Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2020-12-06 | 118 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Урок №17-18
Раздел: Основы медицинских знаний и медико-санитарной подготовки.
Тема: Здоровье человека и окружающая среда.
Цель:
Выяснить:
Сформировать понятия:
Осуществлять всестороннее развитие и комплексное воспитание личности. Воспитывать у студентов навыки НОТ (обучать умению ставить цель, выделять существенное, главное, планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе, беречь время).
Развитие логического мышления, памяти, речи и познавательного интереса к предмету.
План
1. Источники загрязнения окружающей среды: химические, физические, радиоактивные, шумовые, тепловые, электромагнитные.
2. Основные источники антропогенного загрязнения окружающей среды.
3. Здоровье как показатель результата взаимодействия человека и окружающей среды.
4. Влияние природы на здоровье человека.
5. Влияние деятельности человека на окружающую среду.
6. Влияние окружающей среды на человека.
7. Условия нормальной жизнедеятельности человека.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Абиогенные (абиотичес-кие) Адаптация Аллерген Аллергия Аномалия Антропогенный Антропосфера Аплазия Атмосфера Биоаккумуляция Биогенные (биотические) Биологические факторы Биосфера Гидросфера Двигательная активность Деградация среды Дистресс Дозы загрязнения Загазованность Загрязнитель Загрязнение среды | Запыленность воздуха Заражение Здоровье Земля Излучение Канцерогены Кислотный дождь Климатопатология Ксенобиотик Концентрация Литосфера Магнитосфера Медицина Металлы тяжелые Метеопатия Мутагены Мутация Наследственность Облучение Окружающая среда Онкологические заболевания | Организм Ослабление иммунной системы Природные явления Профессиональная дея-тельность Рациональное питание Режим труда и отдыха Социальные воздействия Тератогенез Тератогены Токсикант Токсичность Уровень загрязнения Факторы среды Человек Экология Экология человека Экологическая медицина Эманация Эмиссия |
|
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Преподаватель: Человек! Человек – крошечная частица великого, необозримого Космоса. Человек, рожденный Океаном и выпестованный доброй, мудрой и терпеливой матерью Природой. Человек, живущий под крышей сказочно прекрасного Дома-Биосферы. Кто же ты такой? В чем твоя суть? (идет обсуждение данного вопроса в течение 3 – 5 мин) | Ответы: Человек как живое биологическое существо есть часть естественной природы, а как существо общественное – часть общества, социальной природы. Существует как бы два человека в одном: био- и социо-. Человек – часть природы, Человек – царь природы. |
Преподаватель:
Мы с вами начинаем изучать тему «Человек и окружающая среда». Для того, чтобы выяснить тему этого урока, вам необходимо ответить на некоторые вопросы.
Биологический диктант:
Вопросы | Баллы | Ответы: |
| 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 1 1,5 0,5 0,5 1 1 |
|
|
Максимально – 10 баллов.
Схема 1 Здоровье человека и окружающая среда
ЗЕМЛЯ
Оболочки:
1. атмосфера;
2. литосфера;
3. гидросфера;
4. биосфера;
5. магнитосфера.
ПРИРОДА
Виды:
Живая
Неживая
Факторы среды:
1. Абиотические (абиогенные);
2. Биотические (биогенные);
3. Атмосферные;
4. Антропогенные.
Схема-таблица 1 Факторы, влияющие на здоровье
Часть
(природные факторы)
Загрязнение окружающей среды:
Физическое
Химическое
Биологическое
Радиационное
Природные явления:
Магнитные бури;
Атмосферные явления,
Природные излучения
Генетика и биология человека;
Патогенные организмы;
Внешняя среда
Природно-климатические условия
ЧАСТЬ 3
(социальные факторы)
Медицина и здравоохранение
Социальные воздействия
Лечебно-профилактические мероприятия
Стрессовые ситуа-ции (дистресс);
Материально-бытовые условия;
Семейное положение.
