Внешняя политика России в 1880-1890-е гг. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Внешняя политика России в 1880-1890-е гг.

2020-07-07 308
Внешняя политика России в 1880-1890-е гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Г.

Реформы 1860-1870-х гг.

Причины реформ

Проведение буржуазных реформ 1860–1870-х гг. было вызвано социально-экономическими и политическими изменениями, происходившими в стране. По мере того как разрушались экономические и сословные отношения, основанные на крепостном праве, неэффективность старого административно-хозяйственного механизма управления становилась все очевиднее.

Отмена крепостного права вызвала общественный резонанс. Дворянство стремилось компенсировать потерю прав над крестьянами, настаивая на усилении своей роли в политической жизни страны. Его консервативная часть требовала ограничения самодержавия путем создания общероссийского представительного органа, подобного Земским соборам XVI–XVII вв.

Либеральное дворянство выражало надежды на принятие конституции. Предводитель дворянства Тверской губернии А. М. Унковский, лидер либерального лагеря, призывал к продолжению реформ.

Из документа (Записка Унковского):

С настоящее время новое устройство управления является в России первою и главною потребностью… Итак, все дело в гласности, в учреждении независимого суда, в ответственности должностных лиц перед судом, в строгом разделении властей и в самоуправлении обществ в хозяйственном отношении. Чего может ожидать Россия при освобождении крестьян без учреждения независимого суда и ответственных чиновников? Беспорядков, смут! А беспорядки выгодны бюрократам: они оправдают их безграничный произвол и отдалят на сколько-нибудь изменение их положения. Если же эти беспорядки и дойдут до ужасающих размеров, то им нечего бояться: у них нет семейств в деревнях; многие из них не имеют недвижимой собственности или не дорожа ею; в случае опасности они сядут на первый пароход и благополучно доедут до чужеземной пристани, где они могут дожить свои век покойно со своими благоприобретенными богатствами…

…А развитие начал, которые будут приняты верховною властью в основание судебных и административных преобразований, должно быть непременно поручено лицам, не состоящим на службе и не ожидающим от нее каких-либо великих и богатых милостей. Правильное развитие этих начал было бы более всего обеспечено, если бы было поручено не должностным лицам, а людям науки, наиболее всех прочих беспристрастным к лицам и партиям, предпочтительно специалистам по части государственных наук и отчасти жителям разных местностей, испытавшим на себе все неудобства настоящего порядка вещей.

Буржуазные реформы 60–70-х гг. XIX в. являлись попыткой правительства «урегулировать» общественные отношения и создать новые механизмы административно-хозяйственного управления.

Земская реформа 1864 г.

После отмены крепостного прав вопрос о системе местного управления был решен в пользу организации новых органов − земств. 17 марта 1859 г. царь учредил особую комиссию при Министерстве внутренних дел под началом Н. А. Милютина для разработки проекта земской реформы. В состав комиссии вошли крупные чиновники министерства иностранных дел, юстиции, государственных имуществ: П. О. Арцимович, К. К. Грот, С. И. Зарудный, В. А. Татаринов.

И. П. Пожалостин. Милютин Николай Алексеевич. Гравюра

В марте 1863 г. был разработан проект «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». После обсуждения проекта в Государственном совете 1 января 1864 г. он был утвержден Александром II. Согласно этому закону создавались земские учреждения, состоявшие из распорядительных органов (губернских и уездных земских собраний) и исполнительных (губернских и уездных земских управ).

Избиратели делились на три курии: уездные землевладельцы, городские избиратели и выборные от сельских обществ. В состав первой курии входили землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин земли, владельцы недвижимой собственностью на сумму более 15 тыс. руб., и обладатели годового дохода более 6 тыс. рублей. Избирателями второй курии являлись купцы всех трех гильдий, владевшие недвижимым имуществом на сумму не менее 500 руб., и владельцы промышленных предприятий с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб. Выборщиками третьей курии были крестьяне. Выборы по этой курии были многостепенными: от каждого сельского общества избирались представители на волостные сходы, которые избирали выборщиков, а те уже избирали гласных в уездные земские собрания. На уездных земских собраниях избирались представители губернского земского собрания.

