Цели и задачи выполнения выпускной квалификационной работы — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Цели и задачи выполнения выпускной квалификационной работы

2020-08-21 75
Цели и задачи выполнения выпускной квалификационной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Выпускная квалификационная работа (ВКР) представляет комплексный результат учебно-исследовательской работы студента. Она выполняется студентами как самостоятельное исследование актуальной проблемы в области их профессиональной деятельности. Выпускная квалификационная работа характеризует уровень теоретической подготовки студента, уровень подготовки его к практической деятельности, его научную эрудицию по избранной специальности.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования итоговая государственная аттестация выпускника включает выпускную квалификационную работу (дипломный проект) и государственный экзамен, которые позволяют выявить теоретическую и практическую подготовку студента к решению профессиональных задач. [5 – 12]

Выпускные квалификационные работы бакалавра и специалиста выполняются с целью установления умений и навыков, приобретенных за время изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации, а также всех видов практик.

ВКР должна отражать современные достижения отечественной и зарубежной теории и практики. Она свидетельствует об умении выпускников исследовать проблемы, формулировать цели исследования, осуществлять постановку задачи исследования, анализировать информацию и полученные исходные данные, решать проблему, делать выводы, заключения и предлагать практическую реализацию решенной задачи. В процессе выполнения ВКР студенты показывают свою научно-исследовательскую зрелость квалифицированного решения профессиональных проблем, готовность к практическому применению приобретенных за время учебы знаний.

Данное учебно-методическое пособие направлено на оказание действенной методической помощи студентам для направления их усилий на качественное выполнение и защиту ВКР. Учебно-методическое пособие должно помочь систематизировать процесс прохождение студентами заключительной фазы процесса профессиональной подготовки. Задачами данного учебно-методического пособия являются помощь студентам в выборе темы ВКР; определении ее структуры и содержания; организации процесса написания ВКР; оформления пояснительной записки и иллюстрационного материала; подготовки необходимых документов; прохождения предзащиты и защиты ВКР.

Настоящее учебное пособие учитывает требования ГОС ВПО к подготовке выпускника по направлению 080300 «Коммерция», специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)», специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление», специальности 080505 «Управление персоналом», Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ № 1155. [4 – 12]

 

Организация выполнения ВКР

Выбор темы ВКР

Важным и ответственным моментом является выбор темы ВКР. Тема должна быть актуальной, отражать реальные проблемы, соответствовать профилю бакалавра, специалиста.

Выбор темы определяется интересами студента, его склонностями к той или иной проблеме, интересами организации, которое является базой производственной или преддипломной практики, научной специализацией выпускающей кафедры и/или научного руководителя ВКР. Студентам, которые занимаются научными исследованиями с младших курсов, целесообразно выполнить ВКР по теме своих научных исследований. При выборе темы ВКР следует также руководствоваться актуальностью, новизной проблемы, возможностью получения конкретных исходных данных на базе практики, практической значимостью для конкретной организации (базы практики). Практическую значимость студенты должны подтверждать заказом на разработку ВКР (прил. 1).

Примерная тематика ВКР разрабатывается преподавателями кафедры, обсуждается на заседании кафедры, рассматривается и утверждается на научно-методической совете (НМС) по направлению и специальности. Ежегодно тематика корректируется, уточняется и доводится до сведения студентов перед выбором базы практики, распределением и закреплением студентов за научными руководителями.

Студенты вправе самостоятельно сделать свой выбор из предложенного перечня тем (кафедрой, организацией (база практики), научным руководителем), либо заявить тему самостоятельно (не предусмотренную примерными тематиками).

Если одна и та же тема выбрана несколькими студентами, то кафедра оставляет ее только за тем студентом, который уже занимался раньше научными исследованиями, или наиболее аргументировано обосновал свой выбор, или тема содержится в заявке конкретной организации, заинтересованной в ее разработке. Одна и та же тема может выполняться несколькими студентами в том случае, если и объекты исследования и предметы разработки будут разные.

ВКР могут быть индивидуальными и комплексными. Комплексные ВКР представляют разработку сложной, крупной проблемы несколькими студентами. В этом случае каждый студент разрабатывает отдельные, самостоятельные составные части проблемы.

