Обмена дофамина и норадреналина, — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Обмена дофамина и норадреналина,

2021-01-29 80
Обмена дофамина и норадреналина, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

участвующих в модуляции основных психических функций и играющих роль нейромедиаторов центральной нервной системы. Они влияют на деятельность центра контроля и торможения двигательных и эмоциональных процессов, центр программирования деятельности, системы внимания и оперативной памяти.

По результатам исследований методом компьютерной томографии у детей с СДВГ обнаружено снижение кровотока в лобных долях, подкорковых ядрах и среднем мозге.

Однако на современном этапе исследования СДВГ доминирующими считаются три группы факторов в развитии синдрома:

– генетические факторы;

– повреждение центральной нервной системы плода во время беременности и родов. (В России 95% детей имеют выраженные родовые повреждения шейного отдела позвоночника, в других странах этот процент ниже. Самый низкий процент у детей Китая и Юго-Восточной Азии в связи с иными технологиями родовспоможения.);

– негативное действие внутрисемейных и социальных факторов.

Исследования, проведенные учеными в Институте умственного здоровья (США) [A. J. Zametkin и J. L. Rapoport], наглядно продемонстрировали связь между дисфункцией лобной доли и гиперактивностью.

Гиперактивность – дисфункция лобной доли.

Использование ПЭТ-сканирования для измерения уровня глюкозы в мозгу во время решения задачи, связанной с концентрацией внимания, показало, что уровень активности мозга у гиперактивных детей в экспериментальной группе был на 84% ниже, чем у обычных детей в контрольной.

Следовательно, у гиперактивных детей снижена активность

мозга в зоне лобных долей.

Для людей с синдромом СДВГ верно утверждение: чем больше они стараются, тем хуже все получается. При обследовании на томограмме видно, что мозг в состоянии покоя обычно нормален, но когда пациент пытается сконцентрироваться, активность в передней части мозга понижается.

В начале 90-х гг. ХХ в. появляются доказательства НАСЛЕДСТВЕННОЙ природы описываемого расстройства.

Пациенты с синдромом дефицита внимания часто плохо выполняют тестовые задачи, требующие длительной концентрации внимания. В то же время они часами могут играть в компьютерные игры, где задачи меняются каждые несколько секунд.

Исследования, опубликованные в Journal of Pediatrics (Дэниэл Дж. Амен), продемонстрировали, что каждый час просмотра ребенком ТВ на 10% увеличивают его шанс получить диагноз СДВГ. Это означает, что если ребенок смотрит телевизор по пять часов в день, вероятность развития СДВГ составляет 50%.

В современном мире все больше детей играют в видеоигры. Воздействие видеоигр было изучено с использованием технологий визуализации мозга, которые отслеживают кровообращение и характер активности.

Оказалось, что видеоигры действуют на область мозга,

называемую базальные ганглии – центры удовольствия

в мозге.

Фактически это та же самая часть мозга, которая «загорается» на томограмме, когда исследователи делают человеку инъекцию кокаина.

Поэтому дети и взрослые подсаживаются на игры настолько, что это приобретает реальную зависимость. Это во многом напоминает эффект наркотиков.

NB!!! NB!!! NB!!! NB!!!

Но есть еще один способ выработать в организме вещества (эндорфины), вызывающие чувство эйфории в результате интеллектуальной деятельности.

Науку о нейропептидах как «молекулах эмоций» создала выдающийся канадский биохимик Кэндис Перт более тридцати лет назад. Она впервые доказала, что ощущения и эмоции вызывают появление веществ, которые синтезируются в организме под воздействием внешних раздражителей – успеха или неудачи, приятной музыки или раздражающих звуков.

Любовь, творчество, слава, власть – любое переживание, связанное с этими и многими другими категориями бытия, повышают уровень эндорфинов в мозге. А это весьма благоприятно сказывается на состоянии клеток и органов. Но нам необходимо знать, что эндорфины вырабатываются не только под воздействием внешних факторов. Человек «носит» ощущения счастья или несчастья в самом себе. С помощью нейропептидов вообще и эндорфинов в частности клетки «чувствуют» все, о чем думает человек.

Нейропептиды действуют по двум сценариям: иногда ведут себя как гормоны (химические вещества, вызывающие изменения организма), а иногда как нейропередатчики (химические вещества, изменяющие функционирование головного мозга). Действуя как нейропередатчики в головном мозге, нейропептиды обеспечивают открытие новых нейронных дорожек, «сетей» и «рефлексов», благодаря чему происходит существенное количество информации, обрабатываемой за единицу времени. Чем больше новых цепей образуется в мозгу, тем больше информации мозг способен уловить в самых простых и обыденных предметах и явлениях.

Обучение «перестраивает» мозг и модифицирует способ мышления. На самом деле нервные клетки изменяются в процессе получения новых знаний. Среди химических систем, регулируемых гипоталамусом, имеется большое число нейропептидов, включая хорошо известные сегодня эндорфины, обладающие свойствами наркотического вещества – морфина: они оказывают обезболивающий эффект и вызывают чувство эйфории. При использовании наркотического вещества, чуждого нашему организму, возникает опасная зависимость, в то время как «внутренние наркотики» эндорфины не только не вредны, но даже полезны.

