Учите ребенка быть внимательным — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Учите ребенка быть внимательным

2020-08-20 113
Учите ребенка быть внимательным 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Забранная С. Д.

311  Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга родителей.— 2-е изд.— М.: Педаго­гика-Пресс, 1993.—48 с.: ил. ISBN 5-7155-0647-6

Основное внимание в книге уделяется работе родителей с умственно отсталыми детьми по развитию у них познаватель­ной деятельности. Автором подобраны и систематизированы задания игрового характера, которые направлены на коррек­цию таких психических процессов, как память, восприятие, мышление, речь, воображение, внимание. Предлагаемые зада­ния рассчитаны на детей младшего школьного возраста. 1-е издание вышло в 1991 г.

Для родителей.


ISBN 5-7155-0647-6


© С. Д. Забрамная, 1993


ВВЕДЕНИЕ

Аномальные дети по разным причинам лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверст­никами. Умственная отсталость затрудняет их обучение и вос­питание, делает особенно сложным процесс формирования их личности. С детьми, находящимися в специализированных уч­реждениях (детских домах и детских садах для детей с орга­ническим нарушением центральной нервной системы), прово­дится необходимая педагогическая работа, направленная на развитие их личности. Программами этих учреждений преду­смотрена и система занятий по подготовке к школьному обу­чению.

Однако не все умственно отсталые дети посещают специ­альные детские сады. И тогда именно семья берет на себя функции воспитания и подготовки ребенка к школе, которые продолжаются и в годы школьного обучения детей (особенно если они живут не в интернате, а дома). Очень важно выра­ботать единую линию работы с детьми как педагогам, так и семье. Помощь родителей детям должна быть разумной и иметь коррекционную направленность; необходимо единство и в использовании мер воспитательного воздействия.

Как правило, мы сталкиваемся с проявлением полярных отношений родителей к умственно отсталым детям. В одних семьях на ребенка смотрят как на больного и несчастного. Печаль, страдание, безысходность царят в доме. Вся жизнь семьи подчинена этому ребенку: его лелеют, за него делают все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. «Тебе трудно, ты больной» и т. п.— постоянно слышит ребенок и постепенно привыкает к полной бездеятельности. К школьному возрасту ребенок, окруженный подобной опе­кой, не владеет элементарными навыками самообслуживания, не испытывает потребности и не понимает необходимости тру­диться вместе с товарищами по классу. Неуверенность в сво­их силах, полная безынициативность, отсутствие необходимых умений — вот к чему приводит всеохватывающая семейная забота.

Не менее вредной для становления личности умственно от­сталого ребенка оказывается и противоположная крайность, при которой возможности детей непомерно завышаются, к ним предъявляют требования без учета их психофизического со­стояния. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, но и срывы в


поведении, появление нежелательных черт характера. Сфор­мированная родителями завышенная самооценка приводит к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать (вплоть до воз­никновения агрессивных проявлений), теряет веру в свои силы.

Иногда можно столкнуться с таким отношением семьи к умственно отсталому ребенку, когда родители считают, что из него «все равно ничего не выйдет», и не уделяют ему эле­ментарного внимания. Однако опыт работы и специальные научные исследования показали, что даже при значительном отставании детей от нормального развития их состояние мо­жет быть улучшено. Нервная система детей пластична, по­датлива к обучению, а систематические и целенаправленные занятия способствуют существенным положительным сдвигам. Чем раньше начинается эта работа, тем больших успехов следует ожидать, и важную роль здесь призваны сыграть ро­дители.

Но для оказания полноценной помощи ребенку родителям надо располагать определенными знаниями об особенностях психофизического развития отстающих в умственном развитии детей, уметь наблюдать и изучать своего ребенка, знать, как правильнее помочь ему в усвоении новых знаний, в формиро­вании необходимых качеств личности.

В специальной дефектологической литературе проанали­зированы причины умственной отсталости, раскрыты особен­ности развития отдельных психических процессов и всей лич­ности умственно отсталых, поэтому мы не останавливаемся на этих вопросах. Имеется и литература, посвященная пробле­мам семейного воспитания умственно отсталых детей, в кото­рой обобщен опыт их умственного, трудового, нравственного, физического, эстетического воспитания. Тем не менее мы сочли целесообразным дать некоторые советы родителям, по­знакомить их с конкретными заданиями, которые могут быть полезны в работе с детьми — учащимися начальных классов вспомогательной школы.


ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕДЪЯВЛЯЕТ РЕБЕНКУ ШКОЛА

Прежде чем давать рекомендации, укажем, какими сведения­ми, умениями, навыками, качествами личности должен обла­дать школьник.

Врачами и психологами выработаны критерии школьной зрелости детей, которые учитываются при дошкольной дис­пансеризации 1. Ребенок, переступающий порог школы, дол­жен соответствовать определенному физическому, умственно­му, эмоциональному и социальному развитию. В разной мере эти качества должны быть сформированы и у умственно от* сталых детей: от того, какими они придут в школу, будут за­висеть их дальнейшие успехи в обучении.

Начнем с такого необходимого для школы условия, как социальная зрелость. За этими словами скрывается потреб­ность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определенному режиму, понимание школьной си­туации и т. д. Для того чтобы учитель мог начать работу с ребенком, им необходим контакт: ребенок не должен трево­житься при встрече с детьми и педагогами, испытывать отри­цательные эмоции к самому процессу обучения. И здесь имен­но вы, родители, можете помочь школе. Создавайте условия для общения, не бойтесь выводить своих детей за порог до­ма, не стесняйтесь их недостатков. Умственно отсталый ребе­нок действительно меньше знает и умеет, чем нормально раз­вивающиеся дети. Но именно поэтому и надо расширять его контакты: приглашайте гостей, организовывайте игры, сов­местные прогулки, ходите в театры, музеи и т. п.

Никакая болезнь не может служить оправданием незна­ния элементарных правил общежития. Вам необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому по­ведению со старшими. Нередко приходится наблюдать ситуа­ции, в которых один умственно отсталый ребенок боится не­знакомых, другой бывает слишком фамильярен; в контактах со взрослыми он не учитывает возрастную дистанцию.

Воспитание адекватного правильного поведения, культу-

1 Методические рекомендации по определению степени функциональ­ной готовности детей к поступлению в школу. М., 1979; Экспериментально-психологическое исследование детей в период предшкольной диспансери­зации М., 1978; Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987; Психологическая дифференциация нарушений развития у старших дошкольников. М„ 1982.


рш общения достигается прежде всего личным примером.

То, как вы разговариваете с другими, ваша манера вести себя дома, в различных общественных местах, ваш внешний вид (одежда, прическа, косметика) и т. п. становятся предме­том подражания. Дети копируют ваши поступки, поэтому будьте требовательны к себе, не допускайте неуважительно­го отношения к ребенку и взрослым, не пользуйтесь окрика­ми, бранными словами, будьте последовательны в своих дей­ствиях. Не только не избегайте, но и создавайте для ребенка ситуации, в которых ему придется самостоятельно принимать решение, определять стиль поведения и т. п. Такие естествен­ные ситуации возникают сплошь и рядом: «сходи в магазин», «сдай белье в прачечную» и т. п. Главная наша и ваша зада­ча — учить ребенка общению. Например, вместе с детьми, при­глашенными в гости, или во время прогулки можно организо­вать игру в «магазин». Каждому дается задание купить кон­кретный товар. Место покупки дети должны определить по названиям отделов-секций (молочные продукты, мясные про­дукты, бакалейные товары, хлебобулочные и кондитерские из­делия и т. д.). Учитывая обозначенную стоимость товаров, ре­бенок берет из кошелька соответствующие монеты. В игре развивается способность к самостоятельному ориентирова­нию, решению практических задач и т. д. После игровых уп­ражнений необходимы совместные с ребенком посещения ма­газинов. Сначала ребенок наблюдает процедуру покупки то­варов, затем выполняет задание самостоятельно. В зависимо­сти от конкретных условий (возраст, психофизическое состоя­ние ребенка, расположение магазина и т. д.) можно поручать ребенку одному пойти в магазин и купить необходимый то­вар.

Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ре­бенка была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчи­вости. Между учащимися любой школы, и это вполне зако­номерно, нередко возникают ссоры, обиды и иные конфликт­ные ситуации. Дети, избалованные родительской лаской, бо­лезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу и т. д. Во всех подобных случаях ребенок дол­жен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением. Не­обходима внешняя и внутренняя регуляция поведения. Это, конечно, приходит с возрастом, по мере накопления жизнен­ного опыта. Однако немалую роль здесь играет семейное вос­питание. Учите детей подавлять агрессивные вспышки, им­пульсивные реакции. Зная особенности своего ребенка, вы сможете скорее найти подход к нему и помочь учителю вы­брать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае.

Из-за умственной отсталости эмоции детей крайне незре­лы, что чаще всего становится причиной их неправильного по-


ведения. В ваших силах, насколько возможно, предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вы­рабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогно­зируемых ситуаций, учить отличать главное от второстепенно­го, злой умысел от безобидной шутки и т. п.

Старайтесь вносить и в свою жизнь, и в жизнь ребенка по­больше положительных эмоций, чаще фиксируйте его внима­ние на добрых делах, на занятиях, приносящих радость. Ре­гулярно, но неназойливо, улыбаясь и как бы предвкушая ожи­дающие вашего малыша радость и удовольствие от встречи с одноклассниками, говорите с ним о школе, ибо с ежеднев­ным походом в школу никоим образом не должны ассоцииро­ваться страх и тревога. Постепенно радость начнет приносить и сама школьная и учебная деятельность (уроки, внеурочные дела и т. д.). Посильность заданий обеспечит их успешное вы­полнение, что непременно принесет вашему ребенку удовлет-ворениё*^У него исподволь будут формироваться мотивы учеб­ной деятельности, необходимые всем, без исключения, людям. Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усили-sm. Переход от занятий с игрушками к заменяющим их сим­волам, необходимость выполнять порой нежелательную рабо­ту требуют от детей волевого напряжения. Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо», при­чем в течение установленного учителем времени. Вот почему так важны занятия, предусматривающие развитие воли. В иг­рах, при выполнении хозяйственных поручений дома, на спе­циальных занятиях ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, что­бы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребе­нок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.

Необходимым условием школьного обучения является оп­ределенный уровень умственной зрелости ребенка.

Что входит в это понятие? Прежде всего это способность к целенаправленной психической деятельности, при которой» достижение цели требует от ребенка определенных усилий во­ли, внимания, эмоционального напряжения.

Ребенок к школе должен уметь делать простые обобще­ния, т. е. находить сходство в предметах и объединять их по выявленным признакам в группы, а также распознавать раз­личия в сходных предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы помочь в этом ребенку, обращайте его внимание на цвет, форму, величину и другие свойства предметов, учите сравнивать их с целью обнаружения сходных и различных признаков; объясняйте причину и результат явлений, проис­ходящих вокруг.

Очень важно, чтобы ребенок к школе понимал разговор­ную речь и сам владел ею. Для этого постоянно следите за тем, как он произносит слова, правильно ли строит фразы,


использует ли слова по назначению. Вводите в его речь новые слова, разъясняя их смысл, В случаях грубых нарушений или недоразвития речи обратитесь за помощью к логопеду.

В совместных домашних делах, на прогулке и т. п. пробуж­дайте у детей желание узнать новое, развивайте интерес к по­знанию.

Умственно отсталые дети сами не проявляют умственной активности, не задают вопрос «Почему?». К этому их надо по­буждать, создавая такие ситуации, в которых ребенку придет­ся решать несложные задачи, находить выход.

Для обучения в школе большое значение имеет определен­ный уровень развития осмысленной памяти, поэтому исполь­зуйте любую возможность, чтобы научить детей приемам за­поминания и припоминания.

Не забудьте и о том, что для письма и иной школьной дея­тельности нужна ручная ловкость, координированность дви­жений, развитие моторики мелких мышц кисти. Игры с мя­чом, занятия мозаикой, шитье по проколам и т. д. помогут в этом.

Учитывая все вышесказанное, было бы хорошо, чтобы вы специально выделили время для занятий с ребенком, облег­чив ему тем самым школьное обучение.

