Модуль 1. Педагогическое общение как область теоретического знания — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Модуль 1. Педагогическое общение как область теоретического знания

2020-08-21 183
Модуль 1. Педагогическое общение как область теоретического знания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

по дисциплине «Педагогическое взаимодействие с тренингом социально-психологической компетентности»

сост. к.пс.н., доцент кафедры общей и социальной

педагогики Е.В. Неумоева-Колчеданцева

1. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: сущность, структуру и содержание профессионального педагогического общения, его функции, требования к субъекту педагогической деятельности, обусловленные ее коммуникативным характером, иметь сформированное представление о социально-психологической компетентности субъекта педагогической деятельности, о возможностях ее развития (повышения), о влиянии педагогического общения на субъект труда.

Уметь: интерпретировать и адекватно оценивать явления профессионального педагогического общения (проблемы, задачи, затруднения, стиль, особенности самоподачи, особенности межличностного восприятия, способы установления и поддержания межличностного контакта, организации взаимодействия и др.), адекватно оценивать ход и результаты работы по повышению своей социально-психологической компетентности.

Владеть: основными способами, техниками и приемами педагогического общения (установления контакта и развития отношений, организации пространства межличностного взаимодействия, организации продуктивного взаимодействия, конструктивного разрешения конфликта) и развития (повышения) социально-психологической компетентности.

2.Тематический план

Таблица 1

Тема

Недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в итерактивной форме

Итого количество баллов

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия Самостоятельная работа 1 2 3 4

5

  6

7

8 9

Модуль 1. Педагогическое общение как область теоретического знания

И практическая деятельность

1.1. Теоретические основы изучения педагогического общения   2  

1

 

 

  0 – 10 1.2. Понятие о педагогическом общении.   2  

2

 

 

  0 – 25

Всего:

  4  

3

    0 – 30

Модуль 2. Социально-психологическая компетентность педагога

2.1. Структура и содержание социально-психологической компетентности   2  

4

 

 

  0 – 20 2.2. Влияние педагогического общения на субъект труда   2  

2

 

 

  0 – 10   Контрольная работа      

 

 

 

      Всего:   4  

6

    0 – 30

Модуль 3. Технология педагогического общения

3.1. Ориентирование в условиях общения и личности партнера. Понятие о самоподаче (межличностное восприятие)   2  

2

 

 

  0 – 5 3.2. Межличностная коммуникация, установление контакта и развитие отношений   2  

2

 

 

  0 – 5 3.3. Стратегии воздействия / взаимодействия в педагогическом общении     3  

2

 

 

  0 – 10 3.4. Формы общения ребенка и взрослого, формы общения детей     2  

2

 

 

  0 – 20

Всего:

  9  

8

    0 – 40   Итого (часов, баллов):   17  

17

74

108

  0 – 100   Из них  в интерактивной форме:         17                          

 

Таблица 2

3. Планирование самостоятельной работы студентов

Модули и темы

Виды практической и СРС

Неделя семестра

Объем часов

(внеауд.

СРС)

Кол-во баллов

(ауд.

/ внеауд.)

Аудиторная

Внеаудиторная

Модуль 1

1.1

Теоретические основы изучения педагогического общения

 

2.Анализ и аннотирование научных статей

1

  0 – 10  

1.2

Понятие о педагогическом общении.

1.Рисунок «Сущность педагогического общения».

 

 

1.Интерпретация индивидуальных рисунков.  

3

 

0 – 5 / 0 – 5  
Анализ невербальных проявлений партнера по общению. 0 – 10    
 

Всего по модулю 1:

0 – 30

Модуль 2

2.1

Структура и содержание социально-психологической компетентности

1.Презентация и защита разработанных целевых программ. 2. Апробирование элементов целевой программы в группе (проведение занятий по повышению социально-психологической компетентности будущего педагога).

1. Разработка программы развития (повышения) социально-психол. компетентности для целевой группы.

 

2.Разработка индивидуальной программы развития (повышения) социально-психол. компетентности.

 

5

  0 – 5, 0 – 5 / 0 – 20
2.2

Влияние педагогического общения на субъект труда

Самодиагностика уровня сформированности синдрома «эмоционального выгорания» (В.В. Бойко)

Разработка рекомендации для педагогов по профилактике и коррекции синдрома «эмоционального выгорания»

7

  0 ­– 5 / 0 –5
 

Всего по модулю 2:

  0 – 30

Модуль 3

3.1. Ориентирование в условиях общения и личности партнера. Понятие о самоподаче (межличностное восприятие)

1.Формирование профессиональной «Я-концепции».

