О коллективной творческой деятельности и её организации — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

О коллективной творческой деятельности и её организации

2020-07-07 78
О коллективной творческой деятельности и её организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О коллективной творческой деятельности и её организации

Основным ресурсом развития класса, группы или отряда является потенциал детей и, прежде всего, их потребность в общении, во взаимопонимании, в испытании себя, в творчестве и их способность к доброжелательному уважительному взаимодействию с взрослыми. Придумывая вместе с детьми, мы всегда создадим то, что увлечёт большинство детей. Такая деятельность может быть организована посредством технологии коллективной творческой деятельности. Коллективная творческая деятельность создаётся участниками в процессе совместного поиска, при этом:

ü учитываются интересы и потребности каждого;

ü индивидуальные цели не противоречат общим целям группы;

ü коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле;

ü данная форма работы развивает творческие способности, так как является неповторимой.

Коллективные творческие дела – это, прежде всего, проявления практической заботы, решение вполне определенных жизненно важных задач, поэтому это дело. Их важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация, творческий характер. Это дело: коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями; творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач (9). 

Структура КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества:

Схема организации КТД

1. Предварительная работа. На этой стадии происходит так называемая "стартовая беседа", во время которой руководитель коллектива увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Привлекаются союзники, проходит сбор информации.

2. Коллективное планирование. Коллектив отвечает на вопросы: Для кого? Когда? Где? С кем вместе? Кто организует?

3. Коллективная подготовка к делу. Подготовка проходит по экипажам или временным объединениям, руководит подготовкой Совет Дела. Участники микрогрупп создают творческие проекты в своих коллективах.

4. Проведение КТД.

5. Коллективное подведение итогов.

6. Последействие  - изменения в традициях отряда после проведения дела. Общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов КТД, становится содержанием шестой стадии КТД - его ближайшего последействия. 

Руководитель коллектива организует использование воспитанниками в различных видах деятельности опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД.

Приведём пример придуманного нами коллективного творческого дела «Размышляем о песне». Мы хотим предложить именно это КТД, так как в жизни дружного отряда большое значение имеют песни. Песни туристические, вожатские, бардовские, шуточные… Песни создают настрой на дело, позволяют вызвать лирическое настроение на огоньке и т.д. Традиции лагеря связаны с орлятским кругом, с исполнением особых лагерных песен. Но сегодня приезжающие в лагерь школьники являются зачастую поклонниками различных музыкальных течений, направлений, рок-групп, исполнителей. Это создаёт условия для конфликтов, когда песня не объединяет, а разъединяет. Фанаты одного музыкального течения могут быть непримиримыми к вкусам поклонников других направлений, например, «попсы», народной песни.

«Размышления о песне»

Сплочённость людей между собой зависит от наличия общих, единых ценностей. Это характерно как для больших, так и для малых социальных групп: классных коллективов, подростковых клубов, неформальных объединений.

Впервые понятие «ценность» было введено Томасом и Знанецким в 1912 году. Под ценностями понимаются объекты и явления действительности, которые являются или могут являться предметом стремления, интереса, потребности для определённого субъекта. Если наличие общих ценностей у определённой группы людей приводит их к единению, то их отсутствие – к разобщению, отдалению людей друг от друга. Общих для всех ценностей существовать не может, и это нормально с точки зрения культурно-исторического развития общества. Одна историческая эпоха диктует те ценности, которые не являются значимыми для другой. Существование большого количества национальностей, вероисповеданий, субкультур обуславливает невозможность определения универсальных для всего социума ценностей. 

Цель: формирование ценностного отношения к мнению других людей.

Задачи:

1. понимание обоснованности мнения других людей;

2. осознание несовершенства собственного мнения;

3. принятие мнения окружающих как одной из возможных точек зрения;

4. способность найти позитивные стороны альтернативной точки зрения.

