Переменный составъ высылался въ школу артиллерС–йскихъ унтеръ–офицеровъ и комендоровъ, согласно расписанС–й по Учебно–АртнллерС–йскому Отряду. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Переменный составъ высылался въ школу артиллерС–йскихъ унтеръ–офицеровъ и комендоровъ, согласно расписанС–й по Учебно–АртнллерС–йскому Отряду.

2021-01-29 127
Переменный составъ высылался въ школу артиллерС–йскихъ унтеръ–офицеровъ и комендоровъ, согласно расписанС–й по Учебно–АртнллерС–йскому Отряду. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Командиръ линейнаго корабля "ИМПЕРАТОРЪ АЛЕКСАНДРЪ II

 

 

17. Революция

 

Российская империя, надломленная войной с Японией, последовавшими затем по всей ее территории бунтами, все же устояла. Проведенные затем царским правительством косметические реформы и поданная свыше конституция не устранили противоречий в обществе и не решили самого главного во все времена для России вопроса -“ вопроса о власти. Она по–прежнему принадлежала бездарной и серой камарильи, в которую входил и сам самодержец. Преобразования армии и флота, прошедшие в период до начала новой войны, коснулись только низшего и среднего звена, никоим образом не задев тех, от кого зависит обеспечение армии вооружениями и стратегическое управление войсками.

Начавшаяся в 1914 г. первая мировая война в первые же месяцы вновь показала никчемность уже "реформированной" системы управления страной. Войну на сухопутном фронте Россия проигрывала, теряя при этом миллионы жизней своих сыновей. Но Балтийский и Черноморский флоты свои тактические задачи в основном выполнили.

К концу 1916 г. империя уже трещала по всем швам. В феврале 1917 г. Николай II, потерявший к тому времени все рычаги управления, отрекся от престола. После этого столь "смелого" шага развал страны и разложение армии резко усилились. Теперь недовольство низших чинов стало открытым. Офицерам стало невозможно появляться на улице в форме: с них срывали погоны и избивали. A самых отъявленных служак старого режима, еще выполнявших с рвением свои обязанности, скорее, более из садистских наклонностей характера, чем по велению долга (пример адмирала P. Н. Вирена), толпа просто растерзала на улице. На кораблях в Кронштадте и Гельсингфорсе прокатилась волна убийств.

4 марта 1917 г. в Кронштадте появился новый выборный властный орган -“ Кронштадтский коми– тет солдатских и рабочих депутатов. В городе началось двоевластие. Непосредственно на кораблях так– же появились выборные комитеты. 13 марта 1917 г. на "Александре II" избрали комитет, который тут же приступил к работе. Уже через два дня он доводил до сведения команды и изрядно поредевшего руководства Учебно–артиллерийского отряда, что "все части корабля, за исключением мелкого ремонта" исправны. Но затем комитету пришлось решать другие и, как оказалось, более злободневные вопросы. По его решению, видимо, в порядке исключения, выделили жалование капитану 2 ранга Фитингофу. Затем во время одной из утренних молитв опросили команду о согласии избрать лейтенанта Гласко начальником учебных смен корабля.

И все же, несмотря на смуту, корабль под командой комитета и командира лейтенанта Кондратьева по традиции стали готовить к очередной кампании рокового 1917 г. Следует отметить, что дисциплина на флоте, и без того ослабленная в последний период войны, после отречения Николая II практически уже отсутствовала. Сотни матросов, никогда до этого не видавших столицу империи, покидали Кронштадт и отправлялись в Петроград. Эти "увольнения" длились от недели до месяца. Десятки дезертиров оказались и на "Александре II". Поэтому на заседании 27 апреля судовой комитет постановил за опоздание на сутки наказывать четырьмя сутками судовых работ. При опоздании более чем на 24 часа виновным предстояло отработать уже восемь дней. Контролировать прибытие моряков и исполнение наказаний поручили комендору Андрееву.

