Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2020-07-07 | 283 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
диагностики экологических установок личности «ЭЗОП»
( Ясвин В.А. Методологические основы психологического исследования. Конструирование методик психологической диагностики.)
Данная методика направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы. Можно выделить четыре типа таких установок: личность воспринимает природу как объект красоты (К - «эстетическая» установка); как объект обучения, получения знаний (И - «когнитивная»); как объект охраны (О - «этическая»); как объект пользы (П - «прагматическая»).
«ЭЗОП» - это «эмоции», «знания», «охрана», «польза».
Минимальный возраст испытуемого 6-7 лет (устный вариант), с 10 лет (письменный вариант). Испытуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из пяти следующих, которое, по его мнению, больше всего «к нему подходит». Слова предъявляются в высоком темпе, чтобы испытуемый выбирал слово, которое «первым пришло в голову».
Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги:1,2,3,4. Тип установки, получивший наибольший удельный вес, рассматривается как ведущий у данной личности. Опыт показывает, что, как правило, у испытуемых существует не один, а два преобладающих типа установок.
Текст методики:
1. ЛЕС: поляна (К), муравейник (И), заповедник (О), дрова (П), песок.
2. ЛОСЬ: следы (И), лесник (О), трофей (П), камни, рога (К)
3. ТРАВА: поливать (О), силос (П), кора, роса (К), стебель (И)
4. ОЗЕРО: улов (П), шерсть, острова (К), моллюск (И), очищать (О)
5. МЕДВЕДЬ: паутина, хозяин (К), малина (И), редкий (О), шкура (П)
6. ДЕРЕВО: осень (К), кольца (И), вырастить (О), мебель (П), сено
|
7. БОЛОТО: головастик (И), заказник (О), торф (П), яблоки, туман (К)
8. УТКА: запрет (О), жаркое (П), рассвет (К), ветка, кольцевание (И)
9. РЫБА: жабры (И), серебристая (К), нерестилище (О), жарить (П), перо
10. САД: берлога, цветущий (К), опыление (И), ухаживать (О), урожай (П)
11. БОБР: ловкий (К), резцы (И), расселение (О), шуба (П), грибы
12. ПРИРОДА: красота (К), изучение (И), польза (П), охрана (О)
Примечание: в скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого. Это ключ, он не зачитывается.
Тип установки | К (красота) | И (изучение) | О (охрана) | П (польза) |
Количество | ||||
Ранг (1-4) |
Контактная информация
Для заказа экологических экскурсий
В парках Москвы
Национальный парк «Лосиный остров» | 499-268-79-26, 499-268-60-45 [email protected] |
Природно-исторический парк «Битцевский лес» | т./ф. 426-00-22 [email protected] Лунева Татьяна Вениаминовна, зам. дир. 8-916-182-72-45 |
Природно-исторический парк «Измайлово» | т. 166-17-63, 367-89-18 |
Природно-исторический парк «Москворецкий» | 8-499-726-61-73 [email protected] |
Природно-исторический парк «Кузьминки-Люблино» | 377-35-93 [email protected] Тунинский Осип Лионович |
Природный заказник «Воробьевы горы» | 775-83-25, 790-75-77 [email protected] Сеземан Вера Иннокентьевна |
Природный заказник «Долина реки Сетунь» | т./ф. 430-72-41 [email protected] Подольская Ирина Кирилловна |
Комплексный заказник «Петровско-Разумовское» | 976-62-16 |
Ландшафтный заказник «Долина реки Сходни в Куркино» | 730-78-08, 89031499304 [email protected] |
Ландшафтный заказник «Теплый стан» | 438-63-72, 591-04-69 [email protected] |
Памятник природы «Серебряный бор» | 8-499-199-01-10 [email protected] |
Приокско-Террасный заповедник (Серпуховской район Московской обл.) | (4967) 707-149, 707-145 [email protected] |
Приложение 2
Эколого-просветительский центр «Заповедники»
|
Рабочая тетрадь участника тренинга
«Игровые приемы в экопросвещении школьников»
Дедовск
10 апреля 2009
А.С.Макаренко писал: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». Образование имеет дело с игровыми моделями, обучающими адаптации к окружающей среде.
Особенность экологических игр, используемых на экскурсиях в природу, занятиях на открытом воздухе и экологической тропе в том, что с одной стороны они дают знания и навыки, с другой – отдых и удовольствие.
Приведем примеры некоторых методических подходов по использованию экоигр.
Несколько советов, как стать хорошим учителем
(Джозеф Корнелл – американский педагог, автор курса по восприятию Природы, автор книги «Давайте наслаждаться Природой вместе с детьми»)
Перед тем, как начать познавать природу с детьми, давайте задумаемся о нас как об учителях. Каковы основные принципы, позволяющие организовать обучение так, чтобы оно стало веселым и полезным для детей и для нас самих?