 

Разработка рассчитана на детей в возрасте 12-16 лет. Наиболее целесообразно вести обсуждение по микрогруппам, численностью 5-6 человек, что позволяет обеспечить личностную включённость каждого подростка. Если игра проводится в коллективе из 25 человек, то количество микрогрупп будет составлять 4-5. Для работы каждой микрогруппы необходимо предусмотреть отдельное помещение, магнитофон, аудиозапись соответствующей музыкальной композиции, текст стихов песни на каждого подростка.

Выбранные для дальнейшего обсуждения песни (по числу микрогрупп) должны существенно отличаться по стилю и степени популярности.

Для эффективной работы в каждой микрогруппе обязательно должен находиться подготовленный педагог или подготовленный ребёнок. Вожатый вместе с кем-то из воспитанников может взять на себя роль ведущего.

Этап. Легенда.

На данном этапе важную роль играет эмоциональный настрой коллектива. В данном случае целесообразно рассказать (не читать) легенду. В помещении можно создать полумрак, выключив свет и расставив зажжённые свечи. Слово ведущему:

Было это очень-очень давно. Тогда люди жили ещё все вместе. Вместе добывали пищу, вместе работали на общее благо, делили кров и никогда не ссорились друг с другом. Каждый день после захода солнца, когда повседневная работа заканчивалась, люди собирались возле костра – излюбленного места своих встреч, - грелись у огня, отдыхали и, по традиции, которая досталась им от предков, пели песни. За много веков сложилось так, что никто заранее не выбирал тех песен, которые будут звучать вечером. Достаточно было кому-то одному запеть, как другие тотчас подхватывали его песню.

И вот однажды когда люди как обычно заняли свои места у огня и начали петь, одни человек громко сказал: «Я не хочу петь эту песню, она мне не нравится, я предлагаю спеть другую!» И запел свою, ту, которая ему была по душе. Люди ничего ему не ответили, скрыли свою обиду и негодование и запели вместе с ним. Подобное произошло и в следующий вечер, и в следующий… Но долго так продолжаться не могло. Прошло совсем немного времени с того злополучного дня, а люди уже с неохотой шли вечером к общему костру и без воодушевления пели песни, а вскоре часть из них решила развести свой огонь где-нибудь неподалёку и петь то, что им больше всего нравится. Потом появился ещё один костёр и ещё… С тех пор прошли столетия, родилось и состарилось не одно поколение, но люди так и не смогли снова сесть за общий костёр…

Сегодня у вас есть возможность ответить на вопрос, почему же люди по-прежнему не хотят слушать и петь песни, которые слушают и поют другие, почему песни становятся причиной их непонимания, злобы, ненависти и агрессии.

Микрогруппы расходятся в заранее подготовленные для них помещения, соблюдая тишину, где и получают от педагога задания для работы.

Этап. Обмен мнениями.

Следующий этап подразумевает сбор всех микрогрупп в одном помещении. В произвольном или заранее определённом порядке несколько представителей от каждой микрогруппы должны представить песни, над которыми они работали: дать возможность прослушать их, познакомить с идеями песен, рассказать о «достоинствах» и «недостатках», о том, для кого они предназначены, какие потребности людей удовлетворяют.

Этап. Подведение итогов.

Микрогруппы в течение нескольких минут отвечают на вопрос: «Почему люди до сих пор не смогли объединиться, часто не могут без непонимания, злости и ненависти относиться к тем, кто не слушает ту музыку и не поёт те песни, которые нравятся им самим». Представитель микрогруппы оглашает общий ответ её членов. 

Слово ведущему:

С тех пор прошли столетия, родилось и состарилось не одно поколение, но люди так и не смогли снова сесть за общий костер…Сколько необходимо времени, чтобы из людских сердец исчезли непонимание, злоба, ненависть и агрессия, чтобы люди снова собрались возле одного костра, чтобы петь разные песни не знает никто, но зато с уверенностью можно сказать, что это зависит только от самих людей, от каждого из вас.

Одной из хорошо зарекомендовавших себя и педагогически эффективных форм работы с детьми в отряде является организация тематического дня. 