Чуть позже комитет продлил отпуск также опоздавшему из Петрограда начальнику Учебно–артиллерийского отряда контр–адмиралу Одинцову. В письме, присланном адмиралом, говорилось, что он "заболел". Матросы продлили ему "отпуск" еще на 20 дней, но при этом потребовали, чтобы он при– был на отряд и сдал свои дела. Тогда же решили и другой кадровый вопрос. Поддерживавший комитет командир "Александра II" лейтенант Кондратьев по– просил исключить его из Совета офицеров республиканской армии и флота, так как, по его мнению, эта организация "не соответствовала своему назначению". Причиной его просьбы послужило то, что один из офицеров этого альтернативного совета "жаловался" министру юстиции и главе недавно созданного временного правительства А. Ф. Керенскому на то, "что офицеры Кронштадта находятся в очень тесных рамках жизни и свободы под давлением народного движения". И хотя последующие деяния правительства в жизни гонимых офицеров ничего не изменили, сам факт прошения лейтенанта подействовал на матросов, и столь ритуальную и никому ненужную отставку на корабле поддержали.

В апреле, когда подготовка к кампании должна была бы подходить к завершению, комитет создал комиссию. Она "обследовала" корабль. Результатом ее работы стало постановление судового комитета об отмене выхода в море, так как "две трети котлов в настоящее время находятся изъеденными из–за своей ветхости, что признавалось еще при старом режиме, и выход в море с этими котлами будет опасным".

Затем комитет, проработавший чуть более месяца, переизбрали. Что послужило этому, недоверие или появившееся обостренное чувство к бывшей тогда "власти народа" -“ сейчас сказать трудно. Новый комитет состоял из 13 человек. Председателем его стал матрос Загвоздкин. Имел право голоса на его заседаниях и командир корабля лейтенант Кондратьев.

Бездеятельность нового правительства сразу же стала раздражать моряков, и без того озлобленных войной. К тому же продолжение развала и надвигающийся на страну голод никоим образом не способствовал признанию этой власти. Солдаты и матросы все чаще и чаще получали тревожные письма из дома. Косвенным подтверждением того служит решение комитета "Александра II", который рассмотрел прошение кочегарного унтер–офицера Ивашкина. Его 72–летнего отца новая власть лишила назначенного еще старым режимом продовольственного пайка, руководствуясь лишь тем, что он имел несколько десятин земли. Комитет принял решение послать в местное волостное управление документ с просьбой не лишать старца этого продпайка, наивно полагая, что при том безвластии можно что–либо решить подобным образом.

Прокатившаяся волна переименований кораблей, носивших императорские "фамилии", в первую очередь задела "Александра II". 7 мая моряки на очередном своем собрании присвоили кораблю новое имя. С того дня он стал называться "Заря Свободы". Одним из первых решений судового комитета "Зари Свободы" стало решение 10 мая об отказе капитану 2 ранга И. И. Ренгартену "представить соответствующее ему по званию место на корабле". Мотивировалось это тем, что "в предстоящую кампанию 1917 года корабль не пойдет". Что заставило И. И. Ренгартена -“ отважного участника двух войн -“ прийти наниматься именно на "Зарю Свободы", для нас навсегда останется тайной.

В мае обстановка на фронте и в самой столице резко осложнилась. Всем стало ясно, что временное правительство не способно контролировать ход событий в стране. 20 мая экипаж "Зари Свободы" одним из первых выразил ему свое недоверие. Из–под пера судового комитета появилась соответствующая декларация. В то время подобного рода декларации часто печатались во множестве партийных газет и листовок. Но они не привлекали внимания А. Ф. Керенского, растерявшего от всех красот Зимнего дворца остатки и без того слабой воли. Впрочем этой болезнью страдали все его сообщники.

В самом же Кронштадте все властные полномочия непроизвольно переходили к комитетам, которые оставляли командование флотом лишь праздными зрителями. 25 мая команда "Зари Свободы" послала своих делегатов на съезд солдатских и рабочих депутатов Кронштадта. Кронштадт постепенно стал поддерживать и Петроград. Наступившие перебои с продовольствием настраивали против власти население огромного города. Следует отметить, что до начала июля моряки Кронштадта оружия на руках не имели, и оно хранилось в арсеналах. В мае на просьбу старшин барказов о выдаче им винтовок для ночных плаваний судовой комитет ответил отказом. Но через месяц все изменилось. На "Заре Свободы", где, помимо основной, находилась и сменная учебная команда, страсти накалялись день ото дня. 30 мая эта команда заявила руководству отряда, что "к занятиям по боевой подготовке она не приступит до тех пор, пока не получит положенного ей жалования".

