Кафедра социологии, политологии и менджмента — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кафедра социологии, политологии и менджмента

2020-08-20 130
Кафедра социологии, политологии и менджмента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А. Н. Туполева

__________________________________________________________________

 

Кафедра социологии, политологии и менджмента

 

 

 

 

Социологическое исследование на тему:

Роль самостоятельной работы в учебном процессе.

 

Выполнил:                               

 студент группы 4308

Сарайнов А.А.

 

Принял: Назипов Х.Н.

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ:

 

I. Программа исследования:

     1. Введение.                                                                                        3

     2. Раздел I. Основные теоретические понятия. Объект и предмет

исследования.                                                                                4

     3.  Раздел II. Характеристика объекта исследования.                    6

     4.  Раздел III. Цели и задачи исследования, рабочие гипотезы.    8

        5. Раздел IV. Методика и техника сбора первичной социальной 

информации. Обработка полученных данных.                                     9

II. Результаты исследования                                                                  14

III. Использованная литература                                                             15

IV. Приложение.                                                                                      16

          1. Сводная анкета.                                                                             16

          2. Таблица по связям.                                                                       19

           


Программа исследования.

Введение.

Темой моего социологического исследования является роль самостоятельной работы в учебном процессе. Не секрет, что самостоятельная работа является одним из основных способов проверки знаний обучающихся. Однако, не все учащиеся согласны выполнять обязательные самостоятельные задания, что является актуальной проблемой в наше время. В процессе проведения исследования я постараюсь выяснить мнение объекта исследования относительно данного предположения и оценить степень разработанности данной проблемы, а также степень влияния самостоятельной работы в учебном процессе данного объекта.

 

 



 

Раздел I. Основные теоретические понятия. Объект и предмет исследования.

Объектами исследования прикладной социологии называется определенная социальная общность людей, содержащая в себе совокупность социальных проблем.  

Объектами данного исследования является студенческая группа 4308 в составе 15 человек.

Раздел II. Характеристика объекта исследования.

 

1. Какое общеобразовательное среднее учебное заведение окончили до поступления в ВУЗ?

 

Наименование учебного заведения количество человек Соотношение (%)
Общеобразовательная средняя школа 11 73
Гимназия 3 20
Лицей 0 0
СПТУ 0 0
Техникум 1 7
Итого: 15 100

 

2. Где находится данное учебное заведение?

 

Местоположение учебного заведения количество человек Соотношение (%)
Столица 6 40
Город республиканского подчинения 4 27
Районный центр 2 13
Село, посёлок 3 20
Итого: 15 100

 

3. Средний балл аттестата?

 

Средний балл аттестата количество человек Соотношение (%)
5,0 6 40
4,5 6 40
4,0 3 20
3,5 0 0
3,0 0 0
Итого: 15 100

 

4. Успеваемость за последний семестр?

 

Успеваемость за последний семестр количество человек Соотношение (%)
5,0 2 13
4,5 5 34
4,0 2 13
3,5 5 33
3,0 1 7
Итого: 15 100

 

 

5. Пол

 

Пол количество человек Соотношение (%)
Мужской 12 80
Женский 3 20
Итого: 15 100

 

6. Возраст

 

Возраст   количество человек Соотношение (%)
18 1 7
19 12 80
20 2 13
Итого: 15 100

 

7. Национальность

 

Национальность   количество человек Соотношение (%)
Татарин 6 40
Русский 9 60
Итого: 15 100

 

8. Социальное происхождение

 

Социальное происхождение количество человек Соотношение (%)
Рабочий 7 46,5
Служащий 0 0
Крестьяне 7 46,5
Буржуазия 1 7
Итого: 15 100

 


Раздел III.  Цели и задачи исследования, рабочие

 гипотезы

Цель исследования ориентирует на его конечный результат, задачи формулируют вопросы. Конечная цель исследования может быть названа его общей задачей, а частные задачи можно назвать целями второго порядка.

Целью данного исследования является выявление отношения студентов к самостоятельной работе и выработка рекомендаций по повышению эффективности самостоятельной работы

Перечисление задач данного исследования:

1) Изучить учебный процесс.

2) Изучить факторы, влияющие на учебный процесс.

3) Изучить оценку роли самостоятельной работы на учебный процесс.

4) Изучить факторы, влияющие на эффективность самостоятельной работы в учебном процессе.

Рабочие гипотезы.

Дают направление поиска информации. Бывают основные и дополнительные гипотезы.

Дополнительные гипотезы прикладываются к основной, дополняют и раскрывают ее.

Основные гипотезы:

    1)Самостоятельная работа оказывает сильное влияние на учебный процесс.

2) Студенты уделяют мало внимания самостоятельной работе.   

  Дополнительные гипотезы:

1. Студенты уделяют мало внимания самостоятельной работе из-за отсутствия свободного времени.

2. Информатизация и компьютеризация оказывают положительное влияние на самостоятельную работу и учебный процесс в целом.


Раздел IV. Методика и техника сбора первичной

Социальной информации.

