Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-08-21 | 182 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В данном параграфе описываются факторы, оказывающие влияние на формирование ценностей и ценностных установок современных студентов.
З.Т. Кулаева (2018) отмечает, что на формирование ценностей студенческой молодежи влияют негативные социальные, экономические, политические факторы:
- деформация духовно-нравственных ценностей, устои морали, снятие ограничений для достижения личностного успеха;
- размывание понятия ответственного гражданского поведения, утрата навыков общественной деятельности, самоуправления;
- обострение проблем молодой семьи;
- снижение показателей здоровья (физического, психического) у молодого поколения;
- криминализация молодежной среды;
- деструкция системы занятости, разрушение трудовой мотивации молодых специалистов;
- недостаточная включенность студенческой молодежи в систему управления на различных уровнях (региональном, государственном и т.п.).
З.Т. Кулаева (2018) указывает, что к позитивным факторам, влияющим на формирование ценностей студенческой молодежи относятся следующие:
- интенсивное развитие инновационного капитала молодежи;
- рост мобильности, практичности, самостоятельности, восприимчивости к новым тенденциям;
- рост личной инициативы в рядах молодежи как способ самореализации и достижения целей;
- рост престижности качественного образования и профессиональных знаний;
- переход от формально-статусного отношения к образованию, к практическому использованию полученных знаний;
- поворот к укреплению своего здоровья, интерес к ЗОЖ;
- поворот к международному молодежному сообществу (научному, профессиональному и т.п.), рост интеграционных процессов (экономических, политических, гуманитарных).
|
Основными факторами, влияющими на формирование ценностных ориентаций студенчества в образовательном пространстве, на взгляд Л.И. Панковой (2006), являются следующие:
1. Социокультурная среда. Она представляет собой сферу жизнедеятельности студента, объединяющую все важнейшие детали его повседневной жизни, общения, в том числе и события, важные не только для него как отдельной личности, но и для всей страны, мира.
2. Коллектив. Студенческий коллектив, будучи постоянным и ближайшим социальным окружением студента, воздействует на весь его образ жизни. Соприкасаясь изо дня в день с товарищами по учебе, сотрудничая с ними, участвуя в решении учебных и множества других проблем, осознавая свою принадлежность к коллективу как к социальной общности, человек начинает разделять утвердившиеся в коллективе взгляды и нормы, соотносить с ними свою собственную систему ценностей. Чем сплоченнее коллектив, тем в большей мере его мнение о делах и поступках каждого становится регулятором как учебного, так и внеучебного поведения студента. Формируется определенный стиль, определенное единство в поведении деятельности всех членов коллектива.
3. Деятельность. Прежде всего это учебно-познавательная деятельность, в процессе которой студенты получают знания по общественным, общенаучным и специальным дисциплинам. Ценностные ориентации закрепляются не только жизненным опытом индивида и эмоциональными переживаниями, но и его знаниями, приобретенными в ходе учебно-познавательной деятельности. Не менее важным фактором формирования ценностных ориентаций является социально-культурная деятельность, которую можно рассматривать в трех основных аспектах: потребление, создание, распространение. Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций, следует считать культурно-досуговую деятельность. То, как студент проводит свое свободное время, свидетельствует о его ценностных ориентациях и жизненных интересах.
|
Н.Н. Дереча (2015) указывает, что экологические и социально-экологические ценности формируются у человека в процессе экологического воспитания. Экологическое воспитание неразрывно связано с нравственным развитием и нравственными ценностями.
Овладение экологическими знаниями, экологической культурой, соблюдение законов и норм в деле охраны окружающей среды и природопользования, формирование любви к природе должны стать потребностью и качествами каждой личности. Молодое поколение будет бороться за чистоту окружающей среды, благоустраивать города и села, что послужит улучшению экономической и культурной жизни народа, но произойдет это лишь в том случае, если у молодежи будут сформированы социально-экологические и экологические ценности (Г.А. Аманов, Ш.Р.У. Юлдошев, 2019).
Таким образом, среди факторов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций студентов, выделяются социальные, экономические, политические, причем все они носят как негативный, так и позитивный характер. В образовательном пространстве факторами, оказывающими влияние на формирование ценностных ориентаций студентов, являются социокультурная среда, коллектив и деятельность. Стоит отметить, что экологические ценности неразрывно связаны с нравственной сферой личности, поэтому ее развитие способствует формированию экологических ценностей.
Выводы по главе 1
1. Ценность представляет собой положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта или явления действительности. Ценностные ориентации представляют собой иерархическую структуру ценностей, в которой ценности занимают место в зависимости от направленности личности, ее предпочтений и жизненных целей.
2. Студенческая молодежь представляет собой совокупность людей, основным видом деятельности которых является учебно-профессиональная деятельность. В этот период развивается сознательность и ответственность, появляются новые социальные роли и обширные социальные связи. Существует мнение, что этот жизненный этап характеризуется материально-бытовой неопределенностью, неопределенностью будущих перспектив, а также ценностно-смысловой неопределенностью.
3. Ценностные ориентации современной студенческой молодежи отличаются узко-личностным характером и продолжают развиваться под воздействием учебно-профессиональной деятельности. Основными ценностями современных студентов выступают успешная карьера, семья, дружеские отношения, построение полезных связей, возможность реализовать себя в творчестве или своих увлечениях. При этом мало кто из студентов задумывается о состоянии окружающей среды и тех экологических проблемах, которые переживает современное общество.
|
4. Среди факторов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций, выделяются внешние (социальные, экономические, политические) и внутренние (индивидуальные психологические особенности, например, интересы, мотивы, цели в жизни). Применительно к студенческой молодежи выделяется ряд факторов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций в рамках образовательного пространства (социокультурная среда, коллектив и деятельность).
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!