Июнь начался с новых митингов. Очередная резолюция с "оглашением привета" морякам линкора "Республика" говорила о том, что команда "Зари Свободы" безоговорочно поддерживает большевиков. Моряки с "Республики" свою поддержку большевикам доказали уже не резолюциями, a делом. Они просто заняли красивый дворец балерины Матильды Кшесинской, устроив там, по мнению новой власти, "гнездо большевизма". К требованию временного правительства освободить дворец моряки отнеслись с пониманием. К ним на помощь из Кронштадта двинулись сводные отряды. Один из таких отрядов набирали и на "Заре Свободы". Поэтому "привет–воззвание" балтийских моряков напечатали в новой газете "Голос Правды".

Но самым главным и трагичным событиям лета 1917 г. еще только предстояло свершиться. Собранный в конце мая исполком Кронштадтского совета рабочих и солдатских депутатов огласил свое решение поддержать большевиков и послать в Петроград на митинг в их поддержку около 3 500 моряков. Председательствовал в совете зауряд–врач с "Зари Свободы" Лазарь Абрамович Бергман (1894 -“ 1925 гг.)– На стихийных сходках и митингах вы– двигался один лозунг -“ свержение временного правительства. Но все отличие этой демонстрации от прежних, менее организованных, состояло в том, что в Петербург моряки поехали вооруженными. С кораблей им выдали винтовки и более 60 000 патронов. Участвовали в этой страшной июльской демонстрации 2 офицера и 113 матросов с "Зари Свободы".

 

 

15 октября 1917 г. -“ Резолюция команды линейного корабля "Заря Свободы" с одобрением решений областного съезда Советов Северной области и требованием созыва Всероссийского съезда Советов.

 

Мы, команда линейного корабля "Заря Свободы, собравшисъ на общем собрании 15 октября и вы– слушав доклад тов. Линяева относителъно областной северной конференции, приветствуем ее все решения и просим Кронштадтский Совет рабочих и солдатских депутатов принятъ энергичные меры созыва Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестъянских депутатов на 20 октября, который только один может вывести страну как от разрухи, так и от натиска неприятеля взамен контрреволюционного Временного правителъства, которое желает задушитъ нашу революцию. Оно все время старается оклеветатъ революционный Кронштадт и наших товарищей в действующем флоте, которые действительно стоят за интересы трудового народа и борются до последней капли крови с натиском неприятеля.

Товарищи матросы, солдаты и рабочие, кто следит за политикой Временного правителъства и Бонапарта–Керенского, который все время нас обвинял, то каждый из вас скажет, что он ведет к гибели нашу родину и революцию.

Товарищи! Настало время, когда не место бытъ такому правителъству y власти. Мы все скажем: руки прочъ, вся властъ Советам рабочих, солдатских и крестъянских депутатов. Помните товарищи, что время не ждет, каждый час промедления дает возможностъ правителъству организоватъ вокруг себя контрреволюционные элементы. Доволъно слов, нужно действоватъ! Итак, товарищи, сплоченным, дружным, организованным путем все за работу!

Газета "Пролетарское дело", 18 октября 1917 г., в„–80.

Учебное судно "Заря Свободы ". Повреждения труб и надстроек после обстрела с Красной Горки. 1921 г.

 

Перепугавшись вооруженной толпы, временное правительство наконец–то дало о себе знать. Демонстрацию расстреляли. Чуть позже арестовали и Л. А. Бергмана, предъявив ему и еще восьми членам Кронштадтского совета, обвинение в "действиях по свержению временного правительства". Столь "радикальные" меры по наведению законности в Кронштадте ничего не дали. К тому же в октябре до всех донеслись известия о сдаче немцам островов Моонзундского архипелага. Часть защищавших Моонзунд моряков новая власть бросила на произвол судьбы, и многие из них были расстреляны или попали в плен. Жаркие схватки и гибель боевых кораблей на Кассарском плесе оказались напрасными. Власть, девизом который стал лозунг "война до победного конца", окончательно растеряла своих немногочисленных сторонников. Теперь флот перешел на сторону нового комитета -“ Центробалта.

Лозунги и поведение большевиков, под началом которых и находился новый комитет, оказались более просты и понятны народу, чем те длинные демагогии членов временного правительства, сидевших к тому же в вечной колыбели царизма -“ Зимнем дворце. Смена власти назревала, и непосредственным участником этого стали моряки учебного судна "Заря Свободы". Так, на собрании в ночь с 22–го на 23 октября комитет корабля постановил, что команда полностью выполнит решение Центробалта об уходе в Петроград для поддержки большевиков.

