Направления работы с детьми, имеющими умеренную — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Направления работы с детьми, имеющими умеренную

2020-10-20 135
Направления работы с детьми, имеющими умеренную 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И тяжёлую умственную отсталость (F-71, F-72).

(рекомендованы для детей 1 – 2 годов обучения)

Содержание направлений работы:

I.Сенсорное развитие.

II.Развитие общих движений.

III.Формирование предметной деятельности, предпосылок к игровой и продуктивной деятельности.

IV.Самообслуживание и труд в быту.

V.Развитие речи.

VI.Социальное развитие.

VII. Формирование навыков и привычек общественного поведения у детей с нарушением интеллекта.

I .Сенсорное  развитие.
А) Развитие ориентировки в цвете
o На уровне сличения
o На уровне показа по слову
o На уровне самостоятельного называния
o Выполнение группировки по заданному цвету (Дай все такие)
o На уровне обобщения (что еще бывает такого цвета)  
Б) Развитие ориентировки в форме
o Соотнесение объемных форм (кирпичик, шарик, кубик, призма)
o Показ по слову
o Самостоятельное называние (кирпичик, кубик, шарик)
o Выполнение группировки по заданной форме
o Обобщение (что бывает такой формы)
o Соотнесение плоскостных форм (круг, квадрат треугольник, прямоугольник, овал). Показ по слову.
o Группировка по заданной форме
o Обобщение (найди похожие предметы)
o Ориентировка в двух контрастных величинах
o Ориентировка в трех контрастных величинах
o Учить обобщать предметы по величине
o Учить различать предметы по массе (тяжелый, легкий), по температуре (горячий, холодный)
o Учить различать и обобщать неречевые звуки (голоса животных, птиц, звуки различных материалов – звон стекла, шуршание бумаги)
Дидактический материал по сенсорному развитию Развитие ориентировки в цвете · Игра «Посади бабочку» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой). Оборудование: два картонных круга («полянки») двух цветов – желтого и красного, бабочки только одного цвета (желтого или красного) и одинакового размера. Ход игры: взрослый кладет перед ребенком «полянки» и говорит: «бабочка любит свою полянку, это – ее домик». Взрослый берет желтую бабочку, прикладывает ее к красному кругу и говорит: «Это – не такой цвет, не ее домик. Вот ее домик (прикладывая к желтому кругу). Теперь ты посади всех бабочек на свою полянку». После того, как задание выполнено, взрослый обобщает: «Полянка – желтого цвета, такая, и все бабочки тоже желтого цвета». · Игра «Закрой окошко» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой). Оборудование: два картонных домика разного цвета с вырезанными окошками, в середине которых изображены зайчики (птички и т.д.), окошки соответствующих цветов одинаковой формы и величины. Ход игры: взрослый кладет перед ребенком «домики», привлекая внимание ребенка к зайчикам, и предлагает спрятать от лисы: «Спрячь зайчиков, чтобы лиса их не увидела, не напугала». Если ребенок выполняет задание без учета ориентировки на цвет, взрослый обращает его внимание, что окошко не такого цвета как домик. «Лиса может догадаться, что там зайчик. Найди окошко такого же цвета как домик». В конце игры взрослый фиксирует результат: «Красное окошко – для красного домика, желтое окошко - для желтого домика». · Игра «Перевези кубики» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой). Оборудование: две машины двух цветов – желтого и красного, кубики соответствующего цвета и одинакового размера. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком машины и говорит, что в них надо положить кубики и перевезти их на стройку. «В красную машину надо класть красные кубики». В конце игры взрослый обобщает: «Красная машина везет красные кубики, а желтая машина – желтые кубики». · Игра «Дорожки для неваляшек» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой). Оборудование: мозаика двух цветов (желтого и красного), две неваляшки (желтого и красного). Ход игры: взрослый просит ребенка выложить дорожку для желтой неваляшки, а затем – для красной, пользуясь методом сличения. Затем дорожки обыгрываются: желтая неваляшка идет по желтой дорожке, красная – по красной дорожке. · Игра «Накорми куклу» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов (выбор из двух). Оборудование: две куклы, одетые в разные платья (красное и желтое), набор посуды (блюдца, чашки, ложки) двух цветов. Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на кукол, которые пришли к нему в гости. «Куклы хотят, чтобы ты угостил их чаем. Каждая кукла хочет пить из своей чашки. Раздай куклам свои чашки». То же самое взрослый просит сделать с блюдцами и ложками. При затруднения взрослый использует метод сличения (такая – не такая). · Игра «Подбери ленточку» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой). Оборудование: два воздушных шарика разного цвета, две ленточки соответствующего цвета. Ход игры: взрослый надувает один из шариков и просит ребенка дать ленточку такого же цвета, как шарик. Если ребенок дает подходящую ленточку, взрослый ее завязывает и говорит: «Правильно, ты дал такую же ленточку, как шарик (при этом называется цвет)». В противном случае взрослый прикладывает ленточку к шарику и говорит: «Ленточка не такого цвета, как шарик, дай другую». · Игра «Дорисуй ниточку» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой). Оборудование: нарисованные на листе бумаги круги двух цветов, фломастеры соответствующего цвета. Ход игры: взрослый показывает круги и говорит: «Вот шарики, они могут улететь, их надо привязать. Помоги, нарисуй ниточки к шарикам. Шарики разного цвета, каждому шарику надо нарисовать свою ниточку, возьми подходящий по цвету фломастер. Смотри внимательно, возьми такой же фломастер, как этот шарик» и т.д. Развитие ориентировки в форме · Игра «Спрячь игрушку» Цель: вызвать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению практическим способом выявления свойства этих предметов. Оборудование: две коробки: одна – круглой формы с соответствующей крышкой, имеющей «ручку», другая – квадратной формы также с «ручкой». Шарик и кубик находятся на подносе. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком две коробки, опускает в круглую шарик, в квадратную – кубик и предлагает ребенку спрятать (закрыть коробки крышками). При этом обращается внимание на взятие ребенком крышки за ручку тремя пальцами (щепотью). При затруднениях взрослый показывает и комментирует способ действия: «Круглую коробочку надо закрывать такой, круглой крышкой. А эту коробочку – другой, не такой, не круглой крышкой». · Игра «Почтовый ящик» Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб). Оборудование: коробка с двумя прорезями (квадратной и круглой), шарики и кубики одного цвета и размера находятся на подносе. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком коробку с прорезями, обращает внимание на форму прорезей и предлагает опустить в нее предметы с подноса. При этом вначале взрослый совместно с ребенком опускает разные формы в разные прорези, пользуясь методом проб, и комментирует действия. В дальнейшем предлагает ребенку самостоятельно опускать кубики и шарики. · Игра «Собери пирамидки» Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов. Оборудование: две подставки с вертикально расположенными стрежнями, набор шариков и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком подставки, поднос с шариками и кубиками и предлагает ребенку собрать пирамидки из кубиков и из шариков. Взрослый обращает внимание ребенка: «Тут все такие – круглые, шарики. А здесь, указывая на другую подставку, не такие – кубики». · Игра «Спрячь мячик в коробочку» Цель: вызвать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению практическим способом выявления свойства этих предметов. Оборудование: два мячика одного цвета и разного размера, две коробочки с крышками одинаковой формы, цвета, но разного размера. Ход игры: взрослый дает ребенку один из мячиков и предлагает спрятать в коробочку: закрыть ее подходящей крышкой. В случаях затруднения взрослый берет большой мячик, практически показывает, что большой мячик в маленькую коробочку не входит, фиксируя результат действий: «Видишь, мячик большой, а коробочка маленькая. Сюда не подходит. Давай спрячем его у большую коробочку». · Игра «Почтовый ящик» Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб). Оборудование: коробка с двумя прорезями (большое и маленькое круглое отверстие), шарики одного цвета и двух размеров находятся на подносе. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком коробку с прорезями, обращает внимание на размер прорезей и предлагает опустить в нее предметы с подноса. При этом вначале взрослый совместно с ребенком опускает разные по величине шарики в разные прорези, пользуясь методом проб, и комментирует действия. В дальнейшем предлагает ребенку самостоятельно опускать шарики. По итогам игры обобщает: «В большую дурочку опускали большие шарики, в маленькую – маленькие». · Игра «Матрешка» Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб. Оборудование: двухместная матрешка. Ход игры: взрослый показывает ребенку, как «идет» к нему матрешка: «Смотри, вот идет к тебе Ляля. Открой ее, посмотри, что там внутри у нее». При затруднениях взрослый помогает ребенку открыть матрешку и говорит: «Вот, там есть еще маленькая, возьми ее. Покажи, как она идет. Спрячь маленькую матрешку в большую». Если ребенок не выполняет это действие, взрослый сам медленно складывает матрешку. Затем ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. В конце игры взрослый обобщает способ действия: «Маленькую матрешку можно спрятать в большую матрешку».   · Игра «Пирамидки» Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом наложения. Оборудование: две пирамидки одна с маленькими колечками, другая – с большими, все колечки на обеих пирамидках одного цвета. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком две пирамидки и предлагает ребенку снять колечки с пирамидок. При этом взрослый обыгрывает колечки, показывает ребенку, что колечки крутятся. После этого взрослый берет стержень большой пирамидки и говорит: «Сюда надо надевать все вот такие, большие колечки. При затруднениях используются совместные действия взрослого с ребенком, прием наложения: маленькое колечко накладывается на кольцо: «Видишь, разные колечки, надо найти такое же, большое колечко», затем предлагается надевать маленькие колечки на соответствующий стержень. В конце игры взрослый обращает внимание ребенка на обе пирамидки: «Здесь – все большие, а здесь – маленькие колечки».
II.Развитие общих движений
o Обучение прямостоянию, самостоятельному передвижению
o Стимулирование и совершенствование навыка ходьбы
o Обучение выполнению элементарных действий по команде взрослого
o Обучение ходьбе по лестнице
o Учить залезать на предмет (15 – 20 см) и слезать с него
o Учить сидеть на корточках
o Учить бросать мяч обеими руками
o Учить ходить между натянутыми веревками (ширина до 30 см), по коридору между стульями
o Учить собирать с пола мелкие и крупные разбросанные предметы
o Учить катать большие мячи, детскую коляску и др.
o Учить переносить с место на место предметы, стулья, мячи
o Учить бегать
o Учить попадать мячом в корзину
o Учить выполнять прыжки на обеих ногах
o Учить подниматься на носки, поднимать обе руки вверх, дотрагиваться до висящих предметов
o Обучение выполнению простых движений (приседание, разведение рук, ходьба) под музыку
o Учить перепрыгивать через палку   Дидактический материал по развитию общих движений · Игра «Соберем колечки» Цель: побуждать детей искать, доставать колечки, приносить, нанизывать на палочку, развитие навыков передвижения в горизонтальном и вертикальном пространстве, ориентироваться в пространстве. Оборудование: палочка с разноцветными колечками или шариками. Ходигры: Взрослый показывает детям палочку с колечками. По счету «раз», два, три» взмахивает и сбрасывает колечки. Дети бегают, подползают, дотягиваются, приносят колечки, нанизывают на палочку. Затем игра повторяется снова. Для этих целей могут служить мягкие мячики в корзинке, кубике в коробке и т.д. · «Сходим к мишке в гости» Цель: совершенствовать навык ходьбы, развивать ловкость, равновесие. Оборудование: гимнастическая стенка, доска 1,5-2 м с зацепами, мягкая игрушка – мишка. Ход игры: взрослый закрепляет доску одним концом на гимнастической стенке, начиная с высоты 20-30 см., затем крутизну горки можно увеличивать. На гимнастическую стенку сажает игрушку и предлагает малышу сходить в гости к мишке. Взрослый следит за осанкой ребенка, эмоционально одобряет малыша. · Игра «Догони мяч» Цель: учить детей бегать за мячом, брать большие и маленькие мячи; идти, неся мяч в двух или одной руке в зависимости от размера мяча. Оборудование: мячи разных размеров. Ход игры: взрослый катит один или несколько мячей в зависимости от того, проводится игра индивидуально или с небольшой группой детей. Предлагает детям догнать и принести мяч. Дети ловят и приносят мячи. Взрослый радуется, хвалит детей, катит мячи в другом направлении и т.д.. · Игра «Самолетик» Цель: развивать навык бега. Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть в самолетик – полетать: «Беги ко мне, будем летать!» Малыш бежит в объятия взрослого, который подхватывает его под мышки, поднимает, делает несколько кругов как самолетик и ставит на землю. Во время движения взрослый имитирует звук самолета и побуждает ребенка повторять его: «У-у-у-у!». Если кружение вызывает негативную реакцию у ребенка, то можно просто поднять или прижать малыша к себе. · Игра «Будем мыться» Цель: учить детей перешагивать через препятствие. Оборудование: большой ящик, детская мочалка, ковшик. Ход игры: Взрослый говорит: «Сейчас мы будем мыться». Побуждает ребенка залезть в ящик. Изображает, что он моет ребенка мочалкой, поливает из ковшика, произнося при этом потешку: Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!. Брызги – вправо, брызги – влево, Будет чистым наше тело! · Игра «Поймай комара» Цель: учить детей дотягиваться, вставать на носочки, подпрыгивать на двух ногах. Оборудование: палочка со шнурком, на конце которого привязан предмет (комар). Ход игры: взрослый стоит в кругу детей, показывает комара, покачивает палочкой над головами детей, побуждает их потянуться, встать на носочки, подпрыгнуть, достать комара. Можно проводить аналогичные игры: «Поймай птичку» (Птичка полетела, на головку деткам села», «Поймай рыбку», «Достать яблочко» и т.д. · Игра «Лови мяч» Цель: учить ловить мяч разной величины, развивать координацию движений рук и быстроту реакции. Оборудование: Мячи разной величины. Ход игры: взрослый предлагает ребенку ловить мяч, другой взрослый готовит руки ребенка, ловит, действуя руками ребенка. Затем предлагает ребенку бросить мяч от груди, сверху вниз, из-за головы. В конце игры предлагает ребенку выполнить действия самостоятельно, эмоционально одобряет его. · Игра «Целься и кидай» Цель: формировать навык метания мяча в цель; развивать координацию и быстроту движений в крупных и мелких мышечных группах. Оборудование: доска, обтянутая ворсистым материалом, и маленькие мячики-липучки. Ход игры: детям предлагается по подражанию действиям педагога метать шарики в доску, взрослый показывает, как нужно замахиваться из-за головы, поощряет действия детей; кода кончаются все шарики, дети подходят к доске, открывают их, собирают в корзину, игра продолжается несколько раз. Аналогично организуются игры: «Попади в корзину», «Перекинь через веревочку» и т.д. Затем можно усложнять игры, предлагая различные по тяжести мячики, мешочки.
III. Формирование предметной деятельности, предпосылок к игровой и продуктивной деятельности
А)Усвоение назначения и способа употребления окружающих предметов, формирование  перцептивных действий
Б)Формирование соотносящих действий o Складывание пирамидки по подражанию без учета величины колец
o Складывание пирамидки самостоятельно из.3 -5 колец
o Складывание пирамидки с помощью с учетом величины колец
o Складывание пирамидки из 3 -5  колец самостоятельно с учетом величины колец   Дидактический материал по формированию соотносящих действий · Игра «Пирамидка» Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом наложения. Оборудование: две пирамидки одна с маленькими колечками, другая – с большими, все колечки на обеих пирамидках одного цвета. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком две пирамидки и предлагает ребенку снять колечки с пирамидок. При этом взрослый обыгрывает колечки, показывает ребенку, что колечки крутятся. После этого взрослый берет стержень большой пирамидки и говорит: «Сюда надо надевать все вот такие, большие колечки. При затруднениях используются совместные действия взрослого с ребенком, прием наложения: маленькое колечко накладывается на кольцо: «Видишь, разные колечки, надо найти такое же, большое колечко», затем предлагается надевать маленькие колечки на соответствующий стержень. В конце игры взрослый обращает внимание ребенка на обе пирамидки: «Здесь – все большие, а здесь – маленькие колечки». · Игра «Собери пирамидки» Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов. Оборудование: две подставки с вертикально расположенными стрежнями, набор шариков и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком подставки, поднос с шариками и кубиками и предлагает ребенку собрать пирамидки из кубиков и из шариков. Взрослый обращает внимание ребенка: «Тут все такие – круглые, шарики. А здесь, указывая на другую подставку, не такие – кубики».
