды.

3. Здоровье как показатель результата взаимодействия человека и окружающей среды.

4. Влияние природы на здоровье человека.

5. Влияние деятельности человека на окружающую среду.

6. Влияние окружающей среды на человека.

7. Условия нормальной жизнедеятельности человека.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Абиогенные (абиотичес-кие) Адаптация Аллерген Аллергия Аномалия Антропогенный Антропосфера Аплазия Атмосфера Биоаккумуляция Биогенные (биотические) Биологические факторы Биосфера Гидросфера Двигательная активность Деградация среды Дистресс Дозы загрязнения Загазованность Загрязнитель Загрязнение среды Запыленность воздуха Заражение Здоровье Земля Излучение Канцерогены Кислотный дождь Климатопатология Ксенобиотик Концентрация Литосфера Магнитосфера Медицина Металлы тяжелые Метеопатия Мутагены Мутация Наследственность Облучение Окружающая среда Онкологические заболевания Организм Ослабление иммунной системы Природные явления Профессиональная дея-тельность Рациональное питание Режим труда и отдыха Социальные воздействия Тератогенез Тератогены Токсикант Токсичность Уровень загрязнения Факторы среды Человек Экология Экология человека Экологическая медицина Эманация Эмиссия

 

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Преподаватель: Человек! Человек – крошечная частица великого, необозримого Космоса. Человек, рожденный Океаном и выпестованный доброй, мудрой и терпеливой матерью Природой. Человек, живущий под крышей сказочно прекрасного Дома-Биосферы. Кто же ты такой? В чем твоя суть? (идет обсуждение данного во­проса в течение 3 – 5 мин) Ответы: Человек как живое биологическое существо есть часть естественной природы, а как существо общественное – часть общества, социальной природы. Существует как бы два человека в одном: био- и социо-.   Человек – часть природы, Человек – царь природы.  

 

Преподаватель:

Мы с вами начинаем изучать тему «Человек и окружающая среда». Для того, чтобы выяснить тему этого урока, вам необходимо ответить на некоторые вопросы.

Биологический диктант:

Вопросы Баллы Ответы:
  1. Все, что нас окружает и не сделано руками человека, называется …
  2. Природа бывает … и ….
  3. Назовите оболочки Земли.
 
  1. Неживую природу составляют: оболочки: ….
  2. Живая оболочка Земли называется ….
  3. Биосферу составляют такие оболочки Земли: ….
   
  1. Биосферу населяют ….
   
  1. Почему человек стоит отдельно от животных?
  2. Назовите известные вам факторы природной среды и объясните их происхождение. Приведите примеры.
 
  1. Можно ли назвать синонимами понятия “Природа” и “Окру-жающая среда”? Почему?
  2. Перечислите системы органов человека.
   
  1. Что такое «Здоровье»?
  2. От чего зависит здоровье человека?
0,5   0,5 1   0,5   0,5   1   0,5     1   1,5   0,5   0,5   1 1
  1. ПРИРОДА
 
  1. Живая и неживая.
  2. ЗЕМЛЯ
Атмосфера Биосфера Гидросфера Литосфера Магнитосфера
  1. (перечисляют).
 
  1. Биосфера.
 
  1. Атмосфера (нижняя часть, до озонового слоя)
Гидросфера (вся) Литосфера (верхняя часть)
  1. Живые организмы: микроорганизмы растения, грибы, животные и ЧЕЛОВЕК.
  2. Человек – существо биосоциальное.
   
  1. ФАКТОРЫ СРЕДЫ:
Абиогенные (абиотические) Антропогенные Атмосферные Биогенные (биотические)
  1. Нет, так как понятие “Окружающая среда” включает природные и антропогенные факторы.
  2. Кровеносная
Дыхательная Пищеварительная Выделительная Половая Нервная
  1. (Отвечают).
  2. (перечисляют, используя схему – таблицу 1 и таблицу 1).

 

Максимально – 10 баллов.

Схема 1 Здоровье человека и окружающая среда

ЗЕМЛЯ

Оболочки:

1. атмосфера;

2. литосфера;

3. гидросфера;

4. биосфера;

5. магнитосфера.

ПРИРОДА

Виды:

Живая

Неживая

Факторы среды:

1. Абиотические (абиогенные);

2. Биотические (биогенные);

3. Атмосферные;

4. Антропогенные.

Схема-таблица 1 Факторы, влияющие на здоровье

Часть

(природные факторы)

Загрязнение окружающей среды:

Физическое

Химическое

Биологическое

Радиационное

Природные явления:

Магнитные бури;

Атмосферные явления,

Природные излучения

Генетика и биология человека;

Патогенные организмы;

Внешняя среда

Природно-климатические условия


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.