Съемка с якоря и швартовых хмурым утром 25 октября прошла организованно, и "Заря Свободы" уже через час входила в Морской канал и затем стала на якорь против железнодорожной станции Лигово. Кораблю поставили задачу своим артогнем не пропустить в Петроград юнкеров и в случае необходимости, спустив катера и шлюпки, высадить на станцию десант. В тот же день из Кронштадта в столицу ушли минные заградители "Амур" и "Хопер", яхта "Зарница". Не остались в стороне и моряки Гельсингфорса. Его покинули и ушли на помощь кронштадтцам эскадренные миноносцы "Самсон" и "Забияка" и миноносцы "Деятельный", "Меткий" и "Мощный".

До 30 октября "Заря Свободы", предводимая комиссаром Иваном Николаевичем Колбиным (1893–1953 гг.) простояла в Морском канале. Эти пять дней оказались судьбоносными. Временное правительство большевики без излишнего шума просто выгнали из Зимнего дворца, и в России, по пророческим словам большевистского вождя В. И. Ленина, "всерьез и надолго" установилась Советская власть. Серьезные намерения новой власти поняли сразу же после ликвидации в начале ноября мятежа, затеянного "безнадежным" либералом А. Ф. Керенским и поистине боевым генералом Красновым. После ликвидации мятежа два корабля по приказу Центробалта ушли в Петроград. Один из них "Заря Свободы" (под руководством уже другого комиссара 3. С. Линяева) стал y Николаевского моста на место, где за несколько дней до этого стояла "Аврора", сделавшая несколько холостых, но ставших достоянием истории залпов. На зиму "Заря Свободы" вернулась в Кронштадт.

Зима 1917–1918 гг. в Кронштадте и Петрограде оказалась более голодной и холодной, чем прежняя. Продолжение развала страны в силу объективных причин, несмотря на все свои старания, большевики остановить не смогли. К тому же в стране началась гражданская война. И все же на флоте первые практические действия Советской власти ощутили весной. Тогда были сформированы Морские силы Кронштадта. Их главной задачей стало отражение атак английских интервентов, бывших в недавнем прошлом союзниками выгнанного временного правительства. Ядром этих сил стали новые и боеспособные корабли, и "Заре Свободы" вместе с другими устаревшими кораблями досталась весьма скромная роль. Они находились в списке для "ликвидации" и стояли разбросанные по всем тихим уголкам Кронштадта, ожидая своей очереди на разборку.

Но прождать "спокойно" в те грозные годы не смогли и они. В 1921 г. в Кронштадте разразился мятеж. На этот раз солдаты и матросы, не получившие от большевиков того, чего они так ожидали получить в 1917 г., на несколько дней взяли власть в городе, на кораблях и крепости, так и не поняв за четыре года, что между "либералами–керенцами" и "большевиками–ленинцами" были огромные различия. После обстрела Кронштадта из тяжелых орудий с форта Красная Горка и дружной атаки красноармейцев, подошедших к нему по льду, мятежники сдались. Их судьба сейчас нам неизвестна. Глядя на фотографии попавших тогда под обстрел кораблей, невольно кажется, что судьбу мятежного Кронштадта разделили и они.

Досталось и "Заре Свободы". Она со снесенными мачтами и трубами, продолжала стоять в гавани, олицетворяя своим видом финал Российского императорского флота.

Построенные во времена царствования Александра III, ознаменовавшие собой стабильность и созидание, броненосцы "Император Александр II", "Император Николай I", "Гангут", "Наварин" и броненосные крейсера "Адмирал Нахимов" и "Рюрик" положили начало столь необходимой для крепнущей империи "двадцатилетней программе".

Их судьбы сложились трагично. "Гангут" затонул на Балтике вблизи родных берегов. "Наварин", "Адмирал Нахимов" и "Рюрик" погибли за тысячи миль от Санкт–Петербурга -“ города, где их построили. Преступная политика царизма в тот период и один из ее результатов -“ война с Японией не пощадили ни кораблей, ни людей, героически сражавшихся на них. "Императору Николаю I" удалось уцелеть. Но цена спасения оказалась очень высокой -“ сдача в плен, бросившая пятно позора на весь наш флот.

