Договорные отношения с гостиничными предприятиями — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Договорные отношения с гостиничными предприятиями

2020-08-20 471
Договорные отношения с гостиничными предприятиями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Отношения в сфере гостиничной деятельности представляют собой комплексные общественные отношения, регулируемые нормами гражданского, административного, налогового законодательства и т. д. Однако большинство норм, регулирующих гостиничную деятельность, обладает гражданско-правовой сущностью. Отношения между гостиницей (исполнителем) и клиентом (потребителем) регулируются договором возмездного предоставления гостиничных услуг.

М. Турковский под гостиничными услугами понимает краткосрочный, общедоступный наем домов, помещений, номеров, мест для ночлега, а также мест для установки палаток или автофургонов и оказание в границах объекта связанных с этим услуг1. Особенностью данных услуг, отличающей их от других подобных услуг, является то, что они предоставляются через гостиничное предприятие, занимающееся гостиничной деятельностью.

Действующее гражданское законодательство договор предоставления гостиничных услуг относит к группе договоров по оказанию услуг. Об этом свидетельствуют: анализ правовых норм ГК РФ: гл. 39 «Возмездное оказание услуг», ст. 426 и принятые «Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»2.

В соответствии с договором возмездного предоставления гостиничных услуг одна сторона (гостиница) обязуется оказать другой стороне - постояльцу (потребителю) гостиничные услуги своими средствами в соответствии с присвоенной ей категорией, а другая сторона обязуется их оплатить.

В связи с тем, что гостиничная услуга – это комплексная услуга, она включает в себя целый ряд составляющих услуг, которые необходимы для реализации общей, единой, главной цели – предоставления гостиничного номера для временного проживания и создания комфортных условий для пребывания в нем. В ее основе лежат два основных компонента: а) материальная база – техническое оснащение номеров и инфраструктура гостиницы; б) обслуживание – деятельность персонала гостиницы для обеспечения пользования потребителем материальной базой организации и оказания дополнительных услуг.

Составляющие гостиничной услуги: 1) услуги, предшествующие заключению договора исполнителя с заказчиком (бронирование номера, оформление проживания в гостинице); 2) размещение потребителя в номере, а также оказание всего перечня услуг, которые входят в цену номера (места в номере); 3) дополнительные услуги.

Дополнительные услуги, в свою очередь, делятся на три группы.

1. В первую группу входят услуги, которые гостиница обязана предоставить потребителю без дополнительной платы: вызов скорой помощи; пользование медицинской аптечкой, доставка в номер корреспонденции по ее получении; побудка к определенному времени; предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов. Перечень этих услуг и их безвозмездный статус закреплены в п. 15 Правил предоставления гостиничных услуг в РФ, иными словами, данная норма является императивной, исполнитель вправе расширить этот перечень, но никак не сократить его и не вправе взимать за услуги плату. Данное положение исходит из правовой нормы, закрепленной п. 1 ст. 422 ГК РФ: договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Также п. 1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»1 предусматривает правило, в силу которого условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами и иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если договор о предоставлении гостиничных услуг содержит неполный перечень этих бесплатных услуг, соответственно ущемляются права потребителя, так как ограничивается содержание его прав, то эта сделка является ничтожной в силу  ст. 168 ГК РФ (недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам). Правовые последствия возникнут на основании ст. 180 ГК РФ, которая предусматривает правило: недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части. Абзац 2 п. 1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает такое последствие в отношении исполнителя: если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки - они подлежат возмещению в полном объеме. Положение безвозмездного характера дополнительных услуг соответствует п. 3 ст. 423 ГК РФ, который допускает закрепление правовым актом безвозмездного характера договора.

