Рождество Христово - беседа-театрализация — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Рождество Христово - беседа-театрализация

2020-11-19 144
Рождество Христово - беседа-театрализация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ведущая-хозяюшка (в русском национальном костюме): Рождество... Многим детям и взрослым из нашего поколения этот праздник незнаком, а между тем до 1917 года праздник этот был одним из самых любимых и почитаемых на Руси. В ночь на 25 декаб­ря по старому стилю, а по новому 7 января по всей России в малых и больших церквях совершалось торжественное богослужение. А ел­ка пришла в Россию сравнительно недавно, впервые при Петре I. Вечная зелень ели была символом обновляющейся жизни. Вот и ста­ли перед Рождеством украшать елью дома и храмы. Рождество Христово называют матерью всех праздников. Значение этой ночи так велико, что даже летоисчисление и весь ход истории ведем от Рождества Христова.

В ночь с 6 на 7 января родился Иисус Христос - сын Божий, спаситель мира, т.к. слово Иисус означает «спаситель». Во славу Христа пелись песни и слагались стихи. Вот одна из песен:

«Слава Богу на небе, слава». (Сборник "100 русских народных песен". М., Музыка, 1985, № 45, стр. 50).

Простой народ с благоговением относился к этому празднику. Праздновался он ярко, красиво. Перед праздником - 40 дней – пост, в это время люди каются и больше молятся, не едят мяса, молока, яиц, а едят постную пищу: хлеб, овощи, фрукты.

День перед Рождеством называют Сочельником, т.к. в этот день едят сочиво - это рисовый или ячменный взвар (жидкая каша) с медом, ягодами и орехами, а с появлением первой звезды под иконы ставили кутью (взвар) и, помолившись, все садились за стол.

И было чудо на земле и чудо в небесах:

Как солнце, вспыхнула в лучах звезда в полночной мгле.

 Она плыла над миром слез и свет ее сиял

 И бедным пастырям вещал, что родился Христос.

 И в Вифлием волхвы за ней дары свои несли

 И на соломе там нашли очи Царя Царей.

(Сл. Г.Галиной.. муз. А.Гречанинова)

На Рождество ели много, вкусно. Непременным угощением были блюда из свинины. Пекли из пшеничного теста коровок, бычков, петушков в знак того, чтобы на дворе было побольше животинки. С самого утра выходили на улицу дети, они ходили из дома в дом и славили Христа в песнях и стихах. Зазывали Коляду на каждый двор, а Коляда - это божест­во - символ жизни и смерти.

Славя Христа, дети пели колядки. За пение их награждали деньгами и пирогами.

(Выходят дети с шестиконечной звездой и поют колядки)

  Воробушек летит

Воробушек летит - хвостиком вертит,

 А вы, люди, знайте, столы застилайте,

 Новый год встречайте.

Сею-вею посеваю, с Новым годом поздравляю,

 На телят, на жеребят и на маленьких ребят,

 Кабы нам колядок на недель десяток.

 

1-й: Как зашли мы зашли да на дядюшкин двор! У дядюшки на дворе дров костер!

2-й: А вокруг-то двора тын серебряный стоит.

3-й: Здравствуйте! С Новым годом, со всем родом! Чтоб здоровы

были, много лет жили!

 

С Новым_годом!

Здравствуйте, с Новым годом!

Со всем родом!                                 

Чтоб здоровы были!

Много лет жили!        

(Появляется "хозяин", дети приветствуют его).

1-й: Щедрый вечер - добрый вечер!

2-й: Сеем-веем-посеваем, с Новым годом поздравляем! (осыпает пшеницей хозяина).

3-й: Таусень-маусень! Дома ли хозяйка?

 Хозяин: Вставай, вставай, Варварушка! Вставай, барыня моя! К тебе гости пришли, дорогие пришли! Тебе гость - почет, а мне честь воздает!

(дети поют)

Коляда, ты, Коляда

Коляда, ты. Коляда, как ходила Коляда,

Как искала. Коляда, Тимофеева двора!

Тимофеев двор на семи столбах,

На восьми воротах!

Уж ты, тетушка, красно солнышко,

Уж ты, дядюшка, светел месяц.

Ваши детушки - часты звездочки.