И только один из них смог избежать трагической участи, постигшей его собратьев. Это был броненосец "Император Александр II". Прожив чуть более десятка лет после первого надлома империи -“ революции 1905 года корабль стал непосредственным участником одолевших царскую Россию катаклизмов, которые она уже не смогла выдержать. Разделил судьбу страны и флота 34–летний ветеран -“ первый корабль казавшейся судьбоносной судостроительной программы.

Сейчас мы хорошо знаем: как в былые времена, так и сегодня империи, уходящие в небытие, берут туда и свои корабли.

Санкт–Петербург -“ Гродно. 1993–1996 гг.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ФОНДОВ РГАВМФ

 

ф. 410 (Канцелярия Морского министерства),

ф. 417 (Главный Морской штаб),

ф. 421 (Морской Технический комитет),

ф. 427 (Главное управление кораблестроения и снабжения),

ф. 480 (Учебно–артиллерийский отряд Балтийского флота).

ф. 554 (Фонд линейного корабля "Заря Свободы"),

ф. 930 (Кронштадтский порт).

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Бескровный Л. Г. "Русская армия и флот в XIX в." М., Наука, 1973.

Будиловский И. В. "Военные флоты и морская справочная книжка за 1891 год". СПб., 1892.,за 1894г. СПб. 1895.

Морской сборник: 1885, в„–7; 1887, в„– 2; 1890, в„–8.

Макаров С. О. Документы: в 2т. М.: Воениздат, 1953, 1960.

Отчеты по Морскому ведомству 1890– 1893 гг. СПб.

Отчет кораблестроительного отделения Морского технического комитета. 1882 –1888 гг. СПб.

Отчет артиллерийского отделения Морского технического комитета 1883– 1887 гг. СПб.

"Линейный корабль "Император Александр II". 1887 –1912 гг. Ревель. Типография Эстляндской губернии. 1912 г.

"Моряки Балтийского флота в борьбе за победу Октября" тт. I, II, и III. Москва–Ленинград. 1957 г.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Как был устроен броненосец "Император Александр II"

Корпус. Полное проектное водоизмещение "Александра II" равнялось 8636 т. Но после отказа от подводной деревянной и медных обшивок оно уменьшилось до 8440 т. Согласно проекту, вес корпуса должен составить 2935 т. Из них на листовую сталь обшивки палуб, переборок приходилось 1925 т, угловую сталь 452 т, профильную сталь 409 т, заклепки и детали из других металлов 149 т. Однако вес корпуса во время его спуска на воду составил 3183,2 т, что на 248,2 т превышало проектный. Сам корпус, имевший полные обводы, образовывали 85 шпангоутов, набиравшихся из стали толщиной 9,6 и 12,7 мм, и он, как и все броненосцы того времени, имел три палубы (верхнюю, батарейную и жилую), а в районе котлов и машин -“ носовую и кормовую платформы. Двойное дно находилось между 12 и 74 шпангоутами, а по высоте поднималось до 3–го стрингера.

Для стрельбы на близкие дистанции при снижении орудий верхняя палуба к носу и корме имела некоторую покатость. Непотопляемость обеспечивалась десятью поперечными и одной продольной водонепроницаемыми переборками. Носовую оконечность образовывал форштевень, выполнявший и функцию тарана. Он состоял из трех частей (по судостроительной терминологии того времени -“ штук) общим весом 18,8 т. Оконечность тарана выделялась вперед от плоскости носового перпендикуляра на 2,2 м и углублялась на 2,74 м. Кормовую оконечность образовывали ахтерштевень с рулевой рамой, к которой крепился руль. Вес ахтерштевня равнялся 6,48 т, рулевой рам^.1– 6,28 т, руля -“ 9,2 т. Руль имел площадь 15,8 м.

Корпус корабля имел следующие размерения:

Водоизмещение полное (тонн)

проект. 8636

факт. 8440* 9244

Превышение проектного водоизмещения (в %) 9,5

Длина по грузовой ватерлинии (м)

проект. 101.65

факт. 101,78

Длина между перпендикулярами (м) 99,36

Проектная осадка на ровный киль (м) 7,0

Фактическая осадка (м)

носом 7,15

кормой 7,85

средняя 7,5

Проектная высота надводного борта (м)

нос 5,46

мидель 7,5

корма 7,5

Площадь грузовой ватерлинии (м)

проект. 1606.0

факт. 1621,5

Площадь мидель–шпангоута (м)

проект. 119.1

факт. 129,1

Нагрузка на 1 см осадки (тонн) 16,15

Метацентрическая высота (м) 1,12

* Без подводной деревянной и медной обшивок.