Речь не идет о дополнительных учебных занятиях, и в на­шем пособии нет заданий по обучению письму, чтению, мате­матике и т. п. Все, что требуется программой, дают учителя в школе. В тех случаях, когда в этом будет необходимость, учитель вам даст конкретные рекомендации.

Мы имеем в виду такие занятия с ребенком, которые за­кладывают фундамент, совершенствуют процессы, обеспечи­вающие успешность учебной деятельности. Наши задания прежде всего направлены на развитие тех сторон психической деятельности, которые в большей степени отстают у ребенка.

Так, с одними детьми надо больше работать над развити­ем внимания, других учить приемам запоминания, третьих — планированию, целенаправленности деятельности, вырабаты­вать навыки самоконтроля и т. д.

Хотя в данном пособии мы предлагаем лишь задания, на­правленные на развитие познавательных процессов детей, мы считаем не менее важным развитие воли, эмоций, формирова­ние характера, что также влияет на всю школьную деятель­ность ребенка. Свою постоянную задачу при воспитании и обучении детей надо видеть в совершенствовании всех пси­хических процессов и необходимых для жизни качеств лич­ности. Как это лучше сделать — зависит во многом от ваших умений, желания и изобретательности. Используя наши реко­мендации как отправную точку, вы сами можете составить, сделать, придумать задания, аналогичные предлагаемым.

Ваша совместная с ребенком работа должна носить зани­мательный характер, вызывать у него радость. Но не сводите

8


все происходящее только к игре, ибо вы одновременно форми­руете у ребенка и качества, необходимые для учебной дея­тельности. Младший школьник должен подводиться к тому, что учение — труд и ему необходимо уметь сдерживать свои желания, напрягать усилия, проявлять волю, выполняя иногда и не то, что хочется в данный момент.

Приступив к систематическим занятиям, помните, что их желательно разнообразить, вводить новые для ребенка виды и объекты деятельности. С самого начала работы следите за ходом ее выполнения ребенком, за тем, не потерял ли он инст­рукцию, предупреждайте отвлекаемость, ошибки, но при всем этом не вмешивайтесь в то, что делает ребенок, предоставьте ему самостоятельность. В тех случаях, когда ребенок не по­нимает, подробнее разъясните ему правила, начните игру вме­сте с ним, постоянно уменьшая долю своего участия в сов­местном занятии. Вы непременно должны учитывать физиче­ское состояние ребенка: он не может продуктивно работать, будучи больным или усталым.

Задания, которые мы вам предлагаем, не новы. Многие применяются на практике (настольные игры, книжки-загад­ки, книжки-раскраски и т. п.). Некоторые из них являются мо­дификацией известных экспериментальных психологических методик и стандартизованных тестов, используемых для изу­чения детей. Нами эти методики взяты для других целей, по­этому мы сочли возможным изменять их, приспосабливая к задачам коррекции. Мы отобрали лишь те методики, которые в большей мере способствуют развитию умственно отсталых школьников.

Задания сгруппированы с учетом их основной направлен­ности (на развитие внимания, восприятия, мышления, речи, памяти), хотя при их выполнении корригируются и другие ка­чества личности. Поэтому для удобства выбора заданий к предлагаемой группировке следует относиться как к условной.

Определите вместе с педагогом, с чего необходимо начи­нать коррекционную работу, какие задания и в каком объеме посильны ребенку данного возраста.


ЗАНИМАЙТЕСЬ С РЕБЕНКОМ

Познавательная деятельность заключается в познании окру­жающего мира: в восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, речь. Одним из условий, облегчающих ребенку процесс познания, учения, является на­личие такого качества, как направленность психической дея­тельности, способность быть внимательным при выполнении того или иного задания. Внимание может проявляться внутри любого психического процесса: при восприятии чего-либо (на­пример, внимательно рассматриваем картины, читаем книгу, слушаем радиопередачу, списываем текст, шьем и т. д.); в хо­де мыслительных операций (сравниваем, выделяем, а затем обобщаем признаки определенных объектов, явлений и т. д.); при речевом общении (следим за своей речью и речью собе­седника и т. д.); при запоминании, воспроизведении и т. д. Сформнрованность внимания — важный показатель развития личности.