Вон, на полке - пироги, вы давайте их сюды,

Вы давайте, не ломайте, вы несите, не трусите!

 Хозяйка: Милости просим, гости дорогие!

 Колядовщики: Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой! С Новым годом, с праздником!

2-й: Позволь-ка ты, хозяин, под окошко встать, коляду расска­зать.

3-й: Уж как наша Коляда не велика, не мала, она в двери не влезает, к нам в окошко шлет, через улицу метет, через тын подает!

4-й: Давайте хозяев повеличаем!

5-й: Как и первая звезда - все Варварушка.

6-й: А вторая звезда – Тимофеюшка.

7-й: Ваши детушки - часты звездочки.

 Все: Слава!

 

1. Благослови, хозяйка ешо нашу Коляду!

 Коляда! Коляда! Кто даст Коляды –

Тому двор животы! Коляда! Коляда!

Кто не даст Коляды - тому мышь в квашню!

 Коледа! Коледа!

2. Ой, Коляда – коляда,          Кто подаст каши – золоты чаши.

Посконная борода.                          Кто даст свежины -

Таусень – маусень!                          Золотые чугуны,

Открывай-ка ворота,          Уж, ты, бабушка, подай,

Выноси-ка пирога!                          Ты, Варварушка, подай!

Кто подаст лепёшки –         Подавай, не ломай,

Золоты окошки,                    Неси целый каравай!

 

1-й: Не подашь пирожок - мы корову за рожок!

2-й: Свинку - за шерстинку, быка - за хребтинку!

3-й: Не дашь кишку - мы свинью за виску!

4-й: Не дашь блинка - мы хозяина - в пинка!

 Щедровочка щедровала, под оконце подбегала.  

 Что ты, тетка, наварила, что ты, тетка, напекла?

 Выноси нам поскорей, не морозь-ка детей!

(Говорком)

У нас чеботы маленьки - у нас ножки зябнут!

У нас рукавички худеньки - у нас ручки зябнут.

 У нас платочки тоненьки - у нас ушки зябнут!

А кафтан-то короток - колядовщик передрог!

(Хозяйка и хозяин выносят угощение)

Колядовщики: Желаем вам, хозяева дорогие, здоровья и благопо­лучия, урожая хорошего!

2-й: Нивка узенька, жито густенько,

 чтобы колос - с бревно, зерно - с ведро!!!

3-й: Кому песню поем, будет добро,

тому сбудется, не минуется!!!

 

Ведущая: С 7 по 19 января шли зимние святки. Это море обычаев, обрядов и примет, но все же все святки можно подразделить на такие моменты:

Колядование,

Балования,

Игрища,                     

Гадания.             

Колядование вы уже видели, а вот как баловали? По-всякому! В Рождественскую ночь прощалось то, чего никогда не прощали в жизни: например, можно было раскатать поленницу дров, ночыо могли сани на крышу затащить, а двери могли водой облить так и приморозить, что утром только в окно можно было вылезти. Вот и сторожили старые люди свои дома, а уж кто не убережет, тому и хлопотать по утру.

А еще в Рождество ходили ряженые, особенно часто рядились в козла. Это особое животное, коза - символ плодородия, ее при­сутствие означало достаток и урожаи на следующий год. Обяза­тельно кто-то рядился в вывернутую на изнанку шубу или же делал голову козы. Много игр, песен и сказок было связано с образом козы. Вот одна из таких сказок. Называется она "Коза-брякуха" (брякуха - обманщица).

(Дети исполняют сказку про козу)

Игрища. Любили русские люди поиграть! И дети играли, и под­ростки, а иногда и взрослые не стеснялись в игре поучаствовать. Ну, кто хочет поиграть, повеселиться, выходи в круг! Начинаем игру "Шел козел дорогою" (Дети стоят в кругу, выбира­ют козла, все поют)

Шел козел дорогою, дорогою, дорогою,

 Нашел козу безрогую, безрогую, безрогую,

 Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, коза,

Все горюшко размыкаем, размыкаем, коза!

(по мостику - без хвостика, тропинкою - с горбинкою, канавою -корявую, опушечкой - дурнушечку).