Название темы ВКР должно быть по возможности кратким и отражать ее суть. В названии темы следует отразить объект исследования, который соответствует месту производственной (преддипломной) практики. Студенты в течение первой недели со дня начала практики должны определиться с темой ВКР и согласовать ее с руководителем ВКР.

При формулировании темы ВКР студенты определяются с:

– объектом исследования, который обуславливается местом прохождения производственной (преддипломной) практики (организации, учреждения, подразделения, научно-исследовательские институты, инновационные и инвестиционные структуры, органы государственного, муниципального управления, органы местного самоуправления и их структурные подразделения, государственные и муниципальные предприятия и учреждения и др.);

– научной, практической проблемой в области профессиональной подготовки бакалавра, специалиста;

– целью ВКР (исследование, разработка, оценка, повышение, оптимизация и т.п.);

– предметом исследования (процесс, вид деятельности, который порождает проблемную ситуацию);

– задачами, которые будут решены в процессе выполнения ВКР;

– методом, совокупностью приемов и операций, как способа достижения цели (изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта, моделирование, методы системного анализа, математические и статистические методы, методы сравнения, обобщения, интервъюирования и т.п.);

– предметом защиты.

Сформулированные темы ВКР рассматриваются и утверждаются на заседании кафедры не позднее чем через неделю после начала преддипломной практики (прил. 2).

 

После утверждения темы на заседании кафедры студент обязан:

· получить у своего руководителя задание на ВКР,

· составить совместно с ним структуру и оглавление ВКР,

· получить у своего руководителя задание на преддипломную практику (прил. 3),

· получить у своего руководителя календарный график выполнения ВКР (прил. 4),

· согласовать время консультаций.

 

Исследования в ВКР бакалавров коммерции могут быть выполнены в следующих областях:

1) Повышение эффективности организации коммерческой деятельности предприятия (производства товаров, работ, услуг; оптовой торговли; розничной торговли; биржевого дела; страхового дела и т.д.);

2) Реконструкция и техническое перевооружение с целью улучшения показателей работы предприятия или подразделения;

3) Оптимизация структуры предприятия и работы отдельных подразделений и служб;

4) Формирование кадровой политики предприятия;

5) Повышение конкурентоспособности предприятия;

6) Организация и планирование внешнеторговых операций;

7) Разработка, управление логистическими системами;

8) Организационно-экономические вопросы производства продукции, формирование затрат;

9) Организация и управление товароснабжением, планирование и оптимизация товарных запасов, систем выбора поставщиков;

10) Ценообразование на коммерческом предприятии;

11) Формирование и расширение потребительского рынка;

12) Формирование сбытовой и ассортиментной политики предприятия;

13) Формирование качества, конкурентоспособности продукции предприятия;

14) Регулирование денежных потоков на коммерческом предприятии.

 

Дополнительно к перечисленному специалисты коммерции могут выполнить исследования в следующих областях:

1) Прогнозирование экономического и финансового состояния предприятия и разработка мероприятий по его улучшению;

2) Стратегическое и тактическое управление коммерческим предприятием;

3) Организация информационно-методического обеспечения коммерческой деятельности предприятия;

4) Организация и планирование аудиторской деятельности;

5) Налоговое планирование на коммерческом предприятии;

6) Маркетинговая деятельность коммерческого предприятия;

7) Транспортное обеспечение коммерческой деятельности;

8) Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности.

 

Выпускные квалификационные работы менеджеров по специальности «Государственное и муниципальное управление» могут быть выполнены в следующих областях:

1) Исследование субъектов государственного и муниципального управления (исследование системы и организационной структуры органов государственного и муниципального управления и их деятельности);

2) Исследование объектов государственного и муниципального управления (исследование процессов, решение задач и проблем демографического, кадрового, финансового, социально-экономического развития регионов, субъектов федерации, муниципальных образований, городских районов, государственных и муниципальных предприятий);

3) Исследование методов государственного и муниципального управления (технологий выработки и принятия решений в государственных и муниципальных организациях и предприятиях);

4) Исследование основных направлений развития государственного и муниципального управления.