Основные понятия прикладной социологии.

    Генеральная совокупность – объект исследования, который территориально, производственно и во времени локализован и на который распространяются выводы исследования. В данном случае это все студенты Российской Федерации.

Генеральная совокупность – объект исследования, который территориально, производственно и во времени локализован и на который распространяются выводы исследования. В данном случае это все студенты Российской Федерации.

 

 


Выборка – процесс расчленения генеральной совокупности на части и отбор частей для исследования по заданному правилу.

Выборочная совокупность – элементы генеральной совокупности, отобранные в процессе выборки (это студенты КАИ, обучающиеся в группе 4308). Именно эта совокупность отвечает всем нашим требованиям (все индивиды отличаются уровнем жизни, успеваемостью, факторами, влияющими на них).

Единица отбора – это элементы генеральной совокупности, отбираемые на каждом этапе отбора.

Единица анализа – это элементы выборочной совокупности, подлежащие изучению.

Инструментарий исследования – методические документы, с помощью которых проводится сбор информации (анкеты, записи и т.п.). В нашем случае мы будем использовать анкеты.

Респондент – участник массовых опросов, с которых снимается информация.

Репрезентативность выборки – свойство выборочной совокупности предоставлять свойство генеральной совокупности. Количественная репрезентация – сводится к определению объема выборки т.е. количеству людей подлежащих опросу.

1. Объем выборки можно определить по формуле теории вероятностей.

, где n – количество людей подлежащих опросу

                                   N – любая генеральная совокупность

                                          t – коэффициент доверия, t=2-3

                                          d – допустимая ошибка выборки

                                          p, q – доли изучаемых признаков

                                          p+q=1

 

2.

        Объём выборки можно вычислить на основе опытных данных.

 

n 4000 1500 1000 600 400 200 100
d 2 3 4 5 6 7 1

 

3. , где t=0.954, d=5%.  

 

N 500 1000 3000 5000 10000 100000 >100000
n 222 286 360 370 385 398 400

 

Качественная репрезентация – сводится к определению групп генеральной совокупности, которые должны попадать в выборку. Обеспечивается за счет использования различных видов и методов выборки.

Виды выборки:

· вероятностная (случайная).

· целенаправленная.

При случайной выборке каждому элементу генеральной совокупности должна быть обеспечена равная возможность попадания в выборку.

 

Каждый вид выборки имеет свои методы выборки:

Методы случайной выборки:

· Собственная случайная выборка.

· Механическая выборка (выборка осуществляется по определенному шагу выборки K = N/n).

· Серийная выборка (реализуется, когда есть возможность разбить генеральную совокупность на равнозначные серии по заданному признаку). Отбор респондентов производится из каждой серии отдельно. Объем серии выборки ni = Ni · n/N).

· Гнездовая выборка (в качестве единиц анализа берутся целые группы, коллективы с последующим сплошным опросом).

Методы целенаправленной выборки.

· Стихийная целенаправленная выборка (когда заранее неизвестна структура массива респондентов (например, опросы на улицах)).

· Метод основного массива (когда опрашиваются до 80% респондентов). Используется для разведывательных исследований.

· Квотная выборка. Проводится, когда заранее известны статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Контрольные признаки – пол, возраст, национальность – берутся в качестве квот, а их числовые значения служат параметрами квот. Респонденты отбираются с соблюдением параметров квот.

 

В данном исследовании используется гнездовая выборка.


II. Результаты исследования

Итак, какие же цели и задачи мы ставили перед собой при проведении данного исследования? Мы хотели выяснить, как студенты относятся к самостоятельной работе и факторы, влияющие на её эффективность. Основным способом сбора информации в моем социологическом исследовании было выбрано анкетирование. В результате опроса, проведенного среди студентов группы 4308, были выявлены такие обстоятельства:

Большая часть студентов (72%) положительно относиться к самостоятельной работе в целом, однако не всем она даётся легко – 72% респондентов испытывают трудности при выполнении.

По отношению к вопросу об обязательном выполнении домашних заданий мнения разделились – 43% считают это обязательным и столько же – необязательным. При этом больше половины (57%) считает, что домашняя работа даёт больше знаний, чем лекции.

Основной причиной невыполнения является лень – так ответили 50%. Половина (50%) ищут учебный материал в Интернете, а только 37% используют лекции.

Курсовые проекты студенты начинают делать перед сдачей (85%).

У всех опрошенных имеется компьютер и выход в Интернет, и абсолютно все материалы для рефератов берут из Интернета (100%).

Также студенты, чаще выполняющие самостоятельную работу, получают более высокие оценки. Так, например, 75% студентов, получивших за прошлый семестр оценку 4.5, занимаются по несколько часов в день, а студенты, получившие 3.5 – всего несколько часов в неделю. Это подтверждает основные гипотезы о том, что самостоятельная работа влияет на успеваемость.

Судя по успеваемости студентов, по времени, уделяемом на выполнение домашних заданий, можно сказать, что подтвердилась гипотеза о том, что студенты уделяют самостоятельной работе мало внимания.