 

Бронирование. Броневая защита "Александра II" являлась классической для броненосца той поры и состояла из пояса по ватерлинии, покрытого броневой палубой, защиты барбета, казематов четырех 229–мм орудий и боевой (капитанской) рубки.

Система бронирования броненосца "Император Александр II" и бронирование башни однотипного корабля "Император Николай I".

 

По ватерлинии корабль имел пояс по всей длине, состоящий из сталежелезных плит общим весом 1038,6 т. Плиты имели высоту 2,59 м, из которых по проекту над водой возвышалось 1,06 м (1,52 м находилось под водой). В средней части корпуса крепились плиты толщиной 356 мм, но только на 1,06 м от верхней кромки. Затем плита постепенно утоньчалась до 203 мм к нижней ее части. К носу и корме плиты постепенно утоньчались до 305, 254 и 203 мм. В сечении все они были подобны 356–мм плитам. Плиты устанавливались на шельф, образованный верхней частью шпангоутов и стрингером, и имели подкладку из тиковых брусьев толщиной 254 мм. Все они крепились болтами, проходившими сквозь борт, подкладку и вворачивающимися в саму плиту. Всего на подкладку под броню ушло 128,2 т тиковых брусьев, а общий вес броневых болтов превышал 100 т.

Поверх пояса непосредственно на жилой (броневой) палубе во всю длину и ширину корабля стелились два ряда железных листов. Нижний ряд имел толщину 19, верхний -“ 44,5 мм (общая толщина 63,5 мм). Все люки этой палубы закрывались броневыми 63,5–мм железными крышками. Вокруг люков, по их периметру, имелись броневые комингсы 50,8–мм толщины (общий вес 31,4 т).

Тактико–технические данные артиллерийского вооружения броненосца "Император Александр II"

<table> <tr align="left"> <td align="left" <td align="left" орудия, мм</td> </tr> <tr align="left"> <td align="left" </td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" орудий, шт.</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" принятия на вооружение</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" ствола, калибры/м</td> <td align="left" 9,14</td> <td align="left" 8,0</td> <td align="left" 5,32</td> </tr> <tr align="left"> <td align="left" длина отката орудия, м</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" нарезов, шт.</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" хода нарезов, м</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" ствола с замком, т</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" замка</td> <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" боевого заряда бурого пороха, кг</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" практического заряда бурого пороха, кг</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" холостого заряда,кг</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" снаряд из закаленВ­ного чугуна:</td> <td align="left" </td> <td align="left" </td> <td align="left" </td> </tr> <tr align="left"> <td align="left" кг</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" мм</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" заряда, кг</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" снаряд из обыкновенВ­ного чугуна:</td> <td align="left" </td> <td align="left" </td> <td align="left" </td> </tr> <tr align="left"> <td align="left" кг</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" мм</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" заряда, кг</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" практический снаВ­ряд из обыкновенного чугуна:</td> <td align="left" </td> <td align="left" </td> <td align="left" </td> </tr> <tr align="left"> <td align="left" кг</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" мм</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" заряда, кг</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" картечи, кг</td> <td align="left" <td align="left" (63 ядра)</td> <td align="left" (33 ядра)</td> </tr> </table> <table> <tr align="left"> <td align="left" <td align="left" орудия, мм</td> </tr> <tr align="left"> <td align="left" </td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" скорость снаряда при боевом заряде:</td> <td align="left" </td> <td align="left" </td> <td align="left" </td> </tr> <tr align="left"> <td align="left" снаряда, кг</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left">    <td align="left" м/сек.</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" энергия у дульного среза, т/метр</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" угол возвышения ствола,град.</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" полета снаряда, м</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" угол снижения ствола, град.</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" полета снаряда, м</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" оси ствола от конВ­структивной ватерлинии, м</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" штатного боезапаса на корабле:</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" обыкновенного чуВ­гуна, шт.</td> <td align="left" </td> <td align="left" </td> <td align="left" </td> </tr> <tr align="left"> <td align="left" снарядов, шт.</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr>  <tr align="left"> <td align="left" шт.</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> <tr align="left"> <td align="left" зарядов, шт.</td> <td align="left" <td align="left" <td align="left" </tr> </table> Примечание.

