Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2021-01-29 | 124 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
для студентов 4 курса
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Форма обучения: очная
Обсуждено на заседании кафедры конституционного, административного и таможенного права «» 2016 г. | Составитель: д.ю.н., доцент кафедры Н.А. Антонова |
Тверь 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по конституционному праву зарубежных стран
Классификация зарубежных государств по уровню их социально-экономического и политического режима; основные тенденции развития конституционного права зарубежных государств; качественные характеристики конституционно-правового развития и конституционного права отдельных государств (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Япония, Польша, Китай, Индия, Иран и др.); правовое положение граждан в зарубежных странах, разновидности политических режимов; формы государства; избирательное право и избирательные системы; орган государства и их положение; парламент и парламентаризм; муниципальные системы.
Предметом курса конституционного права зарубежных стран является конституционное право конкретных стран или, иными словами, национальные государственно-правовые системы.
Целью курса конституционного права зарубежных стран является получение студентами общих понятий об основных институтах конституционного права в сравнительном плане.
В соответствии с данной целью основными задачами курса являются:
- изучение нормативных актов, регламентирующих организацию различных институтов конституционного права зарубежных стран;
|
- изучение основных понятий и категорий науки конституционного права зарубежных стран в их системе;
- формирование четкого представления о сущности, характере и взаимодействии правовых отношений, регулируемых нормами конституционного права в зарубежных странах;
- приобретение навыков ориентирования в специальной литературе по конституционному праву зарубежных стран.
Место дисциплины в структуре подготовки специалиста. Конституционное право зарубежных стран традиционно изучается юристами. Его изучение является важным направлением юридического образования. Различные аспекты государств мира изучаются многочисленными науками, в числе которых политология и политическая география, экономика и экономическая география, история и другие. Немаловажное место при этом отводится юридическим наукам, в том числе и науке конституционного права. Потребность изучения конституционно-правовых институтов зарубежных государств предопределена многими факторами. В том числе и тем, что значительная часть поступающей информации о зарубежных государствах так или иначе касается конституционно-правовых вопросов. Это не может не вызывать чисто научный интерес в исследовании соответствующих процессов, происходящих в странах ближнего и дальнего зарубежья. В то же время расширение и углубление международного сотрудничества вызывает потребность в научном анализе внутригосударственных событий и явлений, что может, в конечном счете, лежать в основе выработки основных направлений и приоритетов во внешней политике.
Наконец, познание основных тенденций функционирования конституционно-правовых институтов зарубежных стран способствует выработке рекомендаций и предложений по совершенствованию институтов власти и демократии. Значение данной дисциплины для юристов состоит в том, что конституционное право зарубежных стран позволяет осуществить сравнительный анализ отечественных и зарубежных институтов конституционного права.
|
России как государству, находящемуся на пути демократического развития, постоянно необходимо учитывать мировой опыт в становлении тех или иных элементов правовой и политической систем. В данном учебно-методическом комплексе многие темы рассматриваются с позиции сравнительно-правового анализа, позволяющего оценить конкретные нормы и институты, действующие в различных зарубежных странах.
Следует учитывать, что в данном курсе речь идет о действующем конституционном праве зарубежных стран. В этой связи следует обращать внимание на современные политические, экономические, социальные условия, в которых развиваются конституционные институты в том или ином государстве.
Конституционное право зарубежных стран состоит из двух частей: общей и особенной. Общая часть включает такие вопросы, как характеристика конституций, правового положения личности в зарубежных странах, формы правления, государственного устройства, политических режимов, звеньев государственного механизма, организации местного самоуправления. Особенная часть охватывает вопросы, посвященные конституционному устройству отдельных государств. Нужно отметить, что особенная часть курса в различных вузах строится по-разному. В зависимости от часов, выделенных на курс конституционного права зарубежных стран, данный учебно-методический комплекс содержит материал о конституционном устройстве таких стран, как США, Великобритания, ФРГ, Франция, КНР, страны Центральной и Восточной Европы.