 

Оформление результатов работы «Формирование профессиональной «Я-концепции», формулировка выводов

9   0 – 5
3.2. Межличностная коммуникация, установление контакта и развитие отношений

1.Моделирование ситуаций общения с использованием разных средств межличностной коммуникации.

 

2.Организация процедуры парафразирования

1. Анализ ситуации педагогического взаимодействия (отрывка из художественного произведения). Оформление результатов работы.

11   0 - 5
3.3. Стратегии воздействия / взаимодействия в педагогическом общении

1.Анализ ситуации педагогического общения (отрывка из художественного фильма «Опасные мысли»).

Оформление результатов работы «Анализ отрывка из художественного фильма».

13   0 – 10

3.4.

Формы общения ребенка и взрослого, формы общения детей

2. Моделирование ситуаций педагогического воздействия / взаимодействия

Создание банка видеофрагментов (эпизодов из художественных фильмов) и литературных произведений с демонстрацией/описанием ситуаций педагогического общения

15   0 - 20

Всего по модулю 2:

  0 – 40
 

ИТОГО:

  0 – 100 б.
                     

4.1. Методические рекомендации для

самостоятельной работы студентов и порядок выполнения работ

Самостоятельная работа по теме 1.2. Интерпретация индивидуальных рисунков на тему «Сущность педагогического общения»

Методические рекомендации: Ведущий предлагает участникам группы выразить в рисунке то, как они понимают объективное содержание и назначение педагогического общения. В аудиторное время каждый участник группы представляет свой рисунок и делает необходимые пояснения. Рисунки обсуждаются в группе. Тренер дает свои комментарии с точки зрения того, какие рисунки наиболее адекватно отражают сущность, объективное назначение педагогического общения.

Форма отчетности: Индивидуальные рисунки с интерпретацией и выводами относительно того, насколько адекватно в них отражено объективное назначение педагогического общения, сдаются в качестве самостоятельной работы.

Самостоятельная работа по теме 1.1.

Задание: Аннотирование научных статей (не менее 3-х).

Методические рекомендации: аннотирование предполагает перечень основных понятий, раскрывающихся в статье, основных проблем, идей и предложений автора.

Таблица 3

№ п/п Автор Название статьи Издание (журнал, газета) Аннотация
1. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации Журнал практического психолога. – 1998. – №7. – С. 35 – 42.    

 

Форма отчетности: письменная (печатная) – аннотация статьи (в форме таблице).

 

           Самостоятельная работа по теме 3.1.

 

Задание: Подготовка отчета по практической работе «Формирование профессиональной «Я-концепции».

Методические рекомендации: Отчет подготавливается по следующему ориентировочному плану:

1. Сравнительный анализ самоописания на тему «Я как будущий педагог» (какой я как личность и профессионал в профессиональном общении?) и результатов опроса на тему «Какой я как личность и профессионал в сфере профессионального общения, по вашему мнению?».

2. Сравнительный анализ самоописания на тему «Я как будущий педагог глазами своих одногруппников» (как я думаю, какой я как личность и профессионал в профессиональном общении, по мнению других людей?) и результатов опроса на тему «Какой я как личность и профессионал в сфере профессионального общения, по вашему мнению?».

3. Определение корректив, которые необходимо внести в профессиональную «Я-концепцию» и общение.

4. Формулировка цели дальнейшей работы над собой и составление ориентировочного плана действий, направленных на достижение этой цели.

           Форма отчетности: письменная (печатная).

Самостоятельная работа по теме 1.2.

Задание: Анализ невербальных проявлений эмоций (индивидуальная работа)

Методические рекомендации: На основе наблюдения за партнером по общению в трех разных ситуациях выявить характерные для него в каждой ситуации невербальные проявления эмоций, на основе своих наблюдений определить основную эмоцию (радость, гнев, удивление, горе, страдание, интерес, отвращение, презрение, страх, стыд, вина по К. Изарду) (или комплекс эмоций), в целом оценить экспрессивные особенности человека. Результаты наблюдения оформляются в виде таблицы.

Таблица 4

Невербальные проявления эмоций

Эмоции Мимика Жесты Пантомимика Взгляд Вегетативные реакции Организация пространства межличностного взаимодействия Примечания
Ситуация 1              
Ситуация 2              
Ситуация 3              

 

Вывод: индивидуальные проявления эмоций, экспрессивные особенности, конгруэнтность / инконгруэентность, значимость результатов наблюдения для общения.