Тематический день

Тематический день - одна из форм коллективной творческой деятельности. Особенностью является то, что работа в отряде (во всём лагере) весь день строится на одной общей теме, идее. Достоинством тематического дня является то, что выбранную тему можно успеть рассмотреть достаточно глубоко, разносторонне и попробовать что-то сделать в данной тематической области.
Например, можно устроить в отряде День Страха. Для дня можно придумывать соответствующее идее дня название. Этот день можно назвать «Не бойся бояться». Примерный план дня:

Утро

Тематическая зарядка «Как мы боимся»

Познавательная игра-соревнование о страхах между экипажами «Верите ли Вы, что?» Вот вопросы для примера:

· Верите ли Вы, что ребёнок до двух лет часто не ведает страха?

· Верите ли Вы, что в Москве есть кинотеатр для просмотра фильмов ужасов, в котором места для зрителей выполнены в виде гробов? (Нет, такой кинотеатр есть в Париже)

· Верите ли Вы, что страх – помощник человека?

Час творческих заданий: изобразить при помощи пантомимы одно из эмоциональных состояний, связанных с переживанием разной степени страха, и придумать ситуацию, в которой это состояние могло возникнуть: тревожность зайцев, боязнь косуль, испуг пингвинов, ночной кошмар собачки, паника обезьян. Каждый экипаж изображает ситуацию, а остальные угадывают – что произошло, что демонстрирует экипаж и каково эмоциональное состояние изображаемых персонажей.

Выполнение упражнений на преодоление страха (Например, из книги В. Леви «Приручение страха»): Покажи страху язык. Чих на всё. Рычание на свой страх. Жуй Жуевич (разжевал и выплюнул свой страх). Рисуем и топчем свой страх. Расскажи о своём страхе. «Если тебе удалось освободить от страха хотя бы мизинец, значит, удастся освободить и всё остальное».

Подготовка экипажами своего задания для дальнейшей программы дня: придумать игру «Охотники за привидениями», сделать Комнату Страха, подготовить Вечер страшных историй – ведение, оформление и пр.

День

Игра «Охотники за привидениями»

Посещение комнаты страха.

Вечер

Коллективное творческое дело «Закончи сказку». Участникам предлагаются письма от жителей Волшебной страны, в которой они просят помощи. Ребята знакомятся со сложившейся в стране сложной ситуацией и готовят видеописьмо – ответ, в котором показывают, как эту ситуацию разрешить. Вот схематические основы, описывающие примеры таких ситуаций: 1. В одной стране Король узнал, что его сын принц боится лошадей и поэтому не участвует в охоте, а его дочь принцесса боится упасть во время танца на балу. Король велел собрать всех волшебников королевства и под страхом смерти приказал им уничтожить все страхи, существующие в королевстве. Волшебники исполнили волю Короля и наутро…

2. В течение многих лет Город Мастеров платил дань злой колдунье Бастинде. Но им надоело отдавать ей свои изделия, половину вырученных денег и они объявили, что больше не будут платить. На что колдунья ответила: «Раз так, я нашлю на вас своих демонов Страх и Ужас. Вы будете умолять меня взять дань, чтобы освободить от них».

Решая эти ситуация, ребята смогут проявить те знания, которые они получили в течение дня.

Ну а вечером мы можем рассказывать друг другу страшные истории (страшилки) и думать о том, зачем они существуют, какую функцию выполняют.

Дети очень любят участвовать в проведении Дня Девочек и, соответственно, Дня мальчиков. В День девочек можно проводить различные конкурсы, идеи для которых можно взять их из разных сказок: "Сегодня все девочки у нас - Золушки, а мальчики - принцы. Злая мачеха заставила Золушек натирать полы (конкурс танца), перебирать крупы (разноцветные квадратики), но Золушки у нас не унывают, они любят за работой попеть песни (конкурс песен),... " (Мальчики - августейшее жюри, выбирают самую умелую Золушку)

"Знаете сказку про Снежную Королеву? Она украла всех наших мальчиков и нам надо отыскать их, преодолев все трудности... " (Ребята могут в это время готовить девочкам подарки). Хотелось бы, чтобы итогом дня стало понимание, какие замечательные у нас в отряде девчонки.