Задания для совершенствования

Восприятия пространства

(величины, формы, расстояния, местоположения

Между предметами)

Задание 1. Разложи на «кучки» (рис. 18).

На 20 карточках изображены знакомые предметы большо­го и маленького размера (большая кукла и маленькая кукла и т. д.). Начните раскладывать на две кучки и попросите ре­бенка продолжить, самостоятельно выделив признак величи­ны, и, исходя из него, распределить оставшиеся картинки.

Вариантом задания может быть игра «Одень кукол». Ре­бенку дают большую и маленькую куклу и одежду к ним (одежда обеих кукол лежит вместе в кучке).

Задание 2. Определи на ощупь.

В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговица большая и маленькая, линейка узкая и широкая и т. д.).

Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — малень­кий, узкий — широкий.

1 Наглядно-практические задачи выполняются в неразрывной связи мыслительных процессов с практическими действиями Наглядно-образные задачи решаются в результате внутренних действий с образами (представ­лениями).

22


Задание 3. Подбери подходящий по форме (рис. 19а, 196).

На 15 карточках изображены знакомые предметы (пира­мида, палатка, огурец, портфель, книга, арбуз, дыня, пугови­ца, яйцо, вишня, пенал, линейка-угольник, тарелка, колесо, ластик) и 4 трафарета геометрических фигур (прямоугольник, круг, треугольник, овал). Выложите перед ребенком трафа­реты фигур и предложите к каждой подобрать похожую кар­тинку.

Задание 4. Положи в коробку фигуры («Почтовый ящик»).

На крышке коробки прорези, через которые можно опу­стить в нее объемные фигуры. Для выполнения задания нуж­но сравнить форму прорези и основные фигуры. Игра может быть изготовлена в домашних условиях из картона или дере­ва. Обращайте внимание на способ выполнения ребенком это­го задания. Младший школьник должен находить нужную прорезь на основе зрительного соотнесения с формой основа­ния фигуры. Если он испытывает трудности и пытается за­толкнуть фигуры, не сравнивая их с прорезями, продемонст­рируйте без лишних поучений, как это делается.

Задание 5. Положи фигуры на свое место.

Берется доска с вкладками из дерева (картона, бархат­ной бумаги). Размер доски — 15x20 см. В продаже имеется аналогичная геометрическая мозаика. Допустимы различные варианты досок (рис. 20—21). Вместо геометрических фигур можно использовать предметные изображения (заяц, лошадь, корова, бабочка и т. п.). Покажите ребенку доску, заполнен­ную фигурами, а затем опрокиньте ее. Фигурки окажутся в беспорядке. Попросите своего сына (дочку) разложить их по местам. Можно предложить ему обвести фигуры на листе бу­маги, заштриховать (раскрасить) их или усложнить зада­ние — собрать доску, опознавая фигуры и пазы на ощупь (глаза закрыты).

Задание 6. Назови изображения, которые видишь (рис. 22, 23).

Поочередно показывайте ребенку карточки Можно изго­товить другие рисунки, но на них непременно должны быть знакомые ребенку предметы.

. 'Задание 7. Узнай и нарисуй.

/ Попросите ребенка на ощупь узнать фигуры, находящиеся в мешочке (плоские из картона или фанеры), назвать их, а за­тем нарисовать.

23



г


Другой вариант. Раскладываются геометрические фигур­ки, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Вы пока­зываете любую фигуру и просите достать из мешочка та­кую же.

Задание 8. Из каких геометрических фигур составлен Vрисунок? Сколько этих фигур? (Рис. 24.)

Нужно: а) вспомнить и назвать предметы, похожие на круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;

б) закончить рисунок по заданным фигурам. Если вы видите, что ребенку трудно, начните рисовать сами, а он пусть закончит.




 


 


V


Задание 9. Выложи фигуры из 3 палочек:


Сначала образец выложите перед ребенком, а затем убе­рите, чтобы он восстановил фигуры по памяти.

Задание 10. а) Построй башню. Сначала строить по образцу, который строите вы, родители, а затем по вашей сло­весной инструкции.

б) Выложи узор по образцу из мозаики (образец да­ется вами).

Задание 11. Наши пальчики играют. Покажите ребенку несколько различных комбинаций на пальцах и попросите его сделать так же.

