Государственная власть, ее свойства и формы осуществления — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Государственная власть, ее свойства и формы осуществления

2020-10-20 127
Государственная власть, ее свойства и формы осуществления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Признаки функций государства:

- непосредственно выражают и конкретизируют сущность государства;

- соответствуют задачам и целям государства;

- отражают главные направления деятельности;

- обладают общеобязательностью и продолжительным действием;

-носят комплексный характер, составленный из деятельности многочисленных органов механизма государства;

- в них выражается социальная сущность государства:

- носят строго функциональный, практически-управленческий характер, направленный на организацию всех сторон управленческой деятельности государства;

- каждая функция отличается от других своим содержанием и сферой применения;

- осуществляются в определенных правовых и организационных формах.

Содержание функций государства может быть классовым и (или) общесоциальным. Любое государство в силу своей природы должно хотя бы в целях своего самосохранения выполнять общесоциальные задачи. Таким образом, генеральная функция государства нацелена на решение общих задач и целей. Если государство не обслуживает свою генеральную функцию, то оно перестает функционировать, а государство просто как форма существования и организации нации теряет смысл. Государство обязано организовывать управление общими делами, выступать посредником в спорах, выполнять регулятивные и охранительные функции в общих интересах. Таким образом, в каждую историческую эпоху можно проследить общенациональное содержание функций государства, которое проявляется в различных формах и методах их реализации. Конкретный аппарат государства может быть использован в чьих-то интересах, может быть представлен определенной социальной группой, классом, кланом, семьей и др. Но все они обязаны в целях прежде всего поддержания своего существования поддерживать те государственные механизмы, которые свойственны любому государству по своей природе, т.е. надо ежедневно выполнять рутинные функции по управлению, сбору налогов, по осуществлению правосудия, обороны, взаимодействия между государствами и др. Эти функции могут исполняться при помощи самых различных, в том числе политических, средств и структур.

Таким образом, на протяжении всей истории общесоциальное (национальное) содержание функций государства сохраняется. В противоположность общесоциальным функциям классовые функции выражают интересы преобладающей группы в обществе или определенных социальных слоев. Функции государства могут быть по содержанию основными и не основными. Большое значение в настоящий период имеет социальная политика государства. Несомненно, функции государства связаны с его формой, т.е. одновременно с формой правления, государственного устройства и политического режима. Например, изменение политического режима влияет на изменение содержания функций государства. Функции демократического или тоталитарного государства различны по содержанию. Кроме того, некоторые функции государства имеют смешанное содержание: классовое и общесоциальное.

 

Государственная власть, ее свойства и формы осуществления

Государственная власть является особой разновидностью социальной власти как типичного отношения господства и подчинения. Кроме того, государственная власть является разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть, государственный и политический режим часто отожествляются, хотя и полностью не идентичны. Как публично-политическое отношение господства и подчинения государственная власть основана на государственном принуждении и распространяется на всю территорию государства. От других видов общественной власти государственная власть отличается прежде всего публичностью, суверенитетом, легитимностью, основана на законе и особом механизме разделения власти на подсистемы: законодательную, исполнительную, судебную. Свойство публичной политической власти является родовым понятием для термина «государство». Эта власть осуществляется не только особым слоем людей-профессионалов, но и в интересах целого общества на определенной территории. Публичная власть имеет аппарат власти, обладающий монополией на применение силы. Публичная политическая власть существует не для себя, а для всего населения государства, объединяя это население в народ, нацию, субъектов права и т.д.

Эта власть может быть правовой или не правовой по типу организации (ограниченной законом или ограничивающей законы). Властеотношения, закрепляемые в конституционном строе государства, как правило, основываются не только силе власти, но и на ее авторитете. Легитимность власти, приобретенная законным путем, утрачивается, если власть теряет доверие. Легитимность власти означает наличие в обществе согласованного признания авторитета и юрисдикции власти, государственное управление, основанное на доверии.

Легальность власти означает ее юридическое обоснование, т.е. соответствие статуса и полномочий органов государственной власти закону. Легальность в этом случае проявляется как законность власти, подтверждение права на существование всей системой действия конституционного (государственного) законодательства, учредительных (конституционных) законов. Если легализация власти означает «юридическое провозглашение правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности, ее органов, порядка деятельности, осуществления конституции», то легитимная государственная власть – это «власть, соответствующая представлениям народа, общества данной страны о ее справедливости, правильности, моральной законности».[5]

Принято выделять следующие типы легитимности: рациональный (подчинение законам, а не личностям), идеологический (идейное обоснование ценности определенной власти), традиционный (обоснование власти в силу действия и широкого признания государственных традиций и обычаев), харизматический (власть основывается на вере в исключительные качества лидера, которые составляют харизму или особый дар управления).

