Сцена 5. Незнакомка, учитель — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Сцена 5. Незнакомка, учитель

2020-08-20 135
Сцена 5. Незнакомка, учитель 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УЧИТЕЛЬ: Вы ведь ничего не слышали - никакого мышонка, правда?

НЕЗНАКОМКА согласно кивает.

УЧИТЕЛЬ: Но тогда - что с вами? Вам что-нибудь нужно?

НЕЗНАКОМКА: Не уходите... Я не хочу, чтобы вы ушли, так и не показав мне... вашу звезду.

УЧИТЕЛЬ: Но я ведь уже хотел показать ее вам, а вы испугались.

НЕЗНАКОМКА: Я испугалась вас... Вы говорили с такой... с такой страстью.

УЧИТЕЛЬ: Прошу вас - извините меня. Со мной это случается довольно редко, но все же иногда случается.

НЕЗНАКОМКА: И потом... я никогда раньше не слышала о Большой Медведице. Я даже не знала, что она существует.

УЧИТЕЛЬ: Не знали? Как не знали? И вы никогда ее не видели? Никогда?

НЕЗНАКОМКА: Н-не помню...

УЧИТЕЛЬ: Вы что, никогда не смотрите на небо?

НЕЗНАКОМКА: Да нет, почему же... Иногда. Чтобы посмотреть, нет ли туч, не пойдет ли дождь...

УЧИТЕЛЬ (почти с отчаянием): Не пойдет ли дождь!..

НЕЗНАКОМКА: Ну, чтобы знать, как одеться... Какие обуть туфли.

УЧИТЕЛЬ: Какие обуть туфли! А на звезды... на звезды вы смотрели... их вы замечали?

НЕЗНАКОМКА: У меня не было времени.

УЧИТЕЛЬ: Не было времени? Чем же вы занимаетесь?

НЕЗНАКОМКА: Я страшно занята.

УЧИТЕЛЬ: Заняты чем?

НЕЗНАКОМКА: И не спрашивайте. У меня просто голова кругом. Целый день ни минуты свободной.

УЧИТЕЛЬ: А вечером?

НЕЗНАКОМКА: А! Вечером я занята еще больше.

УЧИТЕЛЬ: Но это ужасно! Господи, что же за жизнь вы ведете... если не нашли времени даже на то, чтобы взглянуть на Большую Медведицу? Она тысячи лет, сотни тысяч лет здесь, на небе, а вы до сих пор ни разу ее не видели?

НЕЗНАКОМКА: Сотни тысяч лет! Покажите мне ее.

УЧИТЕЛЬ: Идите сюда. Ко мне. Вы должны ее увидеть. Большую Медведицу... Ковш Большой Медведицы.

НЕЗНАКОМКА: Ковш Большой Медведицы?

Комната залита голубоватым ночным светом. Звезды на небе теперь сияют еще ярче. И особенно выделяется Большая Медведица.

УЧИТЕЛЬ: Она похожа на спящую медведицу, которая положила голову на передние лапы. Или на телегу, опрокинувшуюся посреди неба... колесами вверх.

НЕЗНАКОМКА: Колесами вверх! Мне кажется, я вижу. Да! правда, вижу. Вы сказали, что там семь звезд - четыре и три. Действительно, четыре... Я их вижу... и три... (С восторгом.) Какая красота! И какие огромные! Огромные белые.

УЧИТЕЛЬ: Они не белые.

НЕЗНАКОМКА: Да?

УЧИТЕЛЬ: Первая - желтая. Вторая тоже. Третья и пятая - рубиново-красные. А четвертая - голубая.

НЕЗНАКОМКА: А откуда вы знаете?

УЧИТЕЛЬ: Я их изучаю.

НЕЗНАКОМКА: И вы их все знаете?

УЧИТЕЛЬ: Никто не может знать их все.

НЕЗНАКОМКА (живо показывая на небо): А вон ту звезду вы знаете?

УЧИТЕЛЬ: Какую? Где?

НЕЗНАКОМКА: Вон ту, маленькую. Прямо над Большой Медведицей. Недалеко от шестой звезды.

УЧИТЕЛЬ: Слева?

