Туристический потенциал Беларуси — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Туристический потенциал Беларуси

2020-08-20 125
Туристический потенциал Беларуси 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Республика Беларусь - страна с богатым культурно-историческим наследием, расположенная в центре Европы на пересечении оживленных транзитных путей (Западная Европа-Россия и Балтия-Причерноморье). Размеры территории Беларуси (207,6 тыс. км.) и количество населения (9,7 млн. человек) характеризуются средними показателями среди государств Европы. На ее территории расположено значительно количество исторических городов - Полоцк, Новогрудок, Туров, Гродно, Несвиж и многие другие. Во многих городах сохранились храмы и монастыри, дворцы и замки, ценные архитектурные, исторические и культурные памятники. Беларусь обладает богатым природным потенциалом: растительный и животный мир страны весьма разнообразен, здесь много памятников природы, богатые охотничьи и рыболовные угодья, природные лечебные ресурсы. Преимущества выгодного географического положения страны используются на протяжении тысячи лет - еще в ХI-ХII вв. по Днепру, Западной Двине и их притокам проходил один из важнейших торговых путей средневековья «из варяг в греки». Границы Беларуси (с Польшей на западе, Литвой и Латвией на северо-западе и севере, с Россией на востоке и Украиной на юге) с учетом центрального, транзитного расположения республики должны выполнять не барьерные, а контактные функции, в том числе и в развитии туризма. Добрососедские отношения с сопредельными государствами и общность исторического развития служат предпосылками туристского обмена.

Природа Беларуси выделяется среди стран Европы относительно высокой степенью сохранности естественных ландшафтов. Отдельные природные объекты (Беловежская пуща - крупнейший в Европе массив древних лесов, самые обширные в Европе болотные комплексы Полесья и др.) имеют международное значение.

Четыре памятника, расположенные на территории Беларуси, включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это Беловежская пуща, архитектурно-культурный комплекс Радивилов в г. Несвиж (Минская обл.), Замковый комплекс «Мир» в г.п. Мир (Гродненская обл.), пункты Геодезической Дуги Струве на территории Гродненской и Брестской областей [15, с. 71].

Курортно-рекреационные ресурсы Беларуси включают комплекс лечебных климатических и фитотерапевтических факторов, месторождения минеральных вод и лечебных грязей. Беларусь имеет значительные запасы разнообразных по составу и целебным свойствам минеральных вод, распространенных почти по всей территории страны. В курортном лечении используются также сапропелевые и торфяные грязи.

Территория страны имеет развитую гидрографическую сеть. Общая длина 20,8 тыс. рек составляет 90,6 тыс. км. Преобладают малые реки протяженностью не более нескольких километров, непригодные для организации массового туризма. Среди крупных водных артерий следует назвать Днепр, Березину, Припять, Сож, Неман, Западную Двину, Вилию, на берегах которых формируются курорты и зоны массового отдыха. Спокойный характер течения не позволяет разрабатывать сложные водные туристские маршруты, однако, с другой стороны, делает увлекательные путешествия по рекам Беларуси широкодоступными для отдыхающих. Памятниками гидротехнического строительства XVIII-XIX вв. являются старинные каналы (Августовский, Днепровско-Бугский, Огинский, Березинская водная система).

Опыт использования старинных каналов в соседней Польше свидетельствует о том, что данные сооружения должны быть восстановлены и преобразованы в популярные объекты туризма.

Гордостью и символом страны является беловежский зубр - крупнейший зверь Европы, популяция которого в республике составляет несколько сотен особей. Богатство флоры и фауны, сохранность естественных ландшафтов Беларуси являются предпосылками развития экологического туризма.

Значительные перспективы имеет и международный охотничий туризм. В республике насчитывается свыше 200 охотничьих хозяйств, однако с учетом уровня инфраструктуры принимать иностранных охотников могут лишь около 20 хозяйств («Лясковичи», «Барсуки», «Телеханы», «Браславское», «Тетеринское», «Красносельское» и др.).