24


Задание 12. Слушай команду!

Вы говорите ребенку, что если он будет выполнять коман­ду правильно, то найдет конфетку, которая лежит на стеле. Отведите его в другой конец комнаты (или квартиры), за­вяжите ему глаза. После этого говорите: «Два шага вперед, повернуть налево, руки на пояс, правую руку вперед» и т. д. Можете по своему усмотрению видоизменить команду и на­граду.

Задание 13, Какая рука?

Нужно: а) определить, какой рукой девочка держит фла­жок {рис. 25);

б) сказать, в какой руке мальчик держит шар
(рис.26);

в) выяснить, на какой ноге стоит девочка (рис.
27);

г) установить, какой рукой мальчик держит мо­
лоток (рис. 28).

'/Задание 14. Что где находится?

Нужно назвать, что изображено в.середине, что в левом верхнем углу и т. д. (рис. 29).

, Задание 15. Твой путь.

Нужно рассказать, как ты идешь в школу, в магазин, в парк и т. д. (Ваша задача — в процессе рассказа уточнять у ребенка, что находится справа, слева, впереди, сзади...)

Задание 16. На улице.

Играют несколько членов семьи. Каждому раздаются фи­гурки пешеходов. Ведущий показывает красный, желтый, зе­леный кружки, а участники в зависимости от этого передви­гают свои фигурки.

Чтобы свободно ориентироваться на улице, вашему ре­бенку необходимо уметь пользоваться сигналами светофора, различать левую — правую сторону, узнавать и помнить на­значение дорожных знаков и др.

Задание 17. Внимательно слушай и рисуй.

Вы называете геометрические фигуры с указанием их ме­ста на листе. Попросите ребенка изобразить их согласно ва­шей инструкции. Ребенок зарисовывает их на указанном мес­те. (Вверху слева треугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т. д.)


Задание 18. Лабиринт.

•задание 18. Лабиринт.

а) Помогите зайчику найти дорогу (рис. 30).

б) По какой дороге дети идут в школу? (Рис. 31.)

25


Задание 19. Сложи такую же фигуру (рис.32). Выкладываются различные фигуры, из которых нужно со­брать показанную на образце.

Задание 20. Колумбово яйцо (рис. 33).

Игра выпускается промышленностью. Яйцо можно сделать и самим из картона, пластика. Размер овала—15x15 см. Составляющие разрезы могут быть такими, как показано на рис. 33, и иными. Форма и количество частей, на которые раз­резается овал, определяют вариант возможных изображений. | Покажите ребенку «колумбово яйцо», заострите его внима­ние на том, что оно состоит из частей. Затем фигуру перевер­ните, чтобы части оказались рассыпанными в беспорядке. Предложите сыну (дочке) сложить из этих частей что-ни­будь.

В зависимости от возраста и умственных способностей ре­бенка могут быть предложены разные варианты и приемы выполнения задания: на основе мысленного представления, с использованием образца (рис. 34, 35, 36), способом наклады­вания на готовый образец частей фигуры и т. д.

В процессе игры обращайте внимание ребенка на форму частей, сравните их с тем, что окружает ребенка в жизни, помогайте ему по мере надобности.

Это задание требует аналитико-синтетической деятельно­сти ребенка, не только развивает его восприятие, пространст­венные представления, но и учит умственным действиям.

Приведенные ниже задания, наряду с коррекцией разных качеств восприятия, совершенствуют наглядно-действенное и наглядно-образное мышление ребенка.

Задание 21.

Приготовьте заранее несколько листков бумаги и разрежь­те их по указанным на рисунке направлениям (поперек, вдоль и поперек, по двум диагоналям). Приступая к занятиям, по­просите ребенка поочередно сложить их.

Далее вы можете усложнять конфигурацию разрезов и использовать картинки с изображением различных понятных детям ситуаций (рис. 37, 38, 39). Очень подходят для этих це­лей кубики-картинки.

26


Задание 22. Кого ты видишь? (Рис. 40, 41.) Если ребенок видит только одно изображение, помогите ему, обводя контуры другого, поясняя и т. п.

Задание 23. Дорисуй предметы (методика Т. Н. Голо­виной).