Я хочу поделиться с вами пятью правилами обучения детей на природе, которые помогали мне использовать неиссякаемую энергию детей, переключать ее с проказ и озорства на более конструктивные и, в конечном счете, приносящие большее удовлетворение, дела. В основе этих правил лежат два основных чувства - уважение к детям и благоговейное отношение к природе - и следование этим чувствам всегда дает прекрасный отклик.
1. МЕНЬШЕ УЧИТЕ, БОЛЬШЕ ДЕЛИТЕСЬ
Я не только сообщаю детям голые факты о природе (это дерево называется сосна), но я люблю рассказывать им о том, что я чувствую, стоя рядом с этой сосной. Я признаюсь им, что испытываю благоговейный трепет перед этими деревьями и уважаю их за то, что они могут выжить в очень суровых условиях, когда зимние ветра изгибают, скручивают и губят их ветви. И я всегда говорю детям о том, что я поражаюсь, как корни сосен, растущих на скалах, могут вообще добыть какие-нибудь питательные вещества.
Дети реагируют на мои высказывания гораздо эмоциональней, чем на сухие пояснения по учебнику. Возьмем, к примеру, ситуацию с сосной, которая росла рядом с лагерем, где я работал. Это дерево росло между двух огромных валунов, поэтому ее корни спускались на 7,5 метров вниз, чтобы достать до скалистой почвы. К этому времени ей было, по крайней мере, двести лет, а высота ее была всего 2,4 метра. Дети часто делали крюк во время своих прогулок только для того, чтобы вылить воду из своих фляг на ее корни. Некоторые дети приезжали в этот лагерь из года в год, чтобы понаблюдать как дерево упрямо борется за выживание в суровых условиях. Сразу же после приезда ребята тотчас бегут к своей сосне, чтобы посмотреть как она пережила сухую осень и холодную зиму. Их забота и любовь пробудили во мне еще большее уважение к дереву.
|
Я уверен, что взрослым необходимо делиться своими душевными переживаниями с детьми. Только разделяя с другими наши мысли и чувства, мы по-настоящему общаемся и способны породить в других любовь и уважение к земле. Когда мы делимся с детьми своими идеями и чувствами, мы побуждаем детей изучать их собственные чувства и ощущения. Между взрослым и ребенком возникает прекрасное доверие и дружба.
2. БУДЬТЕ ОТКРЫТЫМИ К ВОСПРИЯТИЮ
Это означает умение слушать и осознавать. Это - самое благодарное направление в работе с детьми. Находясь вместе с ними на природе, вы увидите как в ребенке проявится спонтанный энтузиазм, который вы сможете уверенно направить в русло познания природы.
Распахните свои чувства: каждый вопрос, каждый комментарий, каждое радостное высказывание - это возможность общаться. Чутко реагируйте на настроение и чувства ребенка; расширяйте круг его интересов, обучая его по мере пробуждения его собственного любопытства. Если вы будете уважать его мысли, вы увидите, как легко и счастливо будет вам в компании вашего ребенка.
Будьте готовы замечать, что происходит в природе вокруг вас в каждый момент времени. В природе всегда происходит что-нибудь волнующее и интересное. Если вы будете настроены на восприятие природы, каждая минута вашего урока пройдет с пользой для ребенка.
3. СРАЗУ ЖЕ СОСРЕДОТОЧЬТЕ ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА
С самого начала задайте тон вашему путешествию в природу. Займите внимание всех детей, задавая вопросы и показывая, что интересного можно увидеть и услышать. Некоторые дети не умеют внимательно наблюдать за природой, поэтому покажите им, что может представлять интерес, и постепенно воспитывайте в них наблюдательность. Дайте им почувствовать, что их открытия интересны и вам.
|
4. СНАЧАЛА НАБЛЮДАЙТЕ, ГОВОРИТЕ ПОТОМ
Иногда спектакль природы может захватить ребенка целиком: появившаяся откуда-то стрекоза, слегка покачивающая крыльями; одинокий олень, пасущийся на лужайке. Но даже если и не будет таких запоминающихся сцен, ребенок может познавать природу просто вблизи. У детей есть замечательная способность погружаться в то, на что они смотрят. Ваш ребенок лучше поймет то, что ВНЕ его, сливаясь с этим, чем слушая устный рассказ. Дети редко забывают опыт прямого общения с природой.
Не расстраивайтесь, если не знаете названий каких-либо животных или растений. В конце концов, это всего лишь искусственные ярлыки для обозначения того, что в действительности они собой представляют. Как вашу внутреннюю сущность не отражает ваше имя или даже внешность и черты характера, так и в простом дубе есть нечто большее, чем просто набор сведений о нем. Вы лучше поймете, что такое дуб, если научитесь видеть, как он меняется в течение дня при изменении его освещенности. Понаблюдайте за деревом с различных точек. Почувствуйте на ощупь его кору и листья, вдохните их запах. Посидите спокойно на его ветвях или в его тени и попробуйте увидеть все формы жизни, которые можно найти рядом с деревом или на нем.