Председателями уездного и губернского земских собраний являлись предводители дворянства. Председатели управ избирались на земских собраниях, затем председателя уездной земской управы утверждал губернатор, а губернской управы − министр внутренних дел. Причем губернатор и министр внутренних дел могли приостановить исполнение постановлений земского собрания.

Земства не имели политических функций. В их компетенцию входили хозяйственные вопросы местного значения: устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, школ, больниц, богаделен и приютов; «попечение» о местной торговле и промышленности, обеспечение народного продовольствия, содержание местных тюрем, сбор налогов на местные нужды.

В составе земств преобладали дворяне. В уездных земских собраниях они составляли 42 %, в то время как крестьяне − 38 %, купцы − 10 %, духовенство − 6,5 %, прочие − 3 %. В уездных земских управах дворян было 55,5 %, крестьян − 31 %, купцов, духовенства и прочих − 13,6 %. В губернских земских собраниях дворяне составляли 74 %, крестьяне − 10,6 %, прочие − 15 %. В губернских земских управах дворян было 89,5 %, крестьян − 1,5 %, прочих − 9 %.

Г. Г. Мясоедов. Земство обедает

 

Отсутствие государственной поддержки отрицательно сказывалось на деятельности земств, тормозило решение местных вопросов. С 1866 г. губернаторы имели право отказывать в утверждении любого избранного земством должностного лица. В 1867 г. были запрещены сношения между земствами разных губерний. Ограничивалась гласность и публичность заседаний. Земства были созданы не повсеместно. К 1875 г. они имелись только в 34 губерниях.

Однако даже в этих условиях земства сыграли важную роль в решении местных хозяйственных проблем. К концу 1880 г. в селе было открыто 12 тыс. земских школ. Земские учителя несли просвещение в русскую деревню. Велика была роль земств в расширении сети медицинских учреждений, статистическом изучении состояния народного хозяйства и решении других социальных вопросов российской провинции. Земские врачи оказывали квалифицированную помощь селянам, статистики исследовали положение и нужды крестьянства.

И. И. Творожников. Бездорожье в Тверской губернии. Земский врач.

 

Из документа (Д. И. Шаховской. Избранные статьи и письма):

Среди реформ 60-х годов издание земского положения занимает особое место. Ни в одной другой реформе не заложено столько возможностей положительного творчества. Введение земства создало возможность живого общения различных элементов русской провинции на положительной работе, и этим внесено было в русскую жизнь совершенно новое начало.

 

Городская реформа 1870 г.

Городская реформа стала продолжением земской. Подготовка к ней началась в 1862 г. в губернских и уездных комиссиях, созданных для выработки предложений. В 1864 г. «Городовое положение», составленное в Министерстве внутренних дел под началом П. А. Валуева, поступило на рассмотрение в Государственный совет. Спустя два года Александр II был вынужден дать ход новому законопроекту с принципом «всесословности» (выдаче избирательных прав всем сословиям). 16 июня 1870 г. проект был утвержден и обрел силу закона.

И. Крамской. Портрет Петра Валуева.

 

В 509 из 1130 городов вводилось выборное самоуправление − городские думы. Число гласных членов думы зависело от численности избирателей в городе − от 30 до 72 человек. Дума избиралась на 4 года. Она являлась распорядительным органом и имела свой постоянно действующий исполнительный орган − городскую управу. В состав управы входили городской голова, который избирался на 4 года и также являлся председателем городской думы, и несколько членов. Городские думы были поставлены под контроль правительственных чиновников.

 

 

В компетенцию думы входило устройство больниц, школ, культурных учреждений, благоустройство городов, попечение о развитии торговли, городское налогообложение, противопожарные меры, водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы.

