Обучение детей рассказыванию — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Обучение детей рассказыванию

2020-07-07 132
Обучение детей рассказыванию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рекомендации учителя-логопеда по развитию связной речи у школьников c нарушениями речи

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ

1. Работа с деформированным текстом.

Одним из начальных этапов работы является обучение связности высказывания. При помощи специальных упражнений ребёнок овладевает умениями объединять в логической последовательности несколько предложений. (Приложение 1)

2. Описание предметов.

Описание – особый вид связной монологической речи. Задача описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности. При обучении описанию предметов ребёнок должен усвоить определенную схему описания. Пример развернутого описания предметов из группы «Овощи- фрукты»:

1. определение (название) предмета.

2. отличительные признаки: форма, цвет, вкусовые качества, свойства, выделяемые при тактильном восприятии; место произрастания.

3. предназначение предмета, отнесение его к соответствующей предметной группе; приносимая польза.

 

3. Обучение рассказыванию по картинкам.

Рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:

o Составление рассказов по сюжетным картинам, хорошо знакомого сюжета;

o Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия;

o Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием ребёнком предшествующих или последующих событий (по опорным вопросам)

o Описание пейзажной картины. (Приложение 2)

4. Рассказывание с элементами творчества.

Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержаний (ситуаций, действий, образов). К основным его видам относятся рассказы по аналогии, придумывание предложения и завершения рассказа, составление его по нескольким опорным словным словам и на предложенную тему.

Можно использовать следующие виды упражнений:

Составление рассказа по аналогии.

При обучении рассказыванию по аналогии рекомендуется вспомогательный прием совместного составления рассказа по предложенной сюжетной схеме.

Например:

В выходной день наша семья \папа, мама, я и брат…\ отправились… \на дачу,рыбалку, в лес и т.д.\.

Папа взял с собой…, мама - …. А я захватил с собой…

Мы ехали на\в… \поезд, машина, велосипед и др.\.

Там… \где?\ очень красиво.

Рядом есть… \ лес, озеро, река\

Мы ходили в… на…за… \ Что было дальше? \…

Домой мы вернулись…

Мне очень понравилось на\в…

Дети заканчивают предложения. Затем взрослый объединяет их высказывания в законченный текст, который используется как образец для составления своих вариантов рассказа. Для составления рассказов по аналогии могут быть использованы и произведения для пересказа с последующей заменой действующих лиц, деталей повествования, действий отдельных персонажей.

 

Придумывание продолжения – окончания незавершенного рассказа.

Например:

Борис и Андрей ходили в лес за грибами. Долго они бродили по лесу. Грибов набрали полную корзину. Вдруг под кустом….

Сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам.

Например, тема «На вокзале». Опорные слова: багаж, вагон, вокзал, дежурный, пассажир, перрон, сигнал.


Приложение 1

СОСТАВЛЕНИЕ СВЯЗНОГО ТЕКСТА

КЛАСС

№ 1

Ей семь лет.

Дедушка Петя стал старый.

Аня читала деду газету.

Внучка любит деда.

 

№ 2

Мальчики вместе решили задачу.

Юра решал задачу.

Пришел Слава.

Так Слава помог другу.

Задача была трудная.

 

№ 3

Я раскрасила эти цветы.

Леша нарисовал астры и лилии.

Мы взяли кисти и краски.

Наташа нарисовала розу.

 

№ 4

Трещат лютые морозы.

Дети надели теплые шубки.

Выпало много снега.

Реки, пруды и озера замерзли.

Пришла зима.

 

№ 5

Мы любили ходить в лес за ягодами.

За деревней речка и еловый лес.

Летом мы жили в деревне.  

 

№ 6

На тропинку выбежал колючий ежик.

Был теплый майский день.

Вдруг в кустах они услышали шорох.

Мальчики гуляли в лесу.  

 

№ 7

Молодое дерево теперь будет здорово.

Старый садовник осматривал деревья в саду.

Садовник закрыл трещину.

Он заметил трещину на стволе грушевого дерева.

 

                                    

КЛАСС

1 Лоси

Вдруг раздался громкий лай.

Дети пришли в лес.

Лоси пили воду.

Около лесного озера они увидели лосей.

Лоси быстро скрылись в лесу.

 

2 В лесу

Там укрылись серые ежики.

Рядом бежит пес Бимка.

По веткам скачут рыжие белки.

Мальчики Юра и Ваня идут в лес.

Под елкой норка.

 

3 В роще

Они зашли в глухую чащу.

Они пошли на шум и вышли из чащи на дорогу

Дети пошли в рощу.

Ребята слышат шум машин.

Шура стал кричать.

 

4 Ливень

В воздухе пахло цветами и медом.

От земли после дождя шел пар.

Набежала темная туча.

Стоял жаркий день.

Хлынул ливень.

Первые капли дождя упали на землю.

 

5 Зима

Замерзли реки и озера.

Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по льду.

Наступила зима.

Снег покрыл поля, тропинки в лесу.

Ребятишки рады зиме.

 

6

Вдруг под большими широкими листьями мальчики заметили ежика.

Теперь ежик живет у Саши.

Малыши Гриша и Саша строили в лесу шалаш.

Ребята взяли его с собой.

Мыши боятся ежа.

 

7. Котенок

Котенок погнался за ними.

В нашем дворе жил котенок.

Утята спокойно шли к воде.

Один раз он увидел утят.

Котенок мигом влез на дерево.

Утята побежали к собачьей будке.

Из нее выскочил пес.

 

 

КЛАССЫ

№ 1. Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

Сюжетные картины

         
 
   

 

 



Серии сюжетных картин

     

 

 

Рекомендации учителя-логопеда по развитию связной речи у школьников c нарушениями речи

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ

1. Работа с деформированным текстом.

Одним из начальных этапов работы является обучение связности высказывания. При помощи специальных упражнений ребёнок овладевает умениями объединять в логической последовательности несколько предложений. (Приложение 1)

2. Описание предметов.

Описание – особый вид связной монологической речи. Задача описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности. При обучении описанию предметов ребёнок должен усвоить определенную схему описания. Пример развернутого описания предметов из группы «Овощи- фрукты»:

1. определение (название) предмета.

2. отличительные признаки: форма, цвет, вкусовые качества, свойства, выделяемые при тактильном восприятии; место произрастания.

3. предназначение предмета, отнесение его к соответствующей предметной группе; приносимая польза.

 

3. Обучение рассказыванию по картинкам.

Рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:

o Составление рассказов по сюжетным картинам, хорошо знакомого сюжета;

o Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия;

o Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием ребёнком предшествующих или последующих событий (по опорным вопросам)

o Описание пейзажной картины. (Приложение 2)

4. Рассказывание с элементами творчества.

Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержаний (ситуаций, действий, образов). К основным его видам относятся рассказы по аналогии, придумывание предложения и завершения рассказа, составление его по нескольким опорным словным словам и на предложенную тему.

Можно использовать следующие виды упражнений:


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.