Рациональное познание, формы и его особенности. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Рациональное познание, формы и его особенности.

2021-01-29 567
Рациональное познание, формы и его особенности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рациональное познание – познание посредством мышления.

Формы рационального познания:

1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;

2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;

3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения:

индуктивное (от частного к общему);

дедуктивное (от общего к частному);

по аналогии.

Особенности рационального познания:

опора на результаты чувственного познания;

абстрактность и обобщенность;

воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

Билет

1. Дать определение невербальному общению. Формы, структура и виды.

1.Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.

Уровни анализа невербального общения [править | править вики-текст]

Типы и виды коммуникаций Области научного знания и группы Приемы и средства
1. Фонационные средства а) экстралингвистика (внеречевая система) б) паралингвистика (околоречевая система) в) просодия · пауза; темп речи; вздох; плач; кашель; гелоскопия · вокальные качества голоса; диапазон; тембр · фразовое ударение, синтагматическое уда- рение, логическое ударение; тон; интонация
2. Оптико–кинетические средства а) выразительные движения б) окулесика или окуломантия · мимика; жесты; позы; осанка; походка · внешние признаки лица: нос, уши, глаза; френология · направление взгляда, длительность и частота
3. Знако–символические средства а) системология б) актоника в) гастика е) стерномантия ж) онихомантия з) нумерология и) молеософия · предметы, окружающие человека в жизни · особенности почерка · поступки человека · пища, напитки · особенности формы рук, флексорных линий и холмов на ладони; дерматоглифика; линии на ступнях ноги · особенности формы и объёма груди женщины · особенности формы и цвета ногтей · дата рождения, фамилия и имя человека · родинки
4. Тактильные средства (обоняние, осязание, слух и вкус) а) гаптика или такесика б) сенсорика в) аускультация г) одорика (ольфакция) · прикосновения · чувственное восприятие человека другой культуры · слуховое восприятие звуков и аудиальное поведение · запахи парфюма, табака, еды…
5. Пространственно–времен- ные средства а) проксемика б) хронемика · расположение собеседников и дистанция между ними · способ использования времени: монохронный тип (возможен только один вид деятельности в одно и то же время) и полихронный (несколько дел)

 

 

2. Обман, ложь и заблуждение при принятии решений.

Обман-сознательное введение в заблуждение другого лица с корыстными целями

Ложь — утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. В повседневной жизни ложью называют умышленную передачу фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания или поддержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает не соответствующим истине.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ— эпистемологическая характеристика знания, выражающая его относительный и ограниченный характер. В плане индивидуальном З. означает несоответствие субъективных представлений человека объективному положению вещей, такое несоответствие может возникнуть в результате ошибок как в процессе рационального мышления, так и иррациональной деятельности.

В каждый исторический период те или иные знания считаются либо истинными, либо ложными. Именно с таких позиций логика подходит к оценке знаний при проверке, подтверждении и опровержении научных гипотез, законов и теорий. Когда же знания рассматриваются в процессе их развития, такая их оценка оказывается недостаточной, ибо не учитывает изменения их объективного содержания. В истории науки долгое время существовали теории, считавшиеся истинными, подтвержденные многочисленными фактами наблюдений, но впоследствии оказавшиеся либо полностью, либо частично ошибочными. К числу теорий первого рода относится геоцентрическая система Птолемея, признававшая в качестве центра нашей планетной системы и даже мироздания Землю, а не Солнце.

3.Рациональное познание это...

Рациональное познание — это процесс познания окружающего нас мира посредством исключительно формой мыслительной деятельности. Формы такого рационального познания обладают несколькими общими характеристиками: первая, свойственную всем им направленность на отображение совокупных свойств познаваемых объектов; вторая, связанное с этим отвлечение от их единичных особенностей; третье, опосредованный взгляд к познаваемой субъектом реальности (посредством конфигурации чувственного познавания, а так же познавательные средства, такие как экспериментирование, наблюдение и обработки информации); четвертая, непосредственная связь с языком (выразителем мысли).Основными формами рационального познания являются три логических формы мышления: суждение, понятие и умозаключение. Суждение — это некоторая форма мысли, которая посредством взаимоотношения понятий что-либо отрицается или утверждается о предмете мысли. Понятие — имеет свойство отражения предмета мысли в его некоторых и конкретных признаках. В результате умозаключения, одного или нескольких суждений, при надобности определяется суждение, которое заключает в себе новое знание.Рациональное познание опирается на законы логики (непротиворечия, тождества, достаточного основания, исключенного третьего), и, конечно же, правилами вывода результатов из посылок в умозаключениях. Рациональное познание может быть представлено как процесс дискурсивного рассуждения — движения мысли по правилам и канонам логики от одного понятия к другому понятию. Движение рационального познания происходит сознательно и контролируемо, т. е. познающий субъект представляет себе и обосновывает каждый свой шаг на пути к поставленной цели канонами логического мышления.