Право выбирать и быть избранными в городские думы имели лица, достигшие 25 лет и владевшие недвижимой собственностью, обложенной оценочным сбором, владельцы промышленных и торговых предприятий и купцы, вносившие городские сборы. При этом избиратели делились на три избирательных собрания согласно размеру налога.

Из документа (Городовое положение 16 июня 1870 г.):

…24) Для производства выборов в гласные учреждаются в каждом городе из обывателей, имеющих право голоса на выборах, три избирательные собрания, из коих каждое выбирает одну треть всего числа гласных. Для сего обыватели вносятся в список избирателей в том порядке, в каком они следуют по сумме причитающихся с каждого из них в доход города сборов, дающих право голоса на выборах; затем лица, внесенные в означенный список, делятся на три разряда, или собрания, таким образом: к первому разряду причисляются те из показанных в начале списка избиратели, которые, внося высшие размеры сборов, уплачивают вместе одну треть общей суммы сборов, платимых всеми избирателями: по второму причисляются следующие за ними по списку избиратели, уплачивающие вместе также треть всех сборов; к третьему − все остальные избиратели. Составленный на изложенных основаниях список о разделением избирателей на разряды утверждается городскою думою…

Положительная сторона реформы заключалась в том, город сам управлял собственным хозяйством и мог более оперативно реагировать на нужды населения. Отрицательным моментом было то, что город не всегда справлялся из-за недостатка средств с задачей содержания ряда государственных учреждений.

 

Судебная реформа 1864 г.

Вопрос о соблюдении гражданских прав населения после 1861 г. решила судебная реформа. В апреле 1862 г. группа юристов завершила составление проекта «Основные положения преобразования судебной части в России». 20 ноября 1864 г. царь утвердил новые судебные уставы, составленные под руководством статс-секретаря Государственного совета С. И. Зарудного.

С. И. Зарудный. Фото

 

В стране вводились мировой и коронный суды. Мировой суд имел упрощенное судопроизводство и рассматривал мелкие уголовные преступления и гражданские иски до 500 руб. в уездах и городах. Уезд составлял мировой округ, разделенный на мировые участки. Мировых судей выбирали уездные земские собрания, а утверждал Сенат.

 

Коронный суд состоял из окружных судов (I инстанция) и судебных палат (II инстанция). Первые рассматривали уголовные и гражданские дела, кроме государственных (политических) и должностных преступлений, совершенных лицами, имевшими чин старше титулярного советника. Присяжные заседатели, приглашенные для слушания дел о преступлениях или проступках, за которые законом были положены наказания, соединенные с лишением всех прав состояния или всех лично присвоенных прав и преимуществ, устанавливали виновность или невиновность подсудимого. Меру наказания определял судья.

Из документа (Учреждение судебных установлений):

Ст. 81. Присяжные заседатели избираются из местных обывателей всех сословий.

Ст. 83. Для избирания присяжных заседателей составляются общие и очередные списки.

Ст. 89. Общие списки присяжных заседателей составляются по каждому уезду отдельно особыми временными комиссиями, состоящими из лиц, назначаемых для сей цели ежегодно уездными земскими собраниями.

Ст. 98. В очередные списки вносятся из числа лиц, имеющих право быть присяжными заседателями, только те, которые в продолжение наступающего затем года должны быть призываемы для участия в заседаниях судебных мест…

Ст. 104. Никто не может быть призываем для исполнения обязанностей присяжного заседателя более одного раза в год. Сверх того, лица, исполнившие обязанности присяжного в одном году, имеют право отказаться от сей обязанности в следующем затем году.

Судебные палаты рассматривали государственные и должностные преступления, совершенные чиновниками до V класса. Они являлись апелляционной инстанцией для окружного суда. Высшей кассационной инстанцией был Сенат, где можно было обжаловать решения окружных судов и судебных палат. В кассационном департаменте Сената рассматривались преступления чиновников выше V класса. Председатели и члены судебных палат и окружных судов утверждались императором. В каждой губернии действовали 1–3 окружных суда. Судебные округа во главе с судебными палатами объединяли несколько губерний. При окружных судах и судебных палатах состояли судебные следователи, судебные приставы, прокуратура, при судебных палатах также адвокаты (присяжные поверенные).