Умения и навыки, приобретаемые студентом в процессе освоения данной учебной дисциплины:
- умение определять основные признаки форм правления, форм государственного устройства, политических режимов в зарубежных странах;
- умение охарактеризовать основные виды форм государства в зарубежных странах;
- умение определять модели правового статуса личности в зарубежных странах;
- умение характеризовать систему государственных органов в зарубежных странах;
- умение формулировать понятия, используемые в курсе конституционного права зарубежных стран;
- навыки обобщать типичные формы государственного устройства;
- навыки оценивать расстановку политических сил в зарубежных странах;
|
- навыки выдвигать гипотезы дальнейшего развития той или иной модели организации власти в конкретной стране.
Знания:
- особенностей конституций зарубежных стран как основных нормативно-учредительных актов;
- форм правления в зарубежных странах;
- форм государственного устройства;
- системы центральных органов государственной власти в зарубежных странах;
- организацию местного самоуправления в зарубежных странах;
- основы конституционного устройства конкретных стран, определенных программой курса.
Формами контроля по данной дисциплине являются: выполнение студентами курсовой работы по темам курса; семинарские занятия; экзамен.
I МОДУЛЬ
Тема 1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина
Понятие и общая характеристика конституционного права как базовой отрасли правовых систем конкретных зарубежных стран. Предмет и метод конституционного права. Конституционное и государственное право: проблемы соотношения. Система конституционного права. Конституционно-правовые нормы и институты: понятие, виды, особенности. Конституционно-правовые отношения: понятие, виды и характерные особенности. Понятие, виды и система источников зарубежного конституционного права.
Наука конституционного права: понятие, история становления, особенности предмета и метода. Российская дореволюционная и советская наука государственного права. Наука конституционного права в ХХ в.: особенности и основные тенденции. Социологическая и формально-юридическая школы современной науки зарубежного конституционного права. Классификация зарубежных государств по уровню их социально-экономического и политического режима. Основные тенденции развития конституционного права зарубежных государств.
Система учебного курса зарубежного конституционного права и его значение в системе подготовки российских юристов.
II МОДУЛЬ
ВСЕГО
Аудиторные занятия (час.)
Самост. Работа
Форма итогового контроля – экзамен
|
ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Методические указания
Цель семинарских занятий состоит в том, чтобы студенты на основе изучения литературы, лекционного материала, нормативных актов более глубоко усвоили вопросы учебного курса, приобрели навыки применения полученных знаний в будущей практической и научной деятельности.
Планы семинарских занятий носят рекомендательный характер и могут уточняться руководителем семинара. Семинар проводится в форме обсуждения вопросов на занятии в группе, решения задач, представляющих собой жизненные ситуации, связанные с проблемами организации различных институтов конституционного права зарубежных стран. На семинарских занятиях может проводится также обсуждение подготовленных студентами рефератов. Помимо этого возможно проведение тестирования по теме семинарского занятия.
Студенты готовятся по всем вопросам плана семинарского занятия, что обеспечивает целостность проработки обсуждаемых проблем.
Особое внимание следует обращать на уяснение понятий темы. Понятия усваиваются на лекциях, при чтении специальной литературы, в ходе обсуждения проблемы на семинаре.
Необходимой частью работы студента по изучению конституционного права зарубежных стран является работа с текстом действующих нормативных актов, регламентирующих конституционные отношения. Студент должен изучить конституции зарубежных стран, а также иные акты конституционного характера.
|
План семинарского занятия включает в себя: вопросы, выносимые для обсуждения, список рефератов, предлагаемых студентам для подготовки, условия задач.
Планы семинарских занятий
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ
Тема 1. Конституционное право зарубежных стран как отрасль права, наука, учебная дисциплина
1. Содержание понятия “конституционное право зарубежных стран”.
2. Нормы конституционного права и конституционно-правые институты.
3. Субъекты конституционно-правовых отношений и природа конституционно-правовых отношений.
4. Основные направления и школы в науке конституционного права в зарубежных странах.
Задание. 1. Изучить статью 1 Конституции США, главу I Конституции Италии, главу I Конституции Испании. Определить есть ли в них нормы-принципы и нормы, содержащие гипотезу. Назвать их.
2. Приведите примеры источников конституционного права в зарубежных странах (назовите конкретные акты и т.п.)