Таблица 1
|
Факторы риска
Факторы, влияющие на здоровье | Значение для здоровья, примерный удельный вес (%) | Группы факторов риска |
Образ жизни | 49-53 | Курение, употребление алкоголя, наркотиков, несбалансированное, неправильное питание, злоупотребление лекарствами; Вредные условия труда; Стрессовые ситуации (дистресс); Адинамия, гиподинамия; Плохие материально-бытовые условия; Непрочность семей, одиночество; Низкий образовательный и культурный уровень; Чрезмерно высокий уровень урбанизации. |
Генетика, биология человека | 18-22 | Предрасположенность к наследственным болезням. |
Внешняя среда, природно-климатические условия | 17-20 | Загрязнение воздуха, воды, почвы; Резкая смена атмосферных явлений; Повышенные космические, магнитные и другие излучения. |
Здравоохранение | 8-10 | Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания. |
Таблица 2 Жизненные ресурсы организма и экология
Среда
Воздух
1
Вода
2
Пища
3
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(2-3 мин)
(Эпиграф)
«В здоровом теле –
здоровый дух»
преподаватель:
Сейчас мы постоянно слышим слова: “плохая экология”, “магнитные бури”, “синдром приобретенной усталости”, “СПИД” и др.
Вопросы:
1. Что они значат?
2. Почему именно сейчас очень остро встали перед человечеством эти проблемы?
3. Как они связаны с нами? С нашим прошлым, будущим и настоящим?
|
Наш организм, как и все живые организмы, тесно связан с окружающей средой. Все мы дети природы. Мы знаем, что взаимодействие человека и природы очень неоднозначно. Любое из этих взаимодействий сказывается на здоровье человека. Данное взаимодействие можно выразить так:
Схема 2
ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА ЗДОРОВЬЕ ОКРУЖАЮЩАЯ РЕДА |
Вопросы:
1. Каковы сейчас наши взаимоотношения с окружающей средой?
2. От чего зависит здоровье человека?
3. Как мы влияем на природу, а природа – на нас?
4. К чему приводит это влияние?
5. В чем выражается взаимодействие человека и природы?
Преподаватель: Итак, о чем же пойдет речь на этом уроке?
(студенты называют тему урока)
Преподаватель:
«В здоровом теле – здоровый дух» - так считали еще древние.
А что это значит?
Что такое здоровье?
От чего зависит здоровье?
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА,
где более выражено взаимодействие _______________________________________________
1. В ХХ веке возникла новая отрасль науки - ________________________________________, учитывающая данное взаимодействие.
2. Факторы, укрепляющие здоровье:
1. двигательная активность:
1. рациональное питание:
1. режим труда и отдыха:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1. Выяснить виды загрязнений природы, вызванные профессиональной деятельностью.
2. Выснить факторы производственной деятельности, влияющие на здоровье.
Таблица 3 Здоровье человека и окружающая среда
Загрязнитель
Допусти-мая норма
Влияние на …
Аллергены
Канцерогены
Мутагены
Тератогены
Таблица 4 Влияние деятельности человека на природу
Оболочка Земли
1 |
Атмосфера | |||||||||
Литосфера | ||||||||||
Гидросфера | ||||||||||
Биосфера | ||||||||||
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:
Вопросы:
1. Что мы сегодня рассматривали на уроке?
2. В чем заключается взаимодействие человека и природы?
3. Какое из взаимодействий человека и природы выражено сильнее?
4. Как природа влияет на человека?
5. Почему? Приведите примеры.
6. К чему приводит это влияние?
7. Какие новые понятия и термины вы узнали на этом уроке?
Преподаватель:
Мы видим, что природные факторы, влияющие на человека, можно разделить на 2 группы:
1. первичные (собственно природные, не зависящие от человека);
2. вторичные (антропогенные).
Подробнее об этом и многом другом мы поговорим на следующих уроках.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль, 1998.
2. Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль, 1998.
3. Хижняк М. І., Нагорна А. М. Здоров’я людини та екологія. – К., 1995.
4. Экология. Школьный справочник / Сост. А. П. Ошмарин, В. И. Ошмарина. – Ярославль, 1998.
Урок №17-18
Раздел: Основы медицинских знаний и медико-санитарной подготовки.
Тема: Здоровье человека и окружающая среда.
Цель:
Выяснить:
Сформировать понятия:
Осуществлять всестороннее развитие и комплексное воспитание личности. Воспитывать у студентов навыки НОТ (обучать умению ставить цель, выделять существенное, главное, планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе, беречь время).
Развитие логического мышления, памяти, речи и познавательного интереса к предмету.
План
1. Источники загрязнения окружающей среды: химические, физические, радиоактивные, шумовые, тепловые, электромагнитные.
2. Основные источники антропогенного загрязнения окружающей среды.
3. Здоровье как показатель результата взаимодействия человека и окружающей среды.
4. Влияние природы на здоровье человека.
5. Влияние деятельности человека на окружающую среду.
6. Влияние окружающей среды на человека.
7. Условия нормальной жизнедеятельности человека.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Абиогенные (абиотичес-кие) Адаптация Аллерген Аллергия Аномалия Антропогенный Антропосфера Аплазия Атмосфера Биоаккумуляция Биогенные (биотические) Биологические факторы Биосфера Гидросфера Двигательная активность Деградация среды Дистресс Дозы загрязнения Загазованность Загрязнитель Загрязнение среды | Запыленность воздуха Заражение Здоровье Земля Излучение Канцерогены Кислотный дождь Климатопатология Ксенобиотик Концентрация Литосфера Магнитосфера Медицина Металлы тяжелые Метеопатия Мутагены Мутация Наследственность Облучение Окружающая среда Онкологические заболевания | Организм Ослабление иммунной системы Природные явления Профессиональная дея-тельность Рациональное питание Режим труда и отдыха Социальные воздействия Тератогенез Тератогены Токсикант Токсичность Уровень загрязнения Факторы среды Человек Экология Экология человека Экологическая медицина Эманация Эмиссия |
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Преподаватель: Человек! Человек – крошечная частица великого, необозримого Космоса. Человек, рожденный Океаном и выпестованный доброй, мудрой и терпеливой матерью Природой. Человек, живущий под крышей сказочно прекрасного Дома-Биосферы. Кто же ты такой? В чем твоя суть? (идет обсуждение данного вопроса в течение 3 – 5 мин) | Ответы: Человек как живое биологическое существо есть часть естественной природы, а как существо общественное – часть общества, социальной природы. Существует как бы два человека в одном: био- и социо-. Человек – часть природы, Человек – царь природы. |
Преподаватель:
Мы с вами начинаем изучать тему «Человек и окружающая среда». Для того, чтобы выяснить тему этого урока, вам необходимо ответить на некоторые вопросы.
Биологический диктант:
Вопросы | Баллы | Ответы: |
| 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 1 1,5 0,5 0,5 1 1 |
|
Максимально – 10 баллов.
Схема 1 Здоровье человека и окружающая среда
ЗЕМЛЯ
Оболочки:
1. атмосфера;
2. литосфера;
3. гидросфера;
4. биосфера;
5. магнитосфера.
ПРИРОДА
Виды:
Живая
Неживая
Факторы среды:
1. Абиотические (абиогенные);
2. Биотические (биогенные);
3. Атмосферные;
4. Антропогенные.
Схема-таблица 1 Факторы, влияющие на здоровье
Часть
(природные факторы)
Загрязнение окружающей среды:
Физическое
Химическое
Биологическое
Радиационное
Природные явления:
Магнитные бури;
Атмосферные явления,
Природные излучения
Генетика и биология человека;
Патогенные организмы;
Внешняя среда
Природно-климатические условия
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!