Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2020-08-20 | 141 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Объемная форма и материал предметов, а также пространство зрительно воспринимаются нами в натуре не только благодаря перспективным изменениям и светотеневым градациям
на предмете (свет, полутень, тень и т. д.), но, главным образом, благодаря отношениям тонов между предметами. Вот почему для правдивого изображения натуры, передачи материала и пространства на плоскости, кроме перспективно построенных поверхностей предмета и передачи светотеневых градаций на каждой объемной форме, необходимо сохранить на рисунке правильные светотеневые отношения, которые наблюдаются как на каждой объемной форме, так и среди предметов натурной постановки.
Передать абсолютные различия объектов по силе света часто не представляется возможным. В природе освещенность изменяется от светлого дня до темной ночи. Колебания эти настолько велики, что без показания измерительных приборов трудно представить их числовое выражение. Солнечное освещение, например, сильнее лунного в несколько сотен тысяч раз. Мы же располагаем значительно меньшими яркостями: между светлым и темным на рисунке возможны гораздо меньшие контрасты, чем в природе. Самые белые свинцовые белила или белая бумага не могут отразить больше света, чем на них падает из окна, и этот отраженный белилами свет есть сильнейший, которым мы можем располагать для изображения. Самая черная краска палитры не может быть темнее какого-нибудь объекта в природе, от которого не отражается никакого света. Черная краска значительно светлее вследствие неизбежного поверхностного отражения.
Очевидно, мы не в состоянии передать огромные колебания светлоты и черноты, то есть их абсолютные различия, которые наблюдаются в природе. Однако можно видеть картины, правдиво изображающие и солнечные дни, и лунные ночи.
|
Искусство передачи столь ограниченными средствами, какими располагает художник, всех несоизмеримых колебаний освещенности, основывается на двух свойствах зрительного восприятия.
Первое свойство объясняется очень важной особенностью физиологии зрения, без которой всех средств художника было бы недостаточно, чтобы достигнуть хотя бы наполовину верного природе впечатления. Это «приблизительное постоянство цвета видимых предметов». Эта особенность зрения заключается в том, что восприятие светлоты и цвета предметов остается в известной степени неизменным при равномерном для всех предметов изменении силы освещения: белые предметы остаются белыми, серые — серыми, черные — черными. Так, в течение дня освещенность окружающих нас предметов очень сильно изменяется В середине дня она в несколько сотен раз больше, чем в часы восхода или захода. В тени освещенность всегда намного меньше, чем под прямыми лучами солнца В комнате освещенность также изменяется при уда-
лении от окна или приближении к нему. Но при всех этих изменениях воспринимаемая светлота определенного предмета нередко остается практически неизменной. Лист писчей бумаги обычно кажется нам белым и в полдень и вечером, при ясном и при облачном небе, при меньшем и большем удалении от окна. Точно так же и кусок угля обычно при всех этих изменениях освещенности кажется нам черным.
При дневном свете черные буквы на белой бумаге отражают больше света, чем белая бумага при утреннем свете. Все же при том и другом освещении буквы кажутся черными, а бумага белой. Если бы видимый цвет букв воспринимался независимо от яркости бумаги при увеличении освещения, то те самые буквы, которые выглядели утром черными, должны были бы днем казаться белыми и даже еще более светлыми, чем белая бумага утром. И, наоборот, белая бумага утром должна была бы казаться более темной, чем буквы днем.
|
Если бы каждое объективное изменение освещения вызывало соответствующее субъективное впечатление, в живописи невозможно было бы верно изобразить природу. Но свойства предметов определяются в отношениях с другими предметами, и восприятие различия объектов по светлоте сохраняется, если только сохраняются отношения в освещении предметов, то есть если уменьшение или увеличение освещенности было одинаковым для всех объектов '.
Другими словами, можно увеличивать или уменьшать силу освещенности предметов и их поверхностей — характер реальной действительности не изменится, если при этом будут сохранены отношения, то есть если это увеличение или уменьшение силы освещенности делается для всех поверхностей в одно и то же число раз, иначе говоря, пропорционально.
Аналогичное явление можно наблюдать в музыке. Правдивость мелодии мы воспринимаем независимо от того, сыграна ли она в высоком или низком регистре, если только сохраняются отношения составляющих мелодию звуков.