По территории страны проходят трансъевропейские транспортные коридоры №2 (Париж - Берлин - Варшава - Брест - Минск - Орша - Москва) и №9 (Хельсинки - Санкт-Петербург - Витебск - Могилев - Гомель - Киев - Одесса), с которыми связаны значительные транзитные потоки с существенным потенциальным объемом спроса на услуги размещения, питания, кратковременные программы туристско-экскурсионного обслуживания. Только по коридору №2 территорию Беларуси ежегодно пересекают около 10 млн. человек, в том числе 5,5 млн. на автотранспорте и 4,5 млн. по железной дороге, что свидетельствует о значительном потенциале транзитного туризма [53, с. 5].

Большой интерес у туристов вызывают памятные места, связанные с жизнью и деятельностью знаменитых людей. Древний Полоцк является родиной выдающихся просветителей Франциска Скорины, Симеона Полоцкого и Евфросиньи Полоцкой. Музеи, памятники и мемориальные знаки хранят память о деятелях национальной культуры, среди которых Янка Купала и Якуб Колас, Максим Богданович, Франциск Богушевич, Игнат Буйницкий, Язеп Дроздович, Наполеон Орда, Валентий Ванькович и многие другие. Белорусская земля подарила миру яркую плеяду выдающихся деятелей культуры, науки, искусства, политики: Адам Мицкевич, Владислав Сырокомля, Михаил Клеофас Огинский, Станислав Монюшко, Игнат Домейко, Отто Шмидт, Марк Шагал, Тадеуш Костюшко, Борис Кит, Павел Сухой, Хаим Вейнцман, Шимон Перес, Менахем Бегин, Голда Мейр и др.

Таким образом, несмотря на то, что Беларусь не располагает такими знаковыми для туризма ресурсами, как море и горы, она имеет ряд преимуществ в сравнении с другими странами. Среди них: близость к Западной Европе, Скандинавии - туристскому рынку с очень высоким финансовым потенциалом; соседство со странами Балтии, России, Польши является серьезным ресурсом к развитию приграничного туризма; богатая история и самобытная культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную и архитектурную значимость); большой природный потенциал, самый старый в мире лес - Беловежская пуща и т.д.

Однако современное состояние сферы туризма в Республике Беларусь свидетельствует о том, что она еще не занимает такого положения в экономике страны, как в развитых странах. Она занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке и существенно отстаёт от соседних государств.

Доходы от туризма в структуре ВВП Беларуси составляют лишь 0,5%, в общем товарообороте сферы услуг - около 10%, в то время как во многих развитых странах в среднем - 7 и 25% соответственно. Из 15 тысяч объектов культурного и природного наследия в туристских целях используется менее 5%. Сохраняется тенденция к преобладанию выездного туризма над въездным [52, с. 125].

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Республику Беларусь, в настоящее время являются: образ Республики Беларусь как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующий порядок выдачи белорусских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Республику Беларусь; неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта; отсутствие практики создания субъектами Республики Беларусь благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру; практическое отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом; невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

Не отвечает требованиям времени система государственного управления и регулирования сферой туризма и его нормативно-правового и организационного обеспечения. Отсутствует действенный механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций. Крайне медленно осуществляется переход на принятые в международной практике стандарты качества туристских услуг и обслуживания туристов. Явно завышены и не соответствуют качеству цены на предоставляемые услуги для иностранных туристов. Отсутствие единой эффективной системы статистического учёта и анализа приводит к тому, что реальный вклад туризма в создание валового внутреннего продукта занижается.

В настоящее время Республика Беларусь мало известна на мировом туристском рынке. Слабо развита система маркетинга национального туристского продукта и его продвижение на мировом и внутреннем рынке, низок туристский рейтинг Республики Беларусь, отсутствует реальное сотрудничество с зарубежными фирмами и международными туристскими организациями [19, с. 17].

Материально-техническая база туризма на 70-80% нуждается в реконструкции. Не сформирована целостная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для сферы туризма.