В) Обучение игре
o Обучение отдельным игровым действиям (умению укачивать, кормить куклу, строить дом, катать машину)
o Обучение воспроизведению ряда игровых действий
o Учить использовать в игре полифункциональные предметы-заменители
o Сюжетная игра с активным участием взрослого
o Сюжетная игра без взрослого
o Обучение умению брать в игре роль на себя и доводить ее до логического конца   Дидактический материал по обучению игре
· Игра «Покатай матрешку» Цель: формировать интерес и положительное отношение к сюжетным игрушкам, к действиям с ними. Оборудование: тележка, две матрешки (двухместные). Ход игры: взрослый показывает ребенку матрешку, любуется ею, говорит, какая она красивая. Затем показывает, как матрешка топает до тележки, («топ-топ»), сажает ее в тележку, катает ее, подвозит тележку к ребенку, спрашивает: «А твоя матрешка хочет покататься?» Предлагает ребенку посадить свою матрешку в тележку и покатать ее. · Игра «Покатай ежат» Цель: продолжать учить выполнять предметно-игровые действия: продолжать развивать совместные действия. Оборудование: игрушка – карусель, ежата (мелкие предметы). Ход игры: взрослый показывает игрушки, сопровождая речью: «Вот ежик – ни головы, ни ножек!» Предлагает покатать ежат, расставив их по местам на карусели. Взрослый проговаривает потешку: Еле-еле, еле-еле, закружились карусели, А потом, потом, потом – все бегом, бегом, бегом. · Игра «построим лесенку» Цель: продолжать формировать интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые действия по подражанию. Оборудование: машина, кубики (10 шт.), маленькая кукла. Ход игры: взрослый побуждает ребенка построить лестницу для куклы. Предлагается ребенку нагрузить кубики в машину и привести в игровой участок. Затем взрослый привлекает ребенка к постройке лестницы, показывает, как нужно расставлять кубики, обыгрывает постройку. · Игра «Поймай воздушный шарик» Цель: развивать интерес к совместным игровым действиям со сверстниками. Оборудование: воздушные шарики, ленточки. Ход игры: взрослый достает воздушный шарик и предлагает поиграть с ним. Расставляет детей напротив друг друга, показывает, как надо ловить шарик за ленточку, а затем подбрасывать шарик вверх. При этом взрослый говорит: Ловим мы воздушный шарик, Он упругий и цветной. Мы за ленточку потянем И подбросим высоко!   · Игра «Домики для зверушек» Цель: продолжать формировать предметно-игровые действия со сверстниками. Оборудование: машина, кубики-кирпичики, игрушки-зверушки (зайчик, ежик, белочка). Ход игры: взрослый обращает внимание на зверушек, которым надо построить домики. Предлагается детям загрузить машину строительным материалом и повести его на ковер. Далее взрослый показывает, как надо строить из кирпичиков домик для ежика, зайчика, белочки. Домики обыгрываются: зверушки ходят друг другу в гости. Г) Продуктивная деятельность
o Учить держать в руке карандаш, фломастер, кисточку
o Учить проводить по образцу прямые вертикальные и горизонтальные линии
o Учить проводить карандашом, фломастером ломаные линии
o Учить рисовать кисточкой следы примакиванием
o Учить рисовать замкнутые линии – ягоды, мячики
o Учить дорисовывать лучики у солнышка, колеса у машины, ступеньки у лестницы
o Учить рисовать перекрещивающиеся линии (снежок, домик)
o Учить мять пластилин, отщипывать по кусочку
o Учить раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, сплющивать, оттягивать и прищипывать детали
o Учить выполнять постройки по показу: дом, дорожку, стол и стул, машину и др.