Попросите ребенка назвать, я затем дорисовать предметы, изображенные на рисунках (рис. 42а, 426, 43а, 436, 44а, 446). Вы можете предложить ему и другие неполные изображения рисунков, подготовленные вами заранее. После того как ребе­нок дорисует, скажите, что неплохо было бы и раскрасить получившиеся картинки.

Задание 24. Найди место (рис. 45, 46, 47).

На столе кладется сложенная вами картинка из знакомой ребенку сказки. Вы просите его рассказать эту сказку или на­звать ее, затем опрокидываете картинку и предлагаете сыну (дочке) найти место к каждой части. Для этого задания так­же можно использовать кубики-картинки.

Задание 25. Собери открытку (рис. 48, 49, 50).

Три открытки, отличающиеся фоном и изображениями (на первой нарисованы цветы на зеленом фоне, на второй — ша­ры на красном фоне, на третьей — елочки на белом фоне), вы разрезаете на 4 части. Затем перемешиваете части всех от­крыток и раздаете их поровну всем участникам (если вы иг­раете вдвоем, то по 4 части), а оставшиеся лежат в кучке.

Первый играющий кладет на стол одну часть, второй (ре­бенок) должен подобрать к ней подходящую часть (с уче­том фона и изображения). Если у него нет нужной части, то можно взять из кучки. Игра продолжается, пока не будет со­брана открытка, которую забирает себе положивший послед­нюю часть. Выигрывает тот, у кого будет больше целых от­крыток.

Когда ребенок освоится с принципом игры, увеличьте чис­ло открыток.

Задание 26. Узнай, что изображено.

Положите перед ребенком картинки (рис. 51, 52), на кото­рых знакомые изображения даны не полностью. Попросите его подумать и сказать, что он узнал, кому принадлежат те или иные элементы изображения.

Задание 27. Что вырезали?

В приведенных заданиях совершенствование восприятия идет при решении разных, но взаимосвязанных задач. Ребе­нок имеет возможность посмотреть, пощупать, послушать и т. д. предметы, с которыми занимается. Уточняя свойства предметов, он учится сравнивать их, объединяя в группы по

27


тем или иным признакам. Благодаря приведенным играм-за­нятиям ребенок упражняется в приобретенном чувственном опыте.

Развивайте память ребенка

Исследования психологов, а также опыт педагогов вспо­могательных школ свидетельствуют, что память умственно от­сталых можно значительно улучшить при условии системати­ческой и целенаправленной работы. Не следует заниматься механической тренировкой памяти, заучивать ненужное или малопонятное. Ребенок должен понимать то, что вы предла­гаете ему запомнить.

Одно из важных условий овладения способами логическо­го запоминания — определенный уровень развития мыслитель­ных операций. Все задания, приведенные в предыдущем раз­деле, направленные преимущественно на формирование умст­венных действий, в той или иной мере способствуют и разви­тию памяти.

Наибольшие возможности для обучения приемам осмыс­ленного" запоминания предоставляет классификация. После того как ребенок научился группировке предметов по исход­ным признакам, покажите, что, выделяя и называя группы однородных предметов, ему легче их запомнить.

Ребенок в процессе классификации создает группу «Обувь». Он выбирает из предложенных картинок те, на которых изоб­ражены туфли, тапочки, сапоги, ботинки, кеды, сандалии, ва­ленки. Ребенок называет каждую картинку, а затем дает им общее название — обувь. Вы спрашиваете, какие картинки он

43


положил в эту группу. Через некоторое время попросите ре­бенка вспомнить, какая именно обувь была изображена на картинках. В дальнейшем вся классификация может идти «в уме». Ребенок сортирует картинки, мысленно называя, за­поминая их.

Существуют и другие способы развития памяти детей: за­поминание и последующее воспроизведение прозаических и стихотворных текстов. Все те требования к работе с литера­турными текстами, о необходимости соблюдения которых мы говорили в предыдущем разделе, относятся и к запоминанию текстов.