Власть в любом отношении является системой правления, управления. В догосударственный период власть не являлась политической, в настоящее время она носит исключительно политический характер, являясь средством решения политических целей. Можно также рассматривать государственную власть как разновидность политической власти. Но государственная власть основана на силе действия механизма государства, а политическая власть еще основывается на механизме взаимодействия всех остальных политических организаций общества. В отличие от государственной власти политическая власть осуществляется не только государственными служащими, но и партийными лидерами и функционерами и др. Власть политических организаций, кроме государства, не является суверенной, универсальной, основана на признании норм, исходящих от негосударственных политических организаций. Другими словами, в системе политической власти государственная власть обладает верховенством и абсолютным правом на издание законов.

Независимо от типа и формы государство как организация публичной власти представляет собой определенный аппарат (механизм). «Государство может быть демократическим, либеральным, диктаторским, деспотическим, тоталитарным и т.д. Во всех случаях это будет государство».[6] Основная задача любого государства, несомненно, состоит в осуществлении функции посредника и арбитра в спорах, в умении организовать нацию, примирить враждующие интересы на основе закона и законного применения силы и тем самым обеспечивать политическую стабильность. Организация органов государства и их функций должна иметь законную основу, компетенция государственного аппарата выражается через содержание законов. Юридическое понимание государства означает, что «государство – это правовая форма (правовой тип) организации и функционирования публичной политической власти».[7]

Государственная власть наиболее эффективна, если она основана не только на разумном ее разделении на законодательную, исполнительную и судебную власть, но и на необходимой кооперации властей, создании согласительных механизмов, координационных структур и примирительных процедур. Разделение властей является типичной теоретико-правовой конструкцией современного демократического государства. Но разделение властей не является самоцелью, оно призвано обеспечить надлежащее разделение труда и единство государственной власти.

Наиболее концентрированное выражение теория разделения властей получила в трудах мыслителей Нового времени (Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, И. Кант и др.). Смысл теории разделения властей состоит в том, что все три ветви власти не должны пересекаться, т.е. должны иметь свою компетенцию, но должны взаимно дополняться и уравновешивать друг друга. На практике такого равновесия властей достичь невозможно, в каждом государстве акценты все же смещаются в сторону преобладания или исполнительной, или законодательной власти. Кроме разделения властей важно отметить необходимость единства государственной власти (целей, социума, организации звеньев государственного управления).

В настоящее время принято говорить о существовании в государстве иных (обобщенных, функциональных) форм власти: учредительной, избирательной, контрольной, главы государства, информационной и др. Самые большие проблемы теории разделения властей состоят в выработке надлежащего механизма обеспечения единства государственной власти, функции которого обычно выполняет институт главы государства. Некоторые авторы предпочитают выделять власть главы государства в отдельную ветвь власти. Важное значение в правовом государстве приобретает судебная власть, на которую возлагаются, в том числе, задачи преодоления политических кризисов, конфронтации властей, привлечения к юридической ответственности главы государства и др. Обычно эти функции выполняют специальные органы конституционного контроля (конституционные суды), а в некоторых государствах их выполняют суды общей юрисдикции или квазисудебные органы (государственные советы).

Основными формами осуществления верховной государственной власти являются монархия и республика и их разновидности. В современной либертарной теории различается понимание власти в условиях системоцентризма (власть первична) и персоноцентризма (личность первична).[8] Государственная власть должна защищать территорию государства как жизненное пространство. Верховенство государственной власти – это верховенство правовых границ в национальном и международно-правовом аспектах. Внутренний суверенитет означает не только преобладание власти, но и право граждан влиять на власть, использовать власть в своих интересах. Государственная власть обязана гарантировать индивидуальные и коллективные права на территории ее действия. Только в этом случае можно говорить не только о суверенитете власти, но и о суверенитете народа, нации, которые соотносятся как форма и содержание. Народность государственной власти означает происхождение государственного суверенитета от воли народа, которая является источником власти по определению большинства современных конституций.

Понятие типа государства, критерии типологии.

Формационный подход к типологии государства.

Цивилизационный подход к типологии государства.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.