Наблюдайте. Задавайте вопросы. Догадывайтесь. Веселитесь. Когда душа вашего ребенка зазвучит в унисон с Природой, ваши отношения перестанут быть отношениями "ученик-учитель", а станут отношениями товарищей по приключению.
5. ПОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОНИЗАНО РАДОСТЬЮ!
Познание природы должно быть пронизано радостью, как в форме открытого веселья, так и в форме спокойного внимания. Дети естественным образом тянутся к познанию, если вам удается поддерживать атмосферу радости. Помните, ваш энтузиазм заразителен, и это, возможно, самое ценное, что вы имеете как учитель.
Естественные стадии формирования восприятия природы
Играя с детьми на природе в течение многих лет, я постепенно понял, что существует определенная последовательность использования различных игр и занятий, которая "работает" лучше всего, независимо от возраста детей, их настроения или физического состояния. Я убедился, что эта последовательность оказалась такой эффективной потому, что она находится в гармонии с определенными аспектами человеческой природы.
Со временем я распределил все игры на природе, которые придумал сам или которым научился у кого-нибудь, в соответствии с этим естественным путем познания. Я использую свою систему уже почти десять лет с огромным успехом, в совершенно непохожих ситуациях и с группами учеников различной национальности, возраста и социального положения.
|
Я называю эту систему "поток познания" потому, что она имеет 4 стадии, которые перетекают одна в другую естественно и плавно:
Стадия 1: пробуждение энтузиазма.
Стадия 2: сосредоточение внимания.
Стадия 3: приобретение прямого опыта.
Стадия 4: передача своего вдохновения (или впечатления) другим.
СТАДИЯ 1. Без энтузиазма вы никогда не приобретете значимого опыта общения с природой. Под энтузиазмом я понимаю отнюдь не возбуждение, сопровождающееся громкими воплями и прыжками от радости, а спокойный напряженный личный интерес и повышенную готовность воспринимать новое. Без такого энтузиазма мы познаем очень мало.
СТАДИЯ 2. Познание зависит от умения сосредоточить свое внимание. Одного энтузиазма совершенно недостаточно. Если наши мысли блуждают где-то, мы не можем динамично воспринимать окружающее - ни природу, ни что-нибудь еще. Поэтому мы должны сосредоточить наш энтузиазм на предмете познания.
СТАДИЯ 3. По мере того, как мы постепенно концентрируем наше внимание, мы лучше начинаем воспринимать то, что видим, слышим, к чему прикасаемся, запах чего ощущаем, или то, что мы получаем интуитивно. С помощью спокойного внимания мы можем лучше вписаться в ритм и жизнь природы, окружающей нас.
Сосредоточенное внимание создает внутренний покой и открытость, которые позволяют нам непосредственным образом познавать природу, преодолев господство устоявшихся стереотипов, созданных разумом. Поэтому во время третьей стадии мы приобретаем прямой опыт.
СТАДИЯ 4. Опыт способствует возникновению более глубокого восприятия. Что я хочу этим сказать? В книге "Давайте наслаждаться природой вместе с детьми" я описал игру под названием "Неподвижная охота", во время которой "охотник" старается сидеть не шевелясь, а природа вокруг живет своей обычной жизнью. Давайте представим, что вы играете в "Неподвижную охоту" и прямо над вашей головой на дерево садятся птички. Оставаясь неподвижным, вы начинаете проникаться потрясающим чувством единства с жизнью, окружающей вас, словно вы совсем слились с пейзажем и ощущаете жизнь через птичье пение, шелест травы или движение веток деревьев. Пребывая неподвижным, вы иногда можете ощутить огромную, охватывающую всего вас радость, или глубокое полное счастье, или всепоглощающее чувство красоты, или огромную творческую силу. Природа ВСЕГДА вдохновляет нас, и только наш суетливый ум не позволяет нам слишком часто с радостью осознавать это.
Учитель может способствовать усилению в своих учениках чувства вдохновения, рассказывая истории о природе, которые возвышают и вдохновляют душу, или истории из жизни великих натуралистов и борцов за сохранение природы.
ПРИМЕР ЗАНЯТИЯ, ПОСТРОЕННОГО ПО ПРИНЦИПУ "ПОТОКА ПОЗНАНИЯ"
Если вы хотите попробовать провести занятие, построенное по принципу "потока познания", вы можете использовать приведенный ниже примерный перечень игр.
1. Пробуждение энтузиазма: "Загадки о животных", "Животные, животные!", "Кто я?".
2.Сосредоточение внимания: "Построим дерево","Карта звуков", "Неприродная тропа".
3. Получение прямого опыта: "Фотоаппарат", "Загадочное животное","Слепая гусеница".
4. Передача вдохновения: "Птицы в небе", "Рецепт для леса"..
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!