 

Кроме 305–, 229– и 152–мм орудий в вооружение броненосца входили 10 47–мм пятиствольных орудий Готчкиса (наиб, угол возвышения ствола 19В°, снижение 18В°, боекомплект 16 400 снарядов), установленных на батарейной палубе, 8 37–мм пятиствольных орудий Готчкиса (наиб, угол возвышения ствола 12В°, снижения 35В°, боекомплект 12 960 снарядов), стоявших на марсовых площадках, и 2 63,5–мм десантных орудия системы Барановского. Полный вес залпа "Александра II" на нос (2 305–, 2 229– и 2 152–мм орудия) -“ 1276,4 кг, траверз (2 305–, 2 229– и 4 152–мм орудия) -“ 1398,8 кг, корму (2 229– и 2 152–мм орудия) -“ 541 кг.

 

Барбетные установки 305–мм орудий защищались 254–мм плитами высотой 6 м. Их общий вес равнялся 301,2 т. Поверх барбета находился "башенный купол" толщиной 63,5 мм (вес 39,5 т), защищавший прислугу орудий от осколков и огня малокалиберной артиллерии.

Четыре 229–мм орудия с носа и кормы имели 152–мм траверзные переборки, а с бортов 76–мм плиты. Вес их защиты составил 125 т. 152– и 47–мм орудия имели лишь усиленную наружную обшивку толщиной 50 мм.

Боевую рубку ограждала защита из 203–мм плит (вес 31,9 т), и она имела крышу из 63–мм стальных листов весом

7 т. Общий вес боевой рубки равнялся 62,1 т.

Всего броневая защита "Александра II" весила 2474 т, что составляло 29% от первоначального проектного водоизмещения 8634 т.

Артиллерийское вооружение. Оно состояло из 34 орудий различного калибра. Наиболее мощными на корабле являлись два 305–мм орудия образца 1877 г, изготовленные на Обуховском заводе. Каждое орудие имело длину ствола 30 калибров и весило 51,43 т. Вес его снаряда равнялся 367,7 кг, а начальная скорость достигала 637 м/с. Это позволяло ему пробивать 400 –410–мм плиту непосредственно у дульного среза и 300–мм плиту на расстоянии 20 каб (3700 м) от него. При угле возвышения ствола 15В° снаряд пролетал расстояние 9600 м. При угле возвышения 6В°, считавшемся наиболее оптимальным при ведении и корректировке стрельбы, снаряд пролетал расстояние 32,5 кабельтова (6000 м).

305–мм орудия находились в барбетной установке системы Креля в носовой части. Она, изготовленная на Санкт–Петербургском Металлическом заводе, весила 160 т (без орудий и броневой защиты), имела сложную конструкцию и обеспечивала заряжание и наведение орудий при помощи гидравлических механизмов. Установка состояла из вращающегося стола, двух орудийных станков с качающимися орудийными платформами (в них устанавливались сами орудия), механизмов вертикального и горизонтального наведения, системы подачи снарядов и зарядов к затвору на линию заряжания. В случае выхода из строя гидравлической системы имелись механизмы, обеспечивающие ручное наведение и заряжание орудий.

Третий (окончательный) вариант артиллерийской барбет ной установки броненосца "Император Александр II".

 

После выстрела и отката ствола его приводили в свое первоначальное положение гидравлические цилиндры -“ накатники. Другие два гидравлических цилиндра крепились к столу и непосредственно к качающейся части станка. С их помощью орудия наводили по вертикали. Наибольший угол возвышения составлял 15В°, наименьший -“ 2В°. Стол с орудийными станками наводился по горизонту двумя гидравлическими двигателями, стоявшими на нем и входившими в сцепление своими шестернями на штоках с большим зубчатым ободом, крепившимся на специально устроенной промежуточной платформе. Наводили орудия три матроса–наводчика. Один управлял наведением всей установки по горизонту, два других -“ каждого ствола по вертикали. Горизонтальное наведение установки осуществлялось в секторе 220В° (по 110В° на каждый борт).

На стр. 33, 66–79 даны чертежи из альбома "Эскадренный броненосец "Император Александр II". Издание Морского ведомства. Без даты.