 

Направленность исследований выпускных квалификационных работ менеджеров специальности «Управление персоналом»:

1) Регулирование рынка труда (занятость, безработица, миграция трудовых ресурсов и т.д.);

2) Социально-трудовые отношения в организации и их регулирование;

3) Стратегическое управление персоналом организации;

4) Совершенствование организации работы кадровой службы в организации;

5) Кадровая политика на предприятии;

6) Планирование работы с персоналом организации;

7) Технология и методы управления персоналом организации;

8) Управление поведением персонала организации;

9) Технология управления развитием персонала организации;

10)Оценка результатов деятельности персонала организации.

 

Примерная тематика выпускных квалификационных работ бакалавров коммерции приведена в приложении 5, специалистов коммерции в приложении 6, менеджеров по специальности «Государственное и муниципальное управление» в приложении 7, менеджеров по специальности «Управление персоналом» в приложении 8.

Руководитель ВКР

В целях оказания студентам теоретической, практической помощи при выполнении ВКР выпускающая кафедра закрепляет за каждым дипломником научного руководителя. Утверждение научного руководителя каждому студенту осуществляет заведующий кафедрой.

Научным руководителем является преподаватель выпускающей кафедры, под руководством которого студент проходил производственную (преддипломную) практику. Кроме того, для руководства ВКР могут привлекаться научные работники НИИ, высококвалифицированные специалисты-практики. Но в этом случае преподаватель выпускающей кафедры назначается консультантом ВКР. Консультант работает в тесном контакте с научным руководителем ВКР; в пределах своих функций определяет вопросы, которые должны быть решены в соответствии с темой ВКР; несет ответственность за разработку этих вопросов (рис. 2).

 

 

 


Рис. 2. Руководство ВКР

Студент вправе выбрать научного руководителя при распределении на ВКР. Окончательное решение остается за заведующим кафедрой.

Руководитель ВКР:

1. Оказывает практическую помощь студенту в выборе темы ВКР.

2. Назначает время консультации.

3. Оценивает качество прохождения преддипломной или производственной практики. Принимает дифференцированный зачет по практике.

4. Утверждает формулировку темы ВКР.

5. Оказывает помощь в разработке структуры и содержания ВКР.

6. Дает квалифицированную консультацию по подбору литературных источников для сбора исходных материалов, необходимых для выполнения ВКР.

7. Осуществляет еженедельный контроль хода выполнения, качества, объема ВКР, что позволяет своевременно устранять недостатки и повысить качество ВКР.

8. Оказывает научно-методическую помощь при выполнении ВКР.

9. Консультирует студентов по вопросам, которые вызывают затруднения или сомнения.

10. Выступает как оппонент, указывает студенту на недостатки в аргументации, на плохой стиль изложения, на ошибки. Советует, как их лучше устранить.

11. Ставит в известность студента и заведующего кафедрой об отклонениях от утвержденного графика выполнения ВКР.

12. Дает письменное заключение о допуске на предзащиту (прил. 9).

13. Выступает экспертом выпускающей кафедры и дает отзыв руководителя (прил. 10).

Если в процессе написания ВКР у студента по каким-либо весомым причинам не сложились отношения с научным руководителем, то он должен подать заявление на имя заведующего кафедрой с обязательными объяснениями претензий. В случае обоснованных претензий студенту назначают другого научного руководителя.

Студенту следует иметь в виду, что научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором ВКР, и поэтому ответственность за качество содержания и оформление, за полноту освещенности конкретных вопросов в ВКР полностью лежит на студенте, а не на научном руководителе.

Требования к выполнению ВКР

Требования к профессиональной подготовленности бакалавра, специалиста

В соответствии с Государственным образовательным стандартом бакалавр по направлению 522000 (080300) «Коммерция» должен решать следующие задачи, соответствующие его степени:

- исследование и анализ товарных рынков;

- анализ текущей коммерческой деятельности предприятий в условиях конкурентной среды;

- организация коммерческих сделок на рынке товаров и услуг;

- организация коммерческой деятельности предприятий и их коммерческих служб в условиях рыночной экономики;

- прогнозирование и проектирование коммерческой деятельности предприятий;

- организация коммерческих и торгово-посреднических операций на рынке товаров и услуг.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом к профессиональной подготовке специалиста по специальности 351300 (080301) «Коммерция (торговое дело)» к выпускнику предъявляются следующие требования.