3. Назовите примеры конституционных правоотношений, ссылаясь на конституции ФРГ, Италии и Франции.
Особенная часть
1. Конституция США, ее особенности.
2. Конституция Великобритании.
3. Конституция Германии.
4. Новые конституции в странах Восточной Европы.
Задание: 1. Определите в чем заключается высшая юридическая сила конституции, используя для примера Основной закон ФРГ. 2. Проведите сравнительную характеристику конституционного контроля, осуществляемого в США и Франции: а) виды органов, осуществляющие контроль; б) виды контроля, осуществляемого соответствующими органами; в) перечень субъектов, инициирующих осуществление конституционного контроля; г) последствия проведения конституционного контроля; д) сила актов, принимаемых органом, осуществляющим конституционный контроль.
Общая часть
1. Общая характеристика статуса личности в зарубежных странах.
2. Институт гражданства.
3. Конституционный принцип равноправия.
4. Конституционные права человека и гражданина:
A) личные права; Б) социально-экономические и культурные права;
B) политические права.
5. Коллективные права народа, социальных, национальных и иных общностей.
6. Конституционные обязанности человека и гражданина.
7. Гарантии конституционных прав и свободы обеспечения выполнения конституционных обязанностей.
8. Права и обязанности граждан в условиях чрезвычайного, военного, исключительного положения.
Задания: 1. У супругов: итальянского гражданина и французской гражданки, находящихся в служебной командировке в Аргентине, родился ребенок. Он получает гражданство: А – отца; Б – матери; В – по согласию супругов; Г – по решению главы государства Аргентины; Д – аргентинское гражданство по праву почвы; Е – остается лицом без гражданства.
2. Лицо, имеющее гражданство Польши, Канады и Перу (множественное гражданство), выдвинуто кандидатом на должность президента Польши. Лицо удовлетворяет всем условиям, требуемым для кандидата в Президенты. Такой кандидат: А – имеет право баллотироваться; Б – не имеет такого права; В – не должен быть зарегистрирован в качестве кандидата; Г – должен быть зарегистрирован, но в случае избрания президентом Польши отказаться от иного гражданства.
3. Гражданин Канады, выдающийся ученый, приглашен для работы в
Алжир правительством Алжира. По приезде в Алжир, канадский гражданин,
поскольку он должен оставаться там на длительный срок, решил сразу приобрести гражданство Алжира. Двойное гражданство разрешается законами и Канады, и Алжира. Он должен: А – подать заявление в соответствующий орган (заявление далее направляется главе государства Алжир) о приеме в гражданство; Б – обратиться к алжирскому правительству, которое пригласило его на работу, с просьбой оформить алжирское гражданство; В – не подавать заявления, поскольку один из сотрудников академии, где начал работу канадский гражданин, сказал ему, что ему как известному ученому автоматически могут дать гражданство Алжира; Г – воздержаться от подачи заявления.
Особенная часть
1. Конституционный статус личности в США.
2. Правовое положение личности в Великобритании.
3. Права и свободы граждан во Франции.
4. Правовое положение личности в Германии.
5. Конституционно-правовой статус граждан в КНР.
Общая часть
1. Порядок создания партий и иных общественных объединений.
2. Регистрация общественных объединений и ее юридическое значение.
3. Правовое положение и роль политических партий в обществе и государстве.
4. Правовое положение общественных объединений социально-экономического и иного характера.
5. Порядок прекращения деятельности политических партий и общественных объединений.
Особенная часть
1. Политические партии США.
2. Политическая система Великобритании.
3. Политические партии и профсоюзы Германии.
4. Политические партии и иные массовые общественные организации в КНР.
Задание: 1. Группа медицинских работников создала организацию «Вылечим любого» и просит зарегистрировать ее как политическую партию. В ее программном документе, направленном регистратору, указано, что главная цель партии – объединение медицинских работников для повышения их квалификации, обмена опытом, улучшения медицинского обслуживания. Вместе с тем говорится, что партия не отказывается от критики правительства и будет требовать увеличения бюджетных ассигнований на медицинское обслуживание. Все документы оформлены правильно. Регистратор в регистрации отказал. Он поступил А – правильно; Б – неправильно. Объясните почему?
