Шкала для оценки уровня развития операции обобщения — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Шкала для оценки уровня развития операции обобщения

2020-08-21 377
Шкала для оценки уровня развития операции обобщения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Число баллов

Характеристика решения задач

I II     Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения: 5 - объединяемых в одну группу предметов (слов); - 5 «лишнего» предмета (слова).     Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку: 4 - для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу; - 4 для обозначения «лишнего» предмета (слова).     Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: 2,5 - объединяемых в одну группу предметов (слов); - 2,5 «лишнего» предмета (слова).     То же, но с помощью исследователя для обозначения: 1 - предметов (слов) объединенных в одну группу; - 1 «лишнего» предмета (слова).     Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: 0 - предметов (слов) объединенных в одну группу; - 0 «лишнего» предмета (слова)

Если испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.

Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

Источники

  • Исключение лишнего / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.143-152.

 

 

Методика «Сравнения понятий»

Шкалы: характер развития операций сравнения, анализа и синтеза

Назначение теста

Методика применяется при исследовании операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков.

Инструкция к тесту

Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?». Все его ответы полностью записываются в протокол.

Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом – различий.

Тестовый материал.

  1. Утро – вечер.
  2. Яблоко – вишня.
  3. Корова – лошадь.
  4. Лев – собака.
  5. Летчик – танкист.
  6. Ворона – воробей.
  7. Лыжи- коньки.
  8. Молоко – вода.
  9. Трамвай – автобус.
  10. Золото – серебро.
  11. Река – озеро.
  12. Сани – телега.
  13. Велосипед – мотоцикл.
  14. Воробей – курица.
  15. Собака – кошка.
  16. Дуб – береза.
  17. Ворона – рыба.
  18. Сказка – песня.
  19. Лев – тигр.
  20. Картина – портрет.
  21. Поезд – самолет.
  22. Лошадь – всадник.
  23. Обман – ошибка.
  24. Кошка – яблоко.
  25. Ботинок – карандаш.
  26. Голод – жажда.

Оценка результатов теста

Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.

Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности.

При выполнении заданий, что ему дается легче – нахождение сходств или различий.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию, Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий: например, «ворона – рыба», -слова, у которых трудно найти общее.

У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, «всадник – лошадь», слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать.

Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого. Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.

Источники

  • Методика “Сравнение понятий” / Альманах психологических тестов – М., 1995. С.134-135

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.