Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-07-08 | 342 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Задания части С
С1-3
Из «Манифеста», написанного С. П. Трубецким.
«В Манифесте Сената объявляется:
Уничтожение бывшего Правления.
Учреждение временного (правления) до установления постоянного, (выбранного представителями сословий)... Равенство всех сословий перед Законом...
Объявление права всякому гражданину заниматься чем он хочет, и поэтому дворянин, купец, мещанин, крестьянин - все равно имеют право вступать в воинскую и гражданскую службу и в духовное звание, торговать оптом и в розницу... Приобретать всякого рода собственность, как - то земля, дома в деревнях и городах... Сложение (отмена) подушных податей и недоимок по оным... Уничтожение рекрутства и военных поселений.
Убавление срока службы военной для нижних чинов и определение оного последует по уравнении воинской повинности между всеми сословиями».
С. 1 Назовите событие, в связи с которым был написан «Манифест», дату (число, месяц, год), место этого события и не менее 2-х фамилий соратников СП. Трубецкого.
С.2 Используя текст источника, укажите, какие проблемы и каким образом пытались решить соратники СП. Трубецкого.
С.З Чем закончилось событие, в связи с которым СП. Трубецкой написал «Манифест»?
I
С.1
Элементы ответа | Баллы |
Может быть указано, что - «Манифест «С.П. Трубецкого был написан в связи с выступлением декабристов - 14 декабря 1825 г. - Сенатская площадь в С-Петербурге - Соратники: К. Ф. Рылеев, А.И. Одоевский (могут быть названы и другие) | |
Верно названы 2 или более элементов ответа | 2 |
Верно назван 1 любой элемент ответа | 1 |
Элементы не названы, или все названы неверно | 0 |
|
С.2.
Элементы ответа | Баллы |
1 Могут быть названы следующие проблемы: - упразднение самодержавной власти царя (или упразднение существовавшей в то время формы государственного управления) - создание временных органов государственной власти - достижение равноправия сословий - изменение принципа комплектования армии - отмена подушной подати и задолженности(недоимок) 2.Соратники С.П. Трубецкого пытались решить названные проблемы - посредством восстания (варианты: мятежа, военного переворота) | |
Верно названы 3 или боле элементов ответа | 2 |
Верно названы 1-2 любых элемента ответа | 1 |
Элементы ответа не названы, или все названы неверно | 0 |
С.3.
Элементы ответа | Баллы |
Могут быть приведены следующие положения: - выступление декабристов было разгромлено - пять декабристов подверглись смертной казни - другие- высланы в Сибирь или отправлены в действующую армию | |
Верно названы 2 или более элемента ответа | 2 |
Верно назван 1 любой элемент ответа | 1 |
Элементы не названы, или все названы неверно | 0 |
II
III.
Задания на представление обобщающей характеристики (С4)
Какие основные проблемы составляли понятие "крестьянский вопрос" в России в первой половине XIX в.? Укажите мероприятия первой половины XIX в., свидетельствовавшие о попытках правительства решить крестьянский вопрос.
Элементы ответа | ||
1. Могут быть названы основные проблемы, составлявшие понятие "крестьянский вопрос" в России в первой половине XIX в.: - крепостная зависимость крестьян - малоземелье крестьян - сохранение крестьянской общины | ||
2. Могут быть названы следующие (и другие) мероприятия первой половины XIXв., свидетельствовавшие о попытках правительства решить крестьянский вопрос: - обнародование "Указа о вольных хлебопашцах" (1803 г.)
- проведение реформы управления государственными крестьянами (1837 – 1841 гг.) - издание "Указа об обязанных крестьянах" (1842 г.) | ||
Указания к оцениванию | Баллы | |
Названо 3 или более проблем, составляющих понятие "крестьянский вопрос" (часть 1 измерителя), приведены примеры 1 или более мероприятий (часть 2 измерителя). | 4 | |
Названо 2 проблемы из (часть 1 измерителя), приведены 1 или более примеров (часть 2 измерителя). | 3 | |
Названа 1 проблема (часть 1 измерителя), приведены 1 или более примеров (часть 2 измерителя). | 2 | |
Проблемы (часть 1 измерителя) не названы, но приведен 1 или более примеров (часть 2 измерителя). | 1 | |
Элементы не названы, или все названы неверно. | 0 | |
Максимальный балл |
Назовите основные направления в развитии архитектуры в России в XIX в. Приведите примеры памятников архитектуры, относящихся к этим направлениям, укажите названия городов, где были построены указанные памятники архитектуры.