2. Созданная в Муритании Партия чистого неба обратилась для регистрации, как это и предусмотрено законом, в министерство юстиции и представила для регистрации следующие документы: А – статью из общенациональной газеты, принадлежащей государству, за подписью председателя партии, где охарактеризованы принципы партии, ее цели, идеологические установки; Б – учредительный протокол собрания партии; В – письмо министра информации, который подтверждает, что документы партии, ее программные цели соответствуют закону, что партия действительно имеет политический характер и участвует в политической жизни; Г – устав партии; Д – список ее членов, занимающих государственные должности; Е – список руководителей партии; Ж – анкеты о данных членов руководства; З – данные о финансовых средствах и имуществе партии; И – документ о целях партии. Назвать (перечислив буквы) какие документы являются излишними и какие необходимыми. Чего недостает?
1. На примере партийной системы США объясните смысл понятий «фактическая» и «юридическая» партийные системы; «многопартийность»; «двухпартийные системы»; «многопартийные системы».
Общая часть
1. Понятие и классификация форм правления.
2. Монархия:
A) абсолютная монархия; Б) дуалистическая монархия;
B) парламентская монархия.
3. Республика:
A) президентская республика; Б) парламентская республика;
B) смешанная (полупрезидентская) республика;
Особенная часть
1. Центральные органы власти Великобритании.
2. Центральные органы власти США.
3. Центральные органы власти Германии.
4. Центральные органы власти Франции. Задание: 1. Найти и выписать в рабочую тетрадь нормы из Конституции
США, в которых закреплены признаки формы правления, действующей в этой стране..
2. Найти и выписать в рабочую тетрадь нормы из Конституции ФРГ, закрепляющие признаки формы правления, действующей в этой стране.
3. Найти и выписать в рабочую тетрадь нормы из Конституции Франции, определяющие признаки формы правления, действующей в этой стране.
Общая часть
1. Понятие территориального устройства, формы политико-территориального устройства.
2. Унитарное устройство государства.
3. Федеративное устройство государства.
4. Статус субъектов федераций.
5. Порядок распределения компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами.
6. Федеральная интервенция. Условия ее осуществления.
Особенная часть
1. Американский федерализм.
2. Федеративное устройство Индии.
3. Регионализм в Великобритании.
4. Германский федерализм.
Признаки для сравнения | Политическая автономия | Административно-террит - я авт-я | Национально-терр-я авт-я |
Что является основанием для формирования | |||
Есть ли свои органы управления и какие | |||
Какими полномочиями обладает |
Задание: 1. Заполнить следующую сравнительную таблицу:
Особенная часть
1. Избирательное право и избирательная система США.
2. Избирательное право и избирательная система Франции.
3. Выборы и референдум в Германии.
4. Избирательное право и избирательная система КНР.
Задание: 1. В стране действует пропорциональная избирательная система с принципом естественной квоты. В данном многомандатном округе избирается 5 депутатов. Голосовали 55 тыс. избирателей, действительными признаны 50 тыс. бюллетеней. Баллотировались 5 списков партий. Результаты голосования: партия А – 17 тыс. голосов, Б – 11 тыс., В – 10 тыс., Г – 8 тыс., Д – 4 тыс. Закон устанавливает дополнительное правило наибольшего избирательного числа. Какая партия и сколько мест получит?
2. Ситуация. Аналогичная предыдущей задаче. Действует правило наибольшего остатка. Какая партия и сколько мест получает?
3. Распределение голосов аналогично предыдущей задаче. Применяется система д’Ондта. Сколько мест получит каждая партия?
Общая часть
1. Понятие парламента, его структура.
2. Правовое положение членов парламента.
3. Внутренняя организация палат парламента.
4. Полномочия парламента.
5. Законодательный процесс.
6. Специальные парламентские процедуры.
Особенная часть
1. Парламент Великобритании.
2. Парламент Германии.
3. Парламент Японии.
4. Всекитайское собрание народных представителей.
Занятие 2. Исполнительная власть и ее органы в зарубежных странах
Общая часть
1. Глава государства и его полномочия при различных формах правления.
2. Порядок замещения поста главы государства.
