Ментальная карта - ассоциативный метод активизации мышления. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Ментальная карта - ассоциативный метод активизации мышления.

2020-07-07 455
Ментальная карта - ассоциативный метод активизации мышления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ментальная карта - это мощный графический метод структуризации информации с использованием графической записи в виде диаграммы. Ментальная карта является иерархической и показывает отношения между частями целого, используется для визуальной организации информации.

Словосочетания, в названии которых употребляется слово «ментальный», подразумевают что-то, имеющее отношение к уму, к умственному развитию, к мышлению. «Mind map» в буквальном переводе звучит как карта мыслей – это некая блочная структура, демонстрирующая связи между мыслями и главной идеей. В ней играет роль расположение частей и их размеры (чем больше и ближе к главной центральной идеи, тем масштабнее задача).

       Автор методики ментальных карт - английский писатель и популяризатор науки Тони Бьюзен (1960 год). Будучи студентом, он обратил внимание, что традиционные методы запоминания и конспектирования (по порядку) малоэффективны. Они требуют много времени усилий, скучны и монотонны, к тому же не приносят желаемых результатов. В 1974 году он опубликовал книгу «Работай головой», где описал метод ментальных карт MindMaps.

На основе его работы были разработаны десятки компьютерных программ, а концепция составления карт постепенно стала распространяться по всему миру.

Наиболее эффективное и плодотворное обучение имеет нелинейный характер. Оно начинается с возникновения центрального образа, идеи и распространяется в разные стороны, за счет активизации нейронов головного мозга. Процесс возбуждения распространяется от одной нервной клетки к другой, захватывая все новые отделы головного мозга, и активизируя различную информацию, хранящуюся в памяти.

Такое мышление Бьюзен назвал радиантным мышлением, в основе его лежат ассоциации (связи, возникающие между очагами возбуждения в коре головного мозга).

Ассоциативность нашего мышления – свидетельство того, что процесс обработки информации в нашем мозгу имеет нелинейную форму. Произвольно зарождающиеся мысли никогда не представляют собой стройную логическую цепочку, они как бы распространяются в разные стороны от центральной мысли или образа, в результате этого мысль нередко уходит далеко в сторону от первоначальной посылки, приводит к совершенно неожиданным выводам.

Процесс обучения мышлению, как правило, сводится к попыткам упорядочить наше мышление, сделать его последовательным и линейным.

Любое интеллектуальное занятие (написание сочинения, реферата, курсовой работы, статьи) должен предварять четкий план, пункты которого отражают последовательность изложения материала.

Все это - отражение линейной формы организации информации и, в определенной степени, противоречит характеру нашего мышления. Нередко составление плана отнимает больше усилий, чем решение самой проблемы.

Тони Бьюзен доказывает, что творческое мышление подчиняется оно другим законам, и в нем процесс генерирования ассоциаций играют важнейшую роль.
Радиантное мышление позволяет человеку подключить к решению проблемы информацию из совершенно разных областей и избежать столь распространенного явления, когда мысль мечется в рамках одного ассоциативного пространства, и человек не в состоянии посмотреть на проблему по-новому, увидеть нестандартное решение.

Энтони Бьюзен разработал очень интересный и во многих отношениях полезный способ активизации радиантного мышления – составление ментальных карт.

Основной метод мышления, используемый при создании ментальной карты - ассоциативный. Ассоциация - это связь между отдельными представлениями при которой одно из представлений вызывает другое. Ассоциации, как мостики, могут соединять вновь полученную информацию с уже имеющейся. В нашем сознании ассоциации сменяют друг друга непрерывным потоком, возникая в ответ на всякого рода стимулы.

Ассоциативное мышление - исключительно важная составляющая разума человека, позволяющая ему производить обобщение и абстрагирование. Ассоциации могут быть важным источником информации.

В дальнейшем Тони Бьюзен в декабре 2006 года создал своё собственное программное обеспечение для поддержки создания «карт ума» под названием iMindMap.

Однако Тони Бьюзен не первый, кто предложил визуализировать процесс мышления. Графические записи использовал философ Порфирий в 3 веке, Р. Луллий в 11 веке.

В середине 20 века А. Коллинз и Р. Куиллиан предложили использовать «семантические сети». Чуть позже Т. Бьюзен предложил свою технику, наиболее простую и универсальную. Методику активно развивают её приверженцы с 80-годов по настоящее время.

Сегодня проблема использования ментальных карт настолько широка, что используются большое количество названий для этого явления: интеллект-карта, диаграмма связей, карта мыслей, карта памяти, ассоциативная карта, ассоциативная диаграмма, майндмэп, mind map, схема мышления, карта разума, картографирование разума, эвристическая карта, дендрограмма.