Тематический день – это не несколько КТД на основе одной идеи. Важно сочетать информационные, обучающие, эмоциональные, практические и творческие формы работы. Можно провести День Игры, День Бантика, День Солнца, День Улыбок, День Дружбы, День Тайн сновидений, День Воды, День Понимания – существует бесконечное количество тем для выбора. Конечно, выбор темы зависит от возраста детей и от того, что им интересно. Проводимый тематический день хорошо бы сделать необычным, не похожим на остальные дни. Можно использовать различные сюрпризы. Например, в День Пожарника периодически устраивать тревоги, рассказав детям, что надо при этом одевать каски, хватать бутылки с водой, верёвки, лесенки и т.п. и выбегать на улицу за 1 минуту; или в День Шпионов всему отряду передвигаться по лагерю только короткими перебежками. Достаточно легко придумать концепцию дня, взяв за основу какую-нибудь профессию или род деятельности: День Спасателей, День Пиратов, День Поэтов, День Художников, Космонавтов. Конечно, важно выбирать такие темы, в которых разбирается сам вожатый и в которых он сможет чему-то научить детей и учиться вместе с ними.

Часто единой темой объединяют всю смену, например, берут экологическую проблематику, олимпийскую и пр. Во многих лагерях ведут игровые смены, события которых объединены игровым сюжетом и действующими в данном сюжете героями (хоббиты, мушкетёры и пр.). При этом организация тематических дней в отряде должна быть связана с общей тематикой игры. При подготовке тематического дня надо помнить, что в план дня утром лучше ставить информационные, обучающие формы работы, затем – практико-ориентированные, активные, подвижные, а вечером можно заняться творчеством. Перед сном особенно хорошо удаются эмоциональные, душевные вещи.        

Важно избегать банальностей и в выборе темы дня, и в его содержании. Они проводятся в лагерях неоднократно, и без дополнительного продумывания и внесения в них новых идей, иногда вырождаются во всеразрушающее буйство и неуправляемость, хотя если постараться и всё продумать можно сделать этот день весёлым, интересным и запоминающимся. День Самоуправления или День Нептуна являются традиционными для современных лагерей, поэтому нужно приложить немало усилий, чтобы сделать эти дни не шаблонными, а оригинальными, запоминающимися.

Приведём ещё один план дня для примера – Дня театра.

Утро:

К ребятам в гости приходит Муза театра – Мельпомена. Она проводит минивикторину, чтобы узнать, знают ли её ребята, стоит ли с ними общаться. Далее она вместе с ребятами смотрит один из современных небольших спектаклей и проводит его обсуждение. Важно, чтобы ребята поняли, что главным для театральной постановки является тема, идея спектакля и её образное выражение средствами театра как синтеза искусств.

Затем ребята приглашаются на занятия в театральный институт. Они получают зачётки и проходят обучение по таким дисциплинам как Сценарное творчество, Режиссура, Актёрское мастерство, Декорации и грим и пр. Далее они делают небольшие выпускные этюды – театральные зарисовки на тему. После их показа детям вручают аттестат о высшем театральном образовании.

После обеда театральные коллективы создают замысел своего спектакля, делают его афишу, изготавливают костюмы, начинают репетиции,

После ужина происходит демонстрация спектаклей, их обсуждение. Итогам дня становится вручение премий Театральной академии за лучшие роли, лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучший грим и пр.

Можно реализовать данный план в течение 2-3 дней, дополнив его такими событиями, как конкурс суфлёров, конкурс на лучший грим, конкурс актёрского мастерства, пресс-конференция режиссёров и т.д.