3. Правительство и его виды.
4. Способы формирования правительства. Его полномочия.
5. Государственный аппарат.
Особенная часть
1. Правительство Испании.
2. Правительство Италии.
3. Правительство Японии.
Занятие 3. Судебная власть и ее органы в зарубежных странах
Общая часть
1. Судебные органы.
2. Судебные системы в зарубежных странах.
3. Конституционные принципы правосудия и осуществление судебной власти.
4. Статус судей, прокуроров, следователей.
Особенная часть
1. Основы судебной системы Великобритании.
2. Судебная система Германии.
3. Судебная система Испании.
4. Судебная система Польши.
Общая часть
1. Территориальная автономия в зарубежных странах.
2. Статус носителей государственной автономии.
3. Местное управление и самоуправление.
4. Основные модели организации публичной власти на местах.
Особенная часть
1. Местное самоуправление в США.
2. Областная автономия в Италии.
3. Местные органы Германии.
4. Местное самоуправление в Индии.
ВТОРОЙ МОДУЛЬ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
К теме 1
1. Арбузник А. М. Конституционное право зарубежных стран:Учебное пособие. М. 2004.
2. Белкин А.А. Наименование отрасли: государственное и конституционное право // Правоведение. 1997. № 4. С. 141 – 145.
3. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. В.А. Туманова. М.: Международные отношения, 1999.
4. Егоров С.А. Современная наука конституционного права США. М.: Наука, 1987.
5. Институты конституционного права иностранных государств: правовые аспекты.. М. 2001.
6. Ковачев Д.А. Предмет, способы и формы конституционного регулирования // Журнал российского права. 1997. № 2. С. 53.
7. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо и Л.М. Энтина. М.: НОРМА – ИНФРА. М., 2004
8. Ломовский В.Д. О методе конституционного регулирования // Журнал российского права. 1998. № 4 - 5. С. 91 - 99.
9. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.
10. Современное буржуазное государственное право. Т. 1. М., 1987.
11. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.
12. Сюкияйнен Л.Р. Шариат: религия, нравственность, право // Государство и право. 1996. № 8. С. 120 - 128.
13. Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права // Государство и право. 1998. № 7. С. 5 - 13.
К теме 2
1. 3латопольский Д.Л. О сущности Конституции // Журнал российского права. 1997. № 10.
2. Кашкин С. Откуда пошла конституция // Российская юстиция. 1998. № 2. С. 30.
3. Туманов В. Конституция - икона гражданского общества // Российская юстиция. 1997. № 5.
4. Чиркин В.Е. Органы конституционного контроля: Россия и международный опыт // Журнал российского права. 1998. № 4 – 5. С. 145 - 154.
5. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. М.: ЮНИТИ, 1997.
6. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Практикум. М.: Юристъ, 1999.
7. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Зерцало, 1998.
К теме 3
1. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. М.: БЕК, 1996.
2. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.
3. Общая теория прав человека. М.: Норма, 1996.
4. Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева, М.: Норма – ИНФРА - М, 1999.
5. Шестаков Л.Н. Ислам и права человека // Вестник МГУ. Сер. Право. 1997. № 5. С. 60 - 68.
К темам 4 и 5
1. Леванский С. А. Законодательство о партиях и партии в ФРГ//Журнал о выборах. 2001. № 1.
2. Родионова И. А, Политическая карта мира. Учебно-справочное пособие. М. 1999.
3. Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998.
К темам 6 и 7
1. Александров И. А. Монархии персидского залива: этап модернизации. М. 2000.
2. Домрин А.Н. Федеральная интервенция: особенности правового регулирования в зарубежных странах // Журнал российского права. 1998. № 3. С. 103 -116.
3. Меркулов А. А. Канадсий федерализм: теория и практика. М. 1998.
4. Федерализм: энциклопедия /Отв. ред. М. Н, Марченко. М. 2001.
5. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: Юристъ, 1999. Гл. 9 – 10.
К теме 8
1. Веденеев В.А. Политическая демократия и электорально-правовая культура граждан // Государство и право. 1997. № 2. С. 33 – 38.
2. Жданович В.А. Об избирательной системе Великобритании // Журнал российского права. 1998. № 1. С.116 - 123.