Элементы ответа | |
1. Могут быть названы основные направления в развитии архитектуры в первой половине XIX в.: - поздний классицизм (вариант ответа: ампир) - русско-византийский стиль - псевдо русский стиль | |
2. Могут быть приведены примеры следующих или других памятников архитектуры и названия городов, где эти архитектурные сооружения были возведены: Поздний классицизм (ампир) - здание Большого театра в Москве Русско-византийский стиль - храм Христа Спасителя в Москве Псевдо русский стиль - здание Исторического музея в Москве | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Названо 3 или более направлений в развитии архитектуры в XIX в. (часть 1 ответа), приведены примеры трех или более сооружений и названия городов, где эти архитектурные сооружения были возведены (часть 2 ответа). | 4 |
Названы 2 направления в развитии архитектуры в XIX в. (часть 1 ответа), приведены примеры сооружений и названия городов, где они были возведены (часть 2 ответа). | 3 |
Названо 1 направление в развитии архитектуры в XIX в., приведены примеры сооружений, относящихся к этому направлению, имена архитекторов и названия городов. | 2 |
Направления в развитии архитектуры в XIX в. не названы, приводятся отдельные, несистематизированные, но верные по существу примеры архитектурных сооружений XIX в. | 1 |
Элементы ответа не названы или все названы неверно. | 0 |
Максимальный балл | 4 |
|
Назовите не менее двух основных направлений преобразований, проводившихся в России в годы царствования Александра I. Приведите не менее трех примеров наиболее важных преобразований, относившихся к одному из названных направлений.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть названы следующие направления преобразований Александра I: — в сфере государственного управления; — в социальной сфере; — в сфере образования | |
2. Могут быть приведены следующие преобразования по каждому из направлений: в сфере государственного управления: — поручение Сперанскому разработать проект, в основе которого принцип «разделения властей»; — образование Государственного совета; — проведение министерской реформы; в социальной сфере: — издание указа о «вольных (свободных) хлебопашцах»; — запрещение печатать объявления о продаже крепостных крестьян — освобождение крестьян в прибалтийских губерниях; — учреждение военных поселений; в сфере образования: — открытие лицея в Царском Селе; — включение в университетский устав положения об автономии университетов; — разрешение распространять иностранные книги в России; — образование учебных округов | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Названы 2 основных направления преобразований и приведены 3 примера наиболее важных преобразований (к одному из направлений) | 4 |
Названы 2 направления и 2 примера ИЛИ названы 1 направление и 3 примера | 3 |
Названы 2 направления и 1 пример, ИЛИ названо 1 из направлений и 2 примера, ИЛИ направления не названы, приведены 3 примера | 2 |
Названо 1 из направлений и 1 пример, ИЛИ названы 2 направления, примеры не приведены, ИЛИ направления не названы, приведены 2 примера | 1 |
Назван только 1 любой элемент ответа ИЛИ все элементы ответа названы неверно | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Назовите основные направления общественного движения в России в середине 80-х - 90-х гг. XIX в. и фамилии представителей этих направлений.
|
Укажите, каковы были политические цели и способы их достижения у представителей
одного из направлений (по выбору).