 Вторая игра "Шел козел по лесу"

А самым интересным, загадочным и таинственным были гадания. Ах, как хотелось свою судьбу узнать. Вот некоторые гадания:

I. Выходили под ночь на дорогу и спрашивали у первого встреченного мужчины, как ваше имя? Значит, будущий жених будет иметь ту же внешность и то же имя.

2. Клали под подушку гребень и говорили: "Суженый-ряженый, причеши мне голову». Жених после этих слов обязательно должен присниться.

3. Когда хотелось увидеть лицо того, кто тебе зло учинит или счастье принесет, то съедали на ночь наперсток соли, при этом спрашивали: "Кто придет и меня напоит?" Обязательно кто-то приснится, а по тому, какую он воду принесет: мутную, чистую или сладкую - судили о пришедшем. Мог и вовсе воды не дать, во сне хохотом пытать. Его лицо во сне увидишь - будешь знать, кого опасаться.

4. На святках, ложась спать, завязывали таракана в рукав и говорили: "Таракан, таракан, покажи тот терем, где буду жить?" Присниться должен тот дом, куда замуж пойдешь".

А сейчас посмотрите фрагмент гадании.

(Стол, на столе свеча, зеркало, сито с зерном, блюдо с водой)

Девушка: Барыня-сударыня! Дарья Матвеевна! Девки идут!

(Со смехом, шумом, стряхиваясь от снега, вбегают девушки)

 Хозяйка: Ну, что, девушки, погадаем? Женихов выбирать будем?

(Берет сито с зерном)

Кладите сюда колечки! (Девушки кладут свои и материнские коль­ца, хозяйка перемешивает их с зерном)

Ну, что, начнем! (Каждая девка по очереди вынимает горсть зерна, а хозяйка спрашивает: Какое у тебя колечко?

 Девушка: Медное!

Хозяйка: Значит, будет муж бедный! (Серебряное - простой па­рень из хорошей семьи, кольцо с камнем - барин, золотое - ку­пец, свое кольцо - исполнится заветное желание, два кольца -два мужа, ничего - не выйдешь замуж в этом году).

Хозяйка: Ну, что, девоньки, еще погадаем? Иди сюда ты, светленькая и ты, голубоглазая. Завяжу я вам глаза, а вы впотьмах полено выбирайте.

(Девушки из кучи дров выбирают полено)

 Хозяйка: Ну, какое тебе полено досталось?

Девушки: Гладкое.

Хозяйка: Ну, значит, муж будет гладким, молодым да ласковым! А тебе?

Девушка: Сучковатое, с трещинкой!

Хозяйка: Ну, значит, муж будет старый, сердитый ворчун, а суч­ков-то много?

Девушка: Много!

Хозяйка: Ну, значит, муж будет старый, сердитый, но зато бога­тый. А что, девоньки, не узнать ли нам, каким будет Новый год?

(В миску наливает воду и приговаривает: ''Ты, вода, не шуми, не греми, через край не лейся, а как есть новолетие держи, о грядущем скажи. Поставим миску в сени холодные, ближе к двери, а утром поглядим: лед в гору пойдет - будет добрый год! Лед застынет ровнешенько - будет жизнь прямешенька, лед поднимется буграми - и горе, и счастье видовать, лед вымерзнет лункой - ущербным будет год!

 Девка (вбегает, кричит): Девки! Парни зовут на санках кататься!

(Девки с визгом убегают)

 Хозяйка: Эх, молодо-зелено, а весело-то как! Ведущая: А теперь мы подошли к игрищам и гуляниям. Посмотрите святочный хоровод: "Выцветали мои цветочки".

 Игра "Прянишна доска" (Прянишна доска, с целого пенька, с це­лого пенька скинь-ка паренька).

Ведущая: Игра "У дядюшки Трифона". Дети стоят в кругу. Выбира­ется Трифон. Все поют:              

У дядюшки Трифона было семь сыновей,

Эх, семеро, семеро, семь сыновей,

Они не пили, не ели, друг на друга все глядели.

Они делали вот так!!!

(водящий показывает движение, все повторяют, выбирают нового водящего)

Ведущий: А сейчас - самая страшная игра, она называется "Покойник". Послушайте, как в нее играли: кто-то из играющих изображал покойника, руки и лицо ему обмазывали тестом и, занеся в горницу, в избу, укладывали на лавку, все начинали петь:

Умер покойник в среду - во вторник,

Пришли хоронить, он руками шевелит

(покойник шевелит руками).