В России интерес к этой технике резко возрос с 2011 года.

 

Область применения

Сфера применения безгранична (ограничена лишь вашей фантазией). Ментальные карты используют в разных областях жизни. Основные примеры применения:

1. Диаграммы связей используют для разложения сумбурных мыслей «по полочкам». Например, с их помощью можно расписать содержание будущего романа, отразив все хитрости сюжета и приемы автора.

2. Готовые диаграммы можно вставлять в презентации, чтобы слушатели наглядно восприняли и быстрее запомнили презентационный материал.

3. Для создания схемы можно использовать коллективный разум. Так и проводят сейчас мозговые штурмы во многих крупных корпорациях.

4. Перед экзаменом весьма полезно структурировать все выученные знания, чтобы понять, наконец, для чего всё это вам преподавали.

5. В time management: диаграмма связей позволяет спланировать дела на год, пять лет, на месяц, неделю и конкретную дату.

6. Помогает принять решение, решить бытовые задачи.

7. Спланировать развитие бизнеса, достижение цели, выполнение рабочих или бытовых задач, поездку, отдых, мероприятие, переезд, спланировать можно даже бюджет.

8. Ментальные карты помогают развитию мысли, появлению ассоциаций и новых идей.

Кому и как поможет интеллект-карта?

1. Писателям, сценаристам и редакторам: навести порядок в голове, учесть все детали, чтобы результат не пришлось уничтожать или переписывать.

2. Бизнесменам и стартаперам: создать внятный сценарий презентации или питча; отобразить долгосрочные и срочные проекты, в которых много подзадач, будь то вывод нового проекта на рынок или годовой отчёт.

3. Школьникам и студентам: ориентироваться в потоке учебной информации и лучше запоминать материал к экзамену, написать диплом, которым будешь гордиться.

4. Учёным и преподавателям: схематично упорядочить структуру занятия на доске или в презентации, продумать план новой научной статьи.

5. Тем, кто встал на путь саморазвития: провести анализ сильных и слабых сторон, собрать воедино и визуализировать все планы и мечты.

Преимущества техники

Информация на современных ментальных картах действительно воспринимается проще и лучше запоминается за счет разного дизайна блоков, контраста цветов, размеров и применения визуальных образов (рисунков). Главная идея всегда располагается в центре.

Человеческому мозгу такая подача информации «ближе». Именно так устроено наше создание: в нем каждое понятие связано с одним или несколькими другими; поток человеческой мысли не имеет линейную структуру (как текст), он многомерен (диаграммы связей ближе к понятию многомерности, чем текст, таблицы, иллюстрации). Запомнить информацию становится проще.

Эффективность запоминания повышается на 32%. Карта памяти вынуждает задействовать оба полушария (включается наглядно-образное мышление, раскрывается творческая жилка, развивается логика).

Это помогает мыслить яснее, нагляднее, рождать новые мысли, идеи, ассоциации, помогает посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, увидеть полную картину.

Главным достоинством техники mind map является возможность структурировать информацию, получить общее представление о знаниях (о проблеме, о проекте, о задачах).

 

К основным недостаткам ментальных карт относят:

· ограниченный масштаб (все мысли порой не удается уместить на одном листе);

· невозможность сфокусироваться на одной детали (слишком много всего нужно удержать в голове);

· невозможно прописать детально – многие вещи приходится крайне упрощать и обобщать, от чего они могут казаться менее значительными, может появится иллюзия порядка, иллюзия понимания проблемы и отсутствия сложностей;

· используемые картинки (без подписей) могут сегодня вызывать нужные ассоциации, а через полгода вы и сами не вспомните, что имели в виду (ассоциативный ряд меняется со временем, позже «ложные» ассоциации могут завести процесс мышления в тупик);

· если активно применяются сокращения и образы, то схема становится максимально индивидуальной, другому человеку будет трудно её прочесть;

· при попытке обработать сложный проект, может получиться запутанная схема, которая не прояснит общей картины, а может и ухудшить понимание.фф

Все названные недостатки проявляются лишь иногда. Не стоит отказываться от использования ментальных карт. Вероятность получить негативный результат невелика. Каждый профессионал в своем деле использует целый арсенал подобных инструментов (визуализацию, тайм-менеджмент, диаграммы связей). Попробуйте отойти от своего привычного метода линейного мышления (по текстовым записям) и вы увидите огромную разницу.

Виды ментальных карт.

Обучающие:

· карты памяти, способствуют структурированию и запоминанию сложной информации;

· для работы с понятиями, помогают осмыслить сложные научные понятия и категории

· для систематизации учебной информации


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.