По общекультурному направлению младших школьников — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

По общекультурному направлению младших школьников

2020-07-07 84
По общекультурному направлению младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Моя родословная»

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению младших школьников «Моя родословная» Для учащихся 1-4 классов. Автор – составитель: учитель начальных классов

Максимова Е. И.

Пояснительная записка

Программа «Моя родословная» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Память - это прочный фундамент, защита и поддержка человека в его жизни. Невозможно воспитать достойного человека без памяти о своих предках. И каждый должен знать историю добрых дел, которые совершали его родные. Действительно, каждый должен больше знать о своих родственниках не только близких, но и далёких. Ведь нити связи так просто не порвёшь. Они всё равно проявятся и через четыре и через пять поколений. И когда в тебе проявляется какой-то талант, очень интересно узнать, от какого он предка, далёкого или близкого. Расспрашиваешь маму, бабушку, деда, а какой он был, тот родственник, на кого похож, чем занимался. И чувствуешь, что это есть и в тебе, частичка далёкого прошлого. Актуальность изучения истории семьи, своей родословной возрастает, так как в современных условиях идёт историческое отмирание.Наши дети должны хотеть узнавать историю своей семьи. Изучать свою семью, свой род, своих предков - значит выполнять огромную нравственно-этическую функцию. Именно семья, дом и дети составляют основу развития человеческой личности. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие  помощниками в исследовании детей будут родители.

Формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах ее изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению ее интеллектуального уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.

Назначение программы - увидеть себя в зеркале истории своей семьи, помочь сберечь тепло родительского дома, написать историю своей родословной, так как в каждой семье есть захватывающие страницы любви, жизненные трагедии, героизм. Чтобы чувствовать себя уверенным в беспощадном урагане жизни, каждый человек должен ощущать свои корни.

Исследуя корни своей родословной, учащиеся составляют генеалогию поколений: собирают информацию о родителях, бабушках, дедушках, их родителях и т.д. Источником информации будут служить документы, свидетельства о рождении и смерти, заключении брака, дневники, письма, подписи на оборотах фотографий, вырезки из газет. Важно обращать внимание на имена, место жительства и родственные связи, что необходимо при изучении родословной семьи.

Реализация программы ориентирована на ребёнка, на развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к личностно-значимому и социально-приемлемому определению жизненных стратегий.

Цель:
- утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи;
- поиск и определение путей создания условий изучения и овладения детьми опытом поколений на основе семейных и общечеловеческих ценностей.

Задачи:
1. Формирование благоприятного эмоционального и психологического климата в семье.
2. Оказание помощи ребятам и взрослым в возрождении исторически сложившихся традиционных, семейных форм общения.

3. Содействие сплочению семьи, укрепление её связей между поколениями.

4. Знакомство учащихся с генеалогией - наукой, изучающей историю родов.
5. Воспитание уважения к предкам, любви к своему народу, к месту своего рождения.

6. Формирование умений восприятия и передачи жизненного опыта поколений.

7. Усвоение навыков культуры письменного общения с родными и друзьями.
Основные направления:

- сбор материала о своих близких, кто живёт рядом и в чьих судьбах отразилась история страны;

- сбор подлинных вещественных, письменных и других источников;

- исследование, изучение и использование материалов местных архивов, музеев.

В результате прохождения программного материала обучающийся будет иметь представление о:
- семейном укладе и традициях семьи;

-о том, где его корни и кто его предки;

-о взаимоотношениях родителей и детей;

знать:

- способы изображения родословных корней, генеалогического древа;

- историю создания своей семьи;

- памятные даты своих близких;

уметь:
-находить, оценивать, отбирать, беречь в семейном архиве наиболее ценные для последующих поколений материалы;

-применять практические навыки оформления и подачи находок и документов;
Результатом работы учащихся станет составление генеалогического древа своей семьи, составление

версий, подтверждающих историю своей фамилии.