Следовательно, в светотеневом изображении нет необходимости передавать абсолютные различия предметов по их светлоте. В картине можно передать впечатление любой освещенности, лунной, солнечной, если краски ее будут сохранять пропорциональные натуре отношения яркостей.
Этому способствует и вторая особенность зрения, заключающаяся в том, что чувствительность нашего глаза при усилении и ослаблении освещения может возрастать и уменьшаться. Например, изменение силы освещенности предметов
1 Физиологической основой восприятия в данном случае является установленный И. П. Павловым «рефлекс на отношение», в котором сигнальное значение имеет не качество раздражителей, а отношения
между ними.
в комнате или картины, если только освещение не слишком слабое или не слишком сильное, не изменяет впечатления, производимого комнатной обстановкой или картиной, так как в этих случаях изменение освещенности будет целиком компенсироваться изменением чувствительности глаз. А чувствительность глаз к светлоте считается обратно пропорциональной объективной яркости освещения. Поэтому впечатление точной передачи натуры сохраняется, если все цвета картины будут равномерно более темными, то есть если сохранятся пропорциональные отношения яркостей. При рассмотрении такой картины, где краски несколько темнее, глаз приобретает несколько большую чувствительность по сравнению с той, которая должна была бы соответствовать данному освещению в натуре, и таким образом мы совсем перестаем замечать, что краски картины темнее действительных.
|
Если попытаться передать абсолютные отношения светлот натуры, то это приведет к состоянию полной тональной путаницы в изображении, и впечатление освещенности будет совершенно отсутствовать. Изображая форму предмета средствами светотени, достаточно передать не абсолютные свет и тень, а только пропорциональные отношения между ними. При этом различие в силе света между соседними тонами должно соответственно уменьшиться. Таким образом, светотеневые отношения подчиняются единому мерилу, подобно тому, как это часто делается при изображении пропорций предмета, когда передаются не абсолютные отношения видимых размеров, а пропорциональные, являющиеся результатом выдержанности (на глаз) единого масштаба. И в светотеневом изображении как бы устанавливается тональный масштаб и передаются пропорциональные видимой натуре отношения светлот предметов и их поверхностей.
Рисуя с натуры, надо так распределить переходы тонов от светлого до темного, чтобы то, что было самым темным в натуре, и на рисунке было бы самым темным, самое светлое — самым светлым, а промежуточные тона в изображении приблизительно во столько раз сильнее или слабее этих двух пределов, во сколько они слабее или сильнее их в видимой натуре.
Различие в светлоте между несколькими предметами называется тональными отношениями в натуре. Пропорциональное натуре различие в светлоте между несколькими предметами называется тональными отношениями в рисунке.
Степень светлоты поверхности предмета называется тоном в натуре, а светлота поверхности, взятая в сравнении со светлотой других поверхностей в отношениях, пропорциональных видимой натуре, называется тоном в рисунке.
Что значит выдержать предмет или какую-либо поверх-
|
ность в тоне? Это значит, что каждая поверхность в изображении должна быть во столько раз светлее или темнее других поверхностей, во сколько раз эта же поверхность светлее или темнее таких же поверхностей в натуре.
Таковы законы светотеневого изображения, которые в единстве с передачей пропорций предметов и правильным перспективным построением служат в рисунке основным средством выявления объемной формы предмета, его рельефа, материала, дают возможность передать воздушное пространство, окружающее предметы.
Упражнения.
1. Нарисуйте шкалу тонов, состоящую из десяти делений,
постепенно утемняющихся от белого до черного.
2. Нарисуйте натюрморт из двух предметов и, подобно тому,
как это сделано на рис. 17, передайте тоновые отношения так,
чтобы самое светлое место в натуре, например блик, был
на рисунке самым светлым местом (белой бумагой) только
в одном месте. Самое темное возьмите во всю силу черноты
карандаша. Промежуточные тона сделайте соответственно натуре светлее или темнее этих двух крайних тонов.
ПРОЦЕСС РИСОВАНИЯ С НАТУРЫ
На предыдущих страницах мы говорили о законах светотени и тоновых отношений, благодаря которым можно добиться грамотного изображения натуры. Сам процесс рисования тоже имеет свои особые правила, которым обязательно надо следовать в каждой работе, будь то натюрморт, пейзаж, портрет или фигура человека.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!