Специалист коммерции должен знать:

- основы гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин для решения профессиональных, социальных, научных и педагогических задач;

- информационно-методическое обеспечение коммерческой деятельности;

- методы исследования, анализа и прогнозирования товарных рынков и товарного ассортимента;

- особенности моделирования бизнес-технологий;

- технологию формирования товарного ассортимента и способы ее оптимизации;

- процесс закупки товаров: источники поставок товаров, системы выбора поставщиков, порядок заключения и исполнения договоров купли-продажи;

- порядок оформления заказов и расчетов с поставщиками;

- методы определения объемов закупок и поставок товаров и способы их доставки;

- нормативно-правовые документы, регламентирующие правила транспортирования, приемки, складирования, хранения, реализации товаров и представления сервисных услуг;

- составляющие системы товародвижения, их сущность, условия, особенности организации, функционирования и пути минимизации издержек обращения;

- виды товарных запасов, пути их формирования, учет и контроль, методы планирования, оптимизации и управления;

- формы и методы продажи товаров, определение и прогнозирование ее объема;

- торгово-технологические процессы в коммерческой деятельности, особенности их организации и управления;

- организационную структуру предприятия, порядок взаимодействия коммерческой службы с другими подразделениями;

- методы определения и способы обеспечения эффективности коммерческой деятельности предприятия;

- виды коммерческих проектов и инноваций, порядок их разработки и использования для развития коммерческой деятельности.

Должен уметь:

- создавать информационную базу для организации коммерческой деятельности;

- формировать товарный ассортимент;

- организовать работу с поставщиками и покупателями;

- организовать и управлять процессами купли-продажи и обмена товаров;

- управлять товарными запасами;

- применять методы стимулирования сбыта (продажи);

- анализировать коммерческую деятельность и определять ее эффективность;

- моделировать и проектировать коммерческую деятельность.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом к профессиональной подготовке специалиста по специальности 061000 (080504) «Государственное и муниципальное управление» областью профессиональной деятельности выпускника является:

- обеспечение эффективного управления организацией,

- участие в организации и функционировании систем государственного и муниципального управления,

- совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

Объектами профессиональной деятельности специалиста являются различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом к профессиональной подготовке специалиста по специальности 062100 (080505) «Управление персоналом» для успешного осуществления своей деятельности выпускник должен знать:

- законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия, учреждения, организации по управлению персоналом;

- законодательство о труде;

- основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса;

- конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг;

- порядок ценообразования и налогообложения;

- основы маркетинга;

- современные концепции управления персоналом;

- основы трудовой мотивации и системы оценки персонала;

- формы и методы обучения и повышения квалификации кадров; порядок разработки трудовых договоров (контрактов);

- методы и организацию менеджмента; основы технологии производства; структуру управления;

- основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда;

- этику делового общения;

- основы организации делопроизводства;

- методы обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи;

- правила и нормы охраны труда.

Введение

При изложении введения студент должен избрать тезисный стиль и постановочную форму. По качеству и содержательности введения судят о степени компетентности студента, его знаний освещаемой проблемы в ВКР, составляют мнение о характере работы в целом.

Это вступительная часть ВКР, в которой описывается структура ВКР; обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель, задачи, объект, предмет исследования в ВКР, кратко описывается постановка задачи исследования и ее решение, раскрывается новизна и практическая ценность, указывается перспектива развития дальнейших исследований по выбранной теме ВКР.

Объем введения 2-3 страницы.

Окончательный текст пишется после написания основной части ВКР.

Информационно-теоретическая часть

Данный раздел должен обеспечить теоретическую основу для выполнения второго и третьего разделов.