Не определены потребности в специалистах различных уровней. Не разработан полный перечень туристских профессий и квалификационных требований к ним. А научные исследования проблем развития туризма не носят инициативный и систематический характер.

Преодоление негативных тенденций в развитии туризма предполагает активизацию государственной политики в этой сфере, придание туризму статуса приоритетного направления экономики, создание правовых, организационных и экономических основ формирования в Республике Беларусь современного конкурентоспособного туристского комплекса.

Среди множества существующих способов государственного регулирования туризма следует выделить, прежде всего, такие, как: создание нормативно-правовой базы туризма; лицензирование и стандартизация отрасли, сертификация туристского продукта; защита прав туристов и поддержка национальных туроператоров и турагентов; содействие разработке и продвижению национального туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках; участие в процессе подготовки и переподготовки кадров для этой сферы; содействие развитию рыночных исследований в области туризма; бюджетное, кредитное, инвестиционное, налоговое и таможенное регулирование [44, с. 219].

Свою главную цель при проведении туристской политики государство видит в формировании высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса. Перед каждой страной, заинтересованной в развитии въездного туризма, стоит задача повышения привлекательности национального туристского рынка для иностранных туристов.

Как и любая иная отрасль экономики, туризм не может развиваться без надлежащей нормативно-правовой базы, без координации со стороны государства. Действующим нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере туризма, являются Закон Республики Беларусь «О туризме» от 25.11.1999 г. №326-3, указы Президента Республики Беларусь от 02.06.2006 г. №371 «О мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь» и №372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь», от 2007 г. №667 «О порядке изъятия и выделения земельных участков» и др. [17].

Органом государственного управления в сфере туризма в Беларуси является Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, которое осуществляет руководство туризмом согласно положению «О Министерстве спорта и туризма Республики Беларусь», проводит государственную политику в области туризма, разрабатывает концепции и программы развития туризма. Курирование туризма в системе отрасли возложено на заместителя министра и управление туризма.

В целях совершенствования взаимодействия государственных органов, общественных объединений, туристских предприятий и организаций Республики Беларусь по вопросам создания благоприятных условий для устойчивого развития туризма в республике, повышения его экономической эффективности, формирования здоровой конкурентной среды, защиты внутреннего рынка туристских услуг 17 мая 2002 г. создан Межведомственный экспертно-координационный совет по туризму при Совете Министров Республики Беларусь.

С целью содействия развитию туризма в Республике Беларусь постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.08.2005 г. №927 была утверждена Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010 годы (первая Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2001 - 2005 годы была принята в августе 2005 г.). Ею обозначены основные тенденции и направления развития туризма в Республике Беларусь.

В последние годы в Республике Беларусь произошли значительные перемены в области туристской инфраструктуры. Ежегодно проводятся весенняя ярмарка туристских услуг «Отдых» в апреле и международная туристская биржа «Турбизнес» в ноябре. На 1 января 2009 г. 68 субъектов имели лицензию на осуществление туроператорской деятельности, 104 - турагентской деятельности, 405 - туроператорской и турагентской деятельности.

Качественный скачок наблюдается в деле продвижения белорусского турпродукта за границу. Туристические агентства и субъекты хозяйствования систематически представляют отечественный турпродукт на национальных и международных выставках, организуют инфотуры по Беларуси для иностранных журналистов и туроператоров. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов.

Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда республики, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам. По состоянию на 1 января 2009 г. в Беларуси насчитывается 312 средств размещения (гостиницы, мотели, кемпинги), из них одна имеет категорию «5 звезд», 3 - «4 звезды», 17 - «3 звезды», 99 частных. Их единовременная вместимость составляет 24437 мест. Количество работающих в данной сфере составляет 3494 человек.

Сегодня в Беларуси сложилась ситуация, при которой практически каждый деловой зарубежный партнер способен в максимально короткий срок создать собственное предприятие, выстроить эффективный менеджмент управления производственной и коммерческой деятельностью в различных регионах страны. Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций для внедрения в производство новых, передовых технологий остается одним из приоритетов государственной инвестиционной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе [14, с. 394].

