Научение с помощью «линий знания» — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Научение с помощью «линий знания»

2021-01-29 130
Научение с помощью «линий знания» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Предположим, вам в голову только что пришла хорошая идея, позволившая решить определенную сложную проблему – обозначим ее «П». Что вы должны извлечь из этого опыта? Например, можно сформулировать новое правило: Если проблема, с которой вы столкнулись, похожа на проблему П, то попробуйте решение, которое когда-то помогло решить П. Такое правило поможет вам решать проблемы, которые очень напоминают П, но будет менее полезно в случае менее похожих проблем. Однако если вы запомните, какой способ думать использовали при поиске решения, это, скорее всего, поможет в более широком диапазоне ситуаций.

Конечно, было бы непрактично сохранять в памяти полную копию состояния разума; однако желаемого эффекта все же можно добиться, научившись повторно активировать достаточное количество ресурсов, которые были активны в то время, когда вы нашли способ решения проблемы П. Для этого нужно создать новый Переключатель, настроенный на активацию только тех ресурсов, которые недавно были активны. Мы называем такую структуру К-линией (от англ. knowledge – знание). Подобная К-линия действует как своего рода «моментальный снимок» психического состояния, поскольку при активации приводит вас в аналогичное состояние.

 

 

Вот аналогия, иллюстрирующая работу K-линий:

 

Кеннет Хаасе: Вам нужно починить велосипед. Прежде чем начать, испачкайте руки в красной краске. Тогда на каждом инструменте, который вы используете, останется красная метка. Закончив ремонт, просто запомните, что «красный» означает «подходит для починки велосипедов». Если вы используете разные цвета для разных задач, некоторые из инструментов окажутся отмечены несколькими цветами… Позже, когда вам понадобится что-то сделать, просто активируйте набор инструментов нужного цвета для требуемого вида работы, и ресурсы, которые вы использовали для подобных задач, сразу же подключатся. [См. Минский, 1986, глава 8.]

 

Таким образом, K-линии заполняют разум идеями, которые могут оказаться релевантными для определенного типа проблемы или задачи, и делают они это, приводя вас в психическое состояние, родственное тому, которое в прошлом помогло выполнить аналогичную задачу.

 

Ученик: Мне понятно, как эта новая K-линия может использоваться в качестве Переключателя для нового способа мышления. Но как создать нового Критика, который подскажет, когда ее нужно активировать?

 

Если мы хотим использовать эту новую K-линию для решения задач, подобных П, то такой Критик должен распознавать некую комбинацию из нескольких признаков П.

 

 

Однако если такой Критик будет включаться только при наличии всех особенностей П, то он может не распознать ситуации, несколько отличные от П. Поэтому каждый новый Критик должен регистрировать только те признаки, которые были релевантными – и по-настоящему полезными.

 

Ученик: Я понимаю, что вы имеете в виду. Допустим, при починке велосипеда в какой-то момент вы попытались использовать инструмент, которым сделали только хуже. Этот инструмент не стоит отмечать красным, иначе потом вы только потеряете на него время.

 

Это говорит о том, что, создавая новых Переключателей и Критиков – или, в более общем плане, всякий раз, научаясь чему-то, – необходимо стараться, чтобы то, что мы выучили, состояло в основном из по-настоящему полезных знаний. В следующем разделе «Назначение коэффициента релевантности» мы обсудим процессы, следящие за тем, чтобы приобретенные нами знания были актуальны.

 

Ученик: А как эти K-линии помогут вам решать новые задачи, если каждая из них просто отсылает к способу думать, которым вы уже умеете пользоваться?

 

Тут никакой проблемы нет, потому что активация K-линии не заставит вас полностью переключиться с текущего способа думать: одни ресурсы она отключает, а другие подключает, но многие из текущих ресурсов по-прежнему остаются активными. Так что теперь в вашем сознании функционируют два разных набора ресурсов: те, что связаны с вашими недавними мыслями, и те, которые были вызваны воспоминаниями. Если эти ресурсы совместимы, то оба набора будут функционировать одновременно, помогая решить проблему, над которой вы работаете. Затем вы сможете объединить остатки обоих наборов, сохранить их в качестве нового набора K-линий – и в результате создать переключатель для нового способа думать.

Что произойдет, если слишком много текущих ресурсов окажутся несовместимы с теми, которые попытается активировать К-линия? Один вариант действий – это отдать приоритет ресурсам К-линии, но эта политика может иметь неприятное побочное действие: если наши воспоминания столь мощно вызывают к жизни старое психическое состояние, что оно переполняет все наши мысли, мы можем потерять контроль над своими нынешними целями и разрушить все, чего только что добились. Другой вариант – обеспечить приоритет действующих агентов перед прошлыми, а третий – заглушить и те и другие.

Мой ответ заключается в том, что ни один из вариантов не будет идеален в каждом случае; мы называем находчивыми именно тех людей, которые умеют решать (с помощью высокоуровневых стратегий), какую политику лучше всего применять в различных ситуациях. Так или иначе, вне зависимости от используемой тактики, можно не сомневаться, что полученное в результате психическое состояние почти наверняка будет немного отличаться от состояния, в котором вы когда-то находились. Таким образом, каждая новая ситуация, скорее всего, обучит вас несколько новому способу думать – и если вам удастся сделать его «моментальный снимок», то у вас появится K-линия, отличная от всех предыдущих[127].

Также стоит отметить, что наши ментальные репрезентации почти никогда не «начинаются с нуля», потому что при создании каждой новой мы обычно используем более старые. Например, ваша репрезентация события «Чарльз дал Джоан книгу» почти наверняка будет опираться на существующие репрезентации Чарльза, Джоан и книги, сформированные ранее. Таким образом, услышав это предложение, ваш разум активирует множество ресурсов, которые уже использовались этими понятиями.

Соответственно, если вы попытаетесь создать единую К-линию, которая могла бы воссоздать это психическое состояние, такую линию необходимо будет подключить к сотням тысяч других ресурсов. Однако, поскольку большинство этих ресурсов вызваны К-линиями, которые вы уже создали для репрезентации Чарльза, Джоан и книги, вы могли бы добиться такого же эффекта, создав K-линию, которая ведет лишь к трем этим более старым репрезентациям. Когда вы позже активируете эту новую K-линию, этого, возможно, хватит, чтобы дать вам ощущение повторного переживания психического события, для репрезентации которого вы ее создали.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.