Теоретическая часть излагается на основе фундаментальных знаний, полученных студентами при изучении дисциплин учебного плана. В ней студент излагает только тот теоретический материал, который ему потребуется для решения поставленной проблемы, достижения поставленной цели, задач, практических вопросов. Этот раздел должен представлять собой не изложение материала учебных дисциплин, а являться анализом теории по выбранной теме. Студент должен критически осмыслить различные теоретические вопросы. Об уровне качества материала этого раздела свидетельствует перечень литературных источников, на который есть ссылки по тексту.

Традиционно данный раздел посвящается теоретическому обоснованию тематической проблематики, в рамках которой представляется методология и методика исследования. Раскрываются взгляды и подходы к решению исследуемой проблемы. Дается характеристика объекта и предмета исследования. Приводится анализ степени изученности исследуемой проблемы. Рассматриваются решенные и дискуссионные теоретические проработки, которые по-разному освещены в разнообразных литературных источниках. Обобщается опыт реализации рассматриваемой проблемы в деятельности отечественных и зарубежных организаций, органов власти. Определяется какие процессы (социальные, экономические, организационные, управленческие) составляют основу рассматриваемой проблемы. Освещается изменение изучаемой проблемы с течением времени с целью выявления основных тенденций и особенностей ее развития. Студент высказывает свою точку зрения на проработанные теоретические вопросы. В процессе изучения всех литературных источников студент должен найти сходство и различия точек зрения авторов, дать их анализ, обосновать свою позицию по исследуемой проблеме. Свою сформированную концепцию студент иллюстрирует статистическим материалом, представленным в виде схем, диаграмм, таблиц и т.п.

Исследование должно базироваться на основных закономерностях и принципах, системе основных явлений в области исследования, обоснованных и общепринятых утверждениях и понятиях, конкретизации по отношению к исследуемому объекту и предмету с необходимой аргументацией. Не следует приводить детальное описание общеизвестных закономерностей, функциональных связей, явлений, свойств, принципов.

Студент должен продемонстрировать понимание сущности поставленной проблемы, умение систематизировать изученный материал, знание современных разработок и публикаций отечественных и зарубежных авторов, нормативно-правовых актов. Студент должен грамотно оперировать понятиями, терминами.

В разделе дается характеристика объекта и предмета исследования. Характеристика и анализ исследуемой проблемы проводятся от общего к частному с последующим углублением и расширением.

Завершается первый раздел подразделом, где приводится постановка задачи исследования, формулируются общие требования к исходным данным для решения задач аналитической и проектной частей; обосновываются методы решения проблемы.

 

Технологическая часть

Это компьютерное обеспечение ВКР, которое предусматривает использование студентом ПЭВМ или в качестве пользователя и/или разработчика. В этом разделе разрабатываются необходимые для реализации проектной части алгоритмы, блок-схемы, документооборот, информационные схемы, программные продукты, обосновывается применение соответствующего программного обеспечения для реализации той или иной модели, расчета тех или иных показателей.

Примерные направления прорабатываемых вопросов в технологической части:

1. Технологическая схема проведения тех или иных исследований.

2. Разработка алгоритма расчета тех или иных показателей.

3. Разработка алгоритма прогнозирования тех или иных параметров.

4. Технология проведения оценки деятельности организации или органа власти.

5. Алгоритм разработки той или иной методики.

6.  Разработка блок-схемы реализации поставленной задачи.

7. Технология обработки информации.

8. Технология ведения документооборота.

9. Разработка программного обеспечения.

10. Применение программных продуктов в исследовании и т.д.

 

Заключение

Содержит общую оценку ВКР. Заключение целесообразно представить в виде ограниченного количества основных положений и выводов, состоящих из отдельных пунктов. В нем резюмируются итоги выполненного исследования в виде обобщения наиболее существенных, новых, значимых положений. Выводы должны быть краткими, ясно и четко сформулированными. Они должны показать, как решена каждая задача исследования. В заключении следует отметить новизну, что сделано самим студентом, что является предметом защиты, какие результаты получены, степень внедрения на объекте исследования, экономическую и социальную значимость. В заключении возможно повторение тех выводов, которые были сделаны в разделах.