Кто организует КТД?
СОВЕТ ДЕЛА – это временный орган детского самоуправления, созданный для организации конкретного события (дела). В него входят по одному представителю от каждого микроколлектива,. Они являются организаторами проведения события, то есть придумывают общий план проведения дела, становятся его ведущими, определяют роль и задачи каждого экипажа, их место в процессе проведения дела. Каждый из них руководит в своей микрогруппе подготовкой к мероприятию, поэтому Совет Дела владеет информацией обо всём процессе подготовки, а члены отряда знают только то, что делает их экипаж, а остальное остаётся секретом.

ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА – это группа детей, добровольно объединившихся для подготовки и проведения какого-либо события. Как правило, это дети, которые лучше других разбираются в теме, с которой связано дело. Например, если планируется проведения вечера памяти Владимира Высоцкого, то его будут готов те, кто знаком с его творчеством, является его поклонником.

ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА – это группа детей, которые выступили с каким-то предложением, инициативой. Они же и становятся организаторами предложенного ими события. Часто это событие готовится по секрету.

Коллективное планирование – это школа обучения умению строить личную и общую радостную перспективу — ближнюю, среднюю, дальнюю. Этап коллективного планирования обеспечивает принятие детьми цели деятельности, обеспечивает активную позицию в процессе достижения цели, развивает социальную инициативу, общие прогностические способности, умение планировать, способность к согласованию целевых характеристик, решений, способствует успешности реализации задуманного.

Перспективное планирование может включать в себя:

— поиск и выбор важнейших дел или серий дел на пользу и радость своему коллективу;   
— поиск и выбор героя или героев, жизнь которых будет изучаться всеми членами коллектива, образ которых будет воплощаться в играх, будет примером и образцом в повседневной работе и самовоспитании;

— установление обычаев, организующих отдельные стороны жизни коллектива, например ритуала смены капитанов экипажей, начала и окончания общего сбора, вечернего огонька.

Перспективное планирование может происходить на первом общем сборе — рождения коллектива, на общем сборе-старте смены. Мы знакомим ребят с общелагерным планом проведения смены, с тематикой смены. При подготовке к коллективному планированию смены можно предложить детям написать, в чём они хотели бы себя попробовать, что испытать, чему научиться в детском лагере или чего достичь (главной роли в спектакле, найти новых друзей и т.д.).

Для того, чтобы каждый член коллектива действительно стал активным участником перспективного планирования, мы используем работу экипажей. В экипаже в процесс обсуждения всех вопросов активно включён каждый ребёнок, при выработке предложений, решений учитывается мнение каждого. Для создания плана работы отряда можно использовать такие приемы коллективной организаторской деятельности:

— конкурс между микроколлективами на лучшие предложения о жизни отряда;
— анкета-копилка типа «Хочу, чтобы было так» или «Думаю — мечтаю — предлагаю»; 
— специальная газета-молния;
— закрытый конкурс на лучшие предложения о жизни коллектива, в котором могут принять участие все желающие, ребята и взрослые, лично или с товарищами, причем каждый автор (или группа авторов) подает свои предложения в пакете под девизом вместе с другим запечатанным пакетом, в котором раскрывается авторство (эти вторые пакеты обнародуются только после рассмотрения и оценки всех предложений под девизами).

Здесь же определяется, кто будет участвовать в каждом деле (весь коллектив или отдельные первичные (микро-) коллективы — по желанию или сводные объединения добровольцев) и кто будет организатором того или иного дела: или совет коллектива (он может быть избран на этом же сборе на новый срок, например на месяц или на период школьного года), или специальный «совет дела» (штаб, комиссии и т. п.) из представителей всех первичных коллективов, отвечающий за подготовку и проведение данного дела, или командир сводного отряда.

Этап подведения итогов

Подведение итогов – анализ - представляет собой самостоятельную деятельность – оценивание, обслуживающую другие виды деятельности. Этот этап сопряжен с выявлением причин успехов и неудач, извлечением уроков на будущее, вычленением смысла сделанного, осознанием эффективности использованных средств и методов, анализом вклада каждого.