 Умер покойник в среду - во вторник,

 Пришли хоронить, он ногами шевелит

 (глазами глядит, сидит, стоит, навстречу бежит!!!)

(Ребята и взрослые играют)

Ведущая: Наша встреча подходит к концу, в заключение предла­гаем вам святочный хоровод "Заплетайся, плетень".

(девочки исполняют хоровод)

 

Приложение № 2

                МАСЛЕНИЦА

Звучит грамзапись русских народных песен "Весна-красна". Выбегают зазывалы:

I. Э-ге-гей! Собирайся, народ!

Сегодня вас много чудесного ждет!

2.Мы зовем к себе тех, кто любит веселье и смех!

3. Силу и ловкость проявите здесь,                    

До начала времени осталось в обрез.

4. Ждут вас игры, забавы и шутки,

Скучать не дадут ни минутки (хором).

 

Выходит ведущая в народном костюме:

Эй, господа! Пожалуйте сюда!

 Здравствуйте, жители провинциальные,

 Ближние и дальние!

 Немцы - лекари, евреи-аптекари,

Французы, итальянцы, заграничные мериканцы,

Российские баре, астраханские татаре.

 Господам купцам, молодцам,             

 Бледнолицым современным девицам

 Мое почтение.

Всякая шушера нашу комедию слушает,   

 Остается довольна за представление.

 А посему, еще раз вам мое нижайшее почтение!

 

Зазывалы: I. Внимание, внимание!

Приглашаем всех на гуляние!

 2. Собирайся, честной народ, в гости к нам праздник идет!

3. Выходи и стар, и млад! Запевай-ка песни в лад!

 Все: песни пой и пляши, веселись от души!

Зазывалы и ведущая приглашают всех зрителей в круг на хоровод. Исполняется песня "Масленичная".

Ведущая: Дорогие дети! Сегодня мы отмечаем прекрасный русский праздник – МАСЛЕНИЦУ. О ней в народе говорили так: " не житьё, а масленица", "масленица - объедуха - деньгам прибируха", "не все коту масленица", "без блинов не маслена", "хоть с себя все заложить - а масленицу проводить".

Праздновали ее целую неделю с песнями, плясками, играми и угощениями. Деревня к деревне в гости ехала показать себя.

По стародавнему поверью, кто схоронится в своей избе, тот      и двор свой схоронит.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ - ПОНЕДЕЛЬНИК - так и называется - ВСТРЕЧА. А не повстречать ли и нам Масленицу?

Душа ль ты моя, Масленица,

Перепелиные косточки,

 Бумажное твое тельце,

 Сахарные твои уста,

 Сладкая твоя речь.

 Приезжай ко мне в гости на широк двор.

 На горах покататься,

 В блинах поваляться,

Сердцем потешиться.

Эх, не слышит меня...

А ну-ка, зазывалы, попробуйте докричаться вы! Зазывалы (хором):

 Уж ты ль, наша масленица!

Красная краса, русая коса!

Тридцати братьев сестра,

 Сорока бабушек внучка,

 Трех матерей дочка,

 Кеточка, ясочка,

 Ты ж наша перепелочка,

 Приезжай к нам во тесовый дом!

 Душой потешиться, умом повеселиться,

 Речью насладиться!

Исполняется песня "Едет масленица дорогая", зазывалы вносят соломенную масленицу, обходят всех зрителей и устанавливают на горке.

Ведущая и зазывалы:

 Дорогая наша гостья Масленица,

 Авдотьюшка Изотьевна,

 Дуня белая, Дуня румяная,

 Коса длинная, триаршинная,

 Лента алая, двуполтинная,

 Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведённые,

Шуба синяя, ластки красные,

Лапти частые, головастые,

Портянки белые, набеленые.

 Исполняется «Весна-красна».

Ведущая: Вот и встретили Масленицу в понедельник

Наступал вторник и назывался он - ЗАИГРЫШ. Ни свет, ни заря ряженые собирались по дворам ходить, представление давать, да в игры играть. А мы с вами будем ярмарку открывать.

Зазывалы поднимают красочно украшенную дугу, через которую выходит Коробейник. Коробейник: Эй ты, народ честной,

Торопись, налетай, не стой!   