 

           Форма отчетности: письменная (печатная).

Самостоятельная работа по теме 2.1.

Задание 1: Разработка индивидуальной программы развития (повышения) социально-психологической компетентности педагога.

           Методические рекомендации: Разработка программы осуществляется по следующему плану

1. Цель развития (повышения) социально-психологической компетентности (формулируется конкретно и позитивно, в терминах развития, формирования определенных качеств личности и способностей).

2. Процедура целеполагания:

-  «от кого и от чего зависит достижение поставленной цели?

- что зависит лично от меня?»

3. Способы и средства достижения цели (определяются индивидуально, в соответствии с поставленной целью).

4. Определение формы самоподкрепления (осознание позитивных последствий своего поведения, поощрение собственных усилий и успехов в достижении поставленной цели).

5. Определение формы самонаказания (выбор определенных санкций по отношению к себе в случае отступления от выбранной линии поведения, от выполнения программы самовоспитания).

6. Планирование окружения («каким должно быть мое окружение, чтобы помочь мне достичь поставленной цели?»).

7. Заключение соглашения с самим собой (самообязательство, свободная форма договора с собой, предполагающая принятие условий выполнения программы).

8. Оценка результативности программы (осуществляется по заранее выделенным критериям успешности программы, критериями служат показатели достижения цели).

           Форма отчетности: письменная (печатная).

Задание 2: Разработка программы развития (повышения) социально-психологической компетентности педагога для целевой группы (будущих педагогов).

Методические рекомендации: Направлением разрабатываемой программы должен быть аспект социально-психологической компетентности или конкретные социально-психологические компетенции (см. таблицы 1, 2).

Разработка программы осуществляется по следующему ориентировочному плану:

Пояснительная записка

- Актуальность программы.

- Целевая группа (возраст, пол, количественный состав, психологические и др. особенности).

- Цель программы(формулируется конкретно и позитивно, в терминах развития, формирования определенных компетенций).

- Задачи (диагностические, методические, воспитательные, развивающие, коррекционно-оценочные и др).

- Ожидаемые результаты (они же – критерии достижения цели).

- Необходимые ресурсы.

- Продолжительность программы.

2. Теоретические положения (приводятся определения основных понятий).

3. Тематический план занятий

№ п/п Наименование раздела, модуля, темы Количество часов

Содержание программы по разделам, модулям, темам

Тема занятия:

Цель:

Основное содержание:

Формы и методы работы:

Реквизит:

1. Методические материалы и список используемой литературы

2. Приложения

           Форма отчетности: письменная (печатная).

Примечание: в качестве ориентира для определения направленности разрабатываемой программы рекомендуется использовать модели социально-психологической компетентности, представленные в таблицах 5 и 6

Таблица 5

Деятельности)

Структура

Педагогической

Деятельности

Структура компетенции

Знаниевый компонент, «знаю» Практический компонент, «умею» Ценностный  компонент, «ценю» 1. Мотивационно-ориентировочный компонент (этап готовности, постановка целей, осознание мотивов) Осознание целей и мотивов общения, мотивация профобщения, адекватная объективному содержанию и назначению педагогической деятельности Ориентация в личности партнера и в ситуации общения, постановка коммуникативных задач Ценностное отношение к профессиональному общению 2. Операционально-технический (исполнительский этап, выбор способов и средств общения) Знание способов, средств, приемов и техник установления контакта, развития отношений, организации продуктивного и конструктивного взаимодействия Умение находить адекватные способы и средства общения, сложившийся стиль профессионального общения, устойчивая профессиональная позиция Адекватность позиции в профессиональном общении объективному содержанию и назначению педагогической деятельности (например, позиция фасилитатора, актуализатора), опора на гуманистические принципы отношений 3. Контрольно-оценочный (этап самоанализа хода и результатов общения) Осознание «сильных» и «слабых» сторон профобщения (оценка реакции партнеров) Внесение в профобщение необходимых корректив (изменение стиля, способов, средств общения) Ценностное отношение к развитию себя как субъекта профессионального общения, к динамике профобщения

 

Таблица 6

Самостоятельная работа по теме 3.2.

Методические рекомендации: На основе знакомства с теоретическим материалом по данной теме и книгой Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» выберите подходящий конструктивный приемстабилизации психоэмоционального состояния ребенка и сформулируйте ответ с его использованием.