 Подведение итогов происходит на общем сборе-огоньке, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы – задачи на размышление. Анализируются не только дела, но и отношения, поступки, проявленные качества личности.

Условие организации коллективного анализа: работа малых групп, в которых своё мнение, суждение высказывает каждый и происходит обобщение суждений. На общем разговоре мы заслушиваем мнения групп по заранее составленным вопросам. Традиционные вопросы для обсуждения:

1.Что нам особенно понравилось за прошедший период и почему?

Кому мы хотим сказать спасибо?

2. Что не удалось, не понравилось и почему? Что нам хотелось бы изменить?

3. Какие уроки извлечём на будущее? Возникшие предложения.

Существуют негласные правила проведения обсуждения дня в микрогруппе. Одно из них – начинают разговор с самого малоопытного члена отряда, кто младше, не уверен в себе. Ведь если начнут говорить более опытные ребята, то новички будут стесняться и могут вообще промолчать. Другое правило заключается в том, что если ты не можешь ничего сказать положительного о дне, о работе дежурного командира или по любому другому вопросу, то лучше не говорить вообще. Это правило для тех, кто не умеет ничему радоваться, а только вносит пессимистические настроения. Если ты критикуешь, то важно объяснить свою позицию, уточнить, что именно не понравилось и почему.

При обсуждении заслушивается мнение групп сначала по одному вопросу, происходит обобщение мнений, формулировка общего мнения, принятого решения. Только затем мы переходим к другому вопросу. Необходимо продумать способ сбора и обработки информации, поступающей в процессе коллективного анализа. Можно вести протокол обсуждения, просить каждую группу сдать свои мнения, суждения письменно, может работать пресс-центр, который фиксирует основные идеи и результаты коллективной мыследеятельности.

Формы коллективного анализа могут быть разнообразными: творческие отчёты, просмотр видеоклипов о прожитом периоде жизни, игра-испытание “Чему мы научились”, ”Какими мы стали”, работа проблемных лабораторий, КВН и т. д. Огоньки - анализы дня желательно проводить ежедневно. Их цель: проанализировать прошедший день - что было хорошего, плохого, как можно изменить ситуацию, определить план на завтрашний день. Здесь не обязательно высказываться каждому ребенку. Варианты могут быть следующие:

1. Говорят желающие.

2. Один человек говорит, затем передает “свободный микрофон”, кому пожелает.

3. Вожатый передает “свободный микрофон” кому пожелает.

    Начинать и заканчивать общий сбор можно песней. Общий сбор подведения итогов не должен быть длинным – высказались по делу, поблагодарили наиболее запомнившихся участников, спели песню и разошлись по спальням. Огонек - анализ дня идет 15-20 минут.

    При проведении итогового общего сбора старайтесь не ограничиваться одной формой, подключайте свое творчество.

Некоторые варианты:

1. Белые и черные камни, которые вы собрали на прогулке, могут быть символом хорошего и плохого.

2. Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить “кирпичи” из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, каким был прошедший день.

3. Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому, и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.

4. Вечер «Спасибо». На этом вечере говорят: “Спасибо” одному человеку из отряда, уточняя за что. Затем говорят спасибо второму члену отряда и т.д. Такой анализ эффективно проводить после эмоционального спада.

 

Разговор “Расскажи мне обо мне”, обсуждение и оценка дня, дела, периода – это не просто “нравится – не нравится”, это особая сложно организованная общая работа. Хорошо провести анализ – тяжелей, чем самый трудный урок. Результатом коллективного анализа становится оценочное суждение, присвоенное детьми, то есть осуществленные на индивидуальном уровне выводы, представления, скорректированное отношение к предмету состоявшейся деятельности, к отряду и к самому себе. Обогащение сознания, чувственного опыта, изменение системы отношений к себе и к миру – это и есть результат воспитания. Таким образом, этап подведения итогов становится главным педагогическим звеном цикла деятельности, так как обеспечивает переход социальной внешней деятельности во внутреннюю. Поэтому сбор-подведение итогов необходимо продумывать, готовить заранее.