Кому ленты, кому косынки,

Есть на любой вкус ботинки!

Парча красная да

Парча прекрасная,

Есть ниточки, есть катушечки;

Налетай, покупай, девки-душечки!

Ведущая: Ах, дорогой коробейник, должна тебя огорчить: ярмарка у нас не простая, а настоящая.

 Зазывалы (хором): ИГРОВАЯ!

Ну что тут толковать,

 Пора ярмарку открывать!

Зазывалы: I. Проходите, господа, в золотые ворота

               Первый раз прощается,

              Второй раз запрещается,

               А на третий раз не пропустим вас!

 (с этими словами они опускают "ворота")

Зазывалы делят зрителей на две группы и проводят с ними пере­тягивание каната.

Вбегает Коза в шубе наизнанку и с приделанными рогами.

Ведущая: А вот и Коза! Бегите, детки, кто сюда, От козы спасайтесь,

Да на рога к ней не попадаетесь!

Исполняется «Го-го-го коза» (14 раз).

Под музыку коза бегает за детьми и бодает их, дети разбегают­ся, по окончании музыки зазывалы прогоняют козу.

Проводится игра "Шел козел по лесу" (приложение).

Появляется Поводырь с медведем на длинной веревке.

 Поводырь: Ну-ко, Михайло Потапыч, поворачивайся! Вишь, народ собрался подивиться, Да твоим заморским потешкам поучиться! С праздником, добрые люди, поздравляем! (кланяется) Ну-ко, Мишенька, покажи, как красные девицы-молодицы белятся, румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются.

(Медведь садится, одной лапой трет морду, другой вертит кукиш)

Поводырь: А как бабушка Ерафеевна блины на масленицу печь собралась? Блинов не напекла, а только сослепу руки сожгла да от дров угорела. (Мишка лижет лапу, ревет, мотает головой)

Поводырь: А ну-ко, Михаило Потапыч, покажи, как бабы на барскую работу не спеша идут. (Мишка еле передвигает ноги)

Поводырь: А как с работы домой бегут? (Бежит косолапя)

Поводырь: А как старые старухи в бане парятся, на полке валяются? (Мишка падает на спину и машет лапами)

 Поводырь: Она, вишь, угорела, у ей головушка заболела.

А ну-ка, Мишка, которое место? (показывает попу)

Поводырь: Да нет, Миша, не это, где головушка-то?

(Миша берется за виски и покачивается)

 Поводырь: Ну-ко, Миша, попляши, у тебя ножки хороши!

(Пляска медведя переходит во всеобщую пляску)

Поводырь: Приободрись же, Михаило Потапыч, поклонись на все четыре ветра, да благодари за почет, за глядение! (уходят)

 

Ведущая: Четвертый день Масленицы назывался ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ или РАЗГУЛ. В этот день славилось возрождение солнечных дней. Будто и блин поспел от солнца. Устраивались катания на лошадях, на горках, проводили всякие соревнования. Давайте и мы с вами посоревну­емся..

Зазывалы: Широкорожая Масленица, мы тобой хвалимся,

 На горах катаемся, блинами объедаемся!

1. Кто дальше всех с горки съедет.

2. Две команды по пять человек: (эстафета). В одну сто­рону бегут задом наперед, обратно бегут как обычно.

3. Две команды по пять человек: бег на одной лыже.

4 Две команды по десять человек (парами): бег на трех ногах.

5. Две команды по пятнадцать человек: из рук делают плетень и по команде - эстафетой - целуют друг друга в щеку. Кто быстрее поцелуется.

Игра "У дядюшки Трифона (приложение).

 ПОБЕДИТЕЛИ ПОЛУЧАЮТ БЛИНЫ.

 Зазывалы: I. А народ-то гомонит, разговаривает,

По ярмарке по нашей похаживает.

2. Закликалы свое дело знают,

Всех людей умело зазывают.

3. Погляди, какие румяные девицы,

           Все, небось, мастерицы - рукодельницы.

  А одна, глянь, в сторонке стоит,

  Ни туда, ни сюда не глядит.

5. Да работа ее, наверно, в том, чтоб ничего не

делать.