Отечественному туризму нужны иностранные инвестиции, но для этого необходимо разработать четкие правили игры на туристическом рынке для всех участников. Привлечь зарубежных инвесторов можно более выгодными, чем в соседних странах условиями ведения бизнеса. В первую очередь правительство планирует сделать более доступными земельные участки под строительство, а так же подготовить пакет инвестпроектов [28, с. 6]. В стране принят Инвестиционный кодекс, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности, ее государственную поддержку, а также защиту прав зарубежных инвесторов на территории республики.

В Беларуси создан Консультативный совет по иностранным инвестициям, работа которого ориентирована на улучшение инвестиционного климата. Создается также национальное агентство по инновациям и инвестициям. Функционируют шесть свободных экономических зон с преференциальными условиями деятельности. Огромное внимание уделяется формированию конкурентоспособного и рационально функционирующего банковского сектора, пользующегося доверием населения и отвечающего потребностям реального сектора экономики [12, с. 10].

Таким образом, проведенное научное исследование туризма в Республике Беларусь позволяет сделать следующие выводы. Республика Беларусь обладает серьезным ресурсом к развитию туризма. Не отвечает требованиям времени система государственного управления и регулирования сферой туризма и его нормативно-правового и организационного обеспечения. Крайне медленно осуществляется переход на принятые в международной практике стандарты качества туристских услуг и обслуживания туристов. Явно завышены и не соответствуют качеству цены на предоставляемые услуги для иностранных туристов. Отсутствует действенный механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций. Невысокая активность зарубежных инвесторов на туристическом рынке Республики Беларусь определяется низкой инвестиционной привлекательностью страны, несформированным имиджем Беларуси как туристической страны, специфическими особенностями инвестирования в туристическую отрасль [43, с. 518].

Следует подчеркнуть, что туристическая отрасль относится к отраслям с, так называемым, бесконечно эластичным спросом. В условиях сложной экономической ситуации в мире, а также учитывая высокую потенциальную ценовую конкурентоспособность туристических услуг Беларуси, данная сфера весьма перспективна для вложения капитала, включая банковский. Сейчас, когда жизненно важно найти новые ниши для размещения средств развития экспорта услуг, банки могли бы играть более весомую роль в развитии туристической отрасли посредством содействия разработки последующего финансирования проектов.

В качестве основных направлений совершенствования управления туристской отраслью в Республике Беларусь можно назвать следующие:

. Срочное реформирование национального туристского комплекса с целью обеспечения его выхода на международные рынки, создание конкурентоспособного туристского продукта, ускоренное развитие сферы услуг, привлечение иностранных туристов и увеличение валютных поступлений в республику.

. Подготовка и внедрение адаптированной к международным стандартам нормативно-правовой базы в процесс управления туристским комплексом.

. Создание в республике здоровой конкурентной среды на рынке туристских услуг, преодоление его раздробленности, формирование высококачественного государственного сектора туризма, опирающегося на инфраструктуру, находящуюся в государственной собственности.

. Широкая государственная поддержка частного туристского сектора.

. Создание широкой гаммы рекламно-информационного продукта, обеспечивающего продвижение национального туристского продукта на основных международных туристских рынках.

Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод что, территория региона обладает уникальными природными и культурно-историческими ресурсами для развития разных видов туризма, прежде всего природно-ориентированных: экологического, спортивного, научного. Соседство с территориями Польши и Литвы являются благоприятными условиями для превращения регион как привлекательный для въездного туризма.

Для расширения географии туристских поездок требуется разработка маршрутов (туров), основанных на более полном использовании выдающегося историко-культурного и природного потенциала региона, которые будут способны удовлетворить потребности отечественных и иностранных граждан с различным уровнем дохода и духовными запросами (познавательные, деловые, научные и учебные, экологические, спортивно-оздоровительные).

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.