В связи с тем, что более половины предметов требуют выполнение на компьютере и наличием у всех респондентов компьютера, можно с уверенностью сказать, что информатизация и компьютеризация оказывают положительное влияние на самостоятельную работу и учебный процесс в целом.

Однако гипотеза о том, что студенты уделяют мало внимания самостоятельной работе из-за отсутствия свободного времени, не подтвердилась – основной причиной невыполнения является лень.

 


III. Использованная литература:

1. Бабосов Е.М. «Прикладная социология. Учебное пособие для вузов». – Минск: Тетрасистемс, 2001.

2. Бутенко И.А. «Организация прикладного социологического исследования. Учебное пособие». – М.: Триволо, 1998.

3. Бутенко И.А «Анкетный опрос как общение социолога с респондентами». – М., 1999.

4. «Основы прикладной социологии». – М.: Знание, 1995.

5.«Прикладная социология. Учебное пособие для вузов под редакцией Колесникова Ю.С.». – Ростов-На-Дону: Феникс, 2001.

6.Ядов В.А. «Социологические исследования: методология, программа, методы». – Саратов, 1995.


IV. Приложение.

Сводная анкета.

 

1. Какое общеобразовательное среднее учебное заведение окончили до поступления в ВУЗ?

а) Общеобразовательная средняя школа 7 50%
б) Гимназия 4 28%
в) Лицей 2 15%
г) СПТУ 0 0%
д) Техникум 1 7%

Средний балл аттестата?

а) 5.0 6 42%
б) 4.5 4 28%
в) 4.0 3 23%
г) 3.5 1 7%
д) 3.0 0 0%

Есть ли у Вас компьютер?

а) да 14 100%
б) нет 0 0%

18. Считаете ли Вы удобным выполнение самостоятельной работы на компьютере?

а) да 13 92%
б) нет 1 8%

19. Сколько процентов предметов требуют/рекомендуют выполнение самостоятельной работы на компьютере?

а) 75-100% 3 21%
б) 50-75% 8 58%
в) 25-50% 3 21%
г) 0-25% 0 0%
д) затрудняюсь ответить 0 0%

 

Ваш пол?

а) мужской 11 78%
б) женский 3 22%

Ваша национальность?

а) русский 5 35%
б) татарин 9 65%
в) другое:________________________ 0 0%

Таблица связей.

 

1. Какое общеобразовательное среднее учебное заведение окончили до поступления в ВУЗ?

Ваша национальность?

 

  а) Общеобразовательная средняя школа б) Гимназия в) Лицей г) СПТУ д) Техникум а) 5.0 б) 4.5 в) 4.0 г) 3.5 д) 3.0 а) русский б) татарин в) другое: 7. Сколько времени Вы уделяете на выполнение самостоятельной работы? 7 3 2 0 1 1 4 1 6 1 5 9 0 а) несколько часов в день 3           3         2   б) час в день 1 1         1   1   1 2   в) несколько часов в неделю 1 2 1   1 1 1   3   3 2   г) час и меньше в неделю 1 1             1 1 1 1   д) затрудняюсь ответить 1   1         1 1     2   13. Что мешает Вам выполнять самостоятельную работу? 7 3 2 0 1 1 4 1 6 1 5 9 0 а) ничего не мешает 2   1         1 1     2   б) нехватка свободного времени 2 1     1   1   2 1 2 2   в) непонимание учебной программы                           г) лень 3 2 1     1 3   3   3 5   д) другое:                           е) затрудняюсь ответить                          

 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А. Н. Туполева

__________________________________________________________________

 

кафедра социологии, политологии и менджмента

 

 

 

 

Социологическое исследование на тему:

Роль самостоятельной работы в учебном процессе.

 

Выполнил:                               

 студент группы 4308

Сарайнов А.А.

 

Принял: Назипов Х.Н.

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ:

 

I. Программа исследования:

     1. Введение.                                                                                        3

     2. Раздел I. Основные теоретические понятия. Объект и предмет

исследования.                                                                                4

     3.  Раздел II. Характеристика объекта исследования.                    6

     4.  Раздел III. Цели и задачи исследования, рабочие гипотезы.    8

        5. Раздел IV. Методика и техника сбора первичной социальной 

информации. Обработка полученных данных.                                     9

II. Результаты исследования                                                                  14

III. Использованная литература                                                             15

IV. Приложение.                                                                                      16

          1. Сводная анкета.                                                                             16

          2. Таблица по связям.                                                                       19

           


Программа исследования.

Введение.

Темой моего социологического исследования является роль самостоятельной работы в учебном процессе. Не секрет, что самостоятельная работа является одним из основных способов проверки знаний обучающихся. Однако, не все учащиеся согласны выполнять обязательные самостоятельные задания, что является актуальной проблемой в наше время. В процессе проведения исследования я постараюсь выяснить мнение объекта исследования относительно данного предположения и оценить степень разработанности данной проблемы, а также степень влияния самостоятельной работы в учебном процессе данного объекта.

 

 



 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.