Некоторые полезные способы думать — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Некоторые полезные способы думать

2021-01-29 131
Некоторые полезные способы думать 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Если хотите, чтобы люди думали, что вы великолепны, представьте себе худшее, что вы можете сделать, – и сделайте противоположное.

Наоми Джадд

 

Как для искусственного интеллекта, так и для психологии центральной целью должно быть нахождение систематических способов классифицировать методы, которыми мы пользуемся для преодоления различных препятствий. Но таких схем пока не появилось, поэтому я просто перечислю несколько примеров способов думать, начав с двух крайних проявлений:

 

Знать как. Лучший способ решить проблему – сразу знать, как ее решать. Однако мы не всегда можем извлечь это знание – а зачастую даже не подозреваем, что у нас оно есть.

Использовать обширный поиск. Когда нет лучших вариантов, можно попробовать запустить поиск по всем возможным цепочкам действий. Но этот метод редко бывает эффективным, так как масштаб подобных поисков возрастает по экспоненте.

 

Но мы все знаем множество способов мышления, расположенных между двумя этими крайностями, – они делают поиск более осуществимым.

 

Рассуждай с помощью аналогий. Когда проблема напоминает вам ту, что вы уже решали в прошлом, вы сможете адаптировать ее к текущей ситуации, если у вас получится выделить самые главные сходные параметры.

Разделяй и властвуй. Если не можете решить проблему целиком, разделите ее на небольшие части. Например, каждое распознаваемое нами отличие можно представить как отдельную подпроблему, требующую решения.

Переформулируй. Найдите другую трактовку, которая подчеркнула бы более актуальную информацию. Мы часто так делаем с помощью словесного описания – и затем «понимаем» проблему под другим углом!

Планируй. Рассмотрите набор подцелей, которых вы хотите достичь, и проанализируйте, как они влияют друг на друга. Затем, учитывая эти ограничения, предложите эффективную последовательность их достижения.

 

Всем нам известны и иные техники, которые требуют сначала решить другую проблему.

 

Упрощай. Зачастую сложную проблему можно решить, если сначала подступиться к более простой ее версии, не учитывающей некоторые аспекты оригинала. Затем любое подобное промежуточное решение может служить последовательностью шагов для решения изначальной проблемы.

Повышай. Если вы завязли в деталях, опишите ситуацию более обобщенно. Но если ваше описание окажется слишком неопределенным, переключитесь на более конкретную версию.

Меняй тему. Над чем бы вы сейчас ни работали, при достаточно сильном разочаровании вы можете просто забросить это занятие и переключиться на другое.

 

А вот некоторые более рефлексивные способы думать:

 

Выдача желаемого за действительное. Представьте, что у вас сколько угодно времени и ресурсов. Если вы все еще не можете представить себе решения проблемы, вам нужно заново ее сформулировать.

Саморефлексия. Вместо того чтобы продолжать попытки решить проблему, задумайтесь: почему она кажется вам такой сложной? Или что вы, возможно, делаете не так? Это может помочь найти более полезные стратегии решения – или, вместо этого, более полезные способы провести время.

Подстановка. Когда все идеи кажутся неудачными, вообразите на своем месте человека, который бы лучше справился, и подумайте, что бы он стал делать. Я часто использую этот способ, воображая своих импраймеров и учителей.

 

Также мы используем многие другие способы мышления:

 

Логическое противоречие. Попытайтесь доказать, что ваша проблема не имеет решения, а потом поищите ошибку в своем доказательстве.

Логические рассуждения. Мы часто пытаемся составлять дедуктивные цепочки. Однако это может привести к неверным выводам, если наши допущения оказываются ошибочными [91].

Внешнее изложение. Если вы чувствуете, что теряетесь в деталях, можете прибегнуть к ведению записей или рисованию соответствующих диаграмм.

Воображение. Можно избежать физического риска, если предсказать «Что случится, если…» с помощью симуляции возможных действий в рамках построенных самим человеком психических моделей.

 

Конечно, если вы не оказались в полном одиночестве, можете попробовать использовать свои социальные ресурсы.

 

Крик о помощи. Можете вести себя так, что это вызовет сочувствие у окружающих.

Просьба о помощи. Если у вас достаточно высокий статус, вы можете уговорить или приказать кому-то помочь – или даже предложить им за это плату.

 

Таким образом, у каждого человека есть множество способов думать, и в следующем разделе мы обсудим, как именно Критики выбирают, который использовать. Однако всем известно, что есть еще и «последнее прибежище», а именно: сдаться и все бросить!

 

Смирение перед неудачей. Оказавшись в тупике, вы можете выключить ресурсы, которые сейчас используете, расслабиться и остановиться. Тогда «остальная часть вашего разума», возможно, найдет альтернативу – или решит, что вам это вообще необязательно делать.

 

 

Некоторые полезные Критики

 

Не обращай внимания на критиков. Даже не игнорируй их.

Сэмюел Голдвин

 

Мы постоянно разрабатываем новые способы думать, но как мы выбираем, которые из них использовать? Наша Модель разума, основанная на Критиках и Переключателях, подразумевает, что Критики помогают распознавать типы проблем или перспектив, с которыми мы сталкиваемся, и затем рекомендуют набор способов, с помощью которых можно справиться с этой ситуацией. Критики, без сомнения, принадлежат к категории самых драгоценных наших ресурсов, и люди развивают их в себе разными способами – чем отчасти объясняется неповторимость каждого отдельного человека.