3. Крупышев Д. А. Избирательное право и процесс в государствах Центральной Америки. М. 2001.
4. Старостина И. А. Референдум и этнографические проблемы: Россия и зарубежный опыт //Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран/ Под ред. Авакьяна. М. 2000.
5. Пилипенко А. Н. Финансирование выборов в зарубежных государствах //Вестник Центризбиркома. 1998. № 8.
К теме 9
1. Аргументы // Российская юстиция. 1996. № 5.
2. Депутат парламента в зарубежных государствах. М., 1995.
3. 0савелюк А.М. Вспомогательные государственные органы зарубежных стран: конституционно-правовой аспект. М. 1998.
4. Старостина Е. В. Парламент Испании (обзор) //Конституция и власть: сравнительно-исторические исследования. М. 1999.
5. Чиркин В.Е. Государствоведение. Учебник. М. 1998. Гл. 13 – 17.
К теме 10
1. Европейская хартия о местном самоуправлении от 15.10.1985 // В кн. Ясюнас В.: Местное самоуправление. М., 1997. С. 25 - 31.
2. Орлов А. Г. Высшие органы государственной власти стран Латинской Америки. М. 2001.
3. Сапронова М. А. Арабский Восток: власть и конституции. М. 2001.
4. Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. М. 1997.
5. Черкасов А. Сравнительное местное управление: теория и практика. М.: ИНФРА-М, 1998.
К теме 11
1. Боботов С.В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М.: Норма, 1997.
2. Ромашев Р. А. Идейно-теоретические основания современного американского конституционализма. // Конституционное и муниципальное права. 2003. № 3.
3. Цаликова М. Б. Законодательная активность президента и обеспечение баланса власти США. //Конституционное и муниципальное право. 2002. № 1.
К теме 12
1. Авакьян С. А. Закон о конституционном суде земли Мекленбург – форпом-мерн (ФРГ): пояснения, перевод, комментарий //Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1997. № 6.
2. Боботов С.В. Законодательный процесс в Великобритании // Журнал российского права. 1997. № 4 - 5. 223 - 234.
3. Иванова И. К. Палата лордов на рубеже XXI века. //Государство и право. 2003. № 6.
4. Никеров Г. И. Судебная власть в правовом государстве (опыт сравнительного правоведения) //Государство и право. 2001. № 3.
К теме 13
1. Евдокимов В.Б., Старцев Я..Ю. Местные органы власти зарубежных
стран: правовые аспекты. М. 2001.
2. Кодзи Тонами. Местное самоуправление в Японии //Вестник МГУ. Сер. Право. 1998. №5.
3. Черкасов А. И. Сравнительное местное управление: теория и практика. М. 1998.
К теме 14
1. Боботов С. В., Жигачев И. Ю. Введение в правовую систему США. М. 1997.
2. Гриценко Е. В. Местное самоуправление в системе публичного управления федеративным государством: значение опыта ФРГ для России. Иркутск. 2001.
3. Гриценко Е. В. Правовые аспекты обеспечения гарантий местного самоуправления в ФРГ. //Журнал российского права. 2001. № 9.
4. 3айферт В. Правовые и экономические проблемы после объединения
5. Николь Михельсон. Основной закон ФРГ.//Государство и право. 2003. № 7.
6. Согрин В. В. Президенты и демократия (американский опыт). М. 1998.
К теме 15
1. Анисимцев Н. В. Япония: обеспечение прозрачности («транспорентно-сти») административно-государственного управления.// Государство и право. 2003. № 7.
2. Макаров А.А. Политическая власть в Японии: Механизм функционирования на современном этапе. М., 1988.
3. Романов А. К, Правовая система Англии. М. 2000.
4. Россия и Британия в поисках достойного правления /Под общ. ред. И. Кирьянова, Н. Оуэна, Дж. Сникера. Пермь. 2000.
К теме 16
1. Опрышко В. Ф. Конституционные основы развития законодательства Украины. Киев 2001.
К теме 17
1. Златопольский Д.Л. Государственное право зарубежных стран Восточной Европы и Азии. Учебник для вузов. М.: Зерцало, 1999.
