Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2020-08-20 | 335 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Восприятия у учащихся 10-ого А класса
3.1. Анкетирование обучающихся
Первым этапом нашей работы было практическое исследование по
определению типов восприятия у учащихся 10 –ого А класса. Задача данного этапа: подтверждение теоретического материала по проблеме. Мы организовали анкетирование по 24 вопросам. Было опрошено 30 человек (Приложение Г). Объектом наших исследований были подростки в возрасте от 16 до 17 лет. Исследование проводилось по методике «Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева» (Приложение Д) в виде анкетирования.
Результаты исследования
В ходе работы были получены следующие результаты, которые представлены в Таблице 1:
Все опрошенные (25 чел.) | В | А | К | ВАК | ВА | АК | ВК |
Обучающиеся | 5 | 7 | 6 | 2 | 7 | 2 | 1 |
Всего (%) | 20 | 23 | 17 | 7 | 23 | 7 | 3 |
(В – визуальный тип восприятия, А – аудиальный тип восприятия, К –кинестетический тип восприятия, ВАК – визуально-аудиально-кинестетический тип восприятия, ВА – визуально-аудиальный тип восприятия, АК – аудиально-кинестетический тип восприятия, ВК – визуально-кинестетический тип восприятия)
Классический психологический тест выделяет три основных канала восприятия – визуальный, аудиальный, кинестетический. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева служит для определения одного из них. Дигитальный же канал восприятия официально считается производным от кинестетического, поскольку дигиталы образуются из кинестетиков в периоды психологического напряжения. Кинестетики очень чувствительны и один из способов преодоления стрессовой ситуации заключается в анализе своих действий и поступков окружающих, составлении рассуждений на основе пережитого.
|
Итак, по изучению типов восприятия среди старшеклассников были получены данные о том, что 60 %(18 чел.) имеют только один преобладающий тип восприятия (визуальный – 20%, аудиальный – 23%, кинестетический – 17%), у 33% обучающихся ведущими, наравне друг с другом являются сразу два типа восприятия (визуально-аудиальный – 23%, аудиально-кинестетический – 7%, визуально-кинестетический – 3 %). Интересным оказалась равная степень выраженности всех трех каналов восприятия у 2 обучающихся (визуально-аудиально-кинестетический тип восприятия – 7 %).
Наглядно результаты представлены на Рисунке 1.
Кроме того, важным при оценке ведущего типа восприятия является степень выраженности той или иной модальности. Выделяют низкий, средний и высокий уровни ведущего канала восприятия. Результаты уровней восприятия в 10 А класса представлены в Таблице 2:
Уровень модальности | Низкий | Средний | Высокий |
Количество обучающихся | 1 | 23 | 6 |
Всего (%) | 3 | 77 | 20 |
Наглядно результаты представлены на Рисунке 2.
Чем более сильно выражен ведущий тип восприятия у человека, тем большую значимость для него имеет усвоение информации при помощи соответствующего канала и наиболее эффективных методов обучения. 6 учащихся 10 А класса имеют высокую степень выраженности модальности. Это означает, что им необходимо изучать материал в том виде, который наиболее удачен для их ведущего типа восприятия. У 23 человек могут возникнуть незначительные трудности, что в целом не будет негативно влиять на обучении, поскольку каналы восприятия развиты в незначительно отличающихся пропорциях и не имеют для них такой принципиальной разницы как для людей с высоким уровнем проявления модальности. И лишь два человека, у которых развиты одинаковы все три типа восприятия, способны одинаково воспринимать по-разному преподнесённый материал.
Проанализировав ответы респондентов на поставленные вопросы, мы пришли к выводу, что в 10 А классе визуальный, аудиальный, кинестетический, визуально-аудиальный типы восприятия являются наиболее распространёнными среди учеников и находятся в примерно одинаковом процентном соотношении (от 20 до 23 %). А визуально-аудиально-кинестетический, аудиально-кинестетический и визуально-кинестетический являются меньшинством. Их процентное соотношение находится в пределах от 3 до 7 %. Проведя практическое исследование по заявленной проблеме, можно констатировать, что знание своего ведущего типа восприятия положительно влияет на дальнейшее обучение, которое строится с учетом индивидуальных особенностей и способов восприятия информации.
|
Глава 4. Заключение
Проанализировав различные ведущие типы восприятия у обучающихся 10-ого А класса, мы выявили наиболее и наименее распространённые из них. От ведущей модальности зависит эффективность восприятия информации: взаимопонимание при общении с людьми других модальностей, степень успешности усвоения различного учебного материала, что оказывает значительное влияние на дальнейшее развитие человека. Именно поэтому основной целью нашей работы было выявление различных ведущих типов восприятия и методов обучения людей, характерных для конкретной модальности.
Полученная информация была оформлена в продукт – буклет, содержащий рекомендации по обучению людей с различными ведущими типами восприятия. Он может носить рекомендательный характер для учащихся с целью наиболее успешного саморазвития, а также учителей школы при организации обучения и воспитания подростков. Практическая значимость проведённого исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в рамках психолого-педагогической деятельности.
При знании и учёте ведущего типа восприятия, его свойств и личных способностей ученика можно составить благоприятную программу обучения, включающую наиболее эффективные для данной модальности методы.
Глава 5. Список литературы
1. Восточно-украинский национальный университет им. В. Даля контрольная по психологии ощущения и восприятие, 2013.
2. Давыдов Н.А., Аминов И.И. Психология в профессиональной деятельности. Учебник / Издательство «Проспект», 2017.
3. Открытый урок «Познание как процесс отображения мира в сознании человека» /Артамонова Ирина Анатольевна, учитель обществознания.
|
4. http://psycabi.net/testy/289-test-audial-vizual-kinestetik-diagnostika-dominiruyushchej-pertseptivnoj-modalnosti-s-efremtseva
5. http://trenings.ru/entsiklopediya-nlp/modeli/871-model-nlp-metaprogramma-predpochitaemaya-modalnost.html
6. http://ways4you.ru/nlp-dlya-zhizni/klyuchi-glaznogo-dostupa.html
7. http://razvitie-intellecta.ru/vizual-audial-kinestet-i-digital-kak/
8. https://studwood.ru/957294/filosofiya/etapy_protsessa_poznaniya_formy_chuvstvennogo_ratsionalnogo_poznaniya
9. http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/vospriyatie/vospriyatie-informatsii-chelovekom.html
10. https://studopedia.ru/8_41030_ponyatie-vospriyatiya-svoystva-i-vidi-vospriyatiya.html
11. https://studopedia.ru/8_2876_oshchushchenie-vidi-oshchushcheniy.html
12. https://studfiles.net/preview/4001667/
Глава 6. Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!