Элементы ответа | |
1. Могут быть названы следующие основные направления общественной мысли в России в середине 80-х – 90-х гг. XIX в. и следующие или другие фамилии их представителей:
| |
2. Могут быть указаны политические цели и способы их достижения для направлений, например: Либеральное направление: Цели:
Способ достижения целей:
Консервативное (охранительное) направление: Цели:
Способ достижения целей:
Радикальное направление: Цели:
Способ достижения целей:
| |
Указания к оцениванию | Баллы |
Названо 3 или более направлений общественного, указаны 1 или более фамилий представителей направлений (часть 1 ответа), приведено в общей сложности 3 или более элементов из части 2 ответа. | 4 |
Названы 2 направления, указаны фамилии 1 – 2 или более представителей направлений (часть 1 ответа), приведено 3 или более положений (часть 2 ответа). | 3 |
Названо 1 направление, но указаны фамилии 1 или более представителей направления (часть 1 ответа), приведено 2 или более положений (часть 2 ответа). | 2 |
Направления не названы (часть 1 ответа), приводятся отдельные несистематизированные, но верные по существу положения (часть 2 ответа). | 1 |
Элементы ответа не названы или все названы неверно. | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Назовите основные международные проблемы, составляющие содержание Восточного вопроса во внешней политике России в XIX в. Назовите итоги одной из войн, проходивших в XIX в., целью которой было решение Восточного вопроса.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1. В качестве основных международных проблем, составлявших содержание Восточного вопроса во внешней политике России в XIX в., могут быть названы: — противоречия между Россией и Турцией из-за права прохождения военных судов России через проливы Босфор и Дарданеллы; — противоречия между Россией, с одной стороны, и Турцией, Англией, Францией, Австрией, с другой стороны, из-за влияния на Балканском полуострове; — поддержка Россией освободительной борьбы православных народов Балканского полуострова против турецкого владычества | |
2. Могут быть приведены итоги одной из войн, проходивших в XIX в., например Крымской войны (1853—1856): — Россия потеряла южную часть Бессарабии; — Россия потеряла право покровительства Дунайским княжествам и Сербии; — России запрещено иметь на Черном море военно-морские силы, арсеналы, крепости; — ослаблена роль России на Балканах и Ближнем Востоке | |
Названы 2 или более международных проблем (часть 1 содержания ответа) и 2 или более итогов одной из войн (часть 2) | 4 |
Названы 2 или более международных проблем и 1 итог одной из войн | 3 |
Названа 1 международная проблема и 2 или более итогов одной из войн | 2 |
Названа 1 международная проблема и 1 итог одной из войн ;; | 1 |
Назван только один элемент из части 1 или части 2 или все названы неверно | 0 |
Максимальный балл | 4 |
|
Назовите основные военные операции, сражения Отечественной войны 1812 года.
Объясните, какие из них и почему стали поворотными в ходе войны.
Элементы ответа | |
1. В качестве основных сражений и военных операций могут быть названы: - Смоленское сражение; - Бородинское сражение; - Тарутинский марш-маневр; - сражение у села Тарутина; - бои за Малоярославец; - бои у реки Березины | |
2. Может быть отмечено, что: - поворотными могут считаться сражения у села Тарутина и за Малоярославец; - названные сражения привели к переходу инициативы в руки российской армии; - после этих сражений Наполеон вынужден был повернуть на уже разоренную его войсками Смоленскую дорогу и отступать из России | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Названы 3 или более сражений (часть 1 содержания ответа) и 2 или более суждений о поворотных сражёниях (часть 2 содержания ответа) | 4 |
Названы 3 или более сражений и 1 суждение о поворотных сражениях или названы 2 сражения и 2 или более суждений о поворотных сражениях | 3 |
Названы в общей сложности 3 элемента ответа из части 1 или части 2 содержания ответа | 2 |
Названы 1-2 любых элемента ответа | 1 |
Элементы не названы, или все названы неверно. | 0 |
Максимальный балл |
. Назовите причины и результаты Крымской войны 1853 – 1856 гг.
Ответ (критерии оценивания)
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть названы следующие причины: - противодействие Турции стремлению России решить в своих интересах проблему проливов Босфор и Дарданеллы (добиться права бесконтрольного прохода российских военных судов через проливы) - стремление Англии и Франции ослабить влияние России на Балканах - стремление Англии и Франции ослабить влияние России на Ближнем Востоке - споры между православным и католическим духовенством из-за Святых мест в Иерусалиме и Вифлееме | |
В качестве результатов Крымской войны могут быть названы - Россия потерпела поражение в Крымской войне Россия лишилась: - права иметь арсеналы на Черном море - права иметь флот на Черном море - части территории Бессарабии | |
Указания к оцениванию Названы 2 или более причин (часть 1)и 3 или более результатов войны (часть 2) Названы 2 или более причин и 1-2 результата войны Названа 1 причина и 2 или более результатов войны Названа 1 любая причина и 1 результат войны Названы только 1 причина или только 1 результат, элементы не названы или названы неверно Максимальный балл | 4 3 2 1 0 4 |
Задания на рассмотрение исторических версий и оценок (С5)
I. Некоторые историки утверждали, что основной причиной поражения армии Наполеона в 1812 г. в России были суровые природные условия страны.