Ведущая: А покажи, красная девица, свое умение,

нам на удивление, всем на заглядение.

Интермедия с Петрушкой (приложение).

 Ведущая: Ну, а теперь поиграем в капканы. По кругу стоят несколько "капканов" (по двое ребят сцепились за руки.). Ос­тальные цепочкой под музыку бегут через них. По окончании музы­ки "ворота" закрываются. Те, кого поймали, становятся "капка­нами".

Ведущая: В пятницу были ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРА. И не зятья к тещам хо­дили на блины, как теперь, а наоборот: тещи к зятьям. С утра зятья хлопотали по хозяйству. Ну, а в субботу - ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ- молодые невестки принимали гостей со стороны мужа. Что говорить: мир да лад не всегда между бабами царил. А тут праздник как бы давал предлог: сойтись душами, поговорить о житье-бытье. Вот так и было: днем гостей принимали, а потом в игры играли.

 Игры "Дедушко Олень", "Ворон"

Исполняется "А что же у нас ранёшенько на дворе".

 Выезжает Емеля на печи:

Емеля: Ух! Как много-то вас!

А чего это вы тут собрались?

Или, может, ждете чего?

 Отвечайте, не скрывайтесь!

Ведущая: Ну вот, пожалуйста, явился - не запылился!

 Сам Емеля на печи пожаловал! Здравствуй, Емелюшка.

 Емеля: Здравствуйте, здравствуйте!

Давно не виделись, меня-то небось заждались.

Ведущая: Ну не так чтобы очень, но раз уж пришел,       пожелай тогда нам чего-нибудь!

Емеля: Здоровья вам и добра!

 Чтоб была у всех думка одна.

Чтоб знали все наперед.

 И от улыбок не закрывали рот.

 А я вот всем сейчас куплеты спою:

Моя милая красива, только носик короток,

Восемь курочек усядется, девятый петушок.

Ведущая: Ай да Емеля, молодец! Ну, Емелюшка, коли ты приехал, так расскажи гостям о последнем дне масленицы.

Емеля: Да мне неохота.

Господа умные и глупцы, дворяне и купцы.

И купчихи краснощекие, всем вам мои поклоны глубокие.

 А теперь ступайте, по ярмарке нашей гуляйте.

 Да блинами вкусными себя угощайте.

Ведущая: Ох, Емеля, зря! Ведь последний день прощания с Масленицей назывался ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ или ЦЕЛОВНИК. В этот день люди прощали друг друга. Горькое и досадное с душ снимали. А ввечеру зажигали Масленицу.

Ведь в соломе таилась бурная сила растительности, которую люди желали передать полям на благо себе. А заканчивалось про­щание низким поклоном и целованием.

Емеля: А, ну дак целоваться я тоже хочу (слезает с печи)

 Ведущая: Коли уж слез с печи Емелюшка, тогда зажигай Масленицу (Емеля берёт факел)

Емеля: Прощай Масленица пересмешница.

 Тырь, тырь, монастырь.

Ты лежи, лежи старуха,

 На осиновых дровах, три полена в голове.

(Емеля поджигает Масленицу)

Зазывала: Масленица загорела,

 Всему миру надоела

Обманула, провела,

 Годика не дожила,

 До поста довела.

Шла сторонкою и к нам

по заулочкам, закоулочкам,

несла блинов чугуны, надорвала животы.

Блинов напекла, сама все пожрала,

 А нам редьки хвост дала на пост.

 Весело гуляла, песни играла,

 Протянула до поста, гори сатана.

 Емеля: Хозяйка, а целоваться, прощаться когда будем?

 Ведущая: Да вот сейчас и будем.

Игра "Я НА БОЧКЕ СИЖУ".

Ведущая: А сейчас давайте птичек покликаем (исполняется "Ой, кулики - жавороночки") Игра "ЛЕТЕЛИ ПТИЧКИ".

Ведущая: Емелюшка, а нельзя ли нам напоследок блинами полако­миться. Ведь блины это символ солнца, поминальная трапеза по зиме. Третий день Масленицы так и назы­вался - ЛАКОМКА.  

Емеля: (залезает на печь)

По-щучьему веленью,

 По-моему хотенью,

Явитесь сюда торговцы с блинами.