Когда нейропептиды покидают головной мозг и начинают действовать как гормоны, они взаимодействуют со всеми важными системами, включая иммунную. Повышенная активность нейропептидов вызывает лучшую сопротивляемость организма болезням, внутреннее ощущение «хорошего самочувствия», всплеск надежды и радости у больного. Другими словами, по мере того как улучшается способность обрабатывать информацию, растет и наша способность мозга прийти к «озарению» или новому «видению мира».

Разбалансированный мозг доставляет своему владельцу бесконечные проблемы. В частности, порождает трудности с обучением. Гармоничная работа мозга дает нам возможность обучаться на собственном и чужом опыте, добиваясь лучшего из того, чего можно добиться.

Дети с СДВГ имеют достаточно высокие компенсаторные механизмы, для развития которых должны соблюдаться определенные условия:

– обеспечение спокойных эмоционально-нейтральных условий развития и обучения;

– соблюдение режима, достаточное время для сна;

– своевременная нейропсихическая коррекция.

А самое главное, анализируя все выше сказанное, необходимо найти такие интеллектуальные упражнения, которые будут развивать лобные доли мозга, а именно:

– дорисовывание до целого;

– узнавание картинки;

– выделение существенных признаков предметов;

– процесс сравнения.

Все эти упражнения направлены на работу средневисочных отделов левого полушария, затылочных и лобных зон мозга.

Таким образом, работа психологов, педагогов и родителей должна быть направлены на развитие интеллекта.

Бессмысленная тренировка памяти, внимания и самоконтроля без нормализации работы мозга усугубляет проблемы ребенка.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Имея дело со страдающими СДВГ, никогда не кричите!!! Некоторые из них ищут конфликты или возбуждения как средства стимуляции. Они способны мастерски выводить других из себя. Если они заставили вас взорваться, их префронтальная кора, которой не достает энергии, активизируется. Не теряйте самообладания в общении с ними. Никогда не позволяйте своему гневу стать лекарством для страдающих СДВГ. Они могут стать зависимыми от него. Ведь от криков и наказаний толку мало.

Примите как данность, что у ребенка слабая нервная система. Поверьте: он и рад бы стать паинькой, да с самим собой у него сладу нет.

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во время взрослой жизни.

Согласно одному исследованию, 35% детей, не получивших лечения, не могут закончить высшую школу. 52% взрослых и тинейджеров без лечения СДВГ будут употреблять наркотики или злоупотреблять алкоголем. А согласно другому исследованию, 43% из этих гиперактивных мальчиков будут арестованы за тяжкие преступления ко времени своего 16-летия. Кроме того, 75% людей с синдромом СДВГ страдают от межличностных проблем.

Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни. Такие люди суетливы, легкоотвлекаемы, нетерпеливы, импульсивны, вспыльчивы, им трудно сосредоточиться на предмете деятельности. У них часто меняется настроение.

Трудности планирования деятельности и неорганизованность мешают им в продвижении по службе, в устройстве личной жизни. Гиперактивные проявления сильной степени выраженности могут в более зрелом возрасте смениться рядом аффективных и личностных расстройств [аффектация – искусственное возбуждение, преувеличение какого-либо чувства или настроения].

Имеются сообщения о большой частоте несчастных случаев, разводов, перемен мест работы у этой группы людей.

В редких случаях развиваются тяжелые осложнения у взрослых в виде личностных или антисоциальных изменений, алкоголизма и даже психических состояний.

Когда нарушен баланс работы мозга, большинство личностных и социальных стратегий улучшения поведения не работают.

Например, заключение в тюрьму – это экстремальный и весьма дорогостоящий способ коррекции поведения. Причем уровень рецидивизма в течение пяти лет после освобождение заключенных достигает 60—70%. И мало кто задумывается о необходимости обратить внимание на работу мозга закоренелых преступников, дабы помочь им. Так, в 2007 году в Journal of Neuropsychiatry было опубликовано одно исследование. Оно продемонстрировало, что у убийц, в сравнении с группой нормальных здоровых людей, сильно снижена активность головного мозга, в особенности при выполнении задач на концентрацию. Наиболее выражено это выглядело в области лобной коры головного мозга, которая выполняет функцию надзирателя, подавляющего импульсивное и недопустимое поведение. Значит, мы не улучшим нежелательное поведение, пока не приведем в состояние баланса орган, который им управляет.

Помните, что СДВГ – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической.

Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. В школе же учителя упрекают родителей в том, что они плохо воспитывают своих детей, не уделяют им должного внимания. И мне часто приходится ксерокопировать тексты книги, где говорится о том, что гиперактивность – это не проблема воспитания, а медицинская проблема.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не сможет. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков и нотации не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшают его.

Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся интеллектуальные коррекционные программы.

Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 9—10 лет.

Главное – укрепить слабую нервную систему ребенка с СДВГ, помочь ей справиться с предстоящей учебной нагрузкой.


И ЧЕМ РАНЬШЕ ЭТО СДЕЛАТЬ,


ТЕМ ЛУЧШЕ


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.