НЕЗНАКОМКА: Да, слева.

УЧИТЕЛЬ: Поздравляю, у вас отличное зрение. Это Алькор.

НЕЗНАКОМКА: Алькор?

УЧИТЕЛЬ: Где-то там и моя звезда... Звезда, которую я открыл.

НЕЗНАКОМКА: А как она называется?

УЧИТЕЛЬ: Не знаю. Я еще не дал ей имя.

НЕЗНАКОМКА: Почему?

УЧИТЕЛЬ: Потому что пока не нашел подходящего.

НЕЗНАКОМКА: А вы уверены, что ваша звезда там?

УЧИТЕЛЬ: Должна быть там.

НЕЗНАКОМКА: И вы никогда ее не увидите? Никогда?

УЧИТЕЛЬ: Никогда.

НЕЗНАКОМКА: Жалко.

УЧИТЕЛЬ: Для этого ей нужно было бы немного отклониться со своего пути.

НЕЗНАКОМКА: И тогда?

УЧИТЕЛЬ: Тогда бы она светилась там... (Указывает рукой.) Справа.

НЕЗНАКОМКА: Прямо над Большой Медведицей?

УЧИТЕЛЬ: Прямо над Большой Медведицей... Около Алькора...

НЕЗНАКОМКА: И это невозможно?

УЧИТЕЛЬ: Нет!

НЕЗНАКОМКА: Почему?

УЧИТЕЛЬ: Потому что звезды никогда не отклоняются со своего пути.

Молчание. Издалека доносится свисток локомотива.

НЕЗНАКОМКА: Может быть, это мой поезд... Подумать только, а ведь я могла умереть этой ночью, умереть, так и не увидев Большую Медведицу.

УЧИТЕЛЬ: Это было бы ужасно!

НЕЗНАКОМКА: А сколько людей живут, не видя ее.

УЧИТЕЛЬ: Им только кажется, что они живут.

Новый свисток, но уже где-то совсем далеко.

УЧИТЕЛЬ: (Другим тоном, глядя на НЕЗНАКОМКУ.) Когда я увидел вас сегодня... я на мгновение поверил, что вы пришли из другого мира.

НЕЗНАКОМКА: Может быть, я, действительно, пришла из другого мира.

УЧИТЕЛЬ: Нет... нет...

НЕЗНАКОМКА: Откуда вы знаете?

УЧИТЕЛЬ: Ни одна звезда никогда не отклоняется... не останавливается на своем пути.

НЕЗНАКОМКА: А я звезда, которая остановилась.

Подходит к УЧИТЕЛЮ совсем близко. Обнимает его. Поцелуй. Наконец, они разжимают объятия и в молчании смотрят друг на друга.

УЧИТЕЛЬ: Как вас зовут?

НЕЗНАКОМКА: Мона.

УЧИТЕЛЬ: Мона! Какое красивое имя! Словно название звезды….(Осененный внезапной догадкой.) Но ведь это и есть название звезды - Алькор и... Мона.

ТРЕТИЙ АКТ. Утро следующего дня

СЦЕНА 1. Учитель, Мона

Сцена пуста. Снаружи, со двора, слышен голос поющей Моны. Быстро входит перепуганный Учитель. Он без пиджака, рукава рубашки закатаны до локтей. В руках у него полотенце, которым он только что вытирал лицо.

УЧИТЕЛЬ (подбегая к окну): Мона! Мона!

МОНА (снаружи): Да-а-а!

УЧИТЕЛЬ: Ради всего святого, не пой!

МОНА: Почему? Тебе не нравится?

УЧИТЕЛЬ: Да нет, но тебя увидят...

МОНА: Ну и пусть.

УЧИТЕЛЬ: Мона, будь умницей. Ну пойми… Иди в дом.

МОНА: Сейчас… Сейчас… (Опять напевает.)

МОНА (входит. Она все в том же белом вечернем платье. В руках целая охапка полевых цветов из садика): Не кричи - тебя услышат.

УЧИТЕЛЬ (вздрогнув, оборачивается): Где ты была?

МОНА: Во дворе, собирала цветы.

УЧИТЕЛЬ: Господи, ну о чем ты думаешь? В таком платье - с самого утра! Чтобы тебя увидели все соседи?..