Исполняется песня '"БЛИНЫ" (на площади продаются блины)

 Ведущая: А теперь позвольте отдать вам наше нижайшее почтение, благодарить за посещение. Приходите в другой раз, ува­жим. И одно вам скажем: Что тешились этим праздником в старину не только голь и баре, а и самые первейшие бояре

А теперь ступайте,

По ярмарке нашей гуляйте,

Да блинами вкусными себя угощайте.

Зазывалы: Прошла Маслена, кончилось гуляние.

 Идем теперь на отдыхание.

Исполняется песня "прощай масленица".

 

 

                                           ЗАВЕТНАЯ ШКАТУЛКА

    Программа воспитательной работы с младшими школьниками.

Г.Ростов-на-Дону

Автор: Н.П. Овсянникова,

научный руководитель:Р.М.Ситько.

 

Покажите детям хорошее, не называя его даже хорошим, но так, чтобы дети сами, своим чувством поняли, что это хорошо, представляйте им дурное, тоже не называя его дурным, но так, чтобы они по чувству ненавидели это дурное.

В. Г. Белинский

 

В основе программы - народное творчество или фольклор, необъятный, бездонный клад тысячелетней мудрости и красоты. Гениальный творец языка и величайший педагог-народ создал та­кие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Обращаясь к произведениям устного на­родного творчества, ребенок учится по ним звукам родного языка, их методике, овладевает умением понимать их смысл, улавливает точность и красоту языка, приобщается к на­родному опыту, народной морали, народной мудрости. Основные нравственные нормы русского народа фиксировались в пословицах и поговорках, легендах, былинах, песнях и сказках. Формировалось понимание противоположности положительных, отрицательных качеств, выкристаллизовывалось понятие добра и зла, славилась добродетель, высмеивался и осуждался порок. Народная педагогика, широко представленная в произведениях устного народного творчества, дает верные и четкие указания относительно воспитания детей. С удивительным педтактом ведет народ ребенка от простеньких потешек к сложным поэтическим образам сказок и ле­генд. Познавая истоки народной мудрости, дети извлекут уроки правды и справедливости, всепобеждающей силы любви и добра, чудного света патриотической гордости.

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: приобщение воспитателей и воспитанников и их родителей к ценностям гуманитарной культуры, оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, самореализации в семье, школе, социуме.

 

ЗАДАЧА: - создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного творчества;

- формирование интереса к изучению истории, культуры и быта русского народа, к традициям и истокам народной мудрости;

- воспитание бережного отношения к устному народному творчеству, красоте родной речи, к обрядам и обычаям русской старины;

- развитие художественных интересов, способностей и дарований детей в процессе сотрудничества и сотворчества со взрослыми;

- формирование способностей образного восприятия богатства и многообразия окружающего мира в сказке, навыков исполнения фольклорных произведений;

- воспитание качеств целостной, свободной, гуманной личности, ориентированной на воспроизводство ценностей общечеловеческой культуры в процессе творческой деятельности детей.

Программа будет претворена в жизнь при помощи игры в её изначальном смысле, соответствующем природе детства, вовлечение ребят в разнообразные ролевые игры, в которых они станут творцами игровых действий, создаст предпосылки для их саморазвития и самореализации.

Программа состоит из шести разделов:

1. Волшебное древо сказок

2. Золотые зёрна народной мудрости

3. Матушка Русь, я тобой горжусь

4. От зимы до осени

5. Самоцветная россыпь русских народных игр

6. Музыкальная шкатулка

ВОЛШЕБНОЕ ДРЕВО СКАЗОК»

 

Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма!

       А.С. Пушкин.

 

Предлагается познакомить детей со сказками – произведениями большого искусства, их разновидностями и истоками, рассказать о собирателе русских народных сказок А.Н. Афанасьеве. Открыть для ребят мир сказки с напевами. Данное содержание может быть реализовано в таких разнообразных формах и видах деятельности как «Эстафета любимых сказок», путешествие «Мимо острова Буяна в царство славного Салтана», «В тридевятое царство, в тридесятое государство», «Конкурс сочинителей сказок «Нашим милым мамам сказки пишем сами», утренник «Алёнушкины сказки», «В гостях у сказки», карнавал сказочных героев «Ребята, давайте жить дружно!»

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.198 с.