Билет

  1. Интуиция: понятие, виды и ее особенности.

 Интуи́ция (позднелат. intuitio — «созерцание», от глагола intueor — пристально смотрю) — непосредственное постижение истины без логического анализа, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте, «чутьё», проницательность. Формирование интуитивного решения протекает вне прямого сознательного контроля. В психологической концепции К. Юнга интуиция рассматривается как одна из возможных ведущих функций личности, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно важных решений. Интуиция — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

2. Дать определение проксемике (дистанция, ориентация а пространстве)

Проксемика- правила соблюдения расстояния между общающимися людьми – это специфическая часть кинесики и в то же время этикета, к которой относятся правила соблюдения необходимого, установленного физического расстояния между людьми во время их общения. То есть, если мы мало знакомы или незнакомы с человеком, следует соблюдать первое правило; то же в разговоре с вышестоящим по отношению к нам: нельзя для общения подходить вплотную к известным писателям, ученым, политикам, а также к начальникам, руководителям. Правило распространяется и по отношению к малознакомым женщинам, старикам. Нарушение его будет говорить об излишней простоте нрава человека или о том, что он не заботится о хорошем впечатлении о себе. По правилам хорошего тона требуется, чтобы расстояние между каждым столовым прибором было 70 см или более.

Искусство спора.

Существует множество определений о том, что такое спор, но мне ближе данное А.А. Ивиным в своем учебнике:

Спор представляет собой столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления другой стороны.

В русском языке имеется несколько слов, обозначающих столкновение противоположных или просто разных убеждений - дискуссия, полемика, спор, дебаты.

Дискуссия – это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. В переводе с латинского языка «дискуссия» означает исследование, рассмотрение, разбор. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Цель дискуссии заключается в стремлении добиться истины путем сопоставления различных мнений.

Дискуссия это активный метод закрепления и углубления знаний, развития навыков творческого мышления и умения вести спор. В то же время дискуссия – весьма эффективный способ убеждения, основанный на самостоятельном освоении истины. Из психологии известно, что человек лучше всего воспринимает и запоминает то, к чему он пришел сам, что он сам открыл..

Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и того же предмета, что обеспечивает необходимую связность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии формулируется до ее начала, что дает возможность ее участникам подготовиться к ней более основательно.

При отсутствии предмета спора или обсуждения дискуссия не возникает.

Слово "полемика" в переводе с древнегреческого означает воинственный, враждебный.

Полемика – это не просто спор, а такой при котором имеется противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому, или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Таким образом полемика отличается от дискуссии именно своей целевой направленностью. Если участники дискуссии сопоставляют противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину, то цель полемики: одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

Полемика носит боевой, решительный характер:

- Во-первых, основная задача, которую решают полемизирующие стороны, - утверждение своей позиции.

- Во-вторых, участвующие и полемике стороны более чем в дискуссии, вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактики. В полемике допускается использование большего числа корректных приемов, таких, как захват инициативы, внезапность в использовании имеющихся в распоряжении спорящих доводов, в том числе и психологических, навязывание своего сценария спора и т.п.

Логический скелет любого спора - доказательство и опровержение. Доказательство – это основа убедительности рассуждений и выступления. Любое доказательство как логический прием, складывается из трех взаимосвязанных элементов:

тезиса, доводов (аргументов) и способа доказывания (демонстрация). Доказывать означает устанавливать истинность тезиса.

Тезис – мысль или положение, истинность которого требуется доказать. Тезис всегда должен быть истинным, иначе никаким доказательствам не удастся его обосновать. При выдвижении тезиса руководствуются тремя правилами: 1) тезис должен быть четко сформулирован; 2) тезис должен оставаться одним и тем же в ходе всего доказательства; 3) тезис не должен содержать в себе логического противоречия.