2. Во вторую группу входят услуги, которые не включены исполнителем в цену номера, но они оказываются на территории гостиницы. Эти услуги могут быть предоставлены потребителю за отдельную плату и с его согласия (услуги химчистки, прачечной, массажного кабинета, бара, ресторана, салона красоты, телефонной связи, пункта проката автомобилей, бюро путешествий и экскурсий, сауны, солярия и др.). Обычно список подобных дополнительных услуг включается в прейскурант и размещается в холле первого этажа. Перечень и качество платных дополнительных услуг должны соответствовать требованиям присвоенной гостинице категории, обычно «список дополняется, видоизменяется и дифференцируется в зависимости от размеров отеля, его месторасположения и целевого назначения, уровня комфортабельности и других причин. Тенденция развития гостиничной индустрии направлена на расширение спектра услуг в отелях различного назначения»1. Пункт 11 Правил предоставления гостиничных услуг в РФ закрепляет право потребителя отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Запрещается обусловливать выполнение одних услуг обязательным оказанием других услуг.

3. В третью группу входят услуги, которые потребитель вправе потребовать, а исполнитель в свою очередь вправе их предоставить. Услуги, которые входят в эту группу, можно охарактеризовать как единичные, нетипичные (потребитель требует доставить ему в номер какую-нибудь экзотическую еду и т.п.). Некоторые услуги из этой группы могут быть предусмотрены договором. Положение о том, что исполнитель и заказчик вправе установить для себя дополнительные права и обязанности, которые в данном случае будут корреспондирующими, предусмотрено абз. 1 п. 2 ст. 1 ГК РФ: граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора. Также данное положение закреплено абз. 1 п. 4 ст. 421 ГК РФ: условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Гостиничные услуги выступают предметом не только договора возмездного предоставления гостиничных услуг, но также и договора оказания туристских услуг (туристического обслуживания). «Если рассматривать туризм, то по общим принципам обязательно в туристском пакете наличие как минимум двух услуг - перевозки и ночевки. Пакет услуг может быть расширен организатором туризма по желанию туриста, либо такие туристские услуги предоставляются организаторами приема туристов на месте на выбор»1.

Для уяснения правовой природы договора предоставления гостиничных услуг необходимо исследовать его существенные признаки:

1. Договор предоставления гостиничных услуг является консенсуальным. Он считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям, установленным ГК РФ и Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, и облекли такое соглашение в письменную форму.

К существенным условиями относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе и иных правовых актах, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ч. 2 ст. 432 ГК РФ).

Предметом договора, как уже было отмечено, выступает гостиничная услуга.

Помимо предмета существенным условием выступает и цена данного договора. Автор разделяет позицию В.В. Витрянского: «Цена - существенное условие всякого возмездного договора»2.

 Цена договора зависит от перечня услуг, которые входят в цену номера (места в номере). В силу специфики гостиничной сферы потребитель может в зависимости от индивидуальных потребностей предъявить дополнительное требование к гостинице, например ее месторасположение (вид на море, удаленность от пляжа, наличие спортивного зала, расположение над уровнем моря и т.п.). В данном случае эти условия также будут приравниваться к существенным. Если сторонами не будет достигнуто согласие и не будут выражены существенные условия в самом договоре, «который в противном случае не считается заключенным»1.

В международной практике известны и имеют широкое применение соглашения и документы, регулирующие взаимоотношения гостиничных предприятий с турагентами и туроператорами. Один из них - Гостиничная конвенция 1970 г., разработанная под эгидой Международной гостиничной ассоциации и Всемирной федерации ассоциаций туристских агентств. Конвенция определяет обязательства договаривающихся сторон, сферу ее применения, типы гостиничных контрактов, общие и особые правила их составления, величину комиссионных и порядок платежей, а также условия аннуляции договоров.

Взаимоотношения с гостиничными предприятиями определяются в основном следующими соглашениями:

1. Договором о квоте мест с гарантией заполнения 30-80%.По такому договору туристская фирма получает от гостиницы определенное количество мест, которые она обязана в течение периода, оговоренного в контракте, заполнить туристами. При этом она гарантирует оплату 30-80% выделенной квоты мест, даже если они не будут использованы. Остальную часть квоты фирма имеет право аннулировать в установленные сроки. По этому договору фирма получает цены на гостиничные места более низкие, чем обычные тарифы.