    Сущностью описанной выше коллективной организаторской деятельности является активное участие каждого во всех этапах цикла управления. В коллективной организаторской деятельности субъектом самоуправления становится весь коллектив. Механизмом включения каждого в выполнение властных функций является опора на микроколлективы и временные объединения воспитанников, постоянная смена тех, кто выполняет руководящие роли. И.П. Иванов показал, что последовательное применение в единстве всех трёх этапов КОД для решения жизненно-практических задач неизбежно ведёт к развитию коллектива и уровня его организованности. Например, если планирование работы проводилось в виде конкурса на лучшее предложение между экипажами, то первоначально каждое звено может добиваться победы в конкурсе, а не принятия лучших для всех решений. Но если затем ребята сами воплощают спланированное, сами анализируют результаты, то для них становятся очевидными допущенные ошибки. Так если при анализе выполненного дела станет ясно, что для его подготовки не хватило времени, значит, на этапе планирования формально подошли к вопросу о сроках проведения и в следующий раз это будет учтено. Каждый вопрос планирования благодаря приобретённому опыту становится понятен и значим. Здесь важно при анализе умение руководителя выдвигать проблемные вопросы-задачи, направлять мысль и усилия ребят на главное. Самыми важными вопросами планирования всегда остаются вопросы «что делать?» и «для кого делать?», но на собственном опыте ребята убеждаются в том, что успешное осуществление задуманного зависит и от выбора организаторов, участников, места действия и т.д. У самого коллектива появляется потребность в предварительной разведке, подготовке к планированию.

Детское самоуправление может реализоваться на практике с искажениями. Например, коллективное планирование может подменяться обсуждением уже готового плана, чередование традиционных творческих поручений – системой нарядов по очереди, сбор-огонек – педагогическими разборками или чаепитием с танцами и т.д. Хотелось бы, чтобы мы работали неформально, и чтобы самоуправление в отряде стало источником роста наших воспитанников.

 

О коллективной творческой деятельности и её организации

Основным ресурсом развития класса, группы или отряда является потенциал детей и, прежде всего, их потребность в общении, во взаимопонимании, в испытании себя, в творчестве и их способность к доброжелательному уважительному взаимодействию с взрослыми. Придумывая вместе с детьми, мы всегда создадим то, что увлечёт большинство детей. Такая деятельность может быть организована посредством технологии коллективной творческой деятельности. Коллективная творческая деятельность создаётся участниками в процессе совместного поиска, при этом:

ü учитываются интересы и потребности каждого;

ü индивидуальные цели не противоречат общим целям группы;

ü коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле;

ü данная форма работы развивает творческие способности, так как является неповторимой.

Коллективные творческие дела – это, прежде всего, проявления практической заботы, решение вполне определенных жизненно важных задач, поэтому это дело. Их важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация, творческий характер. Это дело: коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями; творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач (9). 

Структура КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества:

Схема организации КТД

1. Предварительная работа. На этой стадии происходит так называемая "стартовая беседа", во время которой руководитель коллектива увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Привлекаются союзники, проходит сбор информации.

2. Коллективное планирование. Коллектив отвечает на вопросы: Для кого? Когда? Где? С кем вместе? Кто организует?

3. Коллективная подготовка к делу. Подготовка проходит по экипажам или временным объединениям, руководит подготовкой Совет Дела. Участники микрогрупп создают творческие проекты в своих коллективах.

4. Проведение КТД.

5. Коллективное подведение итогов.

6. Последействие  - изменения в традициях отряда после проведения дела. Общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов КТД, становится содержанием шестой стадии КТД - его ближайшего последействия. 

Руководитель коллектива организует использование воспитанниками в различных видах деятельности опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД.