 

Подача снарядов из погреба под установкой производилась на двух лотках. В каждый лоток грузили один снаряд и два полузаряда к нему. Подняв лотки на линию заряжания, снаряд и полузаряды досылали в стволы гидравлическими прибойниками. Боезапас каждого 305–мм орудия состоял из 60 снарядов. В отличие от броненосцев типа "Екатерина II", на "Александре II" заряжание происходило при любом горизонтальном угле наведения установки. При отсутствии качки скорость горизонтального наведения установки равнялась 120В° в минуту.

К орудиям главного калибра относились и четыре 229–мм и восемь 152–мм орудий Обуховского завода. 229–мм орудие образца 1877 г. с длиной ствола 35 калибров (8,0 м) весило 22,1 т. Его 126–килограммовый снаряд при начальной скорости 653 м/сек и угле возвышения 6В° преодолевал расстояние 29,75 кабельтова (5500 м). 152–мм орудие (образца 1877 г. Обуховского завода) с той же длиной ствола 35 калибров (5,32 м) весило 6,3 т, а его 61,7–килограммовый снаряд (при начальной скорости 543 м/сек, угле возвышения 6В°) пролетал дистанцию 21,5 кабельтова (3940 м). Все они располагались на батарейной палубе и находились в специальных станках системы Дуброва. Устройство станков 152–мм орудий позволяло крепить стволы "по–походному" так, что они полностью закрывались орудийными ставнями.

Для защиты от появившегося нового грозного оружия -“ миноносок на батарейной палубе также устанавливались десять 47–мм скорострельных пятиствольных пушек Готчкиса. Восемь из них стояли у борта и во время похода полностью закрывались ставнями, и оставшиеся две стояли в корме на спонсонах, подобных тем, что были на броненосце "Екатерина II". Другие скорострельные орудия -“ восемь 37–мм пятиствольных пушек Готчкиса установили на специальных боевых марсах. Это позволяло наводчикам заранее обнаруживать атакующие миноносцы и при их приближении поражать их котлы и машины навесным огнем.

В состав артиллерийского вооружения броненосца входили два 63,5–мм десантных орудия системы Барановского. При высадке корабельного десанта их грузили на катера и доставляли на берег. Боезапас всех орудий (за исключением 305–мм) поднимался из погребов на батарейную палубу талями, а затем на тележках подавался непосредственно к орудиям.

Минное вооружение. В его состав входили 5 подводных бортовых торпедных аппаратов, установленных на жилой палубе, и 4 катерных торпедных аппарата. У форштевня с каждого борта находились две неповоротные выдвижные трубы. Их устанавливали с расчетом на торпедный залп непосредствен

но перед нанесением таранного удара. За ними, перед броней барбетной установки с каждого борта стояло по одному поворотному аппарату, которые проходили сквозь борт через "яблочные" шарниры. Они имели угол поворота 70В° и могли производить стрельбу на курсовых углах от 30В° до 100В° на борт. Последний пятый аппарат стоял в корме. Его выдвижная неповоротная труба проходила через линию ахтерштевня. Все эти аппараты стреляли 19–фунтовыми торпедами (самодвижущимися минами) Уайтхеда. Наиболее новыми тогда считались торпеды образца 1889 г. Они имели диаметр 380 мм, длину 5,7 м, вес 429,4 кг. Торпеда несла боевой заряд в 81,8 кг и при наибольшей скорости 24,7 узла преодолевала расстояние 550 метров.

На каждом паровом катере также стояло по одному торпедному аппарату. Из них два стреляли метательными торпедами. Эти торпеды не имели двигателей и винтов и после выстрела по инерции шли к цели, преодолевая расстояние всего лишь в несколько десятков метров.

Два других катерных аппарата предназначались для стрельбы небольшими торпедами длиной 3,35 м. Они имели диаметр 355 мм, вес 136 кг (вес заряда 8 кг) и при скорости всего 6,7 узла проходили расстояние 700 м. Всего на корабле хранилось 14 самоходных и 6 метательных мин. Кроме того, еще имелось 36 сфероконических мин, предназначенных к установке с плотиков (2–х катеров с установленной на них платформой).

Для защиты от торпед на "Александре II" в 1892 г. установили новшество -“ стационарные противоторпедные сети системы английского инженера Буливанта,

Заграждение броненосца находилось в постоянной готовности у бортов. Шесты заграждения отваливались одновременно с сетями. При отваливании шесты все разом отходили от борта, становясь горизонтально и перпендикулярно борту, после чего сети распускались. Вся система состояла из ш<


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.