Новое прогрессивное законодательство предусматривало бессословность суда и его независимость от администрации, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, устный характер, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем присяжных заседателей и адвокатов.

Однако судебная система России не была свободна от некоторых недостатков. Продолжали действовать духовный суд (консистория) по делам духовенства и военные суды для военнослужащих. «Положение 19 февраля 1861 года» ввело в деревне сословный крестьянский волостной суд, рассматривавший маловажные дела крестьян. Он действовал на основе обычного крестьянского права, а не государственных законов.

 

Военная реформа

Поражение России в Крымской войне вскрыло военно-техническую отсталость царской армии. Для ее преодоления требовалась коренная реорганизация военного дела в стране. В 1860–1870-х гг. с этой целью была проведена серия преобразований.

Подготовка к ним началась в 1861 г., когда Военное министерство возглавил Д. А. Милютин, участник Кавказской войны, бывший профессор Императорской военной академии, один из основоположников русской военной науки.

И. П. Пожалостин. Дмитрий Алексеевич Милютин. Гравюра

 

С 1862 г. осуществлялось постепенное сокращение армии. В 1864 г. была введена военно-окружная система управления: образовано 15 военных округов. Состоялась реорганизация Военного министерства. В середине 60-х гг. была проведена реформа военного образования: учреждались военные училища (Константиновское, Павловское, Александровское, 1863 г.), затем юнкерские училища (Московское, Виленское, Гельсингфорсское и Варшавское, 1864 г.), открылся ряд специальных академий (Военно-юридическая, 1867 г.). В 1867 г. была осуществлена военно-судебная реформа, в 1868 г. отменены телесные наказания в армии.

В 1874 г. указ о реорганизации армии ввел всеобщую воинскую повинность, распространявшуюся на мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий. Территориально она распространялась на все мужское население империи и Царства Польского, за исключением Закавказского края, Туркестанского военного округа, Приморской и Амурской областей, северных областей Енисейской, Тобольской и Томской губерний.

Общий срок службы по призыву был установлен в сухопутных войсках в 15 лет (6 лет действительной и 9 лет в запасе), на флоте в 10 лет (7 лет службы и 3 года в запасе) и по ее окончании − пребывание в ополчении до 38 лет. Создание запаса привело к резкому сокращению численности армии и превращало ее в армию буржуазного образца. Вопрос о призыве определялся наличием льготы, а при ее отсутствии − жеребьевкой.

Из документа (Устав о воинской повинности):

1) Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности.

2) Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускаются.

3) Лица мужского пола, имеющие от роду более пятнадцати лет, могут быть увольняемы из русского подданства лишь по совершенном отбытии ими воинской повинности или же по вынутии жребия, освобождающего их от службы в постоянных войсках…

5) Вооруженные силы государства состоят из постоянных войск и ополчения. Сие последнее созывается лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени…

9) Число людей, потребное для пополнения армии и флота, определяется ежегодно законодательным порядком…

11) Поступление на службу по призывам решается жеребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жеребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

12) К жеребию призывается ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым к 1 января того года, когда набор производится, минуло двадцать лет от роду.

13) Лицам, удовлетворяющим определенным условиям образования, представляется отбыть воинскую повинность без жеребия в качестве вольноопределяющихся.

На срок службы влиял уровень образования: лица, окончившие начальную школу, служили 4 года, городскую − 3 года, гимназию − 1,5 года, имевшие высшее образование − полгода. Предоставлялась отсрочка от призыва до окончания высших и средних учебных заведений. Льготы по семейному положению были положены единственному сыну при неработоспособном отце или матери-вдове и при смерти отца при наличии нетрудоспособных членов семьи (I разряд), единственному сыну при работающем отце (II разряд), лицам, непосредственно следующим за братьями, находящимися на действительной военной службе (III разряд).