МОНА (с подъемом): Вся улица, весь город… Весь уезд.

УЧИТЕЛЬ (с укоризной): Мона!

МОНА: Я счастлива, милый. Слышишь? Счастлива! Счастлива! Это солнце, этот свет… И эти цветы, смотри… самые красивые цветы в мире! Каждый как будто приподнял чашечку и говорит: "Доброе утро!"

УЧИТЕЛЬ: Доброе утро, Мона!

МОНА: Доброе утро, Марин!

УЧИТЕЛЬ: Ты такая красивая!

МОНА: Не я - цветы! Жизнь! Дом!

УЧИТЕЛЬ (пожимая плечами): Дом!

МОНА: Он чудесный!

УЧИТЕЛЬ: Вчера вечером ты говорила, что он ужасный.

МОНА: Вчера вечером. Но со вчерашнего вечера прошла ночь. Какого цвета у тебя глаза?

УЧИТЕЛЬ (быстро закрывая глаза): Никакого.

МОНА: Открой.

УЧИТЕЛЬ: Нет.

МОНА: Почему?

УЧИТЕЛЬ: Боюсь.

МОНА: Боишься?

УЧИТЕЛЬ: Да. Что тебя здесь нет. Что все это неправда.

МОНА: Нету здесь? Меня? Да в моей жизни еще не было ничего такого же настоящего, как это утро. Мне не нравится, как ты повязал галстук. Ты ничего в этом не смыслишь.

УЧИТЕЛЬ (отчаянно): Мона!

МОНА: Предоставь это мне. (Нежно и старательно перевязывает ему галстук.) Будь умницей… Вот так. (Секунду смотрит на него.) Марин!

УЧИТЕЛЬ: Да.

МОНА: Знаешь, ты милый. Ты очень милый.

УЧИТЕЛЬ (безнадежно сморит на часы): Мона, без пяти восемь.

МОНА: И все равно очень милый, хоть и без пяти восемь. (Легко гладит его по лицу, потом крепко целует.)

УЧИТЕЛЬ: Нет. Это не может быть правдой… Я убегаю…

МОНА (Лицо ее освещает нежная, живая улыбка): Глупый (мечтательно тянет) Но такой милый… (подходит к портретам и ласково касается их рукой.) И вы, и вы тоже милые.

Берет вазу, идет в ванную и набирает воду. Ищет цветы.. Слышен слабый стук в дверь. МОНА, все время мурлыкающая что-то себе под нос, ничего не слышит. Дверь тихонько отворяется и робко входит смущенная УЧЕНИЦА со школьным ранцем в руке. На рукав ее форменного платья нашит номер.

СЦЕНА 2. МОНА, УЧЕНИЦА

УЧЕНИЦА: Простите…. А господин Мирою дома? (МОНА быстро оборачивается. УЧЕНИЦА смущается ее больше) Простите меня, пожалуйста, но я думала… думала… (Пытается выйти.)

МОНА: И что же вы умали, барышня?

УЧЕНИЦА: Я думала, здесь живет господин Мирою…

МОНА: Он здесь и живет.

УЧЕНИЦА (быстро): Не может быть.

МОНА: Почему?

УЧЕНИЦА: Потому что… Потому что я вас не знаю.

МОНА: А я вас. И все-таки он здесь живет. И только что вышел из дома. Удивляюсь, как вы могли разминуться.

УЧЕНИЦА: Это потому, что я шла по Воссоединения, а он свернул на Куза-Водэ… Но раз вы говорите, что его нет дома, то я… пойду.

МОНА: А у вас к нему дело?

УЧЕНИЦА: Да. То есть… я хотела его попросить… (Неожиданно из глаз ее брызгают слезы.) Меня выгоняют из школы.

МОНА: Кто? Он?

УЧЕНИЦА (с легким презрением, словно говоря: "Давайте не будем шутить!"): А! Нет. Мадемуазель Куку. Она меня даже на порог не пустила. Говорит, сначала должен быть педсовет, ну тогда я и побежала сюда, чтобы попросить господина Мирою… Но раз его нету дома…

МОНА: Нету.