Важно заинтересовать ребенка предстоящей работой. Можно рассказать о содержании того, что предстоит запом­нить. Запоминание должно быть осмысленным. Как мы уже указывали, ребенок лучше понимает и запоминает тогда, ког­да применяется наглядность: картинки, рисунки, предметы и т. д. Легче запоминать при прослушивании с голоса, поэтому один из видов помощи — чтение вслух. Но в то же время при­учайте своего сына (дочку) к самостоятельному чтению и вслух, и про себя. К старшему школьному возрасту ребенок должен научиться запоминать материал, читая про себя. Обя­зательно учите ребенка приемам запоминания.

Если вы хотите, чтобы ребенок выучил стихотворный текст, то прочитайте его вслух 1—3 раза, выделяя интонационно смысловые части. Затем вместе с ребенком разделите стихо­творение на части. При этом укажите опорные слова, рас­смотрите картинки, рисунки помогающие их запомнить. Про­делав все предложенное, попросите ребенка прочитать текст по частям вслух или про себя.

Важно, чтобы при заучивании материала ребенок не до­пускал ошибки. Первое воспроизведение должно быть пра­вильным, ибо переучивать очень трудно. Желательно много­кратное повторение, причем его виды и условия необходимо разнообразить. Повторение должно быть осознанным, в про­тивном случае вы скатитесь к механическому запоминанию.

Ребенку будет значительно легче, если он научится поль­зоваться приемами, позволяющими припоминать и воспроиз­водить материал. Во время домашних занятий с ребенком предлагайте ему игровые задания, направленные на развитие различных видов памяти.

Задание 1. Что изменилось? (Рис. 12, 13, 84, 85).

Дайте ребенку картинку с изображением 3—4 знакомых предметов и попросите его назвать их. Затем предложите вто­рую картинку с изображением 7—8 знакомых предметов и спросите его, есть ли среди них те, которые были на первой картинке.

Другой вариант. Найди показанную фигуру среди 9, 15 других.

44


Вариантов этого задания может быть много: с предмета­ми, с игрушками, с геометрическими фигурами, с цветными по­лосками и др.

Задание 2. Слушай и повторяй.

Простучите по столу определенное число раз и попросите ребенка воспроизвести услышанное.

Задание 3. Назови слова, которые запомнил (рис. 82, 83). (В основе лежит методика А. Р. Лурия и Л. С. Выгот­ского.)

Положите на стол перед ребенком 5—8 картинок (количе­ство зависит от возраста ребенка) с изображением знакомых предметов и скажите, что сейчас вы ему прочтете слова, ко­торые надо запомнить, а он пусть подберет к каждому слову самую подходящую картинку, чтобы эта картинка помогла ему вспомнить слово. Картинки: лиса, книга, сыр, машина «скорой помощи», метла, еж. Слова для запоминания: еда, учение, зоопарк, болезнь, работа.

Через 20—30 минут после того, как ребенок отобрал кар­тинки, спросите, какие слова он запомнил.

Это задание очень полезно для развития осмысленной па­мяти, поэтому целесообразно регулярно им пользоваться, из­меняя картинки и слова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наша книга содержит материал, который может быть исполь­зован в работе с детьми. Жизнь богата возможностями для развития всех сторон личности ребенка, и чем наблюдатель­нее вы будете сами, тем больше увидите примеров для рабо­ты с ребенком. Стремитесь не столько к количеству усваивае­мых ребенком знаний, сколько к обучению его способам ре­шения тех или иных задач. Главное — всемерно помочь ему в первые школьные годы, чтобы у него не выработалось отри­цательного отношения к учению. Сделайте его обучение ин­тересным, радостным и вместе с этим развивающим.

Данное пособие лишь первая малая помощь родителям. Продолжением будут советы и задания, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, формирование опреде­ленных нравственных качеств, воспитание эстетического вку­са ребенка и т. д. Семейное воспитание, скоординированное с работой школьных педагогов, поможет умственно отсталому ребенку войти в круг сверстников, утвердить себя в будущем на производстве, в личной и общественной жизни.

45


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1983.

Власова Т. А., Певэнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.,

1973.

Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умствен­но отсталых дошкольников. М., 1985.

Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М, 1988.

Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993.

Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л. П. Носковой. М., 1989.

Лурье Н. Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. М., 1972.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж- И. Шиф. М., 1966.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1979.

Рубинштейн С. Я. Черты характера ре


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.145 с.