2. Договором о квоте мест без гарантии заполнения. По этому договору фирма не берет на себя никакой гарантии заполнения выделенной ей квоты мест. Поэтому в силу вступает обычное правило аннуляции мест, не использованных в установленные сроки. Фирма рассчитывается с гостиницей по обычным тарифам.

3. Договорам о твердой закупке мест с полной оплатой. По такому договору фирма гарантирует гостинице полную оплату выделенной квоты мест, независимо от их заполнения. При таких условиях фирма выторговывает более низкие цены на размещение в гостинице, чем обычно.

4. Договором о текущем бронировании.Это наиболее типичный договор для туристских фирм, особенно тех, которые занимаются организацией индивидуального туризма. По договору фирма не получает от гостиницы никакой квоты мест. При обращении клиента она направляет гостинице заявку на бронирование и, только по факту получения подтверждения, производит продажу гостиничных услуг. При таком договоре действуют обычные тарифы на гостиничные места.

В любом варианте договоров следует предусматривать (оговаривать) следующие условия:

- стоимость номеров и бронирования;

- тип номеров и необходимое их число;

- продолжительность (сезоны) обслуживания;

- свободные периоды;

- графики заезда туристов;

- сроки и продолжительность разового обслуживания;

- набор входящих услуг;

- количество (пансион) и форму организации питания-варианты предоставления питания в ресторане гостиницы (завтрак, полупансион, полный пансион, шведский стол и т. д.);

- время обслуживания туристов питанием;

- специальные удобства на отдыхе (например, для инвалидов, вегетарианцев, пользование городским пляжем и т. д.);

- языки, на которых необходимо говорить персоналу;

- сроки подтверждения заезда туристов (бронирования);

- сроки снятия заездов без предъявления штрафных санкций;

- штрафные санкции по величине и срокам отказа;

- скидки на большой заезд или на постоянную загрузку;

- материальная ответственность за недозаезд (количественный), срыв заезда, отказ в размещении гостей и др.;

- другие специфические вопросы (например, входит ли в стоимость номера пользование в гостинице сауной, бильярдом и др., время работы бассейна).

Кроме того, важно обратить внимание на гарантии, которые дает вам партнер-поставщик услуги (например, гарантирует ли гостиница обещанное размещение).

Во взаимоотношениях с поставщиками услуг необходимо предусматривать (фиксировать в договоре) условие о невозможности обратного повышения цен(цены можно повышать только на непроданные услуги) и отработать механизм исполнения этого условия.

Следует также иметь в виду, что почти во всех гостиницах действует так называемый расчетный час, т. е. фиксированное время суток, с которого отсчитывается количество прожитых в гостинице дней. В большинстве случаев этим часом является 12 ч. дня (хотя в Италии, например, это может быть и 10 ч. утра). Поэтому в день окончания тура или переезда из города в город по маршруту туристам приходится освобождать гостиничные номера к 12 ч. дня, в противном случае с них будет взыскиваться доплата за половину суток или за полные сутки. Иногда по до­говоренности с принимающей фирмой или гостиницей турист­ской группе могут быть выделены один-два дежурных номера без доплаты за хранение багажа на время после освобождения занимаемых ими номеров и до отъезда из гостиницы. В некото­рых гостиницах для данных целей созданы бесплатные камеры хранения. Все это (пользование туристами комнатами или каме­рами хранения в день выезда) должно быть оговорено с прини­мающим партнером и внесено в договор.

При обсуждении вопроса размещения туристов в гостинич­ном предприятии необходимо согласовать с фирмой его клас­сность, тип и место расположения. Эти параметры зависят от социального состава предполагаемых туристов и цели путешествия.

Поскольку в любой группе могут быть непарные мужчина и женщина, необходимо оговорить с фирмой предоставление для каждой группы двух одноместных номеров без увеличения цены. Следует также предусмотреть, чтобы двухместные номера предпочтительно были с двумя односпальными кроватями (а не с одной двухспальной, что встречается в гостиницах для разме­щения супружеских пар), ведь нельзя заранее гарантировать, что в поездку отправятся только семейные туристы.