Но разве могут наши Критики каталогизировать каждый тупик, каждую помеху и препятствие, которые усложняют решение некоторых проблем? Как перед людьми, так и перед машинами должна стоять важная цель – систематизировать и классифицировать все разновидности проблем, с которыми мы часто сталкиваемся. Однако нам пока не хватает упорядоченных способов это сделать[92], поэтому мы просто перечислим несколько типов Критиков, которыми пользуются люди.

Врожденные реакции и встроенные сигнализации. Многие внешние события действуют на датчики, которые заставляют людей быстро реагировать: например, когда что-то движется к вам на большой скорости, или свет для вас слишком ярок, или вы касаетесь чего-то горячего. Также мы уже с рождения снабжены способами различать определенные состояния внутри нас – такие как повышенный уровень химических веществ в крови, – а также дефолтными связями, которые заставляют нас не задумываясь реагировать и исправлять эти состояния.

Однако порой неожиданные прикосновения, запахи или зрелища наряду с чувствами голода, усталости и боли все-таки прерывают поток наших мыслей. Мы бы никогда не пережили младенчество, если бы подобные чрезвычайные обстоятельства (или возможности) не выдергивали нас из задумчивости. Иногда нам удается справиться с желанием чихнуть или почесать зудящий участок кожи. Но игнорировать плач младенца, постоянно звонящий телефон или шанс на эротический опыт уже сложнее, а если мы попытаемся задержать дыхание, то не сможем подавить в себе состояние тревоги от надвигающейся асфиксии.

Критики заученных реакций. Типичная реакция младенца: заплакать в ответ на громкий звук. Однако ребенок постарше уже может отреагировать на этот раздражитель, отойдя в более тихое место. И постепенно мы учимся справляться с помехами, используя «сознательное» мышление.

Сознательные Критики. Когда проблему не получается решить с первой попытки, мы зачастую способны найти альтернативу, если подумаем, что в нашей попытке пошло не так. Вот некоторые приемы, которые мы можем при этом использовать:

 

Действие не возымело ожидаемого эффекта. (Найти более точный способ предсказания.)

Что-то, что я сделал, имело отрицательный побочный эффект. (Попытаться вернуться обратно и сделать другой выбор.)

Выполнение одной задачи усложнило следующую. (Попытаться достичь целей в другой последовательности.)

Мне нужна дополнительная информация. (Поискать другое отношение.)

Этот метод оказался таким успешным, что мне стоит чаще его использовать.

 

Рефлексивные Критики. Когда вы пытаетесь решать проблемы путем проб и ошибок, вы используете критиков как «диагностов» – либо чтобы убедиться в прогрессе, либо в поиске альтернативных путей [Сингх, 2003b].

 

Я сделал много попыток, но успеха не добился. (Выбери другой способ думать.)

Я повторил одно и то же несколько раз. (Какой-то другой процесс, должно быть, забуксовал.)

Достижение подцели не помогло в приближении к цели. (Раздели проблему другим способом.)

Этот вывод нуждается в дополнительных подкреплениях. (Предложи лучший эксперимент.)

Этот метод так хорошо работает, что мне стоит использовать его в других областях.

 

Саморефлексивные критики. При невозможности контролировать ресурсы, которые вам нужны, или при попытке достичь слишком большого количества целей одновременно вы можете начать критиковать самого себя:

 

Я слишком нерешителен. (Попробуй метод, который сработал в ситуации с похожей проблемой.)

Я упустил хорошую возможность. (Переключись на другой комплект Критиков.)

Я слишком много отвлекался. (Попытайся поработать над Самоконтролем.)

У меня нет необходимых знаний. (Найди хорошую книгу или вернись к обучению.)

Это так хорошо сработало, что мне стоит усовершенствоваться в этой области.

 

Критики самосознания. Порой оценки даже меняют представление человека о себе, что, в свою очередь, может повлиять на его общее состояние:

 

Все мои цели кажутся бессмысленными. (Депрессия)

Я перестаю понимать свои действия. (Замешательство)

Я могу достичь любой цели! (Мания)

Я могу потерять работу, если потерплю неудачу в этом деле. (Тревога)

Мои друзья могут это не одобрить. (Неуверенность.)

Это так хорошо работает, что мне стоит на этом специализироваться!

 

В разделе 3.5 мы уже упоминали, что слово «критик» нередко имеет отрицательный оттенок, потому что чаще всего мы применяем его к людям, которые обращают внимание только на наши недостатки. И в самом деле, было бы сложно описать наших Корректоров, Подавителей и Цензоров, не используя такие негативные термины, как «препятствовать», «предотвращать» и «прекращать». Однако слова «положительный» и «отрицательный» обычно сами по себе не имеют смысла, потому что распознавание ошибок зачастую является важнейшим шагом к успеху. Именно поэтому я добавил «Поощрителя» в конец каждого из приведенных выше списков – чтобы оставить место для «Позитивных Критиков», которые могут добавить приоритетности, времени или ресурсов стратегии, которую вы в данный момент используете. Более того, как мы продемонстрируем в разделе 9.4, иногда для достижения цели нам приходится переживать определенный дискомфорт – и тогда могут понадобиться Поощрители, чтобы придерживаться плана, пусть даже он и приносит вам страдания.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.