Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-07-07 | 132 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Рекомендации учителя-логопеда по развитию связной речи у школьников c нарушениями речи
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ
1. Работа с деформированным текстом.
Одним из начальных этапов работы является обучение связности высказывания. При помощи специальных упражнений ребёнок овладевает умениями объединять в логической последовательности несколько предложений. (Приложение 1)
2. Описание предметов.
Описание – особый вид связной монологической речи. Задача описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности. При обучении описанию предметов ребёнок должен усвоить определенную схему описания. Пример развернутого описания предметов из группы «Овощи- фрукты»:
1. определение (название) предмета.
2. отличительные признаки: форма, цвет, вкусовые качества, свойства, выделяемые при тактильном восприятии; место произрастания.
3. предназначение предмета, отнесение его к соответствующей предметной группе; приносимая польза.
|
3. Обучение рассказыванию по картинкам.
Рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:
o Составление рассказов по сюжетным картинам, хорошо знакомого сюжета;
o Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия;
o Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием ребёнком предшествующих или последующих событий (по опорным вопросам)
o Описание пейзажной картины. (Приложение 2)
4. Рассказывание с элементами творчества.
Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержаний (ситуаций, действий, образов). К основным его видам относятся рассказы по аналогии, придумывание предложения и завершения рассказа, составление его по нескольким опорным словным словам и на предложенную тему.
Можно использовать следующие виды упражнений:
Составление рассказа по аналогии.
При обучении рассказыванию по аналогии рекомендуется вспомогательный прием совместного составления рассказа по предложенной сюжетной схеме.
Например:
В выходной день наша семья \папа, мама, я и брат…\ отправились… \на дачу,рыбалку, в лес и т.д.\.
Папа взял с собой…, мама - …. А я захватил с собой…
Мы ехали на\в… \поезд, машина, велосипед и др.\.
Там… \где?\ очень красиво.
Рядом есть… \ лес, озеро, река\
Мы ходили в… на…за… \ Что было дальше? \…
Домой мы вернулись…
Мне очень понравилось на\в…
Дети заканчивают предложения. Затем взрослый объединяет их высказывания в законченный текст, который используется как образец для составления своих вариантов рассказа. Для составления рассказов по аналогии могут быть использованы и произведения для пересказа с последующей заменой действующих лиц, деталей повествования, действий отдельных персонажей.
Придумывание продолжения – окончания незавершенного рассказа.
Например:
Борис и Андрей ходили в лес за грибами. Долго они бродили по лесу. Грибов набрали полную корзину. Вдруг под кустом….
|
Сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам.
Например, тема «На вокзале». Опорные слова: багаж, вагон, вокзал, дежурный, пассажир, перрон, сигнал.
Приложение 1
СОСТАВЛЕНИЕ СВЯЗНОГО ТЕКСТА
КЛАСС
№ 1
Ей семь лет.
Дедушка Петя стал старый.
Аня читала деду газету.
Внучка любит деда.
№ 2
Мальчики вместе решили задачу.
Юра решал задачу.
Пришел Слава.
Так Слава помог другу.
Задача была трудная.
№ 3
Я раскрасила эти цветы.
Леша нарисовал астры и лилии.
Мы взяли кисти и краски.
Наташа нарисовала розу.
№ 4
Трещат лютые морозы.
Дети надели теплые шубки.
Выпало много снега.
Реки, пруды и озера замерзли.
Пришла зима.
№ 5
Мы любили ходить в лес за ягодами.
За деревней речка и еловый лес.
Летом мы жили в деревне.
№ 6
На тропинку выбежал колючий ежик.
Был теплый майский день.
Вдруг в кустах они услышали шорох.
Мальчики гуляли в лесу.
№ 7
Молодое дерево теперь будет здорово.
Старый садовник осматривал деревья в саду.
Садовник закрыл трещину.
Он заметил трещину на стволе грушевого дерева.
КЛАСС
№ 1 Лоси
Вдруг раздался громкий лай.
Дети пришли в лес.
Лоси пили воду.
Около лесного озера они увидели лосей.
Лоси быстро скрылись в лесу.
№ 2 В лесу
Там укрылись серые ежики.
Рядом бежит пес Бимка.
По веткам скачут рыжие белки.
Мальчики Юра и Ваня идут в лес.
Под елкой норка.
№ 3 В роще
Они зашли в глухую чащу.
Они пошли на шум и вышли из чащи на дорогу
Дети пошли в рощу.
Ребята слышат шум машин.
Шура стал кричать.
№ 4 Ливень
В воздухе пахло цветами и медом.
От земли после дождя шел пар.
Набежала темная туча.
Стоял жаркий день.
Хлынул ливень.
Первые капли дождя упали на землю.
№ 5 Зима
Замерзли реки и озера.
Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по льду.
Наступила зима.
Снег покрыл поля, тропинки в лесу.
Ребятишки рады зиме.
№ 6
Вдруг под большими широкими листьями мальчики заметили ежика.
Теперь ежик живет у Саши.
Малыши Гриша и Саша строили в лесу шалаш.
Ребята взяли его с собой.
Мыши боятся ежа.
№ 7. Котенок
Котенок погнался за ними.
|
В нашем дворе жил котенок.
Утята спокойно шли к воде.
Один раз он увидел утят.
Котенок мигом влез на дерево.
Утята побежали к собачьей будке.
Из нее выскочил пес.
КЛАССЫ
№ 1. Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.
Сюжетные картины
Серии сюжетных картин
Рекомендации учителя-логопеда по развитию связной речи у школьников c нарушениями речи
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ
1. Работа с деформированным текстом.
Одним из начальных этапов работы является обучение связности высказывания. При помощи специальных упражнений ребёнок овладевает умениями объединять в логической последовательности несколько предложений. (Приложение 1)
2. Описание предметов.
Описание – особый вид связной монологической речи. Задача описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности. При обучении описанию предметов ребёнок должен усвоить определенную схему описания. Пример развернутого описания предметов из группы «Овощи- фрукты»:
1. определение (название) предмета.
2. отличительные признаки: форма, цвет, вкусовые качества, свойства, выделяемые при тактильном восприятии; место произрастания.
3. предназначение предмета, отнесение его к соответствующей предметной группе; приносимая польза.
|
3. Обучение рассказыванию по картинкам.
Рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:
o Составление рассказов по сюжетным картинам, хорошо знакомого сюжета;
o Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия;
o Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием ребёнком предшествующих или последующих событий (по опорным вопросам)
o Описание пейзажной картины. (Приложение 2)
4. Рассказывание с элементами творчества.
Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержаний (ситуаций, действий, образов). К основным его видам относятся рассказы по аналогии, придумывание предложения и завершения рассказа, составление его по нескольким опорным словным словам и на предложенную тему.
Можно использовать следующие виды упражнений:
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!