Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-07-07 | 591 |
5.00
из
|
Заказать работу |
МДК 02.04. Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству.
Преподаватель Новикова Ж.А.
Специальность Дошкольное образование,
Курс, 1 ДО группа. ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ.
ДАТА
26.05.2020 ВТОРНИК – 4, б/п, 5 занятие. (3 часа)
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ-ПРАКТИКУМА
Тема занятия: Аппликация. Вырезание. Кукла - оберег. «Кувадка», «Вепская кукла (Кормилица)».
Задание № 1. Прочитать лекцию. Выполнить краткий конспект, отправить фото преподавателю (26.05.2020 по расписанию на почту [email protected]). Изучить презентацию, видео файлы. (ссылки даны). Изучить материалы для самостоятельной работы.
ЛЕКЦИЯ:
Тема: Кукла - оберег. «Кувадка», «Вепская кукла (Кормилица)».
Куклы-обереги отвлекали на себя злые силы, оберегали от бессонницы, болезней и прочих несчастий. Куклу-оберег делали обязательно безликой, то есть не оформляли лицо, чтобы в ней не поселилась недобрая душа. Тряпичную куклу-берегиню делали своими руками. В изготовлении традиционных кукол используются только натуральные ткани. Магия обряда «кувады» раньше связывалась с таинством рождения ребенка. Но древний обряд был забыт, а куклы «Куватки» остались. Теперь они вывешивались над колыбелью малыша, оберегая его от злых духов. Куклы были яркими и привлекали внимание ребенка, создавая ему радостное настроение. Народная кукла учит добру, отражает мудрость народа, его идеалы и ценности. Она говорит на универсальном языке, который понятен всем людям, независимо от возраста, национальности, социального положения религиозных и идеологических воззрений. ародная кукла экологична, проста по форме, в меру нарядна. В каждую куклу вложено тепло рук, каждая кукла несет в себе черты индивидуальности своего творца. Для изготовления кукол использовали разный материал – текстиль, шерсть, дерево, солому, лыко, бересту, камень, воск, глину и др. По своему назначению куклы делятся на три большие группы:-обрядовые;-куклы-обереги; -игровые. Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству. Когда девочке исполнялось пять лет она должна была мастерить кукол сама. Каждую куклу-оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.
Куватка – игрушка, сделанная без шитья иголки и без единой жесткой детали, она ни в коем случае не могла навредить ребенку. Процесс ее изготовления несложен, это одна из самых простых традиционных тряпичных кукол. «Куватки» можно подвесить над колыбелью целой гроздью, но количество кукол должно быть обязательно нечетным. Это важное условие, чтобы куклы стали еще и оберегам. В давние времена люди верили в такую примету – когда дети много и бережно играют в куклы, в семье прибыль, если же неаккуратно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она рядом с ними в играх и во сне.
Вепсская кукла — это мощный семейный оберег, помогающий женщине выйти замуж и защитить своих деток, счастье и благополучие семьи. Первыми начали делать куклу вепсы, представители малочисленного северного народа, обитающего на российском Дальнем Востоке. Сегодня вепсы - небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, сохранившая свои традиции и обряды, многие из которых сходны с севернорусскими.
Тема: Аппликация.
Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
- (от лат. appllcatio — накладывать, прикладывать) — один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.
Виды аппликации
· предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
· сюжетная, отображающая те или иные события;
· декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Младшая группа - аппликации рекомендуется начинать с круга и квадрата, так как эти фигуры, особенно круг, не требуют от детей сложной пространственной ориентировки на листе бумаги: как круг не клади, он все равно ляжет правильно; - для усвоения цветов бумаги предлагают более контрастные: красный-зеленый, желтый-синий; - прежде чем выполнить элементарные узоры на полосе, квадрате, круге, дети вначале используют одинаковые фигуры, а затем разные по цвету, форме и величине; несложные декоративные аппликации выполняются на полосе, четырехугольнике, круге, которые детям представляются как предметы, требующие украшения; - для закрепления материала рекомендуют несложные сюжеты из готовых фигур и силуэтов. Процесс наклеивания – это несколько последовательных этапов, которые дети должны освоить: правильно держать кисть в правой руке и брать достаточное количество клея; каждый элемент класть на клеенку вверх не цветной стороной; хорошо смазывать клеем всю поверхность, класть кисть на подставку; осторожно перевернув смазанный элемент, прикреплять его на определенное место клеем вниз, прикрыв сверху салфеткой; прижимать ладонью, промокнув лишний клей. Знакомятся со свойствами разных материалов для творчества (бумага — мнётся, рвётся, ткань — растягивается, крупа — рассыпается и т. д.); выкладывают заготовки на базу, ориентируясь на образец; распределяют композицию аппликации на листе так, чтобы картинка на нём поместилась.