Учебно-тематический план

Год обучения

Наименование тем

Количество часов

Формы контроля     всего теория практика   1 Моя родословная 10 5 5  



1.Вводное занятие. Понятие о родословной.   1   Беседа 2.Экскурсия в музее имени Н.Ф.Гастелло     1 Экскурсия Беседа 3.Экскурсия в музее «Дальняя авиация России»     1 Экскурсия Беседа 4. Обзорная экскурсия «История школы»     1 Экскурсия Беседа 5. Моя семья.   1   Аппликация 6.Поколение, потомки, предки.   1   беседа 7.Родословное дерево   1   просмотр 8.Практическое значение родословных в прошлом.     1 Беседа   9. Составление родословного древа семьи   1       10.Экскурсия в Историко-краеведческий музей     1 вопросы

2.

Я и мое имя 11 8 3   1.«Кто я?» «Где живу?»   1   Беседа 2.Что означают наши имена   1   Сочинение 3.Как родители выбирают имя ребенку   1   беседа 4.Имена и прозвища в Древней Руси   1   сообщение 5. Откуда к нам пришли наши имена.   1   сообщение 6.Тайны наших имен   1   Беседа сообщение 7.Имя и ангел хранитель   1     8.Моя фамилия. Мое отчество.   1   рисунок 9.Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом.     1 сообщение 10. «Говорящие фамилии»     1 Сочинение 11.Экскурсия к дому Н.Ф.Гастелло     1 Беседа 3. История моей семьи 7 4 3     1.Профессии моих родителей.     1 Беседа   2.Мои братья и сестры     1 Беседа   3.Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники.   1   Беседа   4. Кто, кому и кем доводится.   1   Беседа   5.Мои прабабушка и прадедушка   1   рисунок   6. Профессии моих предков.   1   Сообщение   7.Экскурсия по памятным местам города Мурома     1   4. Семейные обязанности и традиции 6 4 2     1.Что мы знаем о традициях   1   Беседа   2.Мир семейных увлечений     1 рисунок   3.Семейные обязанности.   1   Рисунок аппликация   4.Семейные традиции.   1   Беседа   5. Фамильный герб и фамильный девиз.     1 рисунок   6. Итоговое занятие.   1    

Содержание изучаемого курса. (34 часа)

Тема 1. Моя родословная (10 часов)

У каждого из нас своя история. Понятие родословной. Моя семья. Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки». Родословное дерево. Нужно ли знать свою родословную? Какие

события прошлого отразились в истории моей семьи.

Тема 2. Я и мое имя (11 часов)

Географические названия - свидетели прошлого. Знакомство с историей возникновения имен. Происхождение современных имен. Имя и прозвище. Влияние различных культур на возникновение имен. Значение имен. Откуда к нам пришли наши имена. Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины. История возникновения фамилий и отчеств. Историческое прошлое семьи. Что могут рассказать фамилии о прошлом.

Тема 3.История моей семьи (7 часов)

Профессии. Степени родства в семье. Связь поколений Профессии предков.

 Тема 4.Семейные обязанности и традиции

Знакомство с понятием «Традиции». Увлечение моей семьи. Обязанности членов семьи. Какие традиции в моей семье. Знакомство с символами семьи: гербом и девизом. Правила составления гербов.

Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи.

Год обучения

Наименование  тем

Количество часов

Формы контроля     всего теория Практ.зан   1. Мир глазами наших предков (как жили наши предки, какими видели мир вокруг себя). 8 4 4 беседа, конкурс рисунков 2. Тепло домашнего очага (история рода) 8 4 4 беседа 3. Семейно-бытовые обряды. (обряды, связанные с выбором имени, крещение, заговоры). 8 2 6 календарь традиций 4. Конкурс семей: «Русский человек без родни не живёт». 4 2 2 конкурс рисунков 5. Знатоки русской народной культуры 6 1 5 Беседа

Содержание 2 года обучения. (34 часа)


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.