Какие другие суждения о причинах поражения армии Наполеона вам известны?
Какие суждения вы считаете более убедительными? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими каждое из выбранных вами суждений
Элементы ответа | |
| |
2. Ученик может выбрать одно из названных или любое иное суждение, но при этом должен привести подтверждающие его аргументы, например: Стратегические просчеты Наполеона:
Талант российских полководцев:
Героизм российских воинов:
Патриотизм россиян:
| |
Указания к оцениванию | Баллы |
Названо 2 или более суждений (часть 1 ответа), сделан выбор суждений, приведено 2 или более аргументов для каждого избранного суждения (часть 2 ответа). | 4 |
Названо 2 или более суждений (часть 1), сделан выбор суждения, приведен 1 аргумент для избранного суждения (часть 2). | 3 |
Названо 1 суждение (часть 1), сделан выбор суждения, приведено 2 или более аргументов (часть 2) | 2 |
Названы отдельные несистематизированные, но верные факты. | 1 |
Элементы ответа не названы или все названы неверно. | 0 |
Максимальный балл | 4 |
II. В.О. Ключевский считал движение декабристов «исторической случайностью, обросшей литературой».
Какие другие суждения о предпосылках возникновения движения декабристов вам известны? Какие суждения вы считаете более убедительными? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранное вами суждение.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1. Могут быть приведены суждения о том, что возникновение движения декабристов было обусловлено: — противоречиями российской действительности, в первую очередь между насущными потребностями национального развития России и самодержавно-крепостническим строем; — влиянием на идейное становление декабристов либеральных идей в ходе проведения реформ Александром I (в первый период царствования); — впечатлениями Отечественной войны 1812 г., ускорившими идейное становление декабристов; — восприятием участниками движения декабристов опыта социально-политического развития стран Европы, Латинской Америки 2. Ученик может выбрать одно или несколько из названных суждений или сформулировать иную точку зрения, но при этом должен привести подтверждающие аргументы, например: А. При выборе суждения о том, что движение декабристов было обусловлено противоречиями российской действительности: — крепостническая система хозяйствования осознавалась как тормоз экономического развития России; — участники тайных обществ воспринимали крепостную зависимость крестьян как аморальное, позорное для России явление; — отход императора от проведения либеральных реформ привел к выводу о том, что прогрессивные преобразования могут осуществить лишь участники тайных обществ Б. При выборе суждения о том, что на идейное становление декабристов повлияли впечатления Отечественной войны 1812 г.: — во время Отечественной войны происходило сближение представителей сословий; — декабристы пришли к убеждению, что русский народ, отстоявший независимость России, освободивший страны Европы от владычества Наполеона, достоин лучшей участи В. При выборе суждения о том, что движение декабристов было обусловлено восприятием ими опыта политического развития стран Европы, Латинской Америки: — декабристы восприняли идеи века Просвещения, Французской революции конца XVIII в.; — революционные события в странах Европы (Испании, Пруссии), Латинской Америки оказали влияние на декабристов; - — во время Заграничных походов русской армии 1813 — 1814 гг. будущие декабристы воочию убедились, что народы европейских стран обладают большими свободами, чем народы России | |
Названо 1 или более суждений, альтернативных точке зрения, приведенной в задании, сделан выбор предпочтительного суждения (или предпочтительных суждений), приведены 2 или более подтверждающих его (их) аргументов | 4 |
Названы 1 или более суждений, альтернативных точке зрения, приведенной в задании, сделан выбор предпочтительного суждения, приведен 1 аргумент, его подтверждающий | 3 |
Альтернативное суждение не названо, но приведены 2 или более положений, свидетельствующих о том, что учащийся, по существу, придерживается определенной точки зрения | 2 |
Общего суждения нет, выбор суждения не заявлен, приводятся лишь отдельные верные положения о причинах возникновения движения декабристов | 1 |
Элементы ответа не названы или все названы неверно | 0 |
Максимальный балл | 4 |
III. Поддержка Николаем I борьбы греков против османского владычества дала современникам основание назвать его "знаменосцем свободы".
Какие другие суждения об отношении Николая I к освободительному движению в Европе и проявлениям инакомыслия в России вам известны?