Таблица 7

№ п/п Ситуация и слова ребенка Чувства ребенка Обычный ответ Ответ с использованием приема вербализации и других конструктивных приемов стабилизации психоэмоционального состояния партнера
1 «Сегодня, когда я выходил из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель, и из него все высыпалось» Огорчение, обида А ты что сделал? Ты очень расстроился и было обидно
2 Ребенку сделали укол, плачет: «Доктор плохой!»      
3 Старший сын – маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь: «Маленькая, маленькая», – а меня никогда не жалеешь»      
4 «Сегодня на уроке математики я ничего не поняла, и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись»      
5 (Влетает в дверь): «Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!»      
6 «Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!»      

 

Самостоятельная работа по теме 3.3.

Задание: Анализ ситуации педагогического общения (компетентности педагога) (отрывка из художественного фильма).

Методические рекомендации: Провести сравнительный анализситуаций педагогического взаимодействия из художественного фильма «Опасные мысли» (первые два эпизода), оценить социально-психологическую компетентность педагога в каждом эпизоде, выявить ведущие стратегии межличностного взаимодействия. Работа выполняется по следующему ориентировочному плану:

1. Мотивы педагогического общения.

2. Восприятие педагогом учащихся и особенности самоподачи.

3. Владение способами и средствами установления межличностного контакта. Позиция педагога в профессиональном общении.

4. Особенности вербального и невербального поведения педагога. Конгруэнтность педагога.

5. Ведущая стратегия межличностного взаимодействия.

6. Организация совместной деятельности с учащимися.

7. Оценка педагогом хода и результатов общения. Внесение необходимых корректив.

Вывод о компетентности педагога в педагогическом общении.

Самостоятельная работа по теме 3.4.

Задание 1: Анализ ситуации педагогического общения (компетентности педагога) (отрывка из художественного произведения).

Методические рекомендации:На основе анализа лекционного материала заполнить таблицу 8.

Таблица 8

Анализ форм общения детей

Возрастной период Формы общения Содержание потребности в общении Основные средства общения Ведущий мотив в общении Значение формы общения в развитии психики
2 – 4 года Эмоционально-практическое            
4 – 6 года Ситуативно-деловое        
6 – 7 лет Внеситуативно-деловое        

 

2. На основе анализа отрывка из художественного произведения (рекомендуются произведения В.П. Крапивина «Колесо Перепелкина», «Стража Лопухастых островов», «Оранжевый портрет в крапинку», «Брат, которому семь» и др., В.К. Железников «Чучело» и др.) определить ведущую стратегию и форму межличностного взаимодействия детей. Обосновать свой ответ.

 

ВСЕ ВЫПОЛНЕННЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ СДАЮТСЯ В ПАПКЕ С ПРОЗРАЧНОЙ ОБЛОЖКОЙ,  РАБОТЫ ПОДШИВАЮТСЯ В ПАПКУ В ПОРЯДКЕ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ОБЯЗАТЕЛЕН!

 

ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменский государственный университет»

Институт психологии и педагогики

Кафедра общей и социальной педагогики

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Педагогическое взаимодействие с тренингом социально-психологической компетентности»

 

Выполнил:

ФИО

1 курс, гр. 29ПО114

Проверил:

к.п.с.н., доцент

Е.В. Неумоева-Колчеданцева

Тюмень 2014

 

Дополнительные материалы

Таблица 10

Манипулятор Актуализатор
1. Неискренность (использует приемы, методы, маневры, исполняет роли, скрывает свои истинные чувства, испытывает потребность управлять и в руководстве свыше). 1. Искренность, честность (способен проявлять свои чувства, независимо от их модальности).
2. Неосознанное отношение к ценностям жизни (видит и слышит то, что удобно и выгодно) 2. Осознанное отношение к ценностям жизни (интерес к жизни, сензитивность, восприимчивость к различным проявлениям жизни)
3. Контроль (закрытость, нарочитость, просчитывает все ходы, «вся жизнь – борьба») 3. Свобода (спонтанность, открытость). Принимает на себя ответственность за свою жизнь, стремиться к самоактуализации.
4. Цинизм (отсутствие веры, высмеивание общечеловеческих ценностей. Не доверяет себе и другим, испытывает глубокое недоверие к человеческой природе как таковой. Полагает, что в межличностных отношениях есть только две возможности: управлять или быть управлемым) 4. Доверие (вера, убежденность. Верит в себя и других, позитивно оценивает природу человека, способен справляться с жизненными трудностями, умеет «жить настоящим»).
5. Оценочное условное отношение к людям 5. «Помогающее» отношение к людям: конгруэнтность: - доверие организму; - открытость новому опыту; - освобождение от «фасадов» (или «масок» в терминологии К.Г. Юнга); - желание существовать как процесс.