Приведём пример придуманного нами коллективного творческого дела «Размышляем о песне». Мы хотим предложить именно это КТД, так как в жизни дружного отряда большое значение имеют песни. Песни туристические, вожатские, бардовские, шуточные… Песни создают настрой на дело, позволяют вызвать лирическое настроение на огоньке и т.д. Традиции лагеря связаны с орлятским кругом, с исполнением особых лагерных песен. Но сегодня приезжающие в лагерь школьники являются зачастую поклонниками различных музыкальных течений, направлений, рок-групп, исполнителей. Это создаёт условия для конфликтов, когда песня не объединяет, а разъединяет. Фанаты одного музыкального течения могут быть непримиримыми к вкусам поклонников других направлений, например, «попсы», народной песни.

«Размышления о песне»

Сплочённость людей между собой зависит от наличия общих, единых ценностей. Это характерно как для больших, так и для малых социальных групп: классных коллективов, подростковых клубов, неформальных объединений.

Впервые понятие «ценность» было введено Томасом и Знанецким в 1912 году. Под ценностями понимаются объекты и явления действительности, которые являются или могут являться предметом стремления, интереса, потребности для определённого субъекта. Если наличие общих ценностей у определённой группы людей приводит их к единению, то их отсутствие – к разобщению, отдалению людей друг от друга. Общих для всех ценностей существовать не может, и это нормально с точки зрения культурно-исторического развития общества. Одна историческая эпоха диктует те ценности, которые не являются значимыми для другой. Существование большого количества национальностей, вероисповеданий, субкультур обуславливает невозможность определения универсальных для всего социума ценностей. 

Цель: формирование ценностного отношения к мнению других людей.

Задачи:

1. понимание обоснованности мнения других людей;

2. осознание несовершенства собственного мнения;

3. принятие мнения окружающих как одной из возможных точек зрения;

4. способность найти позитивные стороны альтернативной точки зрения.

 

Разработка рассчитана на детей в возрасте 12-16 лет. Наиболее целесообразно вести обсуждение по микрогруппам, численностью 5-6 человек, что позволяет обеспечить личностную включённость каждого подростка. Если игра проводится в коллективе из 25 человек, то количество микрогрупп будет составлять 4-5. Для работы каждой микрогруппы необходимо предусмотреть отдельное помещение, магнитофон, аудиозапись соответствующей музыкальной композиции, текст стихов песни на каждого подростка.

Выбранные для дальнейшего обсуждения песни (по числу микрогрупп) должны существенно отличаться по стилю и степени популярности.

Для эффективной работы в каждой микрогруппе обязательно должен находиться подготовленный педагог или подготовленный ребёнок. Вожатый вместе с кем-то из воспитанников может взять на себя роль ведущего.

Этап. Легенда.

На данном этапе важную роль играет эмоциональный настрой коллектива. В данном случае целесообразно рассказать (не читать) легенду. В помещении можно создать полумрак, выключив свет и расставив зажжённые свечи. Слово ведущему:

Было это очень-очень давно. Тогда люди жили ещё все вместе. Вместе добывали пищу, вместе работали на общее благо, делили кров и никогда не ссорились друг с другом. Каждый день после захода солнца, когда повседневная работа заканчивалась, люди собирались возле костра – излюбленного места своих встреч, - грелись у огня, отдыхали и, по традиции, которая досталась им от предков, пели песни. За много веков сложилось так, что никто заранее не выбирал тех песен, которые будут звучать вечером. Достаточно было кому-то одному запеть, как другие тотчас подхватывали его песню.

И вот однажды когда люди как обычно заняли свои места у огня и начали петь, одни человек громко сказал: «Я не хочу петь эту песню, она мне не нравится, я предлагаю спеть другую!» И запел свою, ту, которая ему была по душе. Люди ничего ему не ответили, скрыли свою обиду и негодование и запели вместе с ним. Подобное произошло и в следующий вечер, и в следующий… Но долго так продолжаться не могло. Прошло совсем немного времени с того злополучного дня, а люди уже с неохотой шли вечером к общему костру и без воодушевления пели песни, а вскоре часть из них решила развести свой огонь где-нибудь неподалёку и петь то, что им больше всего нравится. Потом


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.