УЧЕНИЦА: Тогда… тогда я пошла.

МОНА (после секундного молчания): Барышня!

УЧЕНИЦА (останавливаясь): Да?

МОНА: А вы хорошо знаете господина Мирою?

УЧЕНИЦА: Ну, хорошо.

МОНА: Он ваш учитель?

УЧЕНИЦА: Да.

МОНА: Как вам повезло!

УЧЕНИЦА: Это почему?

МОНА: Иметь такого учителя, как он! Он так красиво говорит!

УЧЕНИЦА (без особого энтузиазма): Да, говорит…

МОНА: А у вас сегодня есть его урок?

УЧЕНИЦА: Есть. Четвертый. Космография.

МОНА: И что же вам задано?

УЧЕНИЦА: Ой, подождите… я сейчас посмотрю. А то я забыла. (Открывает ранец и ищет там учебник) Вот… законы Кеплера… ну, о том, что…

МОНА: Кеплера! (Бросает быстрый взгляд на портрет.) Вы позволите мне взглянуть?

УЧЕНИЦА (удивленно): Пожалуйста… (Отдает учебник.)

МОНА (читает вслух): "Орбиты всех планет являются эллипсами, в одном из фокусов которых находится Солнце. " (Прерывает чтение.) Как красиво!

УЧЕНИЦА: Ну да…

МОНА: Как вам и вашим подругам повезло - вы каждый день можете слушать и говорить о…

УЧЕНИЦА: Всего три раза в неделю.

МОНА: …о таких прекрасных вещах. Таких неописуемо прекрасных! (Смотрит на УЧЕНИЦУ.) Как вам идет этот фартук!

С улицы слышен шум автомобиля.

УЧЕНИЦА: Вы смеетесь надо мной, мадам.

МОНА: Нет! Уверяю вас - нет. Он вам необыкновенно к лицу. Только в таком фартуке можно чувствовать себя по-настоящему счастливой.

УЧЕНИЦА: Вы смеетесь надо мной, мадам. У вас такое платье, что… такое, что…

МОНА: Такое, что…

УЧЕНИЦА (зачарованно): Я никогда в жизни не видела здесь, у нас, такого платья. И даже в Бухаресте… Мы ездили туда два года назад - на Пасху - с мамой и тетей… Можно я его рассмотрю получше, чтобы рассказать потом… девочкам в школе…Но… да… Простите, а можно спросить вас, откуда вы приехали?

СЦЕНА 3. ГРИГ, МОНА

Входит ГРИГ и НАЧАЛЬНИК

ГРИГ: Доброе утро, Мона.

НАЧАЛЬНИК выводит УЧЕНИЦУ

УЧЕНИЦА: До свидания…

МОНА (пауза): Доброе утро, Григ.

ГРИГ: Ты хорошо спала?

МОНА: Спасибо. А ты?

ГРИГ: Я не спал вообще. Играл до пяти утра. Шел крупный выигрыш. Потом я вернулся в отель. Думал, что ты там.

МОНА: А меня там не было.

ГРИГ: Да. Не было. Тогда я принял ванну, переоделся и отправился тебя искать. Мне сказали, что тебя видели на вокзале.

МОНА: Нашел?

ГРИГ: Как видишь. Я всегда тебя нахожу.

МОНА: Кто знает? Может быть, на этот раз… нет.

ГРИГ: Я начал волноваться.

МОНА: Ты?

ГРИГ: Я.

МОНА: Волноваться?

ГРИГ: Очень.

МОНА: Я тебя не узнаю.

ГРИГ: Но ровно пять минут.

МОНА: Ах, да!

ГРИГ: Потому что через пять минут я вспомнил, что у тебя в сумочке ни копейки, и что, вероятнее всего, тебя высадили на какой-нибудь станции.

МОНА: Ты необыкновенно догадлив.

ГРИГ: Да. И я сел в машину и стал методично объезжать станцию за станцией. Пока не добрался до этой. Начальник вокзала очень милый человек.

МОНА: Да-а-а…

ГРИГ (после секундного молчания, сменив прежний шутливый тон): Мона!

МОНА: Григ!

ГРИГ: Признайся, что вчерашняя ссора была глупостью.