Какие суждения Вы считаете более убедительными? Назовите не менее двух фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Элементы ответа | |
1. Может быть указано, что многие современники и историки считали Николая I противником и гонителем освободительного движения и проявлений инакомыслия, что выражалось: А. в действиях Николая I, направленных на подавление освободительных движений в странах Европы Б. в политике Николая I, направленной на подавление инакомыслия в России | |
2. Ученик может выбрать одно из названных или любое иное суждение, но при этом должен привести подтверждающие его аргументы, например: А. Действия Николая I против освободительного движения в странах Европы: - участие России в деятельности «Священного союза» - подавление революционных выступлений в Царстве Польском в 1830 – 1831 гг. - участие российских войск в подавлении восстания в Венгрии в 1849 г. Б. Политика Николая I, направленная на подавление инакомыслия в России: - репрессии в отношении участников тайных обществ, кружков - ужесточение цензуры - деятельность III отделения С. Е. И. В. канцелярии - усиление корпуса жандармов | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Названо по меньшей мере 2 суждения об отношении Николая I к освободительному движению в Европе и инакомыслию в России (часть 1 ответа), сделан выбор предпочтительного суждения, приведены 2 или более подтверждающих его аргументов (часть 2 ответа). | 4 |
Названо 1 альтернативное суждение (часть 1 ответа), сделан выбор предпочтительного суждения, приведен 1 или более аргументов для его обоснования (часть 2 ответа). | 3 |
Названо 1 альтернативное суждение (часть 1 ответа), выбор суждения не сделан, но приведены 1 – 2 или более положений, фактов, свидетельствующих о том, что учащийся по существу придерживается определенной точки зрения (часть 2 ответа). | 2 |
Общие суждения отсутствуют, выбор позиции не заявлен (часть 1 ответа), приводятся отдельные, несистематизированные, но верные по существу положения (часть 2 ответа). | 1 |
Элементы ответа не названы или все названы неверно. | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Указания к оцениванию
Задания на анализ исторической ситуации (С6)
I. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
"Дней Александровых прекрасное начало" в сознании современников было связано с надеждами на решение основных вопросов русской жизни.
Назовите основные вопросы русской жизни того времени. Кто и как пытался решить эти вопросы? Приведите примеры, свидетельствующие о попытках решения каждого из этих вопросов.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1. А. Могут быть названы основные вопросы русской жизни:
| |
Верно названо 3 или более элементов ответа. | 2 |
Верно названо 1 – 2 любых элемента ответа. | 1 |
Элементы не названы или все названы неверно. | 0 |
2. Могут быть приведены следующие или другие примеры, свидетельствующие о попытках решения названных основных вопросов: Александром I:
Декабристами:
| |
Верно названо 3 или более элементов ответа. | 2 |
Верно названо 1 - 2 любых элементов ответа. | 1 |
Элементы не названы или все названы неверно. | 0 |
Максимальный балл | 4 |
II. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
1 января 1813 г. российская армия перешла Неман и начала Заграничный поход. Какие цели ставил Александр I, принимая решение о выступлении в поход? Каковы были цели российских воинов, участников похода? Каковы были последствия Заграничных походов русской армии 1813—1814 гг. для международного положения России?
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1. Могут быть названы следующие цели: Александра I: — ослабить позиции Франции в Европе; — восстановить легитимные монархии во Франции, Испании; — создать систему международных договоров с целью согласованных действий при решении спорных вопросов; российских воинов, участников похода: — освободить народы Европы от владычества Наполеона; — разгромить армию Наполеона, чтобы предотвратить возможность новых войн | |
Верно названы 3 или более элементов ответа | 2 |
Верно названы 1 — 2 любых элемента ответа | 1 |
Элементы не названы или все названы неверно | 0 |
2. Могут быть названы следующие последствия Заграничных походов 1813 — 1814 гг. для международного положения России: — Россия внесла решающий вклад в военный разгром наполеоновской Франции; — Россия в числе стран-победительниц Наполеона определяла судьбу народов Европы после наполеоновских войн; — в состав Российской империи вошло Царство Польское; — Россия принимала участие в создании и деятельности Священного союза; — усилились позиции России на международной арене | |
Верно названы 3 или более элементов ответа | 2 |
Верно названы 1 — 2 любых элемента ответа | 1 |
Элементы не названы или все названы неверно | 0 |
Максимальный балл | 4 |
III. Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.