               

Таблица 11

Краткая характеристика общих стратегий взаимодействия

и соответствующих видов отношений

№ п/п Виды отношений Характеристика
1. Доминирование Отношение к другому как к объекту или средству достижения своих целей. Игнорирование потребностей и интересов другого. Стремление обладать, распоряжаться, получить неограниченное одностороннее преимущество. Упрощенное, односторонне видение другого, стереотипные представления о нем. открытое императивное воздействие (насилие, подавление, господство, навязывание, внушение, приказ, принуждение)
2. Манипуляция Отношение к другому как к «вещи особого рода». Тенденция к игнорированию интересов и намерений другого. Стремление добиться своего с оглядкой на производимое впечатление. Скрытое воздействие с опорой на автоматизмы и стереотипы. Способы воздействия – провокация, обман, интрига, намек.
3. Соперничество Партнер по общению воспринимается как опасный и непредсказуемый. Стремление «переиграть» его, добиться преимущества. Факт воздействия признается, а цели (мотивы) скрываются.
4. Партнерство Отношение к другому как к равному. Стремление не допустить ущерба себе, раскрывая цели своей деятельности. Осторожные отношения, согласование своих интересов и намерений, совместная рефлексия, достижение договоренности.
5. Содружество Отношение к другому как к самоценности. Стремление к объединению, совместной деятельности для достижения близких или совпадающих целей. Средство взаимодействия – согласие.

 

Таблица 12

Вопросы для промежуточной аттестации

(ориентировочные формулировки вопросов к экзамену)

1. Общение как витальная необходимость и социально-культурная ценность.

2. Аспекты межличностного общения: коммуникация, перцепция, интеракция, контакт, отношения. Их взаимосвязь.

3. Виды общения: социально-ориентированное, предметно-ориентированное, личностно-ориентированное; монологическое, диалогическое.

4. Понятие о педагогическом общении. Структура педагогического общения как вида деятельности.

5. Функции и характеристика педагогического общения. Педагогическое общение как вид «помогающей» деятельности.

6. Актуализирующая функция педагогического общения. Позиции манипулятора и актуализатора.

7. Понятие о социально-психологической компетентности и социально-психологических компетенциях.

8. Структура и содержание компетентности в педагогическом общении.

9. Влияние профобщения на личность педагога. Барьеры и деформации профессионального общения.

10. Синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессионально-личностной деформации. Профилактика и коррекция синдрома.

11. Ориентирование в условиях общения и личности партнера: факторы межличностного восприятия.

12. Ориентирование в условиях общения и личности партнера: механизмы межличностного восприятия.

13. Ориентирование в условиях общения и личности партнера: самоподача и профессиональная самопрезентация.

14. Межличностный контакт и развитие отношений. Пассивное и активное эмпатийное понимание.

15. Неконструктивные приемы стабилизации психоэмоционального состояния партнера.

16. Конструктивные приемы стабилизации психоэмоционального состояния партнера.

17. Средства общения: вербальные; взгляд; невербальные (мимика, пантомимика, жестикуляция, прикосновения, пространство межличностного взаимодействия, вегетативные реакции).

18. Организационный аспект взаимодействия: норма, роль, сценарий, стиль общения.

19. Стили общения: авторитарный, попустительский, демократический.

20. Содержательный аспект взаимодействия как взаимообмен социогенными ресурсами.

21. Понятие о стратегиях межличностного взаимодействия. Характеристика основных стратегий и соответствующих видов отношений.

22. Понятие о межличностном конфликте. Приемы и способы конструктивного разрешения конфликта.

23. Мотивация общения ребенка со взрослым, ее динамика в возрастном аспекте.

24. Формы межличностного взаимодействия взрослого и ребенка: ситуативно-личностная; ситуативно-деловая; внеситуативно-познавательная; внеситуативно–личностная.

25. Формы межличностного взаимодействия детей: эмоционально-практическая; ситуативно-деловая; внеситуативно-деловая (внеситуативно-личностная).

26. Значение внеситуативно-личностной формы общения ребенка со взрослым для дальнейшего развития ребенка.

27. Значение внеситуативно-деловой формы общения ребенка со сверстниками для дальнейшего развития ребенка.