Объем заключения 3 –5 страницы

 

Список использованной литературы

Список литературы включает все материалы, использованные при написании ВКР: законодательную базу, нормативные акты, монографии, статьи, периодические издания, методические материалы, данные эмпирических и прикладных исследований (статистические данные, качественные интервью), материалы Интернет-сайтов и т.д. (не менее 50 наименований).

В него следует включать только те источники, которые были реально использованы и на которые имеются ссылки в тексте ВКР.

 

Приложение

В приложения необходимо вынести формы документов, содержащие анализ процессов производства и управления, расчетные материалы (при значительном объеме вычислительных работ), а также другие материалы, использование которых в текстовой части нарушает логическую стройность изложения. В качестве приложения могут быть включены таблицы; иллюстрации; распечатка с ЭВМ; новые методики; документы, используемые в организациях; материалы вспомогательного характера.

Объем приложений определяется студентом при согласовании с руководителем ВКР. Все приложения должны быть пронумерованы и на них должны быть ссылки по тексту.

Графическая часть

Она может быть представлена в виде рисунков, схем, графиков, диаграмм, таблиц и др., которые должны наглядно подтверждать изложенный в тексте ВКР материал. Студент должен продумать и согласовать с руководителем ВКР, какой именно материал проиллюстрировать. Содержание графической части должно помочь студенту логично и лаконично построить свою защиту. В графической части должны быть отражены доказательства и демонстрация цели, задач исследования, постановка задачи исследования, динамика основных показателей исследуемого объекта, методика исследования, результаты исследования.

Графическая часть должна иметь титульный лист и подписи студента и научного руководителя (прил. 13). На титульном листе необходимо отразить название ВКР, Ф.И.О. студента, Ф.И.О. научного руководителя, информацию о внешнем рецензенте, базу практики.

Объем графической части не должен превышать 15 листов формата А4.

Оформление ВКР

Оформление пояснительной записки

Пояснительная записка ВКР оформляется на листах формата А4 размером 210х297 на ПЭВМ. Каждый лист пояснительной записки должен иметь рамку.

Представленная на кафедру выпускная квалификационная работа должна отвечать требованиям и правилам оформления документации, изложенным в СТО УГАТУ 016-2007, который разработан на основе: ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения»; ГСО Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению»; ГОСТ 1.5-2001 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации, Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению»; ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Система менеджмента качества, требования»; СТО УГАТУ 001-2006 «Стандарты организации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и обозначению». [13]

Титульный лист, задание на выпускную квалификационную работу, календарный график оформляются на стандартных бланках (прил. 3, 4 и 14), выдаваемых кафедрой. После календарного графика в пояснительной записке должен быть помещен лист со штампом (прил. 15).

В графах (номера граф приведены в скобках) указывают:

- в графе 1: наименование темы ВКР;

- в графе 2: шифр документа;

- в графе 3: в первой клетке ставят литеру «У»;

- графу 4: в пояснительной записке не заполняют;

- в графе 5: общее количество листов пояснительной записки;

- в графе 6: указать наименование университета (УГАТУ) и номер учебной группы;

- в графе 7: характер работы, выполненной лицом, подписавшим документ;

- в графах 8, 9, 10: фамилии лиц, подписавших документ, их подписи и дата подписания;

- графы 11, 12, 13, 14, 15: не заполняют.

Текст пояснительной записки набирается на компьютере, используя редактор MSWord. При наборе текста рекомендуется использовать основной шрифт Times New Roman. Размер шрифта – 14, межстрочный интервал 1,5. Должны быть установлены автоматический перенос слов, выравнивание основного текста по ширине.

Каждый лист пояснительной записки должен иметь рамку и штамп. Размеры полей рамки: левого – 20 мм, правого, верхнего и нижнего – 5 мм, высота штампа 15 мм. Расстояние от рамки до границ текста должно быть: в начале строк и в конце строк – не менее 3 мм, от верхней и нижней строки текста до верхней или нижней рамки – не менее 10 мм. Поэтому параметры страницы для набора текста должны быть установлены следующие: левое поле – 2,5 см, правое – 1 см, верхнее – 1,5 см, нижнее – 2,5 см. Абзацы в тексте начинают отступом, равным 12,5 мм.