При необходимости в контракте оговаривается возможная доплата (дифференциация цен) при наличии дополнительных комфортных условий (вид из окна, наличие в номере телевизо­ра).

В договоре утверждаются и возможные варианты питания туристов:

- полный пансион – Full Board – полное обслу­живание, включающее размещение и трехразовое питание (РВ);

- полупансион – Half Board – раз­мещение и двухразовое питание (завтрак и обед или завтрак и ужин) (НВ);                                         

- только завтрак – Веd & Вгеакfast – разме­щение и завтрак (ВВ).

При более низких категориях обслуживания можно полно­стью исключить питание из пакета услуг (в кемпингах, палаточ­ных лагерях туристы часто сами готовят себе пищу). Кроме то­го, туристы, путешествующие индивидуально, также могут от­казаться от регламентированного питания в пользу самостоя­тельного похода по местным кафе и ресторанам. В таком случае этот вид пакета называется без питания – Вей – только размещение (В). Возможность предоставления тура без питания также оговаривается в контракте.

Имеют место также различия в форме обслуживания:

- обслуживание «А ля карт», т. е. свободный выбор клиен­том блюд из предлагаемого рестораном меню. Обычно «А ля карт» применяется при обслуживании индивидуальных туристов или небольших туристских групп;

- обслуживание «Табльдот» – обслуживание по единому для всех клиентов меню, без права выбора блюд. «Табльдот» в большинстве случаев используется при организации питания туристских групп. Он часто применяется в туристских гостини­цах, пансионатах, домах отдыха и других средствах размещения, где производственные мощности и возможности кухни ограни­ченны; кроме того, «табльдот» применяется при обслуживании туристов, путешествующих по маршрутным турам большими группами;

- «шведский стол» (или «открытый буфет») – свободный выбор выставленных на общий стол блюд по принципу само­обслуживания. Он позволяет туристу выбрать пищу по вкусу и в количестве, удовлетворяющем его аппетит.

Во время питания (обеда и ужина) алкогольные и безалко­гольные напитки в меню не включаются, если это специально не оговорено в договоре. Исключением могут быть жаркие страны, где принято подавать воду со льдом или прохладительные на­питки. Эти варианты также должны быть заранее оговорены с принимающей фирмой.

Возможность организации диетического питания также фик­сируется в договоре. При обсуждении вопроса питания на осно­ве полного или полупансиона нужно обязательно уточнить, ка­ким питанием (завтраком, обедом или ужином) начинается и за­канчивается обслуживание туристской поездки. Например, «питание начинается с ужина в день прибытия и заканчивается зав­траком в день отъезда».

Иногда при продолжительной однодневной экскурсии или переезде из города в город, если по дороге нет возможности ор­ганизовать питание в ресторане, туристам выдается так назы­ваемый «сухой паек» (в некоторых странах называется «пик­ник» или «ланч пакет»). Этот вопрос должен быть также заранее обсужден с принимающей фирмой.

Обязательно с ней должны быть подробно оговорены усло­вия встречи и доставки туристов и их багажа из аэропорта (во­кзала) в гостиницу и наоборот.

Для перевозки туристов и их багажа в гостиницу использу­ются заказные автобусы, легковой автотранспорт принимающей фирмы. Трансфер обязательно должен быть включен в пакет ус­луг, ибо он изначально обеспечивает четкое обслуживание при­бывающих туристов. Практика показывает, что, если автобус на встречу туристов запаздывает или вообще не приходит, они ока­зываются в очень тяжелом положении, не зная, как добраться до гостиницы, их настроение становится испорченным чуть ли не на все время путешествия.

В отдельных случаях (когда речь идет о более низком, экономическом классе обслуживания, например, студенческих или школьных групп) по взаимной договоренности и в целях снижения цены пакета услуг допускается использование для трансфера городского транспорта, если он достаточно удобен и не требует пересадок на пути от аэропорта (вокзала) до гос­тиницы.