Средняя группа - выполнениепредметной, декоративной и сюжетной аппликациям, соблюдая принцип постепенного усложнения – от простых изображений, к более сложным с большим количеством деталей и более разнообразной формой; приемы разрезания бумаги, прием продвижения ножниц вперед: нужно развести лезвия, продвинуть их по бумаге - ножницы «шагают»; приемам вырезывания округлых форм внимание направляется на то, что у квадрата срезают самый уголок (чтобы он отпал) он для детей самый трудный; наклеивают элементы узора на основу неправильной формы (например, декорируют вазу при рассмотрении темы «Хохлома»); вырезают нужные формы, срезая углы, делая овал и круг из квадрата и прямоугольника и т. д.; рвут бумагу, придавая ей формы овалов, кругов, квадратов и пр.
Старшая группа – в аппликации, дети используют самые разные способы вырезывания: прямолинейные, косоугольные, криволинейные, округлые, волнистые; - широко используется прием парного вырезывания в декоративной аппликации, где требуется много одинаковых элементов;
- помимо предметной и декоративной аппликации, необходимо предлагать сюжетную и пейзажную;
· - дети выполняют различные работы по замыслу; рациональным приемом получения большого количества одинаковых деталей из бумаги, сложенной гармошкой; - наиболее сложным является обучение приемам вырезывания симметричных форм, так как детям трудно представить конечный результат, вырезая лишь половину контура; - основное содержание детских работ — предметное изображение, основанное на принципе плоскостного конструирования; способ изготовления аппликаций методом обрывания бумаги. Вырезают одинаковые элементы по одному или складывают лист бумаги в несколько раз, а затем вырезают; выполняют коллективные аппликации (например, «Солнце дружбы»).
Подготовительная группа - сложный прием силуэтного вырезывания; выполняя аппликации предметного содержания, дети учатся передавать несложное движение, находить удачную позу; используя прием вырезывания по частям, дети могут изображать машины, самолеты; в силуэтном вырезывании воспитатель, прибегая к показу, обращает внимание детей на линию контура, на пространственное положение и величинные отношения, на движения ножниц; предлагается больше аппликаций сюжетного и пейзажного содержания; вырезают детали - многоульники; распределяют детали на основе «по парам», «на одном уровне», «напротив» (например, при выполнении аппликации «Мой любимый детский сад»). Вырезание без предварительного нанесения контуров.
Традиционные техники
Нетрадиционные техники
В старших группах детали можно получить путём продавливания заготовки по линиям контура рисунка. В младших и средней обрывки бумаги выкладываются в заготовленный заранее контур. Обрывная техника — приём подходит для передачи иллюзии объёма, декоративной фактуры образа, добавляющей ему визуальной эффектности и яркости.
В младших группах диски выкладываются в определённые композиции (снеговик, птичка), в старших — кружочкам могут придаваться какие-то формы (например, подснежников).
Самостоятельная работа.
Выполнить задания, прочитав инструкции и лекции, изучив практический материал во вложении и на сайте Музпед. http://omsk-muzped.ru/ студентам. Материалы для самостоятельной работы). Отправить материал в следующую сессию. Обратите внимание в этом документе добавлены темы, подробные инструкции!
Самостоятельная работа: № 10, 11.
Тема: Дымковская игрушка.
Выполнение упражнений - умение составлять узор, состоящий из орнамента. Уметь вырезать шаблоны. Умение изображать, лепить, расписывать барыню. Выполнить 4 практические работы. Выполнение эскиза дымковской игрушки в цвете. Сюжет на выбор.
Материалы: лист формата А3, кисти круглые пони, белка № 1-5, гуашь, емкость для воды, салфетки для вытирания рук и кистей, пластилин (любой), стека, пластиковая заготовка – основа (отрезанный верх из пластиковой бутылки (емкость 0,5, 0,3л) с горлышком и крышкой-для лепки барыни).
Цели: 1) Изучить характер дымковской росписи. 2) Знать построение сетчатого орнамента, элементы, входящие в узор, ритмическое их расположение. 3) Уметь выполнять узор из элементов дымковской росписи на геометрической форме в цвете. Методические рекомендации по самостоятельной работе: 1. Рассмотрите варианты росписи дымковской барышни - модницы. 2. Подберите элементы (основные, дополнительные) для составления орнамента. 3. Составьте сетчатый орнамент из элементов дымковской росписи, размечая ритмический повтор и чередование элементов легкими карандашными линиями. 4. Определите цветовую гамму орнамента, выбирая преобладание теплых или холодных цветов. Яркостьцветового строяподчеркните включением контрастного цвета. 5. Взяв за основу пластиковое горлышко емкость из пластиковой бутылки емкости 0,5 л, слепите из пластилина основу барыни, загрунтуйте ее белым цветом гуаши смешав клей ПВА, дайте просохнуть.7.Выполните роспись в цвете. 6. Проанализируйте работу.
ЭЛЕМЕНТЫ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ |
На формате А3, расположение вертикально выполнить упражнения «Поэтапное изображение элементов Дымковского узора в полосе: решетка, круги,полосы (9 полос, смотри образец). (сначала чертим простым карандашом рамку - отступаем от края листа во внутрь 0.5 см, затем размечаем полосы - 10 полос. 1 полоса для надписи-заглавия в печатном виде «ЭЛЕМЕНТЫ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ» (шрифт без засечек, Arial, Calibri), полоса 2 - изображения круг точка, полосы 3-решетка квадрат, 4 полоса изображение – в центре сверху и снизу точки-круги, полоса 5 - два круга, круг в круге чередуем, 6 изображение решетка - 4 линии горизонталь, 3вертикаль. 7 полоса - прямая линия, волнистые линии сверху и снизу.8 полоса – в полукруге круге,9 полоса – выстраиваем в треугольники, чередуем маленький круг затем большой.10 полоса три линейных круга по контуру большего 8 точек.
Практическая работа №2.
Выполнить упражнения заполнение орнамента в круге, полукруге, угловое заполнение, на Ф А3, гуашь, кисти (круглые) (2 круга, 3 полукруга, 3 угла) смотри образец)
ЭЛЕМЕНТЫ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ |
Практическая работа № 3.
ДЫМКОВСКИЙ КОНЬ
ИНДЮК.
Практическая работа №4. Вылепить из пластилина барыню на пластиковой основе.
План действий:
https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/dymkovskaya/tradiczii-dymkovskoj-rospisi-osnovnye-etapy-i-czveta.html.
Самостоятельная работа: № 12. Тема:
Задание: Выполнить эскиз росписи по мотивам Хохломы на плоском контуре тарелки, разделочной деревянной доске. Выполните упражнения: криуль, ягодки, осочки, завитки, ягодки, кустики, капельки на форматах А3, гуашью, подпишите элементы.
Материал: Гуашь. Клей ПВА, Размер А-4 бумага желтого цвета, деревянная разделочная доска. Кисти белка, пони круглые №1-5. Емкость для воды, салфетки, палитра.
Цели: 1) Изучить традиционные приемы росписи и ее разнообразие 2) Знать общий стиль росписи. Понять особенности и принцип росписи при составлении орнамента в круге. 3) Уметь выполнять орнаментальное построение на плоском изображении тарелки, разделочной доске передавая характерные черты и своеобразие росписи в цвете.
Методические рекомендации по самостоятельной работе:
1. Рассмотрите изделие Хохломы в подлинниках и в альбомах. 2. Определите принцип построения орнамента в круге (либо на разделочной деревянной доске): с повтором раппорта или в свободном ритме. 3. Определите приѐм письма. 4. Вырежьте контур круга из жѐлтой бумаги Æ15-20 см. 5. В тонких линиях карандаша нарисуйте расположение основных элементов орнамента карандашом. 6. Чѐрной или красной краской выполните основные элементы орнамента; 7. Дополните орнамент второстепенными украшающими элементами и выполнить прорисовку. 8. Украсьте края контура. 9. Проанализируйте работу.10. Возьмите деревянную разделочную доску. Покройте ее клеем ПВА. Просушите. Покройте всю сторону черным цветом. Просушите. Нанесите карандашом хохломской узор. Гуашью распишите доску. Просушите. Покройте бесцветным лаком по дереву. Просушите.
Самостоятельная работа №13
Задание: Выполнение росписи по мотивам гжельской росписи.
Материал: синяя гуашь. Формат А- 4, плоский контур предмета - одноразовая картонная тарелка.
Цели: 1) Изучить традиционные приемы росписи и ее разнообразие 2) Знать общий стиль росписи. Понять особенности и принцип росписи при нанесении ее на плоский контур. 3) Уметь выполнять орнаментальное построение упражнения: мазковая роспись, капельки, (как на изображении снизу) и роспись на плоском изображении, передавая характерные черты и своеобразие росписи.
Методические рекомендации по самостоятельной работе: 1. 1.Рассмотрите изделие Гжели в подлинниках или на фотографиях. 2. Определите принцип построения геометрического орнамента на предметах: оформление края, ободка, узкого места. 3. Определите приѐм письма для наиболее широкого места предмета. 4. Вырежьте контур предмета (кружки, чашки, сахарницы, сливочника, чайника или др. на выбор) из простой бумаги складывание пополам. Разверните и переведите его на лист основной бумаги 5. В тонких линиях карандаша нарисуйте расположение основных элементов орнамента карандашом. 6. Синей краской выполните основные элементы орнамента;
7. Дополните орнамент второстепенными украшающими элементами и выполнить прорисовку. 8. Украсьте края контура геометрическим орнаментом тонкой кистью. 9. Проанализируйте работу.
Самостоятельная работа №14.
Задание: Городецкая роспись. Выполнение упражнений - умение составлять узор, состоящий из цветов, бутонов и листьев. Умение изображать птицу, коня.
Материалы: лист формата А3, кисти круглые пони, белка № 1-5, гуашь.
Практическая работа №1.
1. На формате А3, расположение вертикально выполнить упражнения «Поэтапное изображение листья, цветы розан, купавка. (сначала чертим простым карандашом рамку - отступаем от края листа во внутрь 0.5 см, затем размечаем полосы - 6 полос. 1 полоса для надписи-заглавия в печатном виде «ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ» (шрифт без засечек, Arial, Calibri), полоса 2 - изображения листьев, полосы 3, 4 изображение - розана, полосы 5,6 изображение купавки.
(примерный образец - выполненный студентом)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1.
Самостоятельная работа №15
Задание: Филимоновская игрушка. Орнамент
Практическая работа №1. На формате А3 чертим рамку 0.5 см от края, оставляя место для названия 2 см полоса «Элементы филимоновской росписи», расположение вертикально выполнить упражнение №1 - Поэтапное изображение узоров филимоновского орнамента в полосе. ВСЕГО 2 ФОРМАТА А3! 2 упражнения как на рисунках ниже! На формате А3, расположение горизонтально выполнить упражнение №2 - элементы росписи: солнце, вода, плодороди.
Практическая работа №2. Отработка приемов росписи Филимоновской игрушки, выполнение росписи плоского изделия шаблон – барыня, лошадка. Обведите и вырежьте шаблоны барыня, лошадка. Распишите их филимоновской росписью.
Практическая работа №3
Шаблон Барашек
Шаблон лошадка.
БАРЫНЯ
Орнамент.
Самостоятельная работа №16
Задание: Изготовление и оформление игрушки из нитей и ткани.
Материал: нитки шерстяные, ткань, ножницы, элементы оформления.
Цели: 1) Знать последовательность выполнения игрушки из нитей. 2) Уметь собирать изделие из нескольких элементов.
Методические рекомендации по самостоятельной работе: 1. Рассмотрите игрушки, выполненные из нитей или текстильных волокон, ткани в литературе или Интернете. 2. Подготовьте необходимые материалы и инструменты. 3. В соответствии с технологической последовательностью, выполните игрушку, куклу-оберег. 4. Оформите игрушку в виде подвески. 5. Проанализируйте работу.
Материалы:
1. Лоскут яркого цвета 15×20см.
2. Лоскут светлого цвета 10×10 см.
3. Нитки шерстяные (красного цвета),
4. Ножницы.
Этапы выполнения:
ЛОСКУТНОЙ КУКЛЫ «КУВАТКА».
ВЕПССКАЯ КУКЛА (КОРМИЛИЦА)
1. 1 лоскут белой х\б ткани – 10*10 (голова, ручки)
2. 3 лоскута цветной х\б ткани – 10 *10 (грудь, юбочка)
3. 1 лоскут цветной х.б ткани – 5*8 (фартук)
4. 1 лоскут красной х\б ткани – 12 *12 (платок), лента атласная узкая, нитки шерстяные.
Голова. Разложите белую ткань на ровной поверхности, а затем скатайте наполнитель в шарик. Разместите по центру лоскутка. Формируем головку. Для этого одной рукой нужно поднять каждый из уголков ткани вверх, а второй обхватить шарик и расправить складочки на нем. После этого зафиксируйте шарик, подвязав под ним нитью. Кладем заготовку обратно на стол шариком вверх. Расправляем по бокам кусочки материи, а по краям треугольничков завязываем нить — это будут ладошки куколки. | |
Ткань снизу разравниваем, намечаем поясок и обвязываем под руками нитью. На груди делаем обережный крест из все тех же ниток. Откладываем заготовочку в сторону. Теперь будем мастерить куколке пышные формы. Делаются они по принципу создания головы — скатываем шарик из наполнителя, оборачиваем в ткань, подвязываем под шариком нитью. Повторяем процедуру один раз. Цепляем заготовку-грудь. Кончиками вниз, шариками вверх и еще раз обматываем ниточкой. Одновременно эти две детали являются и юбочкой. | |
Платьице. Берем отрезки ткани для него и по очереди выполняем с каждым из них одно и то же действие — складываем пополам. Края треугольника загибаем внутрь, чтобы получился ромб, а затем разворачиваем их в стороны, как у бумажного самолетика. Крепим эти три заготовки по бокам и на спине, обматываем нитью в области пояса. Лоскуток для фартука сгибаем пополам, прикладываем к поясу. Подняв верхнюю часть, протягиваем там нить и обвязываем вокруг пояса. Поверх повязываем шнурочек, сплетенный из двух ниток. | |
Украшаем голову куколки повойником, завязав его сзади. Теперь можно надеть ляльке косынку. Не забудьте завязать кончики за спину, чтобы их не было видно. |
Самостоятельная работа №17.
Задание: Выполнение сюжетной и обрывной аппликации из цветной бумаги. Вырезание из бумаги. Симметрия и асимметрия.
Материал: цв бумага, цветы, клей ПВА, цветной картон, ножницы, тонкая бумага А- 4.
Цели: 1) Изучить виды и приемы аппликации 2) Знать особенности использования о материала в аппликации. 3) Уметь выполнять сюжетные, обрывные, аппликации из бумаги используя различные приемы работы с материалами
Методические рекомендации по самостоятельной работе: 1) Рассмотрите работы с использованием аппликации из бумаги в литературе или в Интернете. Определите приемы аппликации. 2) Подберите сюжет для аппликации и выполните эскиз. 3) Подготовьте необходимые материалы и инструменты, определите и подготовьте необходимый материал. 4) Разложите материал на листе картона, в соответствии с эскизом. При необходимости подрежьте нужные детали. 5) Подготовленный материал подетально приклейте на картон. 6) Проанализируйте работу.
Задание. Выполните аппликацию из геометрических форм: Мишка, заяц или Волк на ваш выбор. Формат картон для фона А4, цветная бумага.
Отступите от края паспарту 1 сантиметр, оставьте место для заголовка: аппликацию из геометрических форм «Медведь», «Волк» или «Зайчик», вырежьте формы и составьте композицию, наклейте аппликацию.
Практическая работа. Выполните объемную аппликацию. На ваш выбор. Формат а4.
Самостоятельная работа №18
Задание: Изготовление сувениров и игрушек из бумаги и картона.
Материал: картон, бумага, клей, ножницы.
Цели: 1) Изучить конструктивные особенности изделия 2) Знать приемы конструирования. 3) Уметь выполнять сувенирную игрушку.
Методические рекомендации по самостоятельной работе: 1. Рассмотрите игрушки, выполненные на основе конуса, цилиндра. 2. Выполните лекала для основы игрушки и ее деталей. 3. Соберите конструктивные элементы при помощи клея 4. Оформите игрушку деталями 5. Проанализируйте работу.
Самостоятельная работа №19
Задание: Составить различные фигуры из элементов квадрата
Цели: 1) Изучить конструктивные особенности изделия 2) Знать приемы конструирования. 3) Уметь выполнять простейшие изделия из элементов. Методические рекомендации по самостоятельной работе: 1. Рассмотрите основные элементы квадрата. 2. Разрежьте квадрат на элементы в соответствии с левой верхней схемой 3. Соберите конструктивные элементы при помощи клея 4 фигуры по образцу, в составлении фигуры участвуют все элементы, которые не накладываются друг на друга, а лишь соприкасаются сторонами или углами 4. Выполните самостоятельную фигуру по собственному замыслу 5. Проанализируйте работу.
МДК 02.04. Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству.
Преподаватель Новикова Ж.А.
Специальность Дошкольное образование,
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!