Отсрочку от призыва на год получали бессемейные одиночки, владеющие и управляющие земельным участком с хозяйством или торговыми или промышленными заведениями.

Предоставлялись льготы по роду занятий: полное освобождение − священнослужителям всех христианских вероисповеданий; с зачислением в запас − медицинским и ветеринарным врачам, фармацевтам, пансионерам Академии художеств и артистам Императорских театров, преподавателям.

Началось перевооружение армии и флота на новые современные образцы техники и вооружения. Гладкоствольное оружие было заменено нарезным и скорострельным. На вооружение поступила малокалиберная винтовка системы Бердана. За три года Морское министерство перешло от закупок броненосцев за рубежом к постройке их в России. В 1864 г. оно приняло программу строительства 8 броненосных кораблей с завершением в 1869 г.

В целом милютинская военная реформа сыграла важную роль в реорганизации вооруженных сил, системы их подготовки, комплектования и перевооружения. Однако из-за ее незавершенности к началу войны 1877–1878 гг. не была в полной мере обеспечена обороноспособность государства.

Реформы в области образования и печати

Задача модернизации ускорила проведение реформ в области образования. 18 июня 1863 г. был утвержден университетский устав, который вернул университетам автономию, расширил права совета вуза, ввел выборность ректора, деканов, профессоров.

Начало школьной реформы положил «Проект устава низших и средних училищ, состоящих в ведомстве Министерства народного просвещения» 1860 г. В окончательной редакции положение о начальных школах и устав о средних учебных заведениях были утверждены 14 июля и 19 ноября 1864 г. «Положение о начальных народных училищах» разрешало открывать и содержать начальные школы государственным органам, общественным учреждениям (земствам) и частным лицам.

Из документа (Положение о начальных народных училищах):

Ст. 1. Начальные народные училища имеют целью утвердить в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания.

Ст. 2. К начальным народным училищам относятся: 1) ведомства Министерства народного просвещения: а) приходские училища в городах, посадах и селах, содержимые на счет местных обществ и частию на счет казны и пожертвований частных лиц, и б) народные училища, учреждаемые и содержимые частными лицами разного звания. 2) Ведомства Министерств государственных имуществ, Внутренних дел, Удельного, Горного: сельские училища Разных наименований, содержимые на счет общественных сумм. 3) Ведомства духовного: церковноприходские училища, открываемые православным духовенством в городах, посадах и селах, с пособием из пособия казны, местных обществ и частных лиц. 4) Все и вообще воскресные школы, учреждаемые как правительством, так и обществами городскими и сельскими и частными лицами для образования лиц ремесленного и рабочего сословий обоего пола, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно.

Ст. 3. Предметами учебного курса начальных народных училищ служат: а) закон божий (краткий катехизис и священная история б) чтение по книгам гражданской и церковной печати; в) письмо; г) первые четыре действия арифметики, и д) церковное пение там, где преподавание его будет возможно.

Устав разделил средние учебные заведения на классические (уклон в сторону изучения латинского и греческого языков) и реальные гимназии (уклон на предметы естественной направленности и математику). Вводился принцип равенства в среднем образовании для всех сословий и вероисповеданий. Ограничением являлась высокая плата за обучение в гимназиях.

Из документа (Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения):

§ 39. Учебный курс классических гимназий составляют следующие предметы: 1) закон божий, 2) русский язык с церковно-славянским и словесность. 3 и 4) латинский и греческий языки, 5) математика, 6 и 7) физика и космография, 8) история, 9) география, до) естественная история (краткое наглядное объяснение трех царств природы), 11 и 12) немецкий и французский языки, и 13) чистописание, рисование и черчение.