Нумерация страниц пояснительной записки должна быть сквозной, начиная с титульного листа, и включать в себя все материалы – текст, таблицы, иллюстрации и др. Таблицы, рисунки и чертежи, размеры которых больше формата А-4, учитываются как одна страница.

Текст пояснительной записки разбивается на разделы, подразделы, пункты и подпункты. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа и обозначаться арабскими цифрами, записанными с абзацного отступа. Раздел рекомендуется начинать с нового листа (страницы). «Введение» и «Заключение» не номеруются. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. Номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точкой.

Разделы подразделы и пункты должны иметь заголовки, кратко и четко отражающие их содержание. Заголовки следует печатать строчными буквами, начиная с пропиской, без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

После аннотации помещается содержание, в котором указываются номера, наименования разделов и подразделов и соответствующие им страницы текста. Слово «Содержание» записывается в виде заголовка (симметрично тексту, т.е. выровненного по центру) с прописной буквы.

Текстовой материал пояснительной записки состоит из введения, разделов и заключения. Слова «Введение» и «Заключение» следует размещать с абзацного отступа, без кавычек начиная с прописной буквы. Например, Ведение и Заключение.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 3 интервалам (два раза по 1,5). Расстояние между заголовками раздела и подраздела – 2 интервала.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе оформления пояснительной записки, допускается исправлять аккуратной подчисткой или закрашиванием штрихом и нанесением на том же месте исправленного текста черными чернилами рукописным способом.

При написании текстовой части пояснительной записки соблюдаются следующие требования:

- цитаты, формулы, справочные сведения, заимствованные из других работ, должны сопровождаться ссылками на источники;

- при ссылке на литературу указывают порядковый номер по списку литературы, заключая его в квадратные скобки (например [9]);

- ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты перечисления следует указывать их порядковым номером, например: «в разделе 4», «... по пункту 1.2.4», «... в подпункте 2.3.4.1 перечисления 3». Ссылки на иллюстрации, таблицы и формулы заключают в круглые скобки: (рисунок 1.8); (таблица 3). Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации и таблицы дают с сокращенным словом «смотри» (см. рисунок 1.7; см. таблицу 5);

- сноски в тексте располагают с абзацного отступа в конец страницы, на которой они обозначены, и отделяют от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны, а к данным, расположенным в таблице, в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы;

- знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом пояснения;

- знак сноски выполняют арабскими цифрами со скобкой и помещают на уровне верхнего обреза шрифта;

- нумерация сносок отдельная для каждой страницы;

- допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками: *.

- часто встречающиеся в тексте сложные словосочетания при первом упоминании пишут полностью и тут же в скобках сокращенную запись. В дальнейшем изложении употребляют сокращенную запись без расшифровки.

В пояснительной записке могут содержаться расчетные формулы. Каждому расчету должно предшествовать краткое пояснение его сущности. Перед каждой расчетной формулой записывается название определяемой величины. Пояснения значения символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значения каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слов «где» без двоеточия.

 

Пример: Накладные расходы вычисляют по формуле

                                                 Y = a + b * Q,                                (3.1)

 

где Y - накладные расходы, руб.;

a - постоянные издержки, руб.;

b - средние переменные затраты, руб.;

Q - объем продаж, шт.

 

Уравнения и формулы следует располагать в тексте в отдельной строке симметрично относительно рамки и отделять от текста интервалом, соответствующим одной строке текста. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (´), деления (:). Знак, по которому производят перенос, ставят два раза: в конце предыдущей строки и в начале следующей.

После каждой формулы следует ставить (или не ставить, где это не требуется) знаки препинания в соответствии с правилами русской пунктуации и содержанием последующего текста.

Формулы набираются в редакторе MS Equation Ed. 3.0. Сочетание рукописных символов и набранных в редакторе не допускается. При наборе формул рекомендуется использовать следующие размеры (кегли) шрифтов: основной – 16, крупный индекс – 12, мелкий индекс – 8, крупный символ – 20, мелкий символ – 14. Латинские обозначения, кроме устой


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.16 с.