Участники существовавших в России с 1816 г тайных обществ в течение длительного времени разрабатывали планы захвата власти. Однако выступление 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербурге потерпело поражение.
Назовите не менее двух причин поражения выступления декабристов. В чем проявилось влияние движения декабристов на развитие общественной мысли, на внутреннюю политику Николая I? Приведите не менее трех положений.
Элементы ответа | |
1. Могут быть названы следующие причины поражения выступления декабристов: - недостаточная подготовленность выступления (поскольку декабристы поспешили - ставка декабристов на заговор (и военный переворот); - диктатор С. П. Трубецкой не явился на Сенатскую площадь; - выжидательная тактика декабристов; - решительные действия (жестокие меры) Николая I против декабристов (применение артиллерии); - декабристы не воспользовались поддержкой народа
| |
2. Может быть указано, что влияние движения декабристов на развитие общественной мысли и внутреннюю политику проявилось: — в осознании представителями общественной мысли несостоятельности идейных — в возникновении (вариант ответа: развитии) революционной традиции в России; — в появлении новых течений общественной мысли в последующие десятилетия (западники, славянофилы, представители «русского», «общинного» социализма); — в проведении Николаем I политики, направленной на укрепление самодержавной власти | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Названы 2 причины поражения выступления декабристов и 3 положения о влиянии движения декабристов | 4 |
Названы 2 причины и 1 — 2 положения ИЛИ названы 1 причина и 3 положения | 3 |
Названы 2 причины, положения не приведены, ИЛИ названы 1 причина и 2 положения, ИЛИ причины не названы, приведены 3 положения | 2 |
Названы 1 причина и 1 положение ИЛИ причины не названы, приведены 2 положения | 1 |
Элементы ответа не названы или все названы неверно. | 0 |
Максимальный балл | 4 |
IV. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1855 г., когда Александр II вступил на престол, крепостническая система хозяйствования находилась в состоянии кризиса.
Какие требования по аграрному вопросу выдвигали представители общественной мысли, разных сословий? Каким образом в положениях Крестьянской реформы 1861 г. отразилось стремление Александра II примирить интересы разных сословий?
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1. Учащийся может назвать требования представителей общественной мысли, разных сословий: а) требования представителей «охранительного» направления (М. П. Погодин): отменить крепостное право; б) представители либеральной оппозиции (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин) выступали за: — отмену крепостного права; — получение крестьянами земли за выкуп; — сохранение помещичьего землевладения; в) представители радикальной оппозиции (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов) требовали: — отменить крепостное право; — передать землю крестьянам безвозмездно; г) крестьяне надеялись: — освободиться от крепостной зависимости; — получить землю безвозмездно; — увеличить свои земельные наделы | |
Верно названы требования (одно или более), отразившие 2 или более позиций представителей общественной мысли, разных сословий | 2 |
Верно названы требования (одно или более) без раскрытия различия позиций представителей общественной мысли, разных сословий | 1 |
Элементы не названы или все названы неверно | 0 |
2. Учащиеся могут ответить, что Александр II пытался примирить интересы разных сословий тем, что: — крестьяне получили личную свободу (без выкупа); — крестьяне получили землю, но за выкуп (высокие выкупные платежи помещики могли использовать для перестройки хозяйства на капиталистической основе); — было введено временнообязанное состояние крестьян (бесплатный труд временнообязанных крестьян был выгоден помещикам); — часть крестьянских земель (отрезки) перешла помещикам; — система отработок, во многом вызванная малоземельем крестьян, обеспечивала помещичьи хозяйства рабочей силой | |
Верно названы 3 или более элементов ответа | 2 |
Верно названы 1 — 2 любых элемента ответа | 1 |
Элементы не названы или все названы неверно | 0 |
Максимальный балл | 4 |
V. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В проектах Крестьянской реформы 1861 гг. нашли отражение разные взгляды на условия ее проведения.
По каким основным вопросам высказывались разные (альтернативные) предложения при подготовке реформы?
Как были практически решены эти вопросы при проведении реформы 1861 г.?
Элементы ответа и указания к оцениванию | |
| |
Указания к оцениванию | Баллы |
Верно названы 3 элемента ответа. | 2 |
Верно названы 1 - |
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!