В контракте должны быть четко оговорены плановые и до­полнительные экскурсии и другие посещения объектов пока­за. Необходимо также согласовать язык проведения экскур­сий. Любая экскурсия по городу или на объект показа долж­на проводиться в сопровождении опытного гида со знанием русского языка. Кроме того, необходимо также уточнить с фир­мой, включается ли цена входных билетов, скажем, в музей, в стоимость экскурсии и услуги штатного экскурсовода, если по правилам музея только он может проводить экскурсию. Оплата стоянки автобуса или проезда по платным участкам дороги также должна входить в стоимость пакета услуг и ни в коем случае не взиматься с туристов в виде дополнитель­ной платы.

При переговорах с иностранной фирмой о пакете услуг для туристов, направляющихся на отдых, необходимо договорить­ся с ней о создании для них наиболее благоприятных усло­вий. Например, необходимо оговорить право бесплатного и не­ограниченного пользования пляжем, бассейном, пляжными лежаками, стульями, душем, зонтами и др. Если гостиница на­ходится в отдалении от пляжной зоны, следует организовать в установленные часы «челночные» перевозки туристов к ней на автобусе.

Разнообразят отдых дополнительные услуги оздоровитель­но-бальнеологического характера: сауны, фитнес-центры, мас­саж, тренажерно-спортивные залы.

Дополнительно туристам должны быть предложены разнооб­разные экскурсии, не включенные в пакет тура. Это также явля­ется предметом договора между операторами по обслуживанию туристов.

На маршрутных турах с принимающей фирмой необходи­мо согласовать вид транспорта для перевозки туристов по мар­шруту. Бронирование мест и организация перевозки туристов целиком возлагаются на принимающую фирму. Для большин­ства европейских стран наиболее удобным видом транспорта для перевозки туристских групп являются автобусы. В таких странах, как США, Канада, Индия, Китай, где расстояния меж­ду городами по маршруту могут быть достаточно протяжен­ными, часто используются железнодорожные и авиаперевозки туристов.

Чаевые, местные налоги и сборы. Все эти выплаты, если они неизбежно связаны с исполнением тура, должны быть вклю­чены в цену пакета услуг.

В связи с действующими в различных странах обычаями и правилами оплаты чаевых, туристских налогов и сборов необ­ходимо заранее договориться с принимающей фирмой о том, чтобы она взяла на себя все расчеты по их оплате (разумеется, включая в пакет услуг). Если этот вопрос не будет оговорен, может получиться, что с туристов потребуют дополнительную плату, что может противоречить условиям путешествия по ком­плексному туру.

Сопровождающий гид. Зарубежные поездки туристских групп и некоторые поездки по нашей стране нередко организуются в сопровождении сотрудника направляющей туристской фирмы. В этих случаях необходимо получить от иностранной фирмы согласие на предоставление сопровождающим групп бесплатно таких же услуг, как и всем туристам. Это - устано­вившаяся практика в деловых отношениях между туристскими фирмами, и поэтому иностранный партнер не будет против та­кого условия. Нужно только согласовать с ним минимальное число туристов, при котором направляется сопровождающий. Нормой является один бесплатный сопровождающий на 20 ту­ристов в группе.

Для продажи индивидуальных заказных туров оговари­ваются ассортимент, вариантность, цены и уровень услуг, сроки и порядок их бронирования, а также возможность изменений в заказе или его аннуляции.

При переговорах с принимающей фирмой рекомендуется по­просить ее подготовить для каждого члена туристской группы или индивидуала небольшой комплект рекламных материалов (проспектов, брошюр, буклетов), касающихся туристского об­раза посещаемой страны или местности, ее отдельных турист­ских центров, достопримечательностей, а также местных воз­можностей отдыха и развлечений. Большую пользу туристам оказывают планы городов, которые они посещают по маршруту. Они позволяют туристам самостоятельно ориентироваться при прогулках по городу в свободное время.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.