Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-08-21 | 217 |
5.00
из
|
Заказать работу |
В данном параграфе будут рассмотрены социально-демографические и психологические особенности людей студенческого возраста.
Представляя собой возрастную группу, обладающую определенными особенностями и характеристиками, студенчество характеризуется как переходная ступень между созреванием и зрелостью, охватывая возрастной промежуток от 18 до 25 лет (поздняя юность и ранняя взрослость). На данном этапе происходит изменение социальной роли человека, связанного с принятием ответственности за профессиональное самоопределение и свою дальнейшую жизнь (А.Ю. Красникова, А.И. Заикина, Ж.Н. Мустафинова, 2019).
А.Э. Ушамирский (2016) определяет студенческую молодежь как поколение людей, находящихся в стадии социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений.
Для студентов ведущим видом деятельности является не просто учебная, а учебно-профессиональная, ориентированная на выбранный профессиональный путь (Р.М. Петрунева, В.Д. Васильева, О.В. Топоркова, 2019).
П.М. Федоров (2017) считает, что в качестве основных психологических новообразований студенческого этапа выделяются профессиональные интересы, потребность в труде, построение планов на дальнейшую жизнь.
Происходят серьезные изменения в нравственной сфере:
- развитие нравственных ориентиров;
- усиление сознательных мотивов поведения;
- повышение требований к самостоятельности и решительности;
- необходимость принятия ответственности; заинтересованность моральными проблемами (Л.А. Саенко, З.Т. Кулаева, 2018).
Изменения затрагивают сферу социального взаимодействия:
- необходимость усвоения принципиально новых социальных ролей;
- осознание себя как полноценного члена общества, включающее в себя знание своих основных прав, свобод и обязанностей;
- построение новых отношений и перестройка привычных систем коммуникации с людьми;
- начало экономической активности, включение человека в трудовую деятельность (В.И. Филоненко, Т.С. Киенко, 2019).
А.И. Жигулина (2019) отмечает, что студенческий коллектив характеризуется общественно значимой целью деятельности, организованностью, сплоченностью, относительной устойчивостью, продолжительностью существования, профессиональными ценностными ориентациями. Хорошая морально-психологическая атмосфера в студенческом коллективе способствует взаимопониманию и взаимовлиянию, взаимной требовательности, соревнованию, достижению успехов в учебе.
А.Э. Ушамирский (2016) указывает, что студенческая молодежь в повседневной жизни сталкивается с большим количеством неопределенностей, которые оказывают существенное влияние на развитие личности (в частности ценностных ориентаций):
1. Ценностно-смысловая неопределенность, связанная с отсутствием прочных установок и ориентаций. В 1990-е годы ХХ в. в сознании значительной части молодежи сформировался когнитивно-ценностный диссонанс, проявившийся в противоречии между личными смысложизненными ориентациями и установками, предлагаемыми нестабильным обществом в качестве универсальных норм поведения. В настоящее время он продолжает сохраняться и стимулируется широким распространением имитационных практик, представляющих собой систему действий, в ходе которых реальные значения и смыслы замещаются и подменяются формальным воспроизведением операций и процедур, сопровождаемым их демонстрацией, декларацией и декорацией.
Демонстрация включает в себя осуществление процедур, формулировку идей, лишенных реального содержания, но соответствующих формальным нормам.
Декларация, как правило, представляет собой заявление о желаемом результате, которое не подкреплено взвешенной оценкой реальных возможностей субъекта, а провозглашенные в нем цели не обоснованы с точки зрения наличных средств и ресурсов.
Декорация – это односторонняя (выгодная субъекту) интерпретация реальности, связанная с наделением ее ценностями, значимыми для субъекта и объекта воздействия.
2. Материально-бытовая неопределенность, связанная с тем, что, даже обучаясь на бюджетной основе, студент не в состоянии обеспечить для себя более или менее приемлемый уровень за счет стипендии. Он вынужден либо работать, либо обращаться к помощи родителей и родственников. В первом случае страдает качество обучения, во втором – молодой человек лишается возможности самостоятельно определять свои жизненные перспективы.
3. Неопределенность перспективы, суть которой в том, что обучения в ВУЗе не гарантирует молодому человеку трудоустройства и делает весьма неопределенным его будущее, довольно часто не связанное с полученным образованием и складывающееся под воздействием случайных факторов.
Таким образом, студенческая молодежь представляет собой совокупность людей, усваивающих знания, развивающих профессиональные навыки и умения. Основным видом деятельности является учебно-профессиональная деятельность, ориентированная на выбранный профессиональный путь. Среди психологических новообразований студенческого этапа выделяются профессиональные интересы, потребность в труде, построение планов на дальнейшую жизнь. В данный период происходят изменения как в нравственной сфере (усиливается сознательность и ответственность), так и в сфере социального взаимодействия (появление новых социальных ролей, обширных социальных связей, включение в трудовую деятельность). В то же время этот этап характеризуется наличием трудностей, среди которых материально-бытовая неопределенность и неопределенные перспективы будущей жизни. Также к трудностям студенческой молодежи относится сложившаяся в нашей стране ценностно-смысловая неопределенность, мешающая формированию адекватной системы ценностных ориентаций. Особенности ценностных ориентаций современной студенческой молодежи будут рассмотрены нами в следующем параграфе.
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!