Доводы (аргументы) – это различные формы доказательности истинности тезиса. В качестве доводов различают факт и мнение.

Факт – это действительное, невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом деле. Факты существуют сами по себе, независимо от того, как их оценивают и используют в своих целях.

Мнение – это суждение, выражающее оценку, отношение, взгляд на что либо. Мнения могут быть предвзятыми, необъективными, ошибочными, на них влияют социальные установки, личностные ориентиры, особенности характера, психическое состояние, уровень подготовки, степень осведомленности и многое другое.

Различают доводы слабые и сильные. Довод, против которого легко найти возражения, трудно опровергаемое, называют слабым. А если оппонент вынужден согласиться с доводом без каких-либо уточнений, значит, был использован сильный довод. Конечно, применение доводов во многом определяется теми целями, которые ставит перед собой спорящий.

 

 

Билет

1. Дать сравнение бытового и критического мышления.

2. Прием мозгового штурма (схема использование и автор приема).

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Изобретён в конце 30-х годов копирайтером и одним из основателей агентства BBD&O Алексом Осборн.

.Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Тезис-антитезис-синтез по Попперу. Примеры

Тезис — это выдвинутое оппонентом точное суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: что обосновывают.

Антоним тезиса — антитезис.

1) Тезис на протяжении всего доказательства (или опровержения) должен оставаться одним и тем же

Нарушение этого правила ведет к ошибке, называемой «подменой тезиса». Суть её в том, что опровергается (доказывается) не тот тезис, который намеревались опровергнуть (доказать).

2) Тезис должен быть сформулирован ясно и точно, не должен допускать многозначности

Соблюдение этого правила предостерегает от неопределенности и двусмысленности при доказательстве того или иного положения. Иногда человек много говорит и как будто что-то доказывает, но что именно он доказывает, остается неясным вследствие неопределенности его тезиса. Двусмысленность тезиса иногда ведет к бесплодным спорам, возникающим по той причине, что стороны по-разному понимают доказываемое положение.

И К. Поппер, хотя все эти модификации произошли много лет спустя после написания и опубликования его статьи «Что такое диалектика?», по сути остался прав и относительно этих, скажем так, более либеральных разработок диалектического метода. Их методологической основой так или иначе осталась гегелевская триада, а изощренность в истолковании тех или иных диалектических проблем не сняла с них органически присущего гегелевско-марксистской диалектике порока, лишающего ее подлинно научного статуса — ее, говоря словами К. Поппера, reinforced dogmatism'a. Этот попперовский термин не просто перевести на русский язык: его можно понимать как «железобетонный догматизм»; мне кажется более удачным использованный в русском издании «Открытого общества» его перевод как «непроницаемого догматизма» или как «защищенного от любой критики догматизма». Таким образом, и в последующие после публикации статьи «Что такое диалектика?» полвека диалектика в принципе сохранила все свои основные черты, и попперовские критические аргументы в ее адрес полностью остаются в силе.

 Принципиальное значение имеет сформулированный К. Поппером в первой части его статьи вывод о том, что теоретики диалектики совершенно необоснованно приписывают ей две несовместимые функции — быть эмпирической, дескриптивной теорией (что вполне резонно), которая устанавливает, что некоторые события или некоторые исторические процессы происходят определенным образом — в соответствии с диалектической триадой, и быть фундаментальной теорией, подобной формальной логике и даже заменяющей ее (что, по мнению К. Поппера, совершенно неоправданно).

К. Поппер не сомневается в том, «что диалектическая триада довольно хорошо описывает определенные ступени в истории мышления, особенно в развитии идей и теорий, а также социальных движений, опирающихся на идеи и теории». В этом смысле диалектика подобна, например, теории биологической эволюции, и, как и вторая, справедливо считает К. Поппер, она допускает исключения, то есть может модифицироваться, уточняться, развиваться и т. д.

Синтез — процесс (как правило — целенаправленный) соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор. Термин происходит от греч. σύνθεση — совмещение, помещение вместе (σύν — с, вместе и θεση — положение, место). Синтез есть способ собрать целое из функциональных частей как антипод анализа - способа разобрать целое на функциональные части.

Билет

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.