2. Ковешников Е.М., Марченко М.Н., Стешенко Л.А. Конституционное право стран СНГ. Учебник для вузов. М.: НОРМА - ИНФРА - М, 1999.
3. Конституции государств Восточной Европы. Учебное и справочное пособие. М., 1996.
4. Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М.: Юристь, 1998.
К теме 18
1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. В.А. Туманова. М.: Междунар. отношения, 1999. Ч. 4. Гл. 1 - 3.
2. Зубов А.Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. М.: Наука. 1999.
3. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.
4. Шестаков Л.Н. Ислам и права человека // Вестник МГУ. Серия Право. 1997. № 5. С. 60 - 68.
Интернет-сайты:
1. http// pravo.e – academy.ru
2. http// law.edu.ru/doc/document.asp?docld
3. www.mpu-prague.cz/ru/for/students/fall 2002/constlaw/default.
4. http// humanidies.edu.ru/db/msg/1792.
5. www. Antrus.ru/index.php?productld
6. http://www.electionworld.org/ election/france.htm/
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Материалы данного учебно-методического комплекса студенты могут использовать для самостоятельной подготовке по тема. В УМК обозначены темы, рассматриваемые в рамках курса, их содержание. Используя этот материал, студент может представить, что необходимо знать по той или иной тем, на какие вопросы следует обращать внимание.
Кроме этого, к каждой теме в УМК есть список литературы, к которой студент может обратиться, чтобы глубже разобраться в проблематике конкретной темы.
В УМК представлены примерные тестовые задания, которые помогут студенту оценить свои знания самостоятельно.
Работая с учебной и научной литературой, студент должен ознакомиться с основными научными направлениями в рамках конституционного права зарубежных стран. В этой связи рекомендуется вначале обратиться к работам, перечисленным в списке обязательной литературы, а затем обращаться к источникам из списка дополнительной литературы. Это позволит студенту вначале получить основы знаний в той или иной сфере конституционного регулирования, а затем более детально изучить какой-либо конкретный вопрос.
Изучение конституционного права зарубежных стран предполагает обращение студента к изучению и анализу текстов конституций зарубежных государств. В связи с этим следует обратить внимание студентов на сборники конституций зарубежных стран, которые кроме текста собственно конституций содержат вступительные статьи составителей сборников, которые в целом дают характеристику государственному устройству той или иной страны. Примером такого сборника конституций может служить сборник под редакцией Маклакова В. В.
При самостоятельной подготовке к семинарским занятиям студент должен преследовать следующие цели: 1) углубление и закрепление знаний о природе конституционного права зарубежных стран; 2) глубокое усвоение конституционного законодательства зарубежных стран; 3) создание четких представлений о современном состоянии конституционного права в той или иной стране; 4) приобретение определенного опыта работы с юридическими документами.
Подготовка к семинарским занятиям включает изучение студентами учебника, нормативных материалов и рекомендованной литературы, решение задач, требующих оценки конкретных ситуаций на основе законодательства и с учетом практики конституционного развития, составление планов и конспектов ответов на вопросы темы, разработку по поручению преподавателя кратких докладов, проектов решений или иных документов.
Проверка знаний студентов осуществляется по выступлениям студентов в ходе семинарского занятия, путем собеседования при вызове на консультацию, проведения не реже двух раз в семестр контрольных работ, использование контрольно-обучающей аппаратуры.
Контрольные работы проводятся по темам, рекомендованным кафедрой, в середине и в конце семестра (триместра). В качестве тем контрольных работ предлагаются теоретические вопросы, задачи. Для написания отводиться не более 30 – 40 минут. Преподаватель проводит с группой разбор выполненных работ. При оценке выступлений и контрольных работ учитывается глубина теоретических знаний, знание законодательства и практики, культура речи. Оценка сообщается студенту.
В рамках курса «Конституционного права зарубежных стран» студентам предлагается выполнить рефераты по отдельным темам.
РЕФЕРАТ – представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников или краткое изложение книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением.
ГЛОССАРИЙ
Автономия – внутреннее самоуправление, отличающееся от других некоторыми специфическими особенностями: историческими, куль
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!