§ 40. В реальных гимназиях преподаются: а) в одинаковом объеме с классическими: 1) закон божий, 2) русский язык с церковно-славянским и словесность, 3) история, 4) география, и 5) чистописание; б) в большом объеме сравнительно с классическими: 6) математика, 7) естественная история с присоединением к ней химии, 3 и 9) физика и космография, 10 и 11) немецкий и французский языки (оба обязательно), и 12) рисование и черчение; в) вовсе не преподаются: латинский и греческий языки.

В 1871 г. по инициативе министра народного просвещения Д. А. Толстого в учебные программы средних учебных заведений в больших объемах вводилась математика вместе со значительным усилением преподавания латинского и греческого языков в гимназиях. Право поступления в университет было предоставлено только воспитанникам классических гимназий. Бывшие реальные гимназии преобразовали в реальные училища.

16 ноября 1862 г. был утвержден устав женских гимназий. Руководство открытыми женскими гимназиями возлагалось на незаурядного педагога Н. А. Вышнеградского. Их курс соответствовал в немного сокращенном виде курсу реальных училищ. В 1878 г. начали работу Высшие женские курсы (Бестужевские).

В 1855 г. П. А. Валуев в своей известной записке «Дума русского» утверждал, что раньше других реформ необходимо даровать известную свободу печати. Вскоре был упразднен бутурлинский комитет. Журналы получили возможность публиковать статьи по вопросам внутренней и внешней политики. После издания рескрипта 20 ноября 1857 г. они получили право обсуждать крестьянский вопрос и говорить об отмене крепостного права. Министром народного просвещения стал либерал А. В. Головнин, который готовил реформу цензурного устава.

А. В. Головнин. Фото

 

В 1865 г. были приняты «Временные правила о печати». Новый закон сохранил предварительную цензуру в обязательном порядке только на местах. Для столичных газет, журналов, книг объемом более 10 печатных листов устанавливалась только карательная цензура: автор не предоставлял материалы цензору до печати и нес за них ответственность. Редакторы, а также авторы книг могли освобождаться с разрешения министра внутренних дел от цензуры при внесении большого залога.

Содержание печатной продукции контролировало Министерство внутренних дел. Был определен перечень запрещенных тем. При нарушении министр имел право объявлять предостережение редактору газеты или журнала. Издание, получившее третье предостережение, закрывалось на полгода, затем принималось решение о дальнейшей судьбе издания. Из буржуазных реформ 1860–1870-х гг. эта была наиболее осторожной.

Оценка реформ

Реформы 1860–1870-х гг. расширили границы гражданского общества и правового государства в России. Они получили неоднозначную оценку исследователей. Современники называли 1860–1870-е гг. «эпохой Великих реформ».

Буржуазные реформы Александра II стали предметом внимания современных авторов. Писатель Б. Л. Васильев назвал Александра II «революционером на троне», писатель и историк Н. Я. Эйдельман писал о буржуазных реформах как о «революционных действиях сверху».

Другие историки считают, что преобразования Александра II нельзя определять как «революцию сверху». Реформы были не завершены: отказа от самодержавия, от сословности общества, привлечения к управлению государством представителей всех слоев общества не произошло. Правительство осуществило реформы как полумеры. Б. Г. Литвак подчеркнул, что, не решив этих проблем, самодержавие упустило уникальную возможность политической модернизации общества, поэтому в порядок дня встала подготовка революции в ее классической форме.

Реформы 1860–1870-х гг. знаменовали собой существенные изменения в политическом строе России. Они дали толчок быстрому росту экономики и развитию культуры. Буржуазные по своему содержанию реформы 1860–1870-х гг. носили незавершенный характер. Наряду с буржуазными принципами в новых органах местного управления, судебной системе, народном образовании реформы вместе с тем сохранили сословные преимущества дворян и неравноправное положение податных сословий. Уступки, сделанные крупной буржуазии, не нарушали дворянских привилегий. Новые органы местного управления, школа и печать контролировались царской администрацией. Во внутренней политике Александра II сочетались и реформаторство, и реакционные тенденции. Последние заявили о себе после покушения на императора Д. В. Каракозова в 1866 г.