28. Характер эмоционального отношения педагога к воспитанникам и динамика отношений ребенка к учителю.

29. Гуманистические принципы межличностных отношений педагога и ученика.

30. Понятие о деструктивном и конструктивном межличностном взаимодействии.

31. Условия продуктивного и конструктивного педагогического взаимодействия.

Учебно-методическое

и информационное обеспечение дисциплины

 Рекомендуемая литература к теме 1.1 «Теоретические основы изучения педагогического общения»

Основная:

1. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328с. – С. 9 – 97.

2. Горянина В.А. Психология общения: Учеб пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с. – С. 6 – 56.

3. Доценко Е.Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. – Тюмень, ТОГИРРО, 1998. – 202 с. – С. 6 – 28.

4. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений – М.: Политиздат, 1988. – 319 с. – (Над чем работают, о чем спорят философы). – С. 121 – 163, 199 – 251.

5. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с. – (Серия «Учебник нового века»). – С. 11 – 342.

6. Леонтьев А.А. Психология общения. - 2-ое изд. испр. и доп. – М.: Смысл, 1997. – 365 с. – С. 10 – 134, 234 – 257.

7. Леонтьев А.А. Общение и деятельность общения // Межличностное общение / Сост. И общая редакция Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»). – С. 39 – 58.

8. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Педагогическое взаимодействие с тренингом социально-психологической компетентности: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – 156 с.

           Дополнительная:

1. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. – Дубна: Издательский центр «Феникс», Издательство «Когито – Центр», 1998. – 224 с. – С. 31 – 114.

2. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 192 с. – С. 6 – 32.

3. Ночевник М.Н. Человеческое общение. – М.: Политиздат, 1988. – 127 с. – (Филос. Б-чка для юношества). – С. 10 – 48, 94 – 117.

4. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. – М.: Флинта: Наука, 1999 - 232 с. – С. 10 – 29, 30 – 44.

5. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 296 с. – С. 8 – 174.

6. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М..: ВЛАДОС, 1995. – 544 с. – С. 93 – 120, 165 – 184.

 

Рекомендуемая литература к теме 1.2 «Понятие о педагогическом общении»

Основная:

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2001. – 480 с. – С. 28 – 48.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2000. – 384 с. – С. 305 – 365.

3. Казанская В.Г. Педагогическая психология: Учебное пособие / В.Г. Казанская. – СПб: Питер, 2003. – 366 с. – (Серия «Краткий курс»). – С. 229 – 235.

4. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. – 182 с. – С. 82 – 118.

5. Кан – Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. – 1985. - № 4. – с. 9 – 16.

6. Кан – Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990. – 140 с. – (Библиотека учителя и воспитателя). – С. 82 – 105.

7. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. - 2-ое издание, перераб. и дополн. – М.: Нальчик, 1996. – 96 с. – (Серия «Библиотечка психолого-педагогической литературы»). – С. 16 – 61.

8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с. – 81 – 102.

9. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Педагогическое взаимодействие с тренингом социально-психологической компетентности: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – 156 с.

           Дополнительная:

1. Грехнев В.С. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с. – (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения). – С. 5 – 55.

2. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 192 с. – С. 33 – 50, 99 – 120..

3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Учеб.-метод. Литер-ра. – М.: Моск. Псих.-социал. Ин-т.; Флинта, 1998. – 200 с. – С. 16 – 20, 26 – 31.

4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с. – 81 – 102.

5. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. – М.: Флинта: Наука, 1999 - 232 с. – С. 45 - 60.

6. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. – 160 с. – С. 135 – 154.

               

Рекомендуемая литература к теме 2.1. «Структура и содержание социально-психологической компетентности»

Основная:

1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2006. – 72 с.

2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999. – 240 с. – 25 – 36.

3. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М.: Педагогика, 1987. – 160 с. – (Б-ка учителя и воспитателя). – С. 12 – 18, 82 – 89.

4. Загвязинский В.И., Гильманов С.А. Творчество в управлении школой. – М.: Знание, 1991. – 64 с. – (В помощь лектору. Библиотечка «Современная школа: проблемы руководства»). – С. 7 – 31.

5. Зеер Э.Ф., Теоретико-методологические основы профессионального развития личности // Актуальные проблемы профессионального развития педагогов в системе современного образования: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 1 марта 2005 года. Часть 1. – Тюмень: ТОГИРРО, 2005. – 104 с. – С. 15 – 18.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – С. 34 – 42.

7. Зимня


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.183 с.