Дидактический материал по формированию продуктивной деятельности ·   Занятие «Р азноцветные краски» Цель: знакомить с красками, формировать положительное отношение и интерес к рисованию. Оборудование: лист ватмана или обоев, краски. Ход занятий: взрослый расстилает на куске линолеума ватман, сажает ребенка рядом с собой, начинает рисовать, беря краску руками. При этом он эмоционально называет цвет краски, показывает и комментирует, что он рисует ребенку. Затем побуждает ребенка действовать по подражанию. В тех случаях, если ребенок не действует сам, взрослый обмакивает пальчики малыша и проводит им по бумаге: «Вот у нас какая дорожка, это зайчик проскакал и следы оставил». Затем обмакивает всю ладошку, примакивает ее к листу: «А вот мишка прошел, большие следы оставил». Дается возможность ребенку самому действовать с красками, хвалит, радуется рисунку малыша. · Занятие «Королева-кисточка» Цель: продолжать вызывать интерес к рисованию красками, учить способам действий с кистью: правильно держать, обмакивать ее в краску, снимать лишнюю краску о край баночки, промывать в воде и сушить. Оборудование: большая кисть (или кисти, по количеству детей) с наклеенным нарисованным лицом у основания щетинки, яркой юбочкой из бумаги, одетой на ручку. Ход занятия: взрослый говорит, что в гости приехала королева-кисточка, показывает кисточку, любуется вместе с ребятами. Далее он рассказывает, что кисточка очень любит рисовать и показывает, как нужно правильно пользоваться кистью: удерживать ее между тремя пальцами, обмакивать в краску, снимать лишнюю краску, отжимая краску о край баночки. Затем взрослый показывает, как «танцует» кисточка по листу бумаги – рисует ею. После этого предлагает детям рисовать самостоятельно. В конце занятия вместе с детьми моют кисточку в воде, затем вытирают салфеткой. Взрослый говорит, что кисточка очень довольна, она порисовала и волосы у нее чистые и сухие, она всех благодарит. · Занятие «Каляка-маляка» Цель: продолжать формировать интерес к рисованию, умение узнавать в изображении реальные предметы, учить ребенка правильно держать карандаш, рисовать на листе. Оборудование: цветные карандаши, ватман. Ход занятия: взрослый предлагает ребенку рисовать на листе бумаги, эмоционально поощряет его действия, затем берет каракули малыша, дорисовывает детали, чтобы получился знакомый ребенку предмет, далее комментирует рисунок и побуждает ребенка узнать в изображении знакомый предмет. · Занятие «Л истопад» Цель: вызывать у детей интерес к рисованию, учить рисовать красками, правильно держать кисть. Оборудование: лист бумаги, гуашь, кисточка. Ход игры: взрослый показывает ребенку листочки, предлагает нарисовать их, комментирует: «Вот листочки, они падают с деревьев на землю, их много». Взрослый просит ребенка нарисовать листочки, а затем они радуются и любуются рисунком. Так же можно проводить занятия: «Елочки с игрушками», «Дождик», «Снежинки». · Занятие «Веревочки для шариков» Цель: развивать интерес к рисованию, учить рисовать прямые линии. Оборудование: лист бумаги с нарисованными шариками, цветные карандаши или фломастеры. Ход занятия: взрослый показывает воздушный шарик, надувает его на глазах ребенка, дает малышу, а шарик сдувается. Взрослый спрашивает, почему сдулся шарик. Если ребенок не отвечает, взрослый подсказывает, что нет веревочки, которой нужно завязать шарик, чтобы он не сдувался. Затем снова надувает шарик, завязывает веревочку, играет с ребенком. Далее взрослый рисует шарики и просит ребенка нарисовать к ним веревочки. В случаях затруднения взрослый рисует руками ребенка, затем предлагает малышу рисовать самостоятельно. Взрослый хвалит ребенка, вешает рисунок на стену или предлагает подарить рисунок маме.   · Занятие «Салютики» Цель: продолжать формировать интерес к рисованию, действию с красками. Оборудование: соломинки для коктейлей, альбомный лист или ватман, краски. Ход занятия: взрослый капает жидко разведенную краску на лист и показывает ребенку, как нужно дуть на пятно, краска разбрызгивается – «Салют!». Затем взрослый предлагает ребенку самому капнуть краску другого цвета и подуть, радуются, хвалит ребенка. · Занятие: «Ягодки для птички» Цель: формировать интерес к рисованию, учить рисовать красками. Оборудование: краски, ватные тампончики на палочке, заводная игрушка-птичка. Ход занятия: взрослый приносит клетку или коробочку с птичкой, побуждает детей открыть и посмотреть, кто пришел к ним в гости. Затем он спрашивает детей, чем же мы угостим птичку, предлагает угостить птичку ягодками, показывает, как рисовать ягодки, примакивая тампончик с краской к бумаге. Говорит, что ягодки вкусные, красные, показывает, что рисовать нужно, заполняя весь лист бумаги, хвалит детей, что они нарисовали много ягод, затем заводит птичку, она бегает по столу, «клюет», взрослый хвалит детей, что они накормили птичку, затем дети прощаются с птичкой, птичка благодарит детей. Игру можно усложнять, предлагая детям нарисовать зернышки, семечки для курочки, птички с натуры, затем по представлению. · Занятие «Крошки для курочки» Цель: формировать способ действия – отщипывание. Оборудование: заводная курочка, тесто или мягкий пластилин. Ход занятия: взрослый показывает яркую коробку, трясет ее, эмоционально спрашивает: «Кто там?» Открывает или просит ребенка открыть, достает курочку, любуется ей, затем предлагает покормить курочку крошками, показывает, как нужно отщипывать от теста кусочки. Если ребенок затрудняется действовать самостоятельно, педагог начинает действовать руками ребенка, затем заводит курочку и подносит к «крошкам». Курочка «клюет», педагог комментирует действия: «Курочка по крошке «клюет!», хвалит ребенка. · Занятие «Булочки» Цель: формировать способы действия (по подражанию): раскатать тесто круговыми движениями между ладонями. Оборудование: тесто, красивая кукла, круглая булочка (образец). Ход занятия: взрослый демонстрирует булочку – образец, предлагает слепит такие же булочки для куклы. Взрослый показывает последовательность действий: отрывает от большого куска маленькие кусочки, раскатывает шарики круговыми движениями между ладонями. Затем раздает детям тесто и предлагает им выполнить действия по подражанию. Далее дети обыгрывают лепные поделки: кормят кукол булочками. · Занятие «Витамины для куклы» Цель: формировать способы действия (по подражанию): учить разминать тесто, отщипывать маленькие кусочки, катать между ладонями (круговыми движениями), расплющивать их указательным пальцем. Ход занятия: взрослый приносит куклу, говорит, что кукле нужны витамины. Предлагается детям слепить для куклы вкусные витамины. Взрослый показывает способ лепки: отщипывает маленькие кусочки теста, раскатывает «шарики» из теста между ладошками, расплющивает их указательным пальцем. Затем раздает детям тесто и предлагает им выполнить действия по подражанию. Далее дети обыгрывают лепные поделки: угощают кукол витаминами. · Занятие «Выросли грибочки» Цель: продолжать учить лепить предмет из двух частей, соединять две части в целое. Оборудование: готовые шляпки из пластилина, гриб – образец. Ход занятия: взрослый показывает детям образец гриба: объясняет, что у него есть ножка и шляпка. Далее сообщает, что шляпки слепили белочки, а ножки вы будете лепить. Взрослый показывает способ выполнения действия с пластилином: отрывание кусочков пластилина от большого куска, раскатывание прямыми движениями пластилина между ладонями. Затем показывается, как соединить две части. После этого детям раздаются шляпки и предлагается слепить грибок. В конце занятия лепные поделки обыгрываются. · Занятие «Цветочки» Цель: учить рвать бумагу на небольшие кусочки, приклеивать, дорисовывать недостающие детали. Оборудование: цветная бумага, картон, клейстер, цветные карандаши или фломастеры. Ход занятия: взрослый предлагает сделать подарок для мамы: «Подарим ей цветы». Показывает, как нужно отрывать бумагу. Сминать в ладошке, опускать в клейстер, и приклеивать картон. Затем показывает, как нужно дорисовать стебельки. Любуется работой малыша, вместе дарят маме. Важно, чтобы мама очень эмоционально порадовалась, поблагодарила ребенка. В такой технике можно сделать цветной коллаж из фантиков. · Занятие «Одуванчик» Цель: продолжать учить наклеивать, дорисовывать, пользоваться красками; узнавать в изображении реальные предметы. Оборудование: вата, клейстер, тонированный в голубой цвет картон, желтая краска, кисточка, карандаши или фломастеры, цветы одуванчики. Ход занятия: взрослый приносит одуванчики и рассматривает их вместе с детьми, затем взрослый предлагает сделать такие же для «выставки». Он показывает, как нужно скатать шарик из ваты, обмакнуть в клейстер и прижать к бумаге, побуждает ребенка повторять за ним. Затем они разукрашивают ватный шарик в желтый цвет, любуются, радуются, какой красивый одуванчик получился. Затем взрослый просит ребенка дорисовать стебелек, как у настоящего одуванчика. В конце вместе вешают работу на выставку. В такой же технике можно выполнять работы «Снеговик», «Мышонок», «Поле» и т.д. · Занятие «Заборчик для животных» Цель: продолжать формировать интерес к конструированию и обыгрыванию построек. Оборудование: кирпичики одного цвета, деревянный домик, игрушки (домашние животные). Ход занятия: взрослый демонстрирует ребенку домик, стучит в дверь домика, спрашивает: «Кто в домике живет?» Достает игрушки (кошка, собачка, коза и т.д.). Взрослый обращается к детям с вопросом: «А где же наши животные будут гулять?», предлагает построить для животных заборчик, показывает, как нужно ставить кирпичики на узкую грань, побуждает ребенка действовать по подражанию. Затем взрослый обыгрывает постройку, показывает, как гуляют животные, побуждает ребенка изображать, как они кричат.   · Занятие «Ракета» Цель: продолжать интерес к конструированию, учить строить по показу, используя разные формы (кубики, конус). Оборудование: кубики, конус, постройка – образец «ракета» (два кубика и конус). Ход занятия: взрослый демонстрирует образец постройки «Ракета», показывает и объясняет порядок выполнения постройки (три кубика ставятся друг на друга вертикально, сверху – конус), предлагает детям строить такую же ракету. Далее взрослый произносит потешку: Мы ракету собирает, космонавта запускаем, Вот ракета старт берет, совершит она полет! В конце занятия дети обыгрывают постройку.
IV.Самообслуживание и труд в быту o Учить ребенка есть с ложки, без лишних манипуляций с ней, медленно, небольшими порциями, пить из чашки самостоятельно, соблюдая опрятность, держа чашку одной рукой
o Учить продолжать действия взрослого при раздевании
o Учить детей полностью самостоятельно раздеваться под контролем взрослого, активно участвовать в одевании
o Учить одеваться с минимальной помощью, расстегивать пуговицы, развязывать шнурки на обуви
o Учить умываться самостоятельно по мере необходимости в течение дня, пользоваться носовым платком
o Приучать реагировать на мокрое и грязное белье, стараться быть сухим в течение дня, помогать взрослому, участвовать в уходе за собой, сообщать взрослому о своем желании идти в туалет жестом или голосом, учить пользоваться горшком, туалетной бумагой
o Учить находить свое место за столом, сидеть за столом в правильной позе, воздерживаться от криков за столом, вставать из-за стола в определенное время и определенным образом
o Обучать складывать и убирать свою одежду с помощью взрослого, беречь одежду от грязи, убирать на место свою одежду, убирать свои игрушки в ящик
o Знакомить с орудиями бытового труда: предметами бытовой техники, инструментами, посудой; учить поливать комнатные цветы из детской лейки, принимать участие в уборке помещения группы
o Учить здороваться, благодарить, вежливо просить о помощи.
  Дидактический материал по самообслуживанию и труду в быту · Занятие «Сделаем лодочки» Цель: учить последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого. Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий: Засучить рукава, проговаривая потешку: Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!; Открыть кран; Сложить ладони рук «лодочкой»; Подставить руки под струю воды; Закрыть кран; Вытереть руки полотенцем. Затем взрослый предлагает ребенку выполнить действия по подражанию, обращая внимание ребенка на положение рук. · Игра «Делаем прическу» Цель: учить держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз. Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла. Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ре

Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.