МОНА: Большой глупостью.

ГРИГ: Признайся, что лично я ни в чем не виноват.

МОНА: Абсолютно ни в чем.

ГРИГ (резко, раздраженно): Сколько раз я тебе говорил, чтобы ты не торчала у меня за спиной, когда идет игра, не болтала, не надоедала расспросами и не просила денег. Что ты хочешь, я игрок. У меня свои суеверия.

МОНА: Совершенно естественно.

ГРИГ (спокойнее): Видишь? Видишь, ты сама прекрасно все понимаешь. (Снова раздражаясь.) Тем более, что я проигрывал. У меня была черная полоса.

МОНА: А после того, как я ушла?

ГРИГ: Я начал выигрывать.

МОНА: Сразу же?

ГРИГ: Нет, немного попозже.

МОНА (заинтересовано): А в каком примерно часу?

ГРИГ: Ну, я не знаю… Что-то около двенадцати…

МОНА (слегка вздрогнув): А!

ГРИГ: А почему ты спрашиваешь?

МОНА (на мгновение задумавшись): Так, ничего. Подумала о суевериях.

ГРИГ: И я начал выигрывать… Мне фантастически везло… Я просто не мог встать из-за стола. До самого утра. До пяти.

МОНА: Вот видишь? Я принесла тебе счастье.

ГРИГ: Ты просто восхитительная девочка. (небрежно целует ее в щеку) А теперь - поехали.

МОНА: Куда?

ГРИГ: Как это - куда? Машина на улице. Давай, поехали.

МОНА (просто): Нет.

ГРИГ: Как?

МОНА: Я не поеду.

ГРИГ: Не поедешь? А что же ты собираешься делать?

МОНА: Останусь.

ГРИГ: Где?

МОНА: Здесь.

ГРИГ (насмешливо обводя рукой комнату): Здесь?!!

МОНА: (серьезно) Послушай, Григ… а ты… видел когда-нибудь Большую Медведицу?

ГРИГ: Какую медведицу?

МОНА: Большую.

ГРИГ: Ты ненормальная.

МОНА (с чувством): Григ! Это самая чудесная вещь из всех, что ты говорил мне с тех пор, как я тебя знаю… Да, я ненормальная. И я тоже могу быть ненормальной.

ГРИГ: Ну, это я давно знаю.

МОНА: А я нет. И обнаружила только этой ночью. Этой ночью… здесь… Я сделала открытие. Ужасное открытие, Григ. Мы несчастны.

ГРИГ: Мы с тобой?

МОНА: Мы и весь наш мир. Несчастны. У нас глупая, грустная жизнь…

ГРИГ: Зато удобная.

МОНА: Может быть. Но мне она никогда не нравилась.

ГРИГ: Не нравилась. Но ты неплохо в ней устроилась.

МОНА: Я всегда чувствовала, что мне чего-то не хватает, но не понимала - чего…

ГРИГ: Вероятно, Большой Медведицы.

МОНА: Да, Большой Медведицы.

ГРИГ: Мона, ты бредишь.

МОНА: Нет, дорогой мой. Если бы только знал, как ясно я теперь все вижу. Сегодня такое солнце, оно все мне осветило… Смотри, этот дом, эти цветы…

ГРИГ: (Разгуливает по комнате) Чудесно! Фантастично! Так, а здесь у нас что такое? А! Ванная комната. Очень современно. Мне нравится. (Вытаскивает наружу лейку и поднимает ее.) И конструктивно. И ты принимала здесь ванну?

МОНА: Нет, я умылась снаружи, у колодца.

ГРИГ (очень серьезно): Мона! Ты умылась у колодца?

МОНА: Да.

ГРИГ: Ты?

МОНА: Я.

ГРИГ: Ты, в Бухаресте принимающая ванну два раза в день - утром и вечером - только с лавандовой эссенцией и только в двадцать шесть с половиной градусов - и ни градусом больше, ни градусом меньше - ты… умывалась во дворе, у колодца?

МОНА: Да.

ГРИГ: Тогда это уже серьезно. Очень серьезно.

МОНА: Просто необыкновенно серьезно, дорогой мой.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.