НАРОДНОЕ САМОДЕРЖАВИЕ АЛЕКСАНДРА III

Внутренняя политика царизма и контрреформы

Период царствования императора Александра III (1881 — 1894) часто называют временем народного самодержавия и контрреформ [1]. Решающую роль в разработке основ контрреформ и последующей практической их реализации сыграл воспитатель Александра III, обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев (1827—1907). Он призывал к пересмотру реформ предыдущего царствования, отстаивал славянофильскую идею о народном характере самодержавия, однако, в отличие от славянофильских идеологов, отвергал идею об особой роли земства в осуществлении "единения" царя с народом путем созыва земских соборов, видя в последних угрозу ограничения самодержавной власти. Другим идеологом контрреформ был М. Н. Катков [2], близкий К. П. Победоносцеву по духу и воззрениям. Взгляды этих двух общественно-политических деятелей оказали решающее влияние как на формулирование внешнеполитической доктрины, так и на выработку внутренней политики.

В основу внешнеполитического курса были положены идеи панславизма и поддержка освободительного движения славян, укрепление русского влияния в Азии и экспансия на окраинах империи, сближение с Францией.

В сфере внутренней политики идеологи контрреформ предлагали не возврат к дореформенным порядкам с опорой на сильную самодержавную власть, ибо это было бы нелепостью, а консервацию и усечение результатов преобразований, усиление дворянского представительства во властных структурах на местах, упрочнение феодальных институтов типа общины, считая при этом, что в противном случае Россия потеряет свою самобытность и рухнет. Иными словами, это был ограниченно-консервативный вариант реформ с возвращением некоторых утраченных в период 1860—1870-х гг. сословно-феодальных элементов.

Экономическая программа Каткова Победоносцева также исходила из мысли об укреплении самодержавной власти с помощью развития национальной промышленности. Экономическая политика предусматривала протекционистские меры по развитию отечественной промышленности, строгий контроль со стороны государства над биржевыми операциями и частным предпринимательством, использование государственной винной и табачной монополии как средства налогообложения, поддержку помещичьего хозяйства. Развитие национальной промышленности должно было сочетаться с укреплением общинного землевладения в деревне.

Партия контрреформ, таким образом, опиралась на определенные идеологические принципы, разработала реальную программу самобытного развития России и старалась ее реализовать, ведя борьбу со сторонниками реформ в государственном аппарате.

Главные же меры, направленные па ограничение результатов реформ, были осуществлены в социально-политической и культурной сферах.

В хронологическом порядке комплекс контрреформаторских мер был осуществлен в следующей последовательности.

· 1. Принятие 14 августа 1881 г. специального закона "Положение о мерах к охранению государственного спокойствия". Данный акт принимался как чрезвычайный на три года для борьбы с террором народовольцев и революционным движением, но постоянно продлялся вплоть до 1917 г. Согласно этому закону увеличивался штат жандармов, создавались охранные отделения, вводились политический сыск и провокаторство, ограничивалась гласность судопроизводства по политическим делам.

· 2. Вступление в действие 27 августа 1882 г. новых "Временных правил о печати", усиливших репрессивные меры против печати. Теперь любое периодическое издание могло быть закрыто навсегда, если его деятельность признавалась "вредной для общества", решением четырех министров (народного просвещения, внутренних дел, юстиции и обер-прокурора Святейшего синода). Таким образом, например, было прекращено издание с января 1884 г. известного журнал либерального направления "Отечественные записки".

· 3. Введение 23 августа 1884 г. нового университетского устава, упразднившего внутреннюю автономию университетов и значительно сократившего права ученых советов. Назначение ректоров и замещение профессорских вакансий осуществлялись отныне министром народного просвещения. Была усилена роль попечителя учебного округа, который получил возможность широко вмешиваться в работу университетов, выполняя контролирующие функции. Ликвидировался университетский суд и увеличивалась плата за обучение студентов с 50 до 100 руб. в год.

Названные меры составили своеобразный блок контрреформ (рис. 13.1). Следующий этап связан с деятельностью Д. А. Толстого, представившего 18 декабря 1886 г. Александру III доклад, в котором излагалась программа пересмотра реформ, проведенных в царствование Александра II. Она состояла из шести пунктов и включала в себя создание административных органов управления крестьянскими делами, сведение к минимуму роли общественного самоуправления земских и городских учреждений, усиление власти министра внутренних дел но надзору за земскими, городскими и крестьянскими учреждениями, ограничение выборного начала при замещении должностей местного самоуправления и замена его системой правительственного назначения, предоставление дворянству большего участия в делах местного управления и передача дел по маловажным поступкам от судебных установлений в ведение учреждений, находящихся в непосредственной связи с административной властью.

Рис. 13.1

Царь одобрил эту программу, и ее первым результатом стало введение 12 июля 1889 г. института земских участковых начальников. В губерниях создавались земские участки (по четыре-пять в каждом уезде) во главе с земскими начальниками, которые должны были заменить мировых посредников (там, где они сохранились), уездные присутствия по крестьянским делам и мировых судей. Дела, подлежащие рассмотрению в мировых

судах, теперь должны были рассматриваться самими земскими начальниками или в волостных судах, находившихся у них в подчинении. Кроме того, земские участковые начальники обладали также полномочиями контроля за общинным самоуправлением крестьян и правом решения земельных вопросов. Они назначались из дворян, и это означало определенный возврат административной власти бывших помещиков над сельскими крестьянскими обществам и.

Следующим шагом в ограничении земств стал закон от 12 июня 1890 г., утвердивший новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Главная цель этого документа — усиление позиций дворянства как самой благонадежной категории населения в земствах. Такое преобладание достигалось за счет изменения земской избирательной системы. Все выборщики (избиратели) уезда по закону делились на три разряда: 1) крестьяне; 2) дворяне вне зависимости от места владения имуществом в деревне или городе; 3) прочие сельские и городские сословия. Общее число уездных гласных было сильно сокращено — с 13 329 до 10 229. При этом дворянам отдавалось больше половины мест, а крестьянам оставлялось всего 3167 (вместо прежних 5357). Ценз в большинстве уездов был понижен, а из числа избирателей исключались священники, владельцы торговых заведений и лица, имеющие купеческие свидетельства.

Право участия в выборах теперь давали или земля, или недвижимое имущество на сумму не менее 15 тыс. рублей. Многие мелкие собственники лишались участия в земских делах: отныне право избирать уполномоченных па предварительных съездах имели лишь владельцы 1/10 ценза (а не 1/20, как ранее). Крестьяне выбирали по одному кандидату в гласные от волости. Позднее из числа кандидатов губернатор назначал требуемое число гласных, т.е. крестьянская курия, по существу, лишалась самостоятельности и была вынуждена проходить процедуру утверждения в административных инстанциях.

Перед началом выборов в уездных городах составлялись избирательные списки, затем в назначенные губернатором дни проходили волостные сходы, а также съезды мелких собственников и представителей прочих сословий. Гласные избирались на три года. Выбранные представители собирались на уездное земское собрание. Гласных приводили к присяге, потом выбирались гласные в губернское земское собрание.

К 1890-м гг. царскому правительству удалось добиться нужных для себя сословных изменений в земских учреждениях: дворяне составляли 55,2% гласных в уездных собраниях и 89,5% — в губернских земских собраниях. Однако это, как ни странно, не смогло серьезно уменьшить, как рассчитывала верховная власть, оппозиционность земств самодержавию, и в органы самоуправления чаще всего приходили люди либеральных взглядов.

Изменение Положение о губернских и уездных земских учреждениях повлекло за собой утверждение 11 июня 1892 г. нового Городового положения